28 марта 2013 года
(лекция по «Према-бхакти-чандрике» Шрилы Нароттамы даса Тхакура)
Шрила Нароттама дас учит: «Примите дикшу от Шри Гуру и находитесь в обществе преданных». Вайшнавы помогут правильно совершать бхаджан. Почему к тем, кто повторяет мантру или харинаму, реализация не приходит? Почему они не получают духовного удовлетворения? В чем причина? Почему вкус не усиливается? Нужно идти к Вайшнавам — в их обществе придет реализация.
Тот, кто глубокой зимой подходит к костру, естественным образом согревается, а холод и туман вокруг него рассеиваются. Подобным образом у того, кто приходит к садху, ослабевает желание совершать кармическую деятельность и погружаться в мирскую семейную жизнь. Рядом с садху не будет таких препятствий в бхаджане, как недостаток времени на воспевание харинамы и мантры. Все будет идти очень хорошо. Не нужно будет тратить много сил.
Шукадева Госвами произносит в «Шримад-Бхагаватам»:
атхаитат парамам гухьям
шринвато яду-нандана
су-гопьям апи вакшьями
твам ме бритьях сухрит сакха
(Ш.-Б., 11.11.49)
«Мой дорогой Уддхава, о возлюбленный династии Яду! Сейчас Я поведаю тебе самое сокровенное знание, ибо ты Мой слуга, доброжелатель и друг. Пожалуйста, выслушай эти великие тайны».
шри-бхагаван увача
на родхаяти мам його
на санкхьям дхарма эва ча
на свадхьяяс тапас тьяго
нешта-пуртам на дакшина
вратани ягьяш чхандамси
тиртхани нияма ямах
ятхаварундхе сат-сангах
сарва-сангапахо хи мам
(Ш.-Б., 11.12.1-2)
«Кришна сказал Уддхаве: “Ты Мой друг, слуга и родственник. Я рассказываю тебе кое-что очень секретное. Аштанга-йога, санкхья, варнашрама-дхарма, изучение Вед, тапасья, санньяса, ягья, дана, врата, дева-пуджа, мантра, тиртха, нияма, хома ? ничто из этого не поможет. В садху-санге же все становится очень благоприятным”».
У садху, святых, есть отношения с Господом, в их сердцах есть для Него место. У тех, кто приходит к садху, само собой появляется желание служить Богу. Господь защищает святых. Место, где они живут, очень чистое и могущественное, и неблагоприятные желания не могут проникнуть туда и побеспокоить.
Кто такие садху? К кому нам нужно идти?
У Махапрабху было много преданных, много последователей. Рупа Госвами Прабху и Санатана Госвами Прабху совершали бхаджан во Вриндаване. Когда оттуда приходили преданные, Махапрабху спрашивал о них: «Как поживают Рупа и Санатана? Как они поддерживают себя?»
Преданные рассказывали Махапрабху то, что вспоминали: «Рупа и Санатана не живут в одном месте. Каждую ночь они спят под разными деревьями. Иногда они собирают немного мадхукари. Когда их приглашают в дом брахмана или в храм, они принимают полноценный прасад. Временами у них только сухой нут с водой. Днем и ночью они воспевают харинаму, отводя на сон совсем немного времени. Памятуя Твои игры и славу, они пишут книги».
Махапрабху был очень доволен. Он сказал: «Тот, кто в этой жизни не использует свою энергию для служения Господу, не помогает обусловленным душам, а, напротив, обманывает их, будет проклят. Тот, кто не совершает бхаджан, обречен стать рабом майи».
Какова природа садху? Гурудев дает мантру, дикшу. Ученики должны постоянно повторять дикша-мантру. Но как это возможно? Что представляет собой процесс повторения?
Рупа и Санатана принимали совсем немного прасада, чтобы поддерживать тело. Они отдыхали под деревьями на открытом воздухе, у них не было постоянного места жительства.
Махапрабху наставлял:
ваираги хана каре джихвара лаласа
парамартха йая, ара хая расера ваша
ваирагира критья-сада нама-санкиртана
шака-патра-пхала-муле удара-бхарана
джихвара лаласе йеи ити-ути дхая
шишнодара-параяна кришна нахи пая
(Ч-ч., Антья, 6.225-227)
«Духовная жизнь человека, живущего в отречении, разрушается, если он начинает потакать своему языку. В таком случае он становится рабом желаний собственного языка. Обязанность вайраги – всегда повторять мантру Харе Кришна. Потребности желудка он должен удовлетворять легкодоступными овощами, листьями, плодами и кореньями. Тот, кто потворствует своему языку, гениталиям и желудку, не сможет обрести Кришну».
Махапрабху учил, что отреченные садху должны жить очень просто, принимая чистую и простую пищу, предложенную Господу. Они не должны быть жадными до изысканных яств. Не нужно потакать чувствам, если кто-то предлагает роскошное мадхукари, блюда, приготовленные на гхи, топленом масле. Поэтому Махапрабху и учил, что нужно жить по примеру Рупы и Санатаны. Иногда Санатана Госвами собирал белую муку, делал из нее тесто на воде и готовил на углях. Предложив, он ел это безо всякого сабджи или чего-то еще.
Сейчас мы даем телу разнообразный маха-прасад. С Махапрабху было много санньяси и преданных. Они ходили с Ним от дома к дому и с большим удовольствием принимали маха-прасад Джаганнатхи, много изысканных блюд и т.д. Но Рупа и Санатана держали великие аскезы.
Кто же более удачливый и возвышенный?
Только ли те, кто живет во Враджа-мандале, должны придерживаться вайрагьи? Как насчет тех, кто живет в Кшетра-мандале? Должны ли преданные принимать роскошный Джаганнатха маха-прасад, когда они находятся в Пури, и быть аскетичными во Вриндаване? Махапрабху никогда не запрещал принимать маха-прасад. Тем не менее Он же и говорил: «Рагхунатхера ваирагья пашанера рекха – вайрагья Рагхунатхи даса Госвами была твердой и непоколебимой, словно линии, выбитые на камне». Тем, у кого было глубокое желание совершать бхаджан, Махапрабху советовал: «Ваирагья крите нама-санкиртана сагха пхала пхул удхара бхаран».
Отреченные не должны излишне заботиться о своем питании и жилище. Они не должны оставлять завтрак до обеда и обед до ужина, а также собирать сладости, которые можно хранить много дней.
ваирагья-юг бхакти-расам праятнаир
апаяян мам анабхипсум андхам
крипамбудхир ях пара-духкха-духкхи
санатанам там прабхум ашраями
(Вилапа-кусуманджали, 6)
«Я не хотел пить нектар бхакти-расы, проникнутый духом отречения, но безгранично милостивый Шрила Санатана Госвами, который не может оставаться равнодушным к чужим страданиям, силой заставил меня испить его. Поэтому я принимаю его покровительство и предлагаю поклоны его лотосным стопам».
Рагхунатха дас Госвами молился Санатане Госвами, от которого и впитал эту вайрагья юг бхакти. Без вайрагьи не будет анураги. Жизнь того, кто принимает много мирских вещей и привязывается к ним, будет потеряна, природа этого человека станет такой же мирской. Он никогда не будет развиваться в бхаджане.
Рупа и Санатана никогда не касались и не брали ничего мирского. Они отвергали то, что давали им люди. В их сердцах было место только для служения Радхе и Кришне, поэтому в их сердцах проявилась вриндавана-варта, слава Вриндавана, и они полностью получили милость Махапрабху. Поток нектара Махапрабху никогда не прерывался. Они осознали, объяснили и сберегли все это для нас. У мирских людей отношения с опьяняющими объектами майи, они не в силах разорвать эту связь. Госвами контролировали свои чувства и вовлекали их в служение Господу.
джая санатана рупа према-бхакти-раса-купа
югала-удджвала-раса-тану
джахара прасаде лока пашарила духкха шока
праката калпа-тару джану
(Према-бхакти-чандрика, 1)
«Вся слава Шри Санатане Госвами и Шриле Рупе Госвами, которые являются обителью любовного преданного служения. Они – само воплощение наивысших трансцендентных настроений, направленных на Шри Шри Радху-Кришну. По их милости в этом мире выросло древо желания, которое может устранить страдания и невзгоды всех людей».
Почему сказано «джая санатана-рупа»? Нароттама дас Тхакур объясняет, что Санатана Госвами и Рупа Госвами раздают преданным нектар всех рас. Каждый предлагает им пранамы и почитает их. Они покорили сердца живых существ тем, что одарили их отношениями с Господом в различных расах – шанте, дасье, сакхье, ватсалье и мадхурье. Нароттама дас Тхакур говорит, что эта према-бхакти пришла от Рупы и Санатаны. Приняв у них прибежище, он каждый день предлагал им пранамы, и от них эта према-бхакти вошла в его сердце. Их описывают как према-бхакти-раса-купа. Рупа и Санатана – вечные спутники Махапрабху.
Внешне они служили в миссии Махапрабху, а внутренне, в своих вечных образах, они непрерывно служат Радхе-Кришне.
Почему Нароттама дас Тхакур описывает Шрилу Рупу Госвами и Санатану Госвами как према-бхакти-раса-купа, колодец чистой любовной преданности? Почему он не описывает их как океан према-бхакти-расы? Рупа Госвами Прабху написал «Бхакти-расамрита-синдху», а Вишванатха Чакраварти Тхакур – «Бхакти-расамрита-синдху бинду», только одну каплю из океана бхакти-расы.
Например, гомеопатические лекарства используются в небольшом количестве: одной капли настойки достаточно, чтобы снять недомогание. В океане много воды, но эту воду невозможно пить. В глубоком колодце же собрана чистая вода, годная для питья. Когда идем к Рупе и Санатане, все, что получаем от них, очень сладкое, легкое для усвоения и очищенное от всех примесей. Карми или гьяни покажут вам какую-то внешнюю сторону бхакти, но это не будет истинным.
Некоторые спрашивают: «Рупа и Санатана — самые близкие и дорогие для Махапрабху. Почему же Он не держал их рядом с Собой? Почему Он послал их во Вриндавана-дхаму совершать тяжелые аскезы, очень далеко от Себя?»
Нароттама дас Тхакур отвечает: «Рупа и Санатана обладают према-бхакти и унната-удджвала-расой, поэтому они всегда рядом с Махапрабху. Они всегда присутствуют с Радха-Мадхавой и непрерывно служат Им».
Во Враджа-мандале Рупа и Санатана всегда служат Радха-Мадхаве под руководством Шри Лалиты-деви. Они собирают эту лила-расу — но не для себя, а для того, чтобы раздать другим. Гаурахари, Чайтанья Махапрабху, уполномочил их обучать тому, как обрести положение служанки Шримати Радхарани. Это положение — самое высшее, чего только можно достичь.
Лила-раса Гаурахари проявится в сердцах тех, кто обращается к Рупе и Санатане, уважает и памятует их.
Рупа и Санатана от Махапрабху собрали враджа-прему. Махапрабху Сам устроил все, чтобы дать им это. Они сами следовали шраванам, киртанам и смаранам, а также сохранили нектар враджа-премы в форме таких книг, как «Видагдха-мадхава», «Лалита-мадхава», «Става-мала», «Дана-кели-каумуди», «Лагху-бхаватамрита», «Брихад-бхагаватамрита» и т.д.
В своих книгах они собрали все секреты бхакти-сиддханты и дали их Нароттаме, Шринивасу и Шьямананде Прабху для распространения. Этот непрерывный поток течет и поныне. Рупа и Санатана дали благословение: «В сердцах тех, кто читает это, думает об этом или слушает, проявится према-бхакти».
Это очень могущественно. В этих книгах столько силы! Нароттама дас Тхакур собрал эту према-бхакти от Рупы Госвами и Санатаны Госвами и сохранил в «Према-бхакти-чандрике». Слушание этой грантхи подобно льющемуся нектару, который, войдя в сердце, сделает его очень нежным и наполненным духовной силой.
Памятуя Шрилу Гурудева,
Шри Шримад Бхактиведанту Нараяну Госвами Махараджа
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.