Магазины одежды «Нимананда»
Вакила-Пада, П.О. Рая-Ганджа
(Западный Динаджпур)
9 сентября 1975 года
Моя дорогая [Данное письмо написано почтенной Уме диди]: «Душа по собственной воле дает приют миллионам желаний. И все же без воли Кришны ничто не принесет результата».
Желаниям и амбициям людей нет конца, и желания эти никогда не исполнить. Тем не менее Шри Бхагаван исполняет желания преданных, поэтому Его называют бхакта-ванчха калпа-тару – древо, исполняющее желания Его преданных. Данный титул носят и сами бхакты.
Из-за болезни матери у тебя не получилось приехать в Навадвипу. Я понимаю. Твоя мать великая Вайшнави, ей от природы присуща сильная преданность. У нее есть твердая вера и глубокая верность Шри Хари, Гуру и Вайшнавам. Поэтому ты должна принять то, что ради служения ей тебе придется чем-то пожертвовать. Хотя она и не рассчитывает, что ты будешь ей служить и заботиться о ней, тебе неcомненно нужно продолжать исполнять свой долг, в особенности потому, что это благоприятно для бхакти.
«Шарирам-адьям кхалу дхарма-садханам – забота о теле – это первый шаг в выполнении религиозных обязанностей». С одной стороны, это утверждение верно, ведь кто может выполнять дхарму, имея больное тело? С другой стороны, излишнее потворство желаниям тела под предлогом заботы о нем превратит человека в наслажденца и неминуемо приведет к беде. Так что важнейшая обязанность мудрого человека, который стремится совершать хари-бхаджан, – привести в гармонию обе стороны. Ты разумна; я чувствую, что мне необходимо полнее раскрыть для тебя эту тему.
Я понимаю, ты была очень рада получить письмо, которое я написал тебе из Шри Нилачала Гаудия Матха. Только кроткие, лишенные всего и падшие люди достойны милости. «Динера адхика дая карена бхагаван – пандита, кулина, дханира, бада абхимана – Бхагаван более милостив к падшим. Пандиты, потомственные священники и богачи очень высокомерны».
Поэтому удачливы те, кого наградили милостью постичь учение и наставления Гуру и Вайшнавов. Мы даже не в силах подобрать слова, чтобы выразить признательность Шри Гуру-пада-падме и Шри Бхагавану. Если они вложат в наше сердце соответствующие чувства, а в уста – необходимые слова, то все станет возможным.
Когда Дхрува, пятилетний мальчик, обрел даршан лотосоокого Шри Хари, он захотел прославить Его гимнами и молитвами. Без милости Шри Гуру безграмотный, не получивший посвящение человек никогда не получит даршан Бхагавана. Способность возносить молитвы и гимны во славу Бхагавана приходит благодаря Его собственной особой милости. И это правильное представление, сиддханта. Не кто иной как Сам Шри Бхагаван наполняет сердце каждой души вдохновением; Он наделяет их речью.
Разве ребенок, который толком не может говорить, не вызывает своим лепетом любовь у матери и отца? Судят ли старшие, насколько у него правильная речь? Скорее они умиляются детскому лепету.
Регулярно ходи в Шри Матх и пользуйся возможностью слушать хари-катху, лекции, киртан, размышляй над ними. Все, с чем ты столкнулась во время чтения, что ты не смогла понять, получится легко усвоить, если ты слушаешь из уст почтенных Вайшнавов, потому что их речь обладает особой силой.
Писания рекомендуют искать общество садху, обращаясь к написанным им книгам, только когда нет возможности личного общения с ними (сат-санги). Садху, Гуру и Вайшнавы хранят в сердце Шри Бхагавана. Садху пребывают в сердце Бхагавана, а Бхагаван – в сердцах садху. Поэтому Вайшнавы лучшие знатоки сути всех наставлений Бхагавана, они – Его энциклопедии!
Попадая в ловушку материи, то есть слишком привязываясь к ней, мы тем самым создаем препятствия в практике бхаджана. Это самая что ни на есть истина. Именно по этой причине рекомендуется оставаться в обществе Вайшнавов, или преданных. Привязанность к материальным объектам чувств зовется самсарой, жизнью в неведении.
Кришна трансцендентен. Чтобы наша привязанность к Нему усилилась, нам нужно быть в сат-санге. Между самсарой, или миром материальных чувственных объектов, и трансцендентным Шри Кришной существует такая же разница, что и между адом и раем. Служение материальной самсаре приведет к полной деградации, но тот, кто находится в самсаре Кришны, всегда будет получать благо и развиваться.
Поэтому писания учат: «кришнера самсара кара чхади аначара; дживе дая, наме ручи – сарва-дхарма-сара – вовлекись в самсару Кришны и оставь неподобающее поведение. Сострадание ко всем живым существам и вкус к повторению святого имени – в этом заключается суть всех религий».
Гуру, Вайшнавы и Бхагаван как антарьями, наши внутренние заступники, излечивают преданных от душевных мук. Если преданный развивает жадное стремление получить даршан Бхагавана, то Бхагаван непременно исполнит данное желание. Поэтому Его и называют бхакта-ватсала, «Тот, кто неравнодушен, словно любящий отец, к Своим преданным».
Как только ты завершила свои утренние обязанности, приняла омовение, сделала ахник, очень благоприятно читать и исполнять песни преданности и гимны, или молитвы. По завершении нужно обязательно повторять на четках шри-наму. Молитвы, проникнутые смиренным обращением к Шри Гуру, Вайшнаву и Бхагавану, можно найти в песнях наших великих махаджан, например, в «Гурваштаке», «Шад-Госвами-аштаке», «Нитьянанда-аштаке», «Гауранга-аштаке», «Дашаватара-стотре» и множестве пранама-мантр. Их тоже можно постоянно повторять. Это считается одной из анг бхаджана, благодаря которой усиливается вера в Шри Бхагавана.
«Дже патита хая, тава дая тата тая – чем ниже пал человек, тем большим состраданием Ты [Шри Бхагаван] одаришь его». Наши махаджаны цитируют это высказывание.
«У меня нет веры и преданности» – если мы сможем говорить это искренне, тогда непременно Шри Бхагаван изгонит из нашего сердца все недостатки и одарит служением Его лотосным стопам, которые являются обителью бесстрашия. В это время приходит возможность сделать свою жизнь в человеческом теле успешной. На данном уровне не принимаются в расчет достоинства, преданность или красота изложения молитвы, потому милость Шри Бхагавана беспричинна и безусловна.
«Йогьята вичаре кичху нахи паи, томара каруна сара; каруна на ха’ле кандия кандия, прана на ракхибо ара – заглядывая себе в сердце, я не нахожу там никаких хороших качеств, поэтому кроме твоей милости мне не на что более надеяться. Если ты не будешь милостив ко мне, я буду плакать день и ночь, пока жизнь не оставит меня». А также: «вичарите авахи гуна нахи паоби, крипа кари чхората вичара – после постоянных размышлений я не нахожу в себе никаких хороших качеств. Поэтому, пожалуйста, просто пролей на меня милость». Эти молитвы, которые садхаки и садхики возносят из глубины души, являются показателем их духовного уровня. На этом я заканчиваю.
Твой вечный доброжелатель,
Шри Бхактиведанта Вамана
[переведено из «Патравали» Шрилы Ваманы Госвами Махараджа]