29 декабря (утро) 2012 года
Настроение мангала-арати
Сегодня 29 декабря. Два года назад в Джаганнатха-пури рано утром, в брахма-мухурту, Гурудев вошел в нишанта-лилу в свое вечное служение. Гурудев все время объяснял мангала-арати Парам-гурудева. Парам-гурудев собрал всю суть таких произведений, как «Говинда-лиламрита», «Бхаджана-рахасья», и написал мангала-арати, а Гурудев написал множество комментариев к нему. Как всех привести в нишанта-лилу и установить отношения? Он объясняет это.
В «Джайва-дхарме» описано, как рано утром Бабаджи Махарадж повторял харинаму и памятовал эту нитья-лилу, а Санньяси Тхакур сидел около него. Бабаджи Махарадж не называл его Санньяси Тхакуром, он сказал: «О Рамана Манджари, смотри, пришла обезьяна Каккхати, она громко кричит, а Мои Радха-Говинда сейчас отдыхают. Лалита-деви будет встревожена». Таким образом он сам медитировал и давал своему ученику намек. Шрила Гурудев служит в этой лиле. Рано утром каждый день гуру-варга в 2.30?3 часа встает и служит в этой лиле. Каждый, кто придет к нему, он дает им возможность войти и служить в этой нишанта-лиле.
Как войти в эту лилу, как служить в ней? Гурудев сам каждое утром в первую очередь молился Пурнамаси Йогамайе:
радхеша-кели-прабхута-винода
вийнаса-виджнам враджа-вандитангхрим
крипалутадйакхила-вишва-вандйам
шри-пурнамасим шираса намами
Потом:
ха деви каку-бхара-гадгадайадйа-вача
йаче нипатйа бхуви дандавад удбхатартих
асйа прасадам абудхасйа джанасйа критва
гандхарвике тава гане гананам видхехи
(Шрила Рупа Госвами, Шри Гандхарва-сампрартхана-аштака)
Потом молился Гирираджу Говардхану и возносил другие молитвы.
Сегодня рано утром он, оставив этот мир, вошел в эту нишанта-лилу для служения. Много раз он объяснял мангала-арати Парам-гурудева.
Он говорил, что каждое утро в Нанда-бхаване Нанда Махарадж и Яшода мата закрывают двери, где спит Кришна, и охраняют вход, чтобы никакие друзья Кришны не приходили и не беспокоили его, чтобы павлины не пели, чтобы другие птицы, олени молчали, чтобы коровы не мычали, ? она все это устраивает. Она посылает своих слуг в коровник, чтобы они проследили за этим. Она смотрит по всем комнатам. Во время нишанта-лилы она смачивает полотенце теплой водой и растирает Кришне стопы, руки, лицо, в рот кладет Ему масло и мишри. Яшода мата с лампадой гхи проверяет тело и лицо Кришны: вчера он ходил в лес, нет ли там царапин? Мама Яшода выходит из комнаты и никого не пускает туда. Она служит Кришне, преисполненная ватсалья-премой.
И Гурудев в своей сварупе под руководством Рупы, Рати, Лаванги, Ананги, Виноды, Раса, Камалы, Кастури, Виласы, Гуны Манджари он вошел в вечную Враджа-дхаму, в эту нитья-лилу.
Шримати Радхарани рано утром идет с Варшаны. Всю ночь, после того как пришла с раса-лилы, Она готовила много блюд. Сакхи-манджари много всего собрали. Они пришли на Према-саровару. Там Шримати Радхарани проверила, все ли сакхи-манджари пришли, сколько блюд они приготовили. Все манджари под руководством лидеров групп принесли хорошую воду, мед, молоко, много напитков, различные блюда, цветочные гирлянды, сандаловую пасту, кастури, кункум, горочану, чандану, одежду, тюрбаны, павлиньи перья. Они все это приготовили для Кришны.
Гуру-пада-падма занят в своем вечном служении во время нишанта-лилы, и любому, кто принимает прибежище у его лотосных стоп, приходит к нему во Враджа-дхаму, он дает адхикару для вечного служения, вовлекает в него и делает возможным привязанность к нему. Поэтому он открыл эту Сева-кунджу. Эта Сева-кунджа ? центр служения и обучения. Он учит всех, кто приходит. Для тех, у кого-то есть жадное стремление служить в Сева-кундже, это возможно. Он говорит: Парам-гурудев написал эту мангала-арати, но кто следует этой нишанта-лиле? С 3 до 4.48 – время нишанта-лилы. До пяти часов утра половина нишанта-лилы закончена. После этого Кришна просыпается, всё устраивают для Его омовения и массажа.
Парам-гурудев собрал суть книг «Вилапа-кусуманджали» Даса Госвами, «Говинда-лиламриты» Кавираджи Кришнадаса и «Кришна-бхаванамриты» Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, «Сапна-виласамрите» – и написал: мангала нишанта лила мангала удойе. Как это проявится в сердце? Гурудев вошел в эту нишанта-лилу со своей группой, последователями, со своими слугами, и он вечно находится там и вечно занят в этом благоприятном служении. Парамгурудев всем дает адхикару для этого благоприятного служения.
Сейчас Шримати Радхарани с самого утра готовит на кухне. Гурудев знает, как готовить замечательным образом, и Парам-гурудев очень счастлив, когда он это делает.
Однажды Парам-гурудев взял с собой в Сиддхабати Гаудия Матх моего Гуру Махараджа, Трипунати Бабаджи Махарджа и Гурудева, всего четыре человека. Каждый день Махарадж готовил, и Парамгурудев был очень доволен: «О, Махапрабху и Гададхара Пандит несомненно приняли это подношение! Не иначе как сами враджа-деви в вечной Враджа-дхаме научили тебя, откуда тогда ты знаешь, как готовить?» Он готовил и устраивал все служение Парам-гурудеву. Он был экспертным во всех видах служения. Парам-гурудев там жил четыре месяца, и каждый день после мангала-арати Гурудев готовил прекрасные подношения: множество видов чатни, пакоры, пури, парадхи, малпуа.
Парамгурудев говорил: «Я сейчас уже не в этом мире, я в вечном мире с враджаваси, это они прислали тебя. Иначе как ты можешь так служить и все устраивать? Это в тебе проявляется настроение служения враджаваси». В противном случае если люди сумасшедшие, ленивые, то в их сердце нет вдохновения, не проявляется настроение служения.
Настроение враджа-деви
Каково настроение враджа-деви? Рано утром Кришна идет пасти коров. После мангала-арати с одной стороны растирают тело Кришны, омывают, а на другой стороне ему готовят множество блюд, с еще одной стороны сакхи делают ему прекрасные гирлянды. Гурудев замечательным образом готовил, а также был очень экспертен в одевании и украшении Божеств. Парам-гурудев видел, как красиво одеты и украшены его Божества. И также после абхишеки, после шрингара-арати Гурудев все устраивал, раздавал своему Гурудеву и всем вайшнавам прасад. Парамгурудев и все преданные принимали эти вещи. Он говорил: Нитьянанда Прабху принимал прасад у Даса Госвами и распространял его всем. Почему? Он – Рати Манджари, и если принять из рук Рати Манджари какой-то прасад, то в сердце такого человека придет эта любовь, вдохновение враджаваси, их сила.
Чтобы связаться с Враджа-бхуми, необходимо иметь жадность к маха-прасаду. Оннаполнен любовью к Кришне, он сарва-дукханам.
Если вы принимаете не маха-прасад, а пищу из рук обычных людей, приготовленную с обычным настроением, то придет обычное настроение. Поэтому Нитьянанда Прабху со многими преданными сидел на берегу Ганги и говорил: «Рагхунатха, ты готовь сегодня для всех преданных прасад. Это твое наказание. Ты долгое время здесь, но не дал никому своей любви, не поделился ею ни с кем. А как это тогда придет к нам? Я позвал всех и привел сюда, а ты накорми всех враджа-премой». Как Нитьянанда Прабху сказал: я памятую сейчас ямуна пулине, а ты устрой все, как враджа-деви устраивают и кормят всех сакхов. Нитьянанда Прабху дал приказ, и Рагхунатха Госвами без каких-либо споров все устроил. Нитьянанда Прабху был очень счастлив и доволен, и потом они с Махапрабху принимали этот прасад.
Как Парам-гурудев говорил: «О Гаура-нараяна, те, кто приходит на Вайкунтха-локу к Нараяне, не знают, как вырваться за пределы Вайкунтхи, айшварьи, и получить естественную, духовную любовь к Господу. Ты же готов для того, чтобы всех перенести за пределы айшварьи. Ты кормишь всех маха-прасадом». Так Парамгурудев принимал прасад и прославлял его.
Через какое-то время началась Навадвипа-парикрама, и Парамгурудев дал приказ: «Гаура-нараяна, ты позаботься обо всей парикраме. Организуй не только программу в пандале, классы и лекции, но и прасад. Твоя прямая обязанность ? накормить всех». Гурудев ответил на это: «Мне недостаточно одного твоего приказа, нужна еще твоя милость». Парам-гурудев сказал: «Я всегда с тобой в вечной Враджа-мандале. Если будешь распространять этот прасад, то все получат отношения с Враджа-бхуми».
Как Гурудев стал давать лекции
Так, Гурудев готовил, а затем предлагал Парам-гурудеву. Тот проверял, и если был доволен и счастлив, то давал вайшнавам. Но если Парам-гурудев не был доволен, то никому ничего не давал. Таковы вечные отношения, то, как приходит вечная сила. Иначе я готовлю, предлагаю Божествам, но если не предлагаю гуру-варге, вайшнавам, маха-бхагаватам, если они не могут посмотреть, принять, коснуться, как сила появится в этом? Как появится вкус и как это будет помогать духовно? Поэтому Гурудев всегда был в анугатье, следовал по стопам. Парамгурудев же всегда улыбался: «Я понял теперь! Если я смотрю, этого достаточно. Что бы ты ни предложил мне, я приму!» Вот это и есть отношения. У гуру-варги есть любовь. Где бы они ни были, что бы к ним ни приходило, они все предлагают своему возлюбленному Гурупада-падме. Гурудев принимает все, предлагает своим возлюбленным Лалите, Вишакхе, Шримати Радхарани и Кришне. И это возвращается от них как маха-прасад.
Гурудев говорил: «Сейчас у нас большая парикрама, программа. Парам-гурудев дал приказ: если вы все делаете не в настроении враджаваси, тогда это будет, как у обычных людей, и не будет помогать. Все необходимо делать в настроении враджаваси».
Обусловленные души (менеджеры в отеле, повара, работники) тоже готовят, раздают. Но это не помогает, в этом нет любви, привязанности, отношений с вечным Враджем, у них есть огонь гнева или какой-то другой огонь.
Далее Парам-гурудев сказал: «Гаура-нараян, ты давай лекции». Гурудев не говорил ему: «Но я только что пришел к твоим лотосным стопам, какие лекции я могу давать?» Он не спорил, а только: «Хорошо. О Гурудев, ты дал мне приказ, мне этого будет достаточно». Парам-гурудев согласился.
С того дня Гурудев давал утренние и вечерние лекции. Все старшие ученики Сарасвати Прабхупады Тхакура, Парам-гурудева приходили и слушали. Парам-гурудев говорил: «Если маха-бхагавата, истинный преданный, божественный учитель говорит хари-катху, это дает отношения с Господом и Его семьей. Гаура-нараяна – тоже член семьи Господа, он член нашей семьи, и все, что он говорит, это истина, это помогает».
«Я знаю Прабхупаду»
Иногда, рассказывая хари-катху, он говорил: «Я знаю язык, книги Прабхупады Сарасвати Тхакура, я все знаю». Ученики Прабхупады тогда спрашивали его: «Откуда ты знаешь»? Он только и отвечал: «Я знаю». Потом они жаловались Парам-гурудеву: «О, Кешава Махарадж, Гаура-нараяна только недавно пришел, а уже говорит, что он знает Прабхупаду, что он встречался с ним и знает о нем все». «Хорошо, вы позовите его самого и спросим», ? соглашался Парам-гурудев.
«Гаура-нараяна, откуда ты знаешь Прабхупаду?» ? «Я знаю тебя, а ты знаешь Прабхупаду, поэтому и я тоже знаю его. Ты рассказывал о нем, а я все это слушал. Я видел, что он всегда с тобой, как он близок тебе, и как ты всегда рядом с ним. Я видел твое сердце, видел, что ты всегда с Прабхупадой, поэтому я знаю Прабхупаду».
Парам-гурудев и его духовные братья были удивлены: «Как ученик близок своему Гуру-пада-падме! Он знает его сердце и того, кто в его сердце».
Любой, кто будет смотреть в мое сердце, увидит, что в моем сердце очень много желаний и других очень опасных вещей, но чистый, истинный преданный видит сердце своего Гурудева, Парам-гурудева, гуру-парампары, Господа и семьи Господа. Это называется отношения. Но как я смотрю на Гурудева? Я думаю: он бенгалец, индус, тамилец. Я не могу видеть Гурудева. Но когда я буду повторять гуру-мантру, я получу отношения с Гуру-пада-падмой и все пойму. Не надо уходить далеко от Гурудева, потому что с ним присутствует его возлюбленный Гурудев. Тот со своим Гуру Махараджем, Гуру Махарадж со своим Гурудевом… Это и есть семья Господа.
Кришна говорит:
ачарьям мам виджаниян
наваманйета кархичит
на мартйа-буддхьясуйета
сарва-дева-майо гурух
(Ш.-Б., 11.17.27)
Гуру – моя сварупа, моя экспансия, мой близкий и возлюбленный, и все полубоги присутствуют в Гурудеве, они рядом с ним. Не надо уходить далеко от Гурудева. Чтобы увидеть гуру-парампару и Господа, достаточно просто быть рядом с гуру. Если с гуру есть отношения, тогда все будет просто, тогда будешь связан со всей гуру-парампарой, получишь все благо. Из этого класса они поняли, что Гаура-нараяна ? необычная личность.
Откуда приходят шастры, шрути, Упанишады, Веды, Веданта? Говорится: тасмад гурум прападйето.
Йасйа деве пара-бхактир. Если кто-то предлагает поклоны Господу с желанием служить Ему, то вся милость приходит. Но если в сердце есть бхакти как к Господу, так и к Гурудеву, тогда все знание, вся таттва придут в сердце. Если есть твердая вера, глубокая любовь и крепкие отношения, то не будет никакой мирской привязанности.
Служение книгам
Как он служил Парам-гурудеву? Он устраивал любую программу по желанию Парам-гурудева: печатал многие книги и «Гаудия-патрику». Парам-гурудев дал ему приказ: «Ты сейчас едь в Матхуру и живи там. Как я здесь издаю “Гаудия-патрику”, так и ты там печатай “Бхагават-патрику”. И всю мою Гаудия-литературу ты переводи на хинди и распространяй». Он не ответил на это: о, как я буду здесь один, как я буду заниматься менеджментом? У него была вера и у него были отношения, поэтому он знал, как делать.
Гурудев пришел и спросил: «Бхагават бывает двух видов: бхагават-шастра и бхагават-бхакти-раса-патра, личность. О каком виде бхагават я буду печатать в журнале? В шастрах есть множество свидетельств и наставлений, но что принимает бхакта-бхагават?»
И об этом он спросил Парам-гурудева, что он должен делать прежде всего: о славе бхакта-бхагават или грантха-бхагават? «В первую очередь начни со славы четырех сампрадай и четырех ачарий». ? «Что же тогда, не о Гурудеве, не о Парам-гурудеве, парат-парам-гурудеве, парамештик-гурудеве?» ? «Да, и о них. Но описать славу гуру-парампары и ачарьев четырех сампрадай тоже необходимо. Их милость и благословения необходимы».
Как, например, Рамануджачарья. Он никогда не встречался со своим Гурудевом. Никогда не слушал никаких лекций Гурудева и его слов. Однако Гурудев любил его, а он глубоко уважал Гурудева и слушал о его славе. Когда он пришел к Гурудеву, тот оставил этот мир. Тогда он служил всем своим духовным братьям, по шесть месяцев каждому. В их сердцах было много любви к Гурудеву, у них была его милость, и Рамануджачарья, служа им, тоже получил эту милость. Послужив всем им, он принял титул и пост ачарьи.
Как к нам придет желание гуру-севы, сила? Поэтому Парам-гурудев дал приказ служить всем ачарьям. Тогда Гурудев в Матхуре повесил изображения Рамануджи, Вишнусвами, Мадхвачарьи, Нимбарки (Нимбадитьи), а потом Гурудева, Парамгурудева, парат-парам-гурудева, парамештик-гурудева. Каништха-адхикари только поклоняются Господу и Божествам и следуют шастрам, но они не знают шастры, бхакти-раса-патру, вайшнавов и гуру, они не могут им поклоняться. Откуда придет бхакти-раса? Поэтому сева маха-бхагавата гуру-варге просто необходима.
Затем Махарадж начал по приказу своего Гурудева издавать «Бхагават-патрику», в которой собрана вся слава гуру-варги и ее нектар. Чтобы джива не пошла по неправильному пути, Гурудев перевел на хинди такие книги Парам-гурудева, как «Майявада дживана», «Сахаджия», напечатал и распространил их. Парам-гурудев очень обрадовался этому служению. Он сказал: да, это ? гуру-сева, бхагават-сева, ты по всему миру это распространишь, и все будут служить маха-бхагаватам, вайшнавам, бхакти-раса-патра, и тогда все разовьют отношения, пересекут майю и достигнут вечной Враджа-мандалы.
Если у вас нет отношений с враджаваси, вы можете повторять, повторять, читать, писать, но кто вам поможет, кто позаботится о вас, кто вырвет из когтей майи? Воспевая таким образом, вы приобретете только еще большее желание наслаждаться майей. Вы будете молиться: «Господь, дай мне много-много майи». Но если у вас есть отношения с бхактами, тогда бхакты скажут вам: «Это бесполезно, ложно, временно, это не наш дом, все должны отправиться в вечную Враджа-мандалу, почему вы теряете время, проводите свою жизнь впустую? Пожалуйста, пойдемте с нами».
Это необходимо.
Куда бы маха-бхагавата ни шел, он помогает всем установить с ним отношения, стать другом.
Почему Матхура?
Парам-гурудев сказал: «Я доволен всем». Тогда Гурудев спросил у него: «Почему же ты открыл центр в Матхуре, а не во Вриндаване, Враджа-мандале, вечном месте?»
Его ответ быть таков: «Матхура очень помогает обычным обусловленным душам, бхактам, садхакам. Почему? Сюда Кришна пришел один из Враджа-мандалы, и все время Он думал о враджа-деви, враджаваси, о враджа-севе и любви враджаваси. Он вспоминал это и страдал. Если кто-то отправляется к Кришне в Матхуру, из Его сердца приходит это настроение разлуки. Тогда он начинает думать только о враджа-деви, враджаваси. Там двиджапатни день и ночь думали о гопи и враджадеви. Поэтому Кришна был очень счастлив и дал им свой даршан, принял от них прасад.
Если кто-то отправляется в Матхуру, то вначале он должен сходить в Вишрам-гхат, оставить там карму, йогу, гьяну отдыхать, а потом уже пойти на даршан к Кришне. Как там Кришна страдает от випраламбхи, разлуки… Випраламбха ? это настроение Махапрабху.
Кришна думает: как же мне пойти во Враджа-бхуми и служить враджаваси, враджадеви, Нанде и Яшоде? Вот тогда в сердце преданного приходит желание Враджа-бхуми, и это называется анурага. Эта анурага приходит и тогда все становится возможным. А иначе вы приходите во Вриндаван и думаете о джада-анураге, об обычных, материальных вещах. Если есть жадность к этому, тогда можно все потерять.
Тогда Гурудев понял: «О, вот поэтому ты мне дал здесь место ? чтобы объяснить и распространить славу враджа-деви».
Парам-гурудев ответил: «Да, ты понимаешь мое сердце.
Почему? Садху-криттва. Что это означает? Как сделать Кришну счастливым? Он говорит: “на парайе ‘хам ниравадья самуджьям сва-садху-критьям вибудхайюшапи вах ? Я в долгу перед всеми враджадеви и не могу отплатить им”. Как Кришна может отплатить им? Любой садху, который приходит в этот мир, распространяет славу враджадеви,их исключительность, качества, понимает их славу и то, насколько они высоки, пытается всех сделать последователями враджадеви. Кришна становится очень доволен: если кто-то любит моих враджадеви, почитает их, имеет в них веру, понимает их славу, то, насколько гопи возвышенны, как это настроение в высшей степени возвышенно, тогда он станет садху. Садху меняют, очищают природу всех, и люди пересекают этот материальный мир и обретают манджари-бхаву. Это мое желание и желание Махапрабху. Махапрабху пришел в этот мир именно для этой цели».
Тогда Гурудев понял: «О, это истина!»
Вы приходите в Двараку, Матхуру, но думаете о Враджа-бхуми. Это лучше, чем жить во Враджа-бхуми, но думать о богатстве Двараки и Матхуры.
Парам-гурудев рассказывал про одного бабаджи, который совершал бхаджан на Радха-кунде. Однажды он подумал, что хорошо бы съездить в Двараку. Тогда к нему пришли люди: «О бабаджи, поедем в Двараку! Мы оплатим тебе дорогу». Он отправился в Двараку, принял там остатки прасада Рукмини и вернулся обратно. Тогда вся гуру-варга, враджаваси, сказали: все, теперь у нас нет с тобой отношений. Они даже разговаривать с ним не стали, перестали обращаться к нему и вообще не смотрели в его сторону. Все отношения были разорваны. Гурудев тоже оставил его. Ты оставил Враджа-бхуми, враджаваси, ты съездил в Двараку и теперь стал последователем Рукмини. Ты больше не любишь враджадеви, враджаваси. Кришна не счастлив от этого, Он тоже отказался.
Линия враджа-деви
Точно так же: приходите во Враджа-мандалу, но как следовать враджаваси, Враджа-бхуми?
Таково было сильное желание Парам-гурудева. Гурудев следует этой линии и распространяет это, дает, помогает. Иногда Парам-гурудев ездил в Джаганнатха-пури, получал даршан Джаганнатхи и Гамбхиры, Сиддха-бакулы, где жил Харидас Тхакур и все преданные. Куда он ходил каждый день? В Тота-гопинатх, чтобы получить даршан Тота-гопинатхи. Махапрабху жил в Гамбхире и давал эту враджа-бхаву. Парам-гурудев не так желал получить даршан Джаганнатхи. Гопинатх давал Ему это. С одной стороны Гопинатха, а с другой Джаганнатха. Ты последователь гопи или Маха-Лакшми, Рукмини, каков твой выбор?
Множество преданных бегают. Но когда Нитьянанда Прабху был в Гаура-мандале, Он собрал хороший рис, фрукты, сладости и многое другое, принес все это Гададхаре Пандиту: «Гададхара, ты предложи все это Гопинатху». После того как Гададхара Прабху предложил это, он дал прасад Нитьянанде Прабху. Махапрабху убежал из Гамбхиры и оставил всех, пришел один. О, ты последователь Гопинатха, последователь гопи! Ты принимаешь прасад здесь и не делишься со Мной? Махапрабху знал, что у Джаганнатхи много прасада, но он не был счастлив и доволен. Кришна не доволен, если нет того, что готовят гопи, их прасада, гопи-бхавы. В «Чайтанья-чаритамрите» Кришнадас Кавираджа Госвами пишет: Кришна не счастлив, когда Ему предлагают с настроением Двараки, Матхуры. Однако если вы следуете по стопам гопи, манджари, следуете их настроению, то Кришна будет доволен всем, что бы вы ни делали.
Гуру-варга приходит для того, чтобы обучить джив, как в этой жизни быстро обрести отношения с враджаваси без аскез, медитаций и каких-либо других программ, как не провести эту жизнь впустую. Они проповедуют и распространяют, обучая этому очень легкому и простому процессу. Если у вас есть жажда к этому, тогда бхакти станет для вас очень легким и простым, тогда быстро обретете отношения. С кем? С враджадеви. И тогда автоматически придет их настроение. А если вы будете с обычным человеком, тогда к вам придет его настроение, будете обеспокоены, не будет вкуса к харинаме, хари-катхе, киртану.
Откуда приходит вдохновение, сила? От крия-шакти, хладини-шакти Шримати Радхарани. У Ее последователей есть эта сила. Если вы не следуете им, откуда к вам придет эта сила? Люди спрашивают: повторяем харинаму, но нет вкуса, нет желания. 10?20 раз спрашивают. А сколько кругов ты повторяешь? О, нет времени, нет вкуса. Почему нет вкуса? Откуда приходит сила, энергия и вкус? Гопи воспевают имена Кришны, а когда вы рядом с их последователями, тогда естественным образом к вам придет вкус и желание повторять. А если нет отношений с бхактами и гопи, следуете обычным материалистичным людям, которые повторяют обычные имена, так какие желания к вам придут?
Гурудев объездил все страны, обучая всех, как обрести это настроение. Он все время объяснял все стихи «Упадешамриты». После того как Свами Махарадж ушел, многие западные ачарьи пришли к Гурудеву. Если есть милость Гурупада-падмы, тогда почитают вайшнавов. По милости вайшнавов мы можете получить отношения со своим Гурудевом и Господом. Хари, гуру и вайшнавы неотличны. Они в одной линии, они все равны.
У Кришны и враджа-гопи есть любовь и желание. Враджа-гопи желают служить Кришне, а Кришна ? враджа-гопи. В «Упадешамрите» Рупа Госвами говорит: вачо вегам. Что это означает? Кришна сейчас находится в кундже Чандравали. Кто-то пришел и сообщил Шримати Радхарани: «Кришна не придет, Падма Его поймала и отвела в кунджу к Чандравали». Кришна пришел и обратился к Шримати Радхарани как к Чандраяни. Она разгневалась, отвернулась и убежала. Никаких больше отношений с Ним. Кришна подумал тогда: «О, вот это мое вачо вегам!»
В материальном мире люди говорят о мирском, но это не беспокоит ни Кришну, ни Шримати. Если кто-то очень плохо отзывается о враджа-лиле, только тогда Они будут обеспокоены. Это вачо вегам. Я никогда не буду ничего говорить против гуру-варги, не буду ничего писать против них, потому что из-за этих беспокойств люди убегут от гуру-варги. Если Гурудеву жаловаться на кого-то, он будет очень обеспокоен, в таком случае невозможно стать близким ему. Гурудев всегда очень сладок и всегда очень сладко говорит. Он собирает сердца и предлагает их своему Гуру-пада-падме. Эта сладость – это не вачо вегам. Если я говорю какие-то нехорошие вещи, тогда люди оставят Гурудева и Вайшнавов, убегут, уйдут к майявади, к бабаджи.
Однажды он спросил Парам-гурудева: «У многих людей есть желание обрести сиддха-пранали в этой жизни». Парамгурудев был очень строг на этот счет: «Сахаджия-пранали – это смертельное пранали. Люди очень быстро отправляются в ад за такое пранали». Что такое сиддха-пранали? Прабхупада Сарасвати Тхакур всем давал дикшу, мантру, и в это время он менял их природу. Он давал им адхикару для кришна-севы и повторения мантры. И с того дня они начинали меняться: они понимали, что они слуги Господа, и они предлагают бхогу Божествам. А майявади, бабаджи и их последователи курят, пьют, едят, занимаются чем попало, но тоже повторяют при этом харинаму. Они что, истинные? Или же Прабхупада истинный? Куда бы гуру-варга ни пришла, куда бы ни пришел Прабхупада, они меняют природу всех, потому что они истинные. Поэтому говорится, что если только у вас есть отношения с Кришной, гуру, что бы вы ни делаете, это будет совершенным, истинным.
Приводите к Гурудеву
Если у людей есть любовь к Гурудеву, то они приводят всех к нему. Сегодня я говорил: у одного человека есть любовь к Гурудеву, у десяти… Они приводят к Гурудеву. Что тут такого? Каких бы вы джив ни нашли, приводите всех к Гурудеву, он будет о них заботиться, они станут его семьей. Откуда зависть? Приведут женщин или мужчин. Гурудев всем дал разрешение: идите проповедуйте и помогайте дживам. Всем санньяси говорит: идите и давайте всем харинаму и дикшу, приводите ко мне! Он уже дал им разрешение на это. И они приводили к нему людей с осознанием, что эти ученики ? не их собственность. И тогда все получают благо. Постепенно у них появляется десять процентов любви, пятьдесят, восемьдесят, сто, они совершенствуются и становятся тоже маха-бхагаватами.
Если критиковать и оскорблять других вайшнавов, то Гурудев не будет доволен таким отношением. Надо всех уважать, и это уважение является гуру-пуджей, пушпанджали. Если у меня нет этого уважения, все время жалуюсь и обвиняю, тогда у меня в сердце сорняки, я оскверненный тогда. Кто-то совершил ошибку, это не моя обязанность исправлять его, судить или менять. Испытывая сострадание к таким людям, я могу просто молиться Гурудеву: пожалуйста, измени эту личность, помоги ему. Это лучше. Если я буду 24 часа думать об этом, тогда я уйду далеко от Гурудева и от бхаджана. Это плохо. Гурудев никогда не одобрял этого.
Много раз в комментарии к «Шримад Бхагавад-гите» объяснял шлоку апичет судурачаро. Даже если человек не просто дурачари, а сударачари, в нем есть все плохие качества, он плохо поступает, и его природа дурная, но у него есть одно хорошее качество ? он ананья, поклоняется Кришне, думает о Нем и пытается принять прибежище у Его лотосных стоп, предлагает самого себя Кришне, хоть он слабый, невежественный и обделен умом, но если я вижу в нем именно это хорошее качество, тогда это хорошее придет ко мне. Видя только его плохую природу, это плохое придет ко мне, и я потеряю все. У него не будет проблем, потому что его защитник, наставник, его покровитель ? это Кришна. Он Его последователь, поэтому Кришна позаботится о нем, как о своем сыне, если тот сделал что-то неправильно. Родители, наставники всегда думают, как изменить природу. Они устраивает всю эту программу, это их обязанность.
В матхурском храме и в других храмах много жаловались, и Гурудев все время говорил нам: не думайте об этом, не теряйте время, не стремитесь к плохому, повторяйте харинаму, следуйте бхакти и бхаджану, тогда Гурудев будет доволен. Гурудев ? враджаваси. И все тогда будет просто в вашей жизни. Не будет никаких беспокойств и проблем.
Во время открытия Сева-кунджи в Рупа-Санатане во Вриндаване он сказал: Рупа-Рагхунатха дают нам шанс. Они под руководством Шримати Радхарани служат в Сева-кундже. Как там присутствуют Рупа и Санатана? Я перевожу все их книги, печатаю, переиздаю и храню. Гуру-варга присутствует в двух местах: в Божествах и книгах. Их книги, лекции, Божества ? в этих местах они присутствуют. Бхакты с любовью устанавливают своих Божеств, поклоняются им и там они присутствуют.
Так же и в книгах. Создавая храм, Гурудев установил мурти Рупы и Санатаны, а также собрал их книги, напечатал, перевел на хинди, орию, бенгали и другие языки. Почему? Рупа и Санатана дали приказ Нароттаме, Шринивасу и Шьямананде Прабху, а Джива Госвами обучил их всему и потом сказал идти распространять эти книги и проповедовать.
Поэтому огромное служение Гурупада-падмы ? это все его книги и комментарии. Он их постоянно распространял и раздавал дживам. То, что от меня, не поможет, но что бы ни сказал Гурупада-падма, что бы он ни написал, все очень сильно помогает другим. Чем больше это будет распространяться, тем больше блага получат дживы. Поэтому Гурудев всегда уделял очень много внимания переводу и изданию книг. Это госвами-сева.
Две повозки с грантхами
Во времена Парам-гурудева в библиотеке в Навадвипе было по одной копии книг Госвами, Прабхупады Сарасвати Тхакура, Бхактивиноды Тхакура. Парам-гурудев сказал: «Начни издавать “Бхагават-патрику” и книги». Гурудев тогда ответил: «Ты даешь мне одну книгу, а потом забираешь ее через шесть месяцев, как же я могу постоянно служить?» ? «Не волнуйся, скоро все Госвами сами придут к тебе, т.е. их милость к тебе придет, и все эти книги придут к тебе».
И действительно, через два-три месяца один пожилой ученик Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура из Бихара привез две повозки, полные книг. Там были все книги Госвами, Сарасвати Прабхупады, Бхактивиноды Тхакура, Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура. Он пришел и сказал: «У меня нет квалифицированных учеников. Все бестолковые. Я отдаю тебе в собственность все эти книги. Я завещаю все это тебе».
Когда Парам-гурудев приехал во время Картики, Гурудев сказал ему, что вся маха-бхагавата гуру-варга пришла. Тогда Парам-гурудев своими руками и с помощью плотников сделал для книг застекленные шкафы. Он отдал все эти книги Гурудеву, спросив: «А ты будешь мне иногда давать одну-две книги почитать?» Гурудев воскликнул: «О, что ты говоришь! Это ты послал их, это твоя собственность».
Приезжая время от времени в Матхуру на месяц, Парамгурудев днем и ночью читал. Замечая, что в книге что-то стерлось от времени, он все это восстанавливал. И не одну-две, а все книги.
По милости гуру-варги все будет благоприятно, все будет помогать и будет легко.
По солнечному календарю Гурудев сегодня вошел в нишанта-лилу. Все мы потеряли его, остались без него, но его грантхи, его милость, храмы и последователи ? все это здесь. Ничего не потеряно, его настроение и желание не утеряны. Если следовать его желанию и настроению, тогда, где бы вы ни были, он будет близко с вами, защитит вас и поможет.
6 января по лунному календарю день его ухода. Мы будем слушать о его славе в обществе вайшнавов, предлагать пушпанджали. Это правило вайшнавов. Дни явления и ухода гуру-варги необходимо почитать должным образом.
Нужно пообещать ему, что мы будем следовать его лотосным стопам. Это пушпанджали. Тогда он будет счастлив и доволен нами. До этого я не понимал, а теперь понимаю. Теперь есть желание следовать. Он возьмет на колени, даст свою милость, охладит сердце, очистит и изменит каждого.
ванча калпа тарубйашча / крипа синдубйа эва ча /
патитанам паванебхйо / вайшнавебхйо намо намаха
Перевод: Кокил дас, Кавирадж Кришнадас брахмачари, Туласика даси.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.