ПРАЗДНИКИШРИЛА ГУРУДЕВРадхаштами

Отрывок из «Шри Гуру-даршаны», 3 том, 24 гл.

Радха Кришна Сева КунджаИз всех праздников в календаре Гаудия-вайшнавов ни один не сравнится с Радхаштами – днем явления Вришабхану-раджа-нандини, Шримати Радхи Тхакурани. Благодаря стараниям Шрилы Гурудева Шри Кешаваджи Гаудия Матх каждый год был прекрасно украшен к этому дню, а в сам Радхаштами устраивалось грандиозное пиршество. Подготовка к празднику начиналась за несколько дней: брахмачари вместе с матхураваси украшали гирляндами храм и собирали продукты для пира, на который приходили тысячи гостей.

Утром в день Радхаштами после бхаджанов и хари-катхи несколько групп преданных отправлялись с киртаном по разным районам Матхуры, а местные жители уже ждали их с подарками на день рождения Шримати Радхики. Все вместе они шли в храм, неся на голове разноцветные корзины с шелковыми тканями, украшениями, сладостями… Под кульминационные звуки санкиртаны подарки укладывали перед Радха-Винода-бихари. Затем группа деревенских жителей начинала исполнять песни по случаю явления Шримати Радхики. В это время Божества Радхи-Кришны омывали молоком, йогуртом, медом, гхи, сахаром и водой из святых мест. Празднование продолжалось весь день. Вечером, после хари-катхи, прославляющей Шримати Радхарани, актеры из Матхуры показывали танцы и спектакли об играх Радхи-Кришны.

Многие матхураваси, которые обычно отдавали предпочтение Рукмини-Дваракадхишу и каждый день посещали храм Дваракадхиша, расположенный в десяти минутах ходьбы от Холи Гейт, стали обращаться к Гурудеву, привлеченные его личностью, за советами и помощью. Один из таких местных жителей однажды в Радхаштами спросил Гурудева: «Рукмини и царицы Двараки являются законными женами Кришны, тем не менее вы не празднуете ни день явления Рукмини, ни день ее свадебной церемонии с Кришной. Почему же вы отмечаете Радхаштами? Почему вы отдаете предпочтение Радхарани и гопи

Шрила Гурудев сказал: «Любовь Шримати Радхики и Ее воплощений, враджа-деви, безупречна и направлена исключительно на Кришну. Царицы Двараки также являются воплощениями Шримати Радхики, как подтверждается в писаниях:

 

деви кришна-майи прокта радхика пара-девата

сарва-лакшми-майи сарва-кантих саммохини пара

(Ч.-ч., Ади, 4.83)

 

“Шримати Радхика – Верховная Богиня (пара-девата),  источник удивительных любовных развлечений (деви). Неотличная от Шри Кришны, Она постоянно поглощена Им одним (кришна-майи). Она прибежище всех богинь процветания (сарва-лакшми-майи). Олицетворение всего великолепия, Она необыкновенно прекрасна (сарва-кантих), а Своими достоинствами чарует сердце (саммохини) Кришны”.

 

Шримати Радхика – это сварупа-шакти, все богини проявились из Нее. Она единственная возлюбленная Кришны, в каком бы облике Он ни пребывал. Только чтобы доставить Кришне удовольствие, Она становится бесчисленными гопи. Сита, все богини Лакшми и царицы Двараки также являются Ее экспансиями, поэтому не нужно поклоняться им отдельно. Поклоняясь Самой Шримати Радхике, вы автоматически удовлетворите все Ее экспансии.

Хотя царицы Двараки – воплощения Шримати Радхики, их любовь направлена не только на Кришну, но и на детей и родственников, а также ослаблена несметными богатствами, которыми они владеют. Мы поклоняемся Шримати Радхике и гопи, поскольку они ни с кем не делятся своей любовью к Кришне, и их любовь несравненна.

Однажды в солнечное затмение Кришна привез цариц Двараки на Курукшетру. Также Он пригласил туда и враджаваси. Царицы, гордые своим положением и роскошью, преисполнились ревности к гопи. Они попытались впечатлить гопи, пожертвовав мудрецам столько драгоценностей, сколько весит Кришна. Чтобы показать превосходство любви Шримати Радхики, Кришна встал на одну чашу весов, а на другую царицы сложили свои украшения. Однако сколько бы они ни складывали, чаши не могли сравняться.

Тогда Кришна сказал царицам, чтобы они спросили у гопи: есть ли у них что-то такое, что может перевесить Его Самого? Услышав это, Шримати Радхика положила листик Туласи, омытый в одной Ее слезинке, на весы, и чаша с Кришной тут же взмыла в воздух! Верховного Господа, в теле которого покоятся бесчисленные вселенные, перевесил один-единственный листик Туласи, омытый в наполненной любовью слезе Шримати Радхики. Так Кришна показал царицам, что никакие сокровища, которыми они обладают, не могут покорить Его, однако простой жест любви Радхики затмевает всю Его славу.

Находясь в Двараке или Матхуре, Кришна тоскует по Шримати Радхике и молится Ей: “О Моя Богиня Радха! Я непрестанно думаю о Тебе! В том или ином образе Я всегда нахожусь во Врадже, страстно желая обрести пыль с Твоих лотосных стоп. В разлуке с Тобой Я забыл обо всем и памятую только Твой прекрасный облик, Твои сладостные качества и время, проведенное вместе”. Радхика, разлученная с Кришной, также испытывает сильные страдания. Повсюду Она видит лишь Своего возлюбленного, всё служит Ей напоминанием о Нем. Мысли Шримати Радхики только о Кришне.

Даже если вы не можете понять славу Шримати Радхики, просто выражайте почтение и молитесь Ей – так ваша жизнь увенчается успехом. Ее зовут Радхика, потому что только Она может исполнять все желания Кришны, а также потому, что Сам Кришна поклоняется Ей (например, покинув танец раса, Кришна блуждал в поисках Шримати Радхики, и, найдя, служил Ей в уединенной беседке).

Если вы хотите обрести блаженство высшей любви – служение Радхе-Кришне во Вриндаване, стремитесь принять прибежище враджа-деви. Вы не сможете войти во Врадж, просто приняв отречение или поклоняясь Божественной Чете с благоговением. Враджаваси никогда не молятся Кришне: «Джая Джагадиша Харе! Вся слава Господину Вселенной!» Поклонение Радхе-Кришне, наряженным в роскошные одежды и украшения, в настроении благоговейного трепета – это на самом деле поклонение Лакшми-Нараяне. Этим душа не утолит свою жажду любви. Поэтому вы должны служить Божественной Чете Радхе-Кришне под руководством враджа-деви, с таким же настроением, как у них – тогда вы сможете войти во Врадж и вечно пребывать там с Радхой-Кришной».

Слушая прославление Шримати Радхарани из уст Шрилы Гурудева, жители Матхуры прониклись верой в Ее верховенство.

Подобно тому как Вришабхану Махарадж приглашал всех мудрецов и полубогов на празднование рождения его дорогой дочери, Шрила Гурудев пригласил на Радхаштами великих ачарий, таких как Шрила Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж и Шрила Бхактиведанта Тривикрама Госвами Махарадж, учеников Шрилы Прабхупады Сарасвати Тхакура, преданных из ИСККОНа и соседних Гаудия Матхов, почтенных пандитов и местных высокопоставленных лиц.

Шрила Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж обычно праздновал Джанмаштами и Радхаштами в Навадвипе – на фестивали, проводимые в Матхуре, он приезжал редко. Ему было отрадно видеть, как много преданных в Кешаваджи Гаудия Матхе с огромным энтузиазмом танцуют и поют во славу Шримати Радхарани. Он от всей души поздравил Шрилу Гурудева: «Сам Кришна не смог привести враджаваси в Матхуру, но ты празднуешь Радхаштами пышнее, чем это делают во Врадже! Тысячи матхураваси отмечают день явления Радхи – и не где-нибудь, а прямо на территории Камсы! Похоже, что ты принес фестиваль Радхаштами из вечного Враджа сюда, в Матхуру. Наблюдая это празднество, слушая о радха-таттве и высшей любви гопи, люди проникаются славой враджа-деви.

Кришна послал Уддхаву во Врадж, чтобы тот своими глазами увидел превосходство враджа-деви. В таком случае у Кришны появился бы друг, который понимал бы Его сердце и мог вселять в сердца матхураваси и дваракаваси почтение к гопи. Но Уддхава лишь в незначительной степени смог исполнить желание Кришны… Кришна желал распространить славу гопи, для чего Он явился как Махапрабху. Только манджари в полной мере понимают величие Шримати Радхарани и враджа-деви, поэтому Махапрабху наделил особым могуществом Госвами, а они, в свою очередь,  явили их величие всему миру. С тех пор многие Гаудия-ачарьи пытались распространить послание Госвами, но потребовалось много времени, чтобы заложить фундамент знания для дальнейшего возведения дворца премы. Поэтому слава гопи во всей полноте оставалась скрыта от общей массы людей.

Теперь же, по милости Гуру-пада-падмы, ты устроил это грандиозное празднование Радхаштами. Раньше этот день отмечали только в Равале и на Варшане, но даже там никто не знает, как по-настоящему проводить Радхаштами. Они не понимают должным образом паракия-расу и не преданы исключительно Радхе-Кришне, поклоняясь еще и полубогам. Но теперь ты пробудил чистую преданность Радхе-Кришне в сердцах тысяч матхураваси! За это служение Гаудия-вайшнавы всегда будут почитать тебя».