30 октября 1996 года, Матхура (Индия)
намамишварам сач-чид-ананда-рупам
ласат-кундалам гокуле бхраджаманам
яшода-бхиолукхалад дхаваманам
парамриштам атьям тато друтья гопья
(Дамодараштака, 1)
«Я почтительно склоняюсь перед Верховным Господом Шри Кришной, чье прекрасное тело суть вечность, знание и блаженство. На Его щеках игриво покачиваются серьги в форме рыб, а исходящее от Него сияние озаряет трансцендентное царство Гокулы, Его великолепную обитель. Он боится, что матушка Яшода накажет Его за разбитый горшок с йогуртом, и потому, заметив, что она приближается, спрыгивает со ступы и пускается наутек. Однако Яшода бежит гораздо быстрее и в конце концов ловит Его сзади».
Мама Яшода с любовью сбрызнула водой кипящее молоко. «Сначала я займу тебя в служении Кришне, а и потом сама послужу Ему, – сказала она молоку. – Успокойся, тебе не нужно прощаться с жизнью». Кажется, что эти слова Яшоды утешили молоко.
Затем, вернувшись, Яшода-маийя увидела удивительную картину – весь йогурт разлился по полу. И Кришны не было рядом.
«Это проделки озорника Кришны», – подумала она.
Яшода-маийя оглянулась вокруг, но не увидела Кришну. Однако Яшода-маийя очень умная. Заметив следы Кришны, она поняла, что Кришна вошел в дом, и пошла по следам. Зайдя в одну из комнат, она увидела, что Кришна стоит на ступе и кормит маслом обезьян и ворон. И Сам тоже кушает масло!
«На этот раз я должна проучить Кришну, иначе Он так и вырастет непослушным», – решила Яшода.
Взяв в руку хворостину, она начала подкрадываться к Нему бесшумно, словно кошка. Кришна то и дело посматривал на дверь, переживая: «Что Я буду делать, когда Маийя придет?»
Почему Кришна кормил маслом обезьян и ворон?
Он думал: «Обезьяны всем пожертвовали ради Меня в Трета-югу, когда я приходил как Рамачандра. Равана украл Ситу, и тогда лакхи и лакхи обезьян отправились со Мной в атаку на Ланку. Они, рискуя жизнью, сражались ради Меня».
Все обезьяны погибли, но Рамачандра оживил их Своим сладостным взглядом. Они ни разу не сказали Ему: «Мы жертвуем жизнью ради Тебя, вознагради же нас».
Обезьяны не требовали за это никакого вознаграждения. Рамачандра не давал им ни фруктов, ни листьев, ни кореньев, и все же обезьяны отдали жизнь за Рамачандру. В кришна-лиле Господь задумался: «Я должен вознаградить Своих спутников. Хотя Я и не могу отплатить им, все же нужно постараться это сделать».
Поэтому-то Кришна и стал кормить обезьян маслом, а те, счастливые, брали его прямо из рук Кришны. И они совсем не боялись!
Вороны происходили из династии Какабхушунди Махараджа. Какабхушунди был возвышенным преданным Рамы. Он также является гуру Гаруды, возничего Нараяны, Рамы и всех аватар.
«Мне надо расплатиться с сыновьями, дочерьми и всеми членами династии ворон», – решил Кришна.
Так Он стал угощать маслом и их.
Но вдруг Кришна увидел, что обезьяны и вороны бросились врассыпную, и подумал: «Почему они убегают?» И тогда, оглянувшись, Он увидел Яшоду, готовую схватить Его. Он тут же спрыгнул с каменной ступы и бросился наутек. Добежав до главной дороги Гокулы, его посетила такая мысль: «Все гопы Гокулы ходят по этой дороге. Так что матушка сюда не придет».
Индийским женщинам присуща стеснительность. В присутствии родителей, свекра, свекрови или любого постороннего они прячут лицо под вуалью. Поэтому Кришна надеялся: «Моя мама точно не выйдет на дорогу». Однако Мама Яшода была куда более находчива!
Она считала по-другому: «Думаешь, что Ты такой умный? Ты же родился из моего лона, так что я поумнее Тебя буду».
Яшода не заметила на дороге ни одного гопы. Почему? Старшие пастухи ушли доить коров. Ей не нужно было закрываться вуалью, поэтому Яшода выбежала на дорогу. Оба бежали! Кришна был совсем голенький – на Нем был только изящный поясок с колокольчиками. Кришна бежал что есть мочи, в страхе оглядываясь.
«Матушка точно побьет Меня!» – переживал Кришна.
Он – Верховная Личность Бога. Он обладает колоссальным могуществом. Однако сейчас, видя, как мама бежит за Ним с хворостиной в руке, Он думает, что Ему делать.
«Мамочка, не бей Меня!» – воскликнул Он.
анванчамана джанани брихач-чалач-
чхрони-бхаракранта-гатих сумадхьяма
джавена висрамсита-кеша-бандхана-
чьюта-прасунанугатих парамришат
(Шримад-Бхагаватам, 10.9.10)
«Матушке Яшоде пришлось замедлить свой бег, потому что грудь ее была слишком тяжела для ее тонкой талии. Пока матушка Яшода преследовала Кришну, ее волосы растрепались, и цветы с них падали за ней на землю. И тем не менее ей удалось поймать своего сына Кришну».
Кришна бежал, но мама догоняла Его. Как же Яшода была прекрасна! Талия ее была тонкой, а бедра – широкими. Она гналась за Кришной, пытаясь схватить Его. Казалось, что ее хрупкая талия не выдержит тяжести тела. Капельки пота на ее лице блестели, словно жемчужинки. Она была полноватой, но такой красивой. В погоне за сыном ее волосы растрепались, и цветы из кос падали на землю.
Эти цветочки будто говорили Яшоде: «Не думай, что ты одна, мы бежим вместе с тобой! Ты непременно должна догнать и поймать Кришну. Мы все помогаем тебе».
Так, цветы помогали Яшоде в этой погоне. В конце концов она пригрозила Кришне хворостиной, а тот заплакал: «Любимая мамочка, не бей Меня!»
– Почему это я не должна Тебя бить?
– Мама, что плохого Я сделал?
– Почему Ты разбил горшок?
– Мама, Я не разбивал горшок.
– А кто же тогда это сделал?
– Ты и сделала.
– Это как?
– Ты побежала и задела горшок своими тяжелыми золотыми колокольчиками на лодыжках. Так что Я его не ломал.
– Ох и врунишка же Ты!
– Я? Я – сын Нанды Бабы. Я не обманщик. А вот ты – обманщица.
– Почему?
– В нашей династии нет ни воров, ни лгунов. Быть может, они есть в твоей династии. Но в нашей таких отродясь не было.
Яшода, слушая Кришну, начала улыбаться, а Тот плакал: «Мама, не наказывай Меня!»
– Я хочу преподать Тебе урок.
И так Мама Яшода снова пустилась в погоню за Кришной.
Джавена висрамсита-кеша-бандхана-чьюта-прасунанугатих парамришат. Человеку, который за кем-то гонится, нужно бежать быстрее, чтобы поймать его. Поэтому Маме Яшоде пришлось бежать быстрее, чем Кришна, чтобы схватить Его. Иначе у нее бы ничего не вышло. Итак, она бежала быстрее, чем Он. Что это означает? Мы все являемся слугами Кришны. Сейчас мы связаны майей, а потому стали обусловленными душами. Мы вертимся в круговороте рождения, смерти и страданий уже сотни тысяч жизней, но так или иначе, по милости Гурудева, Вайшнавов и Кришны мы начали следовать линии бхакти. Все это благодаря их беспричинной милости.
брахманда-бхрамите кона бхагьяван джива
гуру-кришна-прасаде пая бхакти-лата-биджа
(Чайтанья-чаритамрита, Мадхья, 19.151)
«Согласно своей карме все живые существа блуждают по вселенной. Одни из них поднимаются до высших планетных систем, другие опускаются на низшие. Из многих миллионов блуждающих живых существ, тот, кто очень удачлив, по милости Кришны получает возможность общаться с подлинным духовным учителем. По милости Кришны и духовного учителя он обретает семя преданного служения».
Так или иначе в этой жизни мы пришли к Вайшнавам. Мы находимся в обществе Гуру и Вайшнавов. Они настолько милостиво даруют нам свое общение! А мы стараемся быть задействованными в служении Кришне. Кришна пролил на нас очень много милости.
Кришна сказал Гопа-кумару (в «Брихад-бхагаватамрите»): «Сотни тысяч твоих рождений Я помнил о тебе, но не мог привести тебя к Себе, как ни старался. Я питал надежду, что под любым предлогом ты будешь повторять харинаму или служить Вайшнавам. И еще Я надеялся, что ты пойдешь на Навадвипа-дхама-парикраму или Вриндавана-дхама-парикраму. Тогда Я тут же позвал бы тебя к Себе. Но ты не делал всего этого… Теперь же ты пришел ко Мне, и Я нахожусь перед тобой в долгу».
Кришна ждет и нас. Он переживает за нас и всегда думает о том, как занять нас в служении Ему. Он посылает Свои могущественные силы: ачарий нашей гуру-варги, Нараду Риши, Шукадеву Госвами и других. Чайтанья Махапрабху нисшел сюда со всей Своей семьей. Зачем они пришли? Только для того, чтобы помочь нам.
Если мы будем бежать быстрее Кришны, то есть если у нас будет больше любви к Нему, чем у Него к нам, и огромное желание служить Ему и видеть Его, тогда мы сможем поймать Его.