29 августа 2013 года
Сегодня Нандотсав, день, когда Нанда Махарадж устраивает для всех враджаваси огромный праздник по случаю рождения сына. Вчера [в Джанмаштами] сат-чит-ананда Нанда-нандана Кришна явился в семье пастухов во Враджа Гокуле. Он не только Кришна, Он Гопал. Теперь Он не царь, не принц и не брахман. Он приходит в семье пастухов-враджаваси, которые живут простой жизнью в садах и лесах Враджа – они не окружают себя каменными стенами, весь мир открыт перед ними.
Кришна пришел в то место, где никто не будет мешать Ему любить и быть любимым. Нанда Махарадж изумился: «Неужели этот Гопал действительно мой сын?» Как будто поток любви хлынул в этот мир от саччидананды-ганахи Шри Кришны, Верховного Господа, олицетворения трансцендентного знания, вечности и блаженства. Кришна принес в этот мир ананда-чинмайя-расу.
Брахма вознес Ему множество стути:
ананда-чинмайя-раса-пратибхавитавхис
табхир йа эва ниджа-рупатайя калабхих
голока эва нивасатй акхилатма-бхуто
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
(Брахма-самхита, 37)
«Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, пребывающему в Своей обители Голоке вместе со Шри Радхой, воплощением Его энергии наслаждения и обладающей такой же духовной формой, как и Он. Она – олицетворение вечного блаженства духовной расы и в совершенстве владеет всеми видами искусства. Их сопровождают Ее близкие спутницы (сакхи) – экспансии Ее духовной формы, исполненные всеблаженной духовной расы».
Когда Кришна явился, все полубоги пришли к дверям Нанды Бабы в Нанда-бхаван как попрошайки, просящие любви. Нанда Баба всегда раздавал пожертвование садху и брахманам и дарил щедрые подарки всем, кто приходил к нему. Но сегодня он раздает особое сокровище – ананда-чинмайя-расу. Это не просто счастье. В этом мире счастье – очень ограниченное, но Нанда Баба пролил на всех, кто пришел, ананду, трансцендентное блаженство, – ведь к нему пришел Ананда-канда-враджа-чандра.
Кто такой Кришна? Он главный среди воров. В этом мире люди ненавидят воров. Они говорят: «Ууу, вор! Накажите его!» Но что ворует Кришна?
врадже прасиддхам наванита-чаурам
гопанганам ча дукула-чаурам
анека-джанмарджита-папа-чаурам
чаураграганьям пурушам намами
(Шри Чаураграганья-пуруша-аштака, 1)
«Я приношу поклоны тому величайшему вору, который прославился во Врадже как воришка масла. Он похищает одежды гопи, а также грехи предавшихся Ему душ, накопившиеся на протяжении многих жизней».
Анека-джанмарджита-папа-чаурам — за миллионы жизней мы совершили много греховных поступков. Но Кришна ворует все это и очищает наши сердца. Какой другой вор может сделать это? Врадже прасиддхам наванита-чаурам — сначала Кришна крадет масло. Оно свежевзбитое, мягкое, ароматное и сладкое. Это масло делают враджаваси, и оно подобно их нежной любви. Если вы поместите его в ладони, из-за своей мягкости оно даже не выдержит тепло рук и начнет таять. Кришна ворует это масло, эту любовь.
Он не может терпеть, если у вас есть любовь к кому-то еще: «Я пришел. Я Твой. Больше никто не является твоим, все они обманщики. Почему ты не любишь Меня? По своей неудаче ты забыл Меня миллионы жизней назад и страдаешь в этом мире. Ты же впустую провел столько жизней! Теперь Я пришел – люби Меня. Предложи свою любовь Мне. Встреться со Мной. Завяжи со Мной отношения. Тогда ты больше никогда не будешь страдать».
В лесу Кришна гуляет босой, без зонтика. У Него нет ни кровати, ни комнаты, он отдыхает под деревьями. Как враджаваси любят Его и как выражают свои чувства? Они создают кунджа-кутиры из зеленых листочков и нежных благоухающих цветов. В бетонных строениях нет сладости, аромата и мягкости. Эти строения как тюрьмы. Мы привыкли жить в тюрьме материального тела миллионы жизней. Приобретя дом, мы думаем: «О, теперь у меня что-то есть!» Без бетона, камней и металла мы чувствуем себя неполноценно.
Однако Кришна говорит: «Вы не заключенные, вы Мои. Каждое утро Я гуляю с друзьями по лесам, холмам и садам, где все окружающее очень естественно. Сделай и ты свою природу естественной. Искусственность приносит боль, но природное никого не беспокоит».
Кришна пришел во Враджа-мандалу. Он знает, как мастерски украсть все скопившиеся за многие жизни анартхи, ложное эго, плохие помыслы, прарабдха— и апрарадха—карму. Как Кришна крадет все это? Кришна Сам идет и ворует. Все эти шлоки [Шри Чаураграганья-пуруша-аштаки], одна за другой, объясняют, как Он это делает.
Анека-джанмарджита-папа-чаурам – за миллионы жизней вы накопили много плохого и продолжаете накапливать. Если никто это не заберет, вам придется расплачиваться своими страданиями. Но Кришна крадет все это и уничтожает. Дханам ча манам ча татхендрийани пранамш ча хритва – какое бы мирское богатство, слава, популярность и плохие привязанности ни были у человека, Кришна все это срезает на корню и приближает к Себе, завязывает дружбу. Как же Он добр!
Теперь этот Кришна пришел к Нанде Махараджу. Брахма, Шива и все полубоги устремились за любовью, которую он раздает. Это и называется Нандотсав. Враджа-раса также известна как према-раса, нектар любви. Она проливается на всех во Врадже. Откуда Нанда Махарадж получает эту любовь? От Ананда-канда-враджа-чандры, Гокула-ананды.
судиташрита-джанарти-рашайе
рамья-чид-гхана-сукха-сварупине
нама гокула-махотсавайя те
кришна-пурна-вапуше намо намах
(Намаштака, 7)
«О вездесущая Кришна-нама, освобождающая от бесчисленных страданий тех, кто нашел у Тебя прибежище! Ты – воплощение несравненного трансцендентного блаженства и услада для жителей Гокулы. Вновь и вновь я в глубоком почтении склоняюсь пред Тобой».
Если кто-то воспевает имена Гопала, Гокула-нанданы, то судиташрита-джанарти-рашайе – святое имя украдет все печали и невзгоды. В первом стихе «Намаштаки» Рупа Госвами пишет:
никхила-шрути-маули-ратна-мала
дьюти-нираджита-пада-панкаджанта
айи мукта-кулаир упасьяманам
паритас твам харинама самшраями
«О Хари-нама! Я всецело предаюсь Тебе. Кончикам пальцев на Твоих стопах поклоняются Упанишады, драгоценное ожерелье Вед, а также великие мудрецы, вечно освобожденные души».
Никхила-шрути-маули-ратна-мала – во всех Ведах, Веданте, Упанишадах, Пуранах, шастрах прославляется кришна-нама.
Теперь Нанда Баба всем раздает эти святые имена. Ему не нужно никого просить – всем, кто пришел в Гокулу Махаван, приходит вдохновение петь: «Нанда ке ананда бхайо джай канхайя лала ки!»
Почему Его зовут Канхайя? Почему Кану, Мурали Манохара? Кто дал Ему все эти имена? Когда кто-то видит Кришну, в его сердце сразу проявляется множество имен, одно за другим. Только Кришна родился в Гокуле, все враджаваси устремились к Нему, и, получив даршан, начали воспевать имена, которые появлялись в их сердцах. Когда по Гокуле разнеслась весть, что у Нанды Махараджа родился сын, все устремились в Нанда-бхаван, как железо тянется к магниту. При взгляде на Кришну в их сердцах вспыхнула чистая любовь. Все враджаваси танцевали и пели: «Нанда ке ананда бхайо джай канхайя лала ки!»
Небо, воздух, вода – все вибрировало от этой кришна-бхакти-расы, враджа-расы. Нанда Махарадж литрами раздавал эту расу. Все пили ее своими чувствами и наполнялись любовью и блаженством, танцуя без остановки. Когда в сердце приходит раса, уже невозможно забыть имена Кришны.
Все враджаваси утонули в этом океане любви – кришна-киртана-гана-нартана-парау премамритамбхо-нидхи, и даже не пытались всплыть на поверхность. Казалось, будто спустя миллионы жизней они вновь обрели самое дорогое и больше не желали расставаться с этим ни на секунду. У них не было желания выходить из этого океана любви. Поэтому с раннего утра до позднего вечера они не отходили от Кришны.
«Нанда, тебе так повезло!» — говорили они.
Нанда Махарадж дарил всем гостям не только новые тюрбаны, ожерелья и одежду. «Я дам вам любовь к Кришне, которая хранится в моем сердце. Он не только мой сын, он сын всех враджаваси», – провозгласил Нанда Махарадж.
Мог ли Васудева сказать такое? Можно ли забрать назад подаренное? Васудева отдал Кришну, а взамен взял дочь Нанды Махараджа. Разве у него были после этого права на Кришну? Некоторые утверждают, что Кришна – сын Васудевы Махараджа, однако это невозможно. Почему? Ощущал ли Васудева Махарадж этот поток счастья и блаженства, ананда бхайо? Почему после рождения Кришны он вернулся обратно в темницу? Как бы Васудева Махарадж мог организовать праздник по случаю рождения сына, если находился в день Нандотсава в темнице? Разве он согрешил и поэтому попал в тюрьму? Нет. Иногда нужно подождать, когда придет бхава-сиддхи, совершенное настроение в отношениях с Кришной. Нанда Махарадж раздавал всем эту могущественную любовь к Кришне. Он говорил: «Кришна теперь везде, в сердце каждого!»
Шри Гуру во время дикши дает мантру, в которой заключена вся духовная мощь. Сосредоточенно повторяя ее, можно получить даршан Кришны и столько блаженства! Подобным образом сегодня, в день Нандотсава, Нанда Махарадж всем распространил этот нектар.
Этот Нанда-нандана, Яшода-нандана, Враджендра-нандана Кришна – объект поклонения нашей гаудия-сампрадаи. Васудева-нандана, Деваки-нандана, Дваракадхиш и Матхурадхиш – не наш возлюбленный Господь. Он – Нараяна, мы Его почитаем и молимся Ему, чтобы никогда не потерять свою любовь к Кришне во Врадже. Мы можем молиться: «Пожалуйста, забери у нас все богатство и раздай его жителям Двараки и Матхуры. Пусть наша жизнь будет такой же простой, как жизнь враджаваси. Нам не нужно никакого богатства, пусть Маха-Лакшми не приходит во Врадж, не то она все сделает твердым и каменным. Враджа-бхуми – обитель, где природа проявляет себя во всей красе».
Махарадж Васудева принес Васудева-нандану Кришну к Нанде Махараджу, однако у Нанды Махараджа к тому времени уже родился дорогой сын Кришна, источник всех инкарнаций. Васудева-нандана вошел в Нанда-нандану Кришну.
Мы ежегодно празднуем Джанмаштами и Нандотсав. Каждый год у джив появляется эта прекрасная возможность. Эти дни наделены особой милостью Кришны.
Каждый, кто памятует имена Кришны, празднует Его рождение и принимает у Него прибежище, стремясь встретиться с Ним в сердце, получает высшее благо.
В день Джанмаштами все люди обретают огромную удачу. Во многих храмах организуют большой праздник по случаю дня рождения Кришны, и люди приходят на абхишеку. Казалось бы, что особенно — можно взять Божества и дома проводить Им абхишеку. В чем проблема? А проблема в том, что там нет Нанды и Яшоды, враджа-деви, враджаваси, враджа-гопи. В сердцах враджаваси есть любовь. Где вы можете купить ее? Ее нет в свободной продаже на рынке. Поэтому в Нандотсав необходимо принять прибежище враджаваси.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.