Чудеса в Экадаши
Имя этого Экадаши Апара Экадаши, поскольку Экадаши-деви в этот день дает вам апракрита, трансцендентные, сокровища. Кардама Риши и Девахути весь день и всю ночь соблюдали Экадаши, совершая киртан. Кардама Риши не дал шанса уму своей жены отлучиться от киртана ни на минуту. Ранним утром в Двадаши Девахути отдыхала и, к своему великому изумлению, почувствовала, что в ее лоне появилось дитя. Пребывая на седьмом небе от счастья, она подумала: «Нужно омыться в Ганге и Ямуне! Скоро у меня будет ребенок!»
Она сообщила мужу о ребенке своему мужу. «Да, в самом деле, радостное событие, – сказал Кардама Риши. – Но через десять месяцев я оставлю тебя».
Через десять месяцев у Девахути родился малыш удивительной красоты. Счастливый Кардама Риши сбежал от нее. «Сегодня я наконец-то получил освобождение! Больше я не буду связан со своей женой!» – ликовал он.
Кто же родился у Девахути?
Это был Капиладев, основоположник санкья-йоги. В «Шримад-Бхагаватам» очень подробно описываются наставления Капиладева своей матери. Он рассказывает ей, как тело проявляется из костей и плоти, а потом порабощает душу. Он поведал своей матери о двадцати восьми первичных элементах, составляющих материальную природу, и дал им всем определение. В сердце своей матери он вложил много трансцендентных истин, и она хорошенько усвоила их. Почему же она внимательно слушала то, что говорил ей сын? Потому что она безумно любила его.
Слова любимого вами человека всегда будут казаться вам сладостными и значимыми. Их слова вы будете помнить всегда.
Разве у Кардамы Риши не было знания? Нет, он обладал неисчерпаемым знанием, но Девахути не придавала его словам никакого значения и отвергала его советы. Она думала только о сыне. Но теперь она обрела сына.
Постепенно он подрос. Он говорил с ней, улыбался ей и поведал много интересного о материальной и духовной реальности. А она жадно внимала каждому слову, произнесенному им. Так Девахути забыла об окружающем ее мире и поднялась над телесным представлением о жизни. Ее больше не заботило, была ли она одета соответствующе или нет. Она перестала заплетать волосы и не помнила, где ее дом. Все ее мысли были сосредоточены на Господе. Она забыла Капилу и Кардаму Риши, так же как и себя саму. В ее голове, как в тумане, растворилось все, что было связано с ней самой. Так она достигла уровня брахма-бхута прасаннатма.
брахма-бхутах прасаннатма
на шочати на канкшати
самах сарвешу бхутешу
мад-бхактим лабхате парам
(Бхагавад-гита, 18.54)
«Тот, кто утвердился в трансцендентном, недоступном осквернению трех гун материальной природы, всегда радостен и удовлетворен, ни о чем не скорбит и ничего не желает. Одинаково расположенный ко всем живым существам, он обретает пара-бхакти ко Мне».
Она достигла пара бхакти, шрештха-бхакти, высшей формы преданности. Экадаши-деви наделяет своих последователей духовной энергией. Постарайтесь осознать, что своими усилиями невозможно понять, что хорошо, а что плохо, что принять, а что отвергнуть. Нужно находиться под руководством безупречных духовных наставников, иначе вам не вырваться из когтей майи.
Обычные люди также следуют бхакти и Экадаши. Почему они это делают? Они молятся о мирских вещах. Но Экадаши-деви, Бхакти-деви никогда не даст им их. Вместо этого она им говорит: «Я помогу вам, но помощь будет только духовной (апракрита)».
кришна яди чхуте бхакте бхукти мукти дия
кабху према-бхакти на дена ракхена лукаия
(Чайтанья-чаритамрита, Ади, 8.18)
«Если преданный ожидает от Господа освобождения или чувственных наслаждений, то Кришна немедленно дает ему их, но чистое преданное служение Он от него до поры до времени прячет».
На что нужно обратить внимание
Кришна говорит: «Я даю бхукти и мукти недостойным, и покидаю их. Я не даю им бхакти».
С другой стороны, Он утверждает: «Я даю бхакти только искренним, не обманываю их, давая что-либо другое».
Однако может возникнуть ситуация, когда, несмотря на то, что вы находитесь под руководством гуру и садху, вы поймете, что не развиваетесь духовно. Возможно, вы следовали всем правилам и предписаниям бхакти и даже следовали Экадаши. Но при этом, как орел, парящий в небе, ищет трупы, вы только и искали чувственных наслаждений. Вы следовали всем составляющим бхакти, но не продвинулись ни на миллиметр – вы так и остались в майе, ища в жизни только мирское счастье.
Вы думаете: «О, это так сладостно и, несомненно, полезно. Господь, Гуру и Вайшнавы не так благосклонны ко мне. Они мне не родственники и не заботятся обо мне».
Заметив матаджи (или бабаджи), можно подумать: «Вот она (он) позаботится обо мне! Мы оба будем совершать югала-бхаджан».
Прячась в углу или в секретном месте, вы начинаете свой «уединенный бхаджан»: день и ночь думаете о Лалу или Лали. «О, я достиг самадхи. Я занят в служении двадцать четыре часа в сутки, и у меня нет времени на что-либо еще», – думаете вы.
Это называется «глубокий бхаджан». Но Апара Экадаши успокаивает своих последователей: «Я не дам вам ни малейшего шанса отклониться от правильного пути. Я окажу им поддержку, которая вернет их на истинный путь, дам силу и энтузиазм. Они никогда не забудут обо мне и не сойдут с пути бхаджана и бхакти».
Что будет делать разумный человек? Он скажет: «Прабху, я предался тебе. Можешь поступать со мной, как пожелаешь. Я не понимаю, что для меня лучше. Я повинен во многих грехах. Не только я страдаю, но и те, кто рядом со мной, вынуждены страдать».
гора пaху на бхаджия майну
према-ратана дхана хелая хараину
О, горе мне! Не желая поклоняться Шри Гаурасундаре, я призывал свою смерть. Я не оценил высочайшее сокровище премы и потерял возможность обрести ее.
адхане джатана кори’ дхана теягину
апана карама-доше апани дубину
Позабыв об истинном богатстве и погрязнув в пороках, я потратил свою жизнь на всякие пустяки.
вишая вишама виша сатата кхаину
гоура-киртана-расе магана на хоину
Вместо того чтобы погрузиться в нектар прославлений Шри Гаурасундары, я жадно пил смертельный яд чувственных удовольствий.
«Я в таком неудачливом положении», – так вы должны молиться.
хара болия, галая порили (ман) шамана-кинкора-сапа
шитала болия, агуна похали (ман) паили баджара тапа
«О ум, змея смерти обвила твою шею, но ты принимаешь ее за цветочную гирлянду. Ты ищешь прохладу в огне и мучаешься от ожогов».
Вы обмотали змею вокруг шеи и обнимаете ее, не имея ни малейшего представления, как она опасна. Баба! Вы играете с огнем, считая его очень сладостным. Разве можно чувствовать себя хорошо с обмотанной вокруг шеи змеей, которая раздула свой капюшон? Шамана кинкора сапа – своей безрассудностью вы призываете смерть. Будете беспечными – солдаты смерти наверняка заберут вас. Но вам нравится быть беззаботными.
Поэтому молитесь лотосным стопам Апара Экадаши. Умоляйте ее о милости: «Хе Деви! Дуттамана, ты – само воплощение Господа. Ты даешь величайший шанс, чтобы служить Ему. Прежде я не знал, как найти тебя, и теперь молю тебя – пролей на меня милость. Ты так добра. Теперь я осознал, кто ты. Ты готова даровать мне враджа-васу, враджа-бхакти и враджа-севу. Но мне не нужны эти благословения… Мое единственное желание – установить отношения с враджа-деви».
Как нам стать служанками Шримати Радхики?
Мы должны молиться нашей гуру-варге, больше ничего не требуется. Молитесь и просите: «Пожалуйста, не давайте мне бесполезные вещи. Мне не нужно ничего, кроме отношений с вами, я молюсь о том, чтобы никто не увел меня от ваших лотосных стоп.
сакала джанме мата-пита сабе пая
кришна гуру нахи миле, бхаджана хияя
Бесчисленные жизни ты был окружен множеством родителей, братьями и сестрами, детьми и друзьями. Но не в каждой жизни возможно обрести Гуру и Кришну. В этой жизни вы получили доступ к писаниям. У вас есть разум следовать изложенным в них наставлениям. Но так легко можно упустить этот шанс!
Поэтому молитесь: «О Экадаши-деви! Дай мне разум, чтобы я никогда не возвращался к своим плохим привычкам. Я не хочу упустить эту возможность, я не желаю видеть своих родственников. Моя настоящая семья – это семья Господа, а Его преданные – мои единственные родственники. Если придут обманщики и уведут меня из Твоей семьи, я потеряю все».
Поэтому Экадаши-деви нисходит, чтобы одарить нас сат-сангой. Садху-санга предназначена для искренних. Имена всех Экадаши имеют важное значение для таких преданных. Например, Апара Экадаши одаривает джив садху-сангой. По ее милости с нами всегда будут благословения Господа, и мы получим место в Его семье. Обретя силу, мы сможем следовать по стопам враджа-деви.
Не нужно думать: «Все враджа-деви и манджари. Все Гупи и Гопи. А я – гопа. Какие могут быть проблемы?»
Если вы будете следовать враджа-деви, то ваша любовь станет очень чистой. Тогда в вашу жизнь никогда не придут проблемы, неблагоприятные желания и уныние.
Ключ к успеху
С почтением соблюдая Экадаши, мы сможем увидеть реальность. Ее последователям даруются следующие качества: утсаха (энтузиазм), нишчаят (твердая вера) и дхаирьят (терпение).
утсахан нишчаяд дхаирьят
тат-тат-карма-правартанат
санга-тьягат сато вриттех
шадбхир бхактих прасидхьяти
(Упадешамрита, 3)
«Успеху на пути бхакти способствуют шесть обетов: 1) с воодушевлением следовать правилам бхакти; 2) твердо верить в шастры и гуру, слова которого согласуются с шастрами; 3) проявлять стойкость и постоянство в практике бхакти, несмотря на множество препятствий, а также терпение в достижении желанной цели; 4) следовать составляющим бхакти, таким как слушание (шравана), повторение (киртана) и так далее, отказавшись от материальных чувственных наслаждений ради удовольствия Шри Кришны; 5) отказаться от недозволенных отношений с противоположным полом и общения с теми, кто к этому привязан, а также от общения с майявади, атеистами и псевдоверующими, и 6) придерживаться правил поведения Вайшнавов, воспитывая в себе соответствующие качества».
Тат-тат-карма-правартанат относится не только к Господу. Оно включает также Его последователей и семью.
Санга—тьягат означает оставить общение, неблагоприятное для бхакти. Дурное общение необходимо оставить незамедлительно! Разве может оно быть сладким? Это самое горькое, что есть на свете!
Сато-вриттех – необходимо перенять хорошее поведение и черты преданных. Лучшая политика – честность. Следуя по стопам преданных, вы будете стремиться быть честным.
Шадбхир бхактих прасидхьяти – вы достигнете совершенства в бхакти благодаря практике этих шести принципов. Бхакти внесет в ваше сердце всевозрастающее счастье. Только внешнее следование Экадаши не принесет должного результата. Пакора-экадаши, халава-экадаши, малпуа-экадаши, рабри-экадаши или фруктово-кремовое экадаши – разные названия Экадаши в зависимости от блюд, которые вы готовите. Но какое благословение вы получите, если будете думать только об этих блюдах?
Кто-то может скажет: «Сегодня Экадаши, давайте сделаем фруктовый салат. Сегодня также рабри-экадаши. Нужно приготовить манговый коктейль, ласси и многое другое». Но вы не молитесь Экадаши-деви о том, чтобы развиваться в преданности…
анукульясья санкалпах пратикульясья варджанам
ракшишьятити вишвасо гоптритве варанам татха
атма-никшепа-карпанье шад-видха шаранагатих
(Хари-бхакти-виласа, 11.676, Ч.-ч., Мадхья, 22.100)
Просите ли вы у Экадаши-деви: «Пожалуйста, дай мне настроение шаранагати»? Если нет, тогда что за бхакти вы практикуете?
Поэтому Капиладева сказал Девахути: «Ты любишь меня, потому что Я твой сын. Теперь у тебя есть вера в Меня. Я дам тебе наставления, которым ты должна следовать».
Девахути ответила: «Да, мой дорогой сынок, я последую всему, что Ты скажешь!»
Благодаря искреннему выполнению наставлений, данных ее сыном, Девахути в результате получила освобождение.
Как развить твердую веру в Гуру и Вайшнавов? Чтобы помочь дживам, Экадаши-деви приходит и помогает искренним душам достичь цель их практики бхакти. Если вы будете ей молиться, вы осознаете духовную реальность и ваша жизнь удастся. А иначе много Экадаши пройдут мимо вас, и в конце жизни вы увидите, что так ничего и не достигли.
Гаура Премананде! Хари Харибол!
Пуджьяпад Премананда Прабху
5 мая 2014 года