Харе Кришна, дорогие друзья! Примите, пожалуйста, наши поклоны.

29 декабря по солнечному календарю Шрила Гурудев, ом вишнупад аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, вошел в нитья-лилу. У Вайшнавов не принято отмечать дни явления и ухода ачарий гуру-варги по солнечному календарю. Однако разве можно забыть 29 декабря 2010 года? Трудно поверить, но прошло уже семь лет. Как изменилась наша садхана? Каковы теперь наши сердечные устремления? Куда нам двигаться дальше? В этот день мы представляем лекцию ом вишнупад аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Ваманы Госвами Махараджа, которая наполнена бесценными наставлениями и милостью. Данная лекция была выпущена в журнале «Harmonist», в особом выпуске на Картику 2005 года, посвященном Шри Шримад Бхактиведанте Вамане Госвами Махараджу.

В надежде служить Хари, Гуру и Вайшнавам,

команда Бхакта-бандхав

 

Шри Шримад Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж

В день ухода Шрилы Гуру-пада-падмы загляните в свое сердце

5 октября 1998 года, Шри Шьямасундара Гаудия Матх, Силигури (Западная Бенгалия)

Никогда не забывайте Шри Гуру

Сегодня особый праздник, венчающий начало последнего месяца нашей Чатурмасья-враты. Последний месяц Чатурмасьи называется Картика-врата, Урджа-врата или Дамодара-врата. Так как сегодня происходит и шарадия-раса-ятра, осенний танец раса Кришны, это пробуждает особые воспоминания о дне ухода нашего высокочтимого Шрилы Гуру-пада-падмы, нитья-лила-правишта ом вишнупада аштоттара-шата Шри Шримад Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа. Поэтому я начинаю свою речь с предложения молитв лотосным стопам Шрилы Гуру-пада-падмы. Я молю его, чтобы у меня всегда усиливалось желание совершать садхана-бхаджан.

Сегодня вираха-титхи нашего Гурудева, день, отмеченный разлукой с ним. Хотя дни ухода и явления ачарий нашей Гаудия гуру-варги равнозначны, люди полагают, что необходимо с верой предаваться своему Гурудеву до тех пор, пока тот присутствует в этом мире физически. Как только Гурудев исчезает или, другими словами, заканчивает свои проявленные игры, они, как правило, его забывают. Однако такое не случится, если непрерывно служить Шри Хари, Гуру и Вайшнавам. Невозможно забыть тех, о ком постоянно думаешь. Если же мы стремимся получить от них какую-то выгоду, то очень легко их забудем.

Забвение Бхагавана – единственная причина всех наших страданий.

бхаям двития абхиннивешатах сьяд

ишад апетасья випарьяо ‘смритих

тан-майяято будха абхаджет там

бхактьяикайешам гуру-девата атма

(Шримад-Бхагаватам, 11.2.37)

Привлеченная майей, иллюзорной энергией Бхагавана, джива отворачивается от Него и забывает присущую ей природу. В результате она начинает считать себя материальным телом и таким образом думает: «Я полубог», «Я человек» и т.д. На этой стадии телесного отождествления она боится старости, болезней и многого другого. Поэтому знатоки истины должны считать своего гуру ишварой, Всевышним. Другими словами, они должны видеть в нем своего повелителя, который неотличен от Бхагавана и необычайно дорог Ему. С исключительной преданностью они должны совершать поклонение тому ишваре, то есть своему гуру.

Наши ошибки и горести являются следствием забвения Бхагавана. До тех пор, пока мы не начнем памятовать Шри Гуру и Вайшнавов, удача памятовать Бхагавана также не посетит нас. Поэтому во время практики бхаджана крайне важно в первую очередь медитировать на Шри Гуру и Вайшнавов. Сначала нужно молиться им о милости, только тогда получится возносить молитвы о служении Бхагавану Шри Хари. В писаниях говорится, что таков единственный способ медитации на Бхагавана.

Шри Гуру – наш постоянный наставник

До тех пор, пока Шрила Гурудев физически присутствует, у нас должно быть желание обучаться у него процессу садхана-бхаджана. Но вместо этого нас намного больше интересуют ответы на  вопросы: «Как мне зарабатывать на жизнь?», «Как я должен принимать пищу?» и «Как я должен одеваться?» Для истинных садхаков еда, сон и одежды не имеют особой важности. Такие садхаки ценят лишь то, что имеет отношение к садхана-бхаджану.

Шрила Гурудев дает нам наставления: «Воспевайте святое имя, повторяйте мантры, такие как гаятри-мантры; участвуйте в обсуждениях духовных тем и книг о преданности; проводите Божествам арчану и пуджу. Совершайте садхана-бхакти и старайтесь постепенно развиваться».

В настоящее время мы не имеем правильного представления о садхана-бхакти, бхава-бхакти и према-бхакти. Если бы мы понимали эти темы, тогда только о них и размышляли бы. Но что нам делать, если это не так?

дехо-гехо-калатради чинта авирата

джагичхе хридое мора буддхи кори’ хата

хай хай нахи бхави, анитья э саба

дживана вигате котха рохибе вайбхава

(Шри Кальяна-калпатару, 2 ветвь, часть 2, песня 4)

«В моем сердце постоянно живет беспокойство за свое тело, дом, жену, родственников и исполнение долга перед обществом. Эти тревоги жгут меня изнутри и разрушают мой разум. Увы, увы! Я не понимаю, что все, к чему я так привязан, временно. Разве смогу я сохранить материальное богатство после смерти?»

Авторы писаний и великие Вайшнавы (махаджаны) говорят нам, что тело это временно, и все же мы забываем об этом.

Невзирая на свои недостатки, мы должны терпеливо прилагать усилия. Самое главное – это выполнять наставления Хари, Гуру и Вайшнавов. Мы снова и снова слушаем об этом, однако ни наше сердце, ни наш ум не могут сохранить услышанное. И даже если мы что-то удерживаем, то не более чем в виде информации, которая не имеет истинной ценности. Нужно практиковать услышанное и жить согласно этому. Только тогда то, что мы услышали, приобретет для нас истинный смысл. Но, хотя мы слушаем, слушаем и еще раз слушаем, все быстро забывается.

«Шри Шикшаштака» – завершенный процесс

Мы часто наблюдаем, что новички, которые только вступили на путь садхана-бхаджана, полны энтузиазма, но со временем все для них становится обыденным, и их воодушевление угасает.

Что же нам поможет в таком случае? Как нам практиковать садхану? «Шри Шикшаштака», наставления Шри Чайтаньи Махапрабху, прежде была известна как садхана-патха, путь садханы. Мы можем вступить на путь садханы, однако со временем забываем его. Почему возникает забывчивость, ведь мы день за днем повторяем ту же самую «Шикшаштаку»? Куда улетучиваются наши энтузиазм и терпение? На самом деле это показатель того, что мы не совершаем садхану с антара-ништхой, внутренней твердой верой.

Другой причиной забвения процесса садханы могут быть и чрезмерные усилия. Нам нужно хорошенько обдумать, стала ли эта забывчивость следствием чрезмерных стараний или же, наоборот, недостатком прилагаемых усилий. «Шикшаштака» Шримана Махапрабху начинается с виджаяте шри кришна-санкиртанам – «победа совместному воспеванию святого имени Шри Кришны!», а заканчивается стихами о плаче по Кришне. Дается и начало процесса, и его завершение. Если я только вступил на путь садханы, как же я смогу плакать? Человек заплачет только тогда, когда в чем-то нуждается, в чем-то особенном. Есть ли у нас представление о нашей высшей потребности?

Не меньше, чем абсолютное счастье

Я хочу получить милость Шри Гуру, Вайшнавов и Бхагавана. Подобное размышление, безусловно, усиливает желание достичь высшей цели. Как? Представители нашей гуру-варги говорят, что если мы хотим осознать свое высшее устремление, то не нужно ограничиваться только желанием – это не поможет обрести то, что мы хотим. Артха-шастра (ведическое писание о материальном процветании) учит людей ограничивать свое стремление к счастью. Почему? «Налпе сукхам асти бхумаива сукхам – в этом мире нет счастья». Этот мир полон ограничений. Единственная обитель абсолютного счастья – это Бхагаван. В царстве парама-артхи, высшего духовного богатства, ограничения не имеют никакой ценности. Нас не должно удовлетворять ограниченное счастье этого мира, иначе мы будем обмануты.

Тот, кто принимает за истину утверждение бхумаива сукхам – «Бхагаван является источником высшего счастья», должен приложить усилия, чтобы обрести счастье. В писаниях говорится: «ятне крите яди на сидхьяти ко’тра дошах – если, несмотря на мои старания, у меня так и не получается достичь Его, тогда что мне следует делать? В чем моя ошибка?» Кто будет решать, приложил ли я максимум усилий для этого или нет? Кто измерит степень моего стремления к садхана-бхаджану? И кто мне это объяснит? Необходимо обдумать данный момент. Человек должен знать, сколько ему потребуется усилий, чтобы действительно достичь успеха.

Измерение степени нашего прогресса

Джагад-гуру Шрила Бхактивинода Тхакур говорил: «Каждые пятнадцать дней, в Экадаши, человеку нужно отмечать, насколько он продвинулся в практике садхана-бхаджана». Но мы не делаем этого. А как это отмечать – на бумаге или в своем сердце? Только если мы запишем это в своем сердце, тогда получится проанализировать степень нашего прогресса. В каждый Экадаши преданный должен отмечать, сколько он вычитал харинамы за последние две недели, сколько времени провел за обсуждением шастр и сколько служения совершил. Только тогда можно понять, развивается ли он или же катится назад.

Порой, слушая следующую сиддханту, мы впадаем в уныние.

нитья-сиддха-кришна-према ‘садхья’ кабху ная

шраванади-шуддха-читте карайе удая

(Чайтанья-чаритамрита, Мадхья, 22.107)

«Кришна-према вечно присутствует в сердце дживы. Она не относится к категории того, что можно получить извне. По милости сад-гуру эта чистая любовь естественным образом пробуждается в сердце, очищенном практикой таких составляющих бхакти, как слушание, воспевание и памятование игр Кришны».

Слушая о том, что необходимо для достижения моей цели, я задумываюсь: а достигну ли я когда-нибудь успеха? И тогда мой энтузиазм начинает угасать, и у меня появляются сомнения касательно силы собственной решимости. Если подобные сомнения не уходят, то Абсолютную Реальность не достичь. Шрила Парикшит Махарадж много слушал хари-хатхи, и его представление о том, что от него требуется на пути преданности, осталось неизменным. Если наша уверенность в успехе поколеблется, мы должны просто двигаться дальше с того момента, на котором остановились в слушании, изучении и практике.

Мы должны постоянно думать о том, способны ли мы следовать всем наставлениям, которые нам дали Гаудия-вайшнавы. Однако еще важнее задуматься, приняли ли мы эти наставления в своем сердце, стараемся ли понять их?

Всем известна поговорка: «Было бы желание, а способ найдется». Про себя мы отмечаем, что, хотя и хотим практиковать правильно, но у нас ничего не получается. Так ли это на самом деле? Если у нас есть сильное желание и если мы честны и лишены притворства, то непременно достигнем успеха. Нужно спрашивать себя: «Сколько усилий я прикладываю в своей практике? И в какой степени я должен стараться, чтобы считать свои попытки развиваться в садхане достаточными? То, что я считаю пределом приложенных усилий в садхана-бхаджане, может в действительности оказаться лишь самым началом». Данный процесс далеко не прост.

Единственное богатство в жизни

Сам Шри Чайтанья Махапрабху произнес:

ки каджа санньясе мора, према прайоджана

даса кори деха море ветана према-дхана

«Какой для Меня смысл в санньясе? Моя единственная цель – это према. Поэтому, о Бхагаван, пожалуйста, прими Меня Своим слугой и одари сокровищем премы».

Приходило ли подобное когда-нибудь нам в голову? В писаниях говорится: «панча-ашордхвам ванам враджет – когда человеку исполняется пятьдесят лет, он должен удалиться в лес и совершать там хари-бхаджан». В данный период жизни нужно исключительно посвятить себя развитию преданности Шри Хари. Однако с точки зрения Прахлады Махараджа не стоит ждать, пока исполнится пятьдесят лет. Если предположить, что жизнь длится сто лет, то половина ее уходит на сон. Если кто-то живет пятьдесят лет, то сон занимает двадцать пять лет его жизни. Поэтому оставшуюся половину жизни мы должны быть сосредоточены на нашем садхана-бхаджане.

Получившие реализацию никогда ее никому не раскроют. Почему? Эта реализация – парама-артха, высшее сокровище, которое нельзя разглашать. Те, кто рассказывает другим о полученном богатстве, – словно бедняки, которые бахвалятся несколькими рупиями в своем кошельке, хотя в действительности гордиться им нечем. Разумные личности никогда не будут рассказывать на каждом углу о своем высшем сокровище, зная, что этим можно навлечь беду.

В «Шримад-Бхагаватам» говорится: «Деньги трудно заработать, сохранить и очень жалко тратить». И тем не менее многие из нас только и делают, что гонятся за деньгами. Когда же нас спрашивают: «Для чего вам эти деньги?», мы отвечаем: «Для служения Хари, Гуру и Вайшнавам. В конце концов мы их слуги, об этом написано в писаниях». Но действительно ли у нас есть есть понимание этого?

В первую очередь нужно изучить и понять учение Шри Чайтаньи Махапрабху, которое является таттвой и сиддхантой «Шри Чайтанья-чаритамриты». Без такого понимания мы не сможем совершать садхана-бхаджан, где первым, важнейшим шагом является понимание, что благоприятно для нашего бхаджана, а что нет. Тем не менее недостаточно просто получить это знание – необходимо всю свою жизнь практиковать то, чему обучились.