2 сентября 2013 года

 

Сегодня Аннада Экадаши.

В «Веданта-сутре» описаны пять видов пуруш: аннамая-брахма, пранамая-брахма, гьянамая-брахма, вигьянамая-брахма и анандамая-брахма. Первые три (аннамая-брахма, пранамая-брахма и гьянамая-брахма) относятся к кшетре, или материальнму телу, а вигьянамая-пуруша к дживе, знающей кшетру. Воплощенное в теле живое существо не может жить без аннамая-брахмы, то есть без пищи, без зерновых. Поедая зерновые, живое существо обретает склонность к чувственным наслаждениям, бхоганмукха. Все, что попадает в поле зрения обусловленных душ, они стараются использовать для удовлетворения чувств, так они становятся полными бхоганмукха.

Попадая в этот мир, мы получаем физическое тело и родственников, находимся в обществе… Ради чего все это? Разве наша цель – только набивать желудок? Зачем мы пришли в этот мир? День и ночь люди проводят в мыслях о том, как жить и наслаждаться, из-за чего у них пропадает сострадание к другим. Для своего наслаждения они все хотят задействовать все, что угодно. В их сердцах нет севонмукха-вритти, стремления служить.

Как же мы неудачливы! Ради собственной прихоти мы всем причиняем боль словно демоны. Хотя у нас нет острых клыков, как у зверей, но наши намерения хуже, чем у них. Мы грешим, потом заболеваем, мучаемся и, в конце концов, умираем. К этому приводят наши поступки. Мы не следуем верному пути, поэтому вынуждены страдать.

Экадаши-деви приходит, чтобы помочь обусловленным душам пробудить их севонмукха-вритти и расстаться с желанием наслаждаться. Если мы примем у нее прибежище, она отрежет наши привязанности, устранит моху (заблуждения) и даст понять, что мы вечные слуги Кришны, напрочь забывшие Его.

Экадаши приходит помочь

Однажды Кришна объявил всем враджаваси: «Приготовьте замечательные подношения из зерновых – мы будем проводить Аннакут-махотсав! Все приготовленное вы предложите Бхагавану».

Для Аннакут-махотсава враджаваси приготовили из всего, у них было, разные изысканные блюда, и предложили их Гирираджу.

«Отдайте Гирираджу всё до последней крошки, ничего не оставляйте для себя, – сказал им Кришна. – Предложите дандават-пранамы и сообщите ему, что вы полностью предаетесь. Только вы принесли ему совсем немного – Гирирадж такой большой, что ему этого не хватит».

Враджаваси забеспокоились, что им теперь делать? Кришна произнес: «Вручите Гирираджу самих себя. Скажите Ему, что вы Его вечные слуги, и пообещайте все делать для Него».

Гирирадж проявил Свою огромную форму и быстро принял все подношения, но, несмотря на это, Его желудок не был полон.

«Индра пьет только сома-расу, нектар полубогов, и его ум помутнен. Но посмотрите на нашего Гирираджа: Он все съел и просит добавки: “Ано ре! Ано ре! (Еще! Еще!)”» – сказал Кришна.

Враджаваси ответили: «Но у нас больше ничего нет… Что же нам делать?»

«Предложите Ему листик Туласи», – посоветовал Кришна. Они последовали этому совету и Гирирадж произнес: «Трипто сми! (Я доволен!) Теперь Я сыт». Потом Гирирадж вернул им в тысячи раз больше, чем они предложили ему.

Никогда не думайте, что, отдав Кришне все, что у вас есть, вы будете испытывать недостаток в чем-либо. Кришна даст в тысячи раз больше, чем мы когда-нибудь сможем дать Ему!

Что делает Экадаши-деви? Она связывает нас со служением Бхагавану, пробуждает нашу враджа-бхаву, наше настроение в отношениях с Кришной в главных расах: как слуги, друзей, родителей или манджари. Она одаривает этим настроением и готовит к служению. Чтобы мы потеряли вкус к мирским удовольствиям, она дает нам почувствовать высший вкус, помогает осознать себя вечными слугами Кришны. До тех пор, пока мы не оставим желание независимо наслаждаться, мы обречены страдать в круговороте рождения и смерти.

Особенность Аннада Экадаши

Кришна не будет доедать за вами. Он принимает только остатки пищи враджаваси, обладающих чистой любовью к Нему. Чтобы одарить этим чистым умонастроением слуги, Экадаши-деви приходит в этот день как Аннада Экадаши. Без пищи живые существа не могут жить. Предлагая все Кришне и принимая Его прасад, они примут Кришну единственным наслаждающимся, а себя – Его вечными слугами, теми, кто приносит Ему наслаждение.

Кришна сказал Арджуне: «Чтобы человек избавился от страданий, вызванных самсарой, он сначала должен получить Мой прасад».

 

прасаде сарва-дукханам

ханир асйопаджаяте

прасанна-четасо хй ашу

буддхих парьяватиштхате

(Бхагавад-гита, 2.65)

«Тот, кто получил прасад Кришны, избавляется от всех страданий и обретает способность самоконтроля, чувствует блаженство и утверждается в своей желанной цели».

 

Сначала нужно предложить все, что имеете, Кришне, тогда это станет Его прасадом. Почитая этот прасад, вы избавитесь от страданий. Бхагаван наш Верховный Отец, и если вы предадитесь Ему, никто не сможет причинить вам беспокойства.

Экадаши-деви приходит как Аннада Экадаши, чтобы научить нас предлагать анну, а также чтобы мы поняли, что это собственность Кришны. Иначе мы будем все время страдать и беспокоиться о своем будущем, прятать деньги под матрац или в шкаф… Наше сознание всегда будет низким, а сердце лишено великодушия. Это не позволит нам раздавать пожертвования, аннаду.

Махапрабху и принимает подношения от Своих преданных

Сегодня маленький Махапрабху плакал… Обычно Он не прекращал плакать, пока кто-нибудь не начинал повторять: «Харибол, Харибол!» Но сегодня даже дружное воспевание святого имени на протяжении долгого времени не могло успокоить Его плач. В конце концов Джаганнатха Мишра спросил Махапрабху, почему Он плачет. Тот ответил: «Сегодня Аннада Экадаши. Хиранья и Джагадиша Пандит предложили много анны Бхагавану, и пока Я не попробую это подношение, Я не успокоюсь. Они предложили это Мне, и если Я не приму это, их подношение будет бесполезным, а они сами расстроятся».

Мы знаем, что в Экадаши нельзя раздавать и есть зерновые, но это не означает, что не следует предлагать их Бхагавану в этот день. В Экадаши люди заставляют Бхагавана поститься на фруктах и кореньях, но это является сева-апарадхой. В Экадаши нужно предлагать Господу чапанна-бхогу, 56 блюд, включая зерновые!

Джаганнатха Мишра отправился в дом Хираньи и Джагадиши Пандита и сообщил им о желания Нимая попробовать все подношения, которые они поднесли Тхакурджи. Хиранья и Джагадиша Пандит уже предложили роскошную бхогу, и теперь пели киртан.

«Сегодня Экадаши. Почему вы предлагаете так много блюд?» – поинтересовался Джаганнатха Мишра.

«Мы постимся, но не хотим заставлять поститься Бхагавана, – ответили они. –  Ради Его удовольствия мы приготовили 56 блюд».

Джаганнатха Мишра попросил принести все эти подношения Махапрабху: «Мой сынок Нимай, Вишвамбхара, безутешно плачет, желая попробовать то, что вы приготовили».

Хиранья и Джагадиша, поняв, что Нимай – Сам Господь, возликовали. Столько лет они служили Господу, но у них оставалось сомнение: принимает ли Господь их подношения? Теперь они поняли истину и понесли подношения Нимаю. Получив их, Нимай начал улыбаться. Он сел, как Гирирадж, и стал в великом блаженстве поглощать одно блюдо за другим.

Нужно развивать желание давать пожертвования. Но кому мы должны раздавать их? Мы не подаем калекам, прокаженным или грешникам, иначе разделим с ними их грехи. Свои подношения нужно отдавать Бхагавану. Предлагая Ему бхогу, раздавая и принимая Его прасад, вы избавитесь от страданий в материальном мире.

Принимать что-то непредложенное Господу считается великим грехом. Вы сами не способны сотворить что-либо в этом мире: все принадлежит Бхагавану, Он творец всего. Поэтому предлагайте Ему все. Его прасад приносит огромное благо для всех живых существ. Милость и великодушие заключаются в том, чтобы раздавать всем Его прасад.

В Аннада Экадаши необходимо очистить сознание. Экадаши-деви приходит, чтобы помочь нам в этом и занять в служении Бхагавану. Так мы можем учиться, как все предлагать Ему. Воруя у Бхагавана, вы будете страдать от последствий этих грехов. Если мы не предлагаем всё Ему, то берем на себя вину за убийство других живых существ ради собственного наслаждения.

Аннада Экадаши

 ягья-шишташинах санто

мучьянте сарва-килбишаих

бхунджате те тв агхам папа

йе пачантй атма-каранат

(Бхагавад-гита, 3.13)

«Святые люди, принимающие остатки с ягьи, освобождаются от всех грехов, но те, кто готовит зерно и другие продукты для себя, вкушают лишь грех».

 

Все необходимо предлагать Бхагавану, это называется ягья. Остатками с этой ягьи вы можете поддерживать свою жизнь.

Экадаши-деви приходит для того, чтобы одарить нас духовной энергией и разумом, помочь понять настроение, изначально присущее нам, и отношения с Бхагаваном. Каждая Экадаши-деви наделена особыми качествами, о которых говорит ее имя. Поймите ее особенности, выражайте ей почтение и предайтесь ей. Тогда она избавит вас от материальной болезни.

В этом мире все-разному представляют себе, как соблюдать Экадаши. Кто-то не ест цельное зерно, но считает, что не нарушит Экадаши, если съест роти, испеченные из муки, смешанной с водой Ганги. Кто-то замачивает мунг-дал и говорит, что это не приготовлено, поэтому допустимо употреблять в Экадаши. Некоторые едят только сухофрукты и орехи, устраивая для себя знатный пир в этот день. Но это неправильно. В Экадаши следует учиться тому, как предложить свои одиннадцать чувств в служении Бхагавану, – тогда Экадаши-деви будет защищать и поддерживать нас. Не идите на поводу ума. Сегодня изучайте «Шримад-Бхагаватам», «Шримад Бхагавад-гиту» и служите Тхакурджи, задействуя все чувства. Предайтесь Экадаши-деви, будьте под руководством Шри Гуру и Вайшнавов, и тогда в вашу жизнь придет все благоприятное.