ПРАБХУДЖИЭКАДАШИМохини Экадаши

Мохини Экадаши (ч. 1)

10 мая 2014 года

Согласно шастрам имя сегодняшнего Экадаши – Мохини. Экадаши-деви приходит под разными именами, и у каждого Экадаши свои особенности.

Мохини обладает двумя сварупами: в одной она вводит в заблуждение, а в другой, трансцендентной сварупе, она всячески помогает. Почему ей свойственно обманывать? Неужели это ее подлинная природа? Нет. Мохини не пытается никого обмануть. Но она вводит в заблуждение джив, которые пытаются перехитрить Бога, Гуру и Вайшнавов. Поэтому получается, что дживы обманывают самих себя. Мохини отдаляет их от Господа и от себя, даруя им материальные богатства.

Сейчас я объясню одну сварупу, а позднее расскажу о второй.

С появлением сварупы Мохини, погружающей в иллюзию, связана следующая история.

В древние времена жил праведный царь по имени Рукмангад. Он очень строго следовал принципам дхармы. Думая о благополучии своих подданных, он спросил Брахму: «Какой дхарме должны следовать дживы для того, чтобы быстро обрести плоды своей садханы и увенчать свою жизнь успехом? Кто будет постоянно помогать им?»

Дживы следуют многим видам дхармы. Получая результаты своих усилий, они быстро наслаждаются ими и убегают. Кто же всегда будет защищать джив и помогать им? Кто будет заботиться о них с любовью, превосходящей даже материнскую? Молодые люди непочтительно относятся даже к собственным матерям. Они живут отдельно от родителей и не заботятся о них. Поэтому Рукмангад Махарадж спросил Брахму, на чью помощь они могут рассчитывать.

Брахма ответил: «Хотя я и создал этот мир, но только Господь может помочь дживам. С этой целью Он проявил Божество Бхакти-джанани, мать бхакти. Всем, кто принимает прибежище ее лотосных стоп, она помогает следовать бхакти. Поэтому вы должны следовать Экадаши, мурти Вишну. Сварупа Господа, она появилась вместе с Его одиннадцатью чувствами для того, чтобы помочь дживам. Она заботится о них больше, чем любая любящая мать.

В день перед Экадаши (Дашами) будьте очень серьезными: соблюдайте определенные правила и предписания. Ни с кем не разговаривайте и избегайте общества бесполезных людей и обманщиков. Не слушайте их шутки и нелепые россказни. Будьте осторожны, не потакайте своим чувствам. Занимайте свой ум только памятованием Шри Хари. Вечером с мантрой примите определенный обет, санкальпу».

Произнеся мантру царю на ухо, Брахма подготовил Рукмангада Махараджа к санкальпе.

В Дашами садхака должен думать: «Завтра Экадаши. Как мне следовать этому благоприятному дню? Для этого нужно молиться гуру-варге, Экадаши-деви и Господу».

Рукмангад Махарадж возносил молитвы с вечера Дашами до утра Экадаши. В Дашами по всему царству объявили: «Завтра Экадаши. Все должны соблюдать этот день».

В Дашами Рукмангад Махарадж объезжал свое огромное царство, а глашатаи оповещали о приказе царя: «Подданные моего царства в возрасте от восьми до восьмидесяти лет должны соблюдать Экадаши. Тех, кто не будет это делать, изгонят из царства или казнят. Тех, кто не следует правилам и предписаниям, я считаю своими врагами».

Все подданные были очень напуганы, и независимо от своего желания прилежно следовали Экадаши. Благодаря этому они обнаружили, что у них появилась трансцендентная сила.

Видя, что Читрагупта ничем не занят, Яма Махарадж спросил: «Читрагупта, почему ты не работаешь?»

«Махарадж, как же мне работать? – ответил Читрагупта. – Раньше я каждый час записывал все проступки обусловленных душ и имена грешников. Но теперь люди не совершают ничего дурного. Подданные, следуя Экадаши, обуздали свои одиннадцать чувств и развили сильный разум. По милости матери преданности – Экадаши-деви – они искренне практикуют все составляющие бхакти и служат Господу. Поэтому разве могут они попасть в нашу обитель?»

Тогда Ямарадж отправился с Читрагуптой в обитель Брахмы, чтобы посоветоваться с Прародителем. «Ты дал мне служение, но теперь я лишился его, – обратился Ямарадж к Брахме. – Нынче у меня нет работы, ад опустел. Никто больше не попадает в мою обитель!»

Рассказы о затруднительном положении Ямы Махараджа заставили Брахму задуматься. В результате он лично сделал божество. Когда Брахма вдохнул в него жизнь, божество спросило: «Что я должна делать?»

«Отправляйся к в одну горную местность, я укажу тебе направление, – сказал Брахма. – Там ты увидишь водопад. Начни очаровательно петь, а когда Рукмангад Махарадж подойдет к тебе, обмани его».

Брахма назвал божество «Мохини». Получив приказ, Мохини отправилась в указанное место.

Рукмангад Махарадж к тому времени достиг преклонного возраста и передал всю ответственность за царство своему сыну Дхармангаду, объяснив: «Мне больше шестидесяти лет, пришло время совершать бхаджан».

Царь удалился в лес. Он миновал ашрамы многих риши и остановился в ашраме Бамадевы риши.

В беседе с царем риши сказал: «Экадаши является самой возвышенной вратой, другие враты меркнут по сравнению с ней. Ты очень удачлив, поскольку всю жизнь соблюдаешь Экадаши».

Находясь в ашраме Бамадевы, царь услышал песни, раздающиеся со стороны гор. Завороженный ими, Рукмангад Махарадж поспешил на звук – туда, где была Мохини. Он любовался живописными водопадами и расположенным вокруг садом, а затем увидел девушку. Она поклонялась Шиве.

– Кто ты? – спросил царь.

– Я жду Махараджа Рукмангада, – ответила девушка. – Я очень рада видеть тебя, о царь. Шива устроил наш союз. В самом деле, я очень удачлива. Если я нравлюсь тебе, можешь взять меня в жены».

– Ты действительно нравишься мне. Ты очень хороша собой.

Махарадж Рукмангад вернулся в свое царство с молодой невестой. Сын Дхармангад сказал ему: «Я юварадж, принц, но ты царь. Я поступлю, как ты пожелаешь».

Царь соблюдал все враты. Новая жена заставила его пообещать выполнять все ее просьбы, и строго-настрого предупредила: «Если ты не будешь слушаться меня, я немедленно уйду от тебя».

Когда началась Картика-врата, царь, как всегда, готовился следовать ей. Но Мохини неожиданно сказала ему: «Тебе не нужно соблюдать эту врату. Пусть вместо тебя ее соблюдает твоя первая жена». Царь послушался. Когда приблизился день Экадаши, Дхармангад велел слугам объявить в Дашами об Экадаши, но Мохини сказала Рукмангаду и его сыну: «Вы не должны следовать Экадаши. Употребляйте в пищу зерновые».

– Нет, это невозможно! – попытался возразить Рукмангад.

– Ты что, не слышал, что я сказала? Ты пообещал следовать тому, что я говорю. Если ты нарушишь свое обещание и не выполнишь мое указание, то попадешь в ад.

– Не беда. Я буду соблюдать Экадаши даже в том случае, если после этого отправлюсь в преисподнюю.

– Ну что ж, если так, то я покину тебя.

Произнеся это, Мохини собралась уходить. Но тут вмешался Дхармангад: «Дорогая мать, почему ты покидаешь нас?»

– Царь обещал поступать так, как я велю, но не сдержал свое слово.

Тогда первая жена царя попросила Мохини остаться: «Попроси что-то другое взамен того, чтобы Махарадж не следовал Экадаши».

– Хорошо, я попрошу кое-что другое, – согласилась Мохини. – Пусть царь отрубит голову своему сыну Дхармангаду – тогда я пойму, что он действительно слушается меня!

Дхармангад принес меч и сказал своему отцу: «Махарадж, хорошо, что Вы следуете дхарме. Ничто не должно помешать этому, даже если для этого вам придется лишить меня головы. Сегодня, завтра или послезавтра – однажды мне придется оставить это тело. Будет гораздо лучше, если я сделаю это во имя дхармы».

Поддерживая решение своего сына, первая жена царя сказала: «Нет никакого вреда в том, что наш сын пожертвует собой ради праведного дела!»

Мохини была очень довольна. Пожилой царь мог умереть в любой момент, а Дхармангад был молод, поэтому в случае его смерти все в царстве прекратили бы соблюдать Экадаши.

Ужасно страдая, Махарадж Рукмангад размышлял: «Что я должен делать: следовать Экадаши или лишить Дхармангада головы?»

В этот момент, восседая на Гаруде, прилетел Вишну и забрал меч из рук Рукмангада. Мохини стало очень стыдно. Преисполнившись страха, она упала в ноги Рукмангаду и произнесла: «Я плохо поступила. Пожалуйста, прости меня».

Горько плача, Мохини обратилась к Господу: «Брахма создал меня. Я пришла, чтобы выяснить, действительно ли царь и его подданные следуют Экадаши, или же они проводят этот священный день, предаваясь наслаждениям. Я хотела проверить, есть ли у царя и его последователей ништха, твердая вера в Экадаши. Но куда мне пойти теперь, когда стало ясно, что я неправа? Пожалуйста, скажи, где мне найти прибежище».

Брахма сказал: «Иди к тем, кто, следуя смартам, соблюдает Экадаши в Дашами. В день Экадаши пребывай в зерновых – тогда люди, употребляющие их в Экадаши, будут терять все свое благочестие».

Когда ее истинная природа раскрылась, Мохини стало стыдно. Где она могла оставаться, помимо мест, названных Брахмой? Ранее она сказала Рукмангаду Махараджу: «Ты должен созвать всех брахманов и поступать согласно их наставлениям. Ты обязан следовать их указаниям».

Царь сказал: «Тогда нужно их всех позвать».

Подкупив жадных брахманов, Мохини велела им: «Убедите царя в том, что нет никакой необходимости следовать Экадаши. Внушите ему, что это не для семейных людей. Вы должны сказать царю: “Царь, соблюдающий Экадаши, ослабнет. Как тогда он сможет защищать свое царство? Замужним женщинам тоже не нужно следовать Экадаши. В противном случае разве смогут они служить своим мужьям? Только вдовы и старики должны соблюдать Экадаши”».

Брахманы, придя к царю, произнесли: «Махарадж, ты не должен следовать Экадаши».

Возмущенный царь воскликнул: «Какие же вы брахманы? Вы сами не следуете Экадаши и смеете советовать мне поступать так же! Из-за своего вероломства вы потеряете всю свою силу и мантра-шакти».

После того как Мохини подкупила брахманов, Господь Вишну сказал: «Эти брахманы услаждают свои чувства и выступают против Экадаши-деви, поэтому они никогда не получат бхакти. Они будут смартами, они будут лишь обманывать людей. У них нет ништхи».

После Рукмангада царем стал Дхармангад. Он следил за тем, чтобы каждый в его царстве соблюдал священный день Экадаши. А куда отправилась Мохини? Она ушла к смарта-брахманам. Смарты убеждают тех, кто преданно следовал Экадаши на протяжении всей жизни: «Прекрати соблюдать Экадаши-врату. Больше не нужно следовать ей. Принимай зерновые. Иначе будешь измученным и оставишь тело».

Таким образом, смарты дают наставления, противоречащие писаниям — это программа Мохини. Никогда не прекращайте соблюдение Экадаши. Следуйте ему до последнего мгновения своей жизни. Таково правило. Экадаши-деви является бхактиджанани.