Слово майя обычно означает джар-шакти (энергия инертной материи) или авидья-шакти (энергия невежества), которая представляет собой тень сварупа-шакти (внутренней энергии) пара-таттвы.
Майя — божество, повелевающее материальным миром. Именно эта энергия приводит живое существо в материальное рабство и заставляет его отождествлять себя с физическим телом. Именно она заставляет его считать всё, что связано с этим телом, своей собственностью и исповедовать учение майявады.
Основное положение этого учения заключается в том, что Брахман представляет собой однородный, единообразный Дух, лишенный каких-либо энергий и качеств. Если разобраться, то, согласно их доктрине, не может существовать отдельной энергии майи с присущим ей свойством создавать иллюзию. Однако майявади считают, что джива есть Брахман и что кажущееся отделённым от Брахмана существование дживы — это просто иллюзия, создаваемая влиянием майи, или авидьи. Пока существует майя, будет существовать и джива. В этой связи майявади признают существование майи.
Согласно учению майявады, майя (невежество или иллюзия) имеет определённую, характерную особенность — она является и сат (существующей), и асат (несуществующей), и потому ее невозможно описать словами. Люди, которые придерживаются такого ложного учения, называются майявади, или имперсоналисты.
Согласно представлениям майявади, Ишвар (Личность Бога), так же, как и джива, находится под влиянием майи. Разница между ними состоит лишь в том, что дживы вынуждены пожинать плоды своих действий, а Ишвар, покрытый майей, свободен от такой необходимости. Вайшнава-ачарьи объясняли, что эта идея противоречит как шастрам, так и логике.
Всеведущий Шри Кришна-двайпаяна Ведавьяса, составивший «Веданта-сутру» и разделивший Веды на части, в своей «Падмапуране» провозгласил, что майявада — это ложное учение, которое противоречит Ведам:
майавадам асач-чхастрам
праччханнам бауддхам учйате
«Падма-пурана», Уттар-кханда, 25.7
а также:
ведартхан маха-шастрам майавадам авайдикам
майаива вихитам деви джагатам наша-каранат
свагамаих калпитаис твам ча джанан мад-вимукхан куру
мам ча гопайа йена сйат сриштир эшоттароттара
«Падма-пурана», Уттар-кханда, 62.31
Такие вайшнава-ачарьи, как Шри Рамануджа, Шри Мадхва, Шри Джива Госвами, Шри Валлабхачарья, Шри Кришнадас Кавирадж Госвами и Шри Баладев Видьябхушан, указывали, что Шанкарачарья является скрытым буддистом и учение его — это скрытый буддизм.
Некоторые учёные из Шанкар-сампрадаи считают, что вайшнавы говорят так «просто из зависти» и что их мнение ошибочно. Однако многие учёные, не являющиеся вайшнавами, тоже признают Шанкара мыслителем, который продолжил и развил учение буддистов. Среди тех, кто придерживается такого мнения — Вигьяна-бхикшу (выдающийся знаток философии санкхьи), учёные йоги (последователи Патанджали) и даже некоторые мыслители-буддисты. Ниже мы покажем соответствия между взглядами Шанкарачарьи и учением Будды.
(из книги «АЧАРЬЯ КЕШАРИ ШРИ ШРИМАД БХАКТИПРАГЬЯНА КЕШАВА ГОСВАМИ. Его жизнь и учение»)