8 июля 1996 года, Юджин, США

Нараяна Госвами 1996Кажется, будто мы на ишта-гоштхи. Здесь собрались все преданные, друзья и мы делимся друг с другом своими идеями. В начале нашего ишта-гоштхи я хочу сказать, что после ухода Шрилы Прабхупады, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами, многие старшие Вайшнавы, в особенности возлюбленные ученики Шрилы Прабхупады, искренне следовавшие пути бхакти, покинули миссию. Но они не оставляли своего Гурудева, его учение и все, что связывало их с сознанием Кришны.

Однажды кто-то сказал Гурудеву [Ачарье Кешари]: «Те, кто ушел из миссии Гаудия, оставили Шрилу Прабхупаду и его учение».

Гурудев ответил: «Мы никогда не покидали Шрилу Прабхупаду, никогда не оставим его и в дальнейшем будем служить Ему. Давайте посмотрим, что произойдет в будущем».

Те, кто говорит подобным образом, на самом деле оставили сознание Кришны еще во времена Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами. Вы знаете всех, кто говорит подобное. Не думайте, как они. Пусть бранятся и лают, как собаки. Истинные ученики не могут оставить своего Гурудева, Его учение и служение Вайшнавам. Они не смогут отречься от Чайтаньи Махапрабху, Нитьянанды Прабху и таких Вайшнавов, как Рупа Госвами, Санатана Госвами и Рагхунатха дас Госвами, и никогда не оставят служение Божественной Чете Радхе-Кришне. Даже путешествуя по разным местам, они всегда связаны с местом, благословленным пылью с лотосных стоп их Гурудева.

Не воспринимайте это как проблему. Принимайте это как милость вашего Гурудева и полностью погрузитесь в воспевание святого имени, служение духовному учителю и Божественной Чете Радхе-Кришне, а также Чайтанье Махапрабху – Гаура-Нитьянанде Прабху. Они предоставляют такую возможность. Мы знаем, что Нарада Риши и Вьясадева не были вместе все время, но сердцем они были неразлучны. Шукадева Госвами путешествовал повсюду. Рупа Госвами, Санатана Госвами и Рагхунатха дас Госвами также не всегда оставались в одном месте.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада видел, что в наступившую Кали-югу не существует движения, которое бы поддерживало и занимало людей в различном служении, соответствующем их квалификации. Он хотел, чтобы все служили Кришне в соответствии со своими способностями.

После ухода Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати многие его последователи оставили матх, сохранив столько почтения к месту явления Махапрабху, к их Гурудеву и его учению, а те, кто остался там, отправились в ад. Я знаю их, и вы тоже знаете.

На самом деле существует только одна проблема – мы не чувствуем боль разлуки с Радхой-Кришной, Чайтаньей Махапрабху и нашим Гурудевом. Это единственная проблема и нет других. Иногда Кришна создает для искренних Вайшнавов обстоятельства, подобные этим. Мы думаем, что это проблема, но в действительности же ее нет – просто Кришна устроил для нас определенную программу, чтобы вдохновить развивать сознание Кришны.

У нас была возможность общаться со всеми учениками Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Тхакура. Мы очень удачливы, поскольку удалось получить для себя полезные уроки. Мне очень понравилось то, что сказал Махарадж (предыдущий выступающий): Вайшнавы раскрывают нам истину в большей степени, чем шастры и Гуру. Но вы всегда должны помнить, что Упанишады, шастры и «Шримад-Бхагаватам» – это Сам Кришна.

 

там ади-девам карун?а-нидханам

тамала-варнам сухитаватарам

апара-самсара-самудра-сетум

бхаджамахе бхагавата-сварупам

(Падма-пурана)

[Я поклоняюсь изначальному Господу Шри Кришне, источнику милости, цвет тела которого напоминает дерево тамал, и который низошел в форме звука – «Шримад-Бхагаватам». Это мост, по которому заблудшие души могут пересечь океан бесконечных рождений и смертей.]

 

Вайшнавы не могут быть, как «Шримад-Бхагаватам». Это писание – сердце Кришны. Ранее вы упомянули, что иногда очень трудно понять, кто настоящий Вайшнав, а кто нет. Однако шастры не обманут нас, поскольку это Сам Кришна, они изошли из Его уст. Если возникают сомнения в отношении Гуру или Вайшнавов, мы должны обратиться к шастрам. Поэтому Шри Чайтанья Махарабху дал указание Рамананде Райю: «Подтверждай свои слова примерами из шастр. Тогда Я пойму, что твои слова истинны; в противном случае Я не приму твои утверждения».

Итак, что же рассказывал Рай Рамананда? Говоря о садхье и садхане, он всегда цитировал шлоки из Вед, Пуран, Упанишад, главным образом «Бхагавад-гиты» и «Бхагаватам», и особенно из «Бхагаватам». Это писание истинно во все времена, но ключ от него хранится у бхакта-бхагават. Они сами являются этим ключом к «Шримад-Бхагаватам», сердцу Кришны.

Чайтанья Махапрабху часто цитировал шлоку из этого писания:

 

бархапидам ната-вара-вапух карнайох карникарам

бибхрад васах канака-капишам вайджаянтим ча малам

рандхран венор адхара-судхаяпураян гопа-вриндаир

вриндараньям сва-пада-раманам правишад гита-киртих

(Шримад-Бхагаватам, 10.21.5)

 

 

[Видя Кришну глазами, умащенными бхавой, гопи, пребывая в пурва-раге, описывали Его красоту:] Шьямасундара, окруженный друзьями-пастушками, вошел в лес Вринды-деви. Его тюрбан украшали павлиньи перья, за ухом красовался желтый цветок карникара, Его желтые одежды ослепляли золотым блеском, а на шее покоилась спускающаяся до колен и источающая благоухание пяти видов цветов гирлянда вайджаянти. Великолепно одетый подобно прекрасному непревзойденному танцору (натавара), он появился, как появляется на сцене блистательный актер. Нектаром Своих уст он наполнял отверстия флейты, а мальчики-пастушки, следуя за Ним, самозабвенно пели Ему славу. Таким образом, земля Вриндавана, украшенная отпечатками лотосных стоп Шри Кришны, отмеченных знаками раковины, диска и другим и символами, выглядела прекраснее, чем Вайкунтха.

Он [Махапрабху] никогда не мог прочесть эту шлоку полностью. С первых слов Он начинал испытывать экстатические переживания, произнося лишь: «Радхе Радхе Кришна Кришна Кришна!» Тогда Гададхара Пандит приходил Ему на помощь. [Читают вместе:]

 

ахо баки ям стана-кала-кутам

джигхамсаяпаяяд апй асадхви

лебхе гатим дхатрй-учитам тато ‘ньям

кам ва даялум шаранам враджема

(Шримад-Бхагаватам, 3.2.23)

 

[Как это удивительно! Когда Путана, злонравная сестра Бакасуры, попыталась убить младенца Кришну, дав Ему смазанную ядом грудь, Кришна даровал ей положение Своей кормилицы. Возможно ли мне обрести более милостивое прибежище, чем лотосные стопы Господа Кришны?]

 

В шастрах нет бхрамы (ложного представления относительно какого-либо объекта), прамады (склонности впадать в заблуждение и совершать ошибки), випралипсы (склонности обманывать) и каранапатавы (несовершенства чувственного восприятия). Но в сердце садху могут присутствовать эти недостатки. И каништха-адхикари, и уттама маха-бхагаваты, такие как Шукадева Госвами и Нарада Госвами, являются Вайшнавами. Однако необходимо различать, кто является Вайшнавом, а кто нет. Как это сделать? Те, кто следует «Шримад-Бхагаватам», являются садху и гуру, в противном случае нет. Они становятся садху, следуя шастрам. Иначе они не садху и не Вайшнавы – не настоящие Вайшнавы. Вначале Шукадева Госвами был брахма-гьяни, а затем ушел в джунгли. Вернувшись, он  услышал:

 

атмарамаш ча мунайо

ниргрантха апй урукраме

курвантй ахаитуким бхактим

иттхам-бхута-гуно харих

(Шримад-Бхааватам, 1.7.10)

 

 

[Сута Госвами сказал: «Все атмарамы (черпающие наслаждение в атме, душе), в особенности те, кто утвердился на пути самосознания, желают обрести беспримесное преданное служение Личности Бога, несмотря на то, что уже освободились от всех материальных пут. Это означает, что Господь обладает трансцендентными качествами, и поэтому привлекает всех, в том числе и освобожденные души».]

 

Прослушав «Шримад-Бхагаватам», Шукадева Госвами стал расика Вайшнавом. Он произнес:

 

нигама-калпа-тарор галитам пхалам

шука-мукхад амрита-драва-самьютам

пибата бхагаватам расам алаям

мухур ахо расика бхуви бхавуках

(Шримад-Бхагаватам, 1.1.3)

 

[О многоопытные и вдумчивые люди, вкусите же «Шримад-Бхагаватам» – зрелый плод ведического древа желаний! Изойдя из уст Шри Шукадевы Госвами, этот плод стал еще слаще, хотя его нектарный сок и прежде приносил наслаждение всем, в том числе и освобожденным душам.]

 

Что же это за «Бхагаватам»? Это расамалаям – бескрайний океан расы. Личности, которые не следуют этому авторитетному писанию, не являются садху.

 

 шримад-бхагаватам праманам амалам према пумартхо махан

шри-чайтанья махапрабхор матам идам татрадаро нах парах

(Чайтанья-манджуша, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур)

 

 

[«Шримад-Бхагаватам» – безупречное и подлинное писание, а кришна-према – пятая и наивысшая цель человеческой жизни. Таково учение Шри Чайтаньи Махапрабху (гаура-вани), и оно для меня наиболее важно. Мы не испытываем интереса или уважения к каким-либо другим мнениям, ибо они ложны.]

 

Если человек не следует «Шримад-Бхагаватам», будь он великим мыслителем или бхактой, мы не признаем его [не примем его авторитет]. С другой стороны, если человек погружен в «Шримад-Бхагаватам» и имеет хотя бы некоторое представление о наставлениях, которые Шри Чайтанья Махапрабху дал Сарвабхауме Бхаттачарье… о том, как Сарвабхаума Бхаттачарья дал девять, а Чайтанья Махарпабху – шестьдесят четыре объяснения одной и той же шлоки [тогда мы принимаем его]. В беседе с Сарвабхаумой Бхаттачарьей Махапрабху сказал:

 

паде кене лока? — кришна-бхакти джанибаре

се яди нахила, табе видьяя ки каре?

вишая-мадандха саба кичуи на джане

видья-маде, дхана-маде вайшнава на чине

бхагавата падияо ка ‘ро буддхи наша

 

 

[Для чего люди получают образование? Оно необходимо только для того, чтобы с преданностью служить Господу Кришне. Иначе какую пользу принесет ваше образование? Ослепленные своим образованием и богатством, они отвергают общество Вайшнавов. А разум того, кто неправильным образом изучает «Шримад-Бхагаватам», нечист.]

 

Вы должны помнить слова Вайшнавов, что и Кришна и Йогамайя приняли рождение из лона Яшоды. Вам следует знать, что это подтверждается не только словами Вайшнавов, но и высказываниями из «Шримад-Бхагаватам», а также «Хари-вамши-пураны», записанной Шрилой Вьясой. Эти писания также ясно и недвусмысленно гласят о том, что Кришна родился из лона Яшоды. Таким образом, это является истиной не только потому, что было написано Вишванатхой Чакраварти Тхакуром, Шрилой Санатаной Госвами и Шрилой Дживой Госвами. Их объяснения опираются на шастры, авторитетные писания. Джива Госвами подробно объяснил всё это в первой сандарбхе («Таттва-Сандарбха»), а Шрила Баладева Видьябхушана – в дарпане («Сиддханта-дарпана»).

Мы должны знать эти истины и почитать их. Без бхакта-бхагаваты невозможно постичь «Шримад-Бхагаватам» – ключ находится в его руках. К таким Вайшнавам нужно относиться с не меньшим почтением, чем к Гуру! Вначале вы должны проводить арчану Гурудеву, а затем Радхе-Кришне:

 

ясья деве пара бхактир ятха деве татха гурау

тасьяите катхита хй артхах пракашанте махатманах

[Суть всех писаний открывается только той возвышенной душе, которая обладает одинаковой трансцендентной преданностью как к своему Гуру, так и к Бхагавану.]

 

Однако не только ятха деве татха гурау – Гуру нужно выражать большее почтение, чем Кришне, поскольку Гуру приводит нас к лотосным стопам Кришны и устанавливает наши отношения с Ним. Никто кроме Гуру не способен на это. Прежде всего поклоняйтесь Гурудеву, затем Божествам. Ашта-калия-лилу нужно начинать с Гурудева, затем медитировать на Чайтанью Махапрабху и только после этого – на Радху и Кришну. Таков процесс. Мы многим обязаны Вайшнавам, поскольку они привели нас к Гурудеву. Без их помощи мы не смогли бы отличить истинного Гуру от мошенника. Поэтому мы в большом долгу перед Вайшнавами. Гурудев – тоже Вайшнав. Если Гурудев не выражает почтения Вайшнавам, он не является истинным Гуру. Такую личность нельзя принимать в качестве духовного учителя.

Иногда дикша-гуру более возвышенный, иногда – шикша-гуру. Мы относимся к Рупе Госвами как к нашему шикша-гуру.

[…]

Нашими шикша-гуру являются Кришна, Лалита и Вишакха, которые пришли в этот мир как Сварупа Дамодара и Рай Рамананда. Они не менее важны для нас, чем Гурудев. Наш Гурудев поклоняется Рупе Госвами, Сварупе Дамодаре и Райю Рамананде, и для нас они являются шикша-гуру. Поэтому не нужно делать между ними различий и считать, что кто-то превосходит других. В действительности нашим Гурудевом является Кришна, Чайтанья Махапрабху, Он и вдохновляет нас. Кришна – это чайтья-гуру, он не менее важен для нас, чем дикша-гуру.

Безусловно, мы находимся в долгу перед всеми Вайшнавами, поскольку обязаны им всем, что имеем. Мы должны с почтением относиться к Вайшнавам, Гурудеву, шикша-гуру, дикша-гуру, Шри Чайтанье Махапрабху, Нитьянанде Прабху, всем Его спутникам, а также Радхе, Кришне и Их спутникам.

Я хотел рассказать вам о нашей садхье и садхане, о том, что является сутью учения Шрилы Рупы Госвами, но время заканчивается, поэтому расскажу вкратце.

Преданный: У нас еще есть время.

Шрила Гурудев:

тан-нама-рупа-чаритади-сукиртанану-

смритйох крамена расана-манаси нийоджья

тиштхан врадже тад-анураги джананугами

калам найед акхилам итй упадеша-сарам

(Упадешамрита, 8)

 

«Живя во Вриндаване и следуя по стопам вечных спутников Господа во Врадже (таких как Шри Гуру и Шесть Госвами), обладающих спонтанной любовью к Шри Кришне, нужно постоянно занимать уста и ум прославлением и памятованием имен Кришны, Его образов, качеств и игр. В этом заключается суть всех наставлений».

 

Рупа Госвами говорит… Я объясню вкратце, потому что сейчас нет времени.

 

(продолжение следует)

 

 

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить