Кришна-карунья дас брахмачари

2 сентября 2017 года, вечер. Новосибирск, Россия

 Шрила Гурудев много времени посвящал тому, чтобы помочь нам понять, что является истинной сварупой бхакти, ее сутью. Повсюду в своих лекциях он давал определение уттамабхакти и добавлял, что те, кто не знает его, не являются его учениками. Знаете ли вы определение уттама-бхакти?

 

 аньябхилашита-шуньям гьяна-кармадй-анавритам

анукульена кришнану-шиланам бхактир уттама

 (Бхакти-расамрита-синдху, 1.1.11)

 

«Деятельность, направленная исключительно на удовлетворение Шри Кришны, другими словами, непрерывный поток служения Шри Кришне посредством тела, ума и речи, сопровождающаяся различными духовными эмоциями (бхавами), свободная от влияния гьяны, кармы и не преследующая иных желаний, кроме желания принести счастье Шри Кришне, называется уттама-бхакти, чистым преданным служением».

 

Чистое бхактиЭта шлока должна сразу же напоминать вам о Шриле Гурудеве. Как только вы слышите эту шлоку, вы должны чувствовать его присутствие. Если не просто помните саму шлоку, но и понимаете ее смысл, то к вам будут приходить новые силы и вдохновение. Иногда мы можем запомнить шлоку, повторять ее, но не осознавать глубинный смысл. Мы должны вникнуть в суть стиха и жить согласно ему.

Шрила Гурудев объяснял, что в этой шлоке описаны как внешние, так и внутренние признаки бхакти. Когда мы говорим «внутренние», то подразумеваем, что это и есть сварупа бхакти, ее суть. Можно сказать, что сварупа этой бхакти  – это то бхакти, которое присутствует во Врадже. И это анукульена кришнану-шиланам.

Шиланам – это деятельность ваших тела и чувств. Что происходит, когда вы занимаете тело в служении? Во-первых, вы совершаете определенную деятельность, а во-вторых, развиваете особое настроение, сопровождающее ваши действия. Действия и чувства должны быть анукульена кришнану-шиланам, все время направлены на Кришну в благоприятном настроении. Анукул указывает на благоприятное для Кришны.

Ану-шиланам имеет три значения.

Ану означает «мельчайшая частица». Она указывает, что если всю деятельность, шиланам, разделить на маленькие части, то даже самая крошечная частичка будет состоять только из желания посвятить эту деятельность Кришне. По этой причине мы говорим вайшнава-дас-анудас, то есть анудас указывает на самого маленького слугу.

Второе значение слова ану – непрерывное, как поток меда. И если рассматривать анудас (вайшнава-дас-анудас), то это означает, что я навечно являюсь слугой.

Третье значение: в своем преданном служении мы всегда находимся в анугатье – под руководством истинного наставника.

Так что такое анукульена кришнану-шиланам? Это непрерывная деятельность, совершаемая только ради блага Кришны – служение под руководством сварупа-шакти. Подобная деятельность совершается в духовном мире, там вы не найдете ничего другого, кроме анукульена кришнану-шиланам. Поэтому и говорится, что это сварупа-лакшана (внутренняя характеристика) уттама-бхакти. Под сварупой мы подразумеваем истинный облик.

В этом мире рупа отличается от сварупы, поскольку то, что вы видите, не является вашей сварупой, это не вы на самом деле. Мы говорим: “Я не это тело”. Тогда что такое тело? Это внешняя оболочка, покрывающая душу. Однако в духовном мире личность и тело неотличны друг от друга.

Внешние характеристики уттамабхакти – это описание бхакти, то, как оно проявляется в материальном мире. Первая строчка этой шлоки (анья абхилашита шуньям гьяна кармадй анавритам) указывает на гьяну, карму и йогу. Но все это присуще только материальному миру, а не духовной обители. Поэтому, описывая уттама-бхакти, анукульена кришнану шиланам, мы подчеркиваем, что здесь, в материальном мире, бхакти никогда не покрыто гьяной, кармой и йогой.

Вы знаете, что такое гьяна и карма? Веды учат людей действовать по законам кармы, гьяны и йоги. Иногда мы неправильно называем людей карми, подразумевая, что они не следуют никаким правилам и предписаниям, что они материалисты и т.д.

Но на самом деле карми  – это те, кто следует правилам и предписаниям Вед из раздела карма-канды: они проводят ягьи, следуют предписанным обязанностям, раздают пожертвования, повторяют гаятри-мантры, совершают аскезы.

С какой целью они делают это? Они хотят отправиться на райские планеты и наслаждаться, и, чтобы обрести желаемое, следуют правилам из священных писаний. Их называют карми, поскольку они хотят получить плоды своей деятельности. Нельзя называть карми тех, кто не следует предписанным обязанностям. Их можно назвать ками, они только стремятся ублажать свои чувства, ничему не следуя.

Гьяна  – это путь обретения знания, благодаря которому можно достичь освобождения из плена материального мира. Существует также путь йоги, которому в основном следуют люди, желающие обрести мистические совершенства.

Почему эти пути описаны в Ведах? Потому что у людей есть иные желания, кроме желания служить Кришне, в том числе получить бхукти, то есть материальные наслаждения, или мукти, освобождение из мира материи. Некоторые прославляют мукти, но мы должны понять, что для преданного мукти  – то же самое, что бхукти. В желании обрести мукти кроется стремление наслаждаться. Почему человек желает получить освобождение? Потому что не хочет страдать. А почему не хочет страдать? Потому что хочет наслаждаться.

Строка анья абхилашита шуньям гьяна кармадй анавритам показывает, что у нас не должно быть желания ни бхукти, ни мукти, ни обретения мистических совершенств. В таком случае наше бхакти не будет покрываться кармой, гьяной и йогой. Поймите, что эта первая строка нужна только здесь, в материальном мире, а главной остается анукульена кришнану шиланам, сварупа бхакти.