Брахман, Параматма и Бхагаван

Вопрос от читателя «Бхагават-патрики»

В мае 1957 года Шрила Гурудев, будучи редактором «Шри Бхагават-патрики», получил вопрос от читателя из Дехрадуна (горный регион Северной Индии), который касался трудности понимания взаимосвязи между Брахманом, Параматмой и Бхагаваном. В ответ  Шрила Гурудев составил и опубликовал статью, которая дает глубокий анализ истин об этих трех аспектах Верховного Господа.

 (Перевод из “Шри Бхагават-патрики”, 2-й год, 12-й вып., 14 мая 1957 года)

Вопрос:

Уважаемый редактор «Шри Бхагават-патрики»! Предлагая поклоны вашим лотосным стопам, смиренно обращаюсь к вам с просьбой. Пожалуйста, милостиво объясните, поклонение кому является самым высшим – Брахману, Параматме или Бхагавану? Кого мы можем называть Брахманом, кого – Параматмой и кого – Бхагаваном, а также каковы их функции? Будьте так добры, объясните истину простым языком, чтобы такой глупый и обладающий нечистым разумом человек, как я, смог понять.

Молясь о милости Вайшнавов,

Шри Бихари-лала Тханияла,

Дехрадун

Ответ

В ведических писаниях источник всего мироздания и единственный высший объект поклонения для всех известен как адвая-гьянапара-таттва, недвойственная Абсолютная Истина. Не следует понимать Абсолютную Истину так, как Ее трактует абхедавада, учение о тождестве, или кевала-абхедавада, учение об абсолютном тождестве. Данные философские убеждения противоречат Ведам. Живые существа отличны от Парабрахмана, Верховного Господа, и одновременно тождественны Ему – оба положения являются непреложной истиной. Дживы и материальная вселенная созданы энергией Господа. Из этого следует, что изначальная истина, или сущность, не лишена атрибутов, напротив, Она вечно преисполнена трансцендентных качеств.

Классификации джив

Дживы пребывают в двух состояниях: чистом и оскверненном. Чистое состояние называется освобождением, а оскверненное – обусловленностью. В обусловленном состоянии духовный облик живых существ покрыт майей, следовательно обусловленные души не могут осознавать ни свое положение, ни таттва-васту, Абсолютную Истину. В полностью чистом состоянии нет влияния майи. Поэтому, достигнув освобождения, душа может осознать как свой духовный облик, так и Высшую Абсолютную Истину. Другими словами, только освобожденная душа может получить наиболее полный даршан адвая-гьяна-пара-таттвы. Эта наиболее полная таттва-васту, Абсолютная Истина, является высшим объектом поклонения.

По мере продвижения от оскверненного состояния к чистому живые существа по-разному воспринимают адвая-гьянапара-таттву, ибо обладают разной квалификацией.

Каждый видит Абсолютную Истину по-своему

Так, в зависимости от этой квалификации дживы делятся на три основных типа: гьяни, йоги и бхакты. Каждый из трех типов живых существ воспринимает недвойственную Абсолютную Истину по-своему: гьяни видят Ее в форме Брахмана, безличного духа, йоги – как Параматму, Высшую Душу, а бхакты видят Абсолютную Истину воочию – как Бхагавана, Верховную Личность, наделенную всем величием и великолепием.

Эту тему проще понять на примере. Предположим, мы смотрим на Гималаи издалека, с более близкого расстояния и находясь совсем рядом. Издалека Гималаи выглядят как безликая тень. С более близкого расстояния можно увидеть общие очертания Гималаев. Те же, кто находится у подножия или взбирается на саму гору, видят разнообразную растительность, животных, птиц, насекомых, ручьи и реки, водопады, деревья, пещеры и т.д.

Таким образом, те, кто видит адвая-гьяна-пара-таттву издали, воспринимают ее как Брахман. Получить даршан Брахмана означает увидеть сияние трансцендентного лика Абсолютной Истины – но это не то же самое, что увидеть ее саму.

Те, кто подступает к Абсолютной Истине ближе, созерцают ее как личность размером с палец. Она известна как Параматма, Высшая душа, которая является вечным свидетелем всего сущего.

Те же, кто очень близко видит адвая-гьяна-пара-таттву, Высшую Абсолютную Истину, воспринимают eе как Верховную Личность, имеющую имя, облик, качества, совершающую деяния, окруженную спутниками и всегда занятую трансцендентными, полными блаженства играми.

Я приведу еще один пример. Авторы писаний приводят аналогию с вайдурья-мани, особым драгоценным камнем. Под разным углом он кажется окрашенным разными цветами. Подобно этому живые существа в соответствии со своим уровнем по-разному представляют единую Верховную Личность, адвая-гьяна-пара-таттву – как Брахмана, Параматму или Бхагавана.

Брахман и Бхагаван

Брахман – это частичное проявление адвая-гьяна-пара-таттвы, следовательно Абсолютная Истина не выражена в Нем полностью. Слово «Брахман» указывает на нирвишеша-бхаву, или высший дух, лишенный каких-либо характерных особенностей, материального имени, облика, качеств и деяний.

Глядя материальными глазами на солнце, живые существа видят только его сияние – подобным образом последователи пути гьяны воспринимают недвойственную Верховую Личность как нирвишеша-бхаву (аспект Абсолютной Истины, лишенный какого-либо разнообразия).

Приведем пример с планетой Марс. С Земли эта планета выглядит просто как свечение. Но благодаря самопроявленному знанию[1] известно, что эта мангала-граха чем-то похожа на нашу Землю – там тоже есть горы, реки, деревья и множество видов живых существ. Таким образом, становится понятно, что безличной Абсолютную Истину видят те, кто из-за своей низкой квалификации находится очень далеко от нее. Тем не менее, достигнув духовного видения, живое существо прорывается сквозь безличный аспект сияния Брахмана и созерцает внутри источник этого сияния – акхила-расамрита-мурти, обитель всех божественных вкусов, Бхагавана Шри Кришну.

джйотир абхьянтаре рупам атулам шьямасундарам

(Нарада-панчаратра)

«Внутри сияния духовного мира пребывает несравненный Шьямасундара, Верховный Господь».

Далее. Является ли Брахман гуной (качеством) или же бхавой? Такие известные авторитетные писания, как Веданта, «Бхагаватам» и «Гита», объясняют, что Брахман сам по себе не является сущностью, – это качество адвая-гьяна-бхагавата-таттвы, Личности Господа. Бхагаван является гуни, источником всех качеств, а Брахман – это Его гуна, качество. Поэтому Ямуначарья в своей «Алавандара-стотре» признает Брахмана великолепием (вибхути) Бхагавана: «паратпаран брахма ча те вибхутаях».

Гуна (т.е. Брахман) не существует независимо. Ее прибежищем является гуни, обитель всех качеств. Поэтому источником Брахмана является Бхагаван.

Кто такой Бхагаван? Об этом говорится в «Шримад-Бхагаватам»: «кришнас ту бхагаван сваям – Кришна является Изначальной Личностью Бога». Слово ту здесь означает «безусловно». В «Брахма-самхите» это описано следующим образом:

ишварах парамах кришнах

сач-чид-ананда виграхах

анадир адир говиндах

сарва-карана-каранам

(Брахма-самхита, 5.1)

«Кришна, известный как Говинда, – Верховный Господь всех живых существ. Его духовное тело исполнено вечности, знания и блаженства. Все исходит из Него, но Сам Он не имеет начала и является причиной всех причин».

Этот Шри Кришна – высшее проявление божественности. Он сама обитель бесконечных трансцендентных качеств. С полной уверенностью можно сказать, что Шри Кришна – олицетворение бесчисленных божественных качеств, а Брахман – это всего лишь одно из этих качеств.

В «Гите» эта конечная истина представлена так:

брахмано хи пратиштахам амритасьявьяясья ча

шашватасья ча дхармасья сукхасьяикантиксья ча

(Б.-г., 14.27)

«Я – источник безличного Брахмана и единственное прибежище вечности, дхармы и трансцендентного блаженства премы».

Бхагаван Шри Кришна говорит Арджуне: «Я, Шри Кришна, стою перед тобой в образе трансцендентного бытия, знания и блаженства, Я источник кевала-чит-сварупы Брахмана, вечной дхармы и основа всего счастья. В Моей форме ниргуна-савишеша-таттвы нет материальных качеств, но Я полон духовных атрибутов. Более того, Я – прибежище Брахмана, являющегося конечной целью всех гьяни. Мой облик ниргуна-савишеша-таттвы – это оплот бессмертия, незыблемости, премы (любви к Богу, т.е. нитья-дхармы, или вечной природы всех живых существ) и враджа-расы, олицетворения высшего счастья».

Уясните этот момент. Бхагаван Шри Кришна – это гхана-мурти, олицетворенная форма сат-чит-ананды. Сат (существование) + чит (знание) + ананда (блаженство) = саччидананда. Брахману свойственно только качество чит, или сознание. Соответственно, вера в этот аспект Абсолютной Истины является первым уровнем ее постижения.

Таким образом, источник Брахмана – это Шри Кришна.

Посмотрите, как эта истина  представлена в «Брахма-самхите»:

ясья прабха прабхавато джагад-анда-коти

котишв ашеша-васудхади вибхути-бхиннам

тад брахма нишкалам анантам ашеша-бхутам

говиндам ади пурушам там ахам бхаджами

(Брахма-самхита, 5.40)

«Я поклоняюсь Говинде, Шри Кришне – предвечному Господу, чье сияние является источником безличного Брахмана, упомянутого в Упанишадах. Никакие богатства миллионов вселенных не могут сравниться с лучезарным сиянием Его тела. Он воплощенный принцип единой, вечной и беспредельной истины».

В основном знатоки Упанишад обсуждали Брахман, частичный аспект Бхагавана. Они были так погружены в брахма-бхаву, что не могли сконцентрироваться ни на чем другом. Они считали эту частичную (амшика) бхаву всем и вся, Высшей Сущностью. Однако Вьясадева, осознав, что такое бхава-антара в сиянии Брахмана, ясно описал трансцендентные имена, образ, качества, деяния и обитель Шри Кришны:

сатья-джнананантананда-

матраика-раса-муртаях

аспришта-бхури-махатмья

апи хй упанишад-дришам

(Ш.-Б., 10.13.54)

«Все вишну-мурти были вечными, бесконечными, полными знания и блаженства и неподвластными времени. Слава Их столь велика, что гьяни, изучающие Упанишады, не могут даже коснуться ее».

После того как Брахмаджи украл телят, он принял прибежище у Шри Кришны и увидел Его трансцендентный лик. Однако знатоки Упанишад не могут постичь Его славы.

В писаниях, процитированных ниже, ясно показано, что Шри Кришна, а не Брахман, является высшей истиной (адвая-гьяна-пара-таттвой).

тасьяравинда-наянасья падаравинда-

кинджалка-мишра-туласи-макаранда-ваюх

антар-гатах сва-виварена чакара тешам

санкшобхам акшара-джушам апи-читта-танвох

(Ш.-Б., 3.15.43)

«Когда мудрецы во главе с Санакой вдохнули принесенный ветром аромат листьев туласи с лотосных стоп Верховного Господа, они почувствовали изменения в теле и уме, хотя и были привязаны к концепции безличного Брахмана».

От благоухания туласи с лотосных стоп Шри Бхагавана концентрация Шри Санаки и других риши, последователей Брахмана, была нарушена. Это ясно показывает главенство Бхагавана над Брахманом.

ити санчинтья бхагаван маха-карунико харих

даршаям аса локам свам гопанам тамасах парам

сатьям гьянам анантам яд брахма-джйотих санатанам

яд дхи пашьянти мунайо гунапайе самахитах

те ту брахма-храдам нита магнах кришнена чоддхритах

дадришур брахмано локам ятракруро ‘дхьягат пура

(Ш.-Б., 10.28.14-16)

«После глубоких размышлений всемилостивый Господь Хари, Личность Бога, явил пастухам Свою обитель, лежащую по ту сторону материального творения. Господь Кришна явил им нетленное духовное сияние, безграничное, вечное и исполненное сознания. Мудрецы созерцают это духовное бытие, погружаясь в транс, когда сознание их полностью освобождается от влияния гун материальной природы. Приведя пастухов к Брахма-храде, Кришна велел им окунуться в воду, а затем поднял их. В том самом месте, где Акрура некогда созерцал духовный мир, пастухи увидели обитель Абсолютной Истины».

Здесь сравнение нетленного духовного сияния, сатьям гьянам анантам брахма-джйотих, с видением вечной обители Голоки подтверждает превосходство обители Бхагавана над безличным Брахманом.

брахма-бхутах прасаннатма

на шочати на канкшати

самах сарвешу бхутешу

мад-бхактим лабхате парам

(Б.-г., 18.54)

«Тот, кто находится в этом трансцендентном состоянии, сразу постигает Верховного Брахмана и его сердце наполняется радостью. Он никогда не скорбит и ничего не желает. Он одинаково расположен ко всем живым существам. Достигнув такого состояния, человек обретает чистое преданное служение Мне».

Здесь утверждение, что практикующий брахма-бхуту достигнет бхакти, ясно доказывает: слава Бхагавана полностью затмевает славу Брахмана.

Параматма и Бхагаван

Как солнце отражается повсюду и кажется, что существует множество солнц, так и Параматма только одна, хотя и присутствует в сердцах бесчисленных движимых и неподвижных существ. Йоги, достигшие совершенства в медитации, непрерывно созерцают постоянно пребывающую с ними Параматму, личность размером с палец.

Следующие утверждения шастр подтверждают вышеупомянутую истину, а также высшее положение бхагавата-таттвы по сравнению с параматма-таттвой:

атха ва бахунаитена

ким джнатена таварджуна

виштабхьяхам идам критснам

экамшена стхито джагат

(Б.-г., 10.42)

«Но зачем тебе, о Арджуна, знать все эти подробности? Одной лишь Своею частью Я пронизываю и поддерживаю всю вселенную».

Высказывание, что одной лишь Своей частью Шри Кришна пронизывает и поддерживает все мироздание, подтверждает превосходство Бхагавана над Параматмой.

 там имам ахам аджам шарира-бхаджам

хриди хриди дхиштхитам атма-калпитанам

пратидришам ива наикадхаркам экам

самадхи-гато ‘сми видхута-бхеда-мохах

(Ш.-Б., 1.9.42)

«Теперь я могу с глубокой сосредоченностью медитировать на Тебя – Верховного Господа, Шри Кришну. Я осознаю, что на самом деле это Ты находишься в сердцах всех живых существ. Ты внутри и снаружи всех и вся, и, хотя Ты один, именноТы вдохновляешь их, даруя различные представления о Себе, подобно солнцу, которое разными людьми может быть воспринято по-разному».

Здесь, подобно тому, как одно солнце можно увидеть разными глазами, Параматма, часть Бхагавана Шри Кришны, в сердцах всех воплощенных душ воспринимается по-разному. В этом утверждении показано превосходство Кришны, так как Параматма описана всего лишь как Его частичное проявление.

Еще один аспект

Еще один момент заслуживает внимания. Часто в ведических писаниях используются слова Парабрахман, Пурнабрахман и Параматма, но нигде нет слова «Парам-бхагаван». Там, где слово «Брахман» употребляется для обозначения безличного сияния, лишенного качеств (нирвишеша-таттвы), слова Парабрахман, Парамбрахман или Пурнабрахман указывают на наиболее полную Абсолютную Истину, наделенную всеми трансцендентными качествами (савишеша).

Рассмотрим следующие примеры. В «Бхагавад-гите» Арджуна молится Кришне: парам брахма парам дхама / павитрам парамам бхаван (Б.-г., 10.12). Здесь Кришна описан как Парамбрахман, Абсолютная Истина, высшая обитель и наичистейший.

После того, как Брахма украл мальчиков-пастушков и телят, он, увидев изумительное величие Шри Кришны, стал молиться:

ахо бхагьям ахо бхагьям

нандагопавраджаукасам

ян митрам параманандам

пурнам брахма санатанам

(Ш.-Б., 10.14.32)

«Насколько же удачливы Нанда Махарадж, мама Яшода, все гопы и гопи Враджа! Их удача не знает границ, ибо Шри Кришна – Абсолютная Истина, источник трансцендентного блаженства, вечный Верховный Брахман, стал их другом».

Приведем другой пример. Кое-кто в высшей степени удачливый (великий вайшнав Шри Рагхупати Упадхьяя – прим. ред.), получив мимолетный даршан Парабрахмана в доме Нанды, был просто очарован этим видением. Он произнес:

шрутим апаре смритим итаре

бхаратам анйе бхаджанту бхава-бхитах

ахам иха нандам ванде

йасьялинде парам брахма

(Падьявали, 126)

«Из тех, кто страшится материального бытия, одни почитают шрути (Веды), другие смрити (своды религиозных законов, дополняющие Веды), третьи – “Махабхарату”. Но что касается меня, то я поклоняюсь Шри Нанде Махараджу, во дворе которого сама Абсолютная Истина играет как ребенок».

Таким образом, везде слова Парабрахман, Парамбрахман и Пурнабрахман использованы для обозначения Верховного Господа, Бхагавана Шри Кришны.

Заключение

Суть всего вышесказанного заключается в следующем:

  1.      Шри Кришна – это Высшая недвойственная Абсолютная Истина, адвая-гьяна-пара-таттва.
  2.      Брахман, Параматма и Бхагаван являются различными аспектами одной адвая-гьяна-пара-таттвы.
  3.      Живые существа, обладающие склонностью к гьяне, воспринимают сияние тела Шри Кришны как Брахман. Он лишен формы, качеств и атрибутов и не является самостоятельным объектом, – это качество (гуна) Высшего Существа. Осознание этого Брахмана является первым уровнем (пратити) постижения Верховной Личности, Бхагавана Шри Кришны.
  4.      Склонные к йоге живые существа осознают частичную форму Шри Кришны – Параматму, личность размером с палец, присутствующую во всех существах и материи. Это второй уровень осознания Бхагавана Шри Кришны.
  5.      Живые существа, способные практиковать бхакти, осознают Парабрахмана Шри Кришну как основу и прибежище всех качеств, всего величия и сладости. Это третий, высший уровень осознания живыми существами Абсолютной Истины.
  6.      Шри Кришна – высший объект поклонения для всех живых существ.
  7.      Так как Брахман лишен качеств (нирвишеша), у него нет и функций. Брахман – объект медитации брахмавади-гьяни.
  8.       Присутствуя как свидетель в сердце каждого, Параматма, вознаграждает всех джив результатами их действий.
  9.       Бхагаван является изначальной причиной всех причин. Вся деятельность как обладающих сознанием, так и инертных существ поддерживается силой Его энергии.

Я заканчиваю свое утверждение концепцией Шри Чайтаньи Махапрабху, выраженной Шри Вишванатхой Чакраварти Тхакуром:

арадхьо бхагаван враджеша-танаяс-тад-дхама вриндаванам

рамья качид-упасана враджа-вадху варгена йа калпита

 шримад-бхагаватам праманам амалам према пумартхо махан

шри-чайтанья махапрабхор матам идам татрадаро нах парах

(Чайтанья-манджуша, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур)

«Высшим объектом поклонения является Шри Кришна, сын Нанды Махараджа. Шри Вриндавана-дхама – это Его трансцендентная обитель. Она почитается так же, как и Сам Господь. Самый лучший способ поклонения Кришне – тот, которым Ему поклонялись девушки-пастушки Враджа, и “Шримад-Бхагаватам” безупречно и наиболее авторитетно доказывает это. А наивысшая цель жизни – это кришна-према. Таково мнение Шри Чайтаньи Махапрабху. Мы доверяем только ему и не принимаем никакое другое мнение, отличное от него».


[1] Прим. ред. «Есть два вида знания: 1) самопроявленное (сватах-сиддха-гьяна) и 2) зависящее от чувственного восприятия (индрия-паратантра-гьяна). Самопроявленное знание по своей сути является естественным свойством изначальной духовной формы чистой души (сварупы). Оно вечно, как и вся духовная реальность. Это присущее душе самоочевидное знание называется Ведой или амнаей. Чистое знание (сватах-сиддха-гьяна) появилось в материальном мире вместе с обусловленной душой в виде Вед, а именно: Риг-веды, Яджур-веды, Сама-веды и Атхарва-веды» (отрывок из «Вайшнава-сиддханта-малы» Шрилы Бхактивиноды Тхакура).

Тридандисвами Шримад Бхактиведанта Нараяна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями!:

Куратор сайта. Блогер

Оцените автора
Бхакта Бандхав Друг Каждого
Добавить комментарий