История о Кардаме Риши и Девахути
Сегодня Апара Экадаши. Я постараюсь вспомнить о славе и особенностях этого Экадаши. Экадаши-деви приходят под разными именами, чтобы одарить джив особыми благословениями и милостью, иначе обусловленные души не смогут ничего получить. Они действуют по своему желанию и усмотрению, но в основном их начинания ни к чему не приводят.
Почему? У них недостаточно разума, все их идеи и представления плохи и бесполезны. У джив очень короткая память, которая вмещает в себя только мирское, но никак не преданность.
Культура в Индии подготавливает людей к жизни в преданности, чего нельзя сказать о культуре Запада. Там люди с самого детства заботятся только о мирском. Получив желаемое, они радуются, а в противном случае огорчаются.
Давайте послушаем о славе Экадаши-деви, благословениях и милости, которые она дает. Своих последователей она наделяет преданностью к Господу. В «Шримад-Бхагаватам» описана история про Кардаму Риши. Он совершал аскезы, практиковал джапу и дхьяну и в итоге вошел в самадхи.
Брахма, видя, что его сыновья слоняются без дела, хитростью связывал их семейными отношениями. Как он это делал? У Брахмаджи было много дочерей и внучек, которых он посылал мудрецам в подарок – каждому из них дарил не одну жену, а четыре, пять или даже двадцать.
Видя, что Кардама Риши подвергает себя серьезным аскезам, Брахмаджи подозвал к себе Девахути:
– Девахути, пойдем со мной.
– Хорошо, – согласилась она.
– Теперь ты должна служить Кардаме Риши, – велел ей Брахма.
Так, все десять тысяч лет, пока Кардама Риши был в самадхи, Девахути защищала его и старательно служила. Затем Кардама вернулся из полного внутреннего погружения (антар-даши) наполовину во внешнее сознание (ардха-бахья-дашу), а после этого вошел в бахья-дашу (полное восприятие внешнего мира).
Увидев Девахути, он спросил ее: «Как долго ты находишься здесь?»
– Все время, пока ты был в самадхи, я служила и помогала тебе.
Довольный ее служением, Кардама Риши спросил:
– Есть ли у тебя какие-нибудь желание? Какое благословение ты хочешь?
– Ты знаешь, что мне нужно. Ты знаешь все. Ты и сам можешь понять, каково мое желание, – смущенно молвила Девахути.
Даже служа своему мужу, находясь в садху-санге и следуя программе бхакти в течение десятков тысяч лет, Девахути все еще имела желания.
Наконец она произнесла: «Подари мне сына…»
– Неужели аскезы в течение десяти тысяч лет не смогли изменить тебя?! – воскликнул изумленный Кардама Муни. – Ладно, не беспокойся. Я одарю тебя сыном, но с одним условием: как только сын появится, я вернусь в лес и больше не буду поддерживать с тобой отношения. Согласна?
«Я хочу сына. Подари мне сына и можешь уходить в лес. Нет проблем», – твердо сказала она.
Была ли у Девахути любовь к садху-санге, бхаджану и бхакти? Нет. Ей нужен был только сын. «Сын» (son) означает so-on: «и так далее», «продолжаться»: общество, традиции и другое продолжается. Все внимание матери отдается воспитанию сына. Таковы традиционные отношения между матерью и сыном.
Кардама Риши думал: «Ну вот! Я совершал аскезы десять тысяч лет, а теперь она принуждает меня наслаждаться с ней. Как я смогу это сделать и зачать сына?» Кардама Риши был озадачен просьбой жены.
Он воскликнул: «О Господь, пожалуйста, спаси и защити меня! В противном случае как мне сохранить свою связь с Тобой? Я превращусь в наслажденца (бхоги) и все потеряю. Что мне делать?»
Он принял твердое решение: «Если у меня есть любовь к Богу, через молитву я упрошу Его низойти в мое сердце. Он непременно поможет мне. Он обязательно придет. Девахути не изменилась, несмотря на то, что провела со мной десять тысяч лет. Она не следует принципам бхакти, и желание наслаждаться не покидает ее».
Всем хочется иметь детей. Слово «дети» на английском (children) означает chili-drain (букв. «чили и сточная канава») – от них будет столько страданий! Но людям хочется иметь детей. Им нравятся эти обжигающие муки.
Мудрец начал сосредоточенно молиться Господу:
кришна кахе, — ‘ама бхадже, маге вишая-сукха
амрита чхади’ виша маге, — эи бада муркха
ами-вигья, еи муркхе ‘вишая’ кене диба?
сва-чаранамрита дия ‘вишая’ бхулаиба
(Ч.-ч., 22.38-39)
Кришна очень разумен. Тем своим преданным, которые желают материальных наслаждений, Он говорит: «Ты совершаешь для Меня бхаджан, живешь с Моими преданными, но сохраняешь желание наслаждаться. Зачем Мне давать тебе эти материальные наслаждения? Хотя ты глупый и невежественный, Я не буду обманывать тебя. Я одарю тебя нектаром Своих лотосных стоп. Так Я изменю тебя».
Может возникнуть вопрос: «Если садху-санга не смогла изменить его, сможет ли это сделать Сам Господь?» Кришна решительно говорит: «Да, я изменю!»
«Не беспокойся, Кардама Риши, – ответил Кришна на молитвы мудреца. – Я приду к тебе. Ты пообещал, что уйдешь в лес, как только твоя жена родит сына. Я останусь с ней и буду ее единственной отрадой. Твоя жена не любит тебя, но она возлюбит Меня. Своими наставлениями Я очищу ее сердце, избавлю от всех желаний и сделаю ее парамахамсой. Она не последовала твоему совету, желая только наслаждений. Я же наполню ее сердце нектаром».
Успокоенный Господом, Кардама Риши думал о Нем день ночь. Молясь за Девахути, он просил Господа: «Пожалуйста, помоги Девахути. Сам я не могу изменить ее».
Когда Гуру и Вайшнавы возносят молитвы Господу за кого-то, Господь дает благословения этой душе. Гуру и Вайшнавы также прольют свою милость на эту душу, ведь они принимают и отвергают кого-либо не по своему желанию, а в соответствии с желанием Господа.
Вместе с женой и служанками Кардама Риши отправился в путешествие на небесном корабле. Десять тысяч лет они летали по разным уголкам вселенной. Они побывали в горах, у водопадов, на Гандхарва-локе, в раю. Посещая все эти живописные места, они наслаждались столько, сколько этого хотела Девахути. Но они не испытывали ни счастья, ни удовлетворения. Скорее их желания только росли.
В тревоге Кардама Риши думал: «Что же мне делать?»
Существует две формы пракрити: мула-пракрити и джара-пракрити. Одна из них является высшей, а другая низшей.
Этот материальный мир называют джара пракрити. Джара пракрити составляют материальные элементы: огонь, воздух, вода, эфир, земля, ум, разум и эго. У них нет связи с мула пракрити – трансцендентной природой.
Привыкнув к материальной природе, люди привязываются к вещам, которые она дарует. Смогут ли они тогда совершать бхаджан? Скорее они будут заняты только исполнением своих желаний: купить хороший дом, квартиру, сад, пищу, одежду, иметь друзей, слуг… Почему? Из-за асат-санги (джара пракрити).
Даже встретившись с садху, люди думают: «Он поможет мне наслаждаться еще больше».
Они могут повторять: «Рама, Рама. Радхе-Шьям. Харибол. Кришна, Кришна», но к чему привязаны? Они думают: «У меня очень сильное тело, и я буду использовать его, чтобы наслаждаться».
Кардама Риши спросил Девахути: «Если тебе нужен сын, тогда ты должна соблюдать Апара Экадаши. Будешь ли ты это делать?»
«Почему нет? – ответила Девахути. – Я последую всему, что ты скажешь. Но мне нужен сын. Я буду действовать согласно твоим наставлениям и слушать все, что ты скажешь. Я уважаю и люблю тебя. Поэтому, пожалуйста, будь милостив и исполни мое желание».
Она вела себя согласно наставлению и вдохновению, полученному от Брахмы. Так Девахути стала следовать Апара Экадаши. Кардама Риши с утра до вечера совершал киртан.
Он сказал своей жене: «Давай сегодня не будем заниматься ничем посторонним. Мы отправимся на нашем вимане (небесном корабле) в Гималаи, Ганготри, Ямунотри, на берег Ганги и в другие места. Там мы с самого утра будем поклоняться Господу и слушать о Его славе. Мы будем весь день следовать Апара Экадаши, и тогда она даст тебе хорошего сына».
Но Девахути и не подозревала, кто придет к ней как сын…
«Экадаши даст тебе сына, а не я»
Сегодня, в Апара Экадаши, Кардама Риши удовлетворил Господа, рассказывая о Его безграничной славе своей жене. Сама Девахути не внимала словам мужа, поскольку была полностью погружена в мысли о своем будущем малыше.
Девахути мечтала: «Когда же я смогу взять своего ребеночка на руки? Когда смогу осыпать его поцелуями? Моя жизнь достигнет совершенства, когда я смогу взять его на руки!» Но она не знала, что должно было произойти…
С самого утра Риши рассказывал об играх Господа, но настроение Девахути не изменилось. Почему? Она хранила свою любовь для своего сына.
Желая немедленного исполнения своей мечты, она сообщила мужу: «Я хочу получить сына, благослови меня на это прямо сейчас!»
Успокаивая свою жену, Кардама Риши сказал: «Да, у тебя будет сын. Но не я дам его тебе, а Апара Экадаши».
Шрипад Премананда Прабху
5 мая 2014 года