Встреча со Шрилой Свами Махараджем
Я помню Пуджьяпада Гоур Говинду Махараджа. Он из аристократической семьи брахманов. Его отец и мать были Вайшнавами, в их доме было Божество Гопалджи-дева, и поэтому их сын постигал философию Вайшнавов с самого рождения.
Позднее он стал искать себе Гурудева. В процессе поиска он путешествовал по всей Индии, так же, как это когда-то делал я – я также искал себе Гурудева. Он искал Гурудева повсюду. И вот, в конце своего путешествия, он пришел во Вриндаван, и его заинтересовал один святой в шафрановых одеждах. Ему очень понравилась речь Парам-пуджьяпада Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа.
«Я хочу дать тебе санньясу», – сказал ему Бхактиведанта Свами Махарадж. После санньяса-церемонии он сказал ему: «Иди в Бхуванешвар, столицу Ориссы, и проповедуй там».
Гоур Говинда Махарадж был очень опытным и сильным проповедником, он находился в линии рупануга Вайшнавов. Особенно он любил читать мои книги, и, когда издавалась очередная книга, он обязательно брал себе один экземпляр. Он относился ко мне с большим почтением.
Освобожденные дживы не падают с Голоки Вриндаваны
Впервые мы встретились во Вриндаване, но тогда он был не очень известен. В то время Тамал Кришна Госвами и другие никому не позволяли встречаться со мной, поэтому у нас не было возможности познакомиться. Однако, когда я был в Пури, он пришел ко мне с учеником Бирбхадрой брахмачари, и мы беседовали о многом. У него был очень сильный характер, и он не беспокоился по поводу критики, касающейся его понимания сиддханты. Он говорил то же, что и я: что освобожденные души никогда не падают с Голоки Вриндавана, об этом утверждается в «Джайва-дхарме». Дживы проявляются из Махавишну, из татастхи (пограничной области). Он проповедовал все то, о чем я говорю в своих лекциях: начиная со стадии шраддхи и заканчивая враджа-премой – все то же самое.
Почему они падают? Они не произносят имена гопи!
Лидеры ИСККОН обеспокоились: «Что он делает? Он часто говорит о гопи. Зачем он это делает? Прабхупада себе такого не позволял». Но они ничего не знали о Прабхупаде. Кто пел «Джая Радха-Мадхава Кунджа-бихари» и подобные бхаджаны? Прабхупада постоянно пел их, а также повторял четыре-пять шлок из «Шри Брахма-самхиты», таких как:
венум кванантам аравинда-далаятакшам
бархаватамсан аситамбуда-сундарангам
кандарпа-коти-камания вишеша-шобхам
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
(Брахма-самхита, 5.30)
«Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, играющему на своей трансцендентной флейте. Глаза Его подобны цветам лотоса, Он украшен павлиньими перьями, тело Его напоминает свежее грозовое облако, а красотой Он превосходит миллионы богов любви».
Он пел также:
чинтамани-пракара-садмасу калпа-врикша-
лакшавритешу сурабхир абхипалаянтам
лакшми-сахасра-шата-самбхрама-севьяманам
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
(Брахма-самхита, 5.29)
«Я поклоняюсь изначальному прародителю и изначальному Господу, который пребывает в Своей вечной обители, усыпанной драгоценными камнями и украшенной миллионами исполняющих желания деревьев. Он заботится о коровах сурабхи (которые также исполняют все желания) и где Ему служат, с огромным почтением и любовью, сотни тысяч Лакшми, или гопи».
Он очень любил эти шлоки, но кому он мог объяснить их значение? Я знаю, что Пуджьяпад Гоур Говинда Махарадж был одним из тех достойных, кто мог слушать об этом.
Некоторые ученики Шрилы Свами Махараджа говорили: «Если будешь произносить имена гопи, пойдешь в ад». Я прославляю гопи с самого начала своего духовного пути, и никогда не падал. Но почему тогда они падают? Ведь они не произносят имена гопи, тогда почему они падают? Они падают именно потому, что не прославляют гопи. Причина именно в этом. Тот, кто последует моему примеру, никогда не падет.
Проповедь без компромиссов
Шрила Гоур Говинда Махарадж очень отважно проповедовал истинное учение. Я слышал его лекцию на кассете: «Даже если кто-то носит тилаку и большие кантхималы, пятикилограммовую джапа-малу, шафрановые одежды, сандал и дор-каупину (нижнее белье санньяси), это еще не говорит о том, что он Вайшнав. Если этот человек занят политикой, лицемерием, ложью и дипломатией, откуда возьмется бхакти? Мне это не нравится. Я не хочу общаться с такими людьми».
Поэтому ему запрещали проповедовать в Голландии, Австралии, Германии и других странах. В конце концов его предали полной анафеме, но он говорил своим оскорбителям: «Вы можете запретить меня, но я скорее расстанусь с жизнью, чем соглашусь исказить сиддханту, сделав ее такой, как вы хотите».
Он привлек много Вайшнавов из западных стран. Они отвергали других лидеров и не хотели их слушать.
ИСККОН Прабхупады и современный ИСККОН
После божественного ухода Шрилы Свами Махараджа некоторые из его учеников пришли ко мне и изучали возвышенные темы «Брахма-самхиты» и других писаний. На самом деле они слушали мои лекции только для того, чтобы одержать победу над Гоур Говиндой Свами. Они пришли не для того, чтобы изучить эти темы, им нужно было только одержать над ним победу.
«Никто не должен ходить к нему, – думал каждый из них. – Все должны прийти ко мне».
Но это было невозможно. Преданные приходили к нему тайно, как шпионы, и становились его последователями. То же самое происходит и в моем случае. Многие «тайные агенты» ИСККОН приходят ко мне, чтобы узнать: «Что он рассказывает?», и многие из этих шпионов становятся полностью моими.
Они хотели полностью запретить его и остановить его проповедь чистой сиддханты, но он сказал им: «Я должен выполнять наставления моего Прабхупады».
Мой ИСККОН и идеи лидеров современного ИСККОНа – различны. Мой ИСККОН – это гуру-парампара Кришны, Брахмы, Нарады и других. Точка зрения Гоур Говинды Махараджа отличалась от моей по некоторым вопросам, но она также разительно отличалась от мнения лидеров ИСККОН. Он не оставил ИСККОН, даже когда лидеры стали давить на него, угрожая бойкотом. Он был очень отважным. Именно поэтому вместо того, чтобы оставить ИСККОН, он оставил тело в Маяпуре.
Если бы он был таким, как я, он мог бы делать то же, что делаю я. Если придет время, когда в Гаудия Самити не останется бхакти, я уйду. Что мне там делать? Моя цель – служить Божественной Чете, Радхе-Кришне. Если это не разрешается, тогда какой смысл находиться в этой пропитанной ложью организации? ИСККОН, основанный Парам-пуджьяпадом Шрилой Свами Махараджем, не тот, который существует в настоящее время. ИСККОН Шрилы Свами Махараджа –это «кришна бхакти-раса бхавитаматих»*. Это настоящий ИСККОН.
Завещание ученикам
Он не мог служить своему Гурудеву в этой организации, и поэтому Пуджьяпад Гоур Говинда Махарадж оставил тело в Маяпуре, сказав своим ученикам: «Постарайтесь обрести общение Нараяны Махараджа, он чистый преданный». Он сказал об этом своим преданным, и вот почему его выдающиеся ученики последовали за мной. После его ухода они пришли ко мне со слезами на глазах, и я сказал им: «Не плачьте. Я сделаю для вас все, что в моих силах». Поэтому они со мной, и я помогаю им в Сознании Кришны. Я хочу укрепить их веру в его лотосные стопы, в нашу гуру-парампару и в Шрилу Бхактиведанту Свами Махараджа.
На этом я заканчиваю свою лекцию. Сейчас мы будем предлагать пушпанджали. Сначала вы должны предложить цветы своему дикша-гурудеву, а затем всем остальным.
Гаура Премананде!
Примечание
В книге «Путешествие вглубь себя» Шрила Прабхупада цитирует: «В другом стихе Рупа Госвами говорит: “Кришна-бхакти-раса-бхавита матих криятам яди куто ’пи лабхьяте”. Словосочетание “Сознание Кришны” я взял именно из кришна-бхакти-раса-бхавита. Здесь Рупа Госвами советует: “Если однажды вы столкнетесь с Сознанием Кришны, купите его немедленно. Не мешкайте ни секунды. Оно прекрасно”».
13 марта 1974 года Прабхупада произнес: «Рупа Госвами советует: «Кришна-бхакти-раса-бхавита матих криятам яди куто ’пи лабхьяте – если Сознание Кришны доступно вам – купите его. Везде, где бы вы его ни встретили, – нужно его купить».
4 октября 1968 года в Сиэттле (Вашингтон) Шрила Прабхупада сказал: «Кришна-бхакти-раса-бхавита матих. Матих означает разум, или состояние сознания: “Я буду служить Кришне”. Если вы где-либо можете приобрести такое состояние сознания, пожалуйста, купите его немедленно».
Над текстом работали: Таруни даси, Вамшивадан дас
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
Германия, 21 февраля 2003 года