12 марта 2014 года

Экадаши-деви приходит двадцать четыре раза в год, и каждый раз у нее новое имя и особенности. Она знает, как помочь обусловленным душам освободиться от оков материального существования. Помощь и служение Экадаши-деви очень особенные. Гуру-варга и шастры объясняют ее трансцендентную славу.

Имя сегодняшнего Экадаши – Амалаки. Значит ли это, что сегодня вы должны просто предлагать плоды амлы? Может быть, на «Манго Экадаши» нужно предлагать только манго, а на «Джекфрут Экадаши» – джекфруты? У Экадаши-деви много трансцендентных имен, соответствующих ее служению и помощи живым существам.

Шрила Санатана Госвами объясняет в «Хари-бхакти-виласе», что под словом «амалаки» подразумевается дхатри  – ашваттxа дхатри туласи. Туласи-деви очень дорога Господу. Ашваттxа – это дерево пиппала (баньян). В «Шримад Бхагавад-гите» Кришна говорит: «Среди всех деревьев Я – ашваттха». Дхатри относится к амле, амалаки. Амалаки – это воплощение Маха-Лакшми, ее сварупа. Экантик-бхакта может спросить: «Какая у меня связь с Маха-Лакшми?» Но нужно знать, что по милости Маха-Лакшми человек будет умным, здоровым и жизнерадостным.

Означает ли, что Амалаки Экалаши – это Лакшми Экадаши? Нет. В «Хари-бхакти-виласе» говорится, что для обусловленных душ Экадаши-деви подобна дхатри. Кто такая дхатри?

Во время родов тело матери буквально охвачено болью, но ее любовь к ребенку от этого не уменьшается. На Западе никто не понимает эту боль – там во время родов врачи дают женщинам сильное обезболивающее. Потом новорожденного помещают в пронумерованную люльку, и при этом мать не знает, какой из младенцев ее. Даже через два дня мать не может встретиться со своим ребенком. Я видел, как в западных странах нумеруют детей: родители даже не знают, мальчик у них или девочка!

Дхатри означает «сестра, нянечка». Есть разные виды сестер: медицинская сестра, старшая медицинская сестра, сестра-хозяйка… Но Санатана Госвами говорит о другой дхатри. У Кришны есть дхатри во Врадже. В Бенгалии дхатри называют «Дхаи Ма». На хинди есть разные названия. Не думайте, что дхатри – это приемная мать. Мачеха не даст вам ничего по доброй воле, поэтому ее никогда не называют дхатри. О Кришне тоже заботится Дхаи Ма, дхатри. Яшода Мата не знает, когда нужно массировать, купать, кормить и одевать Кришну: ей нужно выполнить много других Его желаний. Есть та, кто постоянно заботится о Кришне, не спрашивая у Яшоды, что для Него лучше. Вы знаете, кто она? Вы удивитесь… Ее зовут Путана!

Через три дня после рождения Кришны Путана пришла в Гокулу. У нее было чудовищное огромное тело, но она приняла облик красивой златоликой женщины. Она ласкала Кришну и придумывала для Него множество игр. Однако как только она прижала Кришну к груди, проявилась ее демоническая природа.

Описывая беспричинную милость Кришны, Шукадева Госвами сказал:

 

ахо баки йам стана-кала-кутам

джигхамсайапайайад апй асадхви

лебхе гатим дхатрй-учитам тато ‘ньям

кам ва даялум шаранам враджема

(Ш.-Б., 3.2.23)

«Вот чудо! Сестра Бакасуры, Путана, желая погубить Кришну, дала Ему свою грудь, смазанную ядом. Тем не менее Господь Кришна принял ее как мать, и она достигла духовного мира, где заняла положение, подобающее Его матери. Где же мне еще искать прибежища, как не в Кришне, милостивее которого нет никого?»

В этой шлоке используются слова «дхатри-учитам». Кришна даровал Путане положение Своей кормилицы, дхатри-учитам, подобного положению матери. У Кришны множество матерей во Врадже, и все они любят Его больше жизни. У Путаны никогда не было любви к Кришне, поскольку ее природа была демонической. В прошлой жизни она была Вриндавали, сестрой Бали Махараджа. Очарованная красотой Ваманадева, она пожелала видеть Его своим сыном. Голова Ваманадева была гладко обрита, грудь украшена брахманским шнуром, а в руке он держал зонтик. Ваманадев носил деревянные сандалии, а лицо Его было озарено трансцендентным сиянием.

Привлеченная Его красотой, Вриндавали думала: «О, если бы этот маленький мальчик был моим сыном, моему счастью не было бы предела!»

– Будешь моим сыном? – спросила она Ваманадева.

– Да, Я хочу стать твоим сыном.

Но потом Ваманадев забрал все богатство ее брата, Бали Махараджа, и обвязал его веревкой из змеи. Знаете, как жестоки змеи? Махарадж был связан не простой веревкой, а самой могущественной из змей. Ему было очень больно: укус змеи не так болезнен, как ее объятия.

Тогда разгневанная Вриндавали сказала: «Мой брат отдал Тебе все, но Ты обманул его! Чтобы причинить ему еще больше боли, ты связал его веревкой из змеи. Если бы Ты стал моим сыном, я накормила бы Тебя ядом».

«Нет проблем, – ответил Ваманадев. – Ты – Моя мать. Ты же хотела, чтобы Я стал твоим сыном? Если хочешь накормить Меня ядом, Я позволю тебе сделать это. Отдай Мне свой яд».

Господь принимает все, что люди предлагают Ему, такова Его природа. В следующей жизни Вриндавали стала демоницей Путаной. Она пришла в этом облике, чтобы исполнить обещанное – накормить Кришну ядом. Она обладала огромной силой: сила тысячи слонов меркла в сравнении с ее мощью. Кроме того, у нее было много мистических способностей. Путана пришла в Гокулу в облике прекрасной девушки. Она гордилась своей грудью, но кого она могла накормить? У нее не было детей, да и никто не доверил бы ей своего ребенка. Весь свой яд она припасла для Кришны.

Придя в дом Яшоды, она заявила: «Яшода, ты уже старая. Твоя грудь высохла, в ней нет молока. Посмотри на мою грудь – она подобна холмам!»

Путана взяла Кришну у Яшоды и посадила к себе на колени. Безо всякого стыда она обнажила свою грудь, приговаривая: «Малыш, отведай Моего молочка. Оно вкусное и ароматное, словно Падма-гандха, Налини-гандха и Чару-гандха».

Яшода-мата подумала: «Я уже старая женщина, и в моей груди уже не такое вкусное молоко. Если эта молодая женщина накормит Кришну,  Он станет очень сильным. Нужно позволить ей это сделать». Она не стала возражать, когда Путана посадила Его к себе на колени. Матери обычно прикрывают ребенка, когда кормят грудью. Путана же безо всякого стеснения обнажила грудь и дала ее Кришне. Закрыв глаза, Кришна стал пить из одной груди, а вторую схватил Своей маленькой ручкой. Зачем Он это сделал?

Кришна подумал: «Почему ты предложила только одну грудь? Я хочу обе! Ты должна предложить себя полностью».

Иногда, когда Яшода Мата кормила Кришну своей грудью, она говорила: «Ты уже выпил много молока. Я не дам Тебе больше». Поэтому теперь Кришна крепко схватился за грудь Путаны. Путана смазала свою грудь смертельным ядом, причиняющим нестерпимую боль, маха-кала виша, но Кришна не чувствовал боли. Почему? Кришна – черный, ничто не может проникнуть внутрь Его. Можно ли разглядеть что-нибудь темной ночью или в темном месте? Можно ли что-то увидеть там, где не видно даже самого себя? Яд Путаны не мог коснуться Кришны. Она не могла понять Его божественную природу. Кришна закрыл глаза и тоже не видел ее лица.

Как только Кришна стал сосать грудь Путаны, она почувствовала нестерпимую боль. «Я не могу это терпеть!» – закричала она, пытаясь убежать. Почему она закричала от боли? Что будет источать грудь, если в ней нет молока? У Путаны не было и следа любви и ее сердце не растаяло даже от прикосновения Кришны. Откуда же возьмется молоко? В ее сухой груди не было ни молока, ни крови.

У многих женщин бывает рак груди. Если у женщины нет детей, ее грудь бесполезна. Кришна вернул Путане весь ее яд, и тогда она почувствовала нестерпимую боль.

Крича от боли, Путана пыталась убежать, но Кришна не отпускал ее. Он сказал: «Яд гатва на нивартанте, тад дхама парамам мама – как могут те, кто достиг Моей обители, покинуть ее? Это невозможно! Ты останешься со Мной, никуда отсюда не уйдешь!  Внутри тебя яд, который все разрушит. Я освобожу тебя от него!»

Увидев, что Путана уже не может терпеть, Кришна сказал ей: « Хватит страдать. Я избавлю тебя от твоей дурной природы. Ты получишь освобождение, и плохие желания не будут больше тебя беспокоить. Я дам тебе дхатри-учитам – сделаю тебя Своей нянечкой, дхатри, ты будешь для Меня как дорогая подруга Моей матери, будешь любить Меня и заботиться обо Мне».

Таково значение дхатри-учитам, уттама-гатим, парама-гатим. Как же милостив Кришна – Он дал Путане положение, подобное положению Его матери!

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить