Сегодня Паршва Экадаши и Вамана Двадаши – эти титхи встречаются в один день. Такое явление имеет особое название – вишну-шринкхала-йога. В начале сезона дождей приходит Шаяна Экадаши: в этот день Хари ложится на левый бок отдыхать. Через два месяца, когда проходит первая половина Чатурмасьи, Господь Вишну переворачивается на правый бок. У Бхагавана есть два вида шакти: бху и лила. Иногда в служении Ему на первое место выходит бху-шакти, а иногда лила-шакти. Шри-шакти и лила-шакти суть одно, а бху-шакти отдельно. В южноиндийских храмах Господа Вишну всегда присутствуют Шри-деви и Бху-деви.
Однако это внешние, не столь существенные моменты. Каково же истинное понимание этого дня? Когда садхак в первые месяцы Чатурмасьи правильно следует вайдхи-маргу, во второй половине враты у него появляется возможность вступить на путь рага-марга.
видхи-марга-рата-джане, свадхината ратна-дане,
рага-марге корана правеша
рага-башаварти хойе, паракия-бхавашрое
лабхе джива кришна-премавеша
(Шуно, хе расика джана, Шрила Бхактивинода Тхакур)
[Тем, кто следует вайдхи-маргу, правилам и предписаниям, Кришна дарует бесценную независимость, позволяя им вступить на путь спонтанной преданности. Принимая прибежище паракия-бхавы, такие личности достигают экстатической любви к Кришне.]
Как Бхагаван раздает милость, если Он отдыхает? Он делает это через Экадаши-деви. Она необычайно искусна во всем, что связано со служением Бхагавану, а также прекрасно знает, как наделить джив необходимыми качествами для служения Ему. Тем, в чьем сердце возникает желание враджа-севы и враджа-васы, Бхагаван посылает в помощь Экадаши-деви, Паурнамаси Йогамайю-деви и Вринду-деви. От них удачливые души получают сева-шикшу, наставления о том, как совершать служение, и естественным образом начинают служить Бхагавану. Благодаря милости Экадаши-деви преданный погружается в смарану, памятование.
сева садхака-рупена сиддха-рупена чатра хи
тад-бхава-липсуна карья враджа-локанусаратах
(Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.295)
[На пути рагануга-бхакти садхак должен служить Шри Кришне как в садхака-рупе (внешнем, физическом теле, т.е. в нынешнем положении преданного), так и в сиддха-рупе (внутреннем, совершенном духовном теле), следуя по стопам вечных жителей Враджа, обладающих тем же настроением служения, которое он хочет обрести.]
Одни люди очень много служат и становятся гордецами, а другие стремятся лишь удовлетворить материалистов.
Сердце садхака, который искренне совершает севу под руководством возвышенного Вайшнава, окрасится в цвет нитья-севы: он очень быстро осознает свое вечное духовное тело и служение в трансцендентном мире. Но это невозможно для всех. Экадаши-деви наблюдает за нами: она ищет тех, кто хочет прийти к Хари.
Сарва-лакшми-майи, сарва-канта-широмани, махабхава-сварупини Шримати Радха Тхакурани – изначальная Шри. Кто желает принять прибежище у Радхарани и войти в Ее пакшу (группу)? Кто жаждет посвятить жизнь служению Ей? Экадаши-деви ищет таких личностей и оказывает им все виды помощи. В частности, она дает им сиддха-рупа-паричаю, осознание их вечного облика. Это не дешевка. Например, кто-то приходит в храм, живет там некоторое время, а позже трубит о своей славе через фейсбук, прибавляя к имени титулы маха-мандалешвара и паривраджака-ачарья-варья. Откуда появляются эти раздутые павлиньи хвосты? Оттуда, откуда они и должны расти. Они тянутся за своим хозяином. Слышал ли кто-нибудь, что у санньяси или садху есть хвост?
Настоящий результат севы для садхака заключается в том, что его настроение «созревает», и позже садхак осознает свой духовный облик и служение во Врадже. Это истинный результат следования Экадаши и Чатурмасье.
Ранней весной вы сажаете семя. Постепенно оно превращается в деревце и осенью начинает плодоносить. Вы следовали Экадаши первых двух месяцев Чатурмасьи, после Шаяна Экадаши, а до этого вы следовали всем Экадаши на протяжении восьми месяцев. Сейчас на древе вашей садханы должны появиться плоды. Скоро они созреют, то есть Прабху, Верховный Господь, проявит знание о вашем духовном теле и служение в царстве Враджа. «Сейчас Я покажу твою сварупа-гата-сева-правритти (природу твоего вечного тела и служения), – говорит Он. – Эти плоды будут очень сочными и сладкими».
Бхагаван наблюдает, как мы развиваемся в эти месяцы Чатурмасьи, и проверяет, кто занят служением.
Во время Чатурмасьи наш Прабху отдыхает. Кто обмахивает Его? Кто массирует Ему стопы? Кто ждет Его? Кто готовит нитья-бхога-рагу, роскошные подношения? Когда фермер возвращается с полей, его буйволы ложатся отдыхать. Если Гуру исчезает из нашего материального видения, как мы занимаем себя в служении ему?
Что мы делаем, когда рядом нет господина, который даст прямые указания? Когда фермер в поле, буйволы должны вспахивать землю. Но когда фермер дома, буйволы спят. Мы в таком же неудачливом положении. По великой удаче мы пришли к Шри Гуру, но как только Он немного отворачивается, мы сразу прыгаем в майю.
Бхагаван принимает служение от всех, а сегодня, в Паршва Экадаши, Он переворачивается на другой бок. Делая это, Он как бы говорит вдохновленным садхакам: «Пойдемте! Я вытащу вас из вашего материального тела (садхака-шарира) и дам духовное тело, сиддха-шариру, освободив от влияния Майя-деви. Скоро наступит Картика-врата, Дамодара-врата, Урджа-врата и нияма-сева. Придет возможность служить Шримати Радхарани – и Я помогу вам начать это самое сокровенное служение».
Шримати Радхарани – пара-шакти, высшая сила и изначальный источник всех видов энергии. Принимая у Нее прибежище, мы осознАем вастава-васту, Абсолютную Истину, Кришну, и получим духовную силу служить Ему. Крия, или желание служить, навечно отпечатается в сердце. Из тела садхака вы войдете в сиддха-сварупу, трансцендентное тело. К вам придут духовная сила, опыт и знание, необходимые для служения. Вы перестанете тянуться к плохому и приносить беспокойства окружающим.
Бхагаван устраивает эту лилу для того, чтобы мы правильно следовали Экадаши-врате. Пока люди не узнают пхала-шрути, описания результатов, которые приходят в результате следования вратам, у них не будет интереса соблюдать их или практиковать бхакти. Чтобы пробудить в них эту жажду, нужно пообещать им золотые горы.
Мы должны пытаться понять настроение (бхаву) и учение (вичар) Шри Гуру, а для этого необходимо принять прибежище Экадаши-деви. Она Мадхава-титхи, Бхакти-джанани и матри-сварупини, мать. Она всегда направляет «детишек» на верный путь.
Крайне трудно понять разные положения бхакти, и мы не способны понять слова садху. В наших умах нет места для гуру-вани, а в сердце – веры в учение шастр. Поведение Вайшнавов для нас – сплошная загадка. Чтобы освободить нас, обусловленных душ, Шрила Гурудев путешествовал по всему миру. Лишь глупцы критиковали его. Однажды на Гавайях он отправился в океан посмотреть на китов. Кто-то сказал: «Он же маха-бхагавата. Почему он смотрит на китов в океане? Ведь это как туристическая поездка». Они не понимают, что Шрила Гурудев заботится о благополучии всех джив, обитающих в воде, в воздухе, на суше… Куда бы он ни направился, везде он видит лилы Бхагавана. Он смотрит не на материальные оболочки, покрывающие живые существа, а на души, и милостиво думает, как их освободить.
видья-виная-сампанне
брахмане гави хастини
шуни чайва шва-паке ча
пандитах сама-даршинах
(Бхагавад-гита, 5.18)
[Мудрый человек одинаково взирает на добродетельного и образованного брахмана, на корову, слона, собаку и чандалу.]
Человек, который измеряет Вайшнава материальными шаблонами, считает Гуру обычным смертным, Божество – камнем, а святое имя – материальным звуком, уже проложил себе дорогу в ад.
Кто поможет нам понять истину? Нам часто говорят что Экадаши – мать бхакти, и если мы не получим ее милость, жизнь пройдет впустую. Однако, несмотря на это, мы не вдохновляемся следовать ей. Мы проводим жизнь в погоне за скоротечным материальным счастьем, отказываясь замечать приближающуюся к нам смерть – так козел, которого скоро поведут на бойню, мирно щиплет траву на лугу.
Славу Экадаши можно понять лишь в садху-санге! Сегодня Экадаши-деви пришла даровать обусловленным душам, пребывающим в садхака-шарире, возможность осознать и обрести сиддха-шариру, духовное тело. Сегодня Экадаши-деви призывает нам на помощь Ваманадева, чтобы Он украл наши грехи, материальное благочестие и измышления, прочно засевшие в наших умах. «Пожалуйста, приди! Забери у них карма-пхалу, результаты их кармической деятельности!» – просит Она.
Не сбросив с себя тяжкий груз благочестивых заслуг (пуньи) и греховных поступков (папы), мы никогда не сможем посвятить себя бхаджану. Совершая благочестивые поступки, человек начинает гордиться здоровьем, богатством и роскошью. Вследствие греховной деятельности его преследуют болезни и страдания.
Экадаши-деви говорит Ваманадеву: «Прабху, пожалуйста, Своим первым шагом забери у них карма-пхалу, которая ждет их. Вторым шагом обуздай их греховную природу и склонность к измышлениям. Они считают порочный ум своим гуру, не зная, что он приведет их в ад».
душта мана туми кисера вайшнава?
пратиштха таре нирджанера гхаре
тава харинама кевала кайтава
(Душта мана, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур)
[О порочный ум! Какой же ты Вайшнав? Ты повторяешь святое имя в уединении только ради славы и почестей. Такое воспевание – не что иное, как лицемерие.]
Прячась в комнате, вы повторяете харинаму, но не выполняете никакого служения. Вы не прилагаете никаких усилий, не натираете тело, как сандал о камень, ради счастья Возлюбленного Господа вашего сердца. Такой бхаджан – сплошное лицемерие. У вас нет ни капли желания служить. Это тело дано вам Бхагаваном, но вы приняли своим гуру ум, который водит вас за нос. Увы, поклоняясь негодному уму, душта-мана, мы стали хуже животных и демонов. Как же спастись от демонических привычек и животной природы?
16 сентября 2013 года