10 июня 2001 года, утро, Голландия
Я хочу вам кое-что объяснить, чтобы вы были очень осторожными. Мне задают вопросы о книгах, опубликованных различными бабаджи Враджа. Они принимают Шри Чайтанью Махапрабху, Шри Нитьянанду Прабху и Божественную Чету Шри Шри Радху-Кришну. Эти бабаджи не написали своих собственных книг. Они пользуются только такими книгами, как «Става-мала» Шрилы Рупы Госвами, «Стававали» и «Вилапа-кусуманджали» Шрилы Рагхунатхи даса Госвами, «Радха-раса-судханидхи» Шри Прабходананды Сарасвати и другими книгами Госвами. Они берут объяснения наших Госвами и просто переводят их с санскрита на бенгальский язык. Все вроде выглядит нормально. Однако вы должны знать недостатки этих бабаджи и быть очень осторожными. Вы должны записать обо всех их ошибках в тетради своего сердца.
Во-первых, они не принимают тот факт, что Гаудия-вайшнава-сампрадая является одной из ветвей Брахма-мадхвa-сампрадаи, хотя этот факт был очень ясно объяснен Шри Кави Карнапуром, Шрилой Дживой Госвами и затем Шри Баладевой Видьябхушаной Прабху. Это также было разъяснено Шрилой Бхактивинодой Тхакуром, Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром, моим Гурудевом – Шрилой Бхакти Прагьяной Кешавой Госвами Махараджем, а также Шрилой Бхактиведантой Свами Махараджем.
Во-вторых, они думают, что Шри Прабходананда Сарасвати и Пракашананда Сарасвати – одна и та же личность, хотя между ними так много различий. Этого просто не может быть. Разве может человек, принадлежащий к Рамануджа-сампрадае, опуститься до того, чтобы стать майявади, как Пракашананда Сарасвати, а потом снова стать Прабходанандой Сарасвати, который был настолько возвышенным, что стал гуру Шрилы Гопалы Бхатты Госвами? Даже сама эта мысль уже абсурдна. Прабходананда Сарасвати и Пракашананда Сарасвати были современниками. Будет ли один и тот же человек ходить взад-вперёд, сначала в качестве вайшнава в Южной Индии, затем как майявади, после этого снова становясь вайшнавом во Вриндаване, и затем снова майявади? Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур очень четко написал об этом, и великие историки и ученые-исследователи также отвергли идею, что это одна и та же личность.
В-третьих, они не оказывают должного почтения Шри Дживе Госвами – и в этом их очень серьезная ошибка. Это жизненно важный момент. Они говорят, что Джива Госвами – сторонник свакия—бхавы, что он никогда не поддерживал паракия-бхаву и что он против нее. Они говорят, что в его комментариях к «Шримад-Бхагаватам» и «Брахма-самхите», а также в его собственных книгах, таких как «Гопала-чампу» и особенно «Удджвала-ниламани-тика», он писал против паракия-бхавы. В этом их величайшая ошибка. Мы категорически не согласны с их утверждениями.
Шрила Джива Госвами был рупанугой, истинным последователем Шрилы Рупы Госвами и Шри Рупы Манджари. Тем не менее некоторым преданным-новичкам, которые были недостаточно квалифицированы в то время и не знали, что такое паракия-бхава (таких очень много даже во Врадже), казалось, что он отдавал предпочтение свакия-бхаве. Чтобы некоторые его последователи могли хотя бы начать следовать видхи-маргу (пути поклонения Господу согласно правилам и предписаниям «Нарада-панчаратры»), Джива Госвами писал так, как будто он был сторонником свакия-расы. Он хотел, чтобы посредством этого они стали более квалифицированными, и тогда уже смогли прийти к настроению паракии. Для тех же, кто квалифицирован, он писал, что паракия-бхава существует во Врадже, а свакия-бхава – в Двараке. Он очень ясно написал об этом, а также и сам принял это.
Он никогда не смог бы пойти против учения Шрилы Рупы Госвами, Шрилы Санатаны Госвами и Шри Чайтаньи Махапрабху. Никогда в жизни он не мог бы так поступить. Он был последователем той же изначальной идеи паракии—бхавы, что и Рупа Госвами. Для некоторых неквалифицированных личностей он писал по-другому, но бабаджи Враджа всё равно не могут этого понять. Они полны невежества. Бабаджи выступили против Шрилы Дживы Госвами и приняли сторону Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, хотя в действительности между Дживой Госвами и Вишванатхой Чакраварти Тхакуром нет никаких разногласий. Все, что написано Дживой Госвами для блага тех неквалифицированных последователей, соответствует таттва-сиддханте, установленным философским истинам. Он писал, что согласно таттве, гопи являются кришна—свакия.
ананда-чинмая-раса-пратибхавитабхис
табхир йа эва ниджа-рупатая калабхих
голока эва нивасати аткхилатма-бхуто
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
(Брахма-самхита, 5. 37)
«Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, пребывающему в Своей обители Голоке вместе со Шри Радхой, воплощением Его энергии наслаждения и обладающей такой же духовной формой, как и Он. Она – олицетворение вечного блаженства духовной расы и в совершенстве владеет всеми видами искусства. Их сопровождают Ее близкие спутницы (сакхи) – экспансии Ее духовной формы, исполненные всеблаженной духовной расы».
Ниджа-рупатая калабхих. Гопи являются энергией Кришны. С точки зрения таттва-сиддханты они не могут быть паракия. Они обладают той же природой, что и Кришна. Они – Его энергия. Они также не являются женами каких-либо гопов, пастухов Вриндавана. Все они – возлюбленные Кришны и неотличны от Него. Таким образом, с точки зрения таттвы они свакия (сва означает «собственный», а кия означает сампатти – «богатство»). Это значит, что они принадлежат Кришне, это Его собственность, Его энергия. Вишванатха Чакраварти Тхакур писал с точки зрения раса-сиддханты, или раса-таттвы. В раса-таттве Йогамайя так все устроила, что и гопи, и Кришна думают, что гопи замужем за другими гопами, и поэтому у них с Кришной отношения возлюбленных. Без этого не было бы вообще никакой расы[1].
Шрила Рупа Госвами объяснил все эти понятия – в особенности в «Удджвала-ниламани», а также в других своих книгах. Гопи действительно принадлежат Кришне, являются Его энергией, но для расы говорится, что они – паракия.
Что такое паракия? Есть два принципа: атма-раса и пара-раса, или эка-раса и анека-раса. Кришна является эка-расой, или атма-расой,то есть одной расой. Иными словами, Он – полное воплощение расы. Он – атмарама и аптакама. Он всегда самодостаточен и самоудовлетворен. Он не нуждается ни в чём и ни в ком, чтобы быть счастливым. Гопи – это Его собственная энергия.
Шакти-шактиматайор-абхеда. Шакти (энергия) и шактиман (обладатель этой энергии, или силы) – едины. Они идентичны. Тем не менее, хотя Кришна и обладает этим качеством, Он также является и пара-расой. Пара-раса означает, что гопи – вайшистея, то есть они тоже имеют свою особенность, которая делает их отличными от Кришны. Хотя они являются частью Кришны и едины с Ним, их особенностью является то, что они служат Ему в настроении расы. Кришна является наслаждающимся, а они – средоточием или обителью любви и привязанности. Кришна хочет почувствовать их настроение. Анека-раса или пара-раса – это раса гопи, и Кришна хочет вкусить эту расу во всем ее разнообразии. Эта раса проявлена в форме паракия-расы – именно в этом и ни в чем другом смысл паракия-расы. Это философское понимание очень высокого уровня, и Шрила Бхактивинода Тхакур объяснил все эти истины.
Таким образом, мнение Дживы Госвами неотлично от мнения Рупы Госвами. Их мнения совершенно одинаковы. Вишванатха Чакраварти Тхакур доказал, что Джива Госвами был в паракия-бхаве и что он принял «Шримад-Бхагаватам» и « Удджвала-ниламани»[2]. Я написал обо всем этом в моей книге «Прабандха-панчакам» («Пять важнейших эссе»)[3]. Вы должны постараться в полной мере разобраться в этих вещах.
Бабаджи говорят, что мы не относимся к ветви, идущей от линии Мадхвачарьи. Они утверждают, что взгляды Мадхвачарьи и Гаудия-вайшнавов различны. Но это совершенно неверно. Есть так много общих черт, присущих как Гаудия-вайшнавам, так и преемственности Мадхавачарьи.
Также они говорят, что, так как Чайтанья Махапрабху принял санньясу у майявади Кешавы Бхарати, Он Сам должен был быть майявади. Мы с этим не согласны. Истинным гуру Махапрабху был Ишвара Пурипад. От Кешавы Бхарати он только принял вешу, одежды санньяси, и в этом нет ничего плохого. Мадхавачарья сделал то же самое, так же как и Рамануджачарья[4]. Санньяса может быть принята таким образом[5].
Тем не менее гопала-мантру и другие мантры Махапрабху получил от Ишвары Пурипада. Все: Шрила Бхактивинода Тхакур, Шрила Рупа Госвами и Шрила Джива Госвами, признали тот факт, что Чайтанья Махапрабху не был майявади. Мадхавендра Пурипад также принял санньясу от майявади, но дикша-инициацию он принял в линии Мадхвы, и его гуру был Лакшмипати Тиртха.
Таким образом, мы находимся в одной линии. Есть только небольшая разница в упасана-марге, но понимание таттвы у нас одинаковое. Шри Баладева Видьябхушана Прабху очень четко написал об этом. Кави Карнапур также считал, что мы находимся в Мадхва-сампрадае. Он написал об этом шлоку.
Кроме того, нужно учесть еще один момент. Бабаджи не принимают тот факт, что Шрила Баладева Видьябхушана находится в линии Гаудия Вайшнавов. Они категорически против этого понимания. Но если Баладева Видьябхушана Прабху не входит в нашу Гаудия-сампрадаю, то кто же тогда наш спаситель? Он отправился в Галта Гадди в Джайпуре и разбил доводы вайшнавов Шри-сампрадаи. Он сказал им, что Шримати Радхика должна быть слева от Кришны. Он написал комментарий на «Веданта-сутру» под названием «Говинда-бхашья», и этот комментарий был принят как «Гаудия-бхашья»(комментарий, представляющий Гаудия-сампрадаю).
[Что касается Мадхва-Гаудия-сампрадаи, наши ачарьи приняли «Шримад-Бхагаватам» как естественный комментарий на «Брахма-сутру». Гаудия-сампрадая не составляла какого-либо комментария на «Брахма-сутру», считая, также как и Чайтанья Махапрабху, что «Шримад-Бхагаватам» является естественным комментарием, поскольку он был написан Вьясадевой, изначальным автором «Брахма-сутры». Если автор сделал свой собственный комментарий, то уже нет нужды в каком-либо другом. Это Гаудия-вайшнава-сиддханта.
Тем не менее некоторое время назад в Джайпуре Гаудия-сампрадае был брошен вызов, оспаривающий ее авторитетность, на основании отсутствия у данной преемственности собственного комментария на «Веданта-сутру». Вишванатху Чакраварти Тхакура попросили поехать туда, поскольку он являлся самым старшим ученым-вайшнавом. В то время он жил во Вриндаване и, поскольку был уже в преклонном возрасте, уполномочил Баладеву Видьябхушану: «Ты сделай это. В этом нет нужды, но люди требуют ответа: ”Где ваш комментарий на “Веданта-сутру”?» Поэтому в Джайпуре, под диктовку Говиндаджи, Баладева Видьябхушана написал комментарий к «Брахма-сутре» под названием «Говинда-бхашья». Таким образом, у Брахма-мадхва-гаудия-сампрадаи также появился свой комментарий на «Брахма-сутру», что как раз и требовалось. (Из лекции Шрилы Прабхупады, 30 сентября 1973 г.)]
Если Баладева Видьябхушана Прабху не в нашей сампрадае, то тогда в какой же? Все его комментарии соответствуют линии Шрилы Рупы Госвами и наших Гаудия-вайшнава—ачарий. Если Баладеву Прабху исключить из нашей сампрадаи, всему придет конец. Это очень серьезный момент.
Также эти бабаджи говорят, что те, кто носит шафрановую одежду санньяси, не относятся к линии Гаудия-вайшнавов. У них нет правильного представления. В «Чайтанье-чаритамрите» говорится:
киба випра, киба ньяси, судра кене ная
йеи кришна-таттва-ветта, сеи ‘гуру’ хая
(Ч.-ч., Мадхья-лила, 8.128)
«Если человек ? будь он брахман, санньяси или шудра ? в совершенстве познал истину о Шри Кришне, он является истинным духовным учителем».
Кришнадас Кавираджа Госвами написал: «киба ньяси». Ньяси означает санньяси. Ишвара Пурипад, Мадхавендра Пурипад и все, кто принял отречение в их линии, были санньяси в шафрановой одежде. Очень много спутников Чайтаньи Махапрабху носили шафрановые одежды. Сварупа Дамодара также носил шафрановые одежды. Что же было в этом плохого?
Шафрановая одежда является знаком отречения. Это цвет анураги, привязанности к Кришне. Так как эта окраска цветная, ее используют в своей одежде садхви. Садхви означает замужняя женщина, не вдова. Быть «замужем» – значит относиться к Кришне как к своему возлюбленному. Мы не являемся вдовами, но те, кто носит белые одежды, являются ими.
Откуда слово «бабаджи» пришло в нашу линию? От кого оно пришло? Ишвара Пурипад, Мадхавендра Пурипад, Шри Чайтанья Махапрабху, Нитьянанда Прабху, а после Него Шри Рупа Госвами, Шри Санатана Госвами, Шрила Рагхуната Бхатта Госвами, Шри Джива Госвами, Шри Гопала Бхатта Госвами и Шри Рагхунатха дас Госвами. После них Кришнадас Кавирадж Госвами и Вриндавана дас Тхакур, а затем Нароттама дас Тхакур, Шьямананда Дас, Шриниваса Ачарья и Вишванатха Чакраварти Тхакур. Где упоминается слово «бабаджи»? Разве был кто-нибудь известен как Бабаджи? Откуда пришло это слово? У бабаджи нет на это ответа. Все эти Вайшнавы были парамахамсами, а не бабаджи.
Шри Санатана Госвами не носил шафрановую одежду, потому что относился с большим почтением к шафрановой одежде Шри Чайтаньи Махапрабху. Он думал: «Я не могу быть таким, как Он, я не настолько возвышен». Поэтому из-за глубокого почтения и благоговения сам он носил белую одежду, а перед шафрановой преклонялся.
Во Врадже все враджаваси звали Санатану Госвами «баба». Они называли Санатану Госвами «бара-баба», старший садху, а Рупу Госвами – «чота-баба», младший садху. После них другие в их линии приняли белую одежду; но позже, после времен Вишванатхи Чакраварти Тхакура, они отклонились. Некоторые, такие как Джаганнатха дас Бабаджи, Мадхусудана дас Бабаджи, Гаура Кишора дас Бабаджи, будучи смиренными, приняли имя бабаджи и все так их и называли[6].
[После Шриманa Махапрабху Его лила—парикары (вечные спутники Его игр), такие как Шесть Госвами, Шри Локанатха и Бхугарбха, а позже Шри Кришнадас Кавирадж, Шри Нароттама Тхакур и Шри Вишванатха Чакраварти Тхакур, были по своей природе нишкинчана-парамахамса Вайшнавами. Им не нужно было носить санньяса-вешу, шафрановую одежду.
Во-вторых, Шриман Махапрабху совершал Свою санньяса-лилу, облачившись в шафран. Таким образом, считая себя никчемными, низкими и неквалифицированными, эти махатмы не надевали санньяса-вешу, т.е. шафрановые одежды, желая этим выразить глубокое почтение к веше Шримана Махапрабху, а также для того, чтобы утвердить свою принадлежность к слугам, принявшим прибежище у Его лотосных стоп. С другой стороны, чтобы выразить почтение к нишкинчана-парамахамса-веше спутников Шримана Махапрабху и под их руководством проповедовать Его послание по всему миру, многие акинчана-вайшнавы на пути рагануга-бхаджана, преклоняясь перед парамахамса-вешей, приняли более низкое положение, чем почитаемые ими старшие, надев шафрановую одежду санньяса-ашрама, который находится внутри системы варнашрама-дхармы. Эти оба обычая в высшей степени прекрасны и полностью находятся в соответствии с сиддхантой. Шуддха-хари-бхакти проповедовалось, проповедуется и будет проповедоваться и распространяться по всему миру этими махапурушами, великими, достигшими совершенства святыми, которые носят эту нишкинчана-санньясa-вешу второго типа. (из «Прабандха-панчакам»)]
Когда Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур увидел, что многие бабаджи превратились в лжебабаджи, т.е. стали жить со вдовами, и от этого союза еще и дети появились, он сильно разгневался и сказал: «Мы снова принимаем ту же шафрановую одежду, что и другие, такие как Рамануджачарья, Мадхвачарья, Махапрабху и Ишвара Пурипад!» И потом он проповедовал по всему миру. В то время те из семейных людей, которые были слабохарактерными и не имели положения в обществе, почитали этих ложных бабаджи. Вот почему Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур снова ввел шафрановую одежду и санньясу. Те лживые личности, которые раньше были в Гаудия Матхе, оказались во власти вожделения и потому были изгнаны из Гаудия Матха. Сейчас они стали бабаджи.
Бабаджи особенно критикуют Шрилу Бхактивиноду Тхакура, говоря, что у него не было гуру. Это ложная идея. Шрила Бхактивинода Тхакур проповедовал имя и славу Шри Чайтаньи Махапрабху и Гаудия-вайшнава-сампрадаи всему миру. Он написал сотни книг. И все же бабаджи говорят, что у него не было настоящего гуру и что у Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады тоже не было истинного гуру.
[Садхака может получить бхеку (санньяса-вешу) от любого на тот момент подходящего гуру, а кроме того, когда возникнет подлинная вайрагья (в бхава-бхакти), он может принять бхеку от самого себя. Харидас Тхакур, Шесть Госвами, Локанатха Госвами и другие явили пример такого принятия бхеки. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур таким же образом принял санньяса-вешу после ухода Шрилы Гаура Кишоры даса Бабаджи Махараджа, от которого он получил дикша-мантры. Наэтих примерах мы видим, что такой путь принятия бхеки находится в полном соответствии с шастрами. Шри Рамануджачарья также принял триданди-санньясу от самого себя после ухода его гуру Шрилы Ямуначарьи. (из «Прабандха-панчакам»)]
Вы должны знать, что Шрила Бхактивинода Тхакур был в Бхагават-парампаре Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджа. Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур был в той же линии, что и Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж, Шрила Бхактивинода Тхакур и его гуру Шрила Гаура Кишора дас Бабаджи Махарадж. Все они были в одной линии.
Те, кто в линии бабаджи, говорят, что наш Гуру Махарадж, Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж и даже Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж не находились в настоящей ученической преемственностии и у них нет гуру-парампары. Но на самом деле именно бабаджи – это те, кто не в гуру-парампаре.
Я видел во Франции, как много преданных оставили Шрилу Бхактиведанту Свами Махараджа и стали бабаджи. Они приняли бабаджи—вешу, дор-каупины и т. д. Затем через пару лет они пали вместе с матаджи-бабаджи. Они сошлись с разведенными женщинами. Иначе и быть не могло. Таким образом, те, кто не признает, что Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж, наш Гуру Махарадж – Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада, Шрила Бхактивинода Тхакур и все остальные Вайшнавы высшего класса находятся в линии Гаудия, полностью невежественны. Если вы будете читать их книги, этот яд проникнет в вас.
авайшнава-мукходгирнам
путам хари-катхамритам
шраванам найва картавьям
сарпоччхиштам йатха паях
(«Падма-пурана»)
«Не слушайте ни слова о Кришне от того, кто не является вайшнавом. Молоко, которого коснулась змея, становится ядовитым, и так же ядовиты повествования непреданных о Кришне».
«Вилапа-кусуманджали» Шрилы Рагхунатхи даса Госвами и другие книги, такие как «Кришна- бхаванамрита», «Радха-раса-судханидхи» и «Стававали», – это хорошие книги. Они – амрита, нектар. Однако вы не должны слушать их из уст тех, кто не является вайшнавом, иначе пропитаетесь их ложными идеями и отклонитесь от истинного пути. Будьте очень осторожны в этом отношении.
Другим моментом является бхаджана-пранали. Вместо того, чтобы давать правильный процесс людям, обладающим достаточной квалификацией, эти бабаджи без надлежащего обучения, не разобравшись, квалифицирован человек или нет, дают их собственную версию бхаджана—пранали. Их так называемые ученики не знают, кто такой Кришна и что такое бхаджан. Они незнают ни одного определения бхакти и даже не имеют понятия, как правильно помыться после посещения отхожего места. Они не знают ничего. Что с ними будет?
найтат самачаредж джату
манасапй хи анишварах
винашьятй ачаран маудхьяд
йатха ‘рудро ‘бдхи-джам вишам
( Ш.-Б., 10.33.30)
«Тот, кто не является ишварой, Mогущественным Владыкой, никогда не должен подражать трансцендентным играм Господа даже в уме. Господь Шива выпил образовавшийся при пахтании океана смертельный яд халахала. Если по своей глупости обычный человек выпьет яд, подражая Шиве, он несомненно погубит себя».
Если кто-то, не обладая должной квалификацией, захочет выпить яд, как это сделал Шанкара, он тут же умрет. Сначала станьте Шанкарой, а потом пейте яд. Прежде всего станьте квалифицированными.
Сперва вы должны знать «Шри Упадешамриту» Шрилы Рупы Госвами: «вачо вегам манаса кродха вегам». Также читайте «Шри Манах-шикшу». Сначала изучите таттвы: майа—таттву, джива-таттву и кришна-таттву. Если после этого у вас появится истинная духовная жажда, вы можете читать все вышеупомянутые книги. Иначе, не изучив как следует эти изначальные принципы, вами овладеет вожделение и вы непременно сойдёте с пути бхакти, бросив бхаджану и садхану.
Мы должны читать «Джайва-дхарму». В этой книге Шрила Бхактивинода Тхакур объяснил все идеи Шрилы Рупы Госвами. Сначала следуйте принципу:
тринад апи суничена тарор апи сахишнуна
аманина манадeна киртаниях сада харих
(Ч.-ч., Антья, 20.21)
«Считая себя ничтожнее соломы у всех под ногами, став терпеливее дерева, которое отдает все, что имеет, и ничего не требует взамен, не ожидая почтения к себе и выражая почтение каждому согласно его положению, следует постоянно повторять святое имя Шри Хари».
Это совет Шри Чайтаньи Махапрабху.
йе-рупе ла-иле нама према упаджая
тахара лакшана шуна, сварупа-рама-рая
(Ч.-ч., Антья, 20.20)
«О Сварупа Дамодара Госвами! О Рамананда Рай! Послушайте же от Меня о том, как нужно воспевать Харе Кришна маха-мантру, чтобы очень легко пробудить в себе спящую любовь к Кришне».
Чайтанья Махапрабху Сам дал нам наставление иметь такие качества. Прежде всего постарайтесь развить их в себе, а уже потом читайте эти возвышенные книги. Есть очень много преданных по всему миру, особенно во Франции, которые читают все эти книги. Однако они не знают кришна—таттву или любую другую таттву и у них отсутствует ништха, сильная и непреклонная вера в своего Гурудева. Постепенно они оставляют Шрилу Свами Махараджа, Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура и всю гуру-парампару. Они критикуют эту линию. Поэтому, хотя книги, переведенные этими бабаджи, сами по себе являются авторитетными, мы должны бойкотировать их. Не читайте их. Если вы обладаете теми же качествами, что и хамса (лебедь), и способны отделить молоко от воды, тогда вы можете читать их переводы; в противном случае нет.
Около десяти лет назад я отправился на Враджа-мандала-парикраму с Пуджьяпадом Джанарданой Махараджем. На Радха-кунде мы бросили вызов тамошним бабаджи. Мы обсуждали всё это в течение трех часов, но никто из них не пришел. В своей книге «Прабандха-панчакам» я также бросил им вызов, но никто из них не ответил. Прочитав эту книгу, они хотели привлечь нас к суду, и опять же я бросил им вызов: «Да, давайте встретимся в суде». Но они так ни разу и не пришли. Их адвокаты посоветовали им не идти в суд, так как они наверняка проиграют процесс.
Не привлекайтесь этими сахаджия—бабаджи Враджа. У вас должно быть влечение к нашей гуру-парампаре: Шриле Бхактиведанте Свами Махараджу, Шриле Бхактивинодe Тхакуру, Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру Прабхупаде, Шри Баладеве Видьябхушане, Шриле Дживе Госвами, Шриле Вишванатхе Чакраварти Тхакуру и всем тем, кто состоит в нашей Бхагават-парампаре.
Я пришел сказать вам это только для того, чтобы вы стали бдительными. Не позволяйте сбить себя с толку. Старайтесь быть очень сильными, зная все эти моменты.
[1] Пара означает «величайший», т.е. огромнейшее богатство; а также это означает «другой», т.е. чье-то богатство. Поэтому значения как в таттва-сиддханте, так и в раса-сиддханте, гармонично сочетаются.
[2] В своей собственной «Удджвала-ниламани-тике» Шрила Джива Госвами писал: «Свеччхая ликитам кинчит, атра кинчид пареччхая – что-то я написал по собственному желанию, а что-то по желанию других. Те места в моих книгах, где паракия и свакия согласованы между собойи находятся в линии Рупы Госвами, написаны по моему желанию. А те, которые не соответствуют этому, написаны по желанию других».
[3] Эта книга представляет собой пять статей, опровергающих распространенные заблуждения в современном Гаудия-вайшнавизме.
[4] Из «Прабандха-панчакам»: “Есть ещё один момент. Шри Мадхвачарья принял санньясу у Ачьютапрекши, который также был кеваладвайта-вади. Предположим, мы примем мнение противоположной стороны, просто как аргумент. В таком случае, если Махапрабху – кеваладвайта-вади-санньяси, то по той же логике Мадхвачарья тоже является им. Что же тогда мешает Шриману Махапрабхуджи быть в Мадхва-сампрадае, если они оба приняли адвайта-вади-сампрадаю Шанкары? Есть также и другой момент. Шри Мадхвачарья принял эка-данду (одинарный посох, символизирующий отречение) согласно традиции и принципам Шанкара-сампрадаи. Было бы логично сказать, что Шри Чайтанья Махапрабху, следуя его идеальному примеру, также принял эка-данда-санньясу от санньяси Шанкара-сампрадаи, а именно Шри Кешавы Бхарати. Отсюда становится ясным, что Гаудия Вайшнавы находятся в линии Шри Мадхвачарьи”.
[5] Во времена Господа Чайтаньи влияние Шанкарачарьи в обществе было очень сильным. Люди думали, что санньясу можно принять только в ученической преемственности Шанкарачарьи. Господь Чайтанья мог бы совершать Свою миссионерскую деятельность, будучи домохозяином, но Он понял, что жизнь домохозяина станет препятствием для Его миссии. Поэтому Он решил принять отречение, санньясу. Так как одной из причин принятия Им санньясы было привлечь внимание широких масс, Господь Чайтанья, не желая нарушать социальные условности, принял статус человека, ведущего отреченный образ жизни, от санньяси, находящегося в ученической преемственности Шанкарачарьи, хотя санньяса также была санкционирована и в Вайшнава-сампрадае (Ч.-ч., Ади-лила, 3.34, комм.).
[6] «Баба» означает садху или отец, а суффикс «джи» означает уважаемый. Эти мукта-махапуруши являются парамахамсами, а также вечными спутниками Радхи и Кришны. Они находятся гораздо выше концепции бабаджи или санньясы (которая относится к системе варнашрамы). Поэтому тот факт, что они приняли титул «бабаджи», является проявлением их смирения.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.