Хари-катха, вдохновленная гуру-варгой

Сегодня день ухода Нарахари Саркара Тхакура. Он – кханда-васи Нарахари Саркар Тхакур, кханда-васи означает «житель Шрикханды». Шрикханда – это часть Вриндавана. Когда Махапрабху присутствовал в этом мире, многие маха-бхагавата ачарьи приняли рождение в Шрикханде. Нарахари Саркар Тхакур – это Мадхумати-сакхи. Ее группа явилась в этом месте. Сулочана дас Тхакур, Чиранджива Сен, Рамачандра Кавирадж, Говинда дас Кавирадж, Шринивас Ачарья Прабху и многие другие явились в Шрикханде. Там приняли рождение Минакетана Рамадас, Лочана дас Тхакур, Абхирам Тхакур, Рагхунандан Тхакур, Мукунда Датта и многие другие Вайшнавы и спутники Махапрабху. Нитьянанда Прабху очень любил Нарахари Саркара Тхакура. В основном спутники Махапрабху – это враджа-деви. Также пришли Двадаша Гопалы, Ашта Кавираджи, Шад Госвами, Чаушатти Маханты и другие Его спутники.

э’ло гоура-раса-нади кадамбини хо’йе

бхасаило гаудадеша према-вришти дийе

 

[Дождевые облака гаура-расы залили землю Гауды потоками божественной любви.]

 

чоушатти маханта аило мегхе шобха кори’

шри-рупа-санатана тахе хойло виджури

 

[Шестьдесят четыре маханты – украшения этих облаков, а Шрила Рупа Госвами и Шрила Санатана Госвами – озаряющие их вспышки молний.]

Нитьянанда Прабху и Махапрабху назвали это место Шрикханда. Именно там кханда-васи Нарахари начал санкиртану. Без санкиртана-расы невозможно изменить джив, всегда вовлеченных в киртан майи, из-за чего их сердца стали словно каменные. Когда кханда-васи Нарахари начал киртан, Нитьянанда Прабху пришел и в течение целого месяца непрестанно танцевал. Он не переставал танцевать даже для того, чтобы поесть, попить или поспать. Любой, кто придет сюда, никогда не почувствует голод, жажду или усталость.

Люди думают, что после часовой или двухчасовой парикрамы или продолжительных танцев они должны устать. Без шакти Нитьянанды Прабху никто не сможет правильно практиковать бхакти. Махапрабху вложил всю Свою шакти в Нитьянанду Прабху, а также в кханда-васи Нарахари.

Нарахари Саркар Тхакур начинал киртан с молитвы:

 

(яди) гауранга нахито, табе ки хоито, кемане дхарита де

радхара махима, према-раса-сима, джагате джаната ке

 

[Что было бы с нами, если бы Шриман Гауранга Махапрабху не пришел в этот мир? Как бы мы жили? Кто в этой вселенной узнал бы о славе Шримати Радхики и высших проявлениях према-расы?]

 

Он снова и снова пел: «Яди гауранга нахито…»

Пока Билвамангала Тхакур пел, Кришна записывал его стихи. Точно так же Нарахари Саркар Тхакур возносил молитвы, а преданные записывали их. Всех, кто приходил к нему, он отправлял служить Божествам: Мадана-мохану (чтобы развить самбандха-гьяну), Говиндадеву, который дает сева-вритти (стремление к служению), а также понимание, как служить Гопинатхе и связь с Ним, и затем – Гопинатхе. После служения этим Божествам (по году – каждому), Нарахари Тхакур принимал эту личность.

Мукунда Датта [старший брат Нарахари Тхакура] был личным врачом царя. Он прикладывал к голове тех, кто обращался к нему за помощью, павлинье перо и пыль со стоп Нарахари Саркара Тхакура и говорил: «Это лекарство».

Однажды Мукунда Датта, увидев, как царя обмахивают веерами из павлиньих перьев, упал без чувств. Царь велел своим слугам принести ему воды и привести в чувства. Затем царь сказал: «Ты пришел лечить меня, но заболел сам».

– Да, у меня есть одна болезнь, – ответил Мукунда Датта. – Иногда я теряю сознание.

– Я понимаю. Ты увидел павлиньи перья, пришел в волнение и потерял сознание. Я обещаю с сегодняшнего дня не использовать павлиньи перья, они предназначены только для Кришны!

Мукунда Датта благословлял павлиньими перьями всех, кто приходил к нему, а также раздавал прасадам от Гопинатхи. Нарахари Тхакур сказал ему: «Тот, кто получает этот кришна-прасад, обретает огромное благо». Таким образом, Мукунда Датта был бхава-рога-вайдьей, врачевателем, исцеляющим от болезни материального существования.

Как-то раз преданные совершали киртан на протяжении целого месяца. Нитьянанда Прабху попросил принести цветы кадамба, на что Нарахари Саркар Тхакур ответил: «Но в этот сезон здесь нет цветов кадамба».

– Это Вриндаван, почему здесь нет кадамбы? Говинда, Гопинатх и Мадана-мохан здесь, почему же нет деревьев кадамба?

Нарахари Саркар Тхакур пошел на их поиски и увидел дерево со множеством очень больших лимонов. Затем они превратились в распустившиеся цветы кадамба – их сладостный аромат разнесся по всей местности, где проходил киртан. Преданные собирали цветы и отдавали Нитьянанде Прабху, а Тот предлагал их Гопинатхе. Гопинатха улыбался от счастья. Там, где нет деревьев кадамба и тамал, нет и Вриндавана.

Нитьянанда Прабху велел Нарахари Саркару Тхакуру: «Каждый день приноси цветы кадамба и предлагай их Гопинатхе».

Итак, изо дня в день на лимонном дереве распускались кадамбовые цветы. Через месяц санкиртаны Нитьянанда Прабху увидел, что каждый обрел враджа-бхаву. Все преданные преобразились. Этот киртан пробудил их сиддха-сварупу, совершенную духовную форму. Они не испытывали ни голода, ни жажды, ни каких-либо беспокойств.

Теперь, после месячного киртана, Нитьянанда Прабху сказал: «Мадхумати, принеси мед, мадху». Нарахари Тхакур задумался: «Где же мне взять мед?» Он отправился к близлежащему пруду, где находилось кадамбовое дерево, и, набрав воду, мгновенно превратившуюся в мед, в большой глиняный горшок, вернулся к Нитьянанде Прабху. Нитьянанда Прабху один за другим выпил 108 горшков и стал мадаматтой, опьяненным медовым напитком.

Если вы пойдете в Шрикханду и послушаете киртаны Падьявали, то очень вдохновитесь. Эти падьявали-киртаны звучат в Шрикханде на протяжении многих месяцев.

В полутора километрах от этого места, недалеко от Ганги, находится место под названием Бараданга. Потоки Ганги-деви смешиваются с Ямуной, Гангой, Тапти, Кавери и другими святыми реками.

В Панча-вени проявились все святые реки, и Гопинатха сел на плечи Нитьянанды Прабху. Нитьянанда Прабху устроил виласа-кунджу для Гопинатхи. Там есть несколько баньяновых деревьев, а также деревья манго и кадамба. Когда начался киртан с Гопинатхой, Мадхумати-сакхи организовала васанти-расу.

Нитьянанда Прабху привел Гопинатху в виласа-кунджу и начал киртан. Это место тут же превратилось в чудесный сад. Туда пришли Госвами, Кавираджи и Маханты… Даже сейчас, спустя пятьсот лет, они начинают эти киртаны после Гаура-пурнимы, и Гопинатха приходит туда.

Нитьянанда Прабху сказал Нарахари Саркару Тхакуру: «Мукунда Датта, Рагхунандана и все кханда-васи должны отправиться со Мной в Джаганнатха Пури. Пойдемте на даршан Махапрабху!»

Много групп преданных пришли увидеть Махапрабху. Нитьянанда Прабху произнес: «Во время Ратха-ятры группа Нарахари будет танцевать перед Джаганнатхой».

Когда наступил праздник колесниц, с одной стороны на киртане был Адвайта Прабху, а с другой – Нитьянанда Прабху. Махапрабху танцевал перед Джаганнатхой, и Джаганнатха двигался вперед, когда же Махапрабху скрывался позади, колесница Джаганнатхи останавливалась. Когда Махапрабху шел в сторону, колесница двигалась за Ним. Махапрабху так любил киртан Нарахари Тхакура (Мадхумати-сакхи), что шел перед Джаганнатхой. Поэтому Нарахари Тхакура с его группой киртана разместили перед Джаганнатхой. Он пел много киртанов о враджа-лиле.

Нарахари Тхакур, Мурари, Мукунда, Санджая, Васу Гхош и многие другие были в разных группах киртана.

Махапрабху танцевал, и слезы струились из Его глаз так, что орошали всех преданных. Он танцевал в экстазе, а затем упал наземь. Нитьянанда Прабху видел это, но не подошел к Нему. Он держался поодаль и организовывал преданных, чтобы выстроить защитный круг вокруг Махапрабху. Махапрабху был в настроении Радхарани, и если бы Нитьянанда Прабху коснулся Его, это потревожило бы Его настроение.

Тогда пришел Нарахари Тхакур и начал свой враджакиртан. Махапрабху тут же высоко подпрыгнул, а затем произнес:

сеи то’ парана-натха паину

джаха лаги мадана-дахане джхури’ гену

(Ч.-ч., Мадхья, 13.113)

[Наконец Я обрела Властителя Моей жизни, в разлуке с которым Я увядала, сжигаемая Купидоном, богом любви.]

 

Затем Он промолвил: «Джаджа га-га, Джаджа га-га. Хе Гопинатха!..»

Сварупа Дамодара Прабху вел другую группу киртана. После санкиртаны Махапрабху позвал Нарахари Тхакура и сказал: «Ты так замечательно служишь Джаганнатхе, Он очень доволен тобой».

– Я все делал только по Твоему вдохновению и желанию.

– А что любит Джаганнатха? – спросил Махапрабху.

– Тебе и так это известно, Прабху.

– Твои песни сладостны, словно мед. Когда Я пришел на эту санкиртану, враджа-лила проявилась в Моем сердце. Ты так сладок! – промолвил Махапрабху.

Мукунда Датта и Рагхунандана Тхакур, старший брат и племянник Нарахари Тхакура соответственно, также были там.  

Махапрабху сказал: «Рагхунандана, ответь Мне».

– Да, Прабху.

– Где ты получил према-бхакти?

– О Прабху, моя гуру-варга – это Нарахари Тхакур. Он дал мне немного пыли со своих стоп, и от него ко мне пришла эта любовь.

Затем Махапрабху спросил Мукунду Датту: «А где ты получил према-бхакти

– Прабху, кришна-бхакти-джанма-мула хая садху-сангапрема-бхакти обретается от садху.

– Кто этот садху? Кто отец кришна-бхакти?

– Рагхунандана – отец моей кришна-бхакти. Гопинатха кушает вместе с ним. Что бы он ни предложил, Гопинатха принимает это.

Мукунда Датта пригласил Махапрабху принять от него бхикшу. Махапрабху находился в окружении многих санньяси, таких как Брахмананда Бхарати, Парамананда Пури, и других. Все санньяси пришли к Мукунде Датте на дневной прасад. Махапрабху увидел множество богатых подношений: питха-пану, ладду, расавали, кхира-сагар, анна-расавали, пушпанну, пакоры… Приняв эти блюда, Махапрабху произнес: «У тебя есть любовь к Джаганнатхе и Гопинатхе, ты предложил столько замечательных блюд!»

На следующий день Он пожаловался, что Рагхунандана не приглашает Его.

Рагхунандана ответил: «О Прабху, пожалуйста, прими завтра прасад в моем доме».

На следующий день Махапрабху пришел и увидел, что Рагхунандана пожарил листья нима, приготовил чатни из листьев тамаринда, подал кусочки имбиря, лимона, йогурт и шак из листьев, собранных в лесу и сваренных в океанской воде. Во время принятия прасада Махапрабху сказал: «Рагхунандана знает Мое сердце. Сегодня Я необычайно счастлив. Он угостил Меня рисом с бхикши и шаком», а после прасада добавил: «Сегодня Я вкусил нектар враджа-бхакти. Он враджаваси».

Махапрабху сказал санньяси:

эк-дина шантипуре, прабху адваитера гхаре,

дуи прабху бходжане босило

шак кори’ асвадана, прабху боле бхакта-гана,

эи шак кришна асвадило

[О братья! Однажды в Шантипуре, в доме Шри Адвайты, Господь Чайтанья сел обедать с Нитьянандой и, отведав зелень, сказал: «О Мои преданные, этот шак изумителен на вкус! Наверняка его попробовал Сам Господь Кришна».]

хено шак-асвадане, кршна-према аисе мане,

сеи преме коро асвадана

джада-буддхи пари-хари’, прасада бходжана кори’,

‘хари хари’ боло сарва-джан

[Вкус такого шака пробуждает в сердце любовь к Кришне. С такой любовью к Богу и надо вкушать этот прасад. Отбросьте все материальные представления и, вкушая прасад Господа, просто пойте: “Хари! Хари!”».]

Махапрабху неустанно прославлял Рагхунандану: «Гопинатха очень счастлив с тобой!»

Однажды Махапрабху спросил его: «Мукунда – твой отец?»

– Да.

Тогда он спросил Мукунду: «Ты отец Рагхунанданы или его сын?»

– Рагхунандана – мой отец. От кого бы человек ни получил бхакти, эта личность и приходится ему отцом.

Нарахари Тхакур всех обучал никунджа-севе. Мы совершаем санкиртану, и это хорошо. Но мы должны обучаться у тех, кто имеет это настроение. Махапрабху и Его последователи дадут его.

Бхакти Кевала Аудаломи Махарадж в возрасте около 85 лет так замечательно танцевал. Во время Ратха-ятры вместе с тысячами учеников он танцевал перед Джаганнатхой от самых Львиных ворот в Шри Мандире и всю дорогу до Гундича-мандира. Они танцевали в таком чудесном настроении! Иногда их киртан был очень спокойным и медленным, а иногда становился необычайно экстатичным.

…Нама-према-мала гантхи’ параила самсаре – Махапрабху лично раздавал преданным гирлянды и сандаловую пасту, а Нарахари Тхакур во время киртана озарял сердце каждого настроением Враджа, и все танцевали в этой удивительной санкиртане.

День ухода Нарахари Саркара ТхакураНитьянанда Прабху всегда прославлял киртан Нарахари.

 

нарахари-ади кори’ чамара дхулая

санджая-мукунда-васу-гхоша ади гая

 

Бхактивинода Тхакур написал этот стих в «Гаура-арати». Прабхупада написал о Нарахари Тхакуре в «Вайшнава-абхидане», а Кавираджа Госвами – в «Чайтанье-чаритамрите».

Он совершал киртан в Шрикханде, а затем отправился в Бангладеш. Он пошел в Гаура-дешу, а  также в Ориссу. Нынче во время киртана бросают цветы с вертолета, но во время киртана Нарахари Тхакура цветы сыпались на ту местность прямо с небес.  

Во время Ратха-ятры вечером бхакты шли к Махапрабху в Гамбхиру на даршан. Он выходил из своей комнаты и прославлял разных преданных. Сегодня Махапрабху сказал: «Когда Нарахари начинает киртан, все спускаются с Голоки Вриндавана, чтобы увидеть его киртан. Полубоги приходят поучиться у него».  

Рамачандра Кавирадж встретился с Шринивасом Ачарьей во время своей свадьбы. Шринивас Ачарья сказал: «Ты завязываешь змею на своей шее и танцуешь, направляясь на скотобойню. Днем эта змея будет забирать весь твой доход, а ночью – пить твою кровь. Посмотри, повязав змею на шее козла, люди вместе ведут его к жертвенному огню, а затем съедают его».

Рамачандра Кавирадж спросил у Шриниваса Ачарьи, что означают его слова, и в итоге немедленно отказался от своей невесты, родственников и принял дикшу. Шринивас отправил его к Нароттаме дасу Тхакуру. Он услышал о славе предыдущего ачарьи, Нарахари Саркара Тхакура. Он говорил: «Если повторять в Шрикханде гуру-мантру, тогда мантра-девата дарует свой даршан и реализацию».

Много раз Рамачандра Кавирадж наставлял Говинду Кавираджа воспевать святое имя, но тот не желал его слушать. Когда он оказался при смерти, пришел Рамачандра Кавирадж и велел: «О Говинда! Ведь твое имя Говинда! Почему ты поклоняешься Кали, Дурге? Ты должен воспевать маха-мантру

– Но Кали Мата – все для меня.

– А ты спроси Кали, спасет ли она тебя.

Когда Кали предстала перед ним, он спросил: «О мать, ты дашь мне мукти

– Нет.

– Почему?

– Мукунда дает мукти, как же я могу сделать это? Я могу дать бхукти, наслаждения. Я Махамайя.

– О, я потерял столько времени!

Тогда Рамачандра Кавирадж рассказал своему брату, как повторять харинаму. Говинда Кавирадж стал воспевать, пришел в место Нарахари Саркара Тхакура, Шрикханду, и остался там. Там в его сердце пришли все реализации, и он написал много киртанов. Эти киртаны он отправил Дживе Госвами, а тот наградил его титулом «Кавирадж». Так он и стал Говиндой Кавираджем. Он написал «Бхаджахуре мана», «Джая Нанда-нандана» и много других прекрасных киртанов. Место Нарахари Тхакура, Мадхумати-сакхи, – это сиддха-бхуми. Воспевая здесь гуру-мантру, человек обретает совершенство.

Ачарья Шринивас также жил там и служил. Его тело было в Шрикханде, но мысленно он отправлялся на Радха-кунду и служил там Радхарани и Ее группе.

Шрикханда – сиддха-бхуми, трансцендентное совершенное место.

Люди открывают много храмов, но делают это только ради бизнеса. Они не получают никаких реализаций и не имеют желания совершать бхаджан. Однако тот, кто приходит в место Нарахари Саркара Тхакура, обретет бхаджана-сиддхи.

Много маха-бхагават, спутников Махапрабху и Радхи-Кришны, явились в Шрикханде.

Отправляясь в места, где находился Сам Махапрабху и Его спутники, человек может достичь совершенства:

 

гаур амара, джесаба стхане, корало бхрамана ранге

сесаба стхана, херибо ами пранайи-бхаката-санге

Махапрабху как-то раз сказал Нарахари Саркару Тхакуру: «Твое имя Нарахари дас. Ты наполовину нара (Нараяна, или человек), наполовину – хари (лев). Как Нрисимхадев, получеловек-полулев. У тех, кто придет к тебе, ты будешь забирать любые анартхи. Все анартхи могут уйти просто благодаря молитвам, обращенным к тебе!»

Поэтому мы стараемся приходить в Шрикханду каждый день. Но не нужно делать это подобно туристам. В Шрикханде необходимо молиться, совершать киртан и из глубины души умолять о милости. Не нужно устраивать там лошадиные бега.

Раньше Шрила Гурудев приходил в каждое место, останавливался на ночь, устраивал киртан и хари-катху.

Как-то раз мы отправились в Шрикханду, и один человек начал рассказывать там хари-катху. Он был грихастхой и имел столько анураги! Он сказал, что внешние вещи – это еще не все. Очень важны веша, авеша и самавеша. Не нужно обривать голову, носить одежды садху, чтобы в итоге обманывать людей и искать бОльше возможностей наслаждаться, подобно Раване.

У вас должна быть погруженность в служение, это называется авеша. Без авеши вас не защитит веша (одежда). Также важна самавеша, благоприятное окружение преданных-единомышленников. Без хорошего общения вы не будете защищены. Один день проснетесь рано, поставите тилаку, прочитаете много кругов харинамы, но через несколько дней проспите, поленитесь принять омовение, не станете воспевать мантры, и весь ваш день в конце концов пройдет впустую.

Нарахари Тхакур подобен нрисимха-мурти, он необычайно искусен в том, как уничтожать анартхи живых существ.

Кришна-према хой джара дура дарашане. Махапрабху наполняет сердца преданных према-бхакти, а те уже передают ее другим.

Мы очень удачливы, что находимся в этой линии, и у нас есть возможность посетить места спутников Махапрабху.

Шрила Гурудев наставлял нас, что каждое утро мы должны просыпаться и памятовать гуру-парампару, петь киртан, посвященный гуру-парампаре. Прежде всего мы должны идти к Шриле Гурудеву и омыть его стопы, а затем в уме принять чаранамриту. Потом, так же мысленно, нужно идти ко всем последователям Гурудева, выражать им почтение и умащать свое тело пылью с их стоп. Затем нам следует отправиться к нашему Парам-гурудеву, Паратпара-гурудеву, Парамештхи-гурудеву и ко всем спутникам Махапрабху.

Мы должны обходить места их явления и предлагать поклоны, принимать воду с их стоп и молиться им. Разве ум сможет тогда бродить в майе во время воспевания харинамы? В одиночестве мы подобны сиротам, и нам уготованы одни волнения. Но когда мы с гуру-варгой, они защитят нас и позволят войти в вечный духовный мир.

Ежедневно мы должны посещать место явления Прабхупады и все остальные святые места. Мы должны идти в самадхи Шрилы Гурудева, омывать там его стопы и принимать чаранамриту. Затем нам следует отправиться в Маяпур и обойти там все храмы спутников Прабхупады. Мы должны записать их имена и ежедневно приходить в эти места, памятуя их. В «Шримад-Бхагаватам» хранится  слава бхакт. Кришнадас Кавираджа Госвами также записал имена всех преданных и описал их славу. Памятование их – это наша садхана. Хари не один и харинама также не одна.

Харинама прославляется в молитвах таким образом:

харинама, тува анека сварупа

яшода-нандана, ананда-вардхана,

нанда-танайа раса-купа

[О Хари-нама, Ты предстаешь в бесчисленных образах, и прежде всего как любимый сын Нанды и Яшоды, источник безграничного счастья для жителей Гокулы, глубокий колодец расы.]

охе хари-нама тава махима апара

тава паде нати ами кори бара бара

[О святое имя, Твоя слава безгранична. Снова и снова я припадаю к Твоим стопам.]

гокулера махотсава ананда-сагара

томара чаране поди хоия катара

 

[О праздник Гокулы, о океан блаженства, я, очень несчастный, припадаю к Твоим стопам.]

 

ати-рамья чид-гхана-ананда-муртимана

‘расо вай сах’ боли’ беда коре тоя гана

[Твой облик трансцендентен, вечен, полон блаженства и необычайно прекрасен. Веды прославляют Тебя как «расо вай саха».]

удиташрита-джанартир-ашайе рамья-

чид-гхана-сукха-сварупине

нама гокула-махотсавая те кришна

пурна-вапуше намо намах

[О разрушитель бесчисленных страданий тех, кто принял у Тебя прибежище! О воплощение восхитительного трансцендентного блаженства! О великий праздник для жителей Гокулы! O всепроникающий! О Кришна-нама, раз за разом я предлагаю свое почтение Тебе, изобилующему этими качествами.]

нама чинтаманих кришнаш

чаитанйа-раса-виграхах

пурнах шуддхо нитйа-мукто

‘бхиннатван нама-наминох

 

[Святое имя Кришны – это трансцендентный, исполняющий желания драгоценный камень (чинтамани), совершенное воплощение сознания и чувств. Оно полно само в себе, чисто и вечно свободно, поскольку имя Кришны и Сам Кришна суть одно и то же.]

 

Эта раса присутствует в сердце преданных. Если мы не идем к преданным, тогда откуда ей взяться? Одних поклонов Прабхупаде недостаточно. Вы должны предлагать пранамы всем его последователям. Сколько их имен вы знаете? Нужно предлагать им пранамы, тогда вы сможете обрести отношения с Прабхупадой. Когда вы приходите к Гурудеву, вы должны предложить пранамы ему и всем его последователям, тогда у вас получится обрести отношения с Гурудевом.

Это самбандха-гьяна.  «Кришна, Ты мой, я предлагаю Тебе бхогу, а потом съем все с женой, детьми и раздам моим последователям» – это не отношения. Мы амритасья-путра, дети Бога, который является абсолютной сладостью. Не нужно никому завидовать. Не думайте, что нам чего-то не хватит, если мы раздадим весь прасад. Мы не должны быть такими скупыми.

Идите к гуру и Вайшнавам и предлагайте им пранамы, иначе ваша жизнь пройдет впустую. Время летит стремительно, поэтому не теряйте ни минуты. Каждый день пытайтесь приходить ко всем гуру и Вайшнавам. Они увидят: «О, он приходит ко мне каждый день. Он напрочь лишен хороших качеств, но, по крайней мере, приходит». Тогда они дадут вам благословения. И тогда вы осознаете, как они совершают нама-санкиртану.

Махапрабху начал киртан в Шриваса-ангане, который продолжался 21 час. Однажды Шридхар не пришел, и Махапрабху стал звать Шридхара и всех бхакт: «Я дам им даршан».

Если мы не приходим туда, то как встретимся с ними и получим их благословения? Правило для садхаков – ежедневно воспевать харинаму и идти ко всем преданным Хари. Мы должны получить милость преданных, и тогда Бхакти-деви обратит на нас свой милостивый взор. Когда довольны преданные, богиня преданности станет довольна нами и у нас не будет ни в чем недостатка.

Мы должны каждый день посещать Гаура-мандалу, Враджа-мандалу, Кшетра-мандалу, Йогапитх, где явился Гаура, и места явления гуру-варги. Мы должны предлагать им поклоны, брать пыль с их стоп и предлагать много подношений. Даже не нужно покупать цветы в магазине или собирать их в саду, просто предложите их в уме. Что тут сложного? Если вы не можете это делать, тогда где вы? В аду! Откуда к вам придет сила? Вы должны почитать гуру-варгу. Это называется парикрама.

Вы должны идти ко всем праная-бхактам, в этом заключается ваша садхана. Таково учение Махапрабху и Его спутников. Но сейчас мы не предлагаем пранамы даже Вайшнавам, которые находятся рядом с нами, и считаем себя старшими.  

Нарахари Саркар Тхакур дает сиддхи тем, кто приходит к нему и принимает его покровительство.

Памятуя преданных, мы сможем обрести према-расу и желание совершать бхаджан. Когда люди говорят мне, что собираются к преданным, я отвечаю: «Да, это очень хорошо, идите немедленно!»

Преданные не остаются в этом мире надолго. Однако в действительности они никогда не покидают нас. Если же у меня нет отношений с ними, тогда я их теряю. Где бы мы ни были, если у нас есть отношения с Вайшнавами, то мы можем быть рядом с ними. Наши единственные отношения – с гуру-варгой, Вайшнавами. Когда у человека есть сильное желание развить отношения с Вайшнавами, он несомненно получит чистую бхакти.

Сегодня день ухода Нарахари Саркара Тхакура. Во время грандиозной санкиртаны он в экстазе танцевал, а потом упал без чувств. Но преданные не останавливали киртан, наоборот, он все больше усиливался. Впоследствии они оглянулись и увидели, что Нарахари Саркара Тхакура уже нет, он исчез. Он ушел в виласа-кунджу и не вернулся. Во время санкиртаны он ушел в виласа-кунджу, а оттуда – в нитья-лилу.

Без киртана в Кали-югу нам больше не на что надеяться. Демоны очень противятся киртану. Они могут разрешить что угодно, кроме киртана. Благодаря киртану к нам придет сила, так что получится растопить сердца даже тех, кто был против, и они тоже начнут танцевать в киртане. Махапрабху начал киртан в Шриваса-ангане, и Свами Махарадж также начал киртан, который в итоге распространился по всему миру. Когда вы пьете санкиртана-расу, приходит духовная сила.