Шрила Ачарья Кешари досконально исследовал историю имперсонализма (майявады) с периода Сатья-юги и до нынешнего века Кали, и оставил нам общее описание истории майявады. Учёные-философы пришли к выводу, что доктрина Шанкарачарьи о нирвишеш-кеваладвайта-ваде (полном, лишенном разнообразия единстве) отличается от учения адвайтавады, существовавшего до него. Адвайта-вада до Шанкарачарьи была ведической: описания ее можно найти в Ведах и Упанишадах.

В ведических шастрах говорится, что аупанишадик-Брахман (Высшую Истину, описанную в Упанишадах) нельзя назвать лишенным энергий или духовных качеств. Там говорится также, что этот мир бренен, но не ложен. Шукадев Госвами и четыре Кумара, во главе с Санакой и Санатаной, вначале были погружены в медитацию на этот ниргуна-Брахман (Брахман, не имеющий качеств). Однако этот Брахман не был «чем-то неизъяснимым с характерной особенностью одновременного бытия и небытия». Позже по милости чистых вайшнавов они утвердились в шуддха-бхакти.

Гьяна-йога четырёх Кумаров была в какой-то степени неблагоприятной для шуддха-бхакти, поэтому их отец, Брахма-джи, молился Шри Бхагавану, и Тот пришёл в этот мир в образе лебедя (Хансааватара) и дал Кумарам наставления о бхакти-йоге. Это описывается в Седьмой Песни «Шримад-Бхагаватам». Шри Шукадев Госвами, который вначале был приверженцем безличной Высшей Истины (ниргуна-Брахмана), вошёл в царство шуддха-бхакти по милости Шри Вьясадева, шактьявеша-аватары Бхагавана (воплощения Бога, наделённого особыми полномочиями). Шри Шукадев Госвами сам говорит об этом в Первой Песни «Шримад-Бхагаватам».

Адвайта-вада в Сатья-югу

В своём комментарии к «Брахма-сутре» (3.2.17) Шри Шанкарачарья приводит в качестве свидетельства диалог между Бадхвой и Васкали. Васкали — это известный адвайтавади в Сатья-югу, а Бадхва — его Гуру. Васкали был сыном Анухлада, а тот, в свою очередь, — сыном Хираньякашипу; Васкали, как и Хираньякашипу, отличался небывалой демоничностью. История имперсонализма в разные юги знает много таких примеров. Все эти «выдающиеся» демоны исповедовали либо адвайтаваду, либо майяваду. Это говорит о том, что учение имперсонализма особо почитается в обществе демонов.

Беспристрастные и мягкосердечные мудрецы, которые следовали вначале учению адвайтавады, обретали спасение от смертельной западни майявады и очищали свои сердца по милости различных воплощений Бхагавана. Но жестокосердные демоны, которые слепо, фанатически верят в суждения, противоречащие шастрам, не могли постичь бхакти-таттву. Поэтому, чтобы защитить достоинство бхакти-таттвы, приходившие в этот мир воплощения Бхагавана уничтожали демонов.

Так, Шри Ваманадев появился во время зловещего жертвоприношения, которое совершал демон Васкали (или Васкала) и убил его, тем самым даровав ему освобождение.

Эволюция нирвишеш-адвайта-вады в Третью-югу

Васиштха

Шри Васиштха Муни считается главным ачарьей адвайтавады в Трета-югу. Он занимал положение священнослужителя династии царей сурья-вамши (идущей от бога Солнца). Никто не может спорить с тем, что он был брахма-гьяни, и его «Йога-васиштха Рамаяна» является неопровержимым тому свидетельством.

Брахмавади Васиштха Муни давал своим ученикам знание о лишенном разнообразия Брахмане. Бхагавану Шри Рамачандре было больно видеть, как его семейный священнослужитель блуждает в «дебрях» брахмавады, и поэтому Он милостиво вызволил его оттуда. С тех пор Васиштха Муни посвятил себя служению Господу Рамачандре.

Равана

Равана был главой династии ракшасов (демонов) и сыном Вишравы Риши, который, в свою очередь, был сыном Пуластьи Риши. Вишрава Риши жил в Брахма-варте, но однажды на пять дней он остановился на Ланке, где женился на дочери ракшаса. У этой ракшаси родился Равана, ставший таким образом наполовину риши, наполовину ракшасом.

Равану вполне можно назвать адвайтавади, поскольку ведущие философы в преемственности Шанкарачарьи считают его первым комментатором монистической адвайта-сиддханты. В «Ланкаватара-сутре» буддистской сампрадаи тоже говорится, что Равана был известным адвайтавади и шуньявади-риши. Это ещё раз показывает родство адвайтавады и шуньявады.

Майявади хотят лишить Брахман энергии, чтобы утвердить тезис о том, что Высшая Истина не имеет энергий.

Равана пытался украсть Ситу-деви, вечную энергию Парабрахмы Шри Рамачандры. За это оскорбление великий преданный Рамы Хануман нанёс по сердцу Раваны могучий удар оружием бхакти-сиддханты и тем самым уничтожил его адвайта-гьяну. Когда Равана потерял сознание и рухнул наземь, Шри Рамачандра Своей меткой стрелой веда-дхвани («звук Вед») отсек десять голов Раваны, олицетворявших десять принципов нирваны. Таков внутренний смысл спасения Раваны.

Адвайта-вада и ее видоизменения в Двапара-югу

Шри Шукадев Госвами

Шукадева ГосвамиШри Шукадев Госвами был сыном Шри Кришны-двайпаяны Ведавьясы и Витики-деви, дочери Джавали Риши. Шукадев оставался во чреве матери двенадцать лет, до тех пор, пока отец не попросил его избавить мать от этого бремени. Выйдя из лона матери, он был уже освобождённой душой.

В «Шримад-Бхагаватам» и «Брахма-вайварта-пуране» подробно рассказывается история о рождении Шри Шукадева Госвами. С самого рождения он был сосредоточен на ниргуна-Брахмане, но по милости шактьявеша-аватары Шри Ведавьяса он стал великим расика- и бхавука-бхактой. Шукадев Госвами поведал «Шримад-Бхагаватам» Махарадже Парикшиту, который из-за проклятия должен был умереть через семь дней. Хотя Шукадев Госвами был брахма-гьяни, по милости Шрилы Вьясадева он осознал превосходство сладостных лил Бхагавана, которого прославляют изысканной поэзией, и стал приверженцем шуддха-бхакти. Он передал учение «Шримад-Бхагаватам» исполненному веры царю Парикшиту, ибо понимал, что высшее благо для джив заключается в слушании и пересказывании «Шримад-Бхагаватам» — писания, повествующего о сладостных расика-лилах Сваям Бхагавана Шри Кришны.

Шукадев Госвами не стал учить Махараджу Парикшита брахма-гьяне, поскольку брахма-гьяна не может даровать дживе полное благо. Шри Шукадев Госвами сам говорит об этом в «Шримад-Бхагаватам» (2.1.9):

париништхито ‘пи наиргунйе уттамах-шлока-лилайа

грихита-чета раджарше акхйанам йад адхитаван

 «О святой царь, хотя я уже всецело пребывал на трансцендентном уровне, меня привлекли повествования об играх Шри Кришны, воспетого в возвышенных стихах».

Камса

Кришна И КамсаКамса родился из лона Падмы, жены Махараджа Уграсены, но от семени дайтьи (демона) по имени Друмила. Свой демонический нрав Камса унаследовал от царя ракшасов Друмилы, и в нем не было ничего от Махараджа Уграсены, отличавшегося божественностью характера. Камса заточил Махараджа Уграсену в темницу и объявил себя царём. Двоюродная сестра Камсы, Деваки, вышла замуж за Васудева, и во время их свадьбы божественный голос с небес изрёк, что восьмой сын Деваки убьёт Камсу. Желая воспрепятствовать предсказанию, безбожный Камса бросился на Деваки и хотел ее убить, но ему не удалось это сделать, и тогда, поразмыслив, он решил заточить Деваки и Васудева в темницу. Он думал: «Как только Бхагаван появится здесь в образе сына Деваки, я расправлюсь с Ним».

Майявади не признают образ Бхагавана, поскольку считают Брахман безличным. Их теория заключается в том, что появление тела или формы — это действие майи, и когда дхарма невежества уничтожается, приходит состояние мокши (освобождения).

Камса придерживался такого же мнения: «Бхагаван Шри Вишну (Кришначандра) хочет родиться здесь в материальном теле, поэтому я с легкостью убью его». Камса не понимал, что всё духовное неподвластно влиянию материи, например, материальным чувствам. Он ничего не смог сделать с Кришной. Наоборот, Бхагаван Шри Кришна убил Камсу и его приспешников — Путану, Агхасура, Бакасура, Тринаварту и Праламбасура — и тем самым провозгласил исключительность Своего трансцендентного образа, имеющего особые качества.

Тхакур Бхактивинод в четвертой главе своей книги «Шри Кришна-самхита» называет Камсу и Праламбасура скрытыми буддистами и майявади. Уничтожив этих демонов, Кришна и Баладев спасли джив от всепожирающей пасти безбожной майявады.

деваким агрихит камса настикйа-бхагиним сатим

праламбо дживачаурасту шуддхена шаурина хатах

камсена прерито душтах праччханна бауддхарупадхрик

«Шри Кришна-самхита»

«Васудев женился на сестре Камсы, олицетворявшего собой безбожие. А злонравный Праламбасур был олицетворением майявады, или скрытого буддизма. Шри Баладев убил этого грабителя душ, посланного Камсой».

В этом стихе слово джива-чор (грабитель душ) имеет особое значение. Буддисты, как и майявади, тоже считают, что Брахман становится дживой из-за влияния невежества; другими словами, когда Брахман покрывается невежеством, он проявляется как джива. Эта попытка уничтожить форму является самым настоящим грабительством (чорой).

Демоны по своей природе склонны уничтожать индивидуальность, и тем самым они «обкрадывают» дживу, лишая её самого существования. Вот почему майявади и атеисты называются джива-чорами.

Кришна и Баладев восстановили в Двапара-югу вайшнава-дхарму, уничтожив философию адвайтавады.

(из книги «АЧАРЬЯ КЕШАРИ ШРИ ШРИМАД БХАКТИПРАГЬЯНА КЕШАВА ГОСВАМИ. Его   жизнь и учение»)

 

 

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить