Из журнала «Гаудия Бхакти Даршан», посвященный Гаура-пурниме
По своей великой доброте Чайтанья Махапрабху устроил так, чтобы дживы Кали-юги получили благо. Он дал наивысшую шикшу. Существует пять типов гуру: дикша-гуру, шикша-гуру, чайтья-гуру, бхаджана-гуру и вартма-прадаршака-гуру. Из них самыми важными являются шикша- и дикша-гуру. Сначала садхак встречается с садху и обучается у него. Как понять, кто такой садху? Если, общаясь с садху, садхак устанавливает отношения с Хари, Гуру и Вайшнавами, то можно понять, что этот садху – настоящий шикша-гуру. Но если садхак, оставаясь с так называемым шикша-гуру, теряет гуру-бхакти, служение Кришне и начинает спорить, ссориться с Вайшнавами, то этого гуру на самом деле нельзя назвать шикша-гуру. Такой человек всего лишь мошенник.
Махапрабху – лучший шикша-гуру, поскольку он помогает дживам установить отношения с враджа-деви, Враджа-бхуми, враджаваси, святой дхамой и Высшей Душой. Он никого не обманывает. Необычайно удачливы те, кто родился в эту Кали-югу и пришел в Гаудия-сампрадаю! Мы можем гордиться тем, что находимся в этой сампрадае.
Существует много воплощений Кришны, которые учат Ведам, Веданте, шастрам и Упанишадам. Все они подлинны, и процессы, которым они обучают, тоже подлинны. Но следуя им, далеко не все садхаки могут пересечь океан материального существования даже за миллионы жизней, проведенных в практике. Дживы Кали-юги не способны совершать суровые аскезы. Они маленькие, пребывают в заблуждении, и их жизнь очень коротка. Дживы века Кали погрязли во тьме невежества. Что бы они ни делали, это причиняет им большие страдания.
Махапрабху дает наставления дживам, чтобы они получили освобождение. Он связывает их со сварупа-шакти Шримати Радхарани, которая затем помогает им установить отношения со своей душой и Высшей Душой. Благодаря Ее помощи дживы понимают, чем благоприятное общение отличается от неблагоприятного. Шримати Радхарани – сварупа-шакти, воплощение всего трансцендентного могущества. Стоит только садхаку начать следовать Махапрабху и совершать кришна-киртан в обществе бхакт, как Ее сила немедленно придет на помощь.
Харе Кришна маха-мантра содержит благословения и могущество Шримати Радхарани. Повторение маха-мантры помогает найти истинного гуру и продвинуться в бхакти. Наше духовное рождение, или дикша, происходит, когда мы начинаем совершать нама-санкиртану. Обыватели не имеют ни малейшего представления о славе маха-мантры, и у них нет желания повторять ее. Но по милости Гуру и Вайшнавов они могут услышать киртан, и тогда начнется процесс их очищения. Они почувствуют блаженство, поскольку эта харинама содержит любовь Шримати Радхарани и Ее стремление служить Кришне. Все присутствует в этой наме. Шри Гуру сначала дает нам маха-мантру, и при непрерывном повторении маха-мантры наше сердце очищается. Кто же его очищает? Это делает Шримати Радхарани.
Поэтому шастры утверждают:
харер нама харер нама харер намаива кевалам
калау настй эва настй эва настй эва гатир аньятха
[В этот век Кали нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути к самоосознанию, кроме повторения святого имени, повторения святого имени, повторения святого имени Господа Хари.]
Что такое харер нама? Харе – это Шримати Радхарани. Во время воспевания маха-мантры мы молимся Ей о милости, без которой невозможно установить отношения с Кришной и очистить сердце от анартх, которые мучили нас миллионы жизней. По Eе милости наше сердце, очистившись, превратится в место для всех бхакт и игр Кришны. Она защитит наше сердце, и в него потоком хлынет санкиртана-раса, ничто плохое туда не проникнет. Например, в Шриваса-анган не могли войти недостойные.
Постоянное повторение харинамы позволит нам очищать других. Таким образом, благодаря силе воспевания харинамы образуются группы преданных. Таков процесс чето-дарпана-марджанам. Чайтанья Махапрабху пришел, чтобы дать силу и могущество Шримати Радхарани.
анарпита-чарим чират карунаяватирнах калау
самарпайитум уннатодджвала-расам сва-бхакти-шриям
харих пурата-сундара-дьюти-кадамба-сандипитах
сада хридая-кандаре спхурату вах шачи-нанданах
(Видагдха-мадхава, стих 1)
[Пусть Верховный Господь, божественный сын Шримати Шачи-деви, Своим появлением озарит самую глубину вашего сердца. Сияя, как расплавленное золото, Он по Своей беспричинной милости нисшел на Землю в эпоху Кали, чтобы даровать миру то, что не давалось в течение очень долгого времени, – самый возвышенный и сладостный вкус служения Шримати Радхике как Ее доверенной служанки, манджари-бхаву.]
Когда Махапрабху явился, он организовал хорошее сообщество, чтобы помочь дживам очистить сердца и начать служить в унната-удджвала-расе. По желанию Махапрабху в этом мире появилось много групп преданных. Там, где преданный начинает киртан, со временем естественно образуется группа. По желанию Махапрабху Прабхупада Сарасвати Тхакур открыл Гаудия-матх. Каждый храм – это Враджа-паттан, своего рода филиал Враджа-бхуми. Во всех своих храмах он начал движение санкиртаны, вовлекая преданных в нама-киртан.
Гаури – это имя Шримати Радхарани, а тех, кто следует Ей, называют Гаудиями. Прабхупада назвал своих преданных Гаудиями, и они живут в Гаудия-матхе. Для тех, кто живет в матхе, процесс чето-дарпана-марджанам очень прост. Но этот процесс основан на нама-киртане. В матхе есть садху-санга, нама-киртана, хари-катха и маха-прасад, и ко всем, кто находится в группе Гаудий, приходит сила Шримати Радхики.
Прабхупада Сарасвати Тхакур также назвал это место Гаудия-госпиталем, поскольку здесь пациентам – обусловленным душам – ставят диагноз и назначают лечение, в результате которого они избавляются от всех болезней. Гаудия-матх непрерывно очищает сердца тех, кто там живет, пока их жизнь и душа не станут принадлежать исключительно Кришне. Это видья-вадху-дживанам. Когда пара-видья-сварупини Радха Тхакурани станет всем для нас, нам больше не придется молиться никому другому.
Четыре вайшнавских сампрадаи, возглавляемые могущественными ачарьями, установили свои доктрины еще до прихода Махапрабху. Преданные этих сампрадай учили тому, как очиститься и установить отношения с Бхагаваном. У этих сампрадай есть свои особенности. Например, Шри-сампрадая и Рудра-сампрадая известны своим строгим следованием этикету и принципам, а Брахма-Мадхва-сампрадая – своим объяснением сложной сиддханты. Однако, когда Махапрабху пришел в этот мир, он явил то, что никогда не раскрывалось прежде. И этот уникальнейший дар Махапрабху, а также особенности и концепции всех вайшнавских сампрадай содержатся в восьми стихах, которые Он написал. Они известны как «Шикшаштака».
В четырех вайшнавских сампрадаях есть свои свакия-парампары, или ученические линии, основанные на формальном принятии посвящения, но линия Махапрабху, которая находится в линии Брахма-Мадхвы, является паракия-парампарой, или бхагават-парампарой. Это означает, что в данной линии первостепенное значение имеет трансцендентная связь сердец, основанная на шикше. В других линиях поклоняются Господу в настроении свакии, но в линии Гаудия высшим объектом поклонения является Божественная Чета в паракия-бхаве. Концепция о превосходстве паракия-бхавы является высшей. Наряду с ней учение Махапрабху украшено ачинтья-бхеда-абхеда-таттвой.
Беседуя с Махапрабху о конечной цели жизни и способах ее достижения, Рай Рамананда произнес:
варнашрамачара-вата пурушена парах пуман
вишн̣ур арадхьяте пантха наньят тат-тоша-каранам
(Чайтанья-чаритамрита, Мадхья, 8.58)
[Единственный способ удовлетворить Шри Вишну, Верховного Господа, – это добросовестно исполнять предписанные обязанности в рамках своих варны и ашрама (социального и духовного положения).]
Однако Махапрабху это не удовлетворило. Он сказал: «Эхо бахья, аге каха ара – это внешнее, говори дальше».
Махапрабху не удовлетворила и концепция свакия-парампары. Он попросил Рамананду Райя рассказать об истинной природе и сварупе Радхи, Кришны, расы и премы:
‘кришнера сварупа’ каха ‘радхара сварупа’
‘раса’ кон таттва, ‘према’ – кон таттва-рупа
(Чайтанья-чаритамрита, Мадхья, 8.119)
[Пожалуйста, скажи мне, какова природа Шри Радхи и Шри Кришны? Что такое раса-таттва и какова внутренняя природа према-таттвы?]
После обсуждения этих четырех таттв Махапрабху проявил «Шикшаштаку». Восемь стихов «Шикшаштаки» соответствуют ашта-калия-лиле, играм в трансцендентном царстве Голока-дхамы, которые происходят в течение восьми периодов суток. Обрести прибежище «Шри Шикшаштаки» означает вступить в царство бхаджана и ашта-калия-лила-смараны.
Все восемь периодов суток нитья-лилы присутствуют в восьми стихах «Шикшаштаки», но как осознать это? Необходимо пояснить. Многие приходят к бабаджи и получают у них так называемое сиддха-пранали. Эти несчастные души не смогут правильно понять линию Махапрабху. Те, кто не могут распознать чистого преданного линии Гаудия и не общаются с ним, лишают себя величайшего сокровища. Слепые и сбитые с толку, они думают, что способны войти в вечные игры Радхи и Кришны, заплатив несколько рупий.
Первый стих «Шикшаштаки» Махапрабху начинает со слов чето-дарпана-марджанам, что означает «очищение зеркала сердца». Каков же внутренний смысл этого? В беседе с Раманандой Райем Махапрабху сказал, что варнашрама-дхарма является внешней – значит ли это, что данное высказывание относится только к материальному телу? Нет. Он говорил также относительно цариц Двараки и тех, у кого есть садхарани-рати и саманджаса-рати. Это означает, что даже эти настроения нужно отбросить, если мы хотим служить в играх Радхи-Кришны. Чтобы войти в трансцендентный Врадж, необходимо очистить сердце даже от этого настроения. Шрила Рагхунатха дас Госвами ясно говорит об этом в своей «Шри Манах-шикше»: апи тьяктва лакшми-пати-ратим ито вйома-наяним.
Преданные в свакия-бхаве не полностью чисты и сосредоточены исключительно на Кришне, поскольку еще не прошли через чето-дарпана-марджанам, и они не следуют по стопам враджа-деви. Во время нишанта-лилы они не совершают близкое служение Радхе-Кришне.
Говинда-лила проявится в сердце, только когда преданный будет находиться под руководством враджа-деви. Когда эта лила проявится, он будет сосредоточен исключительно на кришна-бхакти, и тогда зеркало его сердца по-настоящему очистится – чето-дарпана-марджанам. Махапрабху сказал, что нужно освободиться от похоти, гнева, жадности, иллюзии… Но это относится к телу, а не к душе. Душа – неотъемлемая частичка Кришны. Только когда душа покрыта телом, умом, разумом и ложным эго, ей приписывают такие качества, как вожделение, жадность, гнев, зависть и ревность. Но Махапрабху пришел не только для того, чтобы научить людей, как освободиться от этих материальных оболочек. Это уже было сделано до Него. Махапрабху пришел утвердить враджа-прему и паракия-парампару.
Более глубокий смысл чето-дарпана-марджанам заключается в том, что преданный не должен принимать сторону Чандравали или становиться последователем цариц Двараки, Кубджи или любого другого матхураваси. Эти первые слова «Шикшаштаки», связанные с играми Божественной Четы в конце ночи, призывают нас следовать только враджа-деви и помогать им в их служении Радхе-Кришне, когда Они покидают кунджу во время нишанта-лилы.
Когда преданный медитирует на глубокие переживания гопи в тот момент, когда Божественной Чете предстоит разлучиться, его сердце полностью очистится. Тогда в очищенном сердце садхака пробудится желание должным образом служить Радхе-Кришне. Он почувствует в сердце огонь, когда Кришна и Радхика должны расстаться – Кришне нужно возвращаться в Нанда-гаон, а Радхике – в Свой дом. Маха-давагни, или бушующий лесной пожар, упомянутый далее в этом стихе, можно понимать как горящий огонь разлуки, который ощущается в отсутствии общения с нитья-сиддхами, вечными совершенными душами из духовной обители. Таким образом, «Шикшаштаку» можно понимать на разных уровнях.
Шрила Джива Госвами описывает в «Гопала-чампу», а Шрила Кави Карнапур Госвами в «Ананда-вриндавана-чампу», как гопи страдали в разлуке с Кришной еще до того, как встретились с ним. Их боль началась сразу после того, как они услышали Его игру на флейте. Некоторые видели только Его изображение, а другие видели Его издалека. Но с этого момента их сердца начали гореть, и они чувствовали сильное желание встретиться с Кришной, хотя и не знали, как это сделать. Гопи чувствовали себя очень низкими и падшими. Они не знали, как Кришна станет их самым дорогим возлюбленным, но понимали, что не смогут без этого жить.
Паурнамаси нашла плачущих юных гопи на берегу Ямуны. Она милостиво дала им мантру и сказала: «Повторяйте эту мантру, и ваше желание исполнится».
Позже, когда они наконец получили даршан Кришны, Он пообещал им, что встретится с ними через год. В течение этого года они проходили обучение у нитья-сиддх. Они стали сильными, и тогда огонь разлуки, бхава-маха-давагни, наконец потух.
Шреях-кайрава-чандрика-витаранам. Затем шреях-чандрика – успокаивающие лучи премы коснулись сердец гопи. Теперь они были полностью защищены своей сильной анурагой. Видья-вадху-дживанам. Они поняли, что их жизнь и душа – это служение Кришне в настроении возлюбленных под руководством сварупа-шакти Шримати Радхарани. Анандамбудхи-вардханам. Затем гопи полностью погрузились в океан расы.
В «Шримад-Бхагаватам» (8.3.20) говорится:
экантино ясья на канчанартхам
ванчханти йе ваи бхагават-прапаннах
атй-адбхутам тач-чаритам сумангалам
гаянта ананда-самудра-магнах
[Чистые преданные, не имеющие иных желаний, кроме желания служить Господу, поклоняются Ему с безоговорочной преданностью и всегда слушают и рассказывают о Его удивительных, дарующих высшее благо деяниях. Всегда погруженные в океан трансцендентного блаженства, они никогда не просят у Господа никаких благословений.]
С утра до вечера гопи ни с кем не разговаривали. Они просто совершали кришна-киртан и тонули в океане блаженства.
эвам-вратах сва-прия-нама-киртья
джатанураго друта-читта уччаих
хасатй атхо родити раути гаятй
унмада-ван нритьяти лока-бахьях
(Шримад-Бхагаватам, 11.2.40)
[При воспевании святого имени Верховного Господа в сердце преданного пробуждается любовь к Богу. Он утверждается в непрерывном преданном служении в положении вечного слуги Господа и постепенно развивает привязанность к определенному имени и форме Верховной Личности Бога. Когда сердце такого преданного тает от экстатической любви к Господу, он то плачет, то громко смеется. Иногда преданный поет и танцует как обезумевший, не обращая внимания на окружающих.]
Эта ананда, которую чувствовали садхана-сиддха-гопи и которую чувствует любой садхак, достигший этой ступени, не уменьшается, она вечно свежая и новая на каждом шагу – прати-падам.
Сарватма-снапанам. Только полностью предавшись лотосным стопам сварупа-шакти Шримати Радхарани, можно надеяться достигнуть стадий, упомянутых в этом стихе.
Парам виджаяте шри-кришна-санкиртанам. Высший киртан – это тот киртан, которому учат враджа-деви. «Гопи-гита», «Бхрамара-гита», «Праная-гита», «Вену-гита» и «Югала-гита» – это панча-прана, пять жизненных потоков «Бхагаватам». Только враджа-деви совершают самьяк-киртан, то есть полный киртан. Никакой другой киртан не может так называться.
Как нам очистить сердце? Чето-дарпана-марджанам не так-то просто. Кто для нас это сделает?
шринватам сва-катхах кришнах
пунья-шравана-киртанах
хридй антах стхо хй абхадрани
видхуноти сухрит сатам
(Шримад-Бхагаватам, 1.2.17)
[Благодаря слушанию лила-катхи Шри Бхагавана все невзгоды и страдания джив исчезают. Те, кто обладает горячим желанием обрести чистую према-бхакти к лотосным стопам Шри Кришны, должны непрерывно слушать Его лила-катху.]
О славе Кришны нужно слушать от маха-бхагаваты, который имеет неразрывные отношения с Кришной и враджа-деви и глубокую привязанность к ним. Это очистит сердце. Если же мы слушаем о славе Кришны от обычных людей, то наберем немного сукрити и, возможно, веру и уважение. Они могут помочь нам до некоторой степени, но сердце никогда не очистится от общения с ними. Любовь маха-бхагаваты настолько могущественна, что может подчинить даже Самого Кришну.
Хари-катха такой реализованной личности обладает способностью очищать сердце. Обычный человек может попытаться очистить сердце, которое сравнивается здесь с зеркалом (дарпанам), но он не знает правильного процесса. Если зеркало очень грязное, его нужно постоянно чистить жидким мылом, чтобы увидеть свое отражение.
Маха-бхагавата обладает кришна-расой и распространяет ее, и сердце того, кто пьет ее, очистится. Без кришна-расы не произойдет чето-дарпана-марджанам.
В самом начале необходима вера – с ее помощью можно развить тягу к садху-санге. И тогда благодаря бхагавата-шраване, воспеванию харинамы, проживанию в святой дхаме, почитанию маха-прасада и служению Хари, Гуру и Вайшнавам сердце станет чистым.
Иначе не получится. Обусловленным душам недостаточно один раз произнести святое имя. Каждый день необходимо повторять:
харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе
Так, через воспевание маха-мантры с Гуру и Вайшнавами в сердце ученика придет их трансцендентная сила и очистит его.
Шрила Свами Прабхупада так заботился о своих последователях! Многие приходили к нему, и он воспевал с ними шестнадцать кругов. Разве в таком случае майя сможет подступиться? Разве сердце не очистится? Практика совместного воспевания очень помогает. Шрила Свами Прабхупада сам следовал этому и учил других. Махапрабху практиковал то же самое в Шриваса-ангане на протяжении одного, двух, трех часов – а затем и всех двадцати четырех часов в сутки! Раньше Шрила Свами Махарадж практиковал подобным образом ранним утром. Но кто же будет настолько добр и поможет нам сейчас? Воспевать в одиночестве очень сложно.
Высший киртан – это киртан, которому учат враджа-деви. Только враджа-деви совершают самьяк-киртан, совершенный киртан. Ничто другое нельзя назвать киртаном.
Jaya Om vishnupada nitya-lila-pravishtha 108 tridandi sannyasi Sri Srimad Bhaktivedanta Narayana Goswami Maharaj (vani) pracara ki jaya !