ПЕРВЫЙ ЗАПАДНЫЙ ТУР (1996)ШРИЛА ГУРУДЕВЧто Дает Шри Гуру

Харе Кришна, дорогие преданные! Мы поздравляем всех с Гуру-пурнимой, Вьяса-пуджей и началом Чатурмасьи. Это очень особый и важный день в вайшнавском календаре. Во всех сампрадаях в Гуру-пурниму выражают почтение Шри Гуру. Но кто такой Шри Гуру и какова его роль в жизни ученика? Что Шри Гуру может дать своим ученикам и последователям? 

Сегодня по милости Шрилы Гурудева, ом вишнупада аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа, мы представляем новый перевод его лекции, которую он дал в самом начале своего первого проповеднического тура на Западе, в 1996 году. В ней Шрила Гурудев подробно разбирает стих намо-шрештхам из «Мукта-чариты» Шрилы Рагхунатхи даса Госвами. Эта лекция вошла в сборник «Шрила Гурудев. Голландия 1996», выпущенный издательством Бхакта-бандхав этим летом. 

С первых дней на Западе Шрила Гурудев давал потрясающую хари-катху, в которой объяснял возвышенное положение Шри Гуру. Мы надеемся, что эта лекция порадует всех искренних читателей и углубит их понимание гуру-таттвы

Во время подготовки этой хари-катхи мы нашли на нашем сайте пушпанджали Амала Кришны даса брахмачари, в котором он также разбирает стих нама-шрештхам и показывает на его основе, в чем заключается слава нашего возлюбленного Шрилы Гурудева. Это подношение можно прочитать по ссылке

________________________________________

В надежде служить Хари, Гуру и Вайшнавам,

команда Бхакта-бандхав

Тридандисвами Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

Что дает Шри Гуру?

8 мая 1996 года, Бовен-Лехувен, Голландия

 

Шрила Гурудев: Шрила Рагхунатха дас Госвами – чистый преданный, расика вайшнав. Он молится стихом нама-шрештхам. «Я склоняюсь к лотосным стопам моего Гурудева и вручаю ему свое сердце». Возникает вопрос: почему он так делает? Что Гуру дал ему такого, что он так привязан к нему? «О, мой Гурудев настолько дорог мне! Он совершил нечто невообразимое – даровал мне шрештха-наму, самое возвышенное святое имя».

[Преданные повторяют вместе со Шрилой Гурудевом:]

харе кришна харе кришна  кришна  кришна харе харе  

харе рама харе рама рама рама харе харе 

Где в этой мантре имя Радхики? Почему это святое имя считается самым возвышенным? Почему оно превосходит радха-наму и кришна-наму? Шри Чайтанья Махапрабху обнаружил это имя в «Кали-сантарана-упанишаде». Оно – сама суть всех Вед и Упанишад, а также «Шримад-Бхагаватам». Весь «Шримад-Бхагаватам», «Вену-гита», «Югала-гита», «Бхрамара-гита», «Гопи-гита» – все заключено в этом имени.

«Харе» означает «Та, которая похищает сердце Кришны». Харе происходит от «Хара», не от «Хари». Эта маха-мантра состоит из пар имен Божественной Четы – Харе Кришна. Кто такой Kришна? Тот, кто привлекает. Он неописуемо красив и сладостен. Могущество Кришны, Его хладини-шакти это Шримати Радхика. Она махабхава-майи. Вы знаете, что такое махабхава? Об этой махабхаве мы знаем от Райя Рамананды. Другие не имеют об этом никакого представления. 

Гурудев также дал очень много других пар имен: Шьяма-Шьям, Гаури-Шьям, Радха-Кришна, Кишори-Кишора, а также Кунджа-бихари и Кунджа-бихарини. Кунджа-бихари – это Кришна, а Кунджа-бихарини – Шримати. Шьям – это одно из имен Кришны, а Шьяма – Радхики. Итак, наш Гурудев дал эти имена, и в них все присутствует. Все игры Радхи-Кришны заключены в этих святых именах.

Нама-шрештхам манум апи. Манум апи означает мантра. Он дал лучшую из мантргопала-мантру, гопи-джана-валлабха, и ананга-дева [то есть мантру кама-гаятри]. Это самые могущественные мантры. Вначале Кришна дал гопала-мантру Господу Брахме. Брахма хотел создать этот мир и познать Кришну, но неправильно использовал полученную мантру. Он только хотел сотворить этот мир, и с помощью мантры сделал это, но ему не удалось достичь Кришну. Поэтому он снова принялся совершать суровые аскезы. Тогда Кришна дал ему дикшу мантру  кама-гаятри. Сначала он дал ему брахма-гаятри, которая в зрелом виде становится кама-гаятри.

Женщины не должны повторять или памятовать эту [брахма-гаятри] мантру. Только мужчины могут повторять брахма-гаятри. В нашей парампаре, начиная от Чайтаньи Махапрабху, только мужчины повторяли эту мантру. Но в любом случае Свамиджи дал это [позволил женщинам получать брахма-гаятри]. На то есть много причин. Мы не собираемся наносить оскорбление его лотосным стопам. Он был волен поступать, как считал нужным, для истинного Гурудева не существует преград и барьеров. Мы должны стараться следовать принципам нашей линии. Я знаю несколько причин, почему он дал это тогда, но не хочу их обсуждать.

(Смех)

Итак, мы должны стараться следовать. Если женщины станут повторять эту мантру, они потеряют свое служение. Их сердце станет жестоким, как… 

Женщины-преданные: Как у пуруш

(Смех) 

Шрила Гурудев: Как у пуруш, то есть как у мужчин.

Преданный: Как камень.

Шрила Гурудев: Старший брат может сказать младшей сестре: «Сестренка, принеси мне стакан воды!» Он даст ей указание. Но женщины, девушки, независимо от того, состоят они в браке или нет, не могут указывать мужчине, что ему делать. Такое встречается крайне редко. Мужчина же, даже в юном возрасте, что уж говорить о старости, может отдавать приказы женщинам, и они тут же постараются их исполнить. Они всегда служат, потому что их сердца такие мягкие. 

Мы все хотим стать гопи, служить Радхе-Кришне. Вот почему Чайтанья Махапрабху принес нам это послание.

Гурудев дал нам гаятри-мантру, гуру-мантру, гаура-мантру, гаура-гаятри, гопала-мантру, кама-гаятри, панча-таттва-мантру и маха-мантру. И он не только объяснил нам смысл, но также и привел Радху-Кришну в наши сердца. Без понимания смысла вы не сможете продвигаться. Постарайтесь понять смысл этих мантр, а также цель ради чего мы их повторяем. Мантра это Сами Радха и Кришна. Если вы будете повторять эти мантры, Кришна и Шримати Радхика придут в ваше сердце. Эти мантры нам дал Гурудев.

Нама-шрештхам манум апи шачи-путрам атра сварупам. Сколько у Рагхунатхи даса Госвами было любви к Шачинандане Гаурахари! По милости Махапрабху он получил общение со Сварупой Дамодарой, Райем Раманандой, Рупой Госвами. 

[Далее Шрила Гурудев частично объясняет молитву из мангалачараны: ванде хам шри гурох:]

Шри-рупам саграджатам. Агра-джатам относится к Санатане Госвами, старшему брату Рупы Госвами. 

Саха-гана. Саха-гана подразумевает спутников Шрилы Рупы Госвами. 

Шесть Госвами: Рупа, Санатана, Бхатта Рагхунатха, Шри Джива, Гопала Бхатта, Дас Рагхунатха… Кришнадас Кавираджа Госвами, Шьямананда Прабху, Локанатха дас Госвами, Бхугарба Госвами, Нароттама дас Тхакур, Шринивас Ачарья, Вишванатха Чакраварти… Все они парикары. Гуру относится с огромным почтениям к их лотосным стопам. Он проявил их лотосные стопы в моем сердце.

[Возвращаясь к стиху нама-шрештхам:]

Шачи-путрам атра сварупам, рупам тасьяграджам уру-пурим матхурим гоштаватим. Он дал гоштаватим, матхурим гоштаватим. Что такое матхури? Гурудев дал эту идею. Когда Кришна отправился в Матхуру, гопи и мальчики-пастушки, Нанда и Яшода – все плакали по Нему. Это матхура-вираха, разлука по Кришне, покинувшему Врадж. Все враджаваси плакали. Они могли поговорить и немного утешить друг друга. Они могли попытаться унять боль разлуки Шримати Радхики. Радхика же была не в силах никого утешить, потому что пребывала в глубочайшей разлуке. То есть враджаваси могли общаться друг с другом и со Шримати Радхикой. Однако в Матхуре не было никого, способного утешить Кришну. Он день и ночь плакал, испытывая нестерпимую боль разлуки, и рядом не было никого, кто мог бы разделить с Ним эту боль.

Кто дал вам это настроение? Наш возлюбленный Гурудев. Рагхунатха дас Госвами говорит так. Кто его Гурудев? Рупа Госвами. Давал ли он ему дикшу? Нет. Проводил ли для него ягью? Нет. Тогда как же он может считаться Гурудевом Рагхунатхи даса Госвами? Мы должны знать, что если у нас есть глубокая вера в любого человека, любого преданного, и мы следуем его наставлениям и ачару практике и поведению, – тогда он является для нас духовным учителем! Он шикша-гуру. И шикша-гуру не менее значим, чем дикша-гуру. Мы должны знать, кто такой шикша-гуру и дикша-гуру. Шикша-гуру – это сварупа Кришны, а дикша-гуру – это рупа Кришны.

шикша-гуруке та’ джани кришнера сварупа

антарьями, бхакта-шрештха, – эи дуи рупа

(Чайтанья-чаритамрита, Ади, 1.47)

Следует знать, что шикша-гуру – это личность Шри Кришны (кришна-сварупа). Как Сверхдуша (чайтья-гуру, гуру в сердце) Он направляет душу, а в образе возвышенного преданного (бхакта-шрештхи, или ашрая-бхагавана) дает Свое общение и наставления (шикшу).

гуру кришна-рупа хана шастрера прамане

гуру-рупа кришна крипа карена бхакта-гане

(Чайтанья-чаритамрита, Ади, 1.45)

Все богооткровенные писания утверждают, что дикша-­гуру – это проявление облика Шри Кришны (кришна-рупа), поскольку именно в облике духовного учителя Кришна дарует милость преданным.

Дикша-гуру – это тело, или рупа, Кришны, а шикша-гуру сварупа Кришны. Санатана Госвами – наш шикша-дикша-гуру, а Рупа Госвами – наш шикша-гуру, и между ними нет разницы. Иногда шикша-гуру выше. Кришна – мой шикша-гуру. Лалита – моя шикша-гуру. Вишакха – моя шикша-гуру. Рупа-манджари – моя шикша-гуру. А мой дикша-гурудев – это нитья-лила правишта ом вишнупада Шри Шримад Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж. (Обращаясь к преданному) Для тебя, например, это Шрила Гоур Говинда Махарадж. Кто же выше: шикша-гуру Рупа Госвами и Чайтанья Махапрабху, Лалита и Вишакха, или дикша-гуру – Гоур Говинда Махарадж? Кришна выше, Радхика выше, Махапрабху выше.

Мой Гурудев привел меня к лотосным стопам Радхи-Кришны, поэтому для меня он более почитаем, чем Кришна и Радха. Понимаете? Тем не менее Они занимают более высокое положение. Они являются гуру  гуру  гуру  гуру Гоур Говинды Махараджа. Они гуру Рупы Госвами, Санатаны Госвами. Рупа Госвами принял Чайтанью Махапрабху своим Гурудевом. Лалита и Вишакха – это гуру Кришны. (Смех) Сварупа Дамодара – это Лалита, Рай Рамананда – Вишакха, а Чайтанья Махапрабху – это Сам Кришна. Чтобы погрузиться в настроения Шримати Радхики и украсть Ее сердце, Чайтанья Махапрабху принял  прибежище лотосных стоп Вишакхи-деви, которая является Райем Раманандой. Насколько же возвышенны Сварупа Дамодара и Рай Рамананда, если Сам Господь учился у них и, получив желанное настроение, в Гамбхире стал вкушать нектар радха-бхавы

Знаете ли вы гамбхира-лилу

Мы не идем к Джаганнатхадеву – Кришне, у которого нет ни флейты, ни павлиньего пера, и Его не считают сыном Нанды. Нас не интересует такой Кришна. Признает ли Джаганнатха Яшоду Своей матерью? Он скажет: «Я сын Деваки и Васудевы. Я дваракаваси». Ни флейты, ни Шримати Радхики, ни сладостных игр… Поэтому мы не питаем много почтения к Дваракадишу и Баладеве, которые считают Себя сыновьями Васудевы Махараджи».

(Смех)

Мы уважаем Их в некоторой степени. Мы идем к Чайтанье Махапрабху [в Пури]. Кто такой Чайтанья Махапрабху? Это Кришна, который перенял это [настроение] от Райя Рамананды. Гурудев также дал это настроение: 

нама-шрештхам манум апи шачи-путрам атра сварупам

рупам тасьяграджам уру-пурим матхурим гоштхаватим 

радха-кундам гири-варам ахо! радхика-мадхавашам прапто 

ясья пратхита-крипая шри гурум там нато сми 

(Шри Мукта-чарита)

Радха-кундам гири-варам ахо радхика-мадхавашам. Что означает ашам? Сильная жажда достичь желаемое. «Я обрету лотосные стопы Радхи-Шьяма, Радхи-Кришны, пребывающих на Радха-кунде». Кто вселил в наше сердце это жадное стремление обрести их лотосные стопы? Мой дорогой Гурудев. Поэтому я склоняюсь к лотосным стопам моего Гурудева, даровавшему мне это.

Гурудев дал не только вайдхи-бхакти. Это не что-то обычное. Если у вас хорошее общение, ваше вайдхи-бхакти превратится в рагануга-бхакти, а рагануга-бхакти перейдет в рагатмика-бхакти. Наш Гурудев дал нам такую надежду и вдохновил нас. Мы в почтении склоняемся перед ним.

нама-шрештхам манум апи шачи-путрам атра сварупам

рупам тасьяграджам уру-пурим матхурим гоштхаватим 

радха-кундам гири-варам ахо! радхика-мадхавашам прапто 

ясья пратхита-крипая шри гурум там нато сми 

(Шри Мукта-чарита)

Эти молитвы мы возносим не всегда, а только по особым случаям. Сегодня благоприятный день ухода Шрилы Райя Рамананды. В играх Кришны он является Вишакхой-деви. Она родилась в один день со Шримати Радхикой. У них одинаковые качества, но Вишакха – не такая пракхарa, а Радхика – не такая мриду. В чем смысл? Пракхара означает решительная и бесстрашная. Вишакха не настолько пракхарa, как Лалита. Лалита упрекает Кришну: «Ты такой коварный! У Тебя жестокое сердце. Ты обманул мою сакхи!» Она может преподать Кришне хороший урок. Радхика не такая смелая, однако Она и не настолько мриду (мягкая), как Чандравали и другие. Ее настроение посередине. Вишакха такая же, как Радхика. У нее есть все те качества, которые есть у Радхики. Она всегда с Радхикой, словно Ее тень. Таким образом, Вишакха не менее значима, чем Лалита. Они равны, но у каждой есть свои особенности.

Сама Радхика стала восемью сакхи, они неотличны от Нее. Они – воплощения настроений Шримати Радхики. Так как Вишакха знает сердце Шримати Радхики, соответственно ей известно, как управлять Кришной и лучше всего служить Шримати Радхике. Поэтому Кришна, желая познать Свою собственную красоту и четыре вида мадхурьи, проникся настроением Шримати Радхики. Рупа-мадхури, гуна-мадхури, лила-мадхури и вену-мадхури – эти особые сладостные качества Кришны не встречаются ни в одном воплощении – ни в Раме, ни в Матхурадише, ни в Дваракадише, ни в Нараяне, ни где-либо за пределами Враджа. Как Кришне познать собственную сладость?

шри-радхая праная-махима кидришо ванаяива  

свадьо йенадбхута-мадхурима кидришо ва мадиях 

саукхьям часья мад-анубхаватах кидришам вети лобхат 

тад-бхавадхьях самаджани шачи-гарбха-синдхау хариндух  

(Чайтанья-чаритамрита, Ади, 4.230)

Это стих из «Чайтаньи-чаритамриты». Возможно, вы его знаете. Вы должны его знать, иначе вы не продвинетесь в бхакти. Это очень высокий уровень. Допустим, вы хотите что-то получить, и за это не надо ничего платить – неужели вы не постараетесь обрести желаемое?

«Я хочу это и я получу это, и ничто другое мне не нужно. Я пойду только туда, где можно обрести эту прему. Ни на что другое я не согласен. Я хочу стать палья-даси Радхики, никем другим. У меня нет других желаний».

Чайтанья Махапрабху, Сам Кришна, думает: «Я люблю Шримати Радхику, но Ее любовь ко Мне гораздо сильнее». Если бы на одну чашу весов поместили любовь Кришны, а на другую любовь Шримати Радхики, то чаша весов с Ее любовью опустилась (Преданные смеются), а с Его любовью взлетела вверх. Поэтому Кришна размышлял, как Ему все это осознать.  

Стоит Кришне увидеть Радхику, как Он тут же полностью попадает в Ее власть. Но Он не сходит с ума. Но когда Шримати Радхика встречает Кришну, Она становится безумной. Она теряется и не знает, где Его найти, а увидев Кришну, спрашивает Лалиту: «Кто Он?» 

– Ты совсем недавно сидела у Него на коленях, а теперь спрашиваешь, кто Он? – отвечает Лалита.

– Я говорю правду. Я никогда не видела Его. Я хочу встретиться с Ним, – признается Шримати Радхика. От любви Она сходит с ума.

Кришна удивляется: «Сколько у Нее премы ко Мне! Я хочу испытать это, а также ту ананду, которую Она переживает, наслаждаясь Моими сладостными качествами: вену-мадхури, рупа-мадхури, гуна-мадхури… Я не имею об этом никакого представления».

Итак, Чайтанья Махапрабху отправился к Годавари, в Южную Индию, туда, где Рай Рамананда был царским наместником. Его положение было намного выше, чем положение премьер-министра – он являлся представителем царя. Рай Рамананда был очень образованным и в то же время расичным. Даже Сарвабхаума, раджа-пандит царя Пратапарудры, не смог осознать славу Райя Рамананды. Порой Рай Рамананда погружался в кришна-прему, он плакал и плакал, волосы на его теле вставали дыбом, а сердце таяло. Сарвабхаума, видя это, шутил: «На самом деле ты не можешь осознать Брахмана. Ты как женщина, только плачешь и плачешь. Так ты никогда не постигнешь Брахман. Тебе нужно медитировать: “Я Брахман”, и тогда ты Его осознаешь.

Рай Рамананда отвечал: «Тот, кто хочет стать Брахманом, отправится в ад!»

Когда Сарвабхаума Бхаттачарья осознал, что Чайтанья Махапрабху – это не кто иной, как Кришна, пришедший даровать кришна-прему, он понял: «О, Рай Рамананда настолько возвышенный! Я недостоин даже коснуться его лотосных стоп. Он великий преданный!»

Поэтому Сарвабхаума Бхаттачарья сказал Махапрабху: «Когда Ты отправишься в Южную Индию, Тебе непременно следует встретиться с Райем Раманандой».

[Шрила Гурудев говорит мальчику в аудитории:] Малыш, сиди тихо на коленях отца. Не мешай! Попытайся понять! (Преданные смеются)

Что поделать, я начал говорить о Райе Рамананде, но теперь время закончилось. 

Преданные: Нет!

Шрила Гурудев: Итак, завтра …

Преданные: Нет! Нет! (Смех)

Шрила Гурудев (обращаясь к преданному): Ты можешь говорить после этого.

Преданные: Нет! Вы.

(Смех)

Шрила Гурудев: Тогда Сарвабхаума Бхаттачарья признался Махапрабху: «Сначала я подумал, что он безумец, но теперь по Твоей милости я понял, что он возвышенный и расичный Вайшнав. Ты будешь очень рад встрече с ним.

Так, Чайтанья Махапрабху отправился к реке Годавари. Это внешняя причина. Внутренняя причина заключалась в том, что Махапрабху решил: «Я должен поступить в школу Вишакхи – Райя Рамананды. Там я многому научусь и смогу осознать величие любви Шримати Радхики и сладость Кришны».

Он отправился в школу Вишакхи в качестве ученика. Приняв омовение, Чайтанья Махапрабху расположился на берегу Годавари. Эта река священна – она ​​как Лакшми-деви. Махапрабху размышлял на берегу: «Где же Рай Рамананда? Когда я узнаю о величии Шримати Радхики? Как Мне понять сердце Шримати Радхики?»

В это время на берег Годавари на роскошном паланкине прибыл Рамананда Рай, окруженный многочисленными пандитами, декламирующими ведические мантры в сопровождении барабанов и других инструментов. Рай Рамананда принялся снимать свои украшения перед тем, как принять омовение, как вдруг увидел чуть поодаль бала-санньяси, молодого санньяси

Он сидел и медитировал. Исходящее от Него сияние затмевало блеск тысяч солнц. Рай Рамананда изумился: «Кто Он?» Его влекло к этому санньяси, но он колебался: «Что скажут пандиты, если я, шудра, подойду к этому возвышенному санньяси

Он решил: «Сейчас не время подходить». Но так как Махапрабху уже похитил его сердце, он не мог отвести от Него глаз.

Тогда Рай Рамананда, сняв царские одежды, в простом дхоти, словно нищий, направился к Нему. Когда Чайтанья Махапрабху открыл глаза, их взгляды, полные  премы, встретились.

Чайтанья Махапрабху обнял его и спросил: «Ты Рамананда?»

«Я не Рамананда, я Твой слуга Рамананда. Я такой падший. Я шудра. Люди подумают: “Этот брахман-санньяси обнял меня, и теперь слезы текут из моих глаз, и волосы на теле встают дыбом. Его сердце тает, и мое сердце также тает, когда я касаюсь Чайтаньи Махапрабху».

Они оба заплакали и без чувств упали на землю, повторяя: «Кришна, Кришна, Кришна, Кришна, Кришна».

Через некоторое время они пришли в себя и начали сладостную беседу. Я  расскажу об этом завтра.

Преданные: Нет! Нет! 

(Смех) 

Шрила Гурудев: Вам нравится? 

Преданные: Да! Да!

Шрила Гурудев: Это бхакти. И это без промедления приведет вас к рагануга-бхакти. Чайтанья Махапрабху и все наши Госвами указали этот путь. Нам нужно развить сильную жажду постичь данные истины. Все это описано в «Чайтанья-чаритамрите». Есть много такого, что мы даже не найдем в «Шримад-Бхагаватам». «Чайтанья-чаритамрита» объясняет «Шримад-Бхагаватам», кто такой Кришна, кто Радха, что такое према, лила, как обрести служение там… Я хочу объяснить вам следующую шлоку:

адау шраддха татах садху-санго 

‘тха бхаджана крия тато ‘нартха-нивриттих 

сьят тато ништха ручис татах атхасактис 

тато бхавас татах премабхьюданчати садхаканам 

айам премнах прадурбхаве бхавет крамах

                            (Бхакти-расамрита-синдху, 1.4.15–16)

«Слушание шастр рождает в сердце шраддху – твердую веру в слова садху и шастр. С появлением шраддхи человек вновь обретает садху-сангу и начинает получать от садху наставления о том, как совершать бхаджан. После этого он приступает к практике бхаджана (бхаджана-крия), начиная со шри-­гуру-падашраи и принятия посвящения у духовного учителя. Благодаря постоянной практике бхаджана преданный постепенно освобождается от всего неблагоприятного (анартха-­нивритти) и достигает непоколебимой веры (ништхи) и сосредоточенности. Вслед за этим развивается вкус (ручи), или сильное желание совершать бхаджан. Постепенно он перерастает в привязанность (асакти). Вслед за асакти наступает бхава, или рати, и в завершение проявляется према. Таковы последовательные стадии проявления премы в сердце садхака».

 

Таковы восемь стадий бхакти. Шри Рай Рамананда открыл все это Чайтанье Махапрабху в форме вопросов и ответов. Я хочу поведать  вам об этой беседе Райя Рамананды и Чайтаньи Махапрабху. Также в «Чайтанья-чаритамрите» содержатся «Санатана-шикша», «Рупа-шикша», описание Ратха-ятры, «Рай Рамананда-самвад». Первые четыре главы Ади-лилы «Чайтанья-чаритамриты» – это особые жемчужины. Старайтесь глубоко погрузиться во все эти темы, и тогда вы сможете осознать, кто такой Чайтанья Махапрабху и с какой целью Он пришел в этот мир. Завтра мы будем обсуждать. На это потребуется не один день, а скорее три-четыре дня. В процессе слушания мы сможем что-то понять. Это истинное бхакти.

Гаура Премананде! Хари Харибол! 

[Шрила Гурудев начинает петь:]

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе 

харе рама харе рама рама рама харе харе 

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить