8 июля 1996 года, Юджин, США

ГурудевЯ хочу рассказать вам о том, что такое садхья и садхана и объяснить, в чем суть учения  Шрилы Рупы Госвами.

Рупа Госвами говорит:

тан-нама-рупа-чаритади-сукиртанану-

смритйох крамена расана-манаси нийоджья

тиштхан врадже тад-анураги-джананугами

калам найед акхилам итй упадеша-сарам

(Упадешамрита, 8)

 

«Живя во Вриндаване и считая себя последователем вечных спутников Господа во Врадже (таких как Шри Гуру и Шесть Госвами), обладающих спонтанной любовью к Шри Кришне, нужно постоянно занимать уста и ум прославлением и памятованием имен Кришны, Его образов, качеств и игр. В этом заключается суть всех наставлений».

 

Эта шлока является сутью “Упадешамриты”, но прежде чем объяснить ее, я хотел бы поведать вам о другой шлоке, которая более важна для нас. Благодаря ей мы сможем понять смысл стиха тан-нама-рупа-чаритади.

 

гурау гоштхе гоштхалайишу суджане бхусура-гане

сва-мантре шри-намни враджа-нава-юва-двандва-шаране

сада дамбхам хитва куру ратим апурвам атитарам

айе свантар бхраташ чатубхир абхияче дхрита-падах

(Манах-шикша, 1)

[О мой дорогой брат, мой глупый ум! Припадая к твоим стопам, я молю тебя смиренно и ласково, пожалуйста, оставь свою гордыню и поскорее пробуди в себе возвышенную и постоянную любовь (рати) к шри гуру, Шри Враджа-дхаме, жителям Враджа, вайшнавам, брахманам, своим дикша-мантрам, святым именам, а также к прибежищу у Кишора-Кишори – Шри Шри Радхи-Кришны, вечно юной Божественной Четы Враджа.]

 

Рупануга-вайшнав Рагхунатха дас Госвами, ученик Шрилы Рупы Госвами, его истинный и искренний последователь, обучает свой ум и молится ему: “Не будь таким глупым и рассеянным. Я даю тебе советы ради твоего же блага”.

Гурау гоштхе гоштхалайишу суджане бхусура-гане. О, мой дорогой ум! Если ты хочешь осознать себя и вечно служить Божественной Чете Радхе-Кришне во Вриндаване с рати (бхавой), тогда тебе нужно выполнять некоторые правила и предписания, которые я получил от Рупы Госвами. Ты должен служить всем сердцем, оставив все бесполезное и принимая только то, что поможет развивать любовь и привязанность к Кришне. В первую очередь гурау – ты должен практиковать вишрамбхена гурох сева – служение Гурудеву с чувством близости.

Не думайте, что Гурудев находится где-то вдалеке от вас и не считайте: “Я такой ничтожный. Мне нужно выражать почтение издалека, иначе я нанесу оскорбление. Вдруг я случайно наступлю на пыль с его стоп? Это очень оскорбительно. В комнате, где он все время ходит, находится пыль с его стоп, поэтому я не буду заходить туда. А если я буду подметать в его комнате, что потом сделать с этой пылью? Поэтому мне нужно держаться на расстоянии от гуру”.

Так могут думать глупцы и каништхи, начинающие преданные. Знайте, что Гурудев наш самый близкий друг. Во всем мире нет никого столь же дорогого нам, как он. Он взращивает нас, ничего не требуя взамен. Он поддерживает нас. Гурудев – мой отец и мать, он все для меня. Малыш, усаживаясь к матери на колени, может толкать ее ножками, но мать никогда не примет это за оскорбление в свой адрес. Наоборот, она будет так счастлива: “О, мой мальчик становится сильным! [Гурудев смеется]”, и от избытка чувств расцелует сына.

Итак, не нужно бояться своего Гурудева. Он дорог и близок нам, и нет никого дороже его. Вишрамбхена. Что означает это слово? Что значит вишрамбха?

Преданный: Дружелюбие без чувства благоговения. Близость.

Шрила Гурудев: Близость, но без страха. Мы должны стремиться исполнить желание Гурудева, не дожидаясь от него указаний. Самый лучший севак Гурудева – тот, кто размышляет: “Чего хочет мой Гурудев?” Хочет ли он, чтобы вы всегда готовили и стирали его одежду, или же чтобы распространяли славу Радхи-Кришны и Махапрабху по всему миру? Чего он хочет? Если ученик не задумывается об этом, он является каништха-адхикари. Поэтому мы должны стараться понять желание нашего Гурудева и  выполнять его.

Гурау гоштхе. Что такое гоштха? Гокула – это гоштха, где Кришна живет со всеми Своими спутниками, коровами, гопи и гопами. Иногда эта гоштха растягивается от Гокулы Махавана до Вриндавана. Гокула повсюду. В Махаване она Гокула Махаван, во Вриндаване – Вриндаван Гокула, на Радха-кунде – Радха-кунда Гокула, а в Нандагаоне – Нандагаон Гокула. Гоштха там, где находятся Нанда, Яшода, Шридама, Субал и все коровы с телятами, но в первую очередь мама Яшода и Нанда Баба, и, особенно, гопи: Лалита, Вишакха, Читра и Шримати Радхика. Все они служат Кришне, а Кришна служит Шримати Радхике. Это и называется гоштха. Вы всегда должны служить этой гоштхе: “О ум, всегда думай об этом и постарайся служить им!”

Существует два вида гуру: шикша-гуру и дикша-гуру. Им нужно оказывать одинаковое почтение. Гурау гоштхе гоштхалайишу – те, кто проживает во всех гоштхах. Кто же это? Это Рупа, Санатана, Рагхунатха и все остальные, кто живет во Вриндаване и служит Кришне в одном из трех настроений: Субала и Шридамы, Яшоды-маийи и Нанды Бабы, а также гопи. Все они гоштхалайишу. Рупа Госвами и Санатана Госвами днем и ночью служат Радхе и Кришне в настроении манджари. Мы должны думать: “О ум, попытайся служить им!”

Также вам следует всегда стараться служить суджане – тем,  кто не относится к Гаудия-вайшнавам, не следует Чайтанье Махапрабху и не считает Кришну своим сакхой, сыном или возлюбленным, но служит Нараяне или Раме и живет во Вриндаване. На самом деле, конечно, они не во Вриндаване – они живут там, но для них это место является Вайкунтхой, Айодхьей или Дварака Пури. Такие личности все равно считаются суджана. Они могут относиться к другим сампрадаям, но также заслуживают уважения. Не наносите им оскорблений.

Бхусура-гане. Бхусура подразумевает брахманов Вриндавана и Навадвипы. Даже если они не однонаправленны, то есть не являются ананья бхактами Кришны и поклоняются полубогам, или же очень хотят денег, тем не менее они всегда повторяют или слушают “Радхе Радхе, Джай Джай Шри Радхе”. Чокидасы (прачечники) во Врадже тоже повторяют по вечерам “Радхе Радхе Радхе Радхе!” Все птицы заливаются только одной песней “Радхе Радхе!” Ямуна, неся свои воды, громко поет “Радхе Радхе!” Все деревья повторяют: “Радхе Радхе!”, и эхо вторит им: “Радхе Радхе!” Каждая травинка во Вриндаване умащена пылью со стоп гопи. Всем нужно выражать почтение в соответствии с их квалификацией.

Сва-мантре. Особенно это относится к мантрам, которые дает Гурудев: брахма-гаятри, кама-гаятри, гопала-мантра, гаура-гаятри, гаура-мантра. Нужно попытаться повторять их с большим почтением. Например, во время повторения мантры мы делаем свою работу, потом отвлекаемся, спрашивая у кого-то: “О, куда ты уходишь?”, и продолжаем повторять. Когда нужно что-то сделать, мы забываем о мантре: “О, я сделаю это после”. Нет, повторять мантру нужно спокойно, молчаливо, медитируя на нее и молясь: “Ты Сам Кришна”. Гаура-мантра – это Сам Чайтанья Махапрабху, а гопала-мантра – это Мадана-мохан, Кришна, Говинда, Гопинатха и Гопи-джана-валлабха. Мы молимся, чтобы Он проявился именно в таком образе. Кама-гаятри воплощает в себе все чувства Кришны и означает, что Он – камадевая, поскольку двадцать четыре с половиной слога мантры – это части тела Кришны.

Эта мантра – Сам Кришна. В “Чайтанья-чаритамрите” описывается, что нам всегда нужно находиться во Вриндаване, повторяя кама-гаятри-мантру – то есть совершать арадхану Кришне. Не сомневайтесь в могуществе этой мантры! Кама-гаятри и гопала-мантра могут даровать служение Кришне во Вриндаване. Поэтому очень смиренно, почтительно, из глубины сердца старайтесь повторять эти мантры. Они сами откроют вам себя. Не пренебрегайте ими и не торопитесь во время повторения.

“Наш Гурудев сказал, что просто распространяя книги можно достичь совершенства”. Кто-то сказал мне в Лос-Анджелесе, что Свамиджи все сделал. Он все дал нам, поэтому не нужно идти к кому-то еще, слушать от кого-то и читать что-то помимо его книг. Я сказал этому человеку: “Ты совершенно неправ. Абсолютно неправ”. Только глупцы говорят подобное. Если все содержится в “Шримад-Бхагаватам”, почему тогда Шрила Рупа Госвами написал “Бхакти-расамрита-синдху”, “Удджвала-ниламани” и все другие книги? Зачем Кришнадас Кавираджа Госвами написал “Чайтанья-чаритамриту”? Я знаю, что даже если бы Кришна и Баладева что-то написали, все равно осталось бы то, что можно написать.

Я знаю, что Свамиджи издал очень много книг. Но он перевел только до Десятой Песни – “Раса-панча-дхьяи”. А после нее? Он не перевел оставшееся. Если бы он был в этом мире, он несомненно закончил бы свой труд. Тогда как мы можем говорить, что он нам все дал? Он не мог праздно сидеть, и за это время выпустил так много книг.

Я знаю, что через несколько лет придет много хороших преданных, и могут прийти новые ачарьи. Со временем выйдет еще больше книг – то же самое вино, только в новой бутылке. Мы увидим только “бутылки”, но не то же самое вино […] Свамиджи не принес ничего нового. Он дал нам то же самое вино, что находится в “бутылке” “Шримад-Бхагаватам”. Сам Шукадева Госвами признался, что не все дал. Я знаю, что “Чайтанья-чаритамрита” объясняет “Шримад-Бхагаватам”, и без нее мы не смогли бы по-настоящему понять “Шримад-Бхагаватам”.

Итак, Шрила Санатана Госвами сказал: “Я принимаю остатки Шрилы Шридхары Свами”, а Вишванатха Чакраварти произнес: “Я принимаю остатки остатков остатков Шрилы Санатаны Госвами и Дживы Госвами – и пишу то, что они оставили”.

В “Чайтанья-чаритамрите” написано, что Вьяса сделал все. Чайтанья-лила-вьяса – это Вриндаван дас Тхакур. Но и он оставил кое-что, что можно продолжить. Конечно, он [Шрила Прабхупада] все дал, но все это он положил в сундук, так как в то время вы, возможно, не могли бы использовать по назначению все, что он дал. Он сохранил это, и однажды, когда вы созреете, увидите, что в этой сокровищнице все есть.

Конечно, в определенном смысле он все дал в своих книгах, но вам нужно прочитать это. Мы не можем проштудировать все эти книги в университетах или где-то еще, следует обращаться за помощью к Вайшнавам – Бхагаватам. После этого у вас возникнет столько привязанности: “О ум, а теперь отправляйся к Шри Чайтанье Махапрабху и Его парикарам (спутникам). Проникнись глубоким почтением и любовью к Божественной Чете”. Постарайтесь следовать всему этому, иначе ничего не достигнете.

Давайте вернемся к шлоке:

 

тан-нама-рупа-чаритади-сукиртанану-

смритйох крамена расана-манаси нийоджья

тиштхан врадже тад-анураги джананугами

калам найед акхилам итй упадеша-сарам

(Упадешамрита, 8)

 

Всегда будьте во Вриндаване, непрерывно памятуя имя Кришны, Его образ, качества и лилы. Находитесь под руководством таких Вайшнавов, как Рупа-Санатана, и всегда повторяйте святое имя, совершайте киртан святых имен. Но каких имен? Самыми главными являются следующие имена:

 

агха-дамана-яшода-нанданау нанда-суно

камала-наяна-гопи-чандра-вриндаванендрах

праната-каруна-кришнав итй анека-сварупе

твайи мама ратир уччаир вардхатам намадхея

(Намаштака, 5)

[О Агхадамана! О Яшода-нандана! О Нанда-суну! О Камала-наяна! О Гопичандра! О Вриндаванендра! О Праната-каруна! О Кришна! О Нама Бхагаван, обладающий непостижимой славой, пусть моя любовь к Тебе в Твоих различных образах неуклонно растет.]

 

Нарада поет, подыгрывая на своей вине: “Радха-рамана.

 

нарада муни, баджая вина, ‘радхика-рамана’ наме

нама амани, удита хоя, бхаката-гита-саме

(Гитавали, Шри Намаштака, 8, песня 8)

[Нарада Муни, лучший из расика вайшнавов, поет имена Шри Шри Радхи-Раманы, подыгрывая себе на вине. Очарованные этой киртаной, Они приходят к нему и танцуют, наслаждаясь бхавой Своего преданного.]

 

нарада-винодждживана

судхорми-нирьяса-мадхури-пура

твам кришна-нама камам

спхура ме расане расена сада

(Намаштака, 8)

 

[О душа вины Нарады! О Кришна-нама, подобная волнам благоуханного нектара в океане сладости! О Нама, прошу, будь милостива и танцуй на кончике моего языка, позволяя ему вкусить расу!]

 

Расане – на нашем языке… Что? Имя Кришны, Радха-рамана, Радха Говинданатхи, имя Раса-бихари, Радха Мадана-мохана… Повторяйте эти имена с чистой преданностью и любовью, с расой..

Сколько сейчас времени? Около девяти?

Преданный: Четверть десятого.

Шрила Гурудев: Что сейчас делает Кришна, где Он находится? Кришна красиво одет, а в Своей руке Он держит посох. Кришна со Своими бесчисленными друзьями и тысячами коров идет из Вриндавана в Камьяван. Иногда Он ходит в Бхандирван, Мадхуван, Талаван или Кумудван. Все друзья следуют за Ним и поют: “О Кришна, Кришна!” Или, например: “Канхайя, Канхайя! Бхаийя Канхайя!” Знаете, что означает “бхаийя Канхайя”? Это очень ласковое обращение к Кришне – Канхайя. Иногда они ссорятся, иногда смеются и весело проводят время.

Яшода Ма хочет удержать Кришну у себя на коленях, чтобы Он не уходил в лес. Нанда Баба, гопы и гопи идут следом за Ним… Взглядами из уголков глаз гопи совершают арчану Кришне в пещерах, беседках, на крыше. Что у них в качестве лампады? Их глаза, а гхи – это их нежная любовь. Они поклоняются Кришне любовными взглядами, брошенными украдкой, и Кришна не может Себя контролировать – флейта падает из Его рук.

 

вамши каран нипатитам скхалитам шикхандам

бхраштам ча пита-васанам враджа-раджа-сунох

ясьях катакша-шара-гхата-вимурччхитасья

там радхикам паричарами када расена

(Радха-раса-судха-нидхи, 39)

[О, когда же я испытаю блаженство служения Шримати Кишориджи? Сраженный в самое сердце отточенной стрелой Ее взгляда из уголков глаз, Шри Нанда-нандана лишается чувств и роняет флейту. Павлиньи перья, венчавшие Его голову, падают, а желтая накидка, украшавшая плечи, соскальзывает на землю».]

 

Его флейта падает, а Сам Он начинает дрожать. Его пита-васана, желтая накидка, также соскальзывает с плеч и Он Сам вот-вот готов упасть на землю… Тогда Мадхумангал толкает Его: “Эй, что Ты творишь? Здесь же Твои мать и отец, и Баладева Прабху тоже здесь!”

Памятуйте подобным образом каждый отрезок дня, особенно то, что Он делает, воспевая Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна… Кто-то видит, что преданный сидит здесь, но на самом деле он не здесь, а во Вриндаване, вместе с Кришной, гопи и всеми остальными. Памятуйте и рассказывайте хари-катху, повторяйте харинаму – иногда громко, иногда плача, иногда катаясь по земле со слезами, во Вриндаване. Если вы не можете находиться во Вриндаване физически, ничего страшного – отправляйтесь туда мысленно. Находясь в этом городе Юджин, думайте: “О, это Вриндаван, здесь присутствуют Шад Госвами, Свамиджи и все гуру здесь”. Так вы можете жить во Вриндаване мысленно. Вы сидите здесь, но находитесь во Вриндаване. Ум более могущественен, чем это тело. Да, мы здесь физически, но ум так силен, что может отправиться туда за секунду. Поэтому будьте во Вриндаване, под руководством таких Вайшнавов, как Рупа Госвами или наш Гурудев, повторяйте, памятуйте святое имя. Это является сутью учения Шри Чайтаньи Махапрабху и Шрилы Рупы Госвами.

Гаура премананде Хари Харибол!

Простите меня, если я задел кого-то своими словами. Вы такие терпимые и милостивые! Я рассказал все, желая вам блага, а не стремясь кого-то контролировать.

 

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить