25 декабря 2013 года
Ученики в паракии
Завтра день явления моего дикша-гуру-пада-падмы и день ухода того, кто мне дороже жизни… Существует пять видов гуру: чайтья-гуру, дикша-гуру, шикша-гуру, бхаджана-гуру и вартма-прадаршака-гуру, но на стадии сварупа-сиддхи есть только одна ютхешвари – лидер вашей группы.
В процессе достижения совершенства вы можете собирать помощь отовсюду, поскольку все помогают и все достойны уважения. Но Бхактивинода Тхакур и Прабхупада Сарасвати Тхакур раскрыли, что такое паракия-парампара (бхагават-парампара).
Дикшу и шикшу можно принять где угодно – нет проблем, но кто откроет вам таинство паракия-севы на стадии сварупа-сиддхи? Кто даст вам разрешение? Кто обладает такими полномочиями?
Поэтому Гурудев говорил: «Вы все мои паракия-ученики». Свакия-ученики могут попытаться управлять своим гуру, или могут думать, что Гурудев управляет ими, но настроения и правила во Вриндавана-дхаме совершенно другие.
Во Вриндаване очень сладостная программа. Ее нельзя понять с помощью обычных мирских концепций, вайдхи-бхакти или процесса панчаратрики. Паракия-парампара совсем другая, она не нуждается в дикше и мантрах, янтре и тантре, внешних отношениях. Эта линия естественная. Кришна не является в этом мире. Он проявляет не авирбхава-лилу, а джанма-лилу. Кришна не Бог и не Божественный учитель вселенной. Он просто объект сладкой, естественной и не имеющей себе равной любви жителей Враджа. Он жизнь и душа враджаваси, все они любят Его и их любовь всемогуща.
Враджаваси почитают риши, махариши, брахманов и старших, но по отношению к Кришне они не демонстрируют никакого почтения. Это что значит? Что они не любят и не уважают Кришну? Нет, у них все это есть в сердце. Все для Него, но внешне это особо не проявляется, это беспричинная любовь. Очень редко можно встретить тех, кто распространяет эту естественную любовь. Гурудев сам сказал, что такие личности приходят в материальный мир только с этой целью.
Шрила Гурудев не был заинтересован ни в чем материальном, и мы также не должны смотреть на его богатство, собственность или что-то еще, мы должны видеть его как представителя нашей парампары – паракия-парампары, и желать только той любви, которую Гурудев имеет. Он всегда готов раздать это всем и каждому. К Шриле Гурудеву приходили ученики Свами Махараджа, Шрилы Гоур Говинды Махараджа и много преданных из других Гаудия Матхов – и он давал им это настроение паракии. Шрила Гурудев уважал всех и давал любовь, соединяя их внутренне с паракия-парампарой. Он постоянно прилагал к этому усилия.
Гурудев всегда описывал нам славу этой бхагават-парампары.
Он встретил Парам-гурудева в 1946 году. У Парам-гурудева была особая привязанность к Баладеве Видьябхушане Прабху, он следовал ему, а Гурудев следовал Вишванатхе Чакраварти Тхакуру.
У Баладевы Видьябхушаны Прабху и Вишванатхи Чакраварти Тхакура не было прямых отношений как ученика и гуру, но они связаны вечными отношениями. Баладева Видьябхушана Прабху знал сварупу Вишванатхи Чакраварти Тхакура.
Самое важное – это осознать внутренние отношения. Если в вашем сердце проявляется осознание таких отношений, это и называется бхагават-парампара. Без такого осознания вы сегодня примете дикшу, а завтра от вас уже и след простынет. Человек может принять дикшу, но когда его гуру уйдет, он побежит искать замену. Обусловленная джива по природе своей независима. Разве кто-то сможет ее контролировать?
Вишванатха Чакраварти Тхакур объяснил, что такое паракия-бхаджан, и по своей милости научил этому виду практики. Из-за этого многие настроились против него, что хотели даже убить. Но могут ли они поймать его или даже просто коснуться?
Каждый день Вишванатха Чакраварти Тхакур совершал Вриндаван-парикраму. Санатана Госвами после парикрамы по Вриндавану обходил Говардхан, а затем возвращался обратно во Вриндаван через Матхуру. У этих личностей очень глубокие отношения с дхамой.
Итак, некоторые враждебно настроенные брахманы захотели убить Вишванатху Чакраварти Тхакура, но разве это возможно? Он явил им свою манджари-сварупу – и тогда они стали относиться к нему с большим почтением. Те, кто хочет достичь сварупа-сиддхи, должны следовать правилам и предписаниям линии паракии. Проливая слезы, они будут молиться день и ночь:
ха деви каку-бхара-гадгадаядья-вача
яче нипатья бхуви дандавад удбхатартих
асья прасадам абудхасья джанасья критва
гандхарвике ниджа-гане гананам видхехи
(Шри Гандхарва-прартхана-аштака, стих 2)
«О Деви Гандхарвика! Я тяжело страдаю в разлуке с Тобой. В полном отчаянии я падаю ниц перед Тобой и с дрожью в голосе смиренно молю явить милость этому глупцу и принять его в круг Своих близких служанок».
Они больше ни о чем не думают. «Где Вриндаван? Где кели-кунджа? Как мне попасть туда?» – они всегда молятся таким образом. Кто вдохновит вас и наделит силой следовать паракия-парампаре, этой линии? Ее представители милостиво вдохновляют на это безо всяких условий.
В паракия-парампаре нет такого, что если ты мой ученик, я буду тебя учить, – здесь есть условие. «О, ты мне дал так много денег, помощи и вылечил меня, поэтому я помогу тебе», – это тоже условие. Махапрабху не учил этому. Он принес враджа-расу в этот мир, чтобы раздать ее без всяких условий. Никто не сравнится с теми редкими личностями, которые распространяют учение этой линии.
В современную эпоху Шриле Гурудеву нет равных в распространении этой линии.
Раньше он был рядом с нами, а сейчас мы разлучены. Чтобы встретиться с ним, необходимо очень горячее желание, а также мы должны испытывать очень сильную випраламбху (чувство разлуки). В этом материальном мире много разных вещей, и мы можем гоняться за ними, однако в таком случае потеряем нашу веру и бхакти, и связь с этой линией прервется. Мы не сможем ей следовать.
Любовь враджававаси
Мама Яшода жила в Нандаграме, недалеко от Матхуры, но она ни разу и шагу туда не ступила. Ни она, ни враджаваси никогда не отправлялись в Матхуру, чтобы забрать Кришну обратно. Те, кто любит, так не поступают.
Иногда Шрила Гурудев рассказывал о маме Яшоде и ее большой любви. Он описывал, как однажды она собрала в большой узел маленький тюрбан Кришны, Его дхоти, чадар и корону, Его игрушки и много вещей, которыми он пользовался во Врадже, связала, водрузила себе на голову и пошла в сторону Матхуры, намереваясь дойти до Кришны. Однако вскоре она упала без чувств на землю. Придя в себя, мама Яшода решила: «Я пойду в Матхуру и буду служить Деваки. Я буду служить весь день, и в конце дня буду молить ее дать мне возможность получить хотя бы мимолетный даршан Кришны».
Где взять такую любовь? Гурудев сказал, что одна садхана здесь не поможет. Враджа-деви были в Уддхава-кьяри. Шримати Радхарани лежала на постели из лепестков лотоса, и лепестки, едва коснувшись Ее тела, тут же усыхали, обожженные огнем Ее разлуки. Сакхи и манджари обмахивали Шримати Радхарани опахалами и плакали, думая: «Сколько Она еще проживет в таком состоянии?» Они непрерывно пели имена Кришны. Кришна в Матхуре тоже очень страдал. «Я сейчас же поеду во Вриндаван», – думал Он, но так и не вернулся во Врадж…
Откуда такая любовь приходит? Если вы будете просто мантры читать, неужели придет такая любовь? Это невозможно! Шрила Гурудев дает эту бхакти-расу, враджа-расу – эту паракия-према-расу.
В прошлом мир не видел такой великой личности – на бхутана бхавишьяти, и не увидит в будущем!
Шрила Гурудев раздавал эту любовь, эту унната-удджвала-раса-сва-бхакти-шриям. Теперь мы очень далеко… Люди, имеющие вкус к чему-то другому, беспорядочно бегают тут и там, но я не смогу забыть Гурудева и его линию.
Мы очень удачливы, что встретили Шрилу Гурудева. Он очень милостиво дал нам прибежище. У него нет своих корыстных интересов – всем нам он дал прибежище. Он дал нам это настроение. Это то, чему невозможно научить или на что можно искусственно вдохновить. Если вы с ним, почитаете его и жаждете обрести такое же настроение и это служение Радхарани, тогда это естественно придет в ваше сердце. Тогда вы осознаете, кто ваш учитель и высший авторитет.
Родители посылают своих детей в школу, университет, в разные учебные заведения, но это не значит, что они отказываются от детей или что дети становятся сиротами. Шрила Гурудев помогает не только своим ученикам, но и паракия-ученикам. Никто не сможет измерить глубину его милости. Никто не сможет измерить глубину отношений между враджаваси и Кришной. Ради счастья Кришны они никогда не покидают Вриндаван, никогда не идут в Матхуру или куда-то еще.
В «Брихад-бхагаватамрите» Санатана Госвами описывает лилу с Нава-вриндаваном. Шрила Гурудев собрал все эти прославления враджа-расы. Он показал, насколько она ценна. В этой жизни не должно быть никакого другого желания кроме враджа-расы. Пусть же у нас не будет отношений ни с кем, кроме Гуру-пада-падмы, и никаких других привязанностей.
Шрила Гурудев не вернулся
Сейчас мы далеко от него. В последние дни, когда он приехал в Матхуру после Джанмаштами, я умолял его: «Пожалуйста, не уезжай далеко. У тебя столько учеников – все они как сироты. Кто позаботится о них? Пожалуйста, останься в Матхуре на какое-то время и помоги им».
Он согласился, но затем, к нашей великой неудаче, из-за стечения обстоятельств он сказал, что останется на Говардхане. Я сказал ему: «Тогда ты больше не вернешься сюда обратно…» – «Нет-нет, – ответил Гурудев, — я приеду на Радхаштами».
В Матхуре, месте Камсы, где все враждебно настроены к враджаваси и Шримати Радхарани, Шрила Гурудев смело следовал по стопам Шримати и устраивал грандиозное празднование Радхаштами. Он распространял любовь Шримати Радхарани и изменил всю Матхуру, превратив ее в Мадху-пури, город, подобный нектару.
Я сказал Гурудеву: «Если ты сейчас уедешь, я знаю, ты больше не вернешься».
«Нет, я приеду», – заверил он.
Я вспоминаю этот день. Шрила Гурудев не вернулся. Он был на Говардхане в течение какого-то времени, а потом отправился в випраламбха-кшетру Джаганнатха Пури. Там он вошел в свою вечную лилу.
Харидас Тхакур молился Махапрабху: «Я хочу на Твоих глазах уйти из этого мира. Не хочу больше здесь оставаться».
Я, увы, все еще здесь.
Шрила Гурудев пришел в этот мир и принял на себя ответственность распространить враджа-прему, он раздавал ee повсюду. Теперь он в вечном мире.
Он говорил: «Если Махапрабху или Кришна пожелают послать меня в другую брахманду, я и там буду это распространять. Я буду служить везде, куда меня пошлет Гурудев. В этой вселенной я буду продолжать помогать тем, кто следует моей линии, моему настроению и идет по моим стопам. Я явлюсь им и помогу развить их враджа-бхакти».
Завтра день ухода нашего Шрилы Гурудева. Он всегда праздновал день явления моего Гуру Махараджа [Шрилы Бхактиведанты Ваманы Госвами Махараджа]. Я видел своими собственными глазами, как в Матхуре накануне явления моего Гуру Махараджа Шрила Гурудев все устраивал, а утром сам проводил арати и пуджу.
Три года назад [в 2010 году] Шрила Гурудев спросил своих севаков:
— Завтра день явления вашего Гуру Махараджа?
— Да, — ответили они.
– Вы все приготовили?
– Да.
— В этом году я хочу поехать в Навадвипу. Я хочу там провести великий праздник (маха-махотсаву) его вьяса-пуджи.
Его севаки запротестовали: «Но там ведь так холодно!»
— Ничего страшного, что холодно, – отвечал он, – я хочу поехать.
– Но билеты сейчас невозможно купить.
– Тогда я, может, поеду на машине?
– Такой долгий путь?
– Ну и что. Лягу в машине и не будет проблем.
Севаки настаивали на своем, но у него было сильное желание.
Я много месяцев каждый день совершал Говардхана-парикраму, выходя в 2:45. В ту ночь я не мог сомкнуть глаз, очень беспокоился, но не мог понять причину. Я раздумывал: «Что случилось?» И тогда я увидел моего Гуру Махараджа. Он пришел к Гурудеву и сказал: «Махарадж, пойдем, я пришел за тобой». Тривикрама Махарадж был вместе с ним.
У меня вырвалось только: «Нет! Нет! Нет! Не уходи сейчас…»
Но у Гурудева было желание уехать в Навадвипу… В свой день явления мой Гуру Махарадж пришел и забрал его рано утром, в начале брахма-мухурты и нишанта-лилы. Разве его могло что-то удержать здесь? Он сказал, что поедет в Навадвипа-дхаму на машине, и так и сделал. Теперь он всегда присутствует там.
Я хотел, чтобы Гуру-пурнима и вираха-титхи Шрилы Гурудева праздновались там, рядом с ним, но, к сожалению, сегодня мы здесь.
В настоящее время все мы очень далеко. Медитируя на его лотосные стопы, мы должны предложить ему свое сердце. Всем, кого он встречал, он говорил: «Отдай мне свое сердце, а я кое-что вложу в него». Он не говорил, что он очистит его, чето дарпана-марджанам, и наполнит враджа-премой. Он просто говорил: «Отдай мне свое сердце». Именно это он просил от своих учеников, последователей и всех, кто приходил к нему.
После Картики он объявил: «Пожалуйста, все приезжайте в Навадвипу. Я буду там». Но теперь я не знаю, что будет дальше. Теперь:
сева садхака-рупена, сиддха-рупена чатра хи
тад-бхава липсуна-карья, враджа-локанусаратах
(Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.295)
«На пути рагануга необходимо следовать близким возлюбленным спутникам Кришны и их последователям, будучи всегда погруженным в служение им как в садхака-рупе (внешнем, физическом теле, в настоящем положении преданного), так и в сиддха-рупе (вечном совершенном духовном теле, подходящем для выполнения того вида служения Кришне, который преданный всем сердцем жаждет обрести). Необходимо сильное желание бхавы, особого любовного настроения, тех спутников Кришны во Врадже, которым садхака стремится следовать».
Сева бывает двух видов: совершаемая в садхака-сварупе и совершаемая в сиддха-сварупе. Если мы не можем служить Гурудеву в теле, в котором совершаем садхану, мы должны учиться служить ему в сиддха-сварупе. Нужно начать практиковать манаси-севу, служение ему в уме. Если наш ум чист и сосредоточен, мы очень быстро осознаем служение нашей души. В жизни не будет никаких беспокойств, если у вас есть желание сварупа-гата-севы Шри Гуру и его манобхишта-севы.
Завтра все его ученики не должны заниматься простым коллекционированием историй о нем. Не собирайте это. Собирайте от Гурудева только враджа-бхакти. Памятуйте, как он давал возможность следовать этой враджа-бхакти. Обсуждайте процесс, который он даровал, и молитесь ему о силе следовать. Обсуждайте, как мы можем следовать и держаться этой линии.
Одна биография и хронология не помогут. Биография Шрилы Гурудева связана с Враджа-мандалой, где он рядом со Шримати Радхарани, Винодой Манджари, Наяной Манджари, Рупой Манджари и Рати Манджари. Они знают его биографию. Им известно, как он доставляет удовольствие Кришне и как он служит Махапрабху. Нам необходимо знать именно эту биографию. Тогда наши жизни будут успешны.
Место в Сева-кундже
Иногда при мыслях о нем в моей памяти всплывают эти строки:
сева-кундже врадже-рамье
говардхана-гирау сада
радха-кунде расананде
тат тат сева прадаякам
Он хотел каждому дать место в сева-кундже. И каждому он подарил это изображение, сказав держать его у себя дома. В этой сева-кундже, Центре Служения, обучают сакхи и манджари.
Говардхана-гирау сада – он вечно присутствует на Говардхане. Радха-кунде расананде – на Радха-кунде он радует Кришну и Радхарани. Мы должны постараться узнать эту биографию, иначе не сможем прогрессировать. Он всегда служит в чинтамани-майя Шри Радха-кунде под руководством манджари и гопи, а также дает адхикару служить там. Он дает каждому процесс и шанс осознать свою вечную сварупу.
Другие люди об этом даже не догадываются. Они говорят: «Ты недостоин. И думать не смей об этом». Позволите ввести себя в заблуждение – тогда потеряете линию Шрилы Гурудева, уйдет вкус к служению ему и к служению в духовном мире. И не будет тогда никакого вдохновения.
сека-джала пана упашакха бади’яя
стабдха хана мула-шакха бадите на пая
(Ч.-ч., Мадхья, 19.160)
«Если не научиться отличать лиану бхакти от других растений, то орошение ее не принесет пользы, поскольку сорняки разрастутся и задушат ее».
Вокруг растущей лианы бхакти может вырасти много сорняков, которые будут мешать дальнейшему росту. Будьте с этим очень осторожны, чтобы такое не произошло. Любое желание кроме желания враджа-бхакти, служения Радхарани и Кришне неблагоприятно!
В память о Шриле Гурудеве,
Шри Шримад Бхактиведанте Нараяне Госвами Махараджа
Лекция его пожизненного слуги