Апара Экадаши — Часть 1

Апара Экадаши ЭКАДАШИ

История о Кардаме Риши и Девахути

Сегодня Апара Экадаши. Я постараюсь вспомнить о славе и особенностях этого Экадаши. Экадаши-деви приходят под разными именами, чтобы одарить джив особыми благословениями и милостью, иначе обусловленные души не смогут ничего получить. Они действуют по своему желанию и усмотрению, но в основном их начинания ни к чему не приводят.

Почему? У них недостаточно разума, все их идеи и представления плохи и бесполезны. У джив очень короткая память, которая вмещает в себя только мирское, но никак не преданность.

Культура в Индии подготавливает людей к жизни в преданности, чего нельзя сказать о культуре Запада. Там люди с самого детства заботятся только о мирском. Получив желаемое, они радуются, а в противном случае огорчаются.

Давайте послушаем о славе Экадаши-деви, благословениях и милости, которые она дает. Своих последователей она наделяет преданностью к Господу. В «Шримад-Бхагаватам» описана история про Кардаму Риши. Он совершал аскезы, практиковал джапу и дхьяну и в итоге вошел в самадхи.

Брахма, видя, что его сыновья слоняются без дела, хитростью связывал их семейными отношениями. Как он это делал? У Брахмаджи было много дочерей и внучек, которых он посылал мудрецам в подарок – каждому из них дарил не одну жену, а четыре, пять или даже двадцать.

Видя, что Кардама Риши подвергает себя серьезным аскезам, Брахмаджи подозвал к себе Девахути:

– Девахути, пойдем со мной.

– Хорошо, – согласилась она.

– Теперь ты должна служить Кардаме Риши, – велел ей Брахма.

Так, все десять тысяч лет, пока Кардама Риши был в самадхи, Девахути защищала его и старательно служила. Затем Кардама вернулся из полного внутреннего погружения (антар-даши) наполовину во внешнее сознание (ардха-бахья-дашу), а после этого вошел в бахья-дашу (полное восприятие внешнего мира).

Увидев Девахути, он спросил ее: «Как долго ты находишься здесь?»

– Все время, пока ты был в самадхи, я служила и помогала тебе.

Довольный ее служением, Кардама Риши спросил:

– Есть ли у тебя какие-нибудь желание? Какое благословение ты хочешь?

– Ты знаешь, что мне нужно. Ты знаешь все. Ты и сам можешь понять, каково мое желание, – смущенно молвила Девахути.

Даже служа своему мужу, находясь в садху-санге и следуя программе бхакти в течение десятков тысяч лет, Девахути все еще имела желания.

Наконец она произнесла: «Подари мне сына…»

– Неужели аскезы в течение десяти тысяч лет не смогли изменить тебя?! – воскликнул изумленный Кардама Муни. – Ладно, не беспокойся. Я одарю тебя сыном, но с одним условием: как только сын появится, я вернусь в лес и больше не буду поддерживать с тобой отношения. Согласна?

«Я хочу сына. Подари мне сына и можешь уходить в лес. Нет проблем», – твердо сказала она.

Была ли у Девахути любовь к садху-санге, бхаджану и бхакти? Нет. Ей нужен был только сын. «Сын» (son) означает so-on: «и так далее», «продолжаться»: общество, традиции и другое продолжается. Все внимание матери отдается воспитанию сына. Таковы традиционные отношения между матерью и сыном.

Кардама Риши думал: «Ну вот! Я совершал аскезы десять тысяч лет, а теперь она принуждает меня наслаждаться с ней. Как я смогу это сделать и зачать сына?» Кардама Риши был озадачен просьбой жены.

Он воскликнул: «О Господь, пожалуйста, спаси и защити меня! В противном случае как мне сохранить свою связь с Тобой? Я превращусь в наслажденца (бхоги) и все потеряю. Что мне делать?»

Он принял твердое решение: «Если у меня есть любовь к Богу, через молитву я упрошу Его низойти в мое сердце. Он непременно поможет мне. Он обязательно придет. Девахути не изменилась, несмотря на то, что провела со мной десять тысяч лет. Она не следует принципам бхакти, и желание наслаждаться не покидает ее».

Всем хочется иметь детей. Слово «дети» на английском (children) означает chili-drain (букв. «чили и сточная канава») – от них будет столько страданий! Но людям хочется иметь детей. Им нравятся эти обжигающие муки.

Мудрец начал сосредоточенно молиться Господу:

кришна кахе, — ‘ама бхадже, маге вишая-сукха

амрита чхади’ виша маге, — эи бада муркха

ами-вигья, еи муркхе ‘вишая’ кене диба?

сва-чаранамрита дия ‘вишая’ бхулаиба

(Ч.-ч., 22.38-39)

Кришна очень разумен. Тем своим преданным, которые желают материальных наслаждений, Он говорит: «Ты совершаешь для Меня бхаджан, живешь с Моими преданными, но сохраняешь желание наслаждаться. Зачем Мне давать тебе эти материальные наслаждения? Хотя ты глупый и невежественный, Я не буду обманывать тебя. Я одарю тебя нектаром Своих лотосных стоп. Так Я изменю тебя».

Может возникнуть вопрос: «Если садху-санга не смогла изменить его, сможет ли это сделать Сам Господь?» Кришна решительно говорит: «Да, я изменю!»

«Не беспокойся, Кардама Риши, – ответил Кришна на молитвы мудреца. – Я приду к тебе. Ты пообещал, что уйдешь в лес, как только твоя жена родит сына. Я останусь с ней и буду ее единственной отрадой. Твоя жена не любит тебя, но она возлюбит Меня. Своими наставлениями Я очищу ее сердце, избавлю от всех желаний и сделаю ее парамахамсой. Она не последовала твоему совету, желая только наслаждений. Я же наполню ее сердце нектаром».

Успокоенный Господом, Кардама Риши думал о Нем день ночь. Молясь за Девахути, он просил Господа: «Пожалуйста, помоги Девахути. Сам я не могу изменить ее».

Когда Гуру и Вайшнавы возносят молитвы Господу за кого-то, Господь дает благословения этой душе. Гуру и Вайшнавы также прольют свою милость на эту душу, ведь они принимают и отвергают кого-либо не по своему желанию, а в соответствии с желанием Господа.

Вместе с женой и служанками Кардама Риши отправился в путешествие на небесном корабле. Десять тысяч лет они летали по разным уголкам вселенной. Они побывали в горах, у водопадов, на Гандхарва-локе, в раю. Посещая все эти живописные места, они наслаждались столько, сколько этого хотела Девахути. Но они не испытывали ни счастья, ни удовлетворения. Скорее их желания только росли.

В тревоге Кардама Риши думал: «Что же мне делать?»

Существует две формы пракрити: мула-пракрити и джара-пракрити. Одна из них является высшей, а другая низшей.

Этот материальный мир называют джара пракрити. Джара пракрити составляют материальные элементы: огонь, воздух, вода, эфир, земля, ум, разум и эго. У них нет связи с мула пракрити – трансцендентной природой.

Привыкнув к материальной природе, люди привязываются к вещам, которые она дарует. Смогут ли они тогда совершать бхаджан? Скорее они будут заняты только исполнением своих желаний: купить хороший дом, квартиру, сад, пищу, одежду, иметь друзей, слуг… Почему? Из-за асат-санги (джара пракрити).

Даже встретившись с садху, люди думают: «Он поможет мне наслаждаться еще больше».

Они могут повторять: «Рама, Рама. Радхе-Шьям. Харибол. Кришна, Кришна», но к чему привязаны? Они думают: «У меня очень сильное тело, и я буду использовать его, чтобы наслаждаться».

Кардама Риши спросил Девахути: «Если тебе нужен сын, тогда ты должна соблюдать Апара Экадаши. Будешь ли ты это делать?»

«Почему нет? – ответила Девахути. – Я последую всему, что ты скажешь. Но мне нужен сын. Я буду действовать согласно твоим наставлениям и слушать все, что ты скажешь. Я уважаю и люблю тебя. Поэтому, пожалуйста, будь милостив и исполни мое желание».

Она вела себя согласно наставлению и вдохновению, полученному от Брахмы. Так Девахути стала следовать Апара Экадаши. Кардама Риши с утра до вечера совершал киртан.

Он сказал своей жене: «Давай сегодня не будем заниматься ничем посторонним. Мы отправимся на нашем вимане (небесном корабле) в Гималаи, Ганготри, Ямунотри, на берег Ганги и в другие места. Там мы с самого утра будем поклоняться Господу и слушать о Его славе. Мы будем весь день следовать Апара Экадаши, и тогда она даст тебе хорошего сына».

Но Девахути и не подозревала, кто придет к ней как сын…

«Экадаши даст тебе сына, а не я»

Сегодня, в Апара Экадаши, Кардама Риши удовлетворил Господа, рассказывая о Его безграничной славе своей жене. Сама Девахути не внимала словам мужа, поскольку была полностью погружена в мысли о своем будущем малыше.

Девахути мечтала: «Когда же я смогу взять своего ребеночка на руки? Когда смогу осыпать его поцелуями? Моя жизнь достигнет совершенства, когда я смогу взять его на руки!» Но она не знала, что должно было произойти…

С самого утра Риши рассказывал об играх Господа, но настроение Девахути не изменилось. Почему? Она хранила свою любовь для своего сына.

Желая немедленного исполнения своей мечты, она сообщила мужу: «Я хочу получить сына, благослови меня на это прямо сейчас!»

Успокаивая свою жену, Кардама Риши сказал: «Да, у тебя будет сын. Но не я дам его тебе, а Апара Экадаши».

Шрипад Премананда Прабху

5 мая 2014 года

Апара Экадаши — часть 2

Понравилась статья? Поделиться с друзьями!:

Куратор сайта. Блогер

Оцените автора
Бхакта Бандхав Друг Каждого
Добавить комментарий