9 июня 2016 года, вечер, Вриндаван
Когда Шри Чайтанья Махапрабху нисходит в эту Кали-югу и являет Свои игры, Он использует любые возможности, чтобы помочь обусловленным душам. Кто из преданных очень дорог Кришне? Враджаваси. Кришна Сам поклоняется им и в этом черпает огромное счастье. Нет необходимости совершать еще какую-то садхану, просто старайтесь доставить радость Его дорогим преданным, враджаваси.
Во время киртана Махапрабху даровал Своим преданным враджа-бхаву, враджа-расу, враджа-анурагу. Анурагу Враджа невозможно получить никак иначе, даже для атмарама-муни она недостижима. Махапрабху дарит им пыль со стоп Шримати Радхики и погружает в радха-бхаву, а те забывают, что они атмарамы, аптакамы, гьяни, йоги, карми. Погрузившись во враджа-бхаву, враджа-анурагу, они начинают очень искусно прославлять Врадж. В их сердцах пробуждается сева-вритти, желание совершать служение во Врадже. Они поглощены нектаром враджа-расы.
Привязанные к этому материальному миру, люди постоянно страдают, им неведомо настоящее счастье. Однако Махапрабху, одаривая обусловленных джив премой, делал их счастливыми и таким образом покорял сердца.
Как распространить санкиртана-расу Махапрабху? Как исполнить Его желание, чтобы каждый вкусил нектар санкиртана-расы? Махапрабху был полностью поглощен радха-бхавой, лилы проявлялись в Его сердце одна за другой, и Он думал, как всех погрузить в эти лилы. Махапрабху и Его спутники стремились распространить живым существам лила-расу, чтобы отбить у них вкус к джара-бхаве.
Махапрабху наделял необходимыми качествами, чтобы каждый мог понять враджа-лилу. К лила-расе не могут подступиться даже великие ученые. Они недоумевают: «Откуда взялась эта лила? Как она проявилась?» Хотя она и описана в шастрах, им не под силу ее понять.
Махапрабху нисшел, словно одновременно появились миллионы солнц, и мадхура-бхава, мадхура-вичар проявились в сердце каждого. Он щедро раздавал величайшее сокровище – только посмотрите, как Махапрабху наполнил любовью сердце Накулы Брахмачари, Нрисимхананды Брахмачари, Кави Карнапура Госвами, Рупы Госвами, Санатаны Госвами! Он всех наделил враджа-бхавой, враджа-расой.
Махапрабху всем раздал служение: кто-то готовил тамбулу, кто-то растирал лотосные стопы, кто-то массировал руки. Санатане Госвами Он поручил объяснить садхана-бхакти, вайдхи-бхакти, а Рупу Госвами вдохновил раскрыть мадхурья-бхакти, и тот смог описать аударья-лилу, мадхурья-лилу, шрингара-расу, махабхаву, рудху, адирудху, праджалпу, модану, мадану, дивья-унмаду.
Махапрабху вдохновил Рагхунатху даса Госвами показать, как обрести враджа-анурага-майи-севу, а Рагхунатху Бхатту Госвами – рассказывать хари-катху так мелодично, чтобы слушатели тонули в нектаре расы. Чтобы река расы никогда не осквернялась другими водами, Он велел Гопалу Бхатте Госвами и Дживе Госвами защитить ее прочными берегами таттва-сиддханты. Таким образом Шриман Чайтанья Махапрабху через Шесть Госвами и всех Своих спутников распространял лила-расу и таттва-сиддханту.
Враджа-севу можно обрести только благодаря преме и никак иначе. У враджаваси нет иных желаний, кроме према-севы; они смотрят, кто любит Кришну, и принимают их. Кришна Сам наделяет всеми трансцендентными качествами преданных, обладающих любовью и верой в враджаваси.
Махапрабху наполняет сердца враджа-расой, враджа-премой, враджа-севой. Он орошает всех слезами премы, према-ашру, и поет прерывающимся голосом: «Джа-джа, га-га», пытаясь вымолвить имя Джаганнатхи. Он возносит множество молитв, и любой, кто слышит голос Махапрабху, тонет в океане премы. Махапрабху танцует в киртане, громко поет, иногда замолкает и замирает в экстазе. Если кто-то коснется Его или просто получит Его даршан, то в его сердце тут же проявится кришна-према. Тот, кто касается тела спутников Чайтаньи Махапрабху, тоже обретает прему.
Своим громким пением Он очищает сердца не только людей, но и всех животных, птиц и растений… Все празднуют према-махотсав, великий фестиваль премы. Это фестиваль не раздачи сладостей или одежды. Что же означает према-махотсав? Это праздник, на котором раздают расу, и те, у кого есть квалификация, могут принять ее. Все в окружении Чайтаньи Махапрабху горят желанием получить нектар враджа-расы. Фестиваль премы, который начал Махапрабху, продолжался не один, два, двадцать или пятьдесят дней, нет, намного дольше. Казалось, что даже полено могло ожить и присоединиться к харинама-санкиртане!
Только посмотрите, как прекрасен Махапрабху! На Его плечи ниспадают чудесные локоны. У Гададхары Пандита тоже прекрасные локоны. Гададхара Пандит украшал Махапрабху цветами чампака, малати, сандаловой пастой, кастури… Кришна же выучился этому искусству украшения под руководством Вишакхи-деви во Врадже.
На лбу Махапрабху сияет тилака, и от одного только вида Его трансцендентного тела, умащенного сандаловой пастой, приходит экстаз кришна-премы. У тех, кто примет в сердце Махапрабху, не возникнут препятствия на пути бхакти, анартхи, скорби и страх. Пара-шакти, дивья-шакти и бхава придут к ним.
Хотя слон имеет мягкий хобот, если он обхватит кого-то им, то вырваться будет крайне трудно. Точно так же у того, кто получит даршан лаванья-раса-сара-виграхи Махапрабху, уже не получится отпустить Его. Другими словами, враджа-раса, враджа-бхава и враджа-сева заполнят его сердце. Враджа-расу обретут только те удачливые души, которые получили даршан Махапрабху. Даже если вы просто следуете Его наставлениям, то уже не сможете быть далеко от Вриндавана, враджа-севы и враджа-бхакти. Ни у кого не получится лишить вас этого. Таковы уникальные качества Махапрабху: Его сострадание, милость и сладость.
Аланкары, которые мы видим на теле Махапрабху, – это не обычные мирские украшения, это проявления Его бхав, воплощения всех настроений Враджа и в особенности всех настроений Шримати Радхики. Если вы соприкасаетесь с любыми вещами, которые носит Махапрабху, любыми параферналиями, которые Он использует, если повторяете имена Махапрабху, тогда вы также погрузитесь во враджа-бхаву. И Махапрабху Сам украсит вас всеми трансцендентными качествами.
Махапрабху принес настроения Враджа. Прежде никто не знал о враджа-бхаве, враджа-севе, враджа-бхакти.
Куда бы дживы ни отправились, любое место они оскверняют своим материальным сознанием, обусловленной природой, двуличием. Каждое место они обращают в пепел силой своего гнева. Каково же сердце Махапрабху, каковы Его настроения? Когда преданный воспевает имена Махапрабху, созерцает Его Божество, принимает остатки Его пищи или предложенную Ему чандану, все божественные качества проявляются в его сердце, и он погружается в бескрайний океан счастья.
Тот, кто просто предложит Махапрабху листики Туласи или что-то другое, постепенно утонет в этом океане. Чем больше он станет предаваться Ему, тем больше получит кришна-премы. Преданный, который служит Махапрабху и прославляет Его, естественным образом прославится на весь мир.
Махапрабху распространяет бхава-самудру Враджа. Если даже аромат враджа-бхавы войдет в чье-то сердце, то невозможно будет его утаить, настолько он притягателен. Возможно ли постичь славу преданного, сердце которого наполнено враджа-бхавой? Да, по милости Махапрабху. При виде похотливого человека, полного анартх и гнева, вы осквернитесь. Но однажды увидев тех, кого Махапрабху одарил Своей милостью, вы испытаете огромное счастье.
Даже если вы просто смотрите на изображение Махапрабху (что уж говорить о Божестве), на Его глаза, руки, медитируете на то, как Он проповедует харинама-санкиртану, какой Он сострадательный, каруна-аватара, то в вас естественным образом проявятся Его бхавы. Ни в ком другом, даже в Самом Кришне, вы не найдете подобной лила-шакти, только в Махапрабху, потому что Махапрабху проявил все настроения враджаваси, Он пришел с лила-мадхури, према-мадхури, рупа-мадхури, вену-мадхури.
Все Его тело украшено враджа-расой, враджа-бхавой. Можно сделать жизнь успешной, просто медитируя на любую часть тела Махапрабху! Но если человек не впустил Махапрабху в свое сердце, если он только пьет яд материального мира, то как же он освободится? Не приняв прибежище лотосных стоп Махапрабху, он никогда не получит освобождение. Эта Кали-юга – дханья, самая милостивая эпоха. Махапрабху видел, что дживам в Кали-югу ничто другое не поможет, поэтому Он раздавал только ананда-чинмая-расу. Таким образом, Махапрабху наполнял сердца сад-гуной, хридой-анандой.
К вам придет все необходимое для служения Махапрабху: чандана, агуру… Иначе, если вас привлекает скверна этого мира, тамо-гуна, то вы не найдете ничего полезного в чандане и мале. Однако как только Махапрабху проявится у вас в сердце, все чистое придет к вам.
Нектар, амрита, Махапрабху разливается повсюду и делает сердце мягким, насыщенным расой, оно больше не будет черствым, больше не обожжется огнем материального бытия.
Махапрабху играет на вену, флейте. Но откуда у Махапрабху вену? Его вену – это вани, наставления, это игра флейты Кришны, шабда-брахма. Своими амрита-вани, сладкими наставлениями, и повторением святого имени Он всем раздавал биджа-мантры. Он повторял «Харибол! Харибол!», харинаму и таким образом раздавал посвящение миллионам людей. Не нужны были никакие условия: время, место, обстоятельства, необходимые качества… Ничего! Махапрабху по Своей беспричинной милости всем давал дикшу 24 часа в сутки. Это и есть вену-вани, игра флейты Махапрабху. Через харинаму Он раздавал дикшу.
Посмотрите, сколько людей укрылись в сени Его лотосных стоп! Весь мир инициирован Махапрабху. Даже сейчас люди говорят: «Повторяй «Харе Кришна», повторяй «Харибол»!» Это происходит естественным образом, как игра флейты Кришны. Один говорит другому: «Повторяй «Харе Кришна, Харибол»» – и так каждый становится джагад-гуру. Когда вы воспеваете харинаму, это словно Махапрабху играет через вас на Своей флейте.
Харинама так прекрасна… Куда бы вы ни пошли, если услышите вену Махапрабху, харинама-санкиртану, присоединяйтесь, пойте и хлопайте в ладоши. Вы увидите, что ваше тело погрузится в санкиртана-расу, оно обретет настоящую жизнь. Погрузившись в киртана-расу, вы начнете танцевать. Звуки каратал и мриданги не позволят вам сидеть сложа руки, вы станете танцевать часами. А иначе вы словно мертвое тело, постоянно страдаете. Попробуйте вкус санкиртана-расы, и вы позабудете обо всем на свете!
Когда Ваманадеву дали священный шнур, Шри Нарада Муни объявил об этом во всех трех мирах. И точно так же когда Махапрабху вручали брахманский шнур, все полубоги, аватары пришли на эту церемонию. Что такое упавита, брахманский шнур? Упавита значит упасамита, быть рядом с Верховным Господом. Махапрабху Сам принял брахманский шнур, чтобы показать пример каждому, как быть рядом с Господом, Шри Кришной. Без упавиты вы не сможете быть рядом с Парабрахманом.
Гаятри-деви – наша мать, а гуру – отец. Они дают нам духовное рождение, и посредством брахманского шнура связывают со Шри Хари. После этого у нас не останется привязанности к бренному миру. Иначе вы так и будете блуждать по свету. Связанные брахманским шнуром, вы уже не можете есть мясо и пить вино. Связанные этой брахма-сутрой, мы не будем жить, как животные, теперь мы станем брахманами. Другими словами, все качества Парабрахмана Шри Хари проявятся в сердце.
Таким образом, Махапрабху Сам принял брахма-сутру и дал упавиту всем, связав их с Кришной. Он показал пример и даровал квалификацию для получения священного шнура.
Затем Махапрабху явил лилу женитьбы. Буддхиманта Кхан, Субудхи Рай и другие Его спутники пришли в Навадвипа-дхаму, на эти девять островов Бхакти-деви, и там посредством таких анг бхакти, как шраванам и киртанам, распространяли только бхакти-расу, не расу (нектар) манго, гура или тамаринда.
Допустим, прежде мужчина и женщина даже не знали друг друга, но обменявшись взглядами, на следующий день они уже идут под венец. Теперь они связаны. Мужчина отрекается от семьи, а потом снова женится. У него нет отношений с бхакти. Махапрабху говорит: «У вас должны быть отношения только с бхакти-расой».
Становитесь преданными, учитесь погружаться в шраванакхия-киртанакхия-бхакти, имейте отношения только с ангами бхакти. Необходима самбандха, не на один-два дня, нет, вечные отношения с Бхагаваном, а для этого необходимо практиковать только шраванакхия-киртанакхия-бхакти.
Никто не станет дружить с гоблинами и духами, старыми и больными. Но молодая девушка или юноша автоматически привлекутcя друг другом. Такое происходит даже в старости! Но почему вы не хотите украсить себя бхакти? Вы увидите, что Сам Бхагаван в таком случае привлечется вами. Никто не позаботится о слепом, хромом и немом. Но кто в этом мире является хромым, слепым и больным?
Тот, кто не практикует бхакти по-настоящему. У кого нет бхакти к Бхагавану, в действительности слепой, глухой, немой и больной. И он оставит этот мир в страшных мучениях. Но у личностей, занятых в служении Господу с бхакти-расой, в душе постоянный праздник. Почему? Потому что у них есть самбандха-гьяна с Бхагаваном, они поют и танцуют.
Подобно тому, как люди растят козла, а потом убивают, так и родители растят ребенка двадцать лет, а потом женят, убивая его таким образом в самсаре. Убив козла, устраивают пиршество – и точно так же во время свадьбы устраивают грандиозный праздник. Но если вы принимаете участие в фестивале бхакти-расы, то увидите, что вас станут прославлять и следовать за вами. Все станут испытывать счастье, думая о вас.
Благодаря этому нектару, расе, ум всегда будет умиротворен.
В чем кроется настоящая причина привязанности мужчины к женщине или женщины к мужчине? В этой материальной расе есть что-то привлекательное, однако она не идет ни в какое сравнение с апракрита-расой – попробуйте ее, и у вас пропадет вкус к мирскому.
Когда раса девяти анг бхакти войдет в ваше сердце, какой бы киртан вы ни совершали, вы сами испытаете блаженство и наполните расой сердца окружающих. Это станет карнамритой, нектаром для ушей. Чтобы вы ни приготовили, будет иметь поистине нектарный вкус. Что бы вы ни сделали, будет пропитано сладостью. Ваше тело также наполнится расой и станет раса-мой, местом расы, где могучим потоком разливается река мадхурья-расы.
Махапрабху никем не пренебрегал, никого не отталкивал, никого не расстраивал, указывая на недостатки. Красотой Своего киртана Он распространял лила-расу. Каждого Он брал на колени, проявляя в сердце праная-расу.
Например, если в дом приходят родственники, хозяева усадят их со всеми почестями, покормят, выслушают, дадут советы… Такова природа семейных отношений, кутумбаты. Махапрабху – прана-бандху каждого, Он ходил ко всем и спрашивал: «Где твой дом? Что ты делаешь? Что ты готовишь?» Он видит все, что вы делаете. Он самый дорогой бандху, друг, для всех.
Иногда преданные думают: «Не буду ничего готовить, только немного шака, сабджи и роти». Но Махапрабху говорит: «Неужели сегодня мой бхакта будет есть один шак и роти? Не бывать этому!» И Махапрабху устроит так, чтобы у преданного появились все необходимые продукты для раса-вали, амрита-раса-кели, кхир-сагара, шукты и других блюд. Начав готовить, он не сможет остановиться.
Вы принадлежите семье Махапрабху, поэтому как вы можете расстраиваться? Махапрабху не может терпеть вашу скорбь. Если Махапрабху занял вас в служении, разве Он обрадуется тому, что вы плохо спите и едите, что у вас нет хорошей одежды, что вы постоянно ходите с опущенным видом? Он лично позаботится о вас.
Ради Махапрабху Санатана Госвами оставил все, у него не было даже одежды, но Он постоянно находился под защитой Махапрабху. Когда у Рупы и Санатаны Госвами во Вриндаване нечего было есть, более того – не было даже печи и посуды, Шримати Радхарани Сама пришла, Своими руками приготовила для них кхир и попросила принять остатки маха-прасада. Сколько же у Нее любви! Сможет ли тот, кто вас любит, не обращать внимание на то, что вы испытываете голод или жажду? Нет. Посмотрите, как Шримати Радхика заботилась о Рупе Госвами и Санатане Госвами.
В этом матхе столько брахмачари и брахмачарини! И если кто-то из них страдает, разве вы не позаботитесь о них? Если мы не обращаем на них внимание, значит мы не в семье Махапрабху, у нас нет с Ним отношений. И если никто не заботится о брахмачари или брахмачарини, тогда Махапрабху Сам придет и сделает это. «Они все оставили только ради Меня. Поэтому даже если весь мир отвергнет их, Я никогда их не отвергну», – думает Он.
Для тех, у кого никого нет на целом свете, всегда есть Махапрабху и Нитьянанда Прабху. Махапрабху устроил так, чтобы Нитьянанда Прабху, Адвайта Ачарья, Гададхара Пандит, Шривас Тхакур помогали вам. Он специально просит Своих спутников, чтобы они помогали. Так что у нас есть защита всех спутников Махапрабху, панча-таттвы, Двадаша Гопалов, Чаушати Махантов, Ашта Кавираджей, Шад Госвами… Вам открыта целая сокровищница милости – берите, сколько хотите!
Махапрабху никого не обманывал. Он давал не только нама-расу, а все виды расы. Иначе как получилось, что сейчас вы сидите здесь? Махапрабху Сам все устраивает для всех. Если у вас есть желание попробовать эту враджа—расу, Махапрабху сразу окружит вас Своей заботой. Просто попытайтесь следовать навадха-бхакти и тогда вы станете возлюбленными Махапрабху, Он будет лично поддерживать вас. Примите прибежище Махапрабху, и повсюду вы начнете видеть только счастье, сат-чит-ананда-мой. Махапрабху все устроит для вас, и Ему известно, как это сделать. Не думайте, будто Махапрабху ничего не знает.
Махапрабху носил с Собой данду, но однажды Нитьянанда Прабху разломал ее на три части. Он сказал: «Мы носим Махапрабху в своем сердце, а Махапрабху должен носить тебя, данда? Как ты можешь принимать от Него служение? Ты должна служить Махапрабху, а не Он должен носить тебя». И Нитьянанда выбросил данду в реку. «Как мой Гокула-бихари будет носить данду?» Таким образом, авадхута Шриман Нитьянанда обманул Махапрабху и лишил данды.
Любого, кто бы ни пришел к Махапрабху, Он посылал к Нитьянанде Прабху, а Тот говорил: «Я наделю вас необходимыми качествами для служения Махапрабху. Я помогу вам укрыться в сени лотосных стоп Махапрабху».
Махапрабху принял санньясу от Кешавы Бхарати, но в действительности Он погрузил Кешаву Бхарати в нама-расу. Также Он погрузил в нама-расу Своего отца Джаганнатху Мишру и мать Шачи-деви, Он освободил всю Свою династию. У Сарвабхаумы Бхаттачарьи не было веры в бхакти, но Махапрабху изменил его сердце.
Что такое вера? Это вера исключительно в бхакти и ни во что другое. Таково истинное понимание веры. Махапрабху заботился о Сарвабхауме Пандите, напитывал любовью, снехой.