Истоки Враджа-мандала-парикрамы

Почему мы следуем Шри Враджа-мандала-парикраме в месяц Картика? Зачем мы приглашаем людей в это место? Наша гуру-варга зовет всех нас сюда. Шрила Гурудев зовет нас сюда. Весь Врадж наполнен нектаром любовных игр Кришны.

Когда же впервые стали проводить Шри Враджа-мандала-парикраму?

Ади-гуру Брахма – ачарья-основатель нашей сампрадаи. Все мы находимся в Брахма-Мадхва-Гаудия-парампаре, Шриман Махапрабху из четырех Вайшнавских линий выбрал именно ее. Почему?

Однажды у Господа Брахмы закрались сомнения насчет Кришны: «Кришна простой пастушок. Он ест все остатки пищи враджаваси и даже пьет молоко прямо из вымени коровы. Он бегает голый, играет и борется со Своими друзьями. Должно быть, Он простой деревенский мальчик».

Брахма пришел в Шри Враджа-мандалу, пытаясь понять Кришну своим умом, но без помощи спутников Кришны это невозможно, потому что они – воплощение любви к Нему.

Брахма решил проверить Кришну, действительно Он Бог или нет.

Так, Господь Брахма наблюдал, как Кришна играл со Своими друзьями и кушал остатки их трапезы. Он подумал: «Сакхи – Его дорогие друзья. Я украду их и посмотрю, что Кришна будет делать. У него много хорошеньких телят. Эти телята не знают никого, кроме Кришны, и Сам Кришна так сильно их любит! Телят я тоже украду».

Брахма, похитив телят и друзей Кришны, с помощью своей мистической силы погрузил их в сон и оставил в пещере. Вернувшись обратно на брахма-локу, он очень удивился, найдя там другого Брахму. Это Кришна проявил Себя как Брахма. Он предупредил стражников: «Если кто-то придет и заявит, что он Брахма – выгоните этого самозванца!»

И стражники прогнали Брахму из его собственной обители. Вернувшись обратно во Врадж, он размышлял: «Что же я наделал? Я совершил великое оскорбление!»

Тот, кто дурно поступает, жалуется, критикует, спорит или беспокоит кого-либо, особенно преданных, лишится всей своей удачи и станет несчастным сиротой. Брахма был очень расстроен – никто не разговаривал с ним и не выражал почтения.

Кришна и Его спутники испытывают великую боль, когда вы пытаетесь разлучить их друг с другом. Кришна – это жизнь и душа враджаваси. Как же сильно будет мучиться Господь без Своих спутников!

Брахма, разлучивший Господа с Его друзьями, почувствовал острую боль. Он пришел и предложил поклоны тысячи раз. Вернувшись через год, он был удивлен, увидев, что игры Кришны все это время продолжались. Он чувствовал, что совершил большое оскорбление. Люди не могут понять силу влияния Майя-деви. Только очень удачливые способны понять свои ошибки, раскаяться и получить милость.

Брахма много раз молил о прощении, но Кришна не слушал его. Тогда Брахма увидел, что все сакхи и телята приняли четырехрукий облик Вишну.  У него были сомнения насчет Кришны. «Кришна простой деревенский мальчик», – думал Брахма, ведь, будучи сыном Господа Нараяны, он был очень гордым. Но Кришна показал ему, что каждый Его друг и теленок равен Господу Вишну. Брахма подумал: «Куда же делись все мои добродетели? Теперь я вор. Мой ум обманул меня!»

Мы видим множество так называемых Вайшнавов, которые пытаются создать дистанцию между Шри Гуру и его возлюбленными учениками. Шри Гуру собирает души по всему миру, предлагает их Враджа-мандале, а также делает достойными для служения Радхе-Кришне. В Картика-врату он учит их развивать отношения со Шри Враджа-мандалой. Однако сейчас многие лидеры не обсуждают, насколько насколько важны отношения с враджаваси. Они не прославляют Шри Гуру и его особые качества и не помогают преданным развивать их вечные отношения с гуру. Это великое оскорбление.

Они говорят: «Знание и есть гуру. Существует много великих гуру, которые следуют Шриле Гурудеву, и поэтому они его преемники[1]». Простят ли Господь и гуру-варга тех, кто так или иначе отдаляет учеников от их божественного учителя?

Брахма молился Кришне о том, как искупить свою вину. Кришна сказал: «Совершай парикраму по Враджа-мандале и молись всем враджаваси. Если они простят тебя, тогда все в порядке. Никогда не пытайся отделить Меня от Моих преданных, Моих дорогих и близких спутников. Мои преданные любят Меня и Я люблю их, а ты их украл!»

Брахма обходил вокруг Враджа-мандалы во время чатурмасьи. С глубоким раскаянием он молился всем враджаваси, телятам и мальчикам-пастушкам. Увидев, как он искренне сожалеет о случившемся, все они простили его.

Брахма вернул похищенных пастушков и телят. Он увидел, сколько любви у них к Кришне.

В этом мире люди забыли Бога. Душа – это частичка Верховного Господа и по своей природе она – возлюбленная Кришны. Однако много обманщиков приходят и говорят нам: «Я твой отец, я твоя мать, я твой друг, я твоя подружка». Таким образом они крадут нас от Бога, точно так же как Брахма украл пастушков и телят.

Господь один, но у Него много экспансий. Все они неотличны от Него. Если последователи какой-либо религии искренне молятся Господу в любом из Его обликов, Господь примет эти молитвы и постепенно сознание этих верующих расцветет. В итоге они придут к Шри Кришне, так как Он абсолютная истина и высшая цель.

Брахма произнес множество молитв, он сказал: «Я хочу стать камнем, о который уборщицы Враджа в конце дня будут вытирать грязь со своих стоп».

Брахма начал Враджа-мандала-парикраму. Любой, кто чувствует разлуку с Богом, благодаря этой парикраме может развить отношения с Ним. Не следуйте Враджа-мандала-парикраме по своей прихоти. Только молитесь: «Как мне развить отношения с Верховным Господом? Как мне сделать Его своим самым дорогим другом?» Тогда вы поймете, что вся мирская любовь очень ничтожна.

Враджа МандалаШри Гуру всех зовет во Враджа-мандалу, чтобы развить эти отношения. Парам-гурудев начал большую парикраму. В 1978 году Шрила Гурудев вел огромную парикраму со многими учениками Прабхупады, такими как пуджьяпад Джанардана Махарадж, и своими возлюбленными духовными братьями Шрилой Ваманой Госвами Махараджем и Шрилой Тривикрамой Госвами Махараджем, а также другими возвышенными Вайшнавами.

Начиная с 1976 года сотни и сотни Вайшнавов приезжали из Одиши, Бенгалии и Северной Индии. В те времена преданные интересовались только бхакти. Они не приходили услаждать свои чувства. Группа парикрамы проводила одну-две ночи в одном месте, а затем шла к другому. Никто не нуждался в хорошей еде и удобствах. Паломники просто желали непрерывно пить нектар хари-катхи и киртана. Это и есть Враджа-мандала-парикрама.

Теперь времена изменились. Преданным нужны все удобства, но только не духовная пища. Они так дерутся за хорошую еду и комфорт, но кто молится: «Где хари-катха? Как мне стать смиренным? Я пришел спустя миллионы жизней, такой долгий путь пройден… Как же мне обрести нектар этой чистой любви?»

Шрила Гурудев видел, как многие жаловались: «О, сегодня нет ни мороженого, ни хлеба, а в сабджи так много чили», и что мало у кого был вкус к хари-катхе и желание испить ее нектар. Из-за этого мирского умонастроения он и отдалился.

Шрила Гурудев пытался снова и снова вдохновить всех правильно следовать врате, но люди продолжали жаловаться. Они ходили в МVТ (один из известных индийских ресторанов – прим. пер.) и тратили за раз  тысячи рупий. Миллионы жизней мы поддерживаем это грубое тело, как и все животные и насекомые, но это не питает душу.

Врата означает принять обет: «Я обещаю следовать только правилам и предписаниям чистого бхакти». Миллионы жизней мы услаждаем наши чувства, и вот, наконец, приходим в Шри Враджа-мандалу. И тем не менее мы не можем оценить данный нам шанс и не способны отречься от своих материальных желаний. Многие преданные думают: «Если здесь нет возможности понаслаждаться, я уйду».

Господь Брахма пришел с самой Брахма-локи и совершил парикраму вокруг всей Враджа-мандалы, искренне вознося множество молитв. Он произнес:

 

атхапи те дева падамбуджа-двая-

прасада-лешанугрихита эва хи

джанати таттвам бхагаван махимно

на чанья эко ‘пи чирам вичинван

(Ш.-Б., 10.14.29)

«О мой Господь, познать Твое истинное величие может только тот, кто удостоился хотя бы капли милости Твоих лотосных стоп. Те же, кто пытается постичь Тебя силой ума, не добьются успеха, даже годами изучая Веды».

 

Господь Брахма молился:

 

тад асту ме натха са бхури-бхаго

бхаве ’тра ваньятра ту ва тирашчам

йенахам эко ’пи бхавадж-джананам

бхутва нишеве тава пада-паллавам

(Ш.-Б., 10.14.30)

 

«Поэтому, мой дорогой Господь, я молюсь о том, чтобы удача улыбнулась мне и я всегда оставался Твоим слугой – и в этом рождении, как Брахма, и во всех последующих жизнях. Кем бы я ни родился, пусть даже в теле животного, я прошу Тебя – позволь мне служить Твоим лотосным стопам».

 

Брахма сказал: «Ты любимый сын Нанды Махараджа. Некоторые могут обладать теоретическими знаниями и все равно оставаться очень глупыми. Кто может понять полные любви отношения между Тобой и Твоими дорогими сакхами? Кто может понять Враджа-мандалу?»

Шрила Гурудев привел всех в Шри Враджа-мандалу и теперь наблюдает: «За бхакти ли они пришли? Чего они хотят?»

Пока ребенок не заплачет, мама не прибежит к нему. Если мы всем удовлетворены, нет страстного желания, зачем тогда мы пришли сюда? В какое бы место Враджа-мандалы вы ни шли, искренне молитесь и плачьте. Не думайте: «Мадхуван, Бахулаван…. Когда завтрак и обед будут?» Вы приехали издалека, только чтобы набить живот?

Молитесь на парикраме каждому месту: «У меня нет вкуса к бхаджану и бхакти, и нет отношений с Богом. Однако я не хочу терять эту драгоценную жизнь. Пожалуйста, будь милостиво ко мне». Молитесь и слушайте славу каждого места, просите: «Я пришел во Враджа-мандалу. Позвольте мне, покинув эту дхаму физически, каждый день возвращаться сюда мысленно и служить».

Шрила Гурудев зовет нас во Враджа-мандалу и дает нам шанс послужить здесь. Как мы можем делать это? Махапрабху дает наставление: «врадже радха-кришна манаси карибе – мысленно служи Радхе и Кришне во Врадже».

Шьямананда Прабху получил от Дживы Госвами все трансцендентное знание. Позже он обратился к нему: «Я все услышал, но у меня нет осознания и настроения».

Джива Госвами ответил: «Ты не практикуешь». Он дал указание Шьямананде Прабху каждый день перед рассветом подметать дорожки Враджа. Этим он обрел милость Шримати Радхарани.

Однако мы не приходим во Враджа-мандалу и не служим здесь. Нам необходимо непрерывно, вместе с враджаваси служить во Враджа-мандале лотосным стопам Кришны. Если мы не разовьем эти отношения, другие люди украдут наше служение и любовь, и тогда мы потеряем еще миллионы жизней.

Парикрама – это не лошадиные бега. Во время ежегодной парикрамы со Шрилой Гурудевом были прекрасные киртаны, молитвы и хари-катха. В каждом месте мы задерживались на какое-то время, Шрила Гурудев предлагал свои поклоны каждому деревцу и обнимал их. Иногда он катался по земле и плакал, умащая пылью свое тело. Шрила Джанардана Махарадж был уже в преклонном возрасте и немного грузный, но и он катался в пыли и рыдал. Это не дешевые подражания сахаджиев! Наше тело очистится, касаясь пыли Враджа. Это настоящая помощь. Парикрама будет успешной, если мы стремимся получить трансцендентный нектар священной пыли Враджа.

Оскорблением будет прийти во Враджа-мандалу, как туристы, приехавшие в отпуск. Многие туристы путешествуют в экзотические места по всему миру, да и многие паломники отправляются в святые места, но они молят Бога только о хлебе с маслом.

Мы пришли во Враджа-мандалу, но сколько сладости и отношений появилось в наших сердцах? Постарайтесь ежедневно памятовать славу этих мест. Приходите в каждое место игр, тщательно убирая его и устраивая особое сидение для Шри Гуру и Господа. Совершайте киртан, старательно служите нашей гуру-варге и молитесь Шриле Гурудеву: «Пожалуйста, прими меня и дай мне служение!»

ВраджКак кто-то сможет контролировать свой ум, не практикуя манаси-севу? Можете попробовать, облачившись во много духовных одежд, укротить его. Однако как вы сможете сделать это, если ум всюду блуждает, а чувства постоянно жаждут удовольствий?

Мы пришли во Враджа-мандалу, вечную обитель Господа. Сюда нужно приходить каждый день и начинать свое служение. Тогда однажды в наше сердце упадет капля нектара этой трансцендентной любви, и тогда ум будет естественным образом сконцентрирован.

В ранние годы Шрила Гурудев в каждом месте часами рассказывал хари-катху. Все это не потеряно. Я памятую только его хари-катху.

Шриле Гурудеву невыносимо видеть, когда люди превращают Враджа-мандалу в место для отдыха и развлечений. Это неблагоприятно для бхакти. Когда-нибудь, спустя миллионы жизней, проведенных в блужданиях, мы поймем. Однажды наши жизни изменятся благодаря молитвам Гурудеву и Враджа-мандале.

Гурудев Во ВраджеВо время парикрамы Шрила Гурудев всегда был погружен в хари-киртан и хари-катху, плача и проявляя признаки экстаза. Иногда он был без чувств. Мы массировали его руки и стопы, и постепенно он приходил в себя.

Брахмачари собирали на бикше пахту, роти и гур.

Иногда один брахмачари массировал его стопы, а другой укладывал его голову себе на колени – и так Гурудев отдыхал. У всех  во Врадже были с ним очень сладостные и сердечные отношения. Куда бы Шрила Гурудев ни отправлялся, все враджаваси с глубокой любовью оказывали ему почтение. В любом доме во Враджа-мандале вы увидите, как его вспоминают с нежным чувством.

Если мы желаем любви и отношений с Кришной и враджаваси, Врадж примет нас.

Во всем мире люди жаждут только чувственного наслаждения. Священники, министры, так называемые святые и государственные чиновники только потворствуют разгулу чувственных услад. И что в результате? Мы не боремся за то, чтобы воспевать харинаму, и не скорбим: «Увы, я не повторил свои круги сегодня!» Мы не плачем по хари-катхе. Какие министры помогут нам обрести это настроение? Если наше желание – обрести чистую бхакти, тогда Враджа-мандала и расика Вайшнавы станут нашими дорогими покровителями.

Когда бы мы ни встречались, нужно всегда обсуждать славу Шрилы Гурудева. Мы должны сосредоточиться на том, чтобы больше времени уделять нама-санкиртане и хари-катхе, а также обсуждать общие организационные вопросы с любовью. Без любви к харинаме и хари-катхе все преданные станут сухими, их будет носить ветром повсюду, как песчинки.

 

бхактир эваинам наяти бхактир эваинам даршаяти

бхакти-васах пурушо бхактир эва бхуяси

(Матхара-шрути)

 

«Только благодаря беспримесной бхагавад-бхакти живые существа приходят к Бхагавану, получают Его общение и вечно служат Ему. Господа можно покорить только чистой, бескорыстной любовью. Безусловно, эта бхагавад-бхакти самая возвышенная и могущественная».

 

Бхакти приводит человека к Богу и дает правильное видение, благодаря которому можно отличить хорошее от плохого. Сам Господь покоряется чистой любовью. Яшода Мата способна контролировать Кришну силой своей глубокой любви. Но разве можно покорить Кришну какими-то мирскими собраниями? Ведь встречаются сердцами!

Те, кому нравятся правила и предписания бхакти, должны больше времени уделять киртану и хари-катхе.

У Брахмы было четыре головы, но несмотря на это, он был введен в заблуждение. Начав свое паломничество, он склонил свои головы в Дана-гаде, Виласа-гаде, Мана-гаде и Бан-гаде. На Варшане Брахма умастил свою голову пылью с лотосных стоп враджадеви и Шримати Радхарани. Вара означает «благословение», а шана — «проливать». Варшана – это место, где можно обрести все трансцендентные благословения. Но сейчас мы думаем, что у нас больше мозгов, чем у Брахмы. Мы думаем: «Я буду всеми повелевать. Я организую много собраний, и все будут у меня под контролем».

Если мы далеки друг от друга, нет взаимной любви, это не настоящая встреча. Настоящая встреча означает собраться вместе. Цель нашей враты – собраться вместе и использовать все свое время, тело, ум и чувства для бхакти. Все мы с большой любовью относимся к Шриле Бхактиведанте Свами Махараджу, Шриле Бхактиведанте Нараяне Госвами Махараджу и нашей гуру-варге. Мы пришли к ним, и они никогда не выгонят нас.

Брахма совершил парикраму, он был во всех местах Враджа-мандалы. Нам нужно идти в эти места и стараться следовать этой Враджа-мандала-парикраме надлежащим образом. Тогда Кришна, Шримати Радхарани и Шрила Гурудев будут очень довольны нами.

Однажды в Маяпуре Парам-гурудев слушал хари-катху Шрилы Гурудева о славе Враджа-мандалы и враджадеви. Там присутствовали Бхакти ШриРупа Сиддханти Махарадж и другие ученики Шрилы Прабхупады. Они были так счастливы, услышав это прославление, что начали стоя аплодировать Шриле Гурудеву. Нужно прикладывать свои усилия для организации именно таких собраний – ради хари-катхи.

Шрила Гурудев написал так много книг, а сколько из них мы прочитали? Что мы переняли из его настроения? Разве можно приблизиться к гуру-варге без следования их наставлениям? Если мы правильно следуем этой врате, благословения Шрилы Гурудев охладят наши сердца, горящие в огне разлуки. Мы должны очень искренне молиться Шриле Гурудеву. Пыль с его лотосных стоп всюду во Враджа-мандале. Если мы молимся ему, тогда его милость придет, и мы станем очень смиренными.

Самое важное наставление Шрилы Гурудева – «враджа радха-кришна манаси карибе». Это самое важное учение. Наше бхакти никогда не разовьется без служения в уме Враджа-мандале, враджаваси и Радхе-Кришне. Кришна и Шримати Радхарани будут безмерно счастливы, если мы каждый день в уме посещаем Враджа-мандалу и служим там.

Жены матхурских брахманов обрели милость Кришны. Их мужья совершали поклонение и проводили ягьи по всем правилам, но без любви. Однако жены брахманов думали: «Наши жизни бессмысленны. Враджадеви служат Кришне и кормят Его с такой любовью, и Кришна каждый день принимает их служение. Когда же враджадеви прольют на нас свою милость, чтобы Кришна и от нас что-нибудь принял?»

И однажды Кришна пришел и принял их маха-прасад. С того дня по Его милости они прославились на весь мир. В процессе памятования, служения и молитв очень легко придет бхакти. Не нужно никаких тяжелых практик. Просто памятуйте враджаваси и враджадеви, молитесь об их милости. Шрила Гурудев всегда говорил об этом. Всю Картика-врату будьте очень сильными и целеустремленными. Таким образом вы сможете собрать милость Шрилы Гурудева и Шримати Радхарани. Если кто-то попытается вас побеспокоить, просто закройте глаза и повторяйте: «Харибол! Джай Шрила Гурудев! Джай Шри Радхе!»

 

Статья Шрипада Премананды Прабху, записанная его секретарем

 


[1] Эта концепция является ложной, так как истинный гуру таттва дарши, тот, кто обладает трансцендентным знанием, а не обширными познаниями из книг. Истинный преемник не будет считать учеников своей собственностью, он будет помогать развивать отношения с их гуру (объяснение редакторов сайта bhaktabandhav.com).

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями!:

Куратор сайта. Блогер

Оцените автора
Бхакта Бандхав Друг Каждого
Добавить комментарий