17 декабря 2014 года

Все мы постоянно прославляем Гурудева, его особенности и день ухода. Мы отмечаем и день явления моего Гуру Махараджа. Это даты, которым необходимо оказывать почтение.

Шрила Нараяна Госвами О ХаринамеГуру-пуджу необходимо проводить не только в этот день, но и каждый день, поскольку благодаря ей мы сближаемся с Гурудевом. Если поклоняемся кому-то другому, наш ум уйдет в другую сторону. Поэтому, чтобы не отдалиться от Гурудева, нужно постоянно проводить гуру-пуджу. Те, у кого есть любовь к Гурудеву, никогда не уйдут далеко от него.

Умственные спекуляции бесполезны, душа является частичкой чистой души и поэтому всегда пребывает с нею. Если я служу Господу, значит Господь всегда будет со мной. Если Он будет выполнять мои распоряжения, тогда я начну думать: «Какой хороший Бог!» Что, Гурудев также является исполнителем моих приказов? Он будет со мной, когда я захочу? Гурудев не мой слуга, а слуга Бога, самый дорогой и близкий Господу, поэтому он всегда с Ним. Но я говорю: «Нет-нет, приди ко мне, будь со мной. Я буду служить тебе: обмахивать, делать массаж, кормить, слушать твои сладкие слова. Тогда я буду счастлив, а сейчас я в беспокойствах».

Такое умонастроение означает, что я гуру-бхоги, то есть хочу, чтобы Гурудев исполнял мои приказы. Он пребывает на Голоке Вриндаване, где вечно служит вместе с кинкари и манджари Радхарани. Он милостиво снизошел сюда с Голоки, всех обучил, оставил наставления, книги, дал вдохновение для служения. Но я теперь не хочу следовать правилам и предписаниям, описанным в шастрах. Я хочу, чтобы он исполнял мои приказы: «Будь со мной, я буду служить тебе, а ты все принимай, давай мне советы».

Он возьмет меня с собой, если я стану квалифицированным. Однако если я самый первый глупец и негодяй в мире? Кому нужен мусор? Загляните в свое сердце. Где вы? Если бы я был достоин, не пришлось бы ни о чем просить – тут же по приказу Радхарани меня забрали бы кинкари и манджари, и я всегда был бы с ними. Они милостиво принимают, зовут к себе, держат рядом с собой.

Безусловно, все мы удачливы. Но теперь необходимо серьезно следовать, обучаться всем правилам, предписаниям, тогда вы не отдалитесь от Гурудева, от Бога.

Однажды Мулла пошел в мечеть и сказал:

– Аллах, приди ко мне! Я сейчас открою рот, а ты будешь кормить меня с ложечки!

– Да, мулла, не беспокойся! Я сейчас приду к тебе! – ответил Аллах.

«Тетя, бабушка, дедушка, принесите мне воды, помойте мне рот и кормите меня из ложки!» – это все признаки гуру-бхоги, симптомы наслаждения Гурудевом. Наслажденцы! Сами не пытаемся что-либо делать. Следуйте и потом увидите результат. Как стать серьезными? Разве, следуя советам, вдохновению и приказам Гурудева, вы будете далеко от него? Вам будет легко практиковать. Например, на Западе готовят напиток под названием смузи: все смешивают, измельчают, пьют, чтобы в теле было много энергии и улучшилось пищеварение. Но бхаджан – это одно, а боджан (наслаждения) – другое. Если вы будете серьезными, то и всему будете следовать серьезно.

Необходимо следовать примеру гуру-варги: как ее представители совершали садхану, какие давали наставления. Тогда они будет счастлива и довольны нами, и мы не будем чувствовать себя далеко от них.

Сегодня мы попытаемся вспомнить особые наставления Гурудева, касающиеся садханы.

В шастрах говорится: хотя солнце восходит на востоке, это не значит, что оно там родилось. У него нет ни матери, ни отца. Солнце озаряет своим светом всю землю, а когда заходит, все погружается во тьму. Гуру-варга приходит по желанию Господа и дает даршан всем дживам, помогает им. У представителей гуру-варги нет отца и матери.

Гурудев и все шастры всегда учили нас: джива получает новое тело в соответствии со своей кармой и совершенными аскезами, но это не является рождением души. Душа никогда не рождается. Чистые души настолько великодушны, что приходят помочь дживам. Человек, который будет следовать этим садху, станет их последователем и учеником, но не отцом и матерью. Например, Чайтанья Махапрабху и Капиладев давали наставления Своим матерям.

Итак, Гурудев явился в этом мире в деревне под названием Тиварипур. Утром и вечером все местные жители, жители близлежащих деревень, его отец, мать, дедушка – все собирались вместе и проводили киртан. Но что это был за киртан? Они очень быстро повторяли мантру Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе. В основном в Уттара-кханде все начинают маха-мантру с Харе Рама, объясняя это тем, что Рама низошел в Трета-югу, а Кришна – после Него, в Двапара-югу, поэтому Рама – старший, а Кришна – младший.

Так они и практиковали в деревне: все участвовали в киртане, и Гурудев тоже. Еще маленьким ребенком он сидел со всеми, играл, танцевал, пел. Они пели много разных киртанов (харе мураре мадху-каитабхаре гопала говинда мукунда шауре ягьеша нараяна кршна вишно нирашраям мам джагадиша ракша; шри кришна гопала харе мураре, хе натха нараяна васудево), но в основном Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Как они пели? Очень быстро! В штате Бихар каждый вечер все собирались, хлопали в ладоши, танцевали, пели, играли на караталах, а потом принимали прасад и расходились по домам.

Однажды Гурудев спросил своего дедушку, который давал классы по «Бхагаватам», «Рамаяне», Упанишадам, Ведам, Веданте:

– Зачем ты даешь лекции по Ведам, Веданте? Зачем нужно повторять маха-мантру?

– Это для того, чтобы дживы в этом мире были счастливы, – ответил его дедушка.

– А что такое счастье?

– Это когда не болеешь, хорошо питаешься, красиво одеваешься, когда есть друзья и помощники.

– Что же произойдет, если не совершать киртан?

– Тогда в качестве наказания придут страдания, болезни и множество проблем.

Тогда Гурудев спросил:

– Куда же отправятся эти души после смерти?

Он все время задавал вопросы – прямо как Кришна. К кому бы Кришна  ни пошел: к Нанде Бабе, к дедушке Парджанье Риши, к Упананде, Он всем вежливо задавал вопросы. Кришна делал это не для того, чтобы услышать ответ, а для того, чтобы их научить. В жизни нужно все делать совершенным образом, иначе это будет только пустая трата времени.

Дедушка не ответил Гурудеву – он только напомнил, что близится день Раманавами, и на этот ежегодный праздник в Тиварипур приедет много садху, риши и брахманов. На протяжении девяти дней они будут читать «Рамаяну», а в день Рама-навами устроят грандиозную программу и пир. В Тиварипуре также отмечали Джанмаштами, правда, не так пышно, и Холи.

Гурудев рос в такой атмосфере, внимательно наблюдал за всем и задавал серьезные вопросы. Его отец и дедушка пользовались всеобщим уважением, и все приходили к ним за советом. На праздник Рама-навами приезжал их семейный Гуру (кула-гуру). Каждый год проводились большая ягья, нагара-санкиртана, маха-абхишека, раздавалось много пожертвований.

В пять лет Гурудев уже предлагал всем пранамы, выражал почтение, а старшие, в свою очередь, благословляли его, поскольку он был старшим сыном в семье брахманов.

Во время фестиваля он спросил:

– На праздник приехало много садху, санньяси, брахманов и священнослужителей. Ответят ли они на мои вопросы?

Отец объяснил ему:

– Мой кула-гуру из Варанаси приехал на фестиваль. Пусть он и даст ответы.

Тогда Гурудев подошел к нему и спросил: «Почему вы поете Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе?»

Кула-гуру ответил:

Раджапати рам каушали нандан – Рама всем помогает и дарует свои благословения. По Его милости все будут счастливы и довольны. После Него, в Двапара-югу, пришел Кришна. Он также испытывает любовь ко всем. Например, Кришна все время кормил обезьян и ворон. Поэтому у тех, кто будет повторять имена Рамы-Кришны, все будет в достатке.

– О, вы говорите каушалья пати рам? То есть Рама – это Бог?

– Да.

– Почему же тогда Равана украл Ситу, а Рама страдал и плакал, скитаясь из леса в лес босиком, без еды и пристанища? В Его жизни были одни проблемы! Если Он Сам был несчастлив, разве может Он нас сделать счастливыми? Как Он может нам помочь? Также вы говорите, что Кришна пришел в Двапара-югу. Его так любили Нанда Баба, Яшода мата и все враджаваси. Почему же Кришна оставил их, и больше никогда не встретился с ними, не посмотрел даже. В чем была их вина? Если Кришна о Своих родителях не заботится, как Он о нас позаботится? Разве Он будет любить нас? Непременно Он и нас когда-нибудь оставит. Если вы знаете что-нибудь еще, скажите мне.

Тогда кулу-гуру подозвал отца и дедушку Гурудева.

– Этот мальчик очень странный. Он так спорит!

– Разве вы не ответили ему? – спросили они.

– Я-то ответил, только он не пытается вникнуть в ответ.

Гурудев произнес:

– Да, я ничего не понимаю… Но если вы понимаете, тогда обучите меня, какому процессу мне следовать. Помогите мне. Если ко мне не придет осознание, зачем мне тогда следовать? Многие люди что-то пишут и много чего говорят. Как понять, является это правдой или нет? Как это можно проверить? – еще более настойчиво начал спрашивать Гурудев.

Столько людей собралось тогда на киртан, танцы и прасадам! Какие блюда там были? Особые малпуа, дал, пури, халава, раса сабджи, далма – любимые блюда Рамачандры. Когда я жил в храме, я видел: Гурудев распоряжался сделать на Рама-навами дал, пури, эти особые малпуа (тхэкуа – такие делают в Бихаре).

…После прасада все разошлись, но никто так и не ответил на вопрос Гурудева. Он спрашивал снова и снова, однако никто не мог ответить.

Кула-гуру посоветовал его дедушке занять внука чтением шастр, и в первую очередь – Яджурведу. В шастрах присутствует шакти Господа – она укрепляет ум и память. Сама по себе Яджурведа очень «твердая», об нее можно зубы сломать – попробуй выучить! После этого Гурудеву дали изучать Атхарваведу, Самаведу, Ригведу и Аюрведу. Он прочитал все эти писания. Когда на следующий год снова собралось все общество, Гурудев сказал:

– Ни в одной из шастр я не увидел, что нужно воспевать Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе Харе Кришна Харе Кришна… В них говорится про омкар, яму, нияму, асану, пранаяму, дхьяну, самадхи; объясняется, что душа является частичкой Господа и служит чистой душе, что этот материальный мир – иллюзия. Если этот мир – майя, почему я должен служить обывателям, погрязшим в иллюзии? Я должен служить Богу, в этом и заключается моя обязанность! Почему вы не учите этому? Только советуете служить всем деревенским жителям и семье.

Кула-гуру поспешил «успокоить» мальчика:

– О, Господь присутствует повсюду, Он в каждом атоме! Если посмотреть, то в сердце каждого Сита-Рама.

Семейный гуру отвечал так, поскольку обучался всему в Варанаси и относился к пакка майявади.

– Все являются Ситой-Рамой? Все – Господь?

– Нет-нет. Бог в сердце каждого.

– Тогда кому же мне служить: Богу или людям?

Кула-гуру ответил:

– Ты служи Богу и помогай дживам, Его частичкам.

– Но какое благо придет ко мне от служения обычным людям? Зачем мне терять на это время? Лучше изучать шастры, непрерывно памятовать Господа, служить Ему и развивать с Ним  отношения.

Не найдя ответа, кула-гуру поспешил уйти.

Каждый год происходило подобное большое собрание, три-четыре раза в день были киртаны, а у Гурудева возникало все больше вопросов.

Пришло время принять брахманский шнур. Однажды все родственники обратились к нему: “Тебе уже девять лет, пора получить брахманский шнур, нечего откладывать это на потом. Станешь брахманом, начнешь повторять ведические мантры, гаятри, будешь служить Богу, разовьешь с Ним отношения. Вот тогда найдешь ответы на все свои вопросы”.

Когда в дом Тивари пришел кулу-гуру, Гурудев произнес:

– Я задам вам один вопрос, и если ваш ответ удовлетворит меня, тогда я приму брахманический шнур.

Все родственники вознегодовали:

– Это же пренебрежение Гуру! Сначала прими брахма-гаятри, священный шнур, получи необходимые самскары! У нас будет пир, большая праздничная программа, на которую придет много людей. Все примут прасад, одарят тебя благословениями. Тогда ты все поймешь, а то все споришь да споришь. Почему ты такой упрямый?

Гурудев смиренно промолчал – он никогда не перечил старшим. Когда к ним пришел сын Гуру, он спросил его:

– Мой отец сказал, что, поскольку он получил брахманическую дикшу и шнур у вашего отца, я должен принять то же самое у вас. Пусть будет так, однако у меня есть один вопрос к вам. Допустим, я приму брахманический шнур, буду повторять гаятри-мантру… Но какая сила заключена в этом шнуре? Для чего я должен его носить? Что, без него мантра не работает? На шее у коров и буйволов также висят веревки. И на шее у слона веревка толстая. У лошадей и верблюдов есть узда. Вы мне даете тоненький шнур, но для чего он?

Сын брахмана вскипел: “Что за мальчишка! Все время пристает и  доставляет одни только беспокойства”, а вслух строго сказал: “Сначала практикуй, потом результат придет. О дереве и его плодах нельзя думать, пока не посадишь семя”.

– Я согласен с вами, но если не иметь представления о том, что ты хочешь вырастить, какие семена тогда сажать? Из мангового семечка вырастет манго. Поэтому прежде чем сажать, нужно узнать, что ты хочешь получить.

Отчаявшись что-то доказать, сын кула-гуру сказал: “Невозможный мальчишка!” и убежал. Родители Гурудева расстроились: если сын не получит брахманский шнур и не пройдет самскару (особую церемонию), он не может считаться брахманом.

Позже так или иначе самскару провели. Гурудев стал все свое время посвящать изучению шастр. Когда к нему обращались, он давал прекрасные советы. Особую любовь он питал к “Рамаяне”, “Шримад-Бхагаватам” и “Шримад Бхагавад-гите”.

Каждый день он ходил с дедушкой на Гангу. После омовения в Ганге дедушка начинал декламировать “Бхагавад-гиту”, а вернувшись домой, поклонялся Божествам. Он знал наизусть все семьсот стихов “Гиты”.

Гурудев любил расспрашивать дедушку:

– Что такое “Гита” и зачем ты ее читаешь?

– Повторяя ее, молясь, памятуя наставления Бога, ты получишь Его благословения и всегда будешь рядом с Ним, — отвечал ему дедушка.

– Значит, если я буду ее читать, я буду рядом с Богом и буду следовать Его наставлениям?

– Конечно.

Гурудев, следуя примеру дедушки, стал изучать “Гиту” и просил объяснить смысл стихов. Его родственники были квалифицированны, но в то же время объясняли ее шлоки так, как сами поняли. Поэтому Гурудев всегда чувствовал неудовлетворение от их объяснений.

Спустя много лет он встретился с Нароттаманандой Прабху и другими Вайшнавами из Гаудия Матха. Гурудев услышал, что все они повторяют сначала Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе, а затем уже Харе Рама. В первый раз он услышал этот киртан в возрасте двадцати одного года.

– Почему вы произносите сначала Харе Кришна, а потом Харе Рама? – задал им вопрос Шрила Гурудев.

Вайшнавы охотно ответили ему:

– А что вы знаете об этом?

– Мы сначала воспеваем Харе Рама. Рама первый низошел, а Кришна позже, в Двапара-югу. Поэтому Рама старше, а Кришна младше. Почему вы тогда воспеваете Харе Кришна? В Сатья-югу приходил Хари, в Трета-югу – Рама, а в Двапара-югу – Кришна. Если в нынешнюю эпоху памятовать три юги, тогда Кали-юга не будет влиять.

Гурудев пересказал то, как ему объясняли в его семье и деревне.

Нароттамананда Прабху, услышав это, произнес:

– Нет, это не так. Шастры объясняют это совсем по-другому: первой идет Кали-юга, она длится 432 тысячи лет. Двапара-юга в два раза больше по продолжительности, а Трета-юга – в три раза. Последняя – это Сатья-юга. Также в Кали-югу Сам Кришна пришел как Чайтанья Махапрабху. Он учил всех повторять Харе Кришна, а потом Харе Рама. Эта маха-мантра предназначена не для Двапара-, Трета- и Сатья-юги, она только для Кали-юги. Для других юг предназначены соответствующие мантры.

После этого Нароттамананда Прабху начал объяснять, что такое Харе Кришна:

– Не думайте, что слово “Харе” относится к Хари. В эту Кали-югу Кришна пришел как Чайтанья Махапрабху, чтобы одарить всех настроением враджаваси. Он начал звать: «О Кришна, приди!» Поэтому Харе означает: Та, которая крадет (харати) ум Кришны. Кто Его зовет? Кто Его притягивает? Кто приводит Его в Кали-югу? Харе подразумевает только Шримати Радхарани и всех враджа-деви. Она похищает ум и сердце Кришны: «Приди в Кали-югу, приди! В одиночку мы не сможем помочь дживам. До этого Ты приходил один в разных инкарнациях, но теперь явись со всеми враджаваси и враджа-деви». Итак, Харе – это не только Радхарани. Поэтому Махапрабху обучал:

 

харер нама харер нама

харер намаива кевалам

калау настй эва настй эва

настй эва гатир аньятха

(Брихан-нарадия-пурана, Ч.-ч., Ади, 2.7.76)

«В Кали-югу, век раздоров и лицемерия, для дживы нет иного пути к освобождению, кроме повторения святого имени. Нет иного пути, нет иного пути».

 

Гопи ВриндаванХарер – это множественное число, не только Радхарани, а еще Лалита, Вишакха, ашта-сакхи, манджари. Все они привлекают Кришну, и Он сразу приходит на их зов. Поэтому их нужно памятовать во время воспевания Харе Кришна. Некоторые сумасшедшие воспевают только Радхе-Кришна, Радхе-Кришна. В Харе Кришна присутствуют Радхарани с сакхи, манджари вплоть до Гурудева. Они вместе – и Кришна вместе с ними.

 

дивьяд-вриндаранья-калпа-друмадхах

шримад-ратнагара-симхасана-стхау

шри-шри-радха-шрила-говинда-девау

прештхалибхих севьяманау смарами

Прештха-алибхих. Али означает сакхи, враджа-деви, причем не одну сакхи, а наиболее близких и дорогих прештха-сакхи, прия-сакхи, прана-сакхи, сухрит сакхи, прия-нарма-сакхи. Тогда это Харе – харер-нама. Все они привлекают Кришну, и Он приходит. Харер Кришна. Кришна Чайтанья – всем дживам дарует сознание и силу сварупа-шакти,  чтобы они могли повторять кришна-наму. Это возможно, только обладая кришна-четаной. Вы будете памятовать Кришну, служить Ему и Его семье. В противном случае, по «благословению» Майи-деви, вы будете повторять имена имена привидений. Сварупа-шакти – Харе – харати- прасанна-мана – привлекает ум и чувства, очищает их, дает сознание, силу, тогда живые существа смогут воспевать кришна-наму, служить Кришне, следовать Ему, быть всегда с Ним и никогда не привлекутся майей.

Таким образом Нароттамананда Прабху объяснял Гурудеву значение мантры Харе Кришна.

 

 

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить