21 августа 2013 года, вечерняя лекция
Сегодня Баладева-пурнима. Нам повезло находиться здесь, в святой дхаме, и стараться под руководством Гуру и Вайшнавов правильно следовать Баладева-пурниме. Как использовать эту возможность? Лила-шакти дает нам хороший шанс. Баладева-пурнима наступает каждый год. Любой, кто выбирается из майи и поступает в класс Баладевы Прабху, становится учеником, следующим по стопам директора и учителей. Благодаря учебе и высоким оценкам он может перейти в следующий класс.
Мы должны молиться о том, чтобы через год по-прежнему оставаться в классе Баладевы Прабху и развиваться под Его руководством. Мы должны стремиться впитать Его наставления, дать обещание серьезно практиковать бхакти.
Если на протяжении этих дней вы только предлагаете и вкушаете вкусные блюда, танцуете и веселитесь, то фестиваль – всего лишь развлечение для вас на пару часов. Такое счастье не продлится вечно и не принесет настоящей пользы. По окончании этой программы вы загрустите. Вы сами выбрали этот путь и теперь печальны. Уныние сведет вас с ума. Но почему бы не пойти в благоприятное место? Зачем думать о дурном и накапливать плохое? В этом заключается глупость джив. Они собирают то, что приносит мучения.
Мы находимся не на музыкальном фестивале и не на обычной программе. Сейчас нам предоставлена возможность поступить в духовные классы. Господь дал нам отличный шанс принять прибежище у уполномоченных Им наставников и должным образом следовать их указаниям. Лишь так человек сможет осознать Абсолютную Истину. Иначе, не поступив в школу и не начав обучение, люди будут очень далеко от Истины. Как долго вы сможете плыть в океанe без лодки? Вы непременно утонете. Как долго вы будете вращаться в этом мире и терпеть фиаско? Вам нужен покровитель, проводник – божественный учитель. Он даст возможность освободиться от оков майи и развиваться на пути чистой преданности.
Если, услышав о славе Баладевы Прабху, у нас появится немного почтения к Нему, и мы предложим себя Ему, то обязательно получим благословения.
Баладева Прабху и Кришна очень известны во Врадже. Камса сильно боялся Их. Пытаясь убить Кришну и Баладеву, Он посылал множество демонов, но они всегда терпели неудачу. Демоны не выносят, когда кто-то счастлив. Предводителям негодяев не нравится, когда их подчиненные хотя бы чуть-чуть радуются. Разве может быть хорошим авторитетом тот, кто всех ненавидит? Камса не любил Кришну и Баладеву. Он послал Праламбхасуру, который, приняв облик мальчика, стал играть с сакхами в саду Вриндавана, на стороне Кришны. Мальчики договорились между собой и даже подписали соглашение: «По окончании соревнования игроки проигравшей команды понесут на своих плечах победившую группу». Группа Кришны проиграла группе Баладевы.
Праламбхасура подумал: «Я унесу Баладева на плечах и затем убью Его в укромном месте». Он знал, что Баладева очень сильный. Камса, желая убить братьев, размышлял: «Когда Кришна и Баладева вместе, Они еще сильнее». Поэтому он сказал Праламбхасуре: «Разлучи братьев и затем убей Их». Демон посадил Баладеву на свои плечи и побежал. Используя мистические способности, он принял огромную двадцатиметровую форму и поспешил в Матхуру, желая предложить Баладеву в качестве подарка Махараджу Камсе.
Баладева Прабху сказал: «Да, ты очень умен и обладаешь мистическими силами. Хорошо, Я посмотрю, на что ты способен. У Меня две руки: в одной – плуг, в другой – булава. Никто и никогда не лечил тебя от гордости, и потому ты страдаешь от различных недугов. Ты независим и стараешься делать все по своему желанию».
Он предупредил демона: «Остановись!», но тот побежал еще быстрее. Кришна, находившийся позади Баладевы, намекнул Ему, что уязвимое место демона – голова. Тогда Баладева со словами «Твоя голова уже переполнена мирскими знаниями и силой» дважды ударил его по голове, так что у демона глаза вылезли из орбит. Почувствовав головокружение, Праламбхасура не смог идти дальше. С выпученными глазами он замертво упал на землю.
Баладева Прабху произнес: «Ты пришел, чтобы играть с нами, но был лицемером. Твои интриги не увенчались успехом. Демоны, последователи Камсы, – глупцы. Если бы ты доверил свой разум Мне, Я очистил бы его и тебя направил на верный путь».
Затем Он отправил демона обратно домой, бросив его, словно футбольный мяч, во дворец Камсы. Праламбхасура влетел во дворец Камсы, породив такой хаос, что Камса взирал на все с испугом и удивлением.
Никакие мирские способности не смогут противоборствовать духовной энергии. Муха может смотреть на небо, мечтая взлететь ввысь, но ей предначертано спуститься к разлагающимся трупам. Куда мы направимся? Туда, к чему нас влечет. Вы можете разъезжать по всему миру, но вернетесь туда, куда вас тянет. Если вы подбросите камень, он упадет, потому что является частью земли. Но воздушный шар поднимется вверх и улетит к небесам. Когда кончится газ, он тоже упадет, ибо изошел из земли.
Кем привлекается Баладева? Теми, у кого есть вкус к духовной жизни и желание войти в духовный мир. Баладева Прабху помогает таким личностям. Если вы придете к Нему и скажете: «Дай мне ослов и обезьян для пропитания», Он ответит: «Нет, ты не получишь от Меня никакой демонической пищи. Но если тебе нравятся фрукты и цветы, мед и сок, молоко и сладости, у Меня их в избытке». Если вы далеки от духовности, Баладева Прабху в образе Шри Гуру не поможет вам.
Праламбхасура пытался унести Баладеву и убить Его. Но ему это не удалось, и тогда во время холи-лилы Камса послал Шанкхачуду. Множество молодых и привлекательных гопи и манджари в возрасте восьми-девяти лет в полнолуние играли в саду, танцевали и пели, а Баладева и Кришна наблюдали за всем.
Камса объяснил Шанкхачуде: «Сила Кришны – это сварупа-шакти, Шримати Радхика и все ее проявления, враджа-деви. Они – источник Его могущества. Укради их и принеси сюда. Тогда Враджа-мандала будет разрушена».
Если электростанция перестанет подавать энергию, все устройства в вашем доме отключатся. Без электричества машины остановятся и станут бесполезными. Поэтому Камса пытался украсть силу Кришны, думая, что так сможет убить Его.
Шанкхачуда был наготове: «Я справлюсь с этой задачей!» Почему он был так горд? На голове демона находился драгоценный камень, наделяющий его огромной силой. Всякий раз он помогал Шанкхачуде, ослабляя его противника.
В то время, когда гопи счастливо танцевали и играли в холи, Шанкхачуда подкрался поближе и приготовился напасть на них. Для этого он принял облик эффектного танцора и подошел к гопи. Шанкхачуда напоминал Равану, который пытался похитить Ситу. Он подхватил гопи, посадив на каждое плечо по четыре из них, а также Радхарани, и сбежал. Кришна сказал: «Дау Бхаийя, смотри, что происходит! Гопи плачут и зовут Нас на помощь».
Баладева погнался за демоном. Схватив его, Он произнес: «Стой! Куда ты собрался?»
Шанкхачуда думал, что прогонит Баладеву Прабху, но разве возможно избавиться от Того, кто является энергией существования, кто проявляет духовные и материальные миры? Баладева Прабху снял гопи с его плеч, а затем сразился с демоном. Сначала Он вытащил с его лба драгоценный камень, затем убил его и отбросил в сторону. Камень Он отдал Кришне, Кришна передал драгоценность Лалите, а Лалита – Радхарани. В некоторые кальпы Кришна убивает Шанкхачуду и отдает камень Баладеве, который вручает его Радхарани через Дхаништху.
Разве Шанкхачуда пришел для того, чтобы предложить свою драгоценность? Нет. У того, кто злоупотребляет наделенными ему добродетелями, способностями и силой, Господь заберет их обратно. Он больше не даст такой личности ни шанса. Дживы накапливают так много всего, но при неправильном использовании Баладева забирает это.
Однажды Баладева Прабху совершил раса-лилу на Рама-гхате и в Вихараване. Люди недоумевают: «Баладева танцевал с гопи Кришны? Как такое возможно?»
В том месте была горилла по имени Двивида. Завидев Баладеву в окружении множества гопи, он начал им мешать: схватил чаддары гопи, выставил напоказ свои гениталии, гримасничал и скалил зубы. Баладева Прабху взглянул на него раз, другой, а потом притянул Своим плугом и ударил булавой.
Двивида был сильным – он помогал Рамачандре сражаться с Раваной. В то время он также непочтительно отнесся к Лакшману, и теперь вновь выступил против Баладевы Прабху и сражался с Ним.
Когда Кришна и Баладева покинули Враджа-мандалу, гопи и мальчики-пастушки, Нанда, Яшода и другие враджаваси, коровы – все остались там. Все они высохли в разлуке и были уже на краю гибели. Все погрузилось во тьму, но Баладева, вернувшись, принес с Собой свет. Он – акханда-гуру-таттва, Маха-Санкаршана. Он вдохнул во враджаваси новую жизнь и наделил их чит-балой – духовной силой. Это помогло им забыть свою скорбь в разлуке с Кришной. Баладева Прабху дал им према-расу и бхакти-расу. Тогда они смогли постичь истину.
Шри Гуру дает ученикам мантру и наделяет силой, позволяющей постичь истину о Кришне, этом мире и своей душе. А если ученики оставляют Гурудева, они теряют всю силу и разум.
С возвращением во Враджа-мандалу Баладевы Прабху все встало на свои места. Он принес в Своем сердце Кришну и дал Его остальным, исполняя их сердечное желание встретиться с Ним. Поэтому гопи на самом деле танцевали не с Баладевой Прабху, а с Кришной.
Гурудев обучает джив, но никогда не говорит, что он является Кришной. Он дает кришна-бхакти и кришна-севу, не требуя взамен: «Следуй и служи мне». Гурудев обладает таким могуществом. Он сакшад-дхаритвена. Когда Баладева был во Враджа-мандале, сакхи, коровы, телята, манджари и гопи были очень счастливы. Но Ямуна-деви немного сомневалась: «Может ли Он действительно дать Кришну?», и потому не приближалась к Нему.
Тогда Баладева Прабху притянул ее Своим плугом, сказав: «Присмотрись, Кришна со Мной!» (прим.).
Шри Гуру обладает всем могуществом, а сомневающиеся в нем – последние глупцы.
Баладева Прабху лишь находился в стороне, а гопи тем временем танцевали с Кришной. Сердце Шри Гуру предназначено только для Кришны, он неразрывно связан с Кришной.
У Дурьодханы была дочь по имени Лакшмана, а у Кришны – сын Самба. Сын Кришны не совершил ничего плохого. Действуя согласно кодексу поведения воина, он похитил Лакшману, но был несправедливо атакован и захвачен самыми сильными воинами династии Куру.
Нарада Риши, прибыв в Двараку, спросил Кришну:
– Ты разве не знаешь, что Твой сын в темнице Дурьодханы?
– Я нападу на Куру. Как он посмели заключить Моего сына в темницу? – возмутился Кришна.
– Не волнуйся, – сказал Баладева. – Дурьодхана Мой ученик. Он последует Моему приказу.
Кришна согласился, и Баладева вместе с Уддхавой отправился в Хастинапур. За пределами города Он попросил Уддхаву сообщить Дурьодхане о прибытии его Гурудева.
Только посмотрите, как Дурьодхана выразил почтение своему учителю!
Получив известие о прибытии своего Гуру, Баладевы Прабху, Дурьодхана вместе со старшими членами династии Куру направился приветствовать Его. На просьбу Баладевы освободить сына Кришны, Самбу, Дурьодхана и остальные Куру ответили оскорблением в адрес Баладевы Прабху: «О, дваракаваси – это всего лишь Ядавы, пастухи, которым неведом этикет. И они еще будут осмеливаться завязывать какие-либо отношения с нами, имеющими благородное происхождение?»
Затем Куру произнесли:
ахо махач читрам идам
кала-гатья дуратьяя
арурукшатй упанад ваи
широ мукута-севитам
(Чайтанья-бхагавата, 10.68.24)
«Как это удивительно! Действительно, сила времени непреодолима: никчемная обувь теперь хочет взобраться на голову, увенчанную царской короной».
Это привело Его в ярость. Баладева Прабху сказал: «Хорошо, мы покажем им:
нунам нана-мадоннаддхах
шантим неччхантй асадхавах
тешам хи прашамо дандах
пашунам лагудо ятха
(Чайтанья-бхагавата, 10.68.31)
[Господь Баларама произнес:] «Очевидно, что этих негодяев раздирают бесчисленные желания. Эти страсти сделали их такими гордыми, что они не хотят мира. Что ж, тогда придется их наказать, как наказывают палкой животных».
Баладева смеялся вновь и вновь, повторяя глупые слова Куру, а потом загреб Своим плугом весь город Хастинапур и потянул его к Ганге. Все здания рушились, а дороги раскалывались. Все тряслось, как во время сильного землетрясения. Город почти погрузился в Гангу. Тогда Бхишма Питамаха и Дроначарья, прибежав к Дурьодхане, воскликнули: «Почему ты бездействуешь? Иди умоляй о прощении! Возьми сына Кришны и свою дочь и покоритесь Баладеве Прабху, иначе Он подчистую уничтожит Хастинапур».
Дурьодхана, взяв свою дочь и Самбу, подбежал и начал молить о прощении. Баладева сказал: «Собака никогда не усвоит наказание без палки».
Что значит быть учеником? Эгоистичный последователь все делает для собственных целей. В хорошие времена он говорит: «О Гурудев, Гурудев, Гурудев…», но, обретя желаемое, он заявит: «Кто такой Гурудев? Я предлагаю ему пранамы, поэтому он считает меня своим учеником. Но это не так. На самом деле он – мой ученик, потому что я даю ему пищу и кров».
Такова природа лжеученика, отравленного гордостью. Баладева Прабху хорошенько наказал Дурьодхану, после чего тот пришел с сыном Кришны и своей дочерью. Это немного успокоило Баладеву Прабху.
Однажды, когда Баладева находился в Дварака Пури, царь Какудми пришел со своей дочерью Ревати, чей рост составлял шестьдесят футов [около восемнадцать метров – прим. ред.]. «Пожалуйста, женись на моей дочери», – сказал он Баладеве Прабху.
– Как я могу жениться на ней? Она ведь великанша!
– Господь Брахма дал мне наставление предложить ее Тебе в жены.
– Брахма дал тебе такое указание? Но как это возможно? Она же такая высокая!
Затем у Баладевы Прабху появилась идея и Он сказал: «Я знаю, как все уладить».
Взяв плуг, Он приказал ему: «Лети!» Плуг взлетел над головой девушки и потянул ее вниз. Баладева Прабху уменьшил ее до Своих размеров, после чего взял в жены. У Него было две супруги: Ревати и Варуни.
Игры Баладевы Прабху изумительны, необыкновенны и очень сладостны. Сегодня Ракша-бандхана. Почему? Сегодня день явления Баладевы Прабху. Все приходят, чтобы отметить этот праздник и сделать подношения. Почему? Баладева Прабху наделяет чит-балой, трансцендентной энергией. Сама по себе джива слаба и не обладает силой прогрессировать. Как обрести эту энергию?
Именинник будет рад всем, кто придет к нему с подарком. Когда Баладева Прабху явился, все полубоги во главе с Брахмой, Индрой и Шивой прибыли вручить Ему дары: зонт, серебряные украшения, золото, жемчуг и бриллианты. Богиня Земля сказала: «А что я могу подарить? Веданта-сутра – это ракша-сутра, она словно защитный шнур. Я преподнесу Ему ракхи».
Пришли мудрецы – они множеством мантр возносили Баладеве Прабху молитвы. Он взрыхляет, сеет, возделывает, обрабатывает, поливает, пропалывает и дает дживам сварупа-сиддхи – чистое существование. В материальном теле, состоящем из пяти элементов, дживы скитаются в круговороте рождений и смерти, иногда получая тело животного, иногда мужчины, иногда – женщины. Эти тела временные, они обретаются в соответствии с кармой.
Душа всегда переселяется в новые тела. Благочестивые поступки джив создают благочестивые заслуги. Накапливая их, вы получаете хорошее тело в следующем рождении. Если вы очень привязаны к женщинам, родитесь в женском теле. Если к мужчине – получите мужское тело, а если слишком привязаны к собакам – в следующей жизни станете собакой. Таков естественный ход развития мироздания. Дживы получают то тело, которое заслужили.
Сегодня явление Баладевы Прабху. Мы пришли, чтобы предложить Ему пушпанджали. Что же нам преподнести? Баладева Прабху примет все, но не во всем есть жизнь. Духовному учителю нужно дарить духовное. Последнее воплощение Баладевы Прабху известно как Анантадев. На Его бесчисленных клобуках покоятся материальные миры. Шива Тхакур носит этих змей на своих шее, руках, талии, лодыжках – по всему телу. Таково последнее воплощение Баладевы Прабху. Мы молимся Анантадеву, и Он приходит в форме сутры – нити, связывающей запястье. Это ракша-бандхана.
Мудрецы завязали эту бандхану на руке Баладевы, сказав: «Прабху, пожалуйста, защити нас. Дай нам чистую энергию, силу, чтобы мы смогли выбраться из майи. Позволь нам это. Эта лента – символ нашего сердца: мы отдаем его Тебе».
Баладева Прабху ответил: «Я принимаю ваш подарок». С тех пор и даже сейчас, в Кали-югу, проходит фестиваль Ракша-бандхана. Его смысл заключен в том, что повязывая ракша-бандхану Баладеве Прабху, на самом деле предлагают свое сердце. Это соединяет душу с Баладевой Прабху. В этом случае Он защитит нас. Завязывание шнура – это обещание, что мы не свяжем наши души отношениями с кем-либо другим. Все пытаются сделать нас своими рабами, но Баладева Прабху дает свободу. Он наделяет нас чит-балой, с помощью которой дживы освобождаются из этого мира и вступают в духовную реальность.
По этой же причине Шрила Гурудев дает нам кхантималы. Сегодня мы повяжем эту сутру на запястье Баладевы Прабху, оденем на свою шею и скажем: «Я предлагаю себя Тебе». Тогда Он освободит нас из оков майи.
Нынче люди повязывают ракхи на руки своих братьев. Но разве земные братья дадут духовную силу, которая защитит их? Если сестры уважают их, дают деньги, еду и одежду, братья придут на помощь. В противном случае нет. А если брат даст сестре достаточное количество денег, она будет выражать ему почтение. Баладева Прабху на ставит подобных условий. Если мы предложим себя Ему, Он примет нас, будет защищать и заботиться. Именно это называется Ракша-бандхана. Баладева Прабху никогда не отвергнет предавшуюся Ему дживу, не оборвет эту нить. Сегодня, в день Его явления, также называемый Ракша-бандхана, проходит очень особый праздник. Удачливые души отмечают его и выражают почтение Баладеве Прабху.
Когда началась война Махабхарата, Баладева Прабху сказал: «Я не встану ни на чью сторону». Он отправился в паломничество по всем святым местам Индии и вернулся по окончании битвы, как раз в то время, когда Его ученик Дурьодхана был на грани смерти.
Дурьодхана звал: «Гурудев, Гурудев, помоги мне!» Баладева разгневался из-за того, что Бхима нарушил правила ведения боя на булавах и нанес Дурьодхане удар по бедрам. Он сказал: «Я учил сражаться вас обоих. Бхима, почему ты нарушил правила ведения боя? Я накажу тебя».
Кришна сказал: «Хорошо, Ты можешь наказать Бхиму. Однако наказал ли Ты Дурьодхану, когда он дал яд Бхиме? А когда он пытался сжечь Пандавов в их доме, Ты тоже наказал Своего ученика? Почему Ты ничего не сказал тогда? Сделал ли ты что-нибудь, когда Кауравы пытались раздеть Драупади? А когда все семь махариши напали на Абхиманью, поднял ли Ты Свою руку, чтобы наказать Дурьодхану?»
Тогда Баладева Прабху понял. Он знает все, но у Гуру всегда есть особая привязанность к своему ученику.
Со словами «Лжеученика нужно отвергнуть», Он покинул это место и погрузился в самадхи. В это время из Его головы проявился Анантадев.
Сегодня день Его явления. Баладева Прабху дарует жизнь нашей душе, крепко связывает нас со Шри Гуру и создает тесную дружбу с Вайшнавами. Если мы не поступим в Его класс, не будем следовать Его наставлениям и не повяжем ракша-бандхану на своей шее и Его запястьях, не предложив Ему себя таким образом, то множество солдат майи придут, чтобы тянуть нас в разные стороны. Только если мы примем прибежище у Шри Гуру, Он направит нас и оставит в безопасном месте в обществе Вайшнавов, где мы сможем насыщать душу хари-катхой и маха-прасадом. Когда мы предлагаем себя майе или остаемся сиротами, любой сможет напасть на нас и обворовать, и мы потеряем все.
Ради собственной защиты мы должны вручить себя лотосным стопам Баладевы Прабху. Тогда Он примет нас и защитит. Поэтому день Его явления называется Ракша-бандхана. День явления Кришны и Радхарани так не называют. Баладева обещает заботиться о каждом, кто приходит к Нему.
эк-бар декхле чакше джал
‘гаура’ бо’ле нитаи дена сакала самбал
«Если Нитай увидит слезы у тебя на глазах, когда ты произносишь имена Гауры, Он наделит тебя духовной силой».
Он так великодушен и отзывчив! Как-то раз Дурваса пришел к Лакшману (Баладеве) и сказал: «Иди и позови Раму. Я хочу встретиться с Ним».
– Он сейчас очень занят.
– Это неважно, я должен увидеться с ним.
– Нет, Прабху, Я не могу Его позвать.
– В таком случае я прокляну Твою династию!
Тогда Лакшман подумал: «Хорошо, Я пойду. Рамачандре придется убить Меня, но так пострадаю только Я. В противном случае проклятие риши уничтожит всю династию». Поэтому Лакшман вошел в покои Рамачандры…
– Почему Ты пришел? Я же велел никому не входить сюда.
– Дурваса Риши ждет встречи с Тобой.
– Позови его. Но Ты знаешь, что с Тобой будет, раз Ты пришел сюда. Теперь Я должен навсегда отвергнуть Тебя.
Приняв наказание Рамачандры, Лакшман отправился на берег реки Сарью, где и оставил этот мир.
Баладева взваливает на Свои плечи и голову тяжесть всего бытия. Он не нарушает Свой обет. Куда отправится тот, кто не принял прибежище у этого Шри Гуру? Что он будет делать? В этом важность Ракша-бандханы.
Это самый благоприятный день. Шрила Гурудев в этот день обычно посещал ИСККОН во Вриндаване, а вечером возвращался в Матхуру. Он давал там вечерние классы и следил за тем, чтобы Баладеве Прабху предлагались сладости пхевара и джени. Если я не предлагал сладости в этот день, он очень огорчался и наказывал меня. Я не могу забыть то время.
Сегодня день нашей защиты. Мы очень удачливы, поскольку Гуру-пада-падма, Джаганнатха и Баладева Прабху присутствуют здесь. Мы должны повязать эту ракхи на запястье Баладевы Прабху и тогда Он будет защищать нас. Существует много сладостных историй о Баладеве Прабху. Мы услышим их позднее. Сегодня наше время подошло к концу.
Примечание: Ямуна считается проявлением Вишакхи, возлюбленной Кришны. Чтобы понять смысл этой лилы, нужно знать, что Ямуна проявляет себя в двух образах: Калинди, жены океана, и Вишакхи. Господь Баларама призвал Калинди, а не Вишакху. У Вишакхи только один Господин – Господь Кришна (из книги «Паломничество во Врадж» Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа).
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.