4 февраля – день явления Бхакта-бандхава Шрилы Гурудева

Бесценный Дар Гурудева СЛАВА ШРИЛЫ ГУРУДЕВА

Вся слава Шри Шри Гуру и Гауранге! Шри Шри Радха-Винода-бихариджи ки джай!

Харе Кришна, дорогие друзья! Примите, пожалуйста, наши поклоны.

Вот и настал благословенный день явления нашего возлюбленного Гуру-пада-падмы, нитья-лила-правишта ом вишнупада аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа. К этому дню мы подготовили для вас лекцию его близкого севакаШрипада Премананды Прабху, которую он дал на следующий день после Радхаштами.

Гуру и Вайшнавы очень милостивы. Они помогают понять славу Шримати Радхарани. Без этого понимания невозможно приблизиться к Кришне и служить Ему. Тот, кто дарует миру вхождение в лилы Кришны с гопи, – самый величайший друг и благодетель. Наш Бхакта-бандхав Шрила Гурудев именно такой.

Шрила Гуру-пада-падма ки джай! Гуру-парампара ки джай!

В надежде служить Хари, Гуру и Вайшнавам,

команда Бхакта-бандхав

 

Шрипад Премананда Прабху

Бесценный дар Шрилы Гурудева

18 сентября 2018 года, утро

 

Вчера Шри Гуру-пада-падма и рупануга вайшнава-ачарьи по своей беспричинной милости дали нам великий шанс, великую возможность. В этом мире многие пытаются присвоить нас, тянут к себе, заводят дружбу, но гуру-варга не такая – она настолько добра! Она зовет во Враджа-дхаму, в святые места. Такова природа Гуру и Вайшнавов. Наши ачарьи приводят к себе и дают отношения с их возлюбленным Кришной и Его последователями.

Шукадева Госвами кое-что спрятал в «Шримад-Бхагаватам». Он объяснил Парикшиту Махараджу: «У тебя есть почтение к Кришне, но сейчас я поведаю тебе о славе всех бхакт. Ты увидишь, сколько у тебя любви и сколько у них». Так, Шукадева Госвами описал славу бхакт и затем перешел к рождению Кришны, рассказал о Его играх вплоть до дварака-лилы, о любвивраджаваси к Кришне, о любви дваракаваси к Кришне и любви остальных бхакт. Все это он очень серьезно объяснил.

У Гуру и Вайшнавов, рупануг, есть любовь к Кришне. Но кто Кришне дороже всех на свете? Шримати Радхарани, враджа-девивраджа-гопиманджари. Кто же приводит к ним? Кто дарует прибежище их лотосных стоп? Простым смертным это не под силу. Родители, друзья будут только тянуть к себе, пытаться контролировать и таким образом красть нашу любовь жизнь за жизнью. Но Гуру и Вайшнавы очень милостивы. Они устраняют все, что мешает на путибхакти, очищают и приводят к враджа-девигопиманджари, даруют их прибежище. Они помогают понять славу Шримати Радхарани.

Только что Махарадж объяснял, какова сварупа Шримати Радхарани. Махапрабху спросил Райя Рамананду: «Какова сварупа Кришны? Что такое раса, что такое према?» Гуру-пада-падма является рупанугой, он всех приводит к враджа-деви. Многие гуру и ачарьи в этом мире говорили: «Не ходите к Радхарани, не принимайте Ее прибежище, не думайте о Ней, не памятуйте Ее имена».

Парикшит Махарадж порой задавал Шукадеве Госвами вопросы, а тот предостерегал:

наитат самачаредж джату

манасапи хй анишварах

винашьятй ачаран маудхьяд

ятха ‘рудро ‘бдхи-джам вишам

(Шримад-Бхагаватам, 10.33.30)

[Тот, кто не является могущественным ишварой (повелителем мироздания), и кто находится в тисках кармы, ни в коем случае даже в уме не должен подражать трансцендентным играм Господа. Господь Шива выпил образовавшийся при пахтании океана смертельный яд халахала. Однако если обычный человек по своей глупости выпьет яд, подражая Шиве, он несомненно погубит себя.] 

«Это сильный яд. Когда станешь, как Шива Тхакур или Рудра, тогда и пей этот яд». Получается, что кришна-лила – это хорошо, а враджа-лилагопи-лила – яд? Да, это яд, который убивает всеанартхихрид-рогукаму, кродху… Это самый сильнодействующий яд. Тава катхамритам тапта-дживанам. Тава катхамритам – слава гопи убивает – но что? Она убивает анартхи. С другой стороны, Шукадева Госвами сказал:

викридитам враджа-вадхубхир идам ча вишнох

шраддханвито ‘нушринуяд атха варнайед ях

бхактим парам бхагавати пратилабхья камам

хрид-рогам ашв апахинотй ачирена дхирах

(Шримад-Бхагаватам, 10.33.39) 

[Разумный человек – это тот, кто, преисполнившись веры, сначала непрерывно слушает от своего гуру повествования о несравненном танце раса Господа Шри Кришны с юными гопиВраджа, а затем описывает эти игры. Благодаря этому он быстро достигает према-бхакти к Верховному Господу и избавляется от такой болезни сердца, как вожделение.] 

Если не слушать с почтением о враджа-лиле, об играх Кришны со Шримати Радхарани, о гопии манджари, то никогда не удастся избавиться от хрид-роги. Только враджа-лила обладает могуществом разрушить все накопленное нами за миллионы жизней: хрид-рогукама-рогу, привязанности, прарабдхуапрарабдху. Всему придет конец благодаря лишь тому, что вы будете постоянно пить нектар враджа-лилыАнушринуяд, без остановки. Никакие другие лилыне помогут! Шукадева Госвами объясняет, что какое-то благо придет, но не парамартха. Только эта лила дарует парамартху.

Кто же рассказывает о славе враджа-гопи, у кого есть отношения с ними? У Гуру-пада-падмы есть эти отношения, поэтому он устроил программу враджа-лилы.

Многие отмечают Кришна Джанмаштами. Да, они знают о Кришне, но не празднуют день явления Шримати Радхарани, не прославляют Ее лилы. У них нет с Ней никаких отношений, привязанности и любви. Такая неудача… Тот гуру, покровитель, учитель, авторитет, который не знает враджа-лилу, не рассказывает о ней, отправится на миллионы жизней в ад и никто ему не поможет. Почему? Именно потому, что подобные учителя не слушают о враджа-лиле, не рассказывают о ней, не имеют о ней понятия.

Во время проявленных игр Шрилы Гурудева один из дорогих ему преданных написал молитву:

шри-кришна-лила-катхане-судакшам

аударья-мадхурья-гунаиш ча юктам

варам вареньям пурушам махантам

нараянам твам шираса намами

[Шрила Нараяна Махарадж – непревзойденный рассказчик кришна-лилы. Величайший из великих преданных, он сочетает в себе качества аударьи (великодушия) и мадхурьи (сладости). Он всегда пьет сладчайший нектар очарования Шри Кришны и щедро раздает его другим. Я почтительно кланяюсь его лотосным стопам.]

Многие ачарьи приходили и многие раздавали только харинаму. Кто-то давал рупу, кто-то –гуну. Однако Махарадж, Гуру-пада-падма, давал только кришна-лилувраджа-лилувраджа-расу. Почему? Шукадева Госвами дал такое наставление: викридитам враджа-вадхубхир идам ча вишнох. Помочь способны только лилы Вишну, Кришны, с враджа-гопи. Другие лилыпомогут получить какое-то сукрити, совсем немного. Но хрид-рогу разрушает только враджа-лила. И те, кто объясняет враджа-лилу, являются истинными гуру. Они берут на себя ответственность. У них есть любовь к Враджа-дхаме.

Гурудев всегда раздавал лила-расу, собирал сердца, приводил всех во Враджа-дхаму и показывал, как следовать. Он начал проводить пятидневный фестиваль в честь ухода Шрилы Рупы Госвами в Рупа Санатана Гаудия Матхе (Сева-кунджа).

Прабхупада Сарасвати Тхакур и остальные рупануга ачарьи молятся: 

шри рупа манджари карарчита пада-падма

гоштхендра-нандана бхуджарпита мастакаях

ха модатах канака-гаури падаравинда

самваханани шанакаис тава ким каришйе

(Вилапа-кусуманджали, 72)

[О златоликая Радхика! Ты прилегла, положив голову Кришне на колени, а стопы – на колени Шри Рупы-манджари, и она нежно массирует их. Когда же она едва заметным взглядом из уголков глаз подзовет меня и передаст свою маха-прасада-севу, служение Твоим лотосным стопам, а сама возьмет в руки опахало, чтобы обмахивать Тебя?] 

Что советует Шрила Рупа Госвами? Развить сильное желание. Но к чему? Когда Шримати Радхарани кладет голову на колени Кришне, быть рядом, непрерывно растирать Ее стопы, обмахивать Ее опахалом и совершать другое служение. Прабодананда Сарасватипад возносит молитву:

ят-кинкаришу бахушах кхалу каку-вани

нитьям парасья пурушасья шикханда-маулех

тасьях када раса-нидхер вришабхану-джаяс

тат-кели-кунджа-бхаванангана-марджани сьям

(Радха-раса-судха-нидхи, 8)

 [О дочь Махараджа Вришабхану, океан расы! Верховный Господь, чья корона украшена павлиньим пером, припадает к стопам Твоих служанок, пытаясь умилостивить их Своими смиренными, отчаянными мольбами, чтобы они позволили войти в Твою кунджу. Если бы я смог стать прутиком в метле, которой сакхи подметают Твою кунджу, моя жизнь увенчалась бы успехом!]

Когда же я стану прутиком в метле в этом кунджа-кутире? Дас Госвами взывает к милостиРадхарани, враджа-деви:

таваивасми таваивасми на дживами твая вина

ити вигьяя деви твам ная мам чаранантикам

(Вилапа-кусуманджали, 96)

[O Деви Шри Радхика! Я Твой! Я Твой! Я не могу жить без Тебя! Зная это, пожалуйста, даруй мне прибежище у Твоих лотосных стоп.] 

Я не знаю никого другого. Мне никто не нравится. Мне ничего не нужно кроме Твоей милости. Пожалуйста, даруй мне сева-адхикару! Представители нашей гуру-варги говорят, что такая духовная жажда – это все. Поэтому Рупа Госвами написал:

кришна-бхакти-раса-бхавита-матих

криятам яди куто ‘пи лабхьяте

татра лаульям апи мульям экалам

джанма-коти-сукритаир на лабхьяте

 [О добродетельный человек! Если где-либо найдешь того, кто обладает кришна-бхакти-расой(особенно враджа-расой), не теряя ни минуты поспеши купить у него это сокровище. Его невозможно приобрести, совершая благочестивые поступки даже на протяжении миллионов жизней. Единственная цена за это сокровище – страстное желание обладать им.]

Кришна-бхакти – это еще не все. Еще нужно раса-бхавита-матих. У кого это есть? Где найтирупанугураганугурагатмикавраджа-анураги? Поможет только эта духовная жажда и ничто другое.

Гуру-пада-падма обучает нас, зовет, тянет во Вриндаван, к Вриндаванешвари. Каждый день он молился:

макхешвари крийешвари свадхешвари сурешвари

три-веда-бхаратишвари прамана-шасанешвари

рамешвари кшамешвари прамода-кананешвари

враджешвари враджадхипе шри радхике намо ’сту те

(Шри Радха-крипа-катакша-става-раджа, 12)

[Ты – повелительница всех видов жертвоприношений и всей деятельности. Ты – владычица всех мантр, звучащих во время жертвоприношений, и всех даров, подносимых полубогам, а также самих полубогов. Ты – повелительница трех Вед и всех законов религии, а также госпожа Шри Рамы-деви (богини удачи), Кшамы-деви (богини всепрощения) и в особенности восхитительных кундж Вриндавана. Когда же Ты милостиво сделаешь меня Своей служанкой, позволив принимать участие в Твоих любовных развлечениях с царевичем Враджа? О Шримати Радхика, владычица и хранительница Враджа! Снова и снова я в почтении склоняюсь перед Тобой!]

Тому же он обучал своих последователей. 

палья даси кори, лалита сундари,

амаре лоийя хабе

шри-радхика-пабе, кале милаибе

агья-сева самарпибе

(Палья-даси кори, 1)

Когда же наступит тот день, и Лалита-деви будет обучать меня служению Шримати Радхарани, этикету и всем правилам. Когда же придет тот день?

Гуру-пада-падма – рагатмикрупануга и раганугавраджа-анураги. Следует выполнять наставление Шрилы Рупы Госвами – тад анураги джана анугами – и всегда думать о Гуру-пада-падме. Он всех приведет во Враджа-дхаму и обучит враджа-севе. Он всегда молился:

 тамбуларпана-пада-мардана-пайоданабхисарадибхир

вриндаранья-махешварим приятая яс тошаянти приях

прана-прештха-сакхи-кулад апи кила санкочита бхумиках

кели-бхумишу рупа манджари-мукхас та дасиках самшрайе

(Враджа-виласа-става, 38)

[Я принимаю прибежище у Рупы Манджари и других служанок, которые дороги сердцу царицы Вриндавана Шримати Радхики. Они доставляют Ей необычайное удовольствие, с любовью предлагая тамбулу, массируя Ее лотосные стопы, принося воду и устраивая Ее свидания с Кришной. В отличие от прана-прештха-сакхи, возглавляемых Лалитой и Вишакхой, которые дороги Ей, как сама жизнь, они безо всякого смущения могут войти туда, где Божественная Чета наслаждается Своими сокровенными развлечениями.] 

Если у меня нет желания обрести вечное служение, то я полный невежда, глупец. Зачем я вообще появился на свет? Прабхупада Сарасвати Тхакур говорил: «Я пришел не для того, чтобы строить здания из кирпичей и цемента. В этом мире уже есть тысячи и тысячи строений, но нет Радхе-кунджи (то есть нет рупануграгануграгатмиков). Я строю храмы в сердцах». Гурудева тоже спрашивали: «Вы столько проповедуете в западных странах, но почему не открываете храмы?» Он отвечал: «Если я открою здесь центры, то в первую очередь пренебрегу Свами Прабхупадой. Его центры – “филиалы” Вриндавана, Враджа-мандалы. Все туда приходят, встречаются с ним. И он дарует адхикару для вхождения в вечный Вриндаван. Зачем мне устраивать с ним соревнование?» И также он говорил: «Если я начну открывать храмы, тогда люди будут заняты только там, они поставят это служение на первый план и не будут устраивать в сердце место для Кришны, Вриндавана-дхамы».

Махапрабху велел Рагхунатхе дасу Госвами: «Предлагай Гирираджу Говардхану только Туласи-манджари и воду». После ухода Махапрабху Рагхунатха дас Госвами принял прибежище Рупы и Санатаны и поселился на Радха-кунде. Если мы привяжемся к этим центрам, тогда никогда не придем во Вриндаван. Памятую ли я там Вриндавана-дхаму, вечную лилу? Там я постоянно занят менеджментом. Так и вся жизнь пройдет… Так и не получится прийти во Вриндаван.

Гурудев каждый год повсюду проповедовал и, куда бы ни отправился, всех приглашал во Вриндаван. Во время Чатурмасьи он приезжал во Вриндаван на Гуру-пурниму, отмечал Джхулана-ятру, Баладева-пурниму, Джанмаштами, Радхаштами, Картика-врату, Аннакут, Дипавали, Шарадия-пурниму, Шарадия раса-ятру. Он всех старался задействовать. Эти отношения вечные, и эту жизнь надо посвятить тому, чтобы осознать их. Иначе вся жизнь бесполезна, словно жизнь животных. Какой смысл поддерживать это тело, строить огромные здания? Что, получим сукрити или духовную жажду?

Уже построены тысячи и тысячи храмов, ашрамов, но неужели все они дают эту духовную жажду? Где ее взять? Откуда придет кришна-бхакти-раса-бхавита-матих? У кого это есть? Личность, обладающая кришна-бхакти-расой, и есть храм, ашрам. Более того, такая личность – кунджа-кутир, она непрерывно совершает служение Радхе и Кришне в кунджа-кутире и всех занимает в этом служении.

Когда Гуру-пада-падма отправлялся проповедовать, он говорил: «Я никого не обманываю. Я всех привожу во Врадж. То, что я даю, очень ценно и никогда прежде не давалось».

анарпита-чарим чират карунаяватирнах калау

самарпайитум уннатодджвала-расам сва-бхакти-шриям

харих пурата-сундара-дьюти-кадамба-сандипитах

сада хридая-кандаре спхурату вах шачи-нанданах

(Чайтанья-чаритамрита, Ади, 1.4)

[Пусть же Верховный Господь, божественный сын Шримати Шачи-деви, Своим явлением озарит самую сокровенную глубину вашего сердца. Сияя, как расплавленное золото, Он по Своей беспричинной милости нисшел на Землю в эпоху Кали, чтобы даровать миру то, что не давалось в течение очень долгого времени, – самый возвышенный и сладостный вкус служения Шримати Радхике как Ее доверенной служанки, манджари-бхаву.]

Махапрабху пришел, чтобы даровать унната-удджвала-расу, но кто исполнил Его желание? Рупа, Рагхунатха и их последователи. Махапрабху дал наказ: «Джаре декха, таре каха кришна-упадеш – отправляйтесь повсюду и, кого бы вы ни встретили, давайте им наставления Кришны». Не свои наставления, а советы Кришны. А что Кришна говорит? Кришна говорит, что служение враджаваси необычайно ценно. Он прославляет всё во Вриндаване, даже деревца и кустики.

Прежде Уддхава ничего не знал о славе враджа-деви, однако, придя во Врадж, он понял, насколько они возвышенны, и стал прославлять Шримати Радхарани, сакхи и манджари. Это«Уддхава-сандеш». А потом Баладева Прабху пришел, посмотрел на состояние Враджа-дхамы,враджа-девивраджаваси, сколько у них любви к Кришне. Именно такую любовь, кришна-прему, нужно стараться обрести.

Поэтому Гурудев постоянно проповедовал и приводил всех во Враджа-дхаму. Но многие ли понимают это? Те, кто понимают его сердце и хотя бы капельку принимают из него, больше никогда не оставят Враджа-дхаму, враджа-севу и настроение Враджа. Они никогда не перестанут прославлять враджавасивраджа-деви и в особенности Шримати Радхарани.

Вчера был день Ее явления. Это очень особый день. Гуру-пада-падма сам всех приглашал. Я маленький слуга слуги слуги, но он так или иначе принял меня. Я не знаю, кто приходил, откуда, какие подарки дарили, кто делал севу Радхарани, кто проводил абхишеку, кто раздавалмаха-прасад, рассказывал хари-катху. Все это на самом деле Гуру-пада-падма делал. Он здесь присутствует и все устраивает по своему желанию.

Кришна произнес: 

нахам тиштхами ваикунтхе йогинам хридайешу ва

ятра гаянти мад-бхактах татра тиштхами нарада

(Падма-пурана, Уттара-кханда, 92.21, 22) 

[О Нарада, Меня не найти ни на Вайкунтхе, ни в сердцах йогов. Я живу там, где преданные воспевают славу Моего имени, облика, качеств и трансцендентных игр.] 

Махапрабху говорил то же самое: «Я буду там, где Мои бхакты сделают Мое Божество и будут петь киртан».

Гурудев хотел, чтобы в сердцах преданных пробудилось сильное желание служить его дорогой Враджа-дхаме, и особенно жадное стремление служить Шримати Радхарани. И он пообещал, что никогда не оставит тех, кто следует по его стопам. Он будет их поддерживать и сам все устраивать.

Нитьянанда Прабху велел Рагхунатхе дасу Госвами устроить Чир-дахи-махотсав. Махапрабху Сам пришел. Нитьянанда Прабху все отдавал Махапрабху, и Тот был несказанно счастлив. Нитьянанда Прабху сказал Рагхунатхе: «Ты прятался! Сколько всего ты украл, и прячешься, ни с кем не делишься враджа-рати. Сегодня, прямо сейчас Я велю тебе – раздавай!» И Рагхунатха дас Госвами устроил все за считанные минуты, он раздал эту враджа-рати, эту любовь.

Гурудев постоянно погружен во враджа-севу. Он всегда будет с теми, у кого есть горячее желание обрести ее, кто идет по его стопам. Он все устроит для них, спокойно и незаметно.Когда Гурудев пришел в Гаудия Матх, многие преданные были недовольны: «Почему вы так говорите? Это нехорошо». Кто-то называл Гурудева сахаджией, однако он не обращал на это внимания. Он говорил: «Да, этот яд хорош для меня, мне нравится этот яд. Никакой другой яд я не буду принимать. Буду лучше пить этот яд и раздавать его. Те, кто выпьет его, поймут, что я даю. В этой жизни я буду давать именно это». Гурудев всегда будет с теми, кто следует ему, кто жаждет быть под руководством враджа-деви и идти по их стопам. В Гаудия Матхе он всегда говорил о славе враджа-деви и обсуждал эти темы со Свами Прабхупадой.

Позже Шрила Свами Прабхупада основал храм Радха-Мадхавы и восьми сакхи, их кунджу, Йогапитх. Если повторять гопала-мантрукама-гаятригаура-гаятри, то придет понимание, что такое Йогапитх. Свами Прабхупада открыл этот центр, где находятся восемь сакхи во главе с Радха-Мадхавой. Как-то раз в Маяпуре устроили грандиозную программу. Там было 108 горшков с водой, 108 мриданг и 108 каратал. Гурудева пригласили на эту программу в Чайтанья-чандродая-мандире.

Во Вриндаване Свами Прабхупада открыл центр Радха-Шьямасундары, с Лалитой и Вишакхой. Но кто понимает настроение Свами Прабхупады? Гурудев всегда объяснял его настроение. Я – просто маленькая пылинка пылинки пылинки у его стоп. Он принял меня, поэтому я рядом с ним. В то время я не понимал его. Я всегда думаю о нем. Поэтому сюда пришли Лалита-деви, Вишакха-деви, вместе с Радха-Винода-бихари.

Радхарани всегда со Своими подружками, и так Она очень счастлива. Но без враджа-деви ивраджаваси Радха-Кришна будут как Лакшми-Нараяна. Радхарани даже шага не сделает без Лалиты-деви и Вишакхи-деви. Во Враджа-бхуми они всегда неразлучны с Радхарани. Кришна обычно где-то далеко. Но в кунджа-кутире в Йогапитхе сакхи и манджари находятся вместе с Кришной.

дивьяд-вриндаранья-калпа-друмадхах

шримад-ратнагара-симхасана-стхау

шри-шри-радха-шрила-говинда-девау

прештхалибхих севьяманау смарами

[Я мысленно созерцаю Шри Шри Радху-Говиндадева, сидящих под древом желаний на сияющем драгоценном троне в неописуемо прекрасной кундже Вриндавана, где Им неустанно служат Их дорогие сакхи во главе с Лалитой и Вишакхой.]

Рупа Госвами Прабху говорит, что нужно памятовать прештха-алибхих, Йогапитх, всех сакхи во главе с Лалитой и Вишакхой в этом Йогапитхе, дивьяд вриндараньям, божественном Вриндаване. Иначе, без Радхарани, без враджа-деви, это место будет не Вриндаваном, а Вайкунтхой.

Насколько Лалита-деви почитаема! Бхактивинода Тхакур молится:

югала-севая, шри-раса-мандале,

ниюкта коро’ амая

лалита сакхира, айогья кинкори,

винода дхаричхе пая

(Шри Радха-кришна-пада-камале-мана, 10) 

[Бхактивинода, недостойный слуга Лалиты-сакхи, припав к Вашим лотосным стопам, молится: «Услышьте мою просьбу и сделайте меня Вашей служанкой. Займите меня служением Вам в танце раса».]

палья даси кори, лалита сундари,

амаре лоийя хабе

шри-радхика-пабе, кале милаибе

агья-сева самарпибе

(Палья-даси кори, 1) 

[Когда же несравненная Шримати Лалита-деви примет меня своей служанкой? Она обучит меня и приведет к лотосным стопам Шримати Радхарани, отдав в Ее полное распоряжение.] 

Шримати Радхарани даже на секунду никуда не пойдет без Лалиты-деви и Вишакхи-деви. И такое место будет Вриндаваном, кунджа-кутиром, где Кришна находится постоянно. Радхарани невозможно отделить от Ее сакхи и манджари. Если попытаться увести одну Радхарани – Она не пойдет.

Уддхава, придя во Вриндаван, наблюдал состояние разлуки гопи в Уддхава-кхьяри. Шрила Гурудев прекрасно объяснял это в своей хари-катхе, охлаждая наши сердца. Он создавал в них кунджа-кутир и давал адхикару для того, чтобы начать эту кунджа-севу. Однако если не продолжать то, что Гурудев начал, он не будет счастлив, и мы не сможем войти во Враджа-дхаму. Мы настолько удачливы… Очень удачливы!

Я смотрю на каждого и диву даюсь. Я нищий, обездоленный, глупый и бесполезный. Сколько я наделал плохого! Но я смотрю, сколько у людей любви. Они приходят тысячами и дарят Радхарани подарки в день Ее явления, предлагают Ей пушпанджали. Все приходят, поют, прославляют – следуют по стопам Гурудева. Они – истинные ученики Гурудева, они по-настоящему празднуют день явления Радхарани. Какой же это счастливый день! Какой это особый день!

Те, кто принимает в нем участие, очень дороги Гурудеву и Кришне. И это последователи манобхишты Махапрабху. Мы называемся Гаудии, то есть последователи Гаури.

Шрила Рупа Госвами написал 108 имен Радхарани.

чару-горочана-гаури

гарутмата-нибхамбара

вичитра-патта-чамари

чару-вени-шикха-ручих

(Става-мала) 

[Ее удивительный золотистый облик подобен цвету горочаны, а одежды сияют, словно сапфиры. Ее чудесные волосы, заплетенные в длинные косы, украшены пестрыми цветами.]

манасам манасам тьягад утканткартхам нирундхатим

радхам самвидья видьядхья тунгавидьедам абравит

вимунча бандхуре манам нирбандхам шрину ме вачах

пура кандарпа-сундарьяи янй уткантхита-четасе

(Става-мала)

[Поняв, что гнев ревности охваченной горем Радхи утих, мудрая Тунгавидья обратилась к Ней с такими словами: «О красавица, не ревнуй! Поостынь и выслушай меня. Я перескажу Тебе то, что некогда было рассказано Кандарпасундари, когда ее сердце тоже разрывалось на части».]

 Он сказал, что нужно памятовать их каждый день. Манасам манасам тьягад – что вы делаете в манаси-севе, куда бежит ваш ум? Направьте его к лотосным стопам Радхарани. Она 24 часа в сутки Сама занята в служении Кришне. Каждый день из Варшаны Она направляется в Санкет, а из Санкета – на Према-саровару.

На Према-сароваре Она встречается со Своими сакхи, а потом идет в Нандаграм. Дас Госвами описал в «Вилапа-кусуманджали», «Враджа-виласа-ставе», а Кришнадас Кавирадж Госвами – в «Говинда-лиламрите», как Шримати Радхарани отправляется с Кундалатой, Дхаништхой, Лалитой и Вишакхой из Явата в Нандаграм. Там Яшода Мата ждет, постоянно выглядывает, не идут ли они. Сердце ее всегда томится, она ждет Радхарани. И когда Та приходит, Яшода Мата обнимает Ее, вдыхает аромат Ее волос, сажает к себе на колени и своими слезами проводит Ей абхишеку. Яшода приводит Радхарани в дом и дарит Ей много подарков, а потом ведет на кухню и говорит: «Ты просто окинь Своим взглядом мою кухню, и тогда Кришна будет кушать с большим аппетитом».

Дас Госвами писал: «Я буду обмахивать чамарой, устилать дорожку, по которой пойдет Радхарани, лепестками». Шрила Рупа Госвами обещает, что тот, кто будет памятовать 108 имен Радхарани, получит адхикару для вечного служения Радхарани. Поэтому Нароттама дас Тхакур молится Шри Рупе Госвами:

шри рупа-манджари пада сеи мора сампада

сеи мора бхаджана-пуджана

[Лотосные стопы Шри Рупы-манджари – мое истинное богатство. Им, и только им, я посвящаю свое поклонение. Они – высшая цель моей духовной жизни (бхаджана).]

Рагхунатха дас Госвами также молится Шри Рупе Госвами:

ададанас тринам дантаир

идам яче пунах пунах

шримад-рупа-падамбходжа-

дхулих сьям джанма-джанмани

(Дана-кели-чинтамани, 175, Шри Рагхунатха дас Госвами)

[Зажав в зубах соломинку, эта падшая душа неустанно молится о том, чтобы из жизни в жизнь осыпать себя пылью с лотосных стоп Шри Рупы Госвами.] 

Нароттама дас Тхакур молится:

прабху локанатха кабе санге лоя джабе

шри-рупера пада-падме море самарпибе

(Шри рупануга-махатмья, Шрила Нароттама Дас Тхакур)

[Когда же мой святой учитель Локанатха Госвами (который является учителем всего мира) возьмет меня с собой и приведет к лотосным стопам Шри Рупы-манджари?]

Рупа Госвами Прабху исполнил сокровенное желание, манобхишту, Махапрабху. Он написал«Става-малу», показав процесс, с помощью которого можно начать особое служение Радхарани и как стать в этом искусным, обрести сева-адхикару. Гурудев непрерывно объяснял, переводил, печатал все эти книги. Это пища для души.

Насколько прекрасно наши Госвами, выполняя наставление Махапрабху, служили Шримати Радхарани! Кто же теперь среди Гаудиев столь же искусно и серьезно следует лотосным стопам Радхарани? Кто жаждет служить Ей?

Приходит день явления Радхарани, очень особый день, затем Шарадия-пурнима, Раса-пурнима, Дипавали, Аннакут и многие другие праздники, связанные с Радхарани. Если кто-то отмечает их, то можно понять, что у них есть любовь. Ложное эго безо всяких цепей сковывает в майе так, что невозможно выбраться. Но если мы думаем о Шримати Радхарани и Ее последователях, тогда что нам майяМайя – это бахиранга-шакти. Шримати Радхарани – этоантарангасварупа-шактихладини-шакти. Ее экспансию зовут Йогамайя. Радхарани – это высший авторитет, поэтому что же Махамайя может сделать?

Шукадева Госвами говорит: хрид-рогам ашв апахинотй ачирена дхирах. Что майя мне сделает, если я рядом с антарангасварупа-шакти Радхарани?

Шримати Радхарани – это все для нас. Когда наступает день Ее явления, те, у кого есть желание, приходят, слушают хари-катху, получают даршан абхишекичаранамриту.

Шрила Джива Госвами в книге «Мадxава-махотсава» и «Гопала-чампу», а также Кави Карнапур Госвами в «Ананда-вриндавана-чампу» описали, как проходит абхишека Радхарани и как нужно отмечать этот день.

В «Мадхава-махотсаве» Дживы Госвами Прабху рассказывается, как Вришабхану Махарадж пригласил всех на празднование Радхаштами: Нанду Бабу, Упананду, Сунанду, Абхинанду, Яшоду, сакхов вместе с Кришной и всех враджавасивраджа-деви. Он пригласил гостей со всей Враджа-мандалы. Также это была прекрасная возможность для Брахмы, Шивы, Бхригу, Маричи, Атри, Гаутамы, Ягьявалкьи, Бхарадваджа – все риши и махариши, следуя по стопамвраджаваси, пришли на праздник.

Вришабхану Махарадж ранним утром отправил прекрасных севаков, чтобы они привезли Нанду Бабу в красивом паланкине. Но Нанда Баба отправился в путь на воловьей повозкевместе с Яшодой Матой, Рохини Матой, женой Упананды и всеми старшими. Дорога от Нандагаона до Варшаны радовала глаз чудесными озерами, кундами, такими как Пили-покхара, Павана-кунда, все было украшено цветами.

Вришабхану Махарадж устроил так, что везде было много севаков. Встречая гостей, они омывали им стопы, угощали разными напитками, фруктами, сладостями, дарили наряды, тюрбаны, сари. Кришна с друзьями танцевали и пели, приближаясь к дворцу Вришабхану Махараджа. Нанда Баба диву давался, какой же праздник устроили в честь Радхарани. Риши и махариши декламировали благоприятные молитвы. Музыканты играли на разных инструментах. Но нигде не было видно самой Радхарани…

Когда Шримати Радхарани было всего три годика, однажды в полночь во Вришабхану-пур неожиданно пришел Дурваса Риши.

– Эй, Вришабхану Махарадж! – воскликнул он.

– Да, Махарадж?

– Я очень голоден!

– Ты голоден? Хорошо, я тебе что-нибудь приготовлю.

– Нет, пусть твоя дочь приготовит малпуа и кхир.

– Так она же крохотная еще!

– Нет, пусть готовит.

Шримати Радхика приготовила огромное количество малпуа и кхира. Дурваса все съел, а после дал Ей благословение: «У любого, кто попробует Ее блюда, жизнь увенчается успехом. Они будут сильными и здоровыми».

Поэтому Вришабхану Махарадж думал: если Радхарани немного приготовит, а он раздаст этотпрасад, то все гости получат большое благо.

Яшода Мата посмотрела: где же Радхарани, где Радха, где прелестная Вришабхану-прия? Вскоре Вришабхану Махарадж принес Шримати Радхику на руках на абхишеку и усадил насимхасану. Она очень стеснялась. Такая маленькая, Она сидела в цветочных лепестках.

Риши и махариши сначала провели пушпанджали с ведическими мантрами, дали благословения. Нарада, Брахма – все пришли. Вришабхану Махарадж всем оказал почтение: подарил новые одежды, гирлянды, чандануагурукастурикункуму, дал дакшину. Затем он угостил всех прасадом – блюдами, приготовленными Радхарани. После абхишеки Радхарани нарядно одели, и Вришабхану Махарадж посадил Ее к себе на колени. Кришне с сакхами тоже предложили кункумучандану, много видов цветочной пыльцы, красивые одежды. Затем Нанда Баба с сакхами сел принимать прасад. Мадхумангал, попробовав яства, аж затанцевал от радости.

«Эй, Кришна! Ты – сын пастуха. В Твоей династии никогда такой прасад в глаза не видели. Никто так не готовит у вас. Ты посмотри, как здесь, на Варшане, все приготовлено», – восклицал довольный Мадхумангал.

Попугайчик Шука прилетел, посмотрел, как все принимают прасад, и произнес: «Тихо, тихо! Уважайте прасад, не шумите».

«Кто это так сладко говорит?» – удивились гости. Осмотрелись – нет никого, один зеленый попугайчик с золотым ожерельем сидит, и клювик у него тоже золотистый. Красивая птичка, ласково щебечет.

Кришна обратился к друзьям: «Сидите тихо. Попугай говорит, а вы не слушаете!»

Блюда выносили тысячами. И чем больше гости кушали, тем больше им хотелось вкушать этотпрасад. Настолько все было изумительно приготовлено. Риши и махариши без устали хвалили этот прасад.

Потом Яшода Мата и Рохини спросили Киртику: «Где же Радхарани»? – «Она на кухне». Пришли на кухню, а там маленькая Радхарани посреди огромной кухни со множеством полочек, очагов. Она готовит на дровах и коровьем навозе. Все свежее и необычайно ароматное – так много блюд!

Яшода Мата взяла Радхарани на руки и промолвила: «О, такая крохотная девочка, Ей ведь тяжело».

– Но что я могу сделать? Она Сама хочет готовить для всех, – ответила Киртика. – Ей нравится эта сева.

Яшода Мата села принимать прасад, посадила Радхарани на колени и своей рукой стала кормить Ее. Слезы струились из глаз Яшоды, словно она омывала ими дочь Вришабхану Махараджа. Затем она вручила Радхике много подарков. Позже Яшода сказала Киртике: «У меня есть к тебе одна большая просьба. Давай я за твоей дочерью каждый день буду присылать паланкин – пусть она приходит ко мне на кухню. Дома Кришна ничего не ест, зато ходит по чужим домам и ворует масло. Я посмотрела, как Кришна сегодня кушал, у Него даже цвет тела изменился, Он как будто посвежел. Если Кришна будет принимать этот прасад, то станет крепким и здоровым».

Мукхара тут же возразила: «Нет, моя внучка никогда не пойдет в чужой дом прислуживать!» Вришабхану Махарадж тоже не соглашался: «Даже при сильной нужде я не стану посылать свою дочь в чужие дома работать. Это невозможно». Устроили большое собрание, но никто не прислушивался даже к советам Йогамайи Паурнамаси, Вринды-деви и Нанди-мукхи!

Но однажды, когда Радхарани играла с подружками на Виласа-гархе, Она неожиданно лишилась чувств, и тело Ее почернело. Кто-то сказал, что Радхарани укусила змея. Ее подружки горько заплакали и тут же побежали звать на помощь.

Паурнамаси сказала: «Во Враджа-мандале есть одна могущественная личность, которой по силам удалить яд. Пообещайте, что выполните все, о чем бы Он ни попросил». Вришабхану Махарадж, Мукхара и Киртика согласились и поспешили к Нанде Махараджу. Кришна однажды уже расправился со змеем Калией и очистил Враджа-мандалу от его яда с помощью особой мантры. Итак, Кришна пришел к Радхарани, коснулся Ее, и весь яд вышел. Шримати была очень счастлива. В итоге Вришабхану Махарадж разрешил Шримати Радхарани приходить в Нанда-бхаван. Как же счастлива была Яшода Мата! В Нанда-бхаване в честь этого устроили большую праздничную программу.

Все это кришна-лила-раса-мой.

Вчера был день явления Шримати Радхарани. Махапрабху восемнадцать лет провел в Гамбхире, и все эти годы Он праздновал особые дни. В Радхаштами Махапрабху с бхактаминачинал нагара-санкиртану. И в наши дни в Радхаштами Маха Сударшана, экспансия Радхарани, Ее шакти, отправляется из храма Джаганнатхи на паланкине, совершаетпарикраму, после чего возвращается в храм.

Серьезные и удачливые личности отмечают Радхаштами. В нашей линии Махапрабху это самый великий день. Парам-гурудев дал Гурудеву адхикару для служения Радха-Винода-бихари в Матхуре. Прежде в Матхуре никто не праздновал этот день. Люди отмечали только Джанмаштами. Однако Гурудев изменил их сердца. Он всех сделал последователями лотосных стоп Радхарани. Гурудев начал эту программу в Радхаштами: киртан и абхишеку. Все это выражение почтения к Радхарани.

Однажды мой Гуру Махарадж, приехав в Матхуру, сказал: «О Махарадж, Кришна очень одинок в Матхуре. Здесь нет враджаваси. Мой Гуру Махарадж сначала привел Радха-Винода-бихари, открыл центр, а ты открыл центр в сердце каждого. Ты всех пригласил, чтобы каждый мог выразить почтение Радхарани и понять Ее исключительность. Ты всех приводишь, чтобы они получали Ее милость».

Шрила Тривикрама Махарадж, Шрила Бхакти Дживана Джанардана Махарадж и многие другиеачарьи ежегодно приезжали в Матхуру в Радхаштами, чтобы принять участие в праздновании дня явления Шримати Радхарани.

Мы настолько удачливы. Вчера все Махараджи пришли – они проводили киртанабхишеку. Я никчемный, бесполезный человек. Я просто смотрю со стороны и думаю, как же Гурудев счастлив. Его милость льется потоком. Где бы мы ни находились, пусть же наша жизнь будет именно такой. Пусть же мы никогда не уйдем в другую линию, не будем смотреть ни на кого другого. Далеко не все рупануги. Уйдем – и все потеряем. Если потеряем связь с Гурудевом, то ничего хорошего не произойдет в нашей жизни.

Поэтому я прошу: не только в Радхаштами, но постоянно, всю жизнь, все свое время посвятите служению Радхарани. Мы молимся:

тапта-канчана-гауранги радхе вриндаванешвари

вришабхану-суте деви пранамами хари-прие

[О Гауранги! Твое тело сияет, как расплавленное золото. О Радха, царица Вриндавана! О дочь Махараджа Вришабхану! О Деви, самая дорогая возлюбленная Господа Хари! Я снова и снова склоняюсь перед Тобой.]

Уддхава возносит молитвы:

ванде нанда-враджа-стринам

пада-ренум абхикшнашах

ясам хари-катходгитам

пунати бхувана-траям

(Ш.-Б., 10.47.63)

[Вновь и вновь я предлагаю молитвы пыли с лотосных стоп девушек из деревни Махараджа Нанды. Эта исполненная чувства разлуки хари-катха, украшающая уста гопи, очищает все три мира.]

асам ахо чарана-рену джушам ахам сьям

вриндаване ким апи гулма-латаушадхинам

йа дустьяджам сва-джанам арья-патхам ча хитва

бхеджур мукунда-падавим шрутибхир вимригьям

(Ш.-Б., 10.47.61)

[Гопи Вриндавана ради лотосных стоп Шри Кришны оставили то, от чего так трудно

отказаться: детей, родственников, социальные и религиозные принципы. Этот путь

према-бхакти является единственной целью всех Шрути и Упанишад. Я молюсь, чтобы родиться кустиком, лианой или травинкой во Вриндаване – тогда я смогу непрерывно омываться в трансцендентной пыли с лотосных стоп гопи.]

В Двараке Кришна ждал и молился. «Пыль со стоп враджа-деви – это всё для Меня», – думал Он.

В сердце Гурудева столько анураги. Он уезжал проповедовать, только чтобы раздавать этуанурагу. Он всех собирал.

Если есть хотя бы капелька анураги, тогда это гуру-сева, следование по стопам Гурудева. Это рупануга анугатья. Мы должны молиться о том, чтобы жизнь за жизнью отмечать Радхаштами, Джанмаштами, день явления Лалиты-деви, Вишакхи-деви, всех манджари и гопи. Бхактивинода Тхакур молится: «Враджа-гопи-бхава, хоибе свабхава, ано-бхава на рохибе – я обрету облик и качества юной враджа-гопи и не буду знать ничего другого». В «Шри Чайтанья-чаритамрите» говорится: «Гопи бхава вина на пая кришнаке – без гопи-бхавы Кришну достичь невозможно».

Мадан-мохан, Говинда, Гопинатх принимают только Гаудиев, последователей Шримати Радхарани, а всех остальных отвергают. Поэтому мы так удачливы. Эта линия, рупануга-анугатьягуру-анугатья, – самая высшая. Я молюсь всем бхактам. Вчера каждый с головой был погружен в севу Гуру-пада-падме. Новички многого не знают и не понимают, но это не беда – главное следовать. Придут и духовная сила, и духовная жажда, и вкус. И тогда жизнь увенчается успехом. Мы молимся Гурудеву, чтобы жизнь за жизнью оставаться последователями враджа-деви.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями!:
Оцените автора
Бхакта Бандхав Друг Каждого
Добавить комментарий