10 февраля 2014 года
Сам Вьясадева провозгласил, что наивысшей из всех врат является Экадаши-врата. Все должны соблюдать ее.
Сегодняшний Экадаши называется Магха-шукла Экадаши. В этом месяце соблюдается Магха-врата, которая широко прославляется в «Хари-бхакти-виласе». Главная мантра этой враты – магхе-праяге коти калпа васе. В течение всего месяца Магха все риши, брахмариши и тапасвы собираются в Праяградже на берегу Тривени, месте слияния трех святых рек – Ганги, Ямуны и Сарасвати. Ранним утром они принимают омовение и поклоняются Вени-Мадхаве, совершают киртан, проводят лекции по «Гите» и «Бхагаватам». Они служат садху, Гуру и Вайшнавам и принимают прасад только один раз в день, вечером.
В Экадаши они соблюдают пост нирджала. На протяжении всего дня и ночи они в блаженстве повторяют имена Господа. Также они совершают ягью и следуют всем правилам и предписаниям. Все брахманы собираются в Праягарадже, на берегу Тривени, по случаю Кумбха-мелы и совершают эту врату.
Когда Кунти-деви решила со своими пятью сыновьями соблюдать Экадаши, Бхимасена сказал: «Я очень голоден и не смогу вытерпеть этот пост!», но Кришна успокоил его: «В этот день я дам тебе восхитительную расу».
Какую расу Он имел в виду? Существует двенадцать видов расы: семь второстепенных (хасья, смех; адбхута, удивление; каруна, милосердие; раудра, гнев; вира, героическая; бхаянака, страх, и вибхатса, отвращение) и пять основных (шанта, пассивное поклонение; дасья, настроение слуги; сакхья, настроение друга; ватсалья, настроение родителей, и мадхурья, настроение возлюбленных).
На вопрос Кришны «У Меня есть двенадцать видов расы. Какую из них ты хочешь?» Бхима ответил: «Мне будет достаточно, если Ты поместишь немного пищи в мой рот».
– Я передам тебе расу через воздух.
– Нет, только через мой рот! Он настоятельно требует пищи.
– Хорошо. Я позабочусь о том, чтобы твой рот никогда не нуждался ни в какой пище. Сейчас я дам тебе панацею от всех твоих беспокойств.
Тогда Кришна начал объяснять Бхиме славу Своих двадцати четырех воплощений. Он также описал изумительную славу панча-расы, куда входят шанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхурья. Кришна непрерывно говорил весь день и всю ночь, а Бхима, слушая нектарные слова своего Прабху, позабыл обо всем! Он не обращал внимания на окружающий его мир, более того, он освободился от влияния мучительных приступов голода и жажды.
Эта раса так могущественна! Шукадева Госвами раздал ее не только Парикшиту Махараджу, но и всем собравшимся шестидесяти тысячам махариши. Все они жадно внимали его хари-катхе на протяжении семи дней и ночей, не испытывая потребности в пище, воде и сне.
Если тот, кто раздает эту расу, и тот, кто ее собирает, обладают необходимыми качествами, то им нет никакой необходимости вкушать какую-либо другую расу. Сегодня, в день Бхаими Экадаши, Кришна в Праягарадже-Аллахабаде раздавал раса-алаям Кунти и Пандавам.
нигама-калпа-тарор галитампхалам
шука-мукхад амрита-драва-самьютам
пибата бхагаватам расам алаям
мухур ахо расика бхуви бхавуках
(Ш.-Б., 1.1.3)
«О искушенные познаниями люди, вкусите же “Шримад-Бхагаватам” – зрелый плод древа желаний ведической литературы. Он изошел из уст Шри Шукадевы Госвами, отчего стал еще вкуснее, хотя его нектарный сок и прежде приносил наслаждение всем, включая и освобожденные души».
Если вкушать эту трансцендентную расу, этот нектар, то не появится желание мирской расы. Со всеми пристрастиями к джада-расе будет покончено. Все, кто серьезно следует Экадаши, никогда не будут обеспокоены. Они не побегут ни за какой мирской расой, поскольку им отвратителен ее вкус (что говорить о том, чтобы еще и пить ее?). У них никогда не будет жадного стремления к тан матре: шабде (звуку), спарше (чувству осязания), рупе (форме), расе (вкусу) и гандхе (запаху). Но без общения с преданными, которые находятся в линии Шукадева Госвами, и без соблюдения правил, составленных риши и махариши, невозможно ничего достичь.
сваямбхур нарадах шамбхух
кумарах капило манух
прахладо джанако бхишмо
балир ваиясакир ваям
(Ш.-Б., 6.3.20)
[Ямарадж произносит:] “Истинный закон религии знают Господь Брахма, Бхагаван Нарада, Господь Шива, четверо Кумаров, Господь Капила [сын Девахути], Сваямбхува Ману, Махараджа Прахлада, Махарадж Джанака, Бхишма, Махарадж Бали, Шукадева Госвами и я”.
Прахлада на протяжении шестидесяти тысяч лет непрерывно пил эту расу, поэтому у него не было желаний. Брахма, Нарада, Шива, Четыре Кумара, Капила, Сваямбхува Ману, Прахлада, Джанака, Бхишма, Бали, Шукадева и Яма очень удачливы. Двенадцать махаджан всегда пьют эту расу. Поэтому в Экадаши все должны пить только расу кришна-катхи. Это будет благом для нас. Без хари-катхи, хари-киртана и хари-бхаджана Экадаши не будет полноценным – это будет скорее Двадаши или Трайодаши, и тогда в сердце войдут посторонние желания. Наша врата должна соответствовать тому, что установил Кришна.
эвам-вратах сва прия-нама-киртья
джатанураго друта-читта уччаих
хасатй атхо родити раути гаятй
унмадаван нритьяти лока-бахьях
(Ш.-Б., 11.2.40)
[При воспевании святого имени Верховного Господа в сердце преданного пробуждается любовь к Богу. Он утверждается в непрерывном преданном служении в положении вечного слуги Господа и постепенно развивает привязанность к определенному имени и форме Верховной Личности Бога. Когда сердце такого преданного тает от экстатической любви к Господу, он то плачет, то громко смеется. Иногда преданный поет и танцует, как обезумевший, не обращая внимания на окружающих.]
Какой должна быть врата? Она должна основываться на прия-нама-киртье – пении святых имен Господа. Пообещайте, что с сегодняшнего дня вы будете непрерывно воспевать святые имена Бога. Вы должны всегда слушать прославления Господа. Но если вы не занимаете чувства в служении Богу и не даете им хари-расу, враджа-расу и бхакти-расу, это легкомыслие приведет к тому, что вы все потеряете.
Как мы знаем, Бхишма Питамаха следовал Экадаши на протяжении всей своей жизни. Он лежал на постели из стрел, ожидая встречи с Кришной и Его преданными. В таком положении он провел не один-два дня, а много дней. В то время многие воины приходили к нему, предлагали пищу и кров, но Бхишма отвергал все подношения.
Немного позже Кришна и Пандавы пришли, чтобы получить его даршан и наставления. Арджуна выпустил стрелу в землю, и из нее стала бить ключом вода Ганги. Испив ее, Бхишма больше ни о чем не просил.
Когда Бхишма говорил с Пандавами, Кришна стоял рядом и слушал его слова. Дав наставления Пандавам и увидев Господа своего сердца, Бхишма покинул этот мир.
Но перед этим Драупади спросила Бхишму: «Где же были твои знания, когда Дурьодхана и его союзники пытались раздеть меня на царском собрании? Почему ты тогда не дал им советы?»
вишайира анна кхаиле малина хая мана
малина мана хаиле, нахе кришнера смарана
(Ч.-ч., Антья, 6.279)
«Пища, приготовленная материалистом, оскверняет ум того, кто ее ест. Если ум осквернен, человек не способен помнить Кришну».
Бхишма ответил: «Я ел пищу, приготовленную вишаями, поэтому мой ум осквернился – он стал неуправляемым. Что я мог поделать? Но теперь я не ем то, что мне предлагают вишаи. Из моего тела полностью вытекла вся кровь, не осталось ни капли. Кроме того, я полностью постился: в течение многих дней я не принимал ни крошки. Мое тело совершенно высохло и очистилось».
Люди питаются подобно животным: кладут в рот все, что можно, думая: «Я съем и переварю». Но из-за зерновых разум таких людей будет повержен, а ум станет беспокойным. Употребление не предложенных Господу продуктов сделает чувства неуправляемыми. Поэтому не следует принимать пищу из зерновых, которая не была предложена. Но вы можете сказать: «Я принимаю только маха-прасад!» Но готовили ли вы для удовольствия Господа? Нет. Вы делали это для себя.
В храме Джаганнатхи каждую рисинку готовят, чтобы доставить удовольствие Джаганнатхе. Если бхогу по какой-то причине не предложат Ему, то выроют яму и выбросят туда всю еду или же выкинут ее в океан, но не дадут эту пищу никому, поскольку употребление еды, не предложенной Джаганнатхе, равносильно принятию яда. Они [служители храма Джаганнатхи] смело говорят об этом. Но большинство людей не боятся принимать не предложенную Господу пищу (бхогу). Люди все используют для собственного удовольствия: будь то мыло, отель, автомобиль, поезд или самолет. Чувства, контролируемые Кришной, никогда не будут стремиться к объектам чувственного наслаждения. Язык никогда не будет искать вкусную пищу. Если обуздать ненасытный язык, то и все чувства будут подчинены человеку.
В Бхаими Экадаши Пандавы по указанию Кришны и Бхишмы Питамахи соблюдали Экадаши. Существует Экадаши, называемый Пандава Нирджала Экадаши (он приходит в мае-июне). Но сейчас, в месяц Магха, сведущие личности пришли в Праяградж. Они провели там большую ягью и киртан. В том месте проявился Сам Кришна и заговорил с ними: «Сегодня, в Бхаими Экадаши, нужно поклоняться Вени-Мадхаве, и нужно остаться с Ним. Тогда чувства человека никогда не будут его врагами».
По милости Кришны Пандавы выбрались невредимыми из горящего смоляного дворца. Кауравы часто обращались с ними несправедливо, но, несмотря на то, что Пандавы также были кшатриями (воинами), они терпеливо сносили несправедливость по отношению к себе. Они никогда не призывали к войне со своими двоюродными братьями, наоборот, всегда проявляли терпение и снисходительность. Однако позже царица Кунти приказала своим сыновьям сражаться, чтобы отвоевать царство и восстановить поруганную честь. Сделала ли она это из-за Драупади? Нет. Она сделала это ради дхармы.
Кунти сказала своим сыновьям: «Вы следуете дхарме, а Кауравы пренебрегают ею. Они – сторонники адхармы».
На стороне дхармы пребывает вся сила, а на стороне адхармы нет ничего. Поэтому дхарма одерживает верх над адхармой. В великой битве Махабхарата победила праведность. Поэтому сегодня в Праяградже перед Вени-Мадхавой декламируют различные Пураны. Когда Пандавы начали соблюдать Экадаши, Притхиви-деви была очень счастлива.
В Праяградже проявились Ганга-деви, Сарасвати-деви и Ямуна-деви.
Ганга-деви пообещала: «Я очищу все души, принимающие омовение в моих водах, от скверны, подобно тому, как мать отмывает своих запачкавшихся детей».
«Я наделю разумностью, – объявила Сарасвати. – Я дам полезные наставления всем, кто совершит омовение в моих водах. Такие люди никогда не будут встревожены неуместными и вредными советами».
Ямуна-деви воскликнула: «Всем, кто омоется в моих водах, я дам према-бхакти и враджа-прему!»
Так в Праяградже образовалось место слияния трех святых рек – Тривени-сангам.
Экадаши-деви также проявилась там. «По желанию Кришны я буду бескорыстно помогать всем душам», – сказала она.
Все эти божественные личности проявились и одарили своим даршаном всех присутствующих. В своей жизни мы должны серьезно следовать Экадаши, тогда эта врата будет нам во благо. В противном случае чего мы достигнем, если будем лишь спать и есть в Экадаши? Можно ли обрести трансцендентный плод, не слушая хари-катху и не повторяя харинаму? Чего мы достигнем, пренебрегая правилами и предписаниями Бхакти-деви? Харибол станет звучать как «хОррибл» (с англ. horrible – «ужасный»). Все смешается и будет потеряно.
В шастрах говорится, что у каждого Экадаши свое имя и своя слава. Каждый Экадаши приносит особое благо живым существам и каждое явление Экадаши-деви на протяжении года имеет свои цели. Она приходит по желанию Господа, предоставляет все возможные виды помощи и дает бесценные наставления для духовного благополучия обусловленных душ. По желанию Господа она избавляет их от оскорблений и наделяет достойными качествами для обретения бхакти-премы.
Гаура Премананде! Хари Харибол!