ПРАБХУДЖИШРИ ГОВИНДА-ЛИЛАМРИТАРаса лила

Харе Кришна, дорогие друзья! Сегодня очень благоприятный день Шива-ратри. Это день, когда Шива Тхакур по милости Йогамайи получил духовное рождение во Врадже и стал охранять вход в танец раса. Представители нашей гуру-варги учат нас, что мы должны просить Гопешвару Махадева о вхождении во Врадж. Но что такое танец раса, что такое раса-лила, куда он сам так стремился попасть? Мы предлагаем вашему вниманию прекрасную лекцию по «Шри Говинда-лиламрите”, в которой Шрипад Премананда Прабху объясняет настроение служения враджа-деви и важность слушания раса-лила-катхи

В надежде служить Хари, Гуру и Вайшнавам,

команда Бхакта-бандхав

 

Шрипад Премананда Прабху

Что такое раса-лила (лекция по «Говинда-лиламрите»)

30 октября 2013 года

Раса ЛилаВ заключительной части «Шри Говинда-лиламриты» Кришнадас Кавираджа Госвами рассказывает очень  просто, сладостно и легко для понимания. Он описывает  двух гопи во Вриндаване. Они держатся за руки. Сидя на коленях, они предлагают поклоны. Кому они кланяются? «Мы предлагаем наши пранамы. Примет ли нас Кришна? Примет ли нас Враджешвари Шримати Радхарани?» говорят они. У них нет гордыни. Они не кланяются напоказ. Сложив ладони, каждая молвит: «Шримати Радхарани и те, кто очень и очень дорог Ей, имеют много любви и уважения к другим. У меня же нет ничего… Она служит только ради удовольствия Кришны, а в моем сердце нет и тени любви. Поэтому, пожалуйста, помоги мне. Сделай меня смиренной»

экаки амара, нахи пая бала,

харинама-санкиртане

туми крипа кори’, шраддха-бинду дия,

дехо’ кришна-нама-дхане

У меня нет силы самому совершать бхаджан. Сила придет только благодаря киртану и харинаме с Вайшнавами. 

Таково настроение гопи

«О Деви, пожалуйста, помоги мне! У тебя столько любви к Кришне и Радхарани. Я выражаю тебе почтение. Как же мне обрести эту веру и любовь?»

С такими словами, сложив ладони, они предлагали поклоны. Порой, увидев на берегу Ямуны отпечатки стоп Шримати Радхарани, они тут же кланялись пыли и осыпали ею себя, молясь об одном: «Как же мне предложить себя?» Они осуждали себя, но это была не депрессия, а чувство разлуки. Почему они не могли касаться Ее стоп? Чувствовали себя недостойными. «Я не хочу беспокоить», так говорила каждая из этих гопи. Поэтому они предлагали поклоны издалека. 

Через какое-то время одна гопи обратилась к другой: 

  Ты можешь мне помочь? 

А что тебе нужно? Пища, кров?

Нет-нет. Пожалуйста, дай мне адхикару для кунджа-севы

Ты же все знаешь. 

Нo мои знания несовершенны. Научи меня, как служить хорошо и сладостно. 

Ни одна не считает свое служение лучшим. Гопи отличаются кротостью и смирением. Гордыня приходит, когда кто-то считает себя умнее всех. Гопи все выполняют правильно и под руководством. Они всегда думают: «Старшим виднее, их служение совершенно. Кришна так доволен ими!»

Сама Шримати Радхарани молится Рупе, Рати и другим манджари и враджа-деви: «У вас столько любви к Кришне! А у Меня на самом деле ничего нет…» Неужели Она лукавит? Нет, Она действительно так считает. Поэтому Ее последовательницы думают точно так же. В сердце каждой есть эта сладость и смирение. 

Враджа-деви ничего не делают слишком быстро и никогда не хвастаются своим могуществом. Они делают немного, а потом почтительно ждут, когда смогут предложить свое служение старшим. И когда те, довольные ими, разрешают продолжать, они приступают к новому служению. Они очень внимательны к тому, чтобы все делать наилучшим образом, и постоянно советуются друг с другом. 

Существует много групп гопи, и в каждой группе огромное количество гопи, но между группами нет зависти. Они знают, что их старшие уважительно относятся к старшим другой группы, лидерам групп. Они понимают, что лидеры групп любят их и думают об их будущем, и все устраивают для взращивания настроения служения. И это не компромисс, а благоприятное настроение, которое приходит как благословение к тем, кто находится в анугатье

Порой враджа-деви начинают танцевать в саду. Они поют на разные мелодии, а Кришна наблюдает за ними издалека. Иногда гопи выгибают спину и устремляют свои взоры к небу. Это не просто упражнение. Они раздумывают: «Подходит ли мое тело для служения? Помогает ли оно мне или же обманывает?» Быть обманутым телом означает постоянно служить телу, выполнять все его прихоти. Но помогает оно по-настоящему или нет? Они размышляют об этом. 

А как они танцуют? Они не задерживаются в одном месте. Собрав сердца всех, кто видит их, наполнив их счастьем, они идут в другое место. Благодаря им все забывают о своих печалях и беспокойствах, все присоединяются к играм, песням и танцам. Молодые, старые, грустные все начинают танцевать. Это программа манджари. Они излучают все благостные качества. Если кто-нибудь попадает к ним, то тут же теряет свое сердце и погружается в кришна-расу. Они становятся расичными и без устали танцуют, поют и играют! Им дается правильное настроение и вдохновение. 

Например, если вы просто отправляетесь к Шри Гуру и маха-бхагавата Вайшнавам это уже садхана. Живете с ними это садхана. Подобным образом, если кто-то присоединяется к киртану манджари, тогда настроения манджари потоком хлынут в сердце, очистят его и наполнят всеми добродетелями. 

Шива тоже танцует, играет на инструментах и поет. И Маха-Лакшми совершает киртан, правда, у нее на киртан отводится только несколько часов. Однако программа враджа-деви обширна: сейчас в Нанда-бхаване, потом в Бхандираване, а затем в Камьяване и везде все по-новому. 

Когда Кришна отправляется с коровами в лес, Его друзья-пастушки играют на мридангах, флейтах, караталах, гонгах, джанджарах и поют сладостный киртан. Они не ходят просто так и не делают это как упражнение нет, они всегда ходят с киртаном

Если кто-то следует враджа-деви, то его танцы и музыкальные программы будут совершенны. А если не следовать им, то будет обычный спектакль, представление. Кришна очень доволен теми, кто связан с враджа-деви и манджари. Все Его качества присутствуют во враджа-деви, а те, в свою очередь, раздают их во время танцев и песен. Это такой легкий процесс! Он называется раса-лила. Во время раса-лилы раздается апракрита-раса

Раса-лила не означает объятия, поцелуи, танцы и наслаждения. Это лила распространения апракрита-расы Кришны, который является расо ваи саха. Махапрабху очень легко раздавал апракрита-расу в Кали-югу через санкиртану, и никто не осуждал это. Потому что когда дело доходит до раса-лилы Кришны, люди недоумевают: «Мужчина танцует с любовницами. Что это такое?»

Если только девушки танцуют, то нет проблем. А если там присутствует юноша, то люди говорят: «О, это плохо!»

Раса-лила это процесс распространения нектара Враджа, кришна-бхакти-расы. Ее невозможно получить с помощью сильной медитации. Тот, кто памятует раса-лилу и выражает почтение враджа-деви, станет смиренным. Он получит ответы на все вопросы и все его проблемы решатся. Огонь анартх потухнет. Если мы не будем вкушать эту расу, то нас не покинет жажда мирской расы: славы, почестей, хорошего здоровья…  

Поэтому говорится:

викридитам враджа-вадхубхир идам ча вишнох

шраддханвито ‘нушринуяд атха варнайед ях

бхактим парам бхагавати пратилабхья камам

хрид-рогам ашв апахинотй ачирена дхирах

(Шримад-Бхагаватам, 10.33.39)

[Разумный человек – это тот, кто, преисполнившись веры, сначала непрерывно слушает от своего гуру повествования о несравненном танце раса Господа Шри Кришны с гопи Враджа, а затем описывает эти игры. Благодаря этому он быстро достигает према-бхакти к Верховному Господу и избавляется от такой болезни сердца, как вожделение.] 

Миллионы жизней мы страдаем от болезни сердца. Как же можно от нее излечиться? Лекарство это слушание о раса-лиле от тех, кто обладает почтением и верой. Из вашего сердца уйдут все мирские привязанности и влечения. Вас покинут дурные настроения, идеи, низкие энергии и чувство вины. 

Без должного почтения никто не будет связан с апракрита-расой. Связь с ней обретут только те, у кого есть почтение. По-настоящему понять трансцендентную реальность сможет тот, кто обладает верой и уважением к Гуру и Вайшнавам. Можно быть рядом с садху, даже касаться их, но без веры и уважения ничего не произойдет. Это единственное правило для духовной жизни. 

Рупа-манджари и Рати-манджари находятся под покровительством сакхи: Лалиты, Вишакхи, Тунгавидьи, Рангадеви, Судеви и других, и относятся к ним с большим уважением. Манджари лучший пример следования по стопам. 

Одна гопи начинает киртан. Другая гопи, которая находится рядом, не может молчать она подпевает. Третья гопи также присоединяется к пению. Деревья и лианы риши и махариши, принявшие рождение во Враджа-мандале слушают этот киртан. Листочки на деревьях дрожат, хотя нет ветра. Все потому, что они испытывают экстаз романча и кампа. С ветвей деревьев капает мед, а цветы падают на землю. «Пожалуйста, дайте мне шанс всегда быть здесь, молятся они. Если у меня будут ноги, я убегу и не смогу увидеть эту раса-лилу. Я хочу стоять здесь вечно»

Когда Кришна совершает расу с гопи, это можно сравнить с тем, как человек смотрит на свою тень. Враджа-деви словно тень Кришны. Он видит Себя в сердце каждой враджа-деви. «О, в ее сердце присутствует Моя сварупа Радха-рамана, а в этом сердце сварупа Шри Натхи. Как им удалось поймать Меня?» удивляется Он. 

Враджа-деви вбирают в свои сердца настроения, качества и все, что связано с Кришной, а их последователи получают эти настроения. Любовь к Кришне, которая присутствует в сердце ачарьи, переходит в сердца его учеников. 

Кришна наблюдает все это. Он так рад! Он не перестает удивляться тому, что когда враджа-деви наносят чандану на свои тела, она проявляется на Нем. Они хранят Кришну в своих сердцах. Они не могут ничего делать для себя. Их украшения, наряды  все только для Кришны. Все, что у них есть, предназначено для Него. Люди могут думать, что вставляют в нос колечко, в уши серьги, на лодыжках завязывают ножные колокольчики, запястья украшают браслетами, но все это предназначено для Него. Искусство, позы и все, связанное с раса-лилой для Кришны. 

С удивлением взглянув на Свое тело, Кришна увидел, что враджа-деви везде на Его теле. Все оно состояло из кунджа-кутиров. Как же Он удивился! Арджуне и Яшоде Мате прежде Он показывал Свой вселенский облик, но сейчас Он Сам поражен, видя, что в Его теле присутствуют тысячи гопи. Оглядевшись, Кришна понял, что Его тело и есть место для враджа-деви. Они не только в Нем, но и поодаль от Него. 

экам эва параман-таттвам свабхавикачинтья-шактья

сарвадайва сварупа-тад-рупа-вайбхава-джива-прадхана-рупена

чатурдхаватиштхате сурьянтара-мандала-стхита-теджо ива

мандала тад-бахир-гата-тад расми-тат-пратиччхави-рупена

(Бхагават-сандарбха, Ануччхеда, 16.16)

[Высшая Истина одна, и это Верховный Господь. С помощью Своей непостижимой энергии Он вечно проявляется в четырех формах: это Его изна­чальный образ (сварупа); Его могущество, которое включает в се­бя Его обитель, вечных спутников и такие экспансии, как Господь Нараяна (тад-рупа-вайбхава); живые существа (дживы) и непроявленное состояние трех гун материальной природы (прадхана). Это можно сравнить с самим солнцем, его внутренним сиянием, лучами и его отражением.] 

 

Джива Госвами написал в «Сандарбхах», что Кришна один, и в Нем все покоится. Все наполнено кришна-расой. Дживы одновременно разлучены с Кришной и пребывают в Нем. Они непостижимым образом едины с Ним по природе и в то же время отличны. 

Дживы никогда не находят покоя, потому что направляют свою любовь на людей или вещи, но не на Кришну. «Это моя семья, моя комната. Вот мое тело. Это мои друзья». Однако у враджа-деви совсем другое настроение. Все, что у них есть, предназначено для Кришны. Это называется снеха, любовь и привязанность. Больше нигде не найти настоящую любовь. В этом мире нет истинного счастья и любви, один эгоизм. Служение это когда вы, собирая расу из лил, предлагаете ее в ответ.  

 

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить