ШРИЛА ГУРУДЕВАдвайта Ачарья

17 февраля 1994 года

[Хари-катха нитья-лила правишта ом вишнупада аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа, Бхакта-бандхава Шрилы Гурудева. Перевод с хинди.]

Шрила Гурудев: Сегодня день явления Адвайты Ачарьи, и по этому случаю Вайшнавы соблюдают пост. Адвайта Ачарья играет очень особую роль в лилах Шри Чайтаньи Махапрабху. Исключительно из-за него Шри Чайтанья Махапрабху явился в первой половине Кали-юги. Он нисшел необычайно быстро!

Advaita-Acharya-1-270x300Сейчас Вайшнавы прославят Адвайту Ачарью, а позже я немного расскажу о нем.

[После выступлений Вайшнавов Шрила Гурудев продолжает.]

Вайшнавы очень хорошо прославили Адвайту Ачарью. Он является Самим Бхагаваном – между Ним и Бхагаваном нет разницы. Здесь под Бхагаваном подразумевается не Кришна, а Каранодакашайи Вишну или Маха-Вишну. Адвайта Ачарья – это воплощение Каранодакашайи Вишну.

На все существует две причины: нимитта (побуждающая, или главная, действенная) и упадана (материальная, вторичная).

Каранодакашайи Вишну желает творить. Например, Кришне захотелось поднять холм Говардхан – и Говардхан был поднят. Как это произошло? Стоило Кришне пожелать, как пришла Его шакти и все сделала. Кришна только пожелал, а кто поднял холм Говардхан? Его шакти. Все, что есть в этом мире, не связано с Кришной напрямую. Тогда с кем связан этот мир? Он связан с Его шакти. Все вселенные и вообще все, что мы видим, проявлено благодаря шакти Кришны. Иччха-шакти Кришны творит все, но это невозможно увидеть. Коренная причина всего – это Кришна. Таким образом, Кришна желает, а Его внутренняя и внешняя энергии действуют.

Кришна желает: «Пусть будет творение». Тогда проявляются две личности: Маха-Вишну и Адвайта Ачарья. Кто такой Адвайта Ачарья? Он является упадана-караной. Как возникли эта земля и воздух? Откуда произошла махат-таттва, причина всего? Она произошла из пракрити, природы. Откуда изошла пракрити? Ее источником является Адвайта Ачарья.

Когда махат-таттва трансформируется, появляется ложное эго. Из него проявляется разум, а из разума – ум. Далее создаются действующие и познающие чувства, человеческое тело и материальные вселенные. Поэтому Маха-Вишну – это нимитта-карана, а Адвайта Ачарья – упадана-карана. Из-за Его желания природа подвергается трансформации. Мы верим в шакти-паринамаваду, учение о видоизменениях шакти Кришны.

Сам Адвайта Ачарья не изменяется, это делает лишь Его шакти. Материальная природа подвергается преобразованию, и таким образом происходит творение. Его шакти создает разум, ум, все материальные элементы. Но природа, или пракрити, не может действовать по своей собственной воле. Кто руководит ею? Адвайта Ачарья.

Он создает материальные вселенные, трансформируя Свою энергию. Поэтому Адвайта Ачарья считается упадана-караной, а Каранодакашайи Вишну – нимитта-караной.

Глина, вода, веревка, палка и гончарный круг – это составляющие. Но кто лепит глиняный горшок? Гончар. Он создает из глины множество вещей. Сможет ли он делать горшки без глины? Или: будет ли толк от глины, если нет воды? Нет, нужны глина, вода и все остальные ингредиенты. Допустим, все ингредиенты на месте, но нет гончарного круга. Можно ли тогда сделать горшок? Нет. Нужны все составляющие. Такова природа. На нее бросили взгляд – и началось творение. Чья это природа? Адвайты Ачарьи.

Пракрити означает шакти (энергия). Шакти и Шактиман (тот, кто владеет энергией) неотличны друг от друга. Таким образом Адвайта Ачарья считается изначальной причиной. Это тот самый Адвайта Ачарья, который является Маха-Вишну. Свет, исходящий изо лба Каранодакашайи Вишну…

Преданный: Сада-Шива?

Шрила Гурудев: Да. Адвайта Ачарья – это также Сада-Шива, который проявляет грубые и тонкие материальные элементы. Таким образом, Сада-Шива действует как упадана-карана. Шанкара тоже занят в творении. Все является творением Сада-Шивы, или Адвайты Ачарьи. В некоторых источниках Сада-Шиву рассматривают как Адвайту Ачарью. Это можно понять, если внимательно изучить комментарии к «Брахма-самхите». Кто такой Адвайта Ачарья, Сада-Шива? Он изошел из Маха-Санкаршаны. Сада-Шива изошел из Маха-Санкаршаны, а из Сада-Шивы изошел Каранадакашайи Вишну. Поэтому две эти таттвы тождественны. Адвайта Ачарья является прямой экспансией Сада-Шивы. Баладева Прабху и все Его экспансии, вплоть до Вишну, находятся в дасья-бхаве, настроении слуги. Только Кришна и Нараяна имеют настроение Прабху, Господина. Экспансии же Баладевы Прабху находятся в дасья-бхаве. Поэтому Адвайта Ачарья, или Маха-Вишну, имеет дасья-бхаву. Из Маха-Вишну проявляются Гарбходакашайи, Кширодакашайи и Шеша-Нага.

Следовательно, первым в этот мир пришел Адвайта Ачарья, поскольку Он обладает дасья-бхавой. Он подготовил благоприятную почву для Махапрабху. В те времена все были настроены враждебно против преданных, повторявших имя Кришны. Видя преданного Кришны, они хлопали в ладоши и смеялись: «Ха-ха, у него тилака на лбу! А вокруг шеи он оборачивает дерево».

Все тонули в самсаре… В Навадвипе в то время жило много  великих ученых. Они неустанно спорили друг с другом на темы пракрити, пуруши и санкхьи, а также ньяи (логики). У них не было отношений с Бхагаваном. А простые люди принимали алкоголь и поклонялись Богине Дурге, наливая вино в черепа. Люди тратили огромные деньги на кошачьи свадьбы. Им было крайне неприятно, когда кто-то говорил о кришна-бхакти, поскольку они являлись ярыми противниками бхакти. Подобные времена потихоньку возвращаются. В Бенгалии люди очень почтительны, но в Уттар-Прадеше при встрече с Вайшнавами никто не выкажет им уважение. В былые годы даже ребенок, который под себя ходит, кланялся Вайшнавам. Он лепетал: «Пранамы, БабА! Радхе Радхе!»

В настоящее время люди дразнят Вайшнавов, не почитают их, как раньше. И если старшие с большим почтением относятся к Вайшнавам, их дети тоже в какой-то степени оказывают им уважение. Но их внуки постепенно начинают с пренебрежением относиться к Вайшнавам. Во времена Адвайты Ачарьи ситуация была намного страшнее. И Он, обеспокоенный этой проблемой, раздумывал, как это исправить.

«Пока не придет Махапрабху, люди так и будут деградировать», – размышлял Он.

Поэтому Он поклонялся Кришне. Как Он это делал? Как Он Его звал? «Если я возьму несколько листиков Туласи и предложу их вместе с водой Ганги Шалаграме, тогда Кришна услышит Мои молитвы», – думал Адвайта Ачарья.

Примет ли Кришна ваше поклонение, если вы предлагаете только листья Туласи с водой Ганги? Без бхавы (настроения нежной преданности) даже такое подношение будет бесполезным. Может ли поклонение увенчаться успехом, если нет веры? Нет. Однако если у вас такое же настроение, как у Адвайты Ачарьи, то подношение листочков Туласи и воды Ганги принесет свои плоды.

Итак, услышав молитвы Адвайты Ачарьи, Махапрабху низошел в этот мир. В конце игр Махапрабху Адвайта Ачарья произнес такой стих:

 

баулаке кахиха, – лока ха-ила баула

баулаке кахиха — хате на викая чаула

баулаке кахиха — ка йе нахика аула

баулаке кахиха — иха кахиячхе баула

(Чайтанья-чаритамрита, Антья, 19.20–21)

[Один безумец отправляет записку другому безумцу: «Рис на базаре больше никому не нужен, поэтому пора закрывать лавку».]

 

В послании Адвайты Ачарьи говорилось: «Скажи трансцендентному безумцу, что больше нет нужды в рисе».

Кто сумасшедший? Кто погружен в кришна-прему? Это Шри Чайтанья Махапрабху. Он пришел даровать прему. Послание гласило: «На рынке рис больше не нужен». Махапрабху низошел в этот мир с «рынком» кришна-премы. Когда рис есть повсюду, значит его у всех вдоволь. Другими словами, поток кришна-премы затопил все дома, поэтому уже не было необходимости в личности, которая открыла этот рынок премы. То есть Адвайта Ачарья отправил Махапрабху весть: «На базаре рис больше не нужен. Его полным-полно везде».

Что означает это послание? Ранее према была недоступна, но теперь ее можно найти в каждом доме. Больше не осталось обделенных этой премой и, значит, рынок премы больше не нужен. Поэтому Адвайта Ачарья сказал Махапрабху: «Настало время Тебе уходить. Возвращайся в Свои вечные игры».

Когда Махапрабху услышал это послание, Он посерьезнел. Только еще одна личность, Шри Сварупа Дамодара Госвами, понял это послание. Больше никто ничего не понял. Преданные спросили у Махапрабху, в чем причина смены Его настроения, однако Он только промолвил: «Поклонение Кришне завершено».

Махапрабху имел в виду следующее: «Адвайта Ачарья призвал Меня, и теперь Моя миссия здесь подошла к концу. Он хочет забрать Меня обратно в Свою обитель».

С тех пор Махапрабху дни и ночи проводил в келье, в Гамбхире, погруженный в воспевание имен Кришны. Он непрерывно проявлял признаки трансцендентного экстаза и, в конце концов, вошел в Божество Гопинатхи. После этого Его больше никто не видел…

Затем Гададхара Пандит и Сварупа Дамодара оставили этот мир. Постепенно все спутники Махапрабху стали уходить, поскольку личность, ради которой они пришли, ушла. Но Адвайта Ачарья ушел не сразу. Он был на 60 лет старше Махапрабху, а после Его ухода оставался в этом мире еще 25 лет. Почему? Он – Сам Маха-Вишну. Этот мир принадлежит Маха-Вишну. Адвайта Ачарья не хотел, чтобы после ухода Махапрабху в мире начался хаос, поэтому остался, чтобы его поддерживать. Он проповедовал еще много лет и успокаивал каждого, кто тонул в разлуке с Махапрабху.

Почему наш Рагхунатха дас Госвами пришел во Вриндаван? Он думал: «Я расстанусь с жизнью во Вриндаване: либо утоплюсь в Ямуне, либо спрыгну с вершины Говардхана».

Рупа и Санатана успокоили его и окружили своей заботой. Нитьянанда Прабху также оставил этот мир. И теперь Адвайта Ачарья успокаивал всех. Потом в этом мире появились трое великих преданных: Шьямананда Прабху, Нароттама Тхакур и Шринивас Ачарья. Когда они повзрослели и стали проповедовать, Адвайта Ачарья оставил этот мир и присоединился к служению Своему Прабху. Такова истина об Адвайте Ачарье. Есть еще очень много Его славных деяний, о которых можно рассказать, но нет времени. Уже семь часов, и на сегодня я закончу. Если будет возможность, в другой день я поведаю еще больше о славе Шри Адвайты Ачарьи.