Этапы бхакти

Шрила Гурудев ПЕРВЫЙ ЗАПАДНЫЙ ТУР (1996)

Что такое садхана

В 1965 году Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж много раз просил меня поехать с ним, однако тогда я отвечал: «Я не могу оставить свою гуру-севу, но позже непременно присоединюсь к вам». 

Вы знаете, кто такие маха-пуруши? Это великие личности, возвышенные преданные, которые находятся далеко за пределами майи, они полностью свободны от ее влияния. То, что они говорят, непреложная истина. Они сатсанкалпа, то есть они познали истину, и поэтому из их уст исходит только истина. Вот почему в те годы Свамиджи просил меня присоединиться к его миссии и поехать в западные страны, чтобы поддержать его киртаном и проповедью. Теперь ради этого он привел меня сюда. Так что это он является главной причиной. Хотя, думаю, главная причина – это все-таки Чайтанья Махапрабху, а Свамиджи – второстепенная.

В «Чайтанья-чаритамрите» Махапрабху провозгласил, что Его имя, имя Кришны, имена Гаура-Нитьянанды Прабху и Самой Шримати Радхики распространятся по всему миру, и кришна-према станет доступной повсюду. Все мы знаем, что святое имя – это Сами Кришна и Радхика. Мы воспеваем «Радха» и «Кришна» или «Харе Кришна», но, окутанные майей, не видим ни Кришну, ни Радху. Тем не менее святое имя – это Сами Кришна и Радха. Сначала Они приходят к нам в виде садханы. Сейчас мы совершаем нама-садхану. Киртан – это садхана. Садхана означает практика. Постепенно развивая свою садхану и повторяя имена Радхи и Кришны или «Харе Кришна», мы сможем увидеть божественный облик Радхи и Кришны, как Шримати Радхика стоит слева от Кришны, лучшего из танцоров, и Его тело изящно изогнуто в трех местах.

Преданный: Три-бханга.

Шрила Гурудев: Да. Они предстанут перед нами. Мы увидим Их по милости Гуру и Гауранги.

Я хочу сказать вам, что меня вдохновили приехать Враджанатха Прабху и Вринда. У меня, так же как и у Свамиджи, не было ни гроша. Он [Враджанатха Прабху] сказал мне: «Вам не о чем беспокоиться. Мы все организуем». Я ответил ему, что полечу на самолете, но…

Преданный: Путешествовать, лететь самолетом.

Шрила Гурудев: Нет, нет, я сяду в самолет, какое-то время буду находиться в воздухе, а затем сойду на землю. Мне не о чем беспокоиться: ни о еде, ни о менеджменте, ни о чем-либо еще. Я буду путешествовать повсюду и давать лекции, используя свой небольшой запас английского языка, а также слушать и петь киртан

Я хочу, чтобы преданные, которые поддерживали связь со Свамиджи, но по какой-то причине оставили ИСККОН, вернулись вновь. Некоторые из них продолжают воспевать, некоторые оставили повторение. Но я хочу, чтобы все они пришли, чтобы у них были новые силы, и я помогу им обрести сознание Кришны, кришна-прему. Я хочу заключить в объятия всех, кто захочет вернуться. Те же, кто практикуют преданное служение: харинаму, киртан, садху-сангу – должны делать это с еще бОльшим энтузиазмом, чтобы достичь бхава-бхакти

Существует три стадии бхакти: садхана-бхакти, бхава-бхакти и према-бхакти. Я думаю, вы понимаете то, о чем я говорю, поскольку вы все преданные. Для новичков это может показаться несколько сложным, однако я вижу здесь много знающих преданных, которые могут им объяснить.

Думаю, мы даже не начали садхана-бхакти. Наше бхакти — это не садхана. Я говорю о себе, не обо всех преданных. (Смех) Шрила Рупа Госвами написал в «Бхакти-расамрита-синдху», что нам присущи все виды оскорблений и анартх. Что такое анартха?

Преданный: Нежелательные, дурные наклонности.

Шрила Гурудев: Дурные наклонности. Существует так много видов анартх. Вначале мы можем испытывать энтузиазм и вкус к воспеванию имени Хари, но через какое-то время утрачиваем все это. Мы берем в руки четки и засыпаем. Выглядим примерно так (Гурудев показывает, как в таком случае «клюют носом», и преданные смеются). Это тоже анартха. Иногда у нас столько энергии, а иногда мы чувствуем усталость. Всё это анартхи. Порой ум приходит в смятение: «Что мне делать? Должен ли я оставить жену, детей, дом и все остальное, чтобы совершать киртан в отречении?» Иногда преданным кажется, что они должны остаться со своей семьей. Они не могут по-настоящему сосредоточиться на своей цели. Иногда у них в жизни слишком много вишаи. Что значит вишая?

Преданный: Чувственные объекты, чувственное наслаждение.

Шрила Гурудев: Наслаждение. Желание попробовать все. А иногда к ним приходит желание оставить все. Так мы спорим в уме с самими собой. У нас не хватает решимости. Мы никак не можем определиться, оставаться ли c детьми в грихастхаашраме или отречься. Вы знаете, что такое грихастха-ашрам?

Преданные: Семейная жизнь. Жизнь дома.

Шрила Гурудев: Да. Или нам начать… какую жизнь?

Преданный: Жизнь в отречении.

Шрила Гурудев: Жить в отречении, отказавшись от всего. Если вы грихастха, то создавайте такую семью, как у гопи, у Пандавов. Вы слышали о Пандавах? Арджуна, Бхима, Накула, Сахадева, Юдхиштхира и Драупади. Кунти – их мать. Абхиманью – сын Арджуны. Мы идем к Кришне, будучи семейными людьми, и всех родственников ведем за собой. Но отреченные, санньяси, никого не могут взять с собой. (Смех)

Преданный: Они могут взять своих последователей. (Смех)

Шрила Гурудев: Мы можем находиться в любом ашраме, но без привязанностей. Привязанности должны быть такими: «Мой сын – слуга Кришны, моя дочь – Кришна-прия, Гаура-прия». Поймите, что означает Гаура-прия и Кришна-прия. Моя дочь – возлюбленная Кришны, Верховной Личности Бога. То же касается моих братьев, сестер, матери, всех родных и близких. А когда мы приняли отречение, то должны думать, что все принадлежат гуру-варге: все последователи, ученики… На самом деле ученики не являются моими учениками. Они очень близки и дороги мне. У тех, кто отрекся, нет абхимана.

Преданный: Ложного эго.

Шрила Гурудев: У них нет ложного эго, заставляющего думать: «Все они мои ученики». Те, кого мы приняли в ученики, на самом деле наши друзья, с которыми можно совершать киртан, кому мы можем рассказывать хари-катху, кришна-катху. Так как в этом мире не очень много преданных, мы объединились ради того, чтобы найти преданных. Среди них мы будем рассказывать хари-катху, ведь далеко не все в мире слушают катху. Мы создали прекрасную группу, которую называем учениками, но они не ученики.

Прабхупада Шрила Бхактисиддханта говорил: «Я предлагаю пранамы всем преданным». Все они были учениками Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати, но он кланялся им, потому что они напоминали ему о Кришне и Шримати Радхике. «Они от столького спасают меня и помогают мне не забывать Кришну. Поэтому я кланяюсь лотосным стопам всех защитников, всех этих учеников – не учеников, а моих друзей».

Любой настоящий учитель или гуру придерживается таких взглядов. Пример тому – Рупа Госвами. Рагхунатха дас Госвами был для него учеником, братом, другом. В том мире нет учеников. Ничего подобного. Они есть только здесь. Поэтому я никого не считаю своим учеником. Я шучу со всеми, как со своими закадычными друзьями. Думаю, что Прабхупада, Бхактиведанта Свами, тоже так считал. Он помогал всем своим ученикам, юношам и девушкам, как друзьям. Он относился к ним с такой заботой! Поэтому мне очень приятно находиться здесь, среди таких замечательных преданных.

Постарайтесь прежде всего достичь уровня ништхи. Вы знаете, что такое ништха? Сначала возникает шраддха, постепенно она созревает и становится ништхой. Ништха – это высокий уровень. На этой стадии бхакти ум обретает устойчивость, в сиддханте не остается сомнений. Никаких сомнений. Майя утрачивает свою привлекательность. На уровне ништхи мы повторяем харинаму, хотя еще и нет вкуса, – мы понимаем, что нет иного пути, кроме повторения имени Хари. Таким образом, даже если нет вкуса на стадии ништхи, мы знаем, что нет ничего, совершенно ничего, что привело бы нас к Кришне, кроме Его имени.

Если вас одолевает сон, если есть аласья

Преданные: Лень.

Шрила Гурудев: Лень. Несмотря на это, мы должны прилагать усилия. Как это делал один из учеников Бхактисиддханты Сарасвати, старший Вайшнав. Он был матерью для всего сообщества…

Преданный: Нарахари Прабху.

Шрила Гурудев: Нарахари Прабху. Когда он повторял харинаму в двенадцать или в два часа ночи, он привязывал себя к чему-либо за шикху, чтобы не уснуть. Так он воспевал Харе Кришна, и если… (Шрила Гурудев притворился спящим, опустив голову, после чего резко откинул ее назад, как если бы проснулся от того, что натянул свою шикху, привязанную к чему-то. Преданные засмеялись) Итак, это симптом ништхи. Без ништхи мы не сможем подняться до ручи. В ништхе мы утверждаемся в цели нашего садхана-бхаджана.

Что еще нам нужно? В это время мы обретаем общение с расика и таттва-вит Вайшнавами, таттва-дарши. Вы знаете, кто такие таттва-дарши

Преданные: Это твердые приверженцы принципов. У них есть реализации.

Шрила Гурудев: После того, как преданный утвердится в гитасиддханте, постепенно он достигнет бхавы. Важно знать цель нашего садхана-бхаджана. Если у нас нет четкой цели, другими словами, если мы не знаем, чего хотим, к чему идем, что стремимся обрести, это значит, что бхаджан еще не достиг уровня ништхи. Это еще не наиштхика-бхаджан, и мы не начали совершать садхану. Мы воспеваем, словно подметаем. Это абхаса бхаджана. Что значит абхаса?

Преданные: Тень.

Шрила Гурудев: Тень. После этого мы придем к ништхе и тогда обретем возвышенное общение. Мы утвердимся в конечной цели нашего бхаджана. Хотим ли мы попасть в рай или на Вайкунтху? Стремимся ли жить на небесах? Молимся ли Господу о хлебе с маслом?

Преданные (смеются): Нет…

Шрила Гурудев: Может быть, мы хотим отправиться в Двараку и служить Дваракадхишу, как это делает Рукмини?

Преданные: Нет…

Шрила Гурудев: Нет? (Смех) В этом мире очень редко встречаются те, кто будет служить под руководством Рукмини и Сатьябхамы. Они возвышеннее тех, кто служит Лакшми-Нараяне и Раме с Ситой. Тогда чего вы хотите? В чем видите смысл жизни?

Следуйте Махапрабху

Я знаю лишь Чайтанью Махапрабху. Я знаю Нитьянанду Прабху. Я знаю их ученика – Рупу Госвами, через которого Чайтанья Махапрабху передал этому миру послание Своего сердца. С какой целью Чайтанья Махапрабху пришел в этот мир? Не ради того, чтобы установить юга-дхарму. Какова юга-дхарма [для Кали-юги]? Нама-санкиртана. Нама-санкиртана других юг отличается от нама-санкиртаны юги, в которую нисходит Чайтанья Махапрабху. Дарованное Им святое имя наполнено премой. В другие же юги, не отмеченные приходом Кришны, святые имена ведут лишь на Вайкунтху, но не во Врадж.

Итак, мы должны стараться следовать Чайтанье Махапрабху, и если мы хотим Ему следовать, нужно хорошо знать Рупу Госвами и стараться идти по его стопам. Рупа Госвами дарует отношения с Кришной. Их не было, к примеру, у Санаки, Санатаны, Сананданы и Санат-кумара, несмотря на то, что для них Кришна был Верховной Личностью Бога. Поскольку у них не было отношений с Ним, то не было и маматы. Вы знаете, что такое мамата?

Преданные: Привязанность.

Шрила Гурудев: Привязанность. У них ее не было. Отвергнув все в этом мире – ‘на ити, на ити’ (не это, не то), они утверждают, что всё является иллюзией, а у Кришны нет ни облика, ни качеств. Кришна – это Брахман. Вас устраивает такая цель? Нет. Затем Хануман. Вы слышали о Ханумане? Он так самозабвенно служит Шри Рамачандре днем и ночью. Но и это не наша цель. Чайтанья Махапрабху низошел не для этого. Что же Он пришел дать?

анарпита-чарим чират карунаяватирнах калау

самарпайитум уннатодджвала-расам сва-бхакти-шриям

харих пурата-сундара-дьюти-кадамба-сандипитах

сада хридая-кандаре спхурату вах шачи-нанданах

(Чайтанья-чаритамрита, Ади, 1.4)

[Пусть же Верховный Господь, божественный сын Шримати Шачи-деви, Своим явлением озарит самую сокровенную глубину вашего сердца. Сияя, как расплавленное золото, Он по Своей беспричинной милости нисшел на Землю в эпоху Кали, чтобы даровать миру то, что не давалось в течение очень долгого времени, – самый возвышенный и сладостный вкус служения Шримати Радхике в качестве Ее доверенной служанки, манджари-бхаву.]

Он пришел дать унната-удджвала-расу, которую не найти ни в Айодхье, ни на Вайкунтхе, ни в Двараке. Даже в Матхуре ее нет. Даже у Шридамы и Субала нет унната-удджвала-расы. Они так близки и дороги Кришне – Судама, Субал, Мадхумангал и другие друзья-пастушки. Они все вместе играют, но и у них этого нет. Даже у Нанды и Яшоды нет унната-удджвала-расы. Они не могут служить Кришне всем телом, всеми настроениями. Только гопи способны на это.

Наша цель – стать служанками гопи. Вот и все. Но для этого нужны определенные качества. Если мы будем совершать бхаджан, не имея ни цели, ни вкуса, то далеко не продвинемся. Необходимо воспевать имя Хари, слушать хари-катху, держа перед собой эту цель. И если мы действительно утвердились в ней, тогда благодаря общению с возвышенными бхактами в сердце пробудится желание обрести кришна-прему. Чайтанья Махапрабху пришел, чтобы через святое имя всем даровать эту кришна-прему: нfма-према-мfлf гfyтхи’ парfила саvсfре. 

В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что нама подобна цветку. Она словно камал, лотос – такой сладостный, благоухающий, нежный, наделенный всеми благоприятными качествами и совершенной формой. А нить, с помощью которой эти цветы нанизываются в гирлянду, это према. Понимаете? Чайтанья Махапрабху каждому надевал гирлянду премы на шею, даже животным, деревьям, траве, даже таким негодяям, как Джагай и Мадхай, не говоря уже о преданных. Он дал наставление всем давать харинаму. Тем не менее, прежде чем предложить кому-либо этот дар Шри Чайтаньи Махапрабху, вы должны подумать, есть ли у него вера. Не давайте харинаму неверующим. Что это означает?

Смысл в том, что мы не должны давать дикшу. Дикша означает посвящение, наделение святым именем. Они могут только слушать. Мы воспеваем и памятуем, совершая громкий киртан. Эти звуки слышат коровы, деревья, трава. Даже если кто-то не является преданным, враждебно относится и даже начинает злиться, но все же слушает, то со временем у него изменится сердце. Но вы не давайте им посвящение – они могут лишь слушать. Мы сможем дать им посвящение, только когда увидим, что благодаря общению они обрели веру.

Итак, у нас должна быть цель, лишь в этом случае мы сможем прогрессировать. Тогда нашу практику можно будет назвать садханой. Например, если мы хотим заработать деньги, то займемся прибыльным бизнесом. Так и здесь. Бхава-бхакти – это наша цель, и для этого мы повторяем имя Хари, слушаем хари-катху. Где бы мы ни жили, наш ум всегда должен находиться во Врадже. Не имея возможности жить во Вриндаване физически, находитесь там мысленно и постоянно слушайте хари-катху в обществе преданных. Всегда читайте или слушайте «Шримад-Бхагаватам», в котором заложена самая суть. Но все закрыто на замок. Как мы получим это сокровище? Только если возвышенный преданный, находящийся в линии гуру-парампары, придет к нам и даст его. 

Старайтесь стать садхаками. Билвамангала был садхаком. Рупа Госвами, Рагхунатха дас Госвами и все другие Госвами являются освобожденными душами, и не просто освобожденными душами, но в первую очередь вечными спутниками Кришны и Шримати Радхики. Вместе с этим они очень серьезно практиковали и показали, как совершать бхаджан. Мы должны пытаться идти по их стопам. Если мы не можем практиковать, как они, нам все равно следует пытаться.

Санкья-пурвака-нама-гана-натибхих калавасани-критау. Вы знаете это? Санкья-пурвака-нама-гана-натибхих. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати сказал, что если преданный не повторяет ежедневно лакх святого имени, то Кришна ничего не примет из его рук. Но наши ачарьи говорят, что один лакх означает одну лакшу. Что означает лакх?

Преданный: Сто тысяч имен, или шестьдесят четыре круга.

Шрила Гурудев: Да. И также, повторяя святое имя, мы должны иметь одну лакшу, или цель: «Кришна – наш возлюбленный и слуга Радхики, а я слуга Кришны». Дживера ‘сварупа’ хайа – кришнера ‘нитья-даса’. Это цель, лакша.

В процессе воспевания нужно сделать так, чтобы одно имя равнялось множеству имен. Каким образом? Это получится, если нашей целью будет такое воспевание, во время которого наш ум нигде не бродит. Это чрезвычайно сложно, но возможно. (Преданные смеются) Тогда придет вера. У вас могут спрашивать: «Ты повторяешь день и ночь имена, но кто будет тебе готовить, обеспечит тебя жильем, одеждой и всем остальным? Кто все это будет делать?» На этот вопрос ответил Шрила Шривас Пандит. Он совершенно не прилагал усилий к поддержанию себя и семьи. У него было много родственников: жена, дети, такая большая паривара (семья), но он ничего не делал, только играл на караталах и пел: «Харибол, Харибол! Харибол, Харибол!»

Преданные: Гаура Премананде Хари Харибол!

Шрила Гурудев: Ночью он также повторял: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе». Всегда. Чайтанья Махапрабху как-то обратился к нему: «Ты днем и ночью повторяешь харинаму. Тебе ведь надо детей кормить, жену содержать и заботиться о доме! Откуда все придет?» Он ответил жестом [Шрила Гурудев хлопает в ладоши, говоря:] «Раз, два, три».

Преданный: Хлопнул трижды в ладоши.

Шрила Гурудев: Чайтанья Махапрабху сказал ему: «Я не понимаю, что ты имеешь в виду» (Шрила Гурудев хлопает в ладоши, преданные смеются). Шривас Пандит ответил: «Я верю, что если буду повторять имя Кришны, совершать для Него киртан, то все придет. В “Гите” Кришна провозгласил: “Если мой преданный ничего не делает для своего поддержания, Я Сам позабочусь о нем. Я принесу все необходимое Своему бхакте на голове или на своих…

Преданные: Плечах.

Шрила Гурудев: Плечах. Я принесу все необходимое на Своих плечах”». 

Кришна сдержал Свое слово

Как-то раз один преданный решил, что Кришна не приносит Сам на Своих плечах [то, что нужно преданному], поскольку Он Господь, и он вычеркнул эту строку в «Гите»:

ананьяш чинтаянто мам 

йе джанах парьюпасате

тешам нитьябхиюктанам 

йога-кшемам вахамй ахам

(Бхагавад-гита, 9.22)

[Тех же, кто всегда думает обо Мне и поклоняется Мне с безраздельной преданностью, Я Сам обеспечиваю всем необходимым и сохраняю то, что у них есть.]

«Я Сам обеспечу Своего бхакту всем необходимым» – брахман зачеркнул эти слова Кришны и отправился просить подаяние. В тот день ему ничего не удалось собрать, и к полудню, совершенно расстроенный, он вернулся домой. Однако перед этим мальчик лет двенадцати, очень красивый, сладостный и такой нежный, не черный, но…

Преданный: Черный. (Смех)

Шрила Гурудев: …потому что нельзя подобрать подходящее слово. Кришна не черный. Он такой красивый! Он пришел как мальчик, с тяжелой поклажей на спине. Он обливался потом. На нем была питамбара (желтая накидка). Подойдя к дому, Он постучал в дверь: «О Гуру Ма, где вы? Откройте дверь!»

Брахмани, жена брахмана, находилась дома. Она была настолько бедна, что не имела приличной одежды, лишь старые лохмотья. Она подошла, открыла дверь, и мальчик вошел в дом, нагруженный тяжелыми мешками с рисом, далом, овощами, гхи, сливочным маслом, сахаром… Целая гора продуктов! Положив всё на пол, Он отдышался.

– Откуда ты и кто тебя прислал? – спросила брахмани.

– Мой учитель, ваш муж-брахман, собрал много всего и велел отнести к нему дом. Я ответил, что еще слишком мал для этого, но он настоял: «Иди! Выполняй мои указания!» И это еще не все. Из-за того, что я немного задержался, он поцарапал мне спину. Вот, посмотрите…

Брахмани, увидев на его спине кровоточащие царапины, заплакала. 

«Да у тебя кровь! – воскликнула она. – Когда мой муж вернется, я посмотрю ему прямо в глаза и скажу: “Зачем ты это сделал? Как ты жесток! Раньше ты не был таким!”»

Она снова обратилась к мальчику: «Подожди немножко, я быстро приготовлю вкусный прасад. Ты покушаешь, а когда вернется мой муж, пойдешь домой. Тебе следует отдохнуть». 

С этими словами она пошла на кухню готовить.

Тем временем брахман, вернувшись домой, постучал в дверь. Брахмани была очень рассержена. Открыв ему, она тут же выпалила: «Какой же ты жестокий! Ты поранил ребенка, такого милого и доброго! Маленького и нежного мальчика, такого красивого мальчика, твоего ученика!»

– Но я никого не видел. И у меня нет ученика. Сейчас уже три часа дня, но мне ничего не удалось собрать в качестве подаяния. Я никому не велел приходить сюда, и у меня вообще нет учеников.

– Нет-нет, ты обманываешь. Этот мальчик не может лгать. Пойдем со мной – посмотришь, как ты поранил Его.

Когда брахман и брахмани зашли в комнату, там никого не было, но все принесенное мальчиком осталось. Женщина стала везде искать его. «Где Он? Где, где, где?!» Однако от мальчика и след простыл. Брахман заплакал. Он понял, что это был Кришна, который пришел исполнить обещанное в «Гите». Они оба разразились рыданиями, причитая: «Кришна пришел сюда, но мы не смогли Его узнать!»

Преданные, обладающие ништхой, твердо верят, что Кришна даст им все необходимое. Такой ученик всегда будет повторять: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе». И все опасности и невзгоды обойдут его стороной. (Смех) Грихастха должен стать таким же. И если вы обретете такое настроение, то станете настоящим садхаком.

Я хочу стать таким садхаком. Я желаю, чтобы те, кто еще не достиг такого уровня – возможно, вы уже очень продвинулись духовно, но для тех, кто еще нет, я молюсь Кришне о том, чтобы они достигли высокого уровня. 

Гаура Премананде Хари Харибол!

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

7 мая 1996 года, Бовен-Лехувен, Голландия

Подпишитесь на рассылку!

Дайте нам сделать тяжелую работу вместо вас. Подпишитесь, чтобы получать свежие статьи по почте. Мы никогда не спамим. Честно! Узнайте больше в нашей Политике безопасности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями!:

Куратор русскоязычного сайта.
Блогер.

Оцените автора
Бхакта Бандхав Друг Каждого
Добавить комментарий