Слава об Индира Экадаши разносится повсюду – с Враджа-мандалы до Мартьялоки. На Рамалоке, в Санкет-дхаме, на Шивалоке, Брахмалоке, Джанмалоке, Тапалоке, Сатьялоке – везде прославляют Экадаши-деви. Она всегда помогает садхакам и сиддхам.
После того, как Кришна исчез с раса-лилы, гопи в глубокой разлуке начали петь: “Джаяти те ’дхикам джанмана враджах”. “Ты принял рождение во Враджа-мандале, но на самом деле – джаяти те адхикам (адхи означает в дополнение) – Ты находишься в сердце каждого. Но также Ты родился во Врадже – джаяти те ’дхикам джанмана враджах. Больше Ты нигде не принимаешь рождения. Шраята индира шашвад атра хи. Ты пришел во Враджа-мандалу, и вместе с Тобой сюда пришла Индира”.
Индира – это не только Маха-Лакшми. Куда бы ни отправился Шьям, она устремляется туда и все устраивает, чтобы Его порадовать. Она украшает кунджа-кутиры, убирается в них. Брахма молился: лакшми-сахасра-шата-самбхрама-севьяманам (Брахма-самхита, 5.29). Миллионы Маха-Лакшми старательно служат во Вриндаване: подметают, убираются, украшают. Но враджа-деви говорят: шраята индира. Кто такая Индира? Возможно, индивара шьям – oна на стороне Кришны? Нет. Она манджари из группы одной из ашта-сакхи Шримати Радхики – Индулекхи. Чтобы дать дживам адхикару совершать враджа-севу, Экадаши-деви позвала с собой сакхи и манджари.
У джив есть чувства, но как их задействовать в служении Господу? Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами записал в “Чайтанья-чаритамрите” наставления Шри Чайтаньи Махапрабху о том, как садхаку совершать садхану:
‘мане’ ниджа-сиддха-деха кария бхавана
ратри-дине каре врадже кришнера севана
(Чайтанья-чаритамрита, Мадхья, 22.157)
[В духовном теле, проявленном по милости Шри Гуру, преданный день и ночь мысленно служит Шри Кришне во Врадже.]
сева садхака-рупена
сиддха-рупена чатра хи
тад-бхава-липсуна карья
враджа-локанусаратах
(Чайтанья-чаритамрита, Мадхья, 22.158)
[На пути рагануга-бхакти садхак должен служить Шри Кришне как в садхака-рупе (внешнем, физическом теле, то есть в нынешнем положении преданного), так и в сиддха-рупе (внутреннем, совершенном духовном теле), следуя по стопам вечных жителей Враджа, обладающих тем же настроением служения, которое он хочет обрести.]
Господь каждому подарил физическое тело согласно его карме. Но как насчет сиддха-шариры, вечного духовного тела, тела души? У этого тела тоже есть свои одиннадцать чувств. Нужно молиться Экадаши-деви не о своем временном теле, которое дается для обучения, а о духовном теле, пригодном для вечного служения.
Многие считают, что соблюдение Экадаши подходит только для карми, гьяни, йогов или просто для наслаждения. Но нет. Экадаши помогает обрести вечное служение.
Гопи дали намек:
джаяти те ’дхикам джанмана враджах
шраята индира шашвад атра хи
дайита дришьятам дикшу тавакас
твайи дхритасавас твам вичинвате
(Гопи-гита, 1)
[О возлюбленный! Родившись на земле Враджа, Ты безгранично прославил ее, и потому здесь постоянно обитает Индира, богиня удачи. Только ради Тебя мы, Твои верные служанки, поддерживаем свою жизнь. Мы повсюду ищем Тебя. Пожалуйста, яви Себя нашему взору!]
Гуру-варга объясняет сокровенный смысл этой шлоки. Нужно молиться о том, чтобы в наше сердце вошли все эти тончайшие настроения.
Как обрести манджари-бхаву, гопи-бхаву? Гопи-бхава-вина-на-пая-кришна ке – без настроения гопи никто не покорит Кришну как своего возлюбленного и не будет Ему служить. Это невозможно! Но гопи-бхава – это настроение, которое садхак взращивает в сердце независимо от того, в каком теле он находится – мужском или женском. У души есть сила, шакти. Все души исходят из шакти. Однако пока душа не обретет манджари-бхаву, или гопи-бхаву, враджа-бхаву, она никогда не сможет служить раса-расику Кришне.
Шрила Рупа Госвами говорит:
атах шри-кришна-намади
на бхавед грахьям индриях
севонмукхе хи джихвадау
сваям эва спхуратй адах
(Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.234)
[Трансцендентные имя, образ, качества и игры Шри Кришны невозможно постичь грубыми материальными чувствами. Они сами раскроют себя тому, в чьем сердце, очищенном повторением святого имени под руководством Шри Гуру, пробудилось страстное желание совершать трансцендентное служение Господу. Шри харинама естественным образом проявится на языке такого севонмукха-садхака.]
Материальными чувствами (индрия) невозможно постичь наму, рупу, гуну, лилу Кришны, совершать киртан и памятовать. Как постоянно помнить о Кришне, если беспокойный ум устремляется к объектам чувств? Как его обуздать и вовлечь в служение? Невозможно управлять мертвой материей, но даже если у вас и получится, что хорошего вы достигните? Думаете, будете контролировать тело, ум и чувства… Однако много ли пользы принесет контролировать мусор?
Занимайтесь тем, что благоприятно для вашей садханы. Мане’ ниджа-сиддха-деха кария бхавана ратри-дине каре врадже кришнера севана. Непрерывно служите, а когда ум начнет мешать, пресекайте его: “Негодяй, не отвлекай меня, я служу моим Радхе-Говинде”.
Шраята индира. Повсюду во Вриндаване растут сады Туласи. Индира приняла рождение как Туласи, и по всему Вриндавану разносится ее упоительный аромат! Туласи бесконечно дорога Кришне. В ее кундже, гдеприятно жужжат пчелы, Кришна любит проводить Свои игры. После кунджи Вринды Он отправляется в другие кунджи. У Вринды-деви есть свои экспансии: Туласи, Маха-Лакшми, Индира… Однако только Туласи-деви дает манджари-сварупу, манджари-севу и манджари-бхаву. Махапрабху Сам воспевал харинаму в Гамбхире рядом с Туласи. Все наши Госвами и наш Гурудев всегда повторяли святое имя перед Туласи.
Этот Экадаши приходит в середине Чатурмасьи. Индира Экадаши-деви обучает всех, как служить Туласи, как создать сад Туласи. Она украшает всю Враджа-мандалу для Кришны под руководством Индулекхи, Лалиты-деви и других сакхи.
Яшода Мата то и дело уговаривала Кришну: “Ты ходишь в лес каждый день, Твои стопы такие нежные, что их можно поранить одним прикосновением, а в лесу столько шипов, острых камней и колючей травы. Как же Ты пойдешь пасти коров? Давай я сделаю Тебе какую-нибудь обувь”. Но Кришна наотрез отказывался: “Не надо! Ведь со Мной коровы, телята, сакхи… Ты для них тоже сделаешь обувь? Коровы почитаемы, как можно носить обувь из их кожи? Кроме того, земля Мне как мать, я не могу ходить по ней в обуви. Касаться мертвой кожи тоже неблагоприятно: буду носить такую обувь, и Мой ум станет как мертвый”.
“Притхиви-деви – мать, а ее дочь и экспансия – это Индира. Она дает хлопок для одежды, продукты, чистую воду, вкусные фрукты, лекарственные травы, для коров у нее есть сочная трава на лужайках. Для Меня Притхиви-деви устраивает тропинки, мягкие, словно шелковое полотно”.
Во Вриндаване у Кришны нет ни обуви, ни зонтика, Он всегда ходит босиком, оставляя повсюду отпечатки Своих стоп. Когда Кришна стоит на камнях, камни плавятся.
Сегодня Экадаши-деви молится Кришне, Махапрабху, чтобы они одарили всех бхакт враджа-севой и враджа-бхавой. Преданнымнужно хорошо запомнить: нет Экадаши – нет вхождения в царство бхакти. Враджа-бхаву не так легко обрести. Поэтому Экадаши-деви помогает в духовном служении и по-настоящему обучает.
Йогапитх – сокровенный остров посреди Ямуны
Ямуна-деви, Бхакти-деви и Вринда-деви вместе с Нандой Махараджем и враджаваси следуют Экадаши.
Правило в Экадаши – не сидеть дома, в комфортных условиях. Если поститесь, лучше идите в храм, на берег Ганги или Ямуны, участвуйте в ягье, читайте “Гиту”, “Бхагаватам”, “Рамаяну”.
В этот Экадаши гопи сказали: “БабА, в Экадаши ты всегда куда-нибудь уходишь, но сегодня мы все пойдем во Вриндаван, на берег Ямуны. Там очень тихое спокойное место, чудесный сад, Брахма-кунда. Там находится Гопишвара Махадев”. Нанда Баба знал, что Кришне очень нравится, когда поют киртан. И Он очень красиво играет на флейте. У Него есть разные флейты: мохини, рангини, вену, мурали, вамши...
Коровы, услышав мелодию Его флейты, закрывают глаза и забывают обо всем. Они перестают щипать траву, молоко течет из их вымени, но телята не пьют его – навострив уши, они тоже внимают этим божественным звукам. Павлины, попугаи, кукушки, олени и другие животные замирают, забыв обо всем на свете и полностью погрузившись в эти звуки.
“БабА, давайте сегодня устроим состязание, а вы потом подарите всем подарки, – предложили сакхи. – Когда Кришна играет на флейте, все падают без чувств. Поэтому пусть сегодня первыми поют Радхарани, сакхи и манджари, а потом уже Кришна начнет играть на флейте”.
Шрила Джива Госвами Прабху писал о том, что в Нанда-бхаге, рядом с Нанда-бхаваном, каждый день проводятся программы. Но сегодня программа намечалась во Вриндаване. Индира Экадаши, Индира-деви, создала прекрасную сцену и места для Нанды Бабы и всех старших, а также сидения для сакхи и манджари.
Это место представляло собой остров посреди Ямуны. Программа проходила в пещере, которая называется Йогапитх.
дивьяд-вриндаранья-калпа-друмадхах
шримад-ратнагара-симхасана-стхау
шри-шри-радха-шрила-говинда-девау
прештхалибхих севьяманау смарами
[Я мысленно созерцаю Шри Шри Радху-Говиндадева, сидящих под древом желаний на ратна-симхасане, сияющем драгоценном троне в неописуемо прекрасной кундже Вриндавана, где Им неустанно служат Их дорогие сакхи во главе с Лалитой и Вишакхой.]
Нанда Баба обратился к Вришабхану Махараджу: “Я столько раз был во Вриндаване, но никогда не видел этой кунджи. Откуда она взялась? Как только я пришел сюда, сразу обо всем забыл – перестал чувствовать голод, жажду. Я даже не помню, как очутился здесь. Махарадж, а ты видел этот Вриндаван? Никогда, никогда прежде я не бывал тут. Как удивительно вокруг! Будто пьешь нектар и омываешься в нем. Тут так приятно веет прохладой”.
Нанда Баба и враджаваси расселись по своим местам, всем дали капи, что-то вроде песенников. Во Вриндаване есть свой особый сборник песен. Стоит враджаваси запеть, и сразу мелодии приходят. Например, одна гопи запевает джаяти те ’дхикам, а другие тут же подхватывают. Разве они разучивали эту песню? Как у них получается петь в унисон “Вену-гиту”, “Югала-гиту”, “Бхрамара-гиту”, “Гопи-гиту”? Кто их учил?
Нанда Баба объявил: “Сегодня сначала будут петь гопи, а потом Кришна со Своими сакхами начнут играть на флейтах”. Думаете, только Кришна играет на флейте? Все Его друзья: Шридама, Судама, Дама, Васудама, Стока-Кришна, Лаванга, Кинкини, Пиппали, Арджуна, Субхадра, Бхадрасена, Мадхумангал – прекрасно играют на флейте. Кришна начинает, а они подыгрывают. Такие звуки разносятся, что кажется, будто небеса разверзнутся!
Итак, сакхи запели на определенную мелодию, а Радхарани заиграла на струнном инструменте под названием каччхапи-вина. Когда Она играет, слушатели не могут ни плакать, ни смеяться, тело как сухое, но сладость неописуемая…
Шрила Гурудев приводил пример с горячим тростниковым сиропом: когда его пьешь, он обжигает рот, но настолько вкусный, что невозможно остановиться.
Эти песни разрывали сердце, но были настолько сладостными, что хотелось слушать снова и снова. Они пели только одно слово – “Кришна”. Кришна такой очаровательный – “криш”, что вы забываете обо всем – “на”. От этой песни под аккомпанемент вины в сердце проявлялся Кришна.
В сердце Гуру-пада-падмы только кришна-нама, он дает эту мантру.
…Шримати Радхарани, ашрая-виграха, сварупа-шакти, всем сначала давала дикшу в кришна-наму. Они пели “Кришнаааа, Кришнааааа”, а потом, забыв обо всем, запели “Радхе”. Им стало казаться, что Кришна теперь везде. После того, как гопи закончили петь, Кришна со Свой группой запел: “Радхе Радхе Радхе джай джай джай Шри Радхе”. Сакхи, друзья Кришны,пустились танцевать. Все танцевали! Радха-нама-адхара-парама-дхана. После радха-намы все окончательно забыли обо всем.
Что это за Экадаши, если не проявляется кришна-нама, если Радха не приходит в ваше сердце? В таком случае вы будете спорить, ссориться, обижать других, говорить на бесполезные темы. Это не Экадаши. Индира означает “скрытый”, гопи, гопа, тайный. На бенгали “индира” означает глубокий колодец, куп.
Йогапитх – сокровенное место, устроенное Индирой. И там Радхарани дает кришна-наму. Кришна тоже там присутствует – Он дает радха-наму. Прежде враджаваси не чувствовали такой радости, а теперь стали петь и танцевать. Сакхи и манджари долгое время танцевали и пели, а потом подошел черед Кришне играть на флейте.
Сначала Он предложил всем поклоны. “Я ни в чем не виноват, это все Моя флейта, – признался Он. – Что поделать, она всех обманывает, даже Меня. Я хочу ее исправить, но она такая непредсказуемая. Поэтому Я не ручаюсь за последствия. Готовы ли вы слушать?”
Все хором ответили: “Да, готовы!”
“Я даю этой флейте сладость, а она ее превращает в горечь, – предупредил Кришна. – И еще она обманывает. Приходит ко всем, а что делает дальше, Я даже понятия не имею. Одну флейту зовут мохини, другую рангини, нандини, мурали, вену, вамши… На какой из них Мне сейчас играть?”
Все враджаваси боялись мохини и рангини, поэтому выбрали вамши.
Вамши – это маленькая флейта из бамбука, там только пять отверстий. Другие флейты у Него из золота или минералов. Кришна взял эту флейту вамши и заиграл. И тут все смотрят: Ямуна взволновалась, воды ее закружились, лотосы оторвались от стеблей и приплыли к берегу, все кукушки, попугаи слетелись, прибежали коровы и олени. Как они попали сюда, ведь это остров посреди Ямуны? Кроме того, бурлящие воды, высокие волны… Все смотрят – как будто они плывут по водам Ямуны, играя друг с другом… Вдруг эта картина исчезла и все увидели, как Кришна играет с сакхами у подножия Говардхана.
Это произошло, потому что там, где Кришна играет на вамши, проявляются все Его лилы одна игра за другой.
Кришна так сладостно играл в саду, а Его лила-шакти дарила свои подарки.
Нанда Баба изумленно воскликнул: “Ай да вамши, ай даискусница!” Никогда прежде он не видел Кришну, Радхарани и гопи такими счастливыми.
шьямам хиранья-паридхим ванамалья-барха-
дхату-правала-ната-вешам анавратамсе
виньяста-хастам итарена дхунанам абджам
карнотпалалака-капола-мукхабджа-хасам
(Шримад-Бхагаватам, 10.23.22)
[Темно-синий цвет Его тела подобен цвету свежего грозового облака, и на его фоне сияет питамбара, затмевающая своим блеском расплавленное золото. Его голова увенчана павлиньим пером, а каждая часть Его тела украшена изысканными узорами, нанесенными красками из лесных минералов, и веточками с нежной листвой. На шее у Него покоится прекрасная гирлянда ванамала из пяти видов цветов. В таком наряде Он выглядит как вечно юный танцор, нава-кишора-натавара. Одна Его рука покоится на плече друга, а другой Он поигрывает цветком лотоса (лила-камала). Серьги подчеркивают изящество Его ушей, а локоны волос ниспадают на щеки. На Его лотосном лице блуждает нежная улыбка, делая его еще восхитительней]
бархапидам ната-вара-вапух карнайох карникарам
бибхрад васах канака-капишам ваиджаянтим ча малам
рандхран венор адхара-судхаяпураян гопа-вриндаир
вриндараньям сва-пада-раманам правишад гита-киртих
(Шримад-Бхагаватам, 10.21.5)
[Видя Кришну глазами бхавы, гопи в состоянии пурва-раги описывают Его красоту:]
Шьямасундара, окруженный друзьями-пастушками, вошел в лес Вринды-деви. Его тюрбан украшали павлиньи перья, за ухом красовался желтый цветок карникара, Его желтые одежды ослепляли золотым блеском, а на шее покоилась спускающаяся до колен и источающая благоухание пяти видов цветов гирлянда вайджаянти. Великолепно одетый подобно прекрасному непревзойденному танцору (натавара), Он появился, как появляется на сцене блистательный актер. Нектаром своих уст Он наполнял отверстия флейты, а мальчики-пастушки, следуя за Ним, самозабвенно пели Ему славу. Таким образом, земля Вриндавана, украшенная отпечатками лотосных стоп Шри Кришны, отмеченных знаками раковины, диска и другими символами, выглядела прекраснее, чем Вайкунтха.]
Все лилы Кришны проявлялись… Там присутствовали одновременно прошлое, настоящее и будущее. “Кто же устроил такую программу? Как это возможно?” – недоумевал Нанда Баба. А это Индира Экадаши-деви делилась тем, что было у нее в сердце.
Если в сердце нет места для Кришны, то Его игрыв нем не проявятся. Все получается легко по большой удаче, благодаря искренности и хорошему общению. Поэтому Гуру-пада-падма всех приближает к себе, устанавливает близкие отношения и одаривает сокровищами, которые хранятся в его сердце. Экадаши-деви – дуттамана, если вы с ней, то она даст вам особую адхикару для кришна-лилы. У вас пропадет всякий интерес к лилам Майи-деви. Даже не придется защищаться от нее, поскольку вы будете уже не в материальном мире. Индира-деви возьмет вас в это сокровенное место Йогапитх, Радхаван, Брахма-пурам, и тогда у вас не будет никаких проблем. Но если вы со своим телом, умом, еще и общение у вас неблагоприятное, вот тогда вам есть чего бояться.
У каждого Экадаши свое имя, особенности и милость. Гуру-пада-падма сильно помогает в духовной жизни и служении. Он обучает своих учеников и отправляет их в те места, где они смогут получить реализации. Зрелые преданные никогда не будут просить Экадаши-деви, чтобы она помогла телу, уму и чувствам, поскольку знают: это тело нам дано ненадолго. Однажды выпадут зубы, появятся болезни, а потом вас просто положат в могилу. Преданные молятся Экадаши-деви только об обретении духовного тела. Индира Экадаши-деви дает сварупа-сиддхи, бхакти и общение во Вриндаване.
Нанда Баба произнес: “О Экадаши, ты всё устраиваешь! Все тебе следуют, выражают почтение и служат, а ты служишь всем”. Экадаши-деви улыбнулась: “Да, Кришна дал мне это служение, поэтому я и пришла сюда”.
Она приходит и в этот мир, чтобы всем помочь, но глупцы не обращаются к ней. Дети измажутся в саже, потом прибегут к маме, и мама всю грязь ототрет. А неразумные пойдут в салон красоты наводить марафете. Эффект от процедур будет впечатляющим, но через какое-то время он пропадет. Так и вы обращаетесь за помощью к материалистам, не понимая, какие они притворщики. Ласково общаются с вами, но их слова не трогают душу.
Все мы очень удачливы – мы пришли к Гуру-пада-падме. Он вечный. Не думайте, что его больше нет. Он устраивает все для служения. Например, в Индира Экадаши в Йогапитхе Экадаши-деви устроила особую программу для всех враджаваси.
То, что происходит с нами, устраивает Шрила Гурудев, невзирая на наши недостатки. Он всегда будет с теми, кто думает о нем и следует по его стопам. Даже если нет любви к нему, он не оттолкнет. А с теми, кто любит его, он всегда будет рядом, постепенно раскрывая сокровенные истины и помогая духовно развиваться.
дивьяд-вриндаранья-калпа-друмадхах
шримад-ратнагара-симхасана-стхау
шри-шри-радха-шрила-говинда-девау
прештхалибхих севьяманау смарами
[Я мысленно созерцаю Шри Шри Радху-Говиндадева, сидящих под древом желаний на сияющем драгоценном троне в неописуемо прекрасной кундже Вриндавана, где Им неустанно служат Их дорогие сакхи во главе с Лалитой и Вишакхой.]
Этот Йогапитх – дивьяд-вриндаранья-калпа-друмадхах, там растут деревья желаний, калпа-врикши, там находится ратна-симхасана. Ратна – это золото или серебро? Нет-нет, все это твердые камни, а камни – не настоящие драгоценности. Шримад-ратнагара-симхасана-стхау, шри-шри-радха-шрила-говинда-девау прештхалибхих. Алибхих, прештха-алибхих – сакхибхих, то есть сакхи являются истинными сокровищами. У них мягкие и сладостные сердца.
Наш Дас Госвами молится в “Вилапа-кусуманджали” (89, 91):
ладджаяли пуратах парато мам
гахварам гири-патер бата нитва
дивья ганам аши тат свара-бхедам
шикшайишьяси када садайе твам?
ниджа кунда-тати кундже
гунджад бхрамара санкуле
деви твам каччхапи шикшам
када мам карайишьяси?
“Когда же придет тот день, когда Радхарани возьмет меня на Говардхан и будет обучать игре на вине? Она покажет, на какую мелодию петь, чтобы Кришна был доволен”.
Если вас есть желание совершать вечное служение, тогда: мане’ ниджа-сиддха-деха кария бхавана ратри-дине каре врадже кришнера севана – придет сева-вритти, и практиковать станет очень легко.
Сегодня мы все должны помолиться Экадаши-деви, принять у нее прибежище, тогда наша жизнь увенчается успехом. В таком случае одной жизни достаточно, больше не придется рождаться. Гурудев нам все дает. Он предлагает нас этой дуттамана Деви: “Пожалуйста, прими их и позаботься”. И тогда у нас больше не будет никаких беспокойств. Иначе приходите и уходите, танцуете, шутите, переглядываетесь, так и жизнь проходит, и уже не вернуть прожитые дни. Гело дже диваса, на асибе ара, эбе кришна ки упая. День прошел – его уже не вернешь. Поэтому будьте серьезными. Хватайтесь за хари-катху, будьте сильными.
Прежде мы слушали о славе других Экадаши, но сколько вы усвоили? Если спросишь кого-нибудь, о чем вчера была лекция, ответ один: “Я не знаю”. Спрашиваешь: “Что ты ел на обед, на ужин?” – “Не помню”. Как такие беспечные люди могут продвигаться на духовном пути? Они ни о чем не думают. Да, повторяют сколько-то харинамы, сколько-то времени отводят на киртан, но не ценят дарованное им время, а жизнь уходит. Они не молятся: “О Деви, хотя я такой глупец и невежда, пожалуйста, прими меня, позаботься обо мне, сделай меня сильным”. Молитесь ли вы? Нет. Вы думаете, что это ни к чему. Однако когда придет смирение, вы начнете молиться и плакать. Вот тогда, считайте, удача действительно пришла в вашу жизнь.
Пуджьяпад Премананда Прабху,
8 октября 2015 года