Индира Экадаши

Харе Кришна, дорогие преданные! В этот благоприятный день Экадаши мы начинаем публиковать лекции, посвященные славе Экадаши. В этой особенной хари-катхе Шрипад Премананда Прабху раскрывает уникальные качества каждого Экадаши и объясняет, какое благо для преданных приносит каждый Экадаши. В качестве вступления к данному циклу мы решили привести вопрос одной преданной.

Вопрос: В России много вайшнавских календарей, которые противоречат друг другу.  Можете ли вы составить нам календарь для России? Какую информацию нам для этого нужно предоставить?

Шрипад Премананда Прабху: Мы не русские, не американцы и не индусы. Мы – слуги Махапрабху.

Мой Гуру Махарадж дал мне наставление, объяснив, что ни Америка, ни Россия не учили нас, как следовать Экадаши. Этому учил нас Махапрабху.

Мы должны следовать в тот же самый день, когда Махапрабху следует в Маяпуре.  Если мы соблюдаем пост по американскому или русскому времени, то Америка или Россия дадут нам результаты [нашего следования]. Если же следуете Махапрабху, то Он даст вам результаты. Если вы следуете этим странам, в которых содержат скотобойни, получите результат тех, кто работает в скотобойне.

Однако лотосные стопы Махапрабху приведут вас во Вриндаван. Он обучил нас всему. Зачем нам следовать кому-то другому?

Все, что происходит в Маяпуре, правильно.

 

Команда Бхактабандхав перевела на русский язык календарь праздников на 2014-1015 год на благо всем искренним последователям Махапрабху и Шрилы Гурудева. Мы надеемся, что этот календарь и лекции помогут вам в духовной практике. Пожалуйста, присылайте вопросы, пожелания и замечания на e-mail: bhaktabandhavru@gmail.com.

Бхактабандхав Календарь 2014-2015

 

Индира Экадаши

30 сентября 2013 года

Индира Экадаши

Сегодня Индира Экадаши. Я уже объяснял прежде, что шастры и гуру-варга раскрыли имя каждого Экадаши в соответствии с его особыми качествами. Каждый Экадаши уникален.

Как преданным обрести милость и благословения Экадаши-деви? Ей следуют враджаваси, шуддха-бхакты и маха-бхагаваты. Даже карми, гьяни, йоги, майявади следует ей. Значит ли это, что вы должны молиться карми и гьяни: «Вы следуете Экадаши, матери кришна-бхакти. Пожалуйста, благословите меня, чтобы я мог следовать так же, как и вы»?

Это не кришна-бхакти-раса-бхавита матих (поглощенность сладостью преданного служения Кришне). Будете молиться этим личностям, станете такими же карми, гьяни или йоги. Враджаваси, Нанда Баба, Яшода Мата и все враджа-деви соблюдают Экадаши, и мы должны практиковать, как они.

Обычные люди могут следовать Экадаши, но если вы будете делать, как они, никогда не получите реализации. Вы не сможете понять сварупу Экадаши.

Бхактивинода Тхакур объясняет:

 

шуддха-бхаката-чарана-рену, бхаджана-анукула

бхаката-сева, парама-сиддхи, према-латикара-мула

 

[Пыль с лотосных стоп чистых преданных благоприятствует бхаджану, а служение Вайшнавам – высшее совершенство и корень нежного ростка божественной любви.]

 

Брахмаджи понимал это и поэтому молился: «Я мечтаю обрести хотя бы пылинку со стоп враджа-деви».

 

тад бхури-бхагьям иха джанма ким апй атавьям

яд гокуле ‘пи катамангхри-раджо-’бхишекам

ядж-дживитам ту никхилам бхагаван мукундас

тв адьяпи ят-пада-раджах шрути-мригьям эва

 (Ш.-Б., 10.14.34)

 

«О, если бы я мог родиться в лесу Гокулы! Я согласен появиться на свет в любом теле, лишь бы покрывать себя пылью со стоп его жителей. Больше жизни они дорожат Мукундой, Верховным Господом, пыль с лотосных стоп которого до сих пор ищут в ведических мантрах».

 

В этом киртане Бхактивинода Тхакур прославляет пыль со стоп шуддха-бхакт. Она бхаджана анукула, наиболее благоприятна для бхаджана. Где можно обрести эту пыль? Почему об этом упоминается в связи с Экадаши-деви? Все должны принять прибежище у шуддха-бхакт и следовать Экадаши по их примеру. Каждый может научиться у них, как в совершенстве соблюдать Экадаши и предложить себя Экадаши-деви. Те, у кого развиты отношения с шуддха-бхактами, уже никогда не отдадут свое сердце обманщикам, населяющим этот мир.

Бхакти приходит от шуддха-бхакт. Что это за личности? Шуддха-бхакты – это последователи враджаваси и враджа-деви. Их единственное занятие – радовать Мадхаву своей любовью.

Мы можем следовать этой Мадхава-титхи, но прежде всего мы должны четко понимать, каков процесс и кто такой Мадхава. Это возможно под руководством шуддха-бхакт.

Некоторые соблюдают нирджала-врату, совершают парикраму, нама-киртан и не спят всю ночь, но они не жаждут обрести враджа-бхакти и шуддха-бхаката-чарана-рену – пыль с лотосных стоп чистых преданных. Их цель – стяжать славу, репутацию и богатство. Они не понимают, что материальное счастье незначительно, оно не останется с ними надолго.

Как нам развить отношения с Мадхавой? Как следовать враджа-деви? Мадхава никогда не отвергнет того, кто заручился поддержкой жителей Враджа. Такая личность никогда не покинет Враджа-мандалу.

Сегодняшний Экадаши называется Индира Экадаши. Обычно “Индира” означает имя Лакшми-деви. Тем не менее мы знаем, что Маха-Лакшми не может войти во Враджа-мандалу. Она остается на окраине Враджа, в лесу под названием Белван. Вринда-деви не разрешает ей войти в сам Врадж. Брахма получил разрешение оставаться во Врадже, потому что умастил свою голову и тело пылью со стоп враджа-деви. Именно поэтому Махапрабху принял его и сказал: «Брахма – наш ади-гуру. Он понимает, насколько бесценна и прославлена пыль со стоп враджа-деви». Наши Госвами описывают в «Шри Говинда-лиламрите», «Шри Кришна-карнамрите», «Шри Ананда-вриндавана-чампу», «Шри Гопала-чампу», «Шри Мадхава-махотсаве»  и других книгах славу враджа-деви и их бескорыстное служение Кришне.

Гуру-варга раскрывает особенности Индира Экадаши. Материальное тело наделено одиннадцатью чувствами. В духовном теле их тоже одиннадцать. Мы погрязнем в самсаре, если будем занимать чувства бесполезными занятиями. Материальные чувства созданы Брахмой, а духовные исходят из сандхини-шакти, главенствующее божество которой – Шри Баладева Прабху. Бхагавати Паурнамаси и Вринда-деви помогают обрести квалификацию для служения Шри Шри Радхе-Кришне.

Что делает Экадаши-деви? Она помогает подготовить наши духовные чувства и наделяет нас хорошими качествами. Как сделать все, что у нас есть, таким, чтобы радовало Кришну? Какова польза от распустившегося красивого цветка, если у него нет аромата? Если у цветка нет аромата, это значит, у него нет и нектара. На Западе можно найти много подобных искусственных цветов. В них нет сладости, только красивый цвет и форма, а лепестки жесткие. Золото тоже красивое и дорогое, но у него нет ни аромата, ни мягкости, ни нектара. В отношении расы оно бесполезно.

Лотосы, жасмин, розы и все другие цветы, которые растут во Враджа-мандале, обладают совершенными качествами: все они ароматные, красивые и очень нежные. Даже засыхая они сохраняют сладостное благоухание. Во всех этих цветах содержится нектар, который придает Враджу особое очарование.

Брахма создал демонов, полубогов, людей и другие живые существа, наделив всех материальными особенностями.

Экадаши-деви делает каждого подобным жасмину, розам и лотосам – очень мягкими, яркими, ароматными и подобными нектару. Все эти цветы очаровывают и приносят пользу. Экадаши-деви наделила духовные тела сакхов, гопи, манджари, слуг, родителей и всех остальных во Враджа-мандале уникальными качествами.

Все поступки обычных людей направлены на то, чтобы облегчить свои страдания в этом мире. Они молятся Экадаши-деви и следуют Экадаши-врате только для того, чтобы стать богатыми и уважаемыми, выиграть судебное дело, приобрести храмы и учеников. Но так Экадаши не следуют!

Экадаши-деви проявилась из тела Самого Верховного Господа. Подобно тому как Брахма родился на лепестках лотоса, растущего из пупка Господа Вишну, Экадаши-деви явилась из Его одиннадцати чувств. Именно поэтому ее называют Экадаши. Она пришла, чтобы помогать дживам и в особенности садхакам. Экадаши-деви делает их сильными, наделяет решимостью и терпением, чтобы посвятить себя бхакти и бхаджану.

Благодаря следованию Экадаши преданные становятся очень сильными. Они получают духовное здоровье и веру. Более того, им открывается вход в духовную реальность. Раньше у них, возможно, был паспорт, но не было визы.

Экадаши-деви дает эту визу и билет в нужный класс. Она лично приводит вас к Госвами и гуру-варге.

Индира Экадаши делает так, чтобы мы обрели отношения с гуру-варгойшуддха-бхактами. Человек может находиться рядом с Гуру и Вайшнавами, но в действительности не иметь с ними отношений. Он даже может испытывать какую-то любовь к Вайшнавам, но чаще всего она эгоистична. Такими людьми движет корысть, а не желание удовлетворить гуру-варгу. Индира Экадаши помогает нам обрести истинные отношения с духовной преемственностью и делает нас квалифицированными служить им.

Индира Экадаши помогает нам освободиться от привязанности к телу и чувствам, чтобы мы смогли погрузиться в бхаджан, ни на что не отвлекаясь. По улицам бродит много сумасшедших. Разве они не испытывают голод и жажду? Разве их не беспокоят холод зимы и зной лета? У вас есть комната, крыша над головой и много одеял, но все же вы болеете. Вы слабые и все время устаете, а также постоянно жалуетесь на свои болезни. Почему бездомные на улицах в большинстве своем не нуждаются в медицинской помощи? У них нет привязанности к телу и уму. Они вообще потеряли ум, и поэтому не болеют! Так как мы привязаны к телу, оно постоянно обманывает нас, а ум заставляет чувствовать себя больными. Но когда вы достигнете духовного уровня, больше не будет слабости, болезней и беспокойств. Те, кто находится на этой ступени, известны как Госвами. Госвами не служат своим чувствам. Они контролируют их и находятся выше их. Как нам достичь этой стадии? Об этом заботится Индира Экадаши. Она помогает нам оставить привязанность к материальным чувствам. По ее милости мы станем, как Джада Бхарата.

Но этого недостаточно. Нам необходимо обрести желание лично служить Бхагавану, как описывается в примере с птенчиком, теленком и влюбленной:

 

аджата-пакша ива матарам кхагах

станьям ятха ватсатарах кшудхартах

приям прийева вьюшитам вишанна

мано ‘равиндакша дидрикшате твам

(Шримад-Бхагаватам, 6.11.26)

[О лотосоокий Господь, как неоперившиеся птенцы ждут, когда их мать прилетит к ним с кормом, как телята нетерпеливо ждут, когда их наконец отвяжут и позволят напиться материнского молока, или как истосковавшаяся жена, чей муж находится вдали от дома, ждет, когда он вернется и обласкает ее, так и я томлюсь, ожидая возможности лично служить Тебе.]

 

Шрила Гурудев сказал, что такая бхакти несовершенна. Птенцы плачут по своим матерям. Они слепы и просто держат клюв открытым, чтобы мать могла положить пищу. Молодые телята еще не едят траву и не пьют воду. Они лишь пьют молоко из вымени своей матери. Но их привязывают отдельно, чтобы в вымени матери накопилось больше молока, и тогда теленок сильно плачет по матери. Однако его любовь эгоистична. Когда влюбленные встречаются после долгой разлуки, они чувствуют себя на седьмом небе от счастья. В разлуке оба чувствуют беспокойство и жаждут воссоединения. Но все же это основано на эгоистичных интересах.

Индира Экадаши делает садхакам операцию: очищает их чувства и дает энергию совершать чистое преданное служение. В противном случае мы за миллионы жизней так и не поймем, что такое бхакти и враджа-раса. Мы сможем практиковать чистое преданное служение, когда действительно осознаем, кто такая Экадаши-деви.

Индира ЭкадашиЭтому учил Махапрабху. Он умолял следовать Экадаши всех и Свою мать, Шачи-мату, в частности: «Дорогая матушка, Я молю тебя только об одном. Пожалуйста, следуй Экадаши. Не принимай в этот день зерновые».

В кали-югу самые главные помощники – Экадаши и Туласи-деви, они обе очень близки и дороги Господу. Без Туласи Бхагаван ничего не примет, а без следования Экадаши никто не станет возлюбленным преданным Бхагавана. Он останется последователем майи.

Кто-то может считать себя великим бхактой, но если он не постиг глубинное значение Экадаши и то, как правильно следовать ей, на самом деле он подобен чхоке, картофельному пюре со специями. Знание приходит, когда мы должным образом принимаем прибежище гуру-варги и следуем Экадаши под их руководством.

Удачливые души непрерывно вкушают нектар хари-катхи, исходящий из уст анурага-бхакт. Это должно быть нашей садханой. Слушать хари-катху и давать ее – это уже садхана.

Во Враджа-бхуми Кришна, проснувшись утром, позвал Сарику, самочку попугая Шримати Радхики. Она прилетела и села рядом с Ним. Кришна сказал:

– Ты выучила то, чему Я учил тебя вчера?

– Да, – чирикнула Сарика.

– Сегодня Я научу тебя произносить сто восемь имен Радхарани.

Шрила Рупа Госвами раскрыл в своей «Става-мале» эти сто восемь имен Шриматиджи.

Один за другим Сарика слушала их и затем повторяла.

– Ты обучил меня произносить имена, – сказала она, – но я не знаю, что они означают. Я полечу к сакхи и манджари и пропою эти имена там. Они могут объяснить мне их значение.

В это время Шримати Радхарани закончила обучать Шуку, как прославлять Кришну.

На Экадаши во Врадже гопы и гопи отправляются в зал для киртана и участвуют в киртана-гана-нартане, песнях и танцах, и сегодня состоится великое состязание между Шукой и Сари.

Эти умные птички прилетели в зал собраний. Было объявлено, что победитель состязания получит необыкновенный подарок.

Индира-деви, очень дорогая сакхи Шримати Радхарани, возглавляющая группу особо искусных манджари, принесла множество видов параферналий для празднования.

Шука был готов говорить первым, но Кришна сказал: «Нет-нет. Сегодня Сарика будет говорить первой».

Сарика присела на руку Кришны. Он поднял Гирирадж Говардхан левой рукой, а сегодня Он держал Сарику в Своей правой руке, и самочка выглядела очень счастливой. Как же она удачлива!

Сарика начала прославлять Радхику:

манасам мана-сантьягад

уткантхартам нирундхатим

 

Манаса значит, что ум каждого живого существа должен быть погружен в служение и памятование Радхарани. Храните Ее в своем уме, как бесценную жемчужину. Позвольте Ей быть там и проявлять Свои игры. Она захватит ваш ум и никогда его не оставит. Ум, в котором нет Шримати Радхарани, подобен крематорию, кишащему страшными привидениями. Многие ли днем и ночью памятуют Ее лотосные стопы?

Сегодня Сарика учит: «Погрузите ум в памятование о Шримати Радхарани. Оставьте все другие мысли и просто молитесь Ей».

Сари начала воспевать сто восемь имен Шримати:

 

радха кришнаванадхиша

мукунда-мадху-мадхави

говинда-преяси-вринда

мукхья вриндаванешвари

 

[1. Радха – царица лесов Кришны. 2. Мадхави – цветок, распускающийся в пору юности Кришны. 3. Первая среди возлюбленных Говинды. 4. Царица Вриндавана.]

 

Услышав это, все собравшиеся зааплодировали. Полубоги сыпали с небес цветы, а Гандхарвы танцевали, играя на барабанах дундуби и других музыкальных инструментах. Все вокруг пели: «Радхе, Радхе!»

Кришна, забыв, что Сарика сидит на Его руке, начал танцевать вместе с сакхами. Все враджаваси танцевали и пели имена Радхарани. Даже сегодня во Враджа-мандале день и ночь все поют: «Радхе, Радхе!» Обращаясь друг к другу или приветствуя, все говорят «Радхе, Радхе». Куда бы вы ни отправились во Врадже, везде вы услышите именно это.

Сарика доставила Кришне огромное удовольствие. Все были погружены в Радха-наму и молились Шримати о милости.

Рупа-манджари сказала: «Сарика, что дальше?»

Кришна тихонько присел, чтобы послушать, и Сарика продолжила петь:

 

брахманда-мандалоттамса-

киртих карттика-девата

дамодара-прия-сакхи

радхика варшабханави

[5. Она Та самая, чья слава венчает вселенные. 6. Главенствующая богиня месяца Картика. 7. Дорогая подруга Господа Дамодары. 8. Его величайшая преданная. 9. Дочь царя Вришабхану.]

 

Сарика продолжала воспевать имена Радхи, а Шука в это время молчал, думая о Радхарани.

«Сегодня Я побежден, – думал он. – А это значит, что и Шримати Радхарани также будет побежденной».

Шримати Радхарани учила Шуку воспевать славу Кришны.

Сарика, прославляя Радхарани, думала: «Моя Радхарани не очень-то счастлива. Я прославляю Ее, но Она недовольна». И тогда она прекратила петь.

Воспользовавшись этим шансом, Шука вспорхнул на террасу зала и начал цитировать множество стихов о Кришне из «Бхагаватам», которые сами гопи пели в «Вену-гите».

 

гопьях ким ачарад айям кушалам сма венур

дамодарадхара-судхам апи гопиканам

бхункте сваям йяд авашишта-расам храдиньо

хришьят-твачо ‘шру мумучус тараво ятхарьях

(Шримад-Бхагаватам, 10.21.9)

 

[Другая гопи обратилась к своей подруге: «О дорогая подруга! Эта флейта – просто кусок сухого дерева. Невозможно даже представить, какие благочестивые поступки совершила она в прошлых жизнях, если прямо у нас на глазах наслаждается нектаром уст Дамодары, который по праву принадлежит только нам одним. Она не оставляет нам ни капли расы. Видя благую удачу этой флейты, Манаси-Ганга и другие озёра испытывают экстатическое состояние, отчего на их поверхности появляются цветущие лотосы. Бамбуковые деревья ликуют от счастья, сознавая, что являются старшими членами семьи флейты. Нектар, источаемый ими, – это в действительности слезы блаженства».]

 

вриндаванам сакхи бхуво витаноти киртим

йaд деваки-сута-падамбуджа-лабдха-лакшми

говинда-венум ану матта-майюра-нритьям

прекшьядри-санв-аваратанья-самаста-саттвам

(Шримад-Бхагаватам, 10.21.10)

 

[О сакхи! Слава Земли умножилась оттого, что ее щедро украсили следы лотосных стоп Шри Кришны, сына Яшоды. Услышав звуки флейты, павлины принимают их за раскаты грома и, опьянев от сладости, начинают танцевать. Другие животные на лугах Говардхана замирают, испытывая великое блаженство. Поэтому присутствие Шри Вриндавана на Земле делает эту планету более прославленной, чем Вайкунтха.]

 

Шриматиджи произнесла: «Флейта Кришны отравлена и причиняет боль всем вокруг. Мы должны остановить ее песню».

Она часто рассказывала Шуке, что флейта Кришны – величайший охотник во Враджа-мандале, и ее послание беспокоит сердца гопи. Когда кто-то слышит ее песнь, он падает без чувств. «Почему эта жестокость продолжается?» – негодовала Она. И сейчас Шука вдохновенно рассказывал о том, как очарователен Кришна и Его флейта. Сам Кришна призадумался: «Какое же послание несет Моя флейта?»

Он решил спросить об этом у нее самой. У Кришны много разных флейт и у каждой есть свое имя. Он спросил у Мохини: «Какое же послание ты несешь, если оно приносит столько горя? Неужели ты и вправду всех так беспокоишь?»

Что флейта могла сказать в ответ?

Тогда Кришна объявил: «С сегодняшнего дня Я больше не буду играть на флейте».

Гопи принялись уговаривать Его: «Ты можешь играть, но только чуть-чуть. Не играй слишком много и часто».

Хорошее нужно давать помаленьку. Когда нектар льется сплошным потоком, его невозможно усвоить.

«Если Ты совсем не будешь играть, мы умрем, но если Ты будешь играть слишком много, мы тоже умрем, – сказали враджа-деви. – Поэтому передавай нам послание Своей флейты только в нужном количестве».

Затем Шука еще спел о Кришне, удовлетворив таким образом Шримати Радхику и враджа-деви. После этого Сарика продолжила прославлять Шримати. Когда соревнование подошло к концу, Индира-деви предложила Сарике и Шуке в присутствии всех собравшихся подарки.

Когда вы обретете милость Индира Экадаши, в вашей жизни хари-катха начнет литься непрерывным потоком. У вас появятся отношения с кришна-бхакти-раса-бхавита-матих. В ваше сердце придет враджа-катха, и вы всегда будете с жадностью пить нектар  хари-катхи.

Материалисты следуют Экадаши ради здоровья, благосостояния, богатства и хороших наследников. Все это временно. Хари-катха – это нектар, который дарует жизнь нашей душе. Всегда будьте рядом с гуру-варгой. В их обществе всегда льется нектар хари-катхи. Сегодня, в этот день Индира Экадаши, мы молимся о том, чтобы практиковать чистую бхакти-йогу.

 Статья Шрипада Премананды Прабху, записанная его личным секретарем

Понравилась статья? Поделиться с друзьями!:

Куратор сайта. Блогер

Оцените автора
Бхакта Бандхав Друг Каждого
Добавить комментарий