Амалаки Экадаши значит Дхатри Экадаши. Сегодня все, у кого есть анартхи, ложное эго или яд, как у Путаны, искренне молитесь Экадаши-деви, и она очистит вас, словно заботливая мать. Ее любовь превосходит любовь тысячи матерей. Она видит все анартхи, прарабдха-карму и ложное эго, которые джива накопила за миллионы жизней. Упрямые дживы не могут понять, насколько это опасно для них, и не представляют, как изменить себя. Даже если кто-то постоянно будет просить их измениться, они не сделают этого. Экадаши-деви очень добра. Она помогает обусловленным душам, очищает их, не причиняя никакой боли. Дживы, принявшие ее прибежище, уже не будут страдать от последствий своих дурных поступков.

В «Сканда-пуране» и «Агни-пуране» описывается следующая история.

У одного царя во дворце было много служанок. Когда родился принц, согласно ведическим правилам, по истечении шести дней, необходимо было провести чхатти-пуджу, очень могущественный обряд. В этот день приходит Видхата, Брахма, чтобы описать всю жизнь ребенка. После этого совершается нама-карана-самскара (церемония наречения именем), чхуда-карана и другие необходимые ритуалы. У царицы было множество служанок, которые заботились о ребенке с материнской любовью. Одна из них, кормилица принца, по прошествии шести дней ждала прихода Брахмы. Всю ночь она не сомкнула глаз.

Брахма прошел через всю охрану дворца и подошел к покоям царицы.

—    Мне нужно пройти. Пожалуйста, пропусти меня, — сказал он служанке, охраняющей вход.

—   Да, конечно, но при одном условии. Я пропущу тебя, только если ты скажешь, что собираешься написать.

—    Нет, я не скажу тебе, — ответил Брахма и покинул дворец.

Через час он вернулся и столкнулся с тем же условием. Брахма ничего не ответил и вновь оставил дворец. Так он возвращался вновь и вновь, но слышал одно и то же: «Пожалуйста, скажи, какие события ожидают принца». Каждый раз он отвечал: «Нет!»

Тогда служанка указала Брахме на дверь, но перед этим легла поперек двери.

Полубоги никогда не переступают через лежащих людей. Если вы перешагнете через того, кто сидит или лежит, потеряете все свое сукрити, благочестие, заслуги и даже свою жизнь. Никогда не перешагивайте через тех, кто сидит, спит или лежит!

Итак, полубоги никогда не перешагивают через людей. Поэтому Брахма оказался под арестом — он не мог перешагнуть через эту служанку.

«Так и быть, я расскажу тебе о жизни принца, но никому не говори об этом, иначе сразу умрешь», — сказал он.

Служанка согласилась.

«Этот мальчик станет очень знаменитым и его ждет множество побед. Все будут прославлять его. Он будет воплощением всех хороших качеств. Все будут его любить. Но… В шестнадцать лет Индра убьет его своей молнией. Царь и царица, а также все их подданные умрут от горя, и в результате царство прекратит свое существование».

После того как Брахма ушел, кормилица, Дхатри Ма, которая берегла принца, как зеницу ока, заботилась о нем и любила его больше жизни, совершенно потеряла покой.

В возрасте четырех-пяти лет принц пошел в школу. Дхатри Ма кормила его, купала, помогала собираться в школу — все делала наилучшим образом. Все души не чаяли в принце, а она непрестанно плакала…

Принцу исполнилось четырнадцать лет. Он стал очень привлекательным. Однажды он спросил: «Дхатри Ма, почему ты все время смотришь на меня и плачешь?»

Убитая горем Дхатри Ма ответила: «Ничего».

—          Когда ты печалишься, я тоже несчастлив. Скажи, что случилось?

—          Нет.

—          Тогда я буду поститься, пока ты не ответишь мне.

И принц действительно начал поститься. Обеспокоенные царь и царица спросили его: «Что случилось?»

—          Мама плачет. Она заботится обо мне и служит, как никто другой. Я ее очень люблю и уважаю. Но каждый раз, когда она смотрит на меня, она плачет. Видя ее слезы, я страдаю и сердце мое сжимается от боли.

Царю ничего не оставалось, кроме как обратиться к Дхатри Ма: «Почему ты не хочешь рассказать принцу о причине своей печали?»

—          Если я расскажу, то сразу же умру.

—          Ну и что? В противном случае наш сын умрет от голода.

—          Хорошо, но я расскажу только принцу, а потом оставлю тело.

В уединенном месте она заговорила с принцем: «Мой дорогой принц, ты такой добрый и так хорошо воспитан! Все любят тебя. Но когда тебе исполнится шестнадцать, Индра пустит в тебя молнию и ты умрешь. Вскоре царь с царицей также умрут. Вся страна прекратит существование. Поэтому я всегда в печали».

Рассказав об этом, Дхатри Ма оставила тело. Узнав о своей предстоящей смерти, принц стал очень серьезным. Раньше он смеялся, танцевал и играл со своими друзьями, но теперь он погрузился в раздумья. Когда ему исполнилось шестнадцать, он научился ездить верхом. Как-то раз он отправился в лес далеко за полночь. Он отпустил лошадь и велел ей возвращаться домой. Когда лошадь вернулась, царь увидел, что из ее глаз текут слезы. Все так любили принца…

Как только принц вошел в лес, он снял с себя всю одежду, оставив лишь небольшую набедренную повязку, и отправился дальше. Спустя какое-то время он достиг ашрама, где было много риши и махариши.  Агнихотри Риши с утра совершал ягью, а затем входил в самадхи. Принц ждал. Вечером, когда  Риши вышел из самадхи и увидел принца, он произнес:

—          Принц, все обеспокоены твоим отсутствием и страдают в разлуке. Ты здесь один. Скажи, зачем ты пришел?

—          Махарадж, если ты знаешь, что я – принц, значит, тебе известна и причина моей печали, — грустно сказал принц. — Я предаюсь тебе. Пожалуйста, защити меня.

—          Да, я знаю о твоей скорой смерти. За день до твоего семнадцатилетия Индра убьет тебя ударом молнии. Я дам тебе мантру, которая спасет тебя, если будешь ее повторять. Скажи мне, когда настанет этот день.

За день до своего дня рождения принц пришел к мудрецу. Риши сел на высокую асану и стал совершать бхаджан, а юноша сел внизу. Внезапно начался сильный дождь, из-за которого все животные сбежались к ашраму риши. Шторм уничтожил много деревьев и ранил животных, но внутри ашрама все было спокойно. Вскоре пришел Яма Махарадж.

—          Махарадж, отдай этого принца мне. Сегодня последний день его жизни, — сказал он.

—          Я не отдам этого юношу. Сначала попробуй убить меня.

—          Если я убью тебя, то навлеку на себя грех убийства брахмана и буду страдать. Я никогда этого не сделаю. Но карма этого принца закончилась, это его последний день.

—          Я не могу отдать его — он предался мне!

Что было делать? Наступила ночь. Пришли Индра и Брахма. «Когда мальчик оставит тело, я позабочусь о нем, – обратился Брахма к Риши. – Он получит новую жизнь», но Риши ответил: «Я не верю тебе. Я дал ему прибежище, поэтому сначала ты должен убить меня».

Как же им было найти выход из положения?

Брахма сказал: «Махарадж, пусть он пожертвует ногтем с мизинца руки — тогда мы сможем достичь компромисса. Молния повредит только его ноготь, и принц сможет избежать множества проблем. Принц также должен предложить свои волосы».

«Хорошо, я отдам тебе юношу, — согласился Риши. — Но если ты убьешь его и убежишь, знай — я отомщу за него и убью вас всех!

Услышав это зловещее предупреждение, Яма Махарадж, Индра и Брахма очень испугались. Принц выполнил обговоренное условие. Молния повредила ноготь с его мизинца.

После этой истории ногти в тех местах, где соединены с пальцами, чувствительны, но там, где они не касаются тела, они – просто инертная материя. То же самое относится и к волосам. Внутри кожи они могут чувствовать, но за ее пределами они лишены жизни.

Индра и другие полубоги поразились силе садху. Видхи Брахма написал о смерти юноши, но садху обладают огромным могуществом — они могут менять судьбу дживы. По приказу своего гуру принц вернулся в царство. Он рассказал о силе риши-махариши и прославил свою Дхатри Мату. Все узнали, какой она была любящей, честной и благочестивой.

Итак, сегодня Дхатри Экадаши, Амалаки Экадаши. Чтобы помочь всем дживам, Санатана Госвами написал о дхатри ашваттха туласи. Три эти личности очень помогают нам, но самая выдающаяся из них – Туласи. Дхатри (Амла) и Ашваттха следуют по ее стопам. Сегодня все украшают дерево амла брахманским шнуром, совершают ему пуджу и затем предлагают его плоды Господу. Подобно матери, которая заботится о своих детях, купает, одевает их, а затем приводит к отцу, Экадаши-деви помогает дживам и предлагает их Господу.

Поэтому имя сегодняшнего Экадаши — Амалаки. Особым благословением является следовать Экадаши во Враджа-бхуми. Шукадева Госвами произнес: «дхатри-учитам тато ‘ньям кам ва дайалум шаранам враджема». Когда Пундарика Видьянидхи услышал эту шлоку, он потерял покой. Упав на землю, он стал кататься по ней и, горько плача, взывать: «О Кришна, как Ты милостив!»

Кришна проявил особую милость к Путане, но Экадаши-деви дает свою милость каждому, кто принимает прибежище у ее лотосных стоп. Она всех очищает своей сладостью. Поэтому сегодня мы должны следовать Амалаки Экадаши. Этот Экадаши приходит перед Гаура-пурнимой, перед Холи-лилой. Экадаши-деви очистит ваше сердце — и вы обретете отношения с Гаурахари. Гаурахари означает «Гаури-хари» — Тот, кто украл чувства Гаури.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить