Преданный: Вчера вы процитировали слова вашего Гуру Махараджа о том, что без Радхарани Кришна ноль, нирвишеша-брахма. Мы много раз слышали это и от вас. Но в «Джайва-дхарме» говорится, что у Кришны есть нечто, не относящееся к деятельности шакти. Он независим и волен поступать по Своему желанию. Вы сказали, чтобы я показал вам этот отрывок.
Шрила Гурудев: Да, здесь написано, что без шакти Кришна подобен нулю, а также что без ее помощи баддха-джива (обусловленная душа) не может получить никакого представления об этой шакти. Только достигнув уровня бхавы, или рати, преданный сможет что-то понять.
Преданный: Когда вы сказали, что без шакти…
Шрила Гурудев: В том-то и дело. Хотя Кришна и присутствует, без этой энергии Он будет ничем, нулем. Он будет нирвишеша-брахмой.
Преданный: Тогда почему в «Джайва-дхарме» говорится, что у Кришны есть свобода воли, которая не зависит от шакти?
Шрила Гурудев: Хотя Кришна обладает свободой воли и имеет желания, баддха-джива увидит Его как нирвишешу. Вишеша означает, что Он обладает обликом, качествами и всем остальным, но это исходит от шакти.
Преданный: Здесь говорится: «Даже если Кришна, без шакти, Он савишеша [т.е. обладает формой и атрибутами]».
Шрила Гурудев: Он никогда не бывает без шакти, но для логичности Шрила Бхактивинода Тхакур говорит подобным образом. Не прибегай к помощи ума. Всегда будь под руководством Шрилы Бхактивиноды Тхакура, Шрилы Рупы Госвами и наших ачарий, тогда ты сможешь понять. Как это называется?
Преданный: Анугатья (быть под руководством гуру-парампары)?
Шрила Гурудев: Гуру-парампара амная. Используй амнаю, а не свой интеллект. Постарайся понять, что такое амная (учение Вед, полученное через гуру-парампару).
3 марта 2002 года, Сингапур