Кришна МадхурьяШрила Гурудев: До прихода Чайтаньи Махапрабху, с начала Сатья-юги, настроение было наполнено айшварьей, благоговением и почтением. Кому поклонялся Нарада?

Преданный: Нараяне.

Шрила Гурудев: Кому поклонялся Дхрува?

Преданный: Нараяне.

Шрила Гурудев: Кому поклонялся Прахлада? Нрисимхадева и Нараяна ? это одна и та же таттва. Они обладают всем могуществом. Поэтому обычные люди поклоняются Им. Чаматкара ко намаскара. Обычные люди предаются личности, совершающей сверхъестественные поступки. Но что делает вдумчивый человек? Он предпочитает мадхурью.

Махапрабху учил этой концепции мадхурьи. Без мадхурьи Господь не побежит стремглав со Своего трона навстречу Своим преданным. Он не будет умолять: «О мама, дай мне, пожалуйста, масла!» Нараяна не скажет: «Я голоден». Если кто-то скажет Нараяне: «Я хочу служить Тебе, как Твоя возлюбленная, Твоя жена», это будет невозможно. Если преданный молится Ему: «О Прабху, я хочу стать Tвоим сакхой», тогда Он скажет: «Да, стань сакхой, как Нарада». И что скажет Нарада? Он скажет: «Я удачлив, что у меня есть эти мимолетные мгновения разговоров с Тобой». Обнимать Его, встречаться, открывать Ему сердце, кушать вместе ? это поведение сакхов. Но в случае Нарады? Нет.

Этот вид мадхурьи присутствует только в Кришне и ни в одном другом проявлении Господа.

Махапрабху сказал: «Кто является Верховной Личностью Господа? Тот, кто обладает наибольшей мадхурьей, наибольшей премой». У Кришны есть и айшварья, и мадхурья. Он показал Свою айшварью Брахме в брахма-вимохана-лиле, в которой все сакхи приняли форму четырехрукого Нараяны. Даже деревья и растения приняли эту форму. Брахма увидел, что все поклонялись Кришне. Но когда после этого он увидел Кришну со своими сакхами, во рту у него пересохло. Немедленно он упал к стопам Кришны. В одно мгновенье он увидел айшварью, а в следующее …

Преданный: Мадхурью.

Шрила Гурудев: Что такое према? Это когда кто-то стоящий на высокой ступени спускается вниз, а находящийся на низкой – поднимается на тот же уровень. В преме нет понятия высшего или низшего. В действительности мадхурья – это когда личность, находящаяся на высоком уровне, спускается на низкий. Хотя Кришна и является Верховной Личностью Бога, источником даже Самого Нараяны, тем не менее Он обнимается с сакхами и смеется после того, как проигрывает Шридаме. А Шридама заявляет:

? Ты хоть раз победил меня? Я побеждал Тебя много раз.

? И когда же это было? ? отвечает Кришна.

? Разве твои плечи не являются доказательством моих побед? Разве они не устали после того, как носили меня так много раз?

Услышав это, Кришна и Его друзья смеются.

Каково же теперь Кришне перед всеми гопи и перед Яшодой?

Это према-мадхури. Вы можете поклоняться Ему в любом настроении. В любом. Поклонение может быть с марьядой или без нее. Кришна исполняет желания преданных. Даже если кто-то приходит к Нему как враг, Он даруетему освобождение. Суть в том чтобы иметь отношения с Кришной, пусть даже испытывая гнев …

Преданный:

камад двешад бхаят снехат

йатха бхактйешваре манах

авешья тад-агхам хитва

бахавас тад-гатим гатах

 (Ч.-ч., Ади, 5.35)

 

«Очень многие обрели освобождение, просто погрузившись в мысли о Кришне и оставив греховные занятия. Глубокая сосредоточенность ума на Господе может быть порождена вожделением, враждебностью, страхом, нежной привязанностью или преданным служением».

 

камам кродхам бхая снехам

аикьям саухридам эва ча

нитьям харау видадхато

йанти тан маятам хи те

(Ш.-Б., 10.29.15)

 

«Те, чье вожделение, гнев, страх, нежность, чувство безличностного единства или дружелюбие всегда направлены на Господа Хари, несомненно погрузятся в мысли Нем».

 

Шрила Гурудев: …страх, враждебность, вожделение… Даже если кто-то приходит к Кришне с мирским вожделением, он достигнет Его.

Тогда возникает вопрос: как нам достичь этого? Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объяснил ступени достижения этого в своей книге «Мадхурья-кадамбини». Если кто-то способен ее понять, тогда он сможет оценить, чисто его бхакти или нет – сколько там молока и сколько воды. Эта книга подобна барометру.

Таким образом, мы можем видеть, что тот, кого восхваляет весь мир, не пользуется большим почётом у нас. Мы лишь чувствуем жалость к нему. Весь мир ему аплодирует, но мы испытываем к нему сострадание и думаем: «О, он находится в ловушке материального мира». Кто-то может быть искренен в начале пути, но потом его развитие останавливается. Как мы можем определить это? По этому барометру. Мирские люди смотрят линии на руках, но нам этого не нужно. Мы можем сказать даже без этого. Нам не нужен никакой инженер или ученый для этого. (смех)

Поняв эту книгу, можно автоматически определить, есть ли бхакти в чьих-то поступках или нет. Предположим, личность является великим проповедником или жертвует многим для Кришны, и все же его бхакти не является чистым. И наоборот, может показаться, что кто-то ничего не делает и говорит: «Не произносите имя Кришны при мне» – и все же иметь чистое бхакти.

Какое имя дали гопи Кришне? Гопи не призносят имя «Кришна». Они говорят: «Мы не будем называть Его по имени». Они зовут Его Асита. Сита означает белый. Что же означает асита? Черный. Они не зовут Его черным напрямую. Почему?  Это может Его обидеть.

Рассматривая это поверхностно, кто-то может сказать: «И это бхакти? Вы даже не хотите произносить Его имя. Ступайте отсюда».

Так как же нам это понять? Это очень трудно. Понять тонкие таттвы в бхакти очень сложно. Если по великой удаче вам выпадет возможность служить личности, обладающей чистой бхакти, тогда в ваше сердце войдет желание служить Кришне и вы будете стремиться к этому. Что говорить о стремлении ? вы посвятите этой цели всю свою жизнь. Таким образом, в первую очередь должно прийти желание служить Кришне.

Мы должны иметь цель в жизни. Вы должны решить: «Это цель моей жизни». Когда вы предлагаете гирлянду Кришне, думаете ли вы, что Ему может быть холодно вечером от нее? Вы полагаете со своей точки зрения, что предлагая Кришне гирлянду, вы оказываете Ему почтение. Это нормально согласно вашему уровню бхакти. Но о чем думают другие преданные? Предлагая что-то, они думают, будет ли Кришна чувствовать Себя  комфортно.

Поэтому всегда, на каждой ступеньке в бхакти вы должны быть внимательными. Тогда вы сможете понять, на каком уровне бхакти находитесь вы, а на каком кто-то другой. И вы сможете уважать людей согласно их уровню бхакти. Если вы невнимательны, тогда вы не сможете уловить эти тонкие моменты.

Итак, эта тема исчерпана.

Сколько времени осталось?

Преданный: Время еще есть.

Шрила Гурудев: Хорошо, тогда сегодня я только затрону следующую шлоку.

До Чайтаньи Махапрабху те, кто поклонялся Господу, делали это в настроении айшварьи. Они полагали, что Господом является Тот, кто воплощает в Себе высший предел айшварьи.

Но для достижения Господа в настроении айшварьи и садхана должна быть соответствующей. Что нужно, чтобы удовлетворить богатого человека? Ему нужно оказать достойный прием. А как вы сможете удовлетворить бедняка? Сладко поговорить с ним, дать стакан воды и тому подобное.

Чтобы удовлетворить Нараяну, человек должен совершать аскезы, как Дхрува и Прахлада, и быть очень отреченным. Короче говоря, он должен делать то, чему практически невозможно следовать в этом мире. Он должен совершать поклонение 88 тысяч лет без еды и тогда, возможно, он удовлетворит Нараяну. Например, Нарада совершал аскезы многие тысячи лет.

Преданный 1: Но Дхрува не совершал аскезы так долго.

Шрила Гурудев: Да, Дхрува совершал аскезы в течение шести месяцев, но насколько суровыми они были – вначале он перестал есть, затем пить, и в конце концов почти перестал дышать. Сможете ли вы прекратить дышать хотя бы на несколько минут? мех)

Преданный 2: И он все это делал, когда ему было пять лет.

Шрила Гурудев: Видишь ли, вопрос не в малом возрасте, а скорее в аскезах.

Мы не можем задержать дыхание даже на несколько минут, а Дхрува делал это около месяца. На первый взгляд кажется, что это непродолжительное время, но когда вы сами попробуете задержать дыхание на такое время, то поймете, как это долго. Такие серьезные аскезы совершали Васудева и Деваки в форме Кашьяпы и Адити на протяжении 60 тысяч лет. И только после этого Нараяна пришел к ним как сын.

Таким образом, необходимо совершить множество аскез, чтобы достичь Господа в айшварьe.

Махапрабху пришел и сказал: «Не совершайте все это в Кали-югу. Примите прибежище святого имени. Считайте Кришну своим сыном, сакхой или возлюбленным и хорошенько Его кормите. Это садхана. Сделайте Его членом своей семьи. Достичь Его намного легче такой премой, чем чем-то другим. И к тому же, Личность Господа, которую вы обретете, будет выше Той, которую достигли Дхрува, Прахлада или Нарада.

В айшварье совсем нет необходимости. Пока вы сидите, ходите, кушаете или делаете что-то еще, воспевайте харинаму. Чем больше вы будете слушать об играх Кришны, тем больше будет интерес к воспеванию и таким образом вы будете продвигаться. День и ночь думайте только о Нем. Можете делать любую работу, но думайте о чем? Вы должны думать: «Как достичь Кришну? Когда я смогу Его достичь? В какой форме Он будет достигнут?» Пусть другие люди думают, что вы работаете и приятно разговариваете с ними, но вы-то сами знаете, что именно происходит в глубине вашего сердца».

Махапрабху дал наставления совершать такую садхану.

Сейчас уже поздно. Я буду говорить завтра.

Преданный: Эта книга «Мадхурья-кадамбини» на санскрите?

Другие преданные: (смех)

 

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить