Под сердцем матери

Чтобы спасти падшие души и порадовать таким образом Шри Кришну, Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур низошел в этот материальный мир в сопровождении своих вечных спутников, способных как нельзя лучше помочь ему в осуществлении данной цели.

Для поклонения Божествам используются различные параферналии, а для киртана разные музыкальные инструменты (мриданга, караталы и другие). Таким же образом Прабхупада призвал всех этих великих душ, чтобы они помогли ему повсюду распространить послание Гауранги Махапрабху.

В вечном духовном мире у Божественной Четы есть команда искусных слуг, готовых сию минуту выполнить Их указания. Порой Они желают послать одну из этих групп с особой миссией.

В этом мире мы часто видим, что в отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами существуют определенные барьеры… Однако в вайшнавском сообществе подобному нет места. Если в каком-либо обществе люди не могу найти взаимопонимание и гневаются, то можно сказать, что там в действительности не практикуется вайшнавизм (то есть его представители не ведут себя, как Вайшнавы).

Шрила Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж установил отношения со Шрилой Прабхупадой и всей ученической преемственностью еще до того, как родился. Его мать, храня его под сердцем, отправилась в паломничество в Навадвипа-дхаму и слушала там хари-катху из уст Вайшнавов. Это напоминает историю о том, как Прахладе Махараджу, находившемуся в лоне матери, посчастливилось накопить духовные впечатления еще до рождения – до того, как он попал бы под влияние родственников и материальных объектов.

Согласно шастрам беременной женщине следует отправляться по святым местам, принимать маха-прасад, чаранамриту, совершать киртан и практиковать составляющие бхакти – в таком случае душа, пребывающая в ее чреве, получит благо и очистится. Мать Шрилы Ваманы Госвами Махараджа приезжала в Маяпур, чтобы служить Бхагавану и Его преданным. Она была настолько активна в этом, что ее родственники не на шутку встревожились.

«Ты ведь беременна! Вдруг что-то случится с ребенком? Он может даже умереть!» – предупреждали они ее. Но та отвечала просто: «Господь наш защитник».

Она продолжала приходить, днем и ночью служила с одним лишь желанием. Она поняла, что в этой жизни не способна совершать аскезы и поклонение на уровне, достаточном, чтобы достичь совершенства, поэтому единственное, что может помочь ей и ее ребенку – это милость Вайшнавов. Женщина выполняла служение в точности, как мать святого Нарады: мыла посуду после маха-прасада, собирала хворост и дрова, убирала место, где Вайшнавы принимали прасад. Дождавшись, когда они закончат, она собирала остатки их трапезы и с почтением принимала их.

Рождение и уход из семьи

С самого рождения Шрила Вамана Госвами Махарадж был очень умиротворенным и никогда не плакал. Мать обычно оставляла его в корзине или колыбельке, а сама шла убирать в храме. Однажды она смиренно попросила Шрилу Прабхупаду, которого считала своим главным авторитетом, дать имя ребенку. Шрила Прабхупада сказал: «Этого мальчика никогда не коснутся никакие тревоги в жизни. Он неизменно будет умиротворенным и спокойным. Поэтому ты должна назвать его Сантош».

Позже Шрила Вамана Госвами Махарадж рассказывал: «С самого рождения я принимал только маха-прасад. Мое тело взрощено лишь на маха-прасаде – ничего другого я не принимал. Мне никогда не хотелось ходить в школу или играть с другими детьми. Я ждал того дня, когда смогу отправиться в Маяпур, к Вайшнавам. Моя мать привозила меня туда один-два раза в год, но затем мы возвращались домой. Из-за этого я очень расстраивался и начинал плакать: “О, я хочу остаться в Маяпуре!” Она говорила мне, что я слишком мал жить в Маяпуре, и это не место для детей. Однако я настаивал: “Нет, я буду жить в Маяпуре, и ты также сможешь быть там со мной”.

“Женщины не могут оставаться в храме”, – отвечала она.

“Тогда просто оставь меня там одного!” – предлагал я. Но она не соглашалась…»

Когда Шрила Вамана Госвами Махарадж был еще мальчиком, он всякий раз преисполнялся радости, увидев Вайшнавов, а когда они уходили, то сильно расстраивался. Часто они говорили ему идти в школу, но он твердо отвечал: «Нет».

В то место, где он жил, часто приходили Вайшнавы. Они давали лекции и проводили киртан во славу Верховного Господа. Мальчик очень радовался этим программам! Он с энтузиазмом служил Вайшнавам: приносил воду для питья, стелил асаны и подавал чистую, выстиранную одежду. Он был так мал, однако прекрасно служил им! После программ мать кормила его остатками с тарелок Вайшнавов, и он принимал этот прасад с великим почтением.

Однажды в его дом пришел Прабхупада в сопровождении многих санньяси. Воспользовавшись случаем, мальчик взмолился им: «Моя мать не позволяет мне уйти. Пожалуйста, заберите меня с собой!»

«Похвально, что ты хочешь пойти с нами, но ведь твоя матушка будет переживать, если мы заберем тебя», – ответили они.

Тем не менее желание Шрилы Ваманы Госвами не угасало. Однажды он приехал с матерью на Навадвипа-парикраму, и когда пришло время возвращаться домой после фестиваля, он спрятался так, что никто не мог его найти. Где он был? Он скрылся в коровнике, принадлежавшем храму, и мать, сколько ни искала его, не смогла найти. Везде сообщили о том, что он пропал без вести, но его так и нашли. В итоге его мать была вынуждена уехать одна, получив от местных жителей заверение, что его быстро найдут и вернут.

Домой она приехала одна. Муж тут же спросил ее: «Ты потеряла нашего сына?» Он  был настолько убит горем, что не сдерживал слезы.

На следующее утро Нарахари Прабху нашел Сантоша – мальчик спал под деревом безо всякой подстилки, на голой земле. У него не было ни москитной сетки, ни ткани, которой можно было прикрыться. Это растопило его сердце. «Неужели он все еще здесь?” – подумал Нарахари Прабху.

Подойдя к Сантошу, он спросил: «Ты не поехал домой с родителями?»

– Я ваш, – промолвил Сантош. Почему я должен ехать куда-то еще? У меня нет никого, кроме вас.

Тогда Нарахари Прабху посадил его к себе на колени и заплакал.

– Хорошо, пойдем со мной.

Он привел мальчика в кладовую, где хранились рис, овощи, тарелки из листьев и другие предметы, и сказал ему дождаться здесь. Нарахари Прабху отправился искать место для Сантоша, а тот не стал сидеть сложа руки: он вычистил кладовую с пола до потолка, а также аккуратно разложил по полкам всю снедь.

Спустя час или два вернулся Нарахари Прабху. Увидев, что все овощи, рис и остальная снедь рассортированы, он с удивлением подумал: «Какой же он смышленый!»

«Кладовая приняла меня, – сказал Сантош. – Пожалуйста, позвольте мне следить здесь за чистотой и порядком. Я бы хотел взять ответственность за это служение».

Позже родственники Сантоша вернулись в Маяпур, чтобы найти его, и, найдя, начали уговаривать его вернуться домой.

«Я не поеду», – ответил он.

«Почему?»

Шрила Вамана Госвами Махарадж был лишь маленьким мальчиком, но его ответ выдавал необычайную разумность. Он сказал: «Если сейчас я поеду с вами, тогда ваша любовь украдет у меня как минимум десять лет жизни. А потом вы и дальше будете держать меня при себе под разными предлогами, считая, что я являюсь вашей собственностью, и что я обязан быть с вами, поскольку мама вынашивала меня на протяжении девяти-десяти месяцев. Вы сделаете так, чтобы я чувствовал себя должником перед вами, и тогда я никогда не смогу вернуться к Прабхупаде и служению Бхагавану. Человеческая жизнь настолько ценна и труднодостижима. Как же я могу бесполезно растрачивать ее?»

Он так никогда и не вернулся домой. Родственники снова и снова умоляли его, но это было безуспешно.

Что он отвечал им? «Если вам нравится это тело, которое вы мне дали, тогда можете попытаться забрать его. Но моя душа никогда не покинет Шри Гуру и Вайшнавов».

Маленький мальчик, но его слова наполнены такой мудростью… Преданные, жившие в храме, хвалили его за такую твердость: «О, какой серьезный мальчуган!» Они хлопали в ладоши и подбадривали его.

Учеба

Бхакти Кусума Нрисимха Махарадж, известный ученик Шрилы Прабхупады, приходился Шриле Вамане Госвами дядей. Когда его племянник пришел в храм, он еще был брахмачари, жившим в матхе. Он пообещал встревоженным родителям Шрилы Ваманы Махараджа, что лично позаботится о племяннике, и не нужно переживать за него.

Однако Шрила Вамана Госвами Махарадж сказал: «Я не останусь с дядей».

В то время у Прабхупады приняли прибежище много юношей в возрасте от шестнадцати до двадцати лет. Только несколько из них были моложе Сантоша.

Прабхупада велел Сантошу учиться в Институте Бхактивиноды, который был в ведомстве Гаудия Матха, и тот, следуя его наставлению, поступил в это учебное заведение. Бхакти Вивек Бхарати Махарадж, Бхакти Прадип Тиртха Махарадж, Нарахари Прабху и другие Вайшнавы числились там профессорами. Учителя под их руководством также были санньяси и брахмачари.

Сантош стал радовать учителей и профессоров с самого первого дня в школе. Впервые зайдя в класс, он сразу увидел, что мальчики толком не помыли парты, да и в самой комнате было не убрано. Сантош быстро протер свою парту и стул, прибрался вокруг и сел, ожидая прихода профессора. На следующий день он пришел в класс пораньше. Обычно уроки начинались в десять утра, но он пришел в девять часов с небольшой группой мальчиков, которых собрал. «Пойдемте уберемся в классе, – предложил он им. – Мы все хорошенько вымоем и построимся перед приходом учителей, а к урокам приступим, только получив их разрешение, и помолясь нашей гуру-варге, Шри Кришне и Махапрабху».

Никто не учил его этому, все пришло по вдохновению. В тот день, когда Шрила Бхакти Прадип Тиртха Махарадж, Пуджьяпад Бхарати Махарадж, Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж и другие учителя пришли в школу, они удивились: все учащиеся построились со сложенными ладонями в знак приветствия. Мальчики произнесли молитвы и прославления в адрес Вайшнавов: «Крипа коро Вайшнава Тхакура» и «Охе Вайшнава Тхакура дояра сагара».

Сантош думал: «Будет лучше, если мы начнем уроки после прочтения Гуру-ванданы, Вайшнава-ванданы и панча-таттва-мантры».

На следующий день Сантош стоял во главе учащихся перед главными воротами. Все были готовы приветствовать профессоров и учителей. Он был самым младшим из мальчиков, но вел исполнение «Гурваштаки», Вайшнава-ванданы, панча-таттва-мантры и маха-мантры. Все профессора были очень довольны им!

Вскоре после этого Бхакти Виласа Тиртха Махарадж сделал объявление: «Я хочу, чтобы этот мальчик стал старостой в школе». Все единодушно поддержали его.

Быть старостой означает приходить в школу первым и уходить последним. Старосте нужно проверить все классы перед тем, как зайти в свой, а затем ему нужно проверить учительскую, выполнить бумажную работу и поручить задания некоторым детям. У старосты много подобных обязанностей. Кроме того, школьный староста отвечал за то, чтобы подготавливать алтарь с изображением Прабхупады, а также проводить ему арати перед началом учебного дня.

Садджан-севак Брахмачари

Как-то раз директор сказал: «Завтра другой брахмачари будет декламировать Гуру-вандану».

Следующий день наступил, и никто из мальчиков не смог запомнить всю песню. Они были старше Сантоша, но не обладали такой сильной памятью. Сантош начал петь киртан, прославляя Шри Гуру, и все стали повторять за ним.

В тот день директор строго-настрого велел: «С сегодняшнего дня ученики по очереди должны будут исполнять “Гурваштаку” под аккомпонемент мриданги и каратал. Более того, все должны приходить в школу с тилакой и кантхималами».

Сантош не получил тилаку и кантхималы от Прабхупады, только от своей матери какое-то время назад. Тогда Нарахари Прабху пошел к Прабхупаде, чтобы лично попросить его об этом.

Прабхупада согласился и дал Сантошу тилаку и кантхималы. Он дал ему харинаму и имя Садджан-севак Брахмачари.

«Ты должен каждый день повторять харинаму, иначе Кришна и Махапрабху будут недовольны тобой, сказал Прабхупада. Махапрабху можно удовлетворить, только воспевая святое имя. Более того, он не примет никакое подношение от человека, который не повторяет харинаму».

«Почему так важна тилака?» – задал вопрос Садджан-севак Брахмачари.

Прабхупада ответил: «С помощью тилаки мы обозначаем, что наше тело – это храм Божий, собственность Господа. Если ты предлагаешь свое тело Богу, тогда оно становится святым местом, и мантра-девата, главенствующее Божество твоих мантр, всегда останется с тобой и будет защищать тебя».

Как староста школы, Садджан-севак Брахмачари ввел в правило ношение тилаки и кантхимал. В то время в школу ходили даже мусульманские мальчики, однако правила оставались строгими для всех: без тилаки и кантхимал, без пропевания «Гурваштаки» и других молитв перед уроками никому не позволялось учиться в Институте Бхактивиноды. От всех учеников также требовалось приходить в вайшнавской одежде.

Спустя некоторое время Садджан-севаку пришла идея устраивать особый урок в Экадаши, который до этого считался выходным днем.

«Все должны приходить в класс на Экадаши для специального занятия, – объявил он. – В Экадаши мы будем слушать и рассказывать о славе нашей преемственности божественных учителей, нисходящей от Самого Господа. В каждый Экадаши мы будем прославлять одну из этих выдающихся личностей – так мы сможем получить их благословения и стать сильными в духовной жизни».

Вскоре новости о плане Садджана-севака донеслись до Прабхупады и руководства школы. Они с большой радостью приняли это нововведение и вынесли приказ: «В каждый Экадаши с 10 до 12 часов будет проходить особое занятие. Программа начнется с киртана и обсуждения славы Экадаши-деви, а затем будет прославление одного из маха-бхагават, например, Рамануджачарьи, Вишнусвами, двенадцати Альваров, Прахлады, Дхрувы, Читракету Махараджа, Прачетов, Бхишмы, и других».

Каждый выступавший с хорошей презентацией или прославлением получал вознаграждение. После класса ученики вместе обходили Маяпур и комнату Прабхупады Сарасвати Тхакура. В обед они принимали немного фруктов и кореньев или же то, что было доступно, а вечером отправлялись в Шриваса-анган, где танцевали и пели в маха-санкиртане. Так они соблюдали Экадаши. Восхитительные качества Садджана-севака Брахмачари наполняли сердца всех радостью.

Постепенно Садджан-севак Брахмачари поднял стандарты в Институте Бхактивиноды, что, несомненно, было следствием его духовной силы. Он привлекал каждого. Во главе с ним мальчики высадили прекрасный сад и украсили растениями и кустарниками всю дорогу от Шри Чайтанья Гаудия Матха до самадхи Чанда Кази. Любой прохожий приходил в восторг при виде этой дороги – казалось, будто находишься в самом Врадже!

Когда Прабхупада возвращался из проповеднических поездок или же собирался уезжать, все мальчики в школе проводили киртан и гуру-пуджу.

Сколько радости испытывал Прабхупада! «Эти мальчики такие талантливые. Они так хорошо учатся!» – отмечал он.

Мальчики изучали три языка: санскрит, английский и бенгали. Они были необычайно разумны.

Однажды Прабхупада выразил желание: «Ученики, обучающиеся в ведической школе, должны знать Веданту. Без знания ведических мантр невозможно стать сильным и утвердиться в духовной жизни».

С того момента профессоры и учителя, а иногда и сам Прабхупада, стали регулярно давать уроки по Веданте и Упанишадам.

Садджан-севак Брахмачари обучался стремительными темпами. За первый год он освоил программу с подготовительного по четвертый класс и в таком же быстром темпе прошел обучение с пятого по двенадцатый класс, превосходно сдав экзамены. К шестнадцати годам он закончил институт, получив все полагающиеся государственные аттестаты. Он в совершенстве овладел санскритом, английским и хинди.

Прабхупада был очень доволен Садджан-севаком. Он сказал Нарахари Прабху: «Этот юноша останется со мной в храме. Он не такой, как другие мальчики. У него есть твердая вера в Бога и он не станет терять время на мирские игры и занятия спортом».

Шрила Вамана Госвами Махараджа говорил: «Жизнь в храме очень проста и сладостна. С раннего утра мы проводим киртан, слушаем хари-катху, почитаем прасад – где же взяться беспокойствам?»

В конце учебного года Прабхупада обычно посещал институт, чтобы пообщаться с учащимися и проверить их, раздать подарки и наградить отличившихся. Однажды, когда он приехал по такому случаю, учащиеся в один голос сказали: «Садджан-севак Брахмачари очень сведущий, пусть он первый ответит».

Тогда Прабхупада спросил его:

– Садджан-севак Брахмачари… Кто твой Гурудев?

– В школе наш Гурудев – Шриман Бхакти Прадип Тиртха Махараджа, а в духовной жизни вы – наш Гурудев.

– Да. Очень хорошо!

Прабхупаде было радостно видеть, что Садджан с почтением относится как к преподавателю, так и к духовному учителю.

Живая энциклопедия Гаудия-матха

Как-то раз Прабхупада спросил его:

– Какова суть того, что ты выучил?

– Я ничего не знаю, но могу повторить то, что учитель рассказывал мне, – смиренно ответил Садджан.

– И что же тебе рассказывал учитель?

– Он сказал, что суть всего заключается в практике бхакти и совершении деятельности с целью удовлетворить Шримана Махапрабху в Шри Гаура-дхаме, находясь под руководством Шри Гуру. Это единственная пища для души, и только так можно развиваться в духовной жизни.

– Отлично! – воскликнул Прабхупада.

После этого он дал Садджану для изучения «Джайва-дхарму» и «Шримад Бхагавад-гиту». «Скажи, сколько времени тебе понадобится для того, чтобы прочитать эти книги и вернуть их мне?»

Обычно юноши пугались при виде этих двух больших книг и просили дать им год, но Садджан ответил:

– Прабхупада, вы сами назначьте сроки. Все возможно только с вашими благословениями. Если вы прольете свою милость на меня, тогда все получится.

– Ладно. Сколько тебе понадобится: месяц, две недели, неделя?

– Нет, нам потребуется год! – воскликнули учащиеся.

– Приходи через месяц, – подытожил Прабхупада.

Учащиеся устроили небольшое соревнование: они начали усердно учить шлоки и главы из шастр, а потом пересказывать их Прабхупаде, который с огромной радостью награждал их подарками. Ко всеобщему удивлению, Садджан-севак Брахмачари выучил все 750 шлок «Бхагавад-гиты» и запомнил все содержание «Джайва-дхармы». У него была фотографическая память. Изумленный Прабхупада произнес: «Баба! Ты настоящий шрутидхара! Скоро ты станешь энциклопедией философии Гаудиев».

В самом деле, вскоре учителя стали с любовью называть его «словарем Гаудия-матха». Он мог процитировать любую шлоку из любой шастры и любого автора, не открывая книгу. К нему всегда обращались преданные, занятые публикациями, когда им нужна была информация такого рода.

Под руководством Винода-бихари Брахмачари он изучил всю ведическую литературу, включая 108 Упанишад и Веданту. В будущем Парам-гурудев наградит его титулом “Бхактиведанта” за глубокое понимание заключений Вед и Веданты.

Садджан-севак Брахмачари обладал такой могущественной энергией в духовной жизни! Каждый спрашивал его: «Где ты берешь силы?», и он говорил: «Я ничего не получил ценой собственных усилий. Я просто живу с Вайшнавами. Если вы придете к дереву, то получите его тень, свежий воздух и плоды. Таким же образом те, кто общается с чистыми преданными Господа, автоматически получат все благие качества».

Если вы не находитесь рядом с Вайшнавами или Шри Гуру, тогда ваш ум будет в постоянном смятении. Появится желание вернуться в Боливию, Англию… Станете общаться с друзьями по интернету и постепенно полностью отдалитесь от Вайшнавов. Затем, из-за пренебрежительного отношения к своим истинным благожелателям, вы станете материалистом. Качества (хорошие или плохие) тех, с кем вы общаетесь, перейдут к вам.

Поэтому даже на минуту не отходите от Вайшнавов. Спите рядом с ними, ешьте рядом с ними, гуляйте с ними, разговаривайте с ними. С ними все благоприятное. Когда-нибудь они по своей милости и нам оставят что-то хорошее. Но они также могут забрать это, если пожелают. Поэтому не нужно считать полученные от них качества своей собственностью. Это очень простой процесс. Не нужны суровые аскезы, епитимьи и медитация, чтобы достичь блага. Просто стремитесь доставить Вайшнавам удовольствие.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить