Бхаджа-шила. Говинда-кунда. Сурабхи-кунда

Кришна Кешава Парикрама КЕШАВА-ВРАТА

Кришна в Кешава-врату берет ответственность

В шастрах говорится, что следование Кешава-врате дает в тысячи раз больше блага, чем следование Картика-врате. Почему? Дело в том, что Кешава берет на Себя ответственность. В эту врату никто не ругает и не наказывает. Все наполнено сладостью, мадхурья-расой, и мягкостью, настоящей дружбой. Мы крошечные дживы, ану чайтанья: сознание есть, но оно маленькое, и до тех пор, пока не получим силу, мы не сможем ничего понять. Тем более не получится обрести любовь к Богу и служение Ему. Поэтому Кришна, взяв на Себя ответственность, начал врату.

Шрила Нароттама Тхакур молится: 

шри рупа манджари пада сеи мора сампада

сеи мора бхаджана пуджана

[Лотосные стопы Шри Рупы-манджари – мое самое дорогое сокровище. Им, и только им я посвящаю свое поклонение. Они высшая цель моего бхаджана.]

сеи врата, сеи тапа, сеи мора мантра-джапа,

сеи мора дхарама карама

[Ее лотосные стопы – цель моих обетов и аскез, моей харинама-джапы и всей моей духовной практики. Все это я делаю лишь для того, чтобы доставить удовольствие Шри Рупе-манджари.]

Махапрабху возложил всю ответственность на Рупу-манджари, Рупу Госвами. 

В Двапара-югу садхана-сиддхи пришли во Врадж к нитья-сиддхам. Но как им приблизиться и обучиться всему? Кришна – расо ваи сах, Его удовлетворит только  раса-упасана, расам алаям. Поэтому Кришна показывает на личном примере, как практиковать.

Что делать, чтобы не забыть Гуру

Ученик радуется жизни, пока Гуру окружает его любовью. Но если Гуру начнет его бить и ругать, он сочтет, что учитель его не любит. На самом деле Гуру будет строг с теми, кто ему по-настоящему дорог и близок. Доброе отношение и заботу легко забыть, но когда вас ругают, бьют или постоянно говорят о вас только плохое, не забудешь. Таким образом убираются все анартхи.

Если представители гуру-варги либо Сам Господь наказывают садхака, не думайте, что это пришла карма. Хорошее быстро забывается. Мы пытаемся памятовать Господа, служить Ему и Его семье, но это моментально стирается из нашей памяти, поскольку за миллионы жизней у нас уже выработалась привычка не думать о Господе.

У нас столько грехов, оскорблений, благочестия, сукрити, и все это является серьезным препятствием. Но гуру-варга знает, как нас очистить. Поэтому к садхакам порой приходят наказания, болезни, все начинают их ненавидеть.

История про человека, которого все презирали

Гурудев рассказывал историю. К одному Гуру пришел богатый человек с просьбой дать ему харинаму и дикшу.

– А у тебя есть вера в меня? – спросил Гурудев. – Будешь ли ты следовать?

– Конечно, Гурудев, я сделаю все, что вы хотите, только примите меня.

– Хорошо, я приму тебя, однако сначала хочу проверить, сколько у тебя веры в меня. Иначе я тебе что-то дам, а ты уйдешь. Ты получишь мантру, дикшу, но даже не поймешь, как практиковать. Тебе нужно осознать, сколько у тебя анартх и ложного эго.

– Гурудев, делайте со мной, что хотите, я готов ко всему.

– Тогда молча стой у ворот и всем кланяйся. Кто-то  в тебя плюнет, кто-то побьет обувью, кто-то осыпит бранью, а ты ничего не отвечай. Пусть они очищают твое сердце. Тогда из тебя выйдет толк.

Этот человек последовал указанию Гуру. Он стал всем кланяться, а люди только плевались. «Эх ты, негодяй, бандит! Сколько лет всех беспокоил, а тут сел у храма с тилакой и кантхималами», – говорили они ему.

Его ненавидели все: мужчины, женщины и даже дети.

Вечером он пришел к Гурудеву.

– Гурудев, я не могу это терпеть.

– А как ты собрался получать дикшу, если у тебя нет терпения? Или ты сидишь у входа в храм, или уходишь отсюда.

На следующий день все повторилось. Вечером он снова пришел к Гурудеву.

– Гурудев, дайте мне другую севу, я не могу там сидеть. Что только они в меня не бросали! Даже плевались на меня. Я из богатой семьи, образованный, а люди так со мной поступают.

– Чего же ты хочешь: следовать тому, что я тебе сказал, или чтобы я выполнял твои указания?

– Как скажете, так и будет.  

– Тогда сиди целый год у храма, пыль бери со стоп прихожан и предлагай пранамы.

Прошел год. Все оскорбления в свой адрес он терпел сквозь зубы. И вдруг прихожане поменяли о нем свое мнение: «Надо же, как Гурудев очистил его! Это настоящий сат-гуру. Он его сделал золотым. Как его ни обзовешь, он все терпит».

Люди стали приносить ему гирлянды, хорошие одежды, угощения, предлагать поклоны. Раньше он кланялся каждому, а теперь все падали перед ним в поклоне. На радостях он поделился с Гурудевом: «Произошло чудо! Мне дарят гирлянды, дают деньги и угощения. Гурудев, вы так милостивы».

– Все, что тебе приносят, отдавай мне.

Прошел еще год. Наконец, этот человек обратился к Гурудеву:

– Вы дадите мне дикшу? У меня теперь все нормально.

– Нет, нужна еще садхана. Твое эго не ушло. Чуть что, и ты ополчишься против бхакти.

Он продолжил ждать. Однажды Гурудев сказал ему сходить на Ямуну принять омовение. Пока он ходил, Гурудев подговорил дворника: «Набери грязи и когда он придет чистый, брось на него всю грязь, а потом убегай, иначе он тебя побьет».

Стоило этому кандидату в ученики приблизиться, как дворник вылил на него всю грязь и быстро убежал. Он хотел снова пойти омыться, но Гурудев его остановил: «Благоприятное время уже прошло, придется подождать год».

В следующий раз произошло то же самое, только теперь на него вылили всю грязь из туалета. Теперь он стал считать того дворника злейшим врагом. Гурудев опять ему сказал: «Благоприятное время вышло, придется ждать еще год».

Через год Гурудев велел дворнику собрать все туалетные нечистоты и вылить ему  прямо на голову, но теперь не убегать.  

Дворник последовав указанию Гурудева. Если раньше тот ученик гневался, то в этот раз он неожиданно произнес: «Ты мой первый Гуру. У меня было столько гнева и полное отсутствие терпения… Но теперь я готов».

Тогда Гурудев объяснил ему: «Раньше ты никого не уважал – только ждал, чтобы тебя прославляли. Теперь я доволен тобой».

Настроение Госвами

Есть брахма-ракшасы и есть вайшнава-ракшасы. Последние только и ждут, чтобы все преданные им угождали. Эту анартху очень тяжело убрать.

Шрила Бхактивинода Тхакур написал бхаджан на стих тринад апи суничена:

доинья, доя, анье ман пратиштха-варджан

чари-гуне гуни хои корохо киртан

хоиле-о сарва-гуне гуни махашоя

пратхиштхаша чхари коро амани хридоя

 (Шикшаштака, Бхактивинода Тхакур, 5, 7)

[Смирение, милосердие, почтение к другим и отказ от славы и почестей — вот четыре качества, необходимые для совершения киртана.

Великая душа, обладающая всеми этими качествами, не должна гордиться святостью, но, напротив, отвергая почести, должна всегда оставаться смиренной.]

Как же стать амани и манада? Хоячхена хоибена прабхур джата даса / сабара чарана вандо данте кори’ гхаса – выражать почтение Вайшнавам, которые приходили в прошлом, которые находятся сейчас и которые придут в будущем. Тогда Господь будет доволен, сердце наполнится мягкостью и нектаром.

Прабхупада Сарасвати Тхакур предлагал своим ученикам поклоны еще до того, как они кланялись ему, и повторял не гуру ахам или вайшнава ахам, а дасо ахам.

Дас Госвами молится во «Враджа-виласа-ставе»: «Когда Шримати Радхарани будет довольна мною? Когда же Она возьмет меня к подножию Говардхана и будет учить игре на каччхапи-вине? Когда же Она научит меня мелодиям и пению?» В этих стихах Дас Госвами молится даже веревке, которой привязывают коров.

Наши Госвами взяли эти настроения у Махапрабху, сами практиковали их и сохранили в виде своих произведений. Поэтому нужно читать эти сокровища – «Враджа-виласа-ставу» и «Вилапа-кусуманджали» – с первого до последнего стиха, и стараться следовать примеру наших Госвами.

Бхаджа-шила

Как-то раз Кришна отвел пастушков к Гирираджу Говардхану и объявил, что Говардхан будет их учить игре на инструментах. Пастушки спросили, какие же именно у Гирираджа инструменты, и Кришна показал:

– Берете один камешек, другой и бьете их друг о друга. Так проявятся звуки мриданги, каратал, шинаев, струнных инструментов… Это место называется Бхаджа-шила.

– Кришна, мы столько раз приходили с Тобой на Говардхан, но раньше Ты нам такого не показывал! – изумились сакхи.

Они тут же схватили маленькие шилы. Трогали, постукивали – и извлекались разные мелодии.

«Отныне вам даже не нужны музыкальные инструменты, у Гирираджа все есть!» – сказал им Кришна.

Прошли тысячи лет, а Бхаджа-шила до сих пор присутствует на Говардхане.

Когда мы приходили сюда со Шрилой Гурудевом, он всегда говорил: «Не надо учить са, ре, га, ма, па, да, ни. Пойдемте на Говардхан! Начните петь, и автоматически на ваших устах будет “Радхе-Радхе, Говинда-Радхе», джая нанда-яшода дулал гиривара-дхари гопал”».

Есть такие электрические инструменты, на них нажимаешь, и они издают звуки разных инструментов, но они безжизненные. А у Гирираджа есть жизнь. Настоящая жизнь возле него. Гирирадж всем дает такой нектар, что Кришне незачем куда-то еще ходить. Он говорит: «Гирирадж Говардхан – наш Гуру, наше все». Сакхи и манджари возносили ему прекрасные молитвы. Вишванатха Чакраварти Тхакур, Рагхунатха дас Госвами и все представители нашей гуру-варги молятся ему.

Бхаджа-шила находится рядом с Санкаршана-кундой и Аннуром. Там Мадхавендра Пурипада начал Аннакут-махотсав для Гопала. Гопал проявился во времена Ваджранабхи и Уддхавы, Его назвали Гиридхари Гопал, Кришна, который держит Гирирадж. Это очень важное Божество. Сколько у Него любви к враджаваси и Гирираджу! В Кали-югу первым Ему стал служить Мадхавендра Пури, он проводил абхишеку, предлагал бхогу и все остальное. Однажды Гопал сказал ему: «Сегодня такой вкусный прасад, но Мне нужно еще. Этого недостаточно». Мадхавендра Пурипада обрадовался. Он задействовал в приготовлении угощений для Гопала двух севаков-брахманов и враджаваси.

Говинда-кунда

Однажды Индра с полубогами яростно атаковал враджаваси. Они нисколько не боялись наказания, наивно полагая, что Кришна ничего им не сделает. Они ругали Его, а Кришна ничего не отвечал. Индра так яростно пускал молнии, что разбил тело Гирираджа на кусочки, но тот терпел и даже не проклял. Однако вражда с Гуру и Вайшнавами, со старшими ничем хорошим не закончится. Вот и Индру с полубогами покинула былая мощь.

ниндам курванти йе мудха ваишнаванам махатманам

патанти питр̣бхих сарддхам махараурава самджните

ханти нинданти ваи двешти ваишнаван набхинандати

крудхьяте яти но харшам даршане патанани шат

[Глупец, критикующий великого Вайшнава, падает в ад, известный как Махараурава, и туда же попадают его предки. Существуют шесть греховных деяний, приводящих к падению: 1) убийство Вайшнава, 2) критика Вайшнава, 3) зависть по отношению к Вайшнаву 4) не выражать радость и почтение при виде Вайшнава, 5) гнев на Вайшнава, 6) недовольство Вайшнавом.]

В итоге они пришли к Ади-гуру Брахме и рассказали о случившемся.

– Что вы наделали? Я не могу вам помочь.

Они отправились к Гуру Брихаспати. «Уходите отсюда. Я же здесь был: почему вы раньше не спросили у меня, что делать? Раз так, вот и решайте сами. Я не буду помогать», – ответил он.

Все их прогнали, и тогда Индра, вспомнив, что Кришна любит коров, пошел к Сурабхи, матери всех коров. Она приходилась ему тетей.

Сурабхи тоже отругала его: «Как ты мог так поступить?», однако согласилась пойти с ним к Кришне.

Она взяла воду Ганги, Мандакини, Индре велела взять с собой цветы париджата и всех полубогов. И Господь Шива, и Брахма – все пришли. Кришна один сидел на вершине Говардхана. Они поодаль совершили парикраму, предложили поклоны…

Сурабхи Мата взмолилась Кришне: «Пожалуйста, прости их! Они дети, ничего не знают. Во всем виновата их гордыня. Моя династия присутствует в этом мире. Пусть молоком, маслом, йогуртом от моих коров каждый день будет совершаться абхишека для Гирираджа. Индра наделал столько глупостей, поэтому пусть эта абхишека никогда не заканчивается. Пусть Гирираджу всегда поклоняются, чтобы однажды Индра был прощен и к нему пришла настоящая любовь к Богу».

Потом Кришне провели абхишеку, нарекли Его именем Говинда, однако Кришна ответил лишь: «Возвращайтесь обратно». Вся чаранамрита с абхишеки сохранилась в Говинда-кунде. Индра с полубогами принял ее и ушел.

Рядом с Говинда-кундой как раз и находится Бхаджа-шила.  

В Говинда-кунде пастушки играют, купаются, пьют воду. Она там очень сладкая и вкусная. Кришна играл на флейте Сам и учил этому других. Вену, шринга, мурали, ветра, вишан, мурали, вамши, мохини, рангини – у Кришны много флейт. 

С помощью мурали Он зовет коров и пастушков, птиц и других животных.

Вамши используется только для особых моментов. Вену-гите даке радхика-нама. Вамши – это маленькая флейта, издающая красивые звуки, она всегда с Кришной.

Вену подходит для шрингара-расы, мадхура-расы. Кришна учил всех сакхов разным мелодиям. Из этой флейты исходит один звук – клим, который слышат только те, у кого есть нектарные, сердечные отношения с Кришной.

Мурали слышат все. Телята, сосущие молоко из вымени своих матерей, услышав чудесную мелодию флейты, тотчас замирают. Они не в состоянии проглотить молоко, и оно стекает у них из уголков рта. Птицы, сидящие на деревьях, забывают обо всем и, закрыв глаза, словно риши и муни, погружаются в медитацию.

Кришна думал, как на Говардхане раздать эту расу, чтобы ее поняли и вкусили. Иначе к этому не пробудится жажда. Когда кто-то очень красиво поет, люди умиротворенно сидят и слушают. И эти мелодии так сладостны, что хочется слушать больше и больше. Для раса-упасаны самое важное – это сангит, песни.

Кришна учит и пастушков, и сакхиманджари, причем когда поют юные пастушки, Он тоже у них учится.

Где началось это обучение? В Сева-кундже. Мирская раса кратковременна, но трогательные мелодии, наполненные духовной расой, волнуют сердце, из глаз текут слезы, приходит чувство раскаяния, а под другие невольно хочется танцевать. Существует двенадцать рас. Сначала второстепенные расы: хасья, адбхута, каруна, раудра, бхаянака, бибхатса, а потом уже главные (шанта, дасья, сакхья, ватсалья, мадхурья).

Через какое-то время все набираются навыков, но нет духа соперничества, каждый хочет узнать как можно больше.

Кришна устроил так, чтобы в Бхаума Вриндаване садхана-сиддхи обучались у нитья-сиддх, и садхана-сиддхи проникались почтением к Его вечным спутникам. Если какая-то группа начинала проявлять особые таланты, Шримати Радхарани объявляла: «Завтра эта группа будет петь».

Сурабхи-кунда

После Говинда-кунды, за Апсара-кундой и Навала-кундой находится еще один центр служения – это Сурабхи-кунда. После танцев на большом раса-стхали все немного устали. Тогда им стали разносить прохладительные напитки, тамбулу, пан, фрукты. Например, чтобы сплести вайджаянти-малу, нужно искусно подобрать цветы: желтые, красные, коричневые… Точно так же с угощениями. Если сначала подать прохладный напиток и сладости, то чувство голода ослабнет. 

Кришна учил на Сурабхи-кунде, что нужно кушать, чтобы голос был мелодичным. 

Рядом с Сурабхи-кундой расположены Айравата-кунда, Гулала-кунда, Ямуна-вати. Когда начался танец раса, Ямуна-деви все оставила и пришла туда. 

Люди сейчас даже не знают, как разжечь огонь. Однако тем, кто приходит в Гаудия Матх, дают дикшу и отправляют на кухню, чтобы они своими руками готовили и раздавали прасад. Они не знают, зачем Гурудев их туда отправил, но на самом деле он дает им адхикару для нитья-лилы

В Бахулаване сакхи и манджари готовили чапати, чурму, в другом месте малпуа, кхир и много других блюд. Как им удавалось это делать, ведь в джунглях нет тарелок и кастрюль? Сакхи и манджари прямо на камнях делали тарелки, а еще во Врадже есть такие деревья, у которых листья можно использовать в качестве пиал. У этих деревьев сильное желание послужить. Кришна рассказывает пастушкам о славе деревьев: «Смотрите, какие умные деревья! Они подготовили для вас пиалы». 

А сколько там меда! Его не нужно собирать, он сам струится по стволам, и пастушки его собирают. 

Кришна всему учит пастушков, даже тому, как принимать омовение. Почему? Если что-то делать неправильно, за этим обязательно последуют страдания. Кешава берет на Себя ответственность, чтобы всему научить. 

Почему Кришна любит коров 

Прежде Сурабхи Мата принесла на Сурабхи-кунду воду Мандакини. Все полубоги возносили Кришне молитвы, но Он даже не смотрел на них. Однако из-за любви к коровам Он принял молитвы Сурабхи. 

Что же в коровах такого особого? Коровы – матери для всех. Ребенок пьет грудное молоко один-два года, а коровье молоко можно пить всю жизнь, поэтому коровы достойны почитания. Их сердца настолько мягкие! Они никогда не скажут: «Ты негодяй и лицемер, я не дам тебе молоко». Когда пьешь коровье молоко, сам становишься мягким.

Жестокие люди автоматически меняются – все благодаря употреблению молока и других молочных продуктов. Молоко не только содержит в себе много белка. Благодаря ему не будет анартх и зависти. В одном коровнике спокойно уживаются сто коров, а попробуйте в одном месте собрать сто собак – как они будут лаять друг на друга! Однако, к сожалению, в Кали-югу вместо молока предпочитают пить чай и кофе. 

Кришна – джагат-гуру

Враджаваси жили дружно, никогда не ругались друг с другом. Нанда Баба не завидовал Васудеве Махараджу, зато как ему завидовал Васудева! Яшода Мата никогда не говорила: «Деваки, ты забрала моего сына. Ты называешь Его своим сыном». Наоборот, она смиренно просила: «Можно ли я приду получить Его даршан?» Но Деваки никогда не звала ни ее, ни других враджаваси.

Когда они пришли на Курукшетру, Кришна побежал к ним сломя голову и спрятался на коленях у Яшоды Маты. И все три месяца, что они были на Курукшетре, Он ничего не брал у дваракаваси. Не смотрел на них и не разговаривал. Как-то раз пришли Васудева, Шурасена, Сатьяки, Уддхава… Васудева сказал: «Нанда, брат мой! В трудные времена ты заботился о нас, но я настоящий эгоист, никогда не приглашал тебя в гости. Роскошь ослепила и ожесточила меня». 

Кришна учит, как стать мягкими и сладкими. Это называется раса. Без такого учителя природа останется грубой и жесткой.

Поэтому Кришну зовут Кешава. Он пришел в династию черепах, рыб и даже воплотился в теле вепря. Как же Он помогает! Если вы не примите прибежище у этого Кешавы, тогда кто вас научит? Его ответственность – предложить нас Шримати Радхарани, Лалите и Вишакхе. Иначе, без разрешения Кришны, нас никто не примет. Если Кришна о ком-то заботится, то Его последователи берут на себя ответственность. Они по своей доброте всех делают такими же мягкими и добрыми. Это называется раса-упасана-паддхати. Такую программу Кришна и начал. 

Кешава-врата помогает всем. 

Кришна учит нитья-лиле. Он – джагат-гуру. Он приходит в разных сварупах, чтобы научить.  

гора паху на бхаджия маину

према-ратана дхана хелая хараину

сат-санга чхари коину асате виласа

те-каране лагило дже карма-бандха пхаса

Вся жизнь может пройти в бесполезных разговорах с материалистами. Легко собрать яд и джара-расу, но с апракрита-расой, расам алаям все не так просто. Без духовной расы не жизнь, а сплошные страдания.

Не тратьте свое время впустую. Станьте серьезными, и в вашем сердце одна за другой станут проявляться вечные игры. Отправитесь проповедовать, начнете воспевать харинаму – придет непрерывный поток.

гоура амара дже-саба стхане

короло бхрамана ранге

се-саба стхана херибо ами

пранайи-бхаката-санге

Сердца праная-бхакт всегда устремлены к нитья-лиле. Когда мы пьем этот нектар, то все вечное приходит в сердце. От общения с материалистами придет только джара-раса, желание разбогатеть, продавать биткоины, играть в азартные игры… Будете много есть, чтобы тело стало крепким и здоровым. В таком случае даже капля хари-расы не придет. 

Молитесь гуру-варге, чтобы слушать о кришна-лиле. Она настолько сладостна, что невозможно напиться, и никакой аллергии не будет. Эта сладость будет все глубже и глубже входить в сердце. Поэтому мы здесь и собрались. Это называется садху-санга.

Как покорить Кришну? Деньги – это не все. Важнее всего служение, наполненное любовью. Не надо ничего делать напоказ. Служение ради счастья Кришны станет и нашим счастьем.

Шрипад Премананда Прабху

16 апреля 2022 года

Подпишитесь на рассылку!

Дайте нам сделать тяжелую работу вместо вас. Подпишитесь, чтобы получать свежие статьи по почте. Мы никогда не спамим. Честно! Узнайте больше в нашей Политике безопасности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями!:

Куратор сайта. Блогер

Оцените автора
Бхакта Бандхав Друг Каждого
Добавить комментарий