Воспоминания о Картике
Во время Картика-парикрамы мои родители всегда ходили в магазин благовоний Лалита Прабху, который находится во Вриндаване рядом с Лой-базаром. Как-то раз примерно в 2004 году он рассказал нам, что предложил Гурудеву новые благовония и духи с разными названиями: «Радхика», «Варшана», «Цветок Вриндавана», «Говардхан»… Гурудев принял их для поклонения Божествам Радха-Винода-бихариджи, а потом спросил: «Лалит, у тебя хорошие благовония, но можешь ли ты создать благовоние для меня, с моим именем?» И в тот год Лалит Прабху показал нам новые ароматические палочки «Нараяна», названные в честь Шрилы Гурудева.
Когда мы пришли на личный даршан Гурудева в Шри Рупа-Санатана Гаудия Матх, то в шутку сказали ему о том, что во Вриндаване, оказывается, теперь есть особые благовония и духи, созданные специально для него. В тот момент Гурудев был очень погружен. «Да, это правда, – ответил он. – Однако мое намерение было очень сокровенным. Вриндаван полон уддипан (стимулов) и побуждает нас глубоко погрузиться в бхаджан. Я хотел очень особые духи с ароматом жасмина, ноткой роз, пылью Говардхана, водой Радха-кунды и воздухом Раса-стхали и Сева-кунджи – собрать все это вместе и смешать с сандаловым маслом, предложенным Радха-Винода-бихариджи и Радха-раману, а потом поставить под лунные лучи в Шарада-пурниму. От тела Шримати Радхики исходят эти потрясающие ароматы, и Кришна полностью покоряется Ей, едва почувствовав их.
Каждая доверенная служанка Радхики воплощает в себе определенный аспект Ее облика или качеств. Мой Гуру Махарадж часто говорил, что мы – ароматные цветочки, которые источают удивительную хари-катху, и однажды эта катха станет доступна всему миру. Скрытым образом он явил очень сокровенный аспект моего вечного духовного облика. «Нара» означает бескрайний океан, а «аяна» – всегда в движении, как ароматы с тела Радхики, которые передают Ее постоянно сменяющиеся бхавы. Обладающий такой трансцендентной силой, Нараяна является гуру – он входит в сердце каждого живого существа и дает свое покровительство в виде чистой хари-катхи.
“Нараяна” также означает кшетру, или место, где пребывают все тайные ароматы и настроения мадхурья-расы. Изначальный Нараяна – это параману (высший атом), из которого проявляются бесчисленные дживы (ану). Поэтому вечная природа каждой атомарной частички – достичь божественное в сердце, то есть Нараяну. Другими словами, Нара-аяна означает изначальный источник всего божественного и всех трансцендентных качеств. Любой, кто соприкоснется со слугой изначального Нараяны, получит эти качества, чтобы вечно служить в Сева-кундже. Эта необъятность благоухающих чувств, как океанские волны в сердце, влечет искренних слуг к заветной цели – чистой любви Враджа».
Я уверена, что каждый помнит удивительный аромат его тела, по которому мы чувствуем, что Шрила Гурудев находится рядом, и от которого сердце начинает в волнении танцевать, пока мы ждем его личный даршан. Нет в этом мире другого места, где я хотела бы оказаться. Сердце мое незрелое, но пусть же оно хоть немного наполнится благоуханием его трансцендентной хари-катхи о Вриндаване.
По указанию Шрилы Гурудева на стенах Шри Кешаваджи Гаудия Матха появились особые стихи. Один из них гласит:
ясьях кадапи васананчала-кхеланоттха-
дханьяти-дханья-паванена критартха-мани
йогиндра-дургама-гатир мадхусудано ’пи
тасья намо ’сту вришабхану-бхуво дише ’пи
(Радха-раса-судха-нидхи, 2)
«Я кланяюсь той стороне, где находится Вришабхану-нандини Шримати Радхика. Когда ветерок, игриво коснувшись Ее накидки, доносит до Мадхусуданы Кришны нежный аромат Ее вуали, Он, редко достижимый даже для величайших йогов, считает свою жизнь успешной. Мадхусудана Кришна думает: “О, жизнь возвращается ко Мне!”»
Воспоминания Премананди диди (Италия) о Враджа-мандала-парикраме со Шрилой Гурудевом, Шри Шримад Бхактиведантной Нараяной Госвами
Ом вишнупада нитья-лила-правишта аштоттара-шата парама-арадхья-гурупада-падма триданди-свами Шри Шримад Бхактиведанта Нарайана Госвами Махарадж ки джайа !