31 мая 1996 года, Лестер, Англия

Уддхаве нечего ответить

Шрила Гурудев: Вчера на вечерней программе я рассказывал о многих важных играх и принципах. Возможно, англоязычные преданные не смогли ничего уловить, и мою речь понимали только преданные, говорящие на хинди. Навадвипа Прабху может пересказать то, о чем я говорил. Все преданные, которые находятся здесь, должны знать о славе харинамы. Сейчас я продолжу вчерашнюю утреннюю лекцию о диалоге Уддхавы с гопи.

Встретившись с Уддхавой в Уддхава-кьяри месте неподалеку от Нандагаона, гопи обратились к нему: «Мы знаем, что ты очень дорог Кришне. Ты Его посланник, поэтому тебе наверняка известно, что у Него на сердце. Мы хотим задать тебе несколько вопросов. Наша любовь к Кришне была очень чистой и бескорыстной. Аньябхилашита шуньям любя Кришну, мы не хотели ничего получить взамен, и любовь Кришны к нам была такой же. Но если наши чувства были столь чисты, то почему же любовь ушла? Разве может чистая любовь, лишенная всякой корысти, разрушиться? Это невозможно! Ответь же нам, почему это произошло?»

Уддхава опустил глаза, он не мог ответить на подобный вопрос. Если Сам Кришна не в силах ответить на вопросы гопи, куда уж его матхурскому другу до Него… Прежде Уддхава гордился своими познаниями, но теперь, находясь в обществе гопи, он понял: «Я недостоин даже поступить в школу гопи!» 

«О, ты не можешь дать нам ответ? продолжали гопи. Тогда мы кое-что объясним. Есть два вида любви чистая и оскверненная. Любовь с корыстными мотивами нечиста. Так похотливый мужчина бежит за любой красавицей, но, вдоволь насладившись ею, в итоге бросает ее. И никогда больше  к ней не возвращается. Это корыстная любовь. Такой ловелас сродни этому темнокожему юноше из Матхуры». 

Гопи не хотели произносить имя Кришны, а потому называли Его темнокожим юношей. Они сказали: «Мадху, мед, сводит шмелей с ума. Они перелетают с одного цветка на другой и никогда не возвращаются к предыдущим цветам. Так и мы для этого черного юноши были словно цветы: вкусив наш нектар, Он уехал в Матхуру и не вернулся… Теперь Он настолько обезумел, что не может понять вкус цветка: сладкий ли он, или горький. Он не может больше оценить красоту цветка. Он отправился испробовать нектар “кривого” цветка Матхуры, Кубджи. Кришне невдомек, любит ли Кубджа Его или нет, ищет ли она выгоду от общения с Ним или нет. Мы не стремились что-либо получить от Него, но она преследовала свои интересы, общаясь с Кришной. Так что эту любовь нельзя назвать чистой».

Блудницы обирают до нитки ками-пурушу, похотливого мужчину, и тот становится уличным попрошайкой. Отвергнув его, эти продажные женщины никогда даже не посмотрят на него. Их любовь ненастоящая. Когда царь теряет свое царство и власть, все поданные отказываются от него. Они перестают уважительно относиться к нему. Однако стоит ему снова взять бразды правления царством в свои руки, как поданные вновь станут выражать ему почтение. Или, например, ученики всему обучаются в доме гуру, но, вернувшись к себе, больше не вспоминают учителя и не заботятся о нем. Их ничто не связывает, потому что они получили от гуру желаемое.

Тех, кто во время огненного жертвоприношения со словами «сваха, сваха» бросает подношения в огонь, называют ритвиками. Они все для вас сделают, вот только одним глазом они следят за ягьей, а другим за вашим кошельком. Получив свое денежное вознаграждение, они сразу же уйдут: «Мне некогда, мои мальчики хотят кушать. Они нуждаются во мне». Они только и ждут, когда вы дадите им дакшину (пожертвование). Они готовы ждать часами. Но, получив свою дакшину, лакшми, они уйдут. 

В Индии живет много нищих. В западных странах сейчас их тоже много. Один-два доллара их не удовлетворят они хотят миллионы долларов. Получив приличное пожертвование, они тут же прыгнут в свою машину и умчатся. Понимаете?

Если дерево имеет пышную крону и много плодов, то на его ветви обязательно слетится много птиц. Но если дерево высохнет, останется без листьев и фруктов, то птицы укроются в тени другого дерева, и на нем будут клевать плоды. То есть любовь птиц к дереву не была чистой, поэтому они и улетели. Другой пример. В хорошем лесу живет множество оленей. Когда олени увидят, что в лесу начался пожар, они тут же побегут в другое место. 

Человек в порыве страсти будет клясться своей возлюбленной: «Ты моя жизнь и душа. Я никогда тебя не оставлю». Но когда их страсть…

Преданный: Будет удовлетворена?

Шрила Гурудева: Нет, не удовлетворена. Огонь вожделения невозможно потушить даже за сотни тысяч жизней. Чуть мужчина удовлетворит свою страсть, он больше не вернется к той, кого любил. Ему будет все равно, жива она или нет. 

Итак, гопи спросили: «Уддхава, ты можешь нам сказать, к какому типу возлюбленных относится твой друг? Чиста ли Его любовь к нам, или же Он сродни тем, кого мы только что описали?»

Уддхава так взволновался, что не смог ничего ответить. Он почесал голову.

– Уддхава, ты не можешь ответить. Возвращайся к своему Господину. Он знает много хитростей; Он может обмануть любого. Иди к Нему и спроси, каков ответ.

«Если я пойду к Кришне, то что скажу Ему? подумал Уддхава. Мне кажется, Он Сам не знает ответа, потому что, если бы Он был в состоянии ответить, тогда Он дал бы мне напутствия, но Он промолчал».

А знаешь ли ты, Уддхава, что мы отказались от богатства, хорошей репутации и оставили ведическую дхарму? продолжали гопи. Мы оставили мужей и всякую стыдливость. 

Для женщин нет ничего ценнее этого качества. Они предпочтут расстаться с жизнью, чем со своей честью. 

В те времена было совершенно иное понятие женской чести. В современном мире все стало по-другому. Я слышал, что в Лондоне многие женщины раздеваются и обнаженными несут лозунги. Не об этом речь. 

Преданный: Демонстрация.

Шрила Гурудев: Да, демонстрация. Они [современные женщины] могут делать что угодно, но в индийской, ведической, культуре женщины скорее расстанутся с жизнью, чем лишатся чести. Когда мусульманский царь захватил некоторые области в Индии, он хотел присвоить себе также и всех раджа-кумари, принцесс. Однако не желая отдаться в руки иноверцу, принцессы развели большой огонь и прыгнули в него. Такова ведическая культура.

Гопи сказали: «Мы оставили даже свою честь. Мы все оставили ради Кришны! Он уверял нас: “Я в точности такой же, как и вы”, но в итоге Кришна уехал в Матхуру, оставив нас всех… Уддхава, можешь ли ты дать нам ответ? Отправляйся и спроси этого черного юношу».

Шмель, ты ничего не знаешь о Кришне!

Bhramara-gita1Шримати Радхика не замечала Уддхаву она видела только черного шмеля, и обращалась к нему как к посланнику Кришны: «О посланник, сейчас же улетай, не медли. Если Кришна может уехать и забыть нас, то почему мы не способны забыть Его? Мы тоже можем это сделать». На самом деле гопи, хотя и говорят таким образом, не могут этого сделать. «Если Кришна в состоянии забыть нас, мы также можем забыть Его. Мы не переживаем за этого юношу с темным цветом тела».

 

сакрид адхара-судхам свам мохиним паяйитва

суманаса ива садьяс татьядже ‘сман бхавадрик

паричарати катхам тат-пада-падмам ну падма

хй апи бата хрита-чета хй уттамах-шлока-джалпаих

(Шримад-Бхагаватам, 10.47.13)

 

Шримати Радхика продолжала: «Мы знаем, что этот черный юноша подобен шмелю. Шмель пробует мед, перелетая с одного цветка на другой. Кришна такой же.  Он лишь однажды испил нектар наших губ, нашу адхара-расу, и обезумел. В общем, возвращайся к своему господину. Мы все поняли. Он говорит много сладких слов, но эти слова остаются лишь словами… Теперь мы поумнели. Больше мы не пойдем с Ним на компромисс. Хватит с нас компромиссов!»

Шмель слушал слова Шримати Радхики и продолжал жужжать. Шримати Радхика сказала ему: «О, да. Я знаю, что ты собираешься рассказать. Но ты не можешь так говорить. Ты говоришь: “Кришна Уттама-шлока. Он такой изумительный и чистый. Брахма, Шанкара и все остальные возносят Ему молитвы. Лакшми-деви хочет всегда служить Кришне”».

Почему Ты оскорбляешь Кришну? Не надо ругать Его, Кришна так чист, наконец произнес шмель. 

Ты ничего не знаешь о Кришне! Но мы знакомы с Ним еще с детства. Мы знаем о Нем все. Не льсти нам и не пытайся прославлять Кришну. Нам известна природа этого темнокожего юноши. Может быть, ты скажешь: “Положение Лакшми, супруги Нараяны, так чисто и возвышенно. Она целомудренна. Почему Ты отвергаешь Кришну, в то время как Она любит Кришну и служит Ему? Это нехорошо”. О, это ли ты пытаешься сказать? Тогда выслушай Мой ответ.

Лакшми настолько наивна! У Нее нет разума, она даже не подозревает, какой Кришна на самом деле. Она слышала о Его славе от муни и риши, но не от нас. Мы же хотим сказать ей, что знаем этого темнокожего юношу и потому не верим Ему. Он сладко говорит, но не более того. Этими сладкими речами Кришна способен обмануть Лакшми, и Она может довериться Ему.

[Звук прерывается]

Шримати Радхика говорит о Раме и Ваманадеве

Шрила Гурудев: Шримати Радхика обратилась к шмелю: «О, перестань! Я поняла, что ты хочешь сказать. Ты недоумеваешь, почему мы ругаем твоего покровителя, такого чистого и лишенного недостатков. Мы понимаем твои переживания. Однако факт остается фактом. Ты не знаешь, но мы слышали от Йогамайи Паурнамаси и Гаргачарьи, что этот темнокожий юноша жил и в Трета-югу. Это сейчас Он убивает всех Своей флейтой, но раньше, в Трета-югу, Он убивал с помощью лука и стрел. Вот и вся разница. Он и тогда был черным! [Звук прерывается] Он отправился в лес, чтобы выполнить указание отца. Он пошел туда со Своими любимыми женой и братом Ситой и Лакшманом, взяв с Собой лук и стрелы. Его волосы, украшенные несколькими цветами, были спутанными, а не кудрявыми, как у Кришны. Если бы Он был истинным садху, то почему носил с собой лук и стрелы? Он должен был оставить их в Айодхье. Но Он этого не сделал. Он только принял облик садху, а таковым на самом деле не являлся. Будь Он садху, то не убил бы Бали».

Вы знаете, кто такой Бали? Бали был обезьяной. Бали и Сугрива были братьями: Бали был старшим, а Сугрива младшим. Бали присвоил себе жену младшего брата и сделал ее своей женой. 

«Верни мою жену!» потребовал Сугрива.

«Можешь забрать ее силой», парировал Бали. 

Они вступили в схватку, и Сугрива был повержен. Бали предупредил его: «Только появись мне еще на глаза, и  я тебя уничтожу». Сугрива боялся своего брата. Позже он подружился с Рамой. Они провели ягью и поклялись быть друзьями вечно. Они договорились помогать друг другу: Рама должен был вернуть жену Сугриве, а Сугрива помочь Раме вернуть Ситу, похищенную Раваной. Итак, они подружились. Когда Сугрива и Бали снова вышли сражаться, Рама выпустил стрелу в спину Бали, и тот умер.

Почему Он это сделал? Бали был обезьяной, и на место обезьяны никто не станет претендовать. Перед смертью Бали задал этот вопрос Раме: «Почему ты выстрелил в меня? Сказал бы мне, и я привел бы Ситу с Раваной к Твоим лотосным стопам. Сугриве такое не под силу».

Шримати Радхика обратилась к шмелю: «Рама был Джитендрией. Он заявил, что способен держать свои чувства под контролем. Почему же Он отрезал Шурпанакхе нос и уши? Зачем? Я отвечу.

Рама на самом деле не был Джитендрией Он не мог обуздать Свои чувства. Он обезобразил Шурпанакху, потому что был во власти Ситы. Шурпанакхе Он отрезал нос и уши, чтобы она не смогла выйти замуж. Изуродованная, она никогда не нашла бы себе жениха! Как же Он был жесток… Почему Он это сделал? Объяснил бы ей по-человечески: “Я женат. Лакшман тоже женат. Поэтому поищи себе другого мужа. Мы не можем взять еще одну жену”. Зачем было отрезать ей нос и уши? Как же Он бессердечен! Мы даже не знаем, кто из Них более жесток оба хороши. 

Я знаю еще одну очень черную личность по имени Ваманадев. Он также был необычайно жестоким, да еще и обманщиком. 

Под видом нищего Он отправился к Бали Махараджу и сказал: “Я хочу у тебя кое-что попросить”. Он предстал перед ним как истинный джентльмен, и Бали Махарадж выразил Ему большое почтение. Он почтительно спросил Его: “Что Ты хочешь?”

Твой отец так охотно раздавал пожертвования, произнес Ваманадев. Он обладал многими достоинствами. 

Он начал льстить царю, чтобы получить от него желаемое.

Скажи, чего Ты хочешь,  – повторил Махарадж Бали.

Я брахмачари, сын брахмана. Мне нужно только три шага земли, ответил Ваманадев.

Услышав это, царь рассмеялся. “Что Ты будешь делать с тремя шагами земли? Я могу дать Тебе сотни акров, и даже подарить бОльшую часть моего царства. Одно Твое слово и я найду для Тебя жену-красавицу. Я дам Тебе все, что хочешь. Если Ты хочешь в рай, я могу и это устроить”.

Ваманадев ответил: “Я простой брахман, довольствуюсь малым. Мне нужно совсем немного для поддержания жизни. Я построю Себе маленькую хижину и буду там петь: ‘Рама Рама, Кришна Кришна’. Я ничего не хочу. Брахман не должен быть жадным, и Я не из таких”.

Позже, однако, стало видно, какой Он жадный. Бали Махарадж пообещал дать Ему земли с три шага, как вдруг пришел его гуру, Шукрачарья. Он предупредил царя: “Он все у тебя отнимет, не надо Ему ничего давать”.

Бали Махарадж стоял на своем: “Я обещал, поэтому должен пожертвовать”.

Когда Ваманадев начал отмерять три шага земли, то Его тело настолько увеличилось в размерах, что ступни стояли на земле, а голова доставала до райских планет. Первым шагом Он пересек всю поверхность Земли, а  вторым все четырнадцать планетарных систем, от Паталалоки до Брахмалоки. Затем Он спросил Бали: “Куда Мне сделать третий шаг?”

Махарадж Бали отличался сообразительностью. Он сразу среагировал: “Помести Свои стопы мне на голову. Я отдаю себя Тебе”. И Ваманадев сделал это. Потом Он связал Бали Махараджа, и царь повалился на землю. Он как вОрон. ВОрон тоже черный. Эти птицы крадут из корзин, которые женщины несут на голове. Они знают, что женщина не сможет их прогнать, и пользуются этим. Порой вОроны что-то берут и клюют женщину. Поэтому мы не можем идти на компромисс с Ним. А ты теперь отправляйся к своему господину».

Вот такой состоялся диалог.

Как развить любовь к Вриндавану

Завтра я буду говорить больше. Я рассказал совсем немного, только чтобы разжечь в вас жажду слушать еще и еще. Это поможет вам развить привязанность к Кришне. Без этой хари-катхи мы не сможем развиваться. Во-первых, мы должны знать о славе Враджа, Вриндавана. Что такое Вриндаван? В чем заключается слава сакхов  – Субала, Шридамы, Мадхумангала? Какова слава Нанды и Яшода-маийи? Они гораздо возвышеннее, чем Деваки и Васудева. Какова слава всех гопи, которые подчинили себе Кришну? Какова природа их нежной любви? Вы должны стремиться обрести эту любовь.

Как нам полюбить Кришну так же, как они? Шри Чайтанья Махапрабху сказал, что в этом состоит цель нашей жизни.

Следовательно, мы должны попытаться узнать, что такое любовь, бхакти, садхана-бхакти и према-бхакти, и согласно своему уровню прогрессировать. Прежде всего нужно прочитать «Упадешамриту» Шрилы Рупы Госвами, потом «Манах-шикшу» Шрилы Рагхунатхи даса Госвами, после этого «Шикшаштаку» – стихи, произнесенные Самим Шри Чайтаньей Махапрабху. Затем нам следует прочитать «Джайва-дхарму» Шрилы Бхактивиноды Тхакура и «Чайтанья-чаритамриту». Если вы не можете прочитать эти книги, тогда изучите «Бхакти-расамрита-синдху-бинду» и все книги Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, и после этого снова попробуйте приблизиться к «Чайтанья-чаритамрите». 

Через призму «Чайтаньи-чаритамриты» вы можете слушать «Шримад-Бхагаватам» от любого истинного гуру. Начните с Первой Песни и читайте до Девятой Песни, а затем переходите к Одиннадцатой Песни – тогда вы поймете, как получить все эти реализации. Затем войдите в балья-лилу, пауганда-лилу и кишора-лилу Кришны. Эти игры соответствуют детству, отрочеству и юности Кришны. Не пытайтесь запрыгнуть на верхушку дерева за плодами. Начинайте с корней и постепенно взбирайтесь на дерево. Без этого процесса вы не сможете развиваться в бхакти. Попытайтесь понять все эти принципы. Мы можем узнать о них от истинных Вайшнавов из линии Шри Чайтаньи Махапрабху и, особенно, из линии Рупы и Рагхунатхи. Тогда к нам может прийти духовная жажда, что обеспечит прогресс в бхакти.

Если вы не обладаете нужными качествами, то старайтесь следовать вайдхи-бхакти. По беспричинной милости Вайшнавов мы можем обрести према-бхакти. Или по беспричинной милости Кришны у нас появится истинный гуру и общение с Вайшнавами. Тогда-то мы действительно сможем развить любовь к Кришне, гопам, гопи и Вриндавану. Никогда не забывайте эту шлоку:

 

арадхьо бхагаван враджеша-танаяс-тад-дхама вриндаванам 

рамья качид-упасана враджа-вадху варгена йа калпита 

шримад-бхагаватам праманам амалам према пумартхо махан 

шри-чайтанья махапрабхор матам идам татрадаро нах парах 

(Чайтанья-манджуша, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур)   

 

[Высшим объектом поклонения является Шри Кришна, сын Нанды Махараджа. Шри Вриндавана-дхама – это Его трансцендентная обитель, столь же почитаемая, как и Сам Господь. Самый лучший способ поклонения Кришне – тот, которым Ему поклонялись девушки-пастушки Враджа, и «Шримад-Бхагаватам» наиболее авторитетно доказывает это. Наивысшей целью жизни является кришна-према. Таково учение Шри Чайтаньи Махапрабху, и нет ничего превыше этого.]

 

Гаура Премананде! Харибол!

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить