Харе Кришна, дорогие читатели сайта bhaktabandhav.com! 18 октября начнется священный месяц Картика, месяц Шримати Радхарани. Мы представляем вам удивительную хари-катху Шрипада Премананды Прабху, в которой он описывает сладостные отношения между Вайшнавами,  духовными братьями и ачарьями. Шрила Гурудев говорил: «Кто чувствует разлуку по Вайшнаву? Только тот, у кого есть чувство маматы («он мой, а я — его”) по отношению к этому Вайшнаву, или же тот, кто понимает его величие». Шримати Радхарани в месяц Картика будет довольна теми, кто во время Картики испытывает более глубокую разлуку не с Нею и не с Кришной, а с Вайшнавами. Они очень дороги и близки Ей.

Данная лекция была прочитана в 2011 году на английском. Она включена в готовящуюся книгу воспоминаний о Шриле Гурудеве.

Пусть же эта катха очистит наши сердца и эти удивительные игры проявятся в них! Пусть же она пробудит в нас чувство глубокой привязанности к этим трансцендентным личностям!

 

В надежде на служение Шри Гуру и Вайшнавам,

команда Бхакта-бандхав

 

В этой жизни все мы ждем милости Гуру и Вайшнавов, Шри Шри Радха-Винода Бихари, Шри Враджа-мандалы, Ямуны-деви, Вринды-деви, Гирираджа Говардхана и гуру-варги. Они распространяют сладчайшую враджа-расу. В этой жизни мы ждем их милость. Очень добрые, они помогут нам. Но есть одно условие.

Говорится: «Молоко, го раса, и алкоголь, сома-раса, неравноценны». Это два совершенно разных продукта, которые нельзя употреблять одновременно. Оба они – раса, но не расам алаям. Одно дает очень быстрый результат, а другое – более медленный. Не думайте, что, следуя бхакти, получите быстрый результат. Бхакти-деви действительно помогает, но она не показывает это. Она устраивает так, чтобы у тех, кто стремится к ней, все было благоприятно. Она дает им все возможности. Того, кто идет неверным путем, Бхакти-деви не будет беспокоить и наказывать. Как же она меняет? Она устанавливает дружбу, становясь ближе, постепенно меняет нашу плохую природу и помогает. Ее помощь очень сладостна.

Каждый год Шрила Гурудев ходил на Враджа-мандала-парикраму со многими санньяси, брахмачари, грихастхами и другими Вайшнавами. У санньяси и преданных из различных обществ была огромная вера в Шрилу Гурудева и его нефанатичный дух. Они собирались вместе и проводили Шри Враджа-мандала-парикраму. Преданные ходили пешком от одного места к другому, а вещи и кухонную утварь везли на повозках, запряженных волами и лошадьми.

В 1978 году на Шри Враджа-мандала-парикраму собралась очень многочисленная группа паломников. В последующие несколько лет она была уже не такой большой. В 1978 году собралось много преданных из разных мест. Было тридцать пять санньяси и много брахмачари. Там было и много грихастх, старших учеников Прабхупады Сарасвати Тхакура, Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами и других Вайшнавов. Среди санньяси были Шрила Гурудев, Шрила Тривикрама Госвами Махарадж, Шрила Джанардана Госвами Махарадж, Шрила Вамана Госвами Махарадж, Хришикеша Махарадж, Дамодар Махарадж, Вишну Махарадж и множество других. Я в то время собирал бхогу, закупал продукты, готовил и выполнял другие виды служения. Я никогда не ходил на даршан с группой.

Три ночи парикрама стояла в храмах вокруг Бимала-кунды, в лесу Камьявана. Оттуда паломники весь день ходили по разным местам, а вечером возвращались и проводили на Бимала-кунде хари-катху и киртан.

Они посещали такие места, как: Сетубандха-рамешвара-кунда, Джал-вихара-кунда, Джал-крида-кунда (Лук-луки-кунда), Говинда-кунда, Пхисалани-шила, пещера Вьомасуры, Бходжана-тхали и храм Камешвары Махадева.

Один из старших учеников Прабхупады Сарасвати Тхакура, Пуджьяпад Шрила Джанардана Махарадж, был очень расичным рагануга-бхактой. Он был родом из Одиши (Ориссы ? прим. пер.), но свободно говорил на бенгали и хинди. Шрила Джанардана Махарадж был уже в годах, грузного телосложения и ему было тяжело ходить. Однажды он позвал меня: «Према, иди сюда!»

Шрила Гурудев, мой Гуру Махарадж, Шрила Джанардана Махарадж, Шрила Тривикрама Махарадж – никто не звал меня по имени, они давали мне ласковые прозвища. Сейчас в Матхуре и Вриндаване тоже никто не зовет меня по имени. Шрила Джанардана Махарадж и Шрила Тривикрама Махарадж звали меня только так: «Према».

Шрила Джанардана Махарадж подозвал меня к себе и сказал:

– Никто меня не любит.

– Что вы имеете в виду? – удивился я.

– Пожалуйста, отвези меня в Бходжана-тхали, я не могу идти так далеко. Я хочу принять там маха-прасад – тогда мое тело никогда не будет желать бхоги, наслаждений. Это желание исчезнет и на смену ему придет желание только бхоги Кришны, Его маха-прасада.

– Но Махарадж, вы же всегда принимаете маха-прасад, – возразил я.

Он присоединился к Гаудия Матху Прабхупады Сарасвати Тхакура, когда ему было семь лет, и всю свою жизнь он принимал маха-прасад.

Он сказал:

– Нет, я пойду в Бходжана-тхали, предложу бхогу и приму там прасад Кришны. Кришна присутствует там. Он там кушает и всех кормит. В Бходжана-тхали враджадеви и Шримати Радхика своими собственными руками сделали тарелки с чашками и дали Кришне и сакхам бхогу. Кришна принял это и был очень доволен. Он дал благословение, что любой, кто придет в Шри Враджа-мандалу и предложит бхогу Ему, а также примет Его маха-прасад, будь то животное, человек или полубог, больше не будет беспокойным, т.е. не будет желания принимать какую-либо бхогу или остатки от других. Все материальные желания, голод и жажда уйдут, а на смену им придут духовные желания.

Я отвез Шрилу Джанардану Махараджа на моторикше в Бходжана-тхали, где находилась группа парикрамы.

Шрила Гурудев, увидев меня, очень рассердился. Я спросил: «В чем моя вина, почему ты так разгневан?»

– А почему ты пришел сюда?! – сказал Шрила Гурудев. – Все Вайшнавы придут туда принимать прасад, а кто же там все готовит?

– Я только быстро привез Пуджьяпада Джанардану Махараджа, и сейчас пойду обратно.

Шрила Джанардана Махарадж попросил меня остаться – помочь ему вернуться назад. «Према, – сказал он, – если ты уйдешь, кто же позаботится обо мне?»

Я прошептал ему:

– О Махарадж, сидите здесь. Когда группа парикрамы уйдет, я приду и доставлю вас обратно. Не переживайте.

Моя природа – всегда хитрить. Я быстро побежал обратно на Бимала-кунду. Когда группа парикрамы покидала это место, Шрила Гурудев поинтересовался у Шрилы Джанарданы Махараджа: «Ты идешь?»

Джанардана Махарадж сидел в одном месте. Он сказал: «Да, да, я посижу пару минут и пойду».

Шрила Гурудев ушел с группой. Когда все приготовления были завершены, я на моторикше привез Джанардану Махараджа обратно. Мы доехали до Бимала-кунды до того, как вернулась группа парикрамы. Возвратившись,  Шрила Гурудев спросил Джанардану Махараджа: «Как это ты так быстро вернулся? Ты уехал последним, а вернулся первым. Как такое возможно?»

Джанардана Махарадж пошутил: «Так действует према».

У Шрилы Джанарданы Махараджа не было привязанности к своему телу, у него не было с ним отношений. Он ходил, никогда не глядя на камни на дороге. Когда он совершал парикраму, он плакал, покрывался потом и и волосы на его теле вставали дыбом. Он никогда не смотрел себе под ноги. Я видел, что его стопы были поранены камнями и колючками. Они кровоточили, и я очень переживал из-за этого. Я оторвал кусок от своего дхоти, взял лекарственной травы, растер ее в пасту камнем и, приложив ее на раны, перевязал тканью.

Вечером Шрила Джанардана Махарадж давал лекцию. Все преданные спрашивали, что случилось и почему него на ногах повязки.

Он сказал: «Все в порядке, но я знаю кое-кого, кто порвал свою одежду и использовал ее, чтобы перебинтовать мои стопы».

Я никогда не смогу забыть его милость. Я только немного послужил ему и дал лоскуток ткани, но он принял это служение как что-то великое. Гуру и Вайшнавы так добры.

Шрила Джанардана Махарадж сказал мне:

– Днем и ночью ты только работаешь. Ты никогда не учишь никакие шлоки.

– У меня нет разума. Как я могу что-то запомнить, если у меня нет времени читать?

Он дал мне указание:

– Сегодня ты должен запомнить сто восемь имен Шримати Радхики, а завтра утром придешь и расскажешь их мне.

– Это невозможно, я никогда не учу шлоки!

– Нет! Ты должен. Это особые молитвы Шримати Радхике. Выучи их и затем повторяй вслух каждый день в молитве.

– Хорошо, – согласился я. – Это станет возможным только по вашей милости.

Тогда он благословил меня, положив руку мне на голову.

Я отправился на рынок, готовил, мыл посуду, раздавал прасад, но листик всегда был в моей руке. Во время служения я вновь и вновь заглядывал туда.

К утру так или иначе я выучил все, более тридцати стихов.

Джанардана Махарадж был очень доволен и дал мне свои благословения. Милость и благословения Гуру и Вайшнавов не обычные. Если они довольны, тогда все возможно.

 

ишвара-свабхава – бхактера на лая апарадха

алпа-сева баху мане атма-парьянта прасада

(Ч.-ч., Антья, 2.108)

«Господь не принимает всерьез какие-либо оскорбления, совершенные Его преданным. Господь принимает все, и даже незначительное служение преданного Он воспринимает как нечто настолько великое, что готов отдать даже Самого Себя, что уж говорить о благословениях».

 

Шрила Гурудев позже спросил меня:

– Махарадж (Джанардана Махарадж) дал тебе много благословений?

– Да.

– А со мной поделишься? – пошутил Шрила Гурудев. – У меня не было возможности послужить ему.

Я был изумлен: «Что такое Гурудев говорит?»

Когда бы я ни приходил делать массаж Шриле Гурудеву, он подшучивал надо мной и поддразнивал.

Однажды вечером, в то время, когда мы жили у Бимала-кунды, Шрила Гурудев задал вопрос:

– Это Камьяван. Здесь живет Камешвара Махадев и исполняет все желания. У тебя же много желаний, не так ли?

– Да, – согласился я.

– Ты всегда думаешь о цветной капусте, малпуа и картошке. Это твое желание?

– Да, завтра я много всего приготовлю и раздам всем преданным.

– Эй! Только не проси Камешвару Махадева об одной картошке и цветной капусте.

– Но это то, что я люблю. Я пойду на рынок и наберу очень большие кочаны цветной капусты и крупные картофелины, и все ингредиенты для малпуа. Таково мое желание, я раздам хороший прасад всем Вайшнавам.

Тогда, лежа в постели перед сном, Шрила Гурудев начал говорить хари-катху. Он объяснил, об исполнении каких желаний нужно молиться Камешваре Махадеву.

Однажды в Камьяване Шрила Джанардана Махарадж спросил Шрилу Гурудева: «О Махарадж, ты даешь прекрасные лекции, но пожалуйста, скажи мне свое мнение – может ли Шива Тхакур наделить враджа-бхакти

Шрила Гурудев ответил:

– Да, безусловно! Вишванатха Чакраварти Тхакур возносит молитву:

 

вриндаванавани-пате! джая сома сома-мауле

санака-санандана-санатана-нарадедья

гопишвара! враджа-виласи-югангхри падме

према праяччха нирупадхи намо намас те

(Санкалпа-калпадрума, 103,

Шри Вишванатха Чакраварти Тхакур)

«О страж Вриндавана! О Сома, вся слава тебе! Твою голову венчает полумесяц, тебе поклоняются святые во главе с Санакой, Сананданой, Санатаной и Нарадой! О Гопишвара! Снова и снова я приношу тебе свои поклоны с одним лишь желанием –  надели меня премой к лотосным стопам Шри Шри Радхи-Мадхавы, которые вечно наслаждаются божественными играми на земле Враджа-дхамы».

 

В «Шримад-Бхагаватам» говорится:

 

нимна ганам ятха ганга

деванам ачьюто ятха

вайшнаванам ятха самбхух

пурананам идам татха

(Ш.-Б., 12.13.16)

«Как Ганга – величайшая из всех рек, Господь Ачьюта – величайший среди богов, Господь Шамбху (Шива) – величайший из Вайшнавов, так и “Шримад-Бхагаватам” – величайшая из всех Пуран».

 

Шива Тхакур величайший из Вайшнавов. Он живет во Вриндаване, непрерывно совершая служение Кришне и враджаваси. Форма Гопишвары Махадева была проявлена, когда Кришна захотел совершить танец раса. Шримати Радхарани появилась с левой стороны Кришны, а Гопишвара Махадев – с правой. Другие экспансии Шивы Тхакура изошли из изначальной формы – Гопишвары Махадева, они не могут наделить тем благословением, которое может даровать милостивый Гопишвара. Это благословение – враджа-према, – закончил Шрила Гурудев.

Шива

Это была очень оживленная дискуссия с Джанарданой Махараджем, который не был уверен, соглашаться со Шрилой Гурудевом или нет.

Когда парикрама закончилась, Джанардана Махарадж вернулся в свой ашрам. Спустя месяц он прислал письмо. В те дни я читал корреспонденцию Шрилы Гурудева и отвечал на письма.

Я прочитал ему, что Джанардана Махарадж изучил всю литературу Госвами. Он прислал выбранные цитаты, утверждающие, что Гопишвара Махадев может даровать враджа-бхакти. Среди этих цитат есть молитва Шрилы Рагхунатхи даса Госвами из его “Враджа-виласа-ставы”:

 

муда гопендрасьятмаджа бхуджа парисранга нидхайе

спхурад гопивриндаир йам иха бхагаватам пранайибхих

бхаджадбхистаир бхактьяс вамабхиласитам праптам ачирад

йамитире гопишварам анудинам там кила бхадже

 

«Каждый день я поклоняюсь Гопишваре Махадеву, живущему на берегу Ямуны. Это тот самый Гопишвара, которому с глубокой преданностью поклонялись гопи. Он быстро исполнил их желание обрести высшую драгоценность – объятия сына Нанды Махараджа [Кришны]».

 

Шрила Гурудев следует шива-ратри-врате, постясь, как в экадаши. Врата означает обет: «Я обещаю, что буду следовать твоим лотосным стопам. Пожалуйста, защити меня».

Если мы независимы и полагаем: «Я великий Вайшнав, почему я должен кому-то следовать», тогда мы потеряем все, и никто нам не поможет. Не думайте так. Обусловленные души очень горделивы по природе. Они никогда не хотят оказывать должное почтение Вайшнавам и полубогам, но они с легкостью будут преклоняться перед обычными знаменитостями.

Никогда не забывайте Шри Гурупада-падму. Если забудете, ваша лиана бхакти будет срезана. Она высохнет. По милости Шрилы Гурудева ваш росточек преданности может вырасти в пышное могучее дерево, но если это дерево срубить под корень, неважно, как вы будете его поливать – это уже не поможет. Дерево иссохнет и умрет. Поэтому где бы вы ни находились, даже если вы один, говорите о славе Шрилы Гурудева. Следуйте шраване, киртане и процессу навадха-бхакти. Шрила Гурудев присутствует в навадха-бхакти. Он  наделил этим своих учеников. Если у преданного сильная гуру-ништха, тогда даже если он будет следовать бхакти в одиночестве, Кришна пришлет много преданных с подобным настроением. Кришна даже Сам придет.

Однажды Парвати спросила Шиву Тхакура: «О Прабху, кому я должна поклоняться? Существует так много различных богов и богинь, но кто же объект твоего поклонения и медитации? Ты недоволен, если я пытаюсь поклоняться тебе. Кому я должна служить?»

– Служи Деви, которой я поклоняюсь, – ответил Шива Тхакур.

– Но кто Она?

– Послушай, Вишну – высочайшее Божество, которому все поклоняются, но есть кое-кто выше Его.

– Кто же это, кто?

Шива Тхакур произнес:

 

арадхананам сарвешам

вишнор арадханам парам

тасмат паратарам деви

тадиянам самарчанам

(Падма-пурана)

[Господь Шива сказал богине Дурге:] «Моя дорогая Деви, хотя во всех Ведах упомянуто поклонение полубогам, поклонение Господу Вишну является высшим. Однако еще выше – служение Его преданным, которые являются объектом любви Господа».

 

Поклонение тадия ниджа джану Кришны, Его возлюбленным преданным, – это высшая форма поклонения. Бхагаван Кришна бродит по Шри Враджа-мандале, молясь и плача о милости враджадевийат-кинкаришу бахушах кхалу каку-вани (Шри Радха-раса-судха-нидхи, 8). О дочь Махараджа Вришабхану, о океан расы! Верховный Господь, источник всех воплощений, чья корона украшена павлиньим пером, припадает к стопам Твоих служанок, пытаясь умилостивить их Своими смиренными, отчаянными мольбами, чтобы они пустили Его в Твою кунджу, где Ты предаешься с Ним любовным развлечениям.

На Варшане Кришна идет с чашей для подаяния, молясь о милости Шримати Радхики. Шива Тхакур рассказал Парвати «Шри Радха-крипа-катакша-става-раджу» в «Урдхвамная-тантре»:

 

муниндра-вринда-вандите три-лока-шока-харини

прасанна-вактра-панкадже никунджа-бху-виласини

враджендра-бхану-нандини враджендра-суну-сангате

када каришьясиха мам крипа-катакша-бхаджанам?

 

«О Шримати Радхика! Шукадева, Нарада, Уддхава и все великие мудрецы неустанно возносят молитвы Твоим лотосным стопам. Памятование Твоего образа и молитвы о служении Тебе чудесным образом избавляют все три мира от страданий, грехов и оскорблений. Твое радостное лицо расцветает, словно лотос, когда Ты предаешься любовным забавам в рощах Враджа. О дочь Вришабхану Махараджа, Ты безмерно дорога Враджендра-нандане, с которым Вы разыгрываете вечную виласу. Когда же Ты хоть на мгновение одаришь меня Своим милостивым взглядом?»

 

Шива Тхакур сказал: «О Парвати, просто поклоняйся Шримати Радхике и враджадеви».

…В те дни не было ни кранов, ни ручных насосов для воды. Все брахмачари носили санньяси воду для омовения, утренней чистки зубов и т.д. Ранним утром мы набирали воду из Бимала-кунды для всех санньяси.

Однажды утром Шрила Гурудев позвал меня: «Ты знаешь, кто такой Вайшнав?»

– Все, кто здесь находится, Вайшнавы, – ответил я.

– Ох, ты не знаешь, у тебя нет никаких знаний! Прошлой ночью я увидел все.

Все санньяси спали в большом холле, а брахмачари делали им массаж перед сном. Шубхананда и другие брахмачари массировали санньяси. Рано утром брахмачари приносили масло, мыло, деревянные палочки для чистки зубов и все остальное для служения.

Ночью преданные спали всего несколько часов. Утром все принимали омовение, а затем брахмачари собирали дрова и готовили. У всех было светлое и веселое настроение. Тот день никогда не повторится в этой жизни. Какое счастье испытывали все? Оно было бесконечным!

Шрила Гурудев сказал: «Прошлой ночью я видел великого Вайшнава».

– Где? Кто? – поинтересовался я.

– Вишну Махарадж сидит всю ночь на берегу Бимала-кунды и плачет: «О Гуру Махарадж! О Шримати Радхика! О Кришна! О враджадеви

– Он совсем не спит? – спросил я.

– Совсем, – ответил Гурудев. – Он катается в пыли и плачет, повторяя харинаму. Как ты можешь это понять? Днем он молчит, но ночью не может спать ни минуты.

– Тогда ты тоже, должно быть, не спал всю ночь? Иначе как ты мог видеть бхаджан Вишну Махараджа? Ты тоже повторяешь всю ночь… Верно?

– Да, – согласился Шрила Гурудев. ? Я тоже не сплю и повторяю, но только чтобы посмотреть, как мои духовные братья совершают бхаджан. Я верю, что мой Гуру Махарадж милостив ко мне. Прежде я думал, что только старшие могут дать милость. Но теперь я понял, что любой, у кого есть любовь и преданность к Господу и Шри Гурупада-падме, тоже может дать очень много милости. Поэтому почитай всех.

Парикрама была пешая. Вечером парикрама возвращалась в лагерь. Мы приносили горячую воду и омывали стопы Вайшнавов, массировали их с горячим маслом, облегчавшим боль в ногах и теле. Они принимали немного маха-прасада, говорили хари-катху и отдыхали.

Когда же этот день повторится снова?

Шрила Гурудев наказал мне:

– Сначала служи моим духовным братьям-грихастхам, потом приходи и служи мне.

– Ты же Гуру, санньяси, а они семейные, – возразил я.

– Вайшнавы – это не семейные люди или отшельники, у них есть отношения с Махапрабху и их жизни посвящены Гуру и Вайшнавам!

После этого мы первым делом служили им, а потом Шриле Гурудеву.

Без служения Гуру и Вайшнавам сердце никогда не станет чистым. Без этого невозможно быть счастливым и удовлетворенным.

Поэтому Шрила Гурудев дал мне наставление: «О чем нужно молиться Камешваре Махадеву? Те, у кого есть материальные желания и отношения с мирскими людьми, должны молиться: «О Махадев, пожалуйста, даруй мне отношения с преданными, надели меня желанием посвятить всю мою жизнь служению им, пусть никогда не придет гордость, пожалуйста, защити меня, ты – мой покровитель!»

Тогда в служении никогда не будет горечи. Иначе Гуру и Вайшнавы дадут указание: «Сделай это», человек побежит и быстро закончит, а потом у него не будет желания делать что-то еще. Но когда приходит милость, вы служите, все больше и больше приходит хорошее умонастроение и желание служения. Тогда вы никогда не устанете и не потеряете надежду, а ваш ум никогда не будет обеспокоен. Будет проявляться все больший и больший вкус к повторению харинамы. Желание служения будет постоянно расти.

Раньше, собрав немного пожертвований, мы ходили за молочными сладостями и делали много вкусных блюд. Вечером, когда все санньяси и Вайшнавы садились принимать маха-прасад, Шрила Гурудев спрашивал: «Что вы приготовили сегодня?»

– О, ничего особенного, – отвечал я, – обычный рис, простую вареную картошку и дал.

Мы раздавали толченую картошку, немного дала, риса и сабджи – и ничего не говорили. Спустя какое-то время мы выносили много роскошных блюд: самосы, разные виды пакор и сладости… Но мы ничего не говорили, иначе бы Шрила Гурудев  ругал  нас, бил и громко кричал.

Поэтому я молчал. Сначала мы давали эти особые блюда Шриле Тривикраме Махараджу и Шриле Джанардане Махараджу. Ничего не давали Шриле Гурудеву, иначе он взял бы это и запустил прямо в нас! Тем временем Вайшнавы, принимая прасад, приговаривали: «О Махарадж, это очень вкусно! Возьми хоть чуть-чуть. Мы знаем, ты болен и у тебя плохое пищеварение, но лишь капельку…»

Тогда Шрила Гурудев пробовал немного, и мы давали больше и больше. Все были счастливы и вместе смеялись.

Рано утром начиналась парикрама. Деревенские жители приносили пахту, горячие чапати с гхи и гуром. После киртана и хари-катхи они завтракали.

Все санньяси ходили принимать омовение на Бимала-кунду. Даже старые и степенные санньяси плавали от одного берега Бимала-кунды к другому, и играли друг с другом. Какой брахмачари мог усидеть при виде купающихся и резвящихся санньяси? Они тоже шли купаться!

Шрила Тривикрама Госвами Махарадж плавал, как Анантадев Шешанага на поверхности воды. Выглядел он при этом как лодка. Шрила Гурудев плавал с большим энтузиазмом. Шрила Вамана Госвами Махарадж был очень серьезным и спокойным, он быстро принимал омовение и выходил. Но Шрила Гурудев прыгал и плавал, очень быстро пересекал кунду туда и обратно! Он всегда был очень атлетичным и сильным.

Шрила Вамана Госвами Махарадж подшучивал над Шрилой Гурудевом: «В прошлой жизни ты был гарцующим жеребцом!»

Шрила Тривикрама Госвами Махарадж был грузным, но очень сильным.

Многие ачарьи и санньяси принимали омовение вместе. В те дни не было записывающих устройств, чтобы запечатлеть эти игры. Они отпечатаны только в сердце.

Группа парикрамы ушла в Пхисалани-шилу, к каменной горке, с которой скатывались Кришна с сакхами, а иногда и Шримати Радхика со Своими сакхи.

Шрила Тривикрама Махарадж подкрался сзади Шрилы Гурудева и подтолкнул его с горки. Они играли вместе, как маленькие дети.

О, когда же этот день придет снова?

Теперь брахмачари прячутся в своих комнатах, как заключенные, как преступники, никогда не выходят наружу и не общаются с другими преданными. Прежде Шрила Гурудев, Шрила Вамана Махарадж, Шрила Тривикрама Махарадж и все санньяси и брахмачари сидели вместе. Они развлекались друг с другом, как сакхи, мальчики-пастушки, боролись, шутили и играли.

Когда же этот день снова повторится в жизни?

Теперь если вы что-то скажете, люди поймут превратно и обидятся. Теперь нельзя шутить. Когда в наши дни преданный смиренно спрашивает что-то, люди думают, что он обижает и насмехается. Что делать? С кем разговаривать?

Шрила Гурудев шутил со мной во время еды, сна – все время. Всегда, когда Шрила Гурудев приезжал с Запада, он шутил со мной.

Если блюдо было пересолено, Шрила Гурудев говорил: «Да, определенно сегодня Варунадев приходил и оставил нам подарочек. Сегодня был большой пир, и Варунадев пришел со своим крокодилом, поэтому сегодня все – крокодилья еда!»

На парикраме мы готовили под сенью дерева ним. Зимой во время Картики каждый день несколько листочков нима падало в готовящуюся пищу.

Когда Шрила Гурудев иногда находил в тарелке листик нима, он говорил: «Сегодня Нимай пришел прямо в сабджи

После Бходжана-тхали группа парикрамы отправлялась в Чарана Пахари. Слава этого места удивительна.

Шрила Гурудев попросил Шрилу Тривикраму Махараджа дать лекцию. Тот сказал: «Это не мой центр, мои сакхи (мальчики-пастушки) ниже, я пойду и буду говорить там. Здесь твое место, поэтому ты и говори. Ты всегда на стороне женщин!»

Шрила Тривикрама Махарадж подтрунивал над Шрилой Гурудевом, так как они были близкими и дорогими друг другу духовными братьями.

Шрила Гурудев ответил: «Да, да, но я думаю, что все носят сари, женскую одежду! Здесь нет ни одного мужчины».

Шрила Гурудев шутил: «Мы санньяси, мы не носим дхоти, – только сари».

Санньяси носят пятиметровую ткань, нижнюю ткань, допату, бахир васу.

Тогда Шрила Тривикрама Махарадж начал киртан с медленной драматичной мелодией о славе принятия прибежища у лотосных стоп Кришны:

 

экхана буджхину прабхо томара чарана

ашока-абхаямрита пурна сарва-кшана

сакала чхария тува чарана-камале

париячхи ами натха тава пада-тале

тава пада падма натха ракшибе амаре

ара ракша-карта нахи э бхава-самсаре

ами тава нитья-даса джанину э-бара

амара палана-бхара экхана томара

бара духкха паиячхи сватантра дживане

саба духкха дуре гела о пада варане

(Шаранагати)

 

«Теперь я понял, о Господь, что Твои лотосные стопы исполнены сладкого нектара, рассеивающего все печали и страхи. Оставив все, я припадаю к Твоим лотосным стопам и принимаю у них прибежище. Твои лотосные стопы, о Господь, несомненно защитят меня. В этом бренном мире нет иной защиты. Наконец я осознал себя Твоим вечным слугой, так что вся ответственность за мое существование лежит исключительно на Тебе. Жизнь без Тебя принесла мне столько страданий, но теперь, после того как я принял прибежище у Твоих лотосных стоп, все эти страдания улетучились».

 

В середине этого пения Шрила Гурудев щипал его, а потом, когда пел Шрила Гурудев, Шрила Тривикрама Махарадж щипал его. Они всегда шутили и поддразнивали друг друга.

Следующим пел Шрила Гурудев:

 

шри радха-кришна пада-камале мана

кемоне лобхибе чарана шарана

чира-дина кория о-чарана-аша

ачхе хе босия э адхама даса

 

«О ум! Как мне достичь высшего прибежища – лотосных стоп Шри Радхи- Кришны? С незапамятных времен этот никчемный слуга вопреки всему надеется, что Они возьмут его под Свое покровительство».

 

хе радхе! хе кришначандра! бхакта прана

памаре югала-бхакти коро дана

бхакти-хина боли’ на коро упекша

муркха-джане дехо’ джнана-сушикша

 

«О Радха! О Кришначандра! Я знаю, что я памара, самый падший, но пожалуйста, будьте милостивы и даруйте мне бхакти к Вам. У меня нет ни капли преданности, но я уверен, что вы не отвергнете меня. И хотя я жалкий глупец, муркха-джана, все же я молю Вас дать мне знание, наставления и все то, что поможет мне обрести эту преданность».

 

Шрила Тривикрама Махарадж забрал у него микрофон и запел:

 

вишая-пипаса-прапидита-дасе

 

«Меня измучила жажда мирских наслаждений».

 

Потом Шрила Гурудев забрал микрофон и запел снова. Когда дошло до стиха

 

югала севая, шри раса мандале

ниюкта коро’ амая

лалита сакхира, айогья кинкори

винода дхаричхе пая

 

«Бхактивинода, недостойный слуга Лалиты-сакхи, крепко прижимая Ваши лотосные стопы к своему сердцу, молит занять его в близком служении Вам в шри раса-мандале. Пожалуйста, выслушайте мою просьбу и примите меня как Вашу служанку. (Другое значение слова винода – “всегда доставляющий удовольствие Радхе и Кришне”.)»

 

Шрила Тривикрама Махарадж снова забрал микрофон и запел, повторяя без остановки: «Вишая-пипаса-прапидита-дасе, вишая-пипаса-прапидита-дасе».

Вечером, когда брахмачари делали им массаж, Шрила Гурудев подмигнул мне: «Сегодня была большая битва!»

Шрила Тривикрама Махарадж сказал: «Дааа, я победил Махараджа!»

Шрила Гурудев отвечал: «Ты победил меня? Неправда! Ты только пел вишая-пипаса, вишая-пипаса, вишая-пипаса! Что это такое вообще? Почему ты не повторяешь лалита-сакхира, айогья-кинкори винода дхаричхе пая? Что это за вишая? Глупости!»

Рано утром, когда Шрила Гурудев чистил зубы, Шрила Тривикрама Махарадж сказал: «Прошлой ночью ты не спал, ты все время только и думал: Лалита-сакхи, Лалита-сакхи, Лалита-сакхи! Никогда не думаешь о Кришне и Говинде! Только Лалита-сакхи! Все мысли только о девушках!»

Шрила Гурудев, отбросив в сторону зубную щетку, плеснул в Шрилу Тривикраму Махараджа водой из кружки! Ох, как же они шутили!

Шрила Гурудев сказал: «Всю свою жизнь ты только рыбу ел!»

Шрила Тривикрама Махарадж: «А ты всю свою жизнь ел только сатту (жареная нутовая мука, популярная в Бихаре)!».

Шрила Гурудев: «Мачхли кхор (поедатель рыбы)!»

Шрила Тривикрама Махарадж: «Сатту кхор (поедатель нутовой муки)!»

Они были такими близкими друзьями, но кто мог понять это и увидеть?

Когда же этот день придет… Возможно ли такое за миллионы жизней? Как велики были их привязанность друг к другу и сердечные отношения!

Во время прасада Шрила Вамана Госвами Махарадж, Шрила Тривикрама Госвами Махарадж и Шрила Гурудев сидели в одном ряду. Шриле Тривикраме Махараджу мы дополнительно к прасаду подавали порошок из красного чили и чистое гхи. Для Шрилы Гурудева – только простое вареное сабджи, без масла и чили, слегка посоленное. Шрила Вамана Госвами Махарадж принимал все, он был очень терпим и никогда не говорил, что ему давать, а что нет.

Шрила Тривикрама Махарадж брал чили и гхи и клал это на тарелку Шрилы Гурудева со словами: «Эй, Махарадж, попробуй-попробуй! Вкусно? Пока ты не будешь так питаться, никогда не поймешь бхакти! Бхакти – она мадхура, сладкая и полная вкуса. Если ты не принимаешь специи, чили и гхи, как ты будешь сильным и способным следовать бхакти

Шрила Гурудев отвечал: «Уф, тамаси! Как ты вообще можешь есть такое?»

Шрила Тривикрама Махарадж: «Это не тамаси, это чутули (неприличное слово на бенгали – прим. ред.)».

Он говорил на очень специфичном языке. Ни перед кем не стеснялся. Я не могу повторить все его выражения.

Казалось, что они спорят, а через минуту они уже разговаривали очень сладко и любовно. Как кто-то может это понять?

Шрила Гурудев на какое-то время замолчал, и Шрила Тривикрама Махарадж сказал: «Да, теперь я понял. Тебя отвергли. Поэтому ты страдаешь и чувствуешь сильную боль».

Что означал их язык? Кришна отверг Чандравали и пришел к Шримати Радхике. Тривикрама Махарадж повторял: «Отвергли! Отвергли!»

Шрила Гурудев понял его намек. Покраснев, он гневно закричал: «Да, сейчас Джатила и Кутила придут с Абхиманью! Тебе лучше быстро убежать!»

Кто мог понять их настроения и отношения? Это очень сладостно. Все брахмачари хлопали в ладоши и смеялись. Пусть же гуру-варга даст нам чистое сердце и ум, тогда мы сможем понять их язык. Тогда наша жизнь будет успешной.

До этого, во время Шри Навадвипа-дхама-парикрамы, большая группа Вайшнавов на автобусе ехала  к месту Шрилы Бхактивиноды Тхакура.

Они шутили и смеялись всю дорогу. Но новички не могут понять их настроения. Они думают, что это все ненастоящее, только бессмысленные разговоры ведут. Они не могут понять трансцендентные настроения Шри Гуру и Вайшнавов. Эти личности никогда не погружаются во что-то материальное.

О чем молился Шри Чайтанья Махапрабху?

 

йах каумара-харах са эва хи варас та эва чаитра-кшапас

те конмилита-малати-сурабхаях праудхах кадамбанилах

ча чаивасми татхапи татра сурата-вьяпара-лила-видхау

рева-родхаси ветаси-тару-тале четах самуткантхате

(Ч.-ч., Мадхья, 13.121)

«Тот, кто украл мое сердце в юности, теперь снова мой господин. Те же самые лунные ночи месяца Чайтра, то же благоухание цветов малати и тот же сладкий нежный ветерок дует из кадамбовой рощи. В наших близких отношениях я та же самая твоя возлюбленная, но все же я не чувствую здесь счастья. Я жажду вернуться на то место на берегу Ревы, под дерево ветаси. Таково мое желание».

 

Только Шрила Рупа Госвами мог понять настроение Шри Чайтаньи Махапрабху. Преданные думали: «Что это Махапрабху говорит? Это же мирская лирика». Но гуру-варга всегда в духовном мире.

Шрила Рупа Госвами понял настроение Махапрабху и написал:

 

приях со ‘ям кришнах саха-чари куру-кшетра-милитас

татхахам са радха тад идам убхайох сангама-сукхам

татхапй антах-кхелан-мадхура-мурали-панчама-джусе

мано ме калинди-пулина-випиная сприхаяти

(Ч.-ч., Мадхья, 1.76)

[Этот стих произносит Шримати Радхарани:] «Моя дорогая подруга, теперь, на поле Курукшетры, Я встретила Своего очень старого и дорогого друга Кришну. Я все Та же Радхарани, и сейчас Мы снова встречаемся вместе. Эта встреча очень приятна, но все равно Я хотела бы отправиться на берег Ямуны, под сень деревьев. Я хочу услышать вибрацию Его сладкой флейты, играющей пятую ноту в том лесу Вриндавана».

 

Группа парикрамы отправилась в Сету-бандху. По просьбе гопи Шри Кришна позвал обезьян построить здесь мост (сету). До сих пор на озере можно увидеть руины этого каменного моста (сету-бандха). Приходя на это место, Шрила Тривикрама Махарадж кричал: «Джай Хануман!» и высоко подпрыгивал. Почему? Он дразнил Шрилу Гурудева, зная, что он так любит «Рамаяну».

Шрила Гурудев цитировал «Рамаяну» Шри Туласи даса: «бари мате хая гхрит, сикхатате боруте, вина хари бхаджана йе сиддханта апил ? скорее масло может отжаться из сухого песка или гхи взбиться из воды, но без хари-бхаджана никто не сможет выйти из круговорота материального бытия, рождения и смерти. Это безусловная истина».

Шрила Тривикрама Махарадж, услышав Шрилу Гурудева, дразнил его, выкрикивая: «Джай Сита-Рама! Джай Хануман!»

Шрила Гурудев слушал и подтрунивал: «Джай Радханатха! Джай Радханатха!» (Имя Шрилы Тривикрамы Махараджа, когда он был брахмачари.)

Каждый раз, когда парикрама приходила в Сету-бандху, они спорили. Одна группа вставала на сторону Шрилы Гурудева, а другая ? на сторону Шрилы Тривикрамы Махараджа.

Тривикрама Махарадж говорил: «Обезьяны Рамачандры носили камни. Теперь ближайший и дорогой севак Рамачандры, Гаура Нараяна, принесет сюда камни и сделает мост, чтобы пересечь эту кунду

Тогда Шрила Гурудев рассказал следующую историю. Однажды Арджуна и Хануман встретились и начали спорить, кто более велик – Рама или Кришна. Хануман сказал: «Рамачандра велик». Арджуна сказал: «Кришна может сотворить тысячи Рам за одну минуту. Твой Рама построил мост с помощью обезьян. Мой Кришна так могущественен, что одной стрелой может сотворить мост за секунду». Хануман не сдавался: «Хорошо, давай, построй мост через эту реку своими стрелами, и тогда мы поймем, кто более могущественен, мой Рама или твой Кришна».

Тогда Арджуна взял свой лук и стрелы и быстро выстроил мост через реку. Хануман заявил: «Я коснусь этого моста и разломаю его на кусочки одним волоском с моего тела!»

С криком «Джай Сита-Рама!» он поставил одну свою стопу на мост. Но он не сломался. Тогда Хануман поставил вторую стопу. Мост чуть-чуть пошатнулся.  Посмотрев вниз, Хануман увидел, что Рама Сам держит этот мост, истекая кровью. Арджуна посмотрел и увидел, что Кришна поддерживает мост. Оба они спустились и взмолились: «О Прабху, прости меня, пожалуйста, перестань держать мост».

Верховный Господь предстал в Своей изначальной форме, но для Ханумана Он был Рамой, а для Арджуны – Кришной.

Господь сказал: «Я должен был защитить честь Моих преданных».

Шрила Тривикрама Махарадж тогда закричал: «Джай Шри Рама!»

Мы будем очень удачливы, когда эти игры проявятся в наших сердцах.

 

Памятуя Шрилу Гурудева,

Шри Шримад Бхактиведанту Нараяну Госвами Махараджа

 Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить