Если я позову “Кришна Кришна”, Кришна не придет. Но если Харе Кришна – “О Харе, Ты позови Кришну, позаботься обо мне! Ты дай мне шакти!”, тогда Он придет. У меня самого нет силы призвать Кришну, поэтому Он не услышит меня.
В Патне была большая семидневная программа, Гаудия-вайшнавы проповедовали повсюду: в университетах, муниципалитете, святых местах. Гурудев служил в Патне и посещал эти программы. Он спросил у Нароттамананды Прабху:
– Значит, вы воспеваете не Рама, а Харе Рама? Почему? В Бихаре считают, что Харе Рама означает Сита-Рама. Они называют это рама-расой и говорят, что без рама-расы, без соли, все будет невкусно. Но я не согласен с этим.
Нароттамананда Прабху подтвердил:
– Да, Харе Рама – это не рама-раса! Харе (Радхарани) – рамаятити рама – вместе с Кришной придет в сердце дживы. Она подарит дживе сварупа-сиддхи и вечное духовное тело, в котором джива сможет служить. Рамаятити рама, Радхарани, сварупа-шакти, примет и приведет Кришну. Радха-раман Кришна всегда неразлучен с Радхарани. Например, Вишну находится повсюду, но если вы спросите, кто такой Вишну, Он скажет: “Это Радхарани!” – “Почему? Разве Ты не Вишну?” – “Нет, Я везде, но Она в каждой частичке Меня. Поэтому Она и есть Вишну. Я нахожусь в Ее сердце, но кто в Моем? Шримати Радхарани. Так кто же на самом деле велик? Я повсюду, но Радхарани во Мне”. Рамаятити рама, Радхарани, в каждой частичке Кришны. Эта шакти Рамана-бихари придет в сердце дживы, чтобы дать сварупа-сиддхи. “Харе Кришна” очищает сердце дживы, а “Харе Рама” помогает обрести сварупа-сиддхи. Благодаря повторению “Харе Рама” приходит Рамана-бихари, и далее начинается обучение в Сева-кундже.
Для того чтобы дать сварупа-сиддхи, Шрила Гурудев открыл Сева-кунджу, центр для служения Радха-раману. Рамана-бихари сева пракалпа.
Почему Парам-гурудев назвал его Бхакта-бандхав? Потому что он связывает всех с помощью бхакти. “В твоем сердце есть бхакти, и ее силой ты можешь привлечь сердца всех и держать их при себе, – пояснил он. – Однажды придя к тебе, никто не сможет уже уйти, поскольку ты даришь всем бхакти-расу. Таких, как ты, кто свободно раздает бхакти-расу, не найти. Ты не бандху (друг для кого-то одного), ты бандхав – друг всех. Ты помогаешь всем душам”.
ям правраджантам анупетам апета-критьям
дваипаяно вираха-катара аджухава
путрети тан-маятая тараво ‘бхинедус
там сарва-бхута-хридаям муним анато ‘сми
(Шримад-Бхагаватам, 1.2.2)
[Я предлагаю пранамы Шри Шукадеве Госвами, способному войти в сердце каждого. Когда он покинул дом, не пройдя очищающих обрядов (таких как принятие священного шнура), Его отец Вьяса воскликнул: «О мой сын!», но лишь деревья, будто снедаемые той же болью разлуки, эхом вторили его зову.]
Вьясадева предлагает пранамы Шукадеве Госвами: “О Шука! Ты присутствуешь в сердце каждой дживы, ты повсюду!” Почему он предлагает пранамы своему сыну и ученику? “Кришна, Параматма, пребывает в сердцах всех. И ты также присутствуешь в сердце каждого, – говорит он. – Ты раздаешь всем нигама-калпа-тарор… расам алаям. Все пьют этот особый напиток – расам алаям, и забывают о сне, еде, питье”.
Как Вьясадева прославлял Шукадеву Госвами, подобным образом и Парам-гурудев называл Гурудева Бхакта-бандхавом, поскольку всем, кто бы ни пришел к нему: карми, йоги, бхоги, майявади, он раздавал враджа-расу, бхакти-расу. Во всех лекциях, куда бы он ни отправился, он всегда прославлял враджа-деви. Без прославления Враджа-мандалы он не заканчивал ни одну лекцию! Личности, так щедро раздающей бхакти-расу, не было в прошлом, нет в настоящем и не будет в будущем. Любой, кто будет памятовать Гурудева, бхакта-бандхава, кто просто увидит его, встретится с ним, послушает о его славе, обретет враджа-расу.
Враджа-раса
Однажды во время Картики в матхурском храме Гурудев рассказывал Парам-гурудеву дамодара-лилу в его бхаджана-кутире. Парам-гурудев сидел на кровати, а Гурудев – внизу, на полу. Гурудев сказал:
– Яшода-мата с утра до вечера пыталась связать Кришну, но все равно веревки не хватало на два пальца. Она молилась Господу Нараяне, умоляя Его пролить Свою милость. Кришна посмотрел: мама весь день трудится в поте лица, плачет, и тогда позволил связать Себя.
Потом Гурудев рассказал, как вечером Рохини-мата уговаривать Кришну вернуться к Яшоде. Сначала к нему подошел Баладева Прабху: “Пойдешь к маме?” – “Не пойду, – сказал Кришна и оттолкнул Баладеву Прабху. – Где вы все были, когда мама Меня связывала? Я целый день не ел и не пил, только плакал, и никто Мне не помогал, а сейчас все пришли. Зачем вы пришли? Нет, никуда я не пойду”.
Рохини-мата спросила у Него:
– А что Ты будешь кушать? – Ладду. – А что будешь пить? – Коровье молоко. – А где же Ты будешь спать? – С Нандой Бабой. – И что, к маме не пойдешь? – Нет, не пойду. – Точно не пойдешь? – Не пойду.
Тогда Рохини сказала:
– Хорошо. Но знаешь, если Ты сейчас не пойдешь, Яшода-маийя оставит тело…
Этого Кришна не смог стерпеть. Пронзительно закричав: “О маийя, маийя, маийя!”, Он запрыгнул Рохини-маийе на руки, и она отнесла Его к Яшоде.
За это время Яшода-мата настолько иссохла, что стала похожа на безжизненную статую. Взяв Кришну на руки, она начала рыдать, орошая Его слезами. Молоко обильно текло у нее из груди. Почему? Весь день она не кормила Его.
Парам-гурудев плакал от того, насколько Кришна милостив, а потом упал с кровати без чувств. На его теле проявились испарина и другие саттвика-викары. “О, что же делать?” – подумал Гурудев. Он стал обмахивать своего божественного учителя, но тот не приходил в себя, только плакал. Наконец, спустя продолжительное время, Парам-гурудев пришел в чувство.
“Я встретился с враджаваси. Ты дал мне вражда-расу и будешь раздавать ее повсюду. Ты бхакта-бандхав! Благодаря своей бхакти ты станешь для всех лучшим другом”, – воскликнул он.
Гурудев не раскрывал этого. Например, когда Свами Махараджа стали называть Прабхупадой, его начали критиковать: один Прабхупада, потом следующий Прабхупада. Поэтому Гурудев сказал: “При жизни не называйте меня бхакта-бандхав, иначе много санньяси, ачарий, гуру будут критиковать: “О, разве он единственный бхакта-бандхав? Разве никто кроме него не помогает?”
Парам-гурудев именно его наградил этим титулом. Без бхакти-расы невозможно привлечь к себе ни одно живое существо. Яшода-мата пыталась связать Кришну, но у нее получилось только после того, как она предалась. Только те личности, которые обладают любовью к Богу, могут вызволить обусловленные души из плена майи и привести к Богу, Парамартхе. Например, можно всячески стараться удержать сотрудников в компании: платить им высокую зарплату, обещать хорошую пенсию, но никто не пойдет туда работать. Однако кто сможет уйти из компании, где раздают враджа-расу? Люди миллионы лет пьянеют от расы Майя-деви. Кто же напоит их враджа-расой, бхакти-расой?
Как-то раз на собрании в Маяпуре во время Навадвипа-парикрамы, в Чайтанья Матхе, у самадхи Прабхупады, присутствовали Парам-гурудев, Бхакти Хридой Бон Махарадж, Бхарати Вилас Тиртха Махарадж, Бхакти Ракшак Шридхардев Госвами Махарадж. На этом собрании дали слово Гурудеву. Он показал превосходство враджа-бхакти, объяснив, что только благодаря враджа-расе можно забыть майя-расу. Дас Госвами говорил, что живые существа омываются в майя-расе – обжигающей ослиной моче, которая приносит одни страдания. Только омывшись в бхакти-расе, можно получить враджа-прему, враджа-бхакти и враджа-васу. Все Вайшнавы одобрили выступление Шрилы Гурудева громкими аплодисментами и щедро одарили его своими благословениями. После того собрания повсюду стали говорить, что теперь линия Прабхупады несомненно будет продолжаться.
Гурудев — вечный враджаваси
На встрече, посвященной 500-летию со дня явления Махапрабху, была большая программа, на которой присутствовали Бхакти Кусум Шанта Махарадж, Бхакти Дживан Джанардана Махарадж, Бхакти Бхудев Шроти Махарадж, Бхакти Алок Парамахамса Махарадж. В тот год меня позвал Гурудев (долгое время я никуда не выезжал из Матхуры). Матхураваси приготовили прасад для всех Гаудия-вайшнавов. В Шридхар-ангане, где расположен Чайтанья Матх, собрались Вайшнавы со всех Гаудия Матхов. Мы выкопали две большие кунды (ямы) для кичри и кхира. Прасада было так много, что его раздавали ведрами. Гурудев распространял враджа-бхакти, према-расу, бхакти-расу. Все духовные братья прославляли Парам-гурудева.
Гурудев в то время предпочитал оставаться в тени, скрывал себя. Почему? Махапрабху также скрывал Себя, но однажды Его слава проявилась. Такой личности, как Гурудев, невозможно было долго оставаться в тени! Махапрабху и гуру-варга повсюду непрерывно распространяют его славу. Скоро все это осознают, встретятся с Гурудевом и поймут его особенные качества. Сейчас его ученики разбежались кто куда, они не знают, что кроме бхакти-расы все остальное бесполезно. Никто не говорит о славе Гурудева.
Враджаваси обладают любовью к Кришне, а у дваракаваси и матхураваси ее нет, их любовь – это одно название. Гурудев – вечный враджаваси.
Во время Навадвипа-парикрамы Парам-гурудев перед всеми прославил и объяснил имя «Бхакта-бандхав». Каждый год на один-два месяца он приезжал в Матхуру и слушал от Гурудева «Шримад-Бхагаватам», «Нарада-бхакти сутру», «Шандилья-бхакти-сутру», «Нарада-панчаратру», «Хамсадуту», «Лалита-мадхаву», «Видагдха-мадхаву», «Дана-кели каумуди», все грантхи Госвами. По его поручению Гурудев в первую очередь начал публиковать грантхи Госвами. Без раса-майи-бхакти все остальное будет сухим.
Расу Майи-деви можно сравнить с корнями дерева. Мы видим только дерево, но его корни распространяются на многие километры под землей. Подобным образом Майя-деви пускает свои корни в дживу, иссушает ее настолько, что больше ничего не может вырасти. Гурудев привел пример: баньяновое дерево не сможет жить, если отрезать его корни, но если остался хотя бы один корешок, после дождя он начнет прорастать. Или другой пример: бамбук или трава куш могут сгореть в огне, но после дождя они снова станут зелеными!
Так происходит и с нашей бхакти. Враты и тапасьи (аскезы) бесполезны.
Наживки гуру-варги
Можно в шутку сказать: «Гиридхари – негодяй! Что он делает ночью, куда ходит?» Если он ответит: «Здесь все негодяи! Ночью я сплю, посапываю, а меня обвиняют в том, что я куда-то хожу!», тогда он оставит путь бхакти. Почему? Потому что от Майи-деви остались корешки. Но если будет бхакти-раса, враджа-раса, он воспримет это как шутку. Враджаваси постоянно шутят, и Кришна шутит. И Гурудев все время шутил, столько людям говорил! Но поскольку простые люди понимали все буквально, они не могли воспринять его шутки и думали: «О, Гурудев не любит меня и обижает перед всеми».
На самом деле это не так – он любит.
Однажды Кришна подшутил над Рукмини в Двараке, так она затряслась и упала, как баньяновое дерево. Однако когда Кришна шутил с враджаваси, Он им говорил одно слово, а они ему в ответ десять. Гурудев – сам враджаваси, и в своих лекциях всегда рассказывал о враджаваси. Бхакта-бандхав Гурудев связывает нас бхакти-расой и держит у своих лотосных стоп. Благодаря этому мы не побежим за расой Майи-деви, не прыгнем снова в ее объятия.
Гурудев много раз рассказывал историю о рыбаке, который поймал большую рыбу. Она съела приманку и стала уплывать – рыбак, не в силах вытащить ее, стал отпускать ее, чтобы она немного поплавала, а потом снова тянуть… И так до тех пор, пока рыба не выдохлась.
Гуру-варга дала нам “наживку” в виде враджа-расы, так куда мы теперь уйдем? Долго ли будем бегать по полю майи? Только устанете от этого, а бхакти-раса будет дергать вас за «поводок», тянуть к себе. Тогда ваши чувства перестанут работать на майю, и вы придете к бхакти. Все ваши попытки сбежать будут безуспешны. Майя-деви может все вам дать, но вы уже никогда не получите счастье от ее подарков. Гурудев сказал: «Я буду раздавать всем бхакти-расу независимо от того, достоин человек или нет».
Увидеть тимингил
Однажды во время западного тура Гурудев уплыл от берега на яхте на шесть километров в открытый океан, чтобы увидеть тимингил. Один так называемый санньяси стал подтрунивать над ним: «О, этот садху, маха-бхагавата, парамахамса поплыл на яхте на шесть километров, чтобы увидеть тимингил!»
– Глупец! – ответил я ему. – Он поплывет к тимингилам, пойдет к змеям и рыбам – и всем раздаст харинаму, харикатху, враджа-расу и враджа-бхакти, а ты будешь смотреть на тимингилу – и сам станешь тимингилой.
Когда Гурудев приехал после первого западного тура, из Англии, один так называемый севак начал хвастаться: «Я обучил Гурудева английскому! Он заговорил на нем, только когда я его обучил».
Я сказал ему:
– Увы, увы… Ты сегодня ножом перерезал себе глотку или бензин на себя налил и спичку бросил! Почему ты считаешь себя таким великим? Почему думаешь, что обучил Гурудева английскому? Негодяй!
Несколько дней назад он приходил сюда встретиться со мной, и я спросил его:
– Гурудев принял твою севу, дал тебе свое общение? Хорошо. Приходи сюда, здесь тебе не нужен английский. Я не говорю на хорошем английском и не знаю, как правильно строить предложения, но, так или иначе, я что-то говорю. Почему же ты слушаешь? Хорошо, давай я буду говорить на хинди, на бенгали, а ты будешь переводить.
После ухода Свами Прабхупады многие его ученики приходили ко мне. Я предлагал им: «Может, мне говорить на хинди или бенгали, а вы будете переводить?», но они отвечали: «Нет, все, что вы скажете на английском, будет хорошо».
На каком бы языке ни говорили представители гуру-варги, их слова обладают особым могуществом. Они войдут в сердце и создадут там прекрасный сад. Даже слепой и глухой поймет этот язык. У каждой нации свой язык. У животных тоже свой язык, но это все ничто – на самом деле язык один. На каком языке корова выражает свою любовь? Как птичка заботится о своем птенце?
аджата-пакша ива матарам кхагах
станьям ятха ватсатарах кшудхартах
приям прийева вьюшитам вишанна
мано ‘равиндакша дидрикшате твам
(Шримад-Бхагаватам, 6.11.26)
[О лотосоокий Господь, как неоперившиеся птенцы ждут, когда их мать прилетит к ним с кормом, как телята нетерпеливо ждут, когда их наконец отвяжут и позволят напиться материнского молока, или как истосковавшаяся жена, чей муж находится вдали от дома, ждет, когда он вернется и приласкает ее, так и я томлюсь, ожидая возможности лично служить Тебе.]
Гурудев всегда приводил эту шлоку, когда давал хари-катху о Вритрасуре. Влюбленные думают друг о друге без остановки на работе, во сне… Если вы разовьете отношения с Богом, разве вы сможете забыть Его? Вы обретете эти отношения благодаря любви – и это называется расой, вкусом. Это очень тонко, с помощью аскез и медитаций вы не сможете получить эту расу. Как эта любовь придет к дживе? От природы она уже есть у нее. Это джива-сварупа-сатта. Все дживы имеют ее, но не знают, как правильно использовать.
Гурудев разрушал мирское сознание, открывал вашу сварупу, показывал, кто вы и какова цель вашей жизни. Тот, кто будет памятовать его, никогда не отдалится от Враджа-бхуми, враджаваси и враджа-бхакти. Поэтому все мы удачливы. Не думайте, что Гурудева нет. Начните распространять и памятовать его славу, тогда увидите, с вами Гурудев или нет.
Поэтому я прошу всех быть очень серьезными.
Я помню, уже после ухода Гурудева, в Гаура-пурниму, преданные задавали мне тысячи вопросов. Я молился: «Гурудев, это твои детки, ты дай им ответ».
Сейчас необходимо повсюду распространять его славу. Когда его биография разойдется по всему миру, дживы поймут истину, а если нет, то пойдут неверным путем: к йоги, бхоги, карми, гьяни, и будут попусту терять свое время. Но Гурудев возвращает назад – это истина. Прабхупада Сарасвати Тхакур сказал: “Я сто раз приму рождение [ради своих учеников]”, а Гурудев сказал: “Куда бы вы ни отправились, я всегда буду рядом с вами”. Особенно он мне говорил: “Ты оставишь тело, станешь приведением, но я тебя позову и приведу к себе. Если ты заболеешь, я возьму тебя на повозку и повезу с собой на парикраму. Я никогда не брошу тебя”.
Почему он так говорил? Он очень милостив. Когда Гурудев поехал в Сундарван, он набирал там брахмачари, но не давал им дикшу – всех приводил в храм и говорил: “Вы мои паракия ученики, не свакия. Для меня не имеет значения, где вы примете дикшу”. К Гурудеву приходили преданные из всех храмов.
Дикша – это не только церемония. Ее можно получить где угодно, но как она начнет работать? Это процесс, дикша происходит не в один день, и помогает в этом шикша-гуру. Такая личность не уступает по значимости дикша-гуру. Иначе, приняв мантру, но ничего не зная о ней и не имея вкуса, никогда не будете вспоминать ее. Кто вам поможет? В действительности Гурудев каждую секунду давал дикшу и всем помогал. Уже потом, в 1996 году, он начал давать дикша-посвящение, но нам говорил: “Не думайте, что вы не мои ученики”.
Разве возможно нам хотя бы на секунду забыть о его славе и уникальности? Разве возможно забыть наставления, которые он давал?
Перед его уходом мы целый год говорили о его славе во время утренних лекций, и в то время не закончили. Позже я подумал: “Во Вриндаване сейчас не так много беспокойств, несколько дней будут лекции, тогда какие-то реализации придут”. Но есть одно условие:
грамья-катха на шунибе, грамья-варта на кахибе
бхала на кхаибе ара бхала на парибе
амани манада хана кришна-нама сада ла’бе
врадже радха-кришна-сева манасе карибе
(Ч.-ч., Мадхья, 6.236-237)
«Не вовлекайся в мирские беседы, не прислушивайся к мирским разговорам. Всеми силами избегай мирского. Не вкушай изысканные блюда, принимай обычную пищу, пришедшую без особых усилий; не носи роскошные одежды. Всегда воспевай имя Кришны, воздавая почтение другим и не ожидая почтения к себе. Будь скромен, не стремись прославиться. Таким образом старайся всегда воспевать имя Кришны, а в сердце своем старайся служить Шри Шри Радхе и Кришне во Вриндаване.
В погоне за вкусной едой и напитками вы только взбудоражите ум и
не сможете воспринимать хари-катху, будете спать или спрячетесь в укромном месте. Благодаря слушанию хари-катхи к вам естественным образом придут гуру-бхакти, гуру-ништха и вкус к харинаме. Когда вы слушаете прославления Гурудева, это поможет памятовать его.
Фестиваль хари-катхи
Я знаю, что когда Прабхупада Сарасвати Тхакур ушел из этого мира, Парам-гурудев устроил большое собрание, которое длилось пять дней, а вираха-титхи – неделю. В честь Рамануджачарьи и Мадхавачарьи хари-катха продолжалась пятнадцать дней! Дни явления и ухода гуру-варги – это махотсав. Но разве этот фестиваль включает в себя только рис, халаву и пятьдесят шесть видов блюд? Нет! В первую очередь это фестиваль хари-катхи, наполненной прославлением гуру-варги. Прабхупада после ухода Бхактивиноды Тхакура приглашал на вираха-махотсав всех, даже абсолютно новых людей. “Сегодня я раздаю особую милость и благословения Бхактивиноды Тхакура”, – объяснял он.
Гурудева-махотсав – это не только танцы, пир и раздача подарков. Это не пир Крипалу Махараджа (президента Према-мандира), где раздают пять тысяч рупий, одежду и что-то еще. Вас действительно можно назвать учеником Гурудева, если на гурудева-махотсаве вы раздаете настоящий гуру-прасад. Поэтому я прошу всех немного прославить Гурудева, вспомнить о нем, пригласить его сюда… Он придет и будет раздавать свои сокровища. Конечно, цветы, украшения, прасадам, это хорошо, но только немного. Самое главное – это хари-катха, киртан-махотсав, хари-киртан, чтобы все преданные памятовали и слушали, молились, тогда автоматически сердце растает и слезы польются из глаз. Тогда поймете, что такое пашане кутибо матха анале пашибо гауранга гунера нидхи котха геле пабо (“Я разобью свою голову о камни и брошусь в огонь! Где мне найти Господа Гаурангу, воплощение всех замечательных качеств?”). Тогда поймете, что вы потеряли, а до тех пор все будет бесполезно.
Например, после смерти родителей дети начнут делить большое наследство, и в конце концов забудут мать и отца. Когда в сердце есть желание наслаждаться миром Майи-деви, вы будете думать: “Зачем Гурудев? Не надо Гурудева. Что он дает?” Однако когда осознаете, насколько Гурудев дорог вам, начнете плакать и спрашивать о нем. Сейчас находитесь в испражнениях майи: “О, какая мягкая, теплая постель! И так хорошо пахнет, и так сладко спать на ней…” Если вы поймете славу Гурудева, больше не захотите пирожных из испражнений, не будете их запекать и жарить, думать: “О, какие пирожки, ватрушки, пицца, тортики!”
Если вы вкусите нектар славы Гурудева, у вас пропадет вкус ко всему остальному. Просто немного подождите, осознание обязательно придет. Гурудев говорил мне: “Ты подожди, не оставляй эту линию. Следуй ей и однажды ты все поймешь”.
Я не хвастаюсь, я просто делюсь своей реализацией – у меня действительно пропал вкус ко всему остальному. Меня это не интересует, кто готовит и что раздают на прасаде. Достаточно хари-катхи, хари-киртана, харинамы и хари-севы.
Мне кажется, чем больше я памятую Гурудева… Однажды он меня не только за ухо потянет – он меня всего заберет, возьмет с собой…
Поэтому самое важное в жизни – гуру-бхакти и шастры. Но где это получить? В мире майи будет бхакти к жене, детям, мужу, родителям, к своему телу… Один брахмачари, немного заболев, начал думать: “О, у меня проказа, конец мне скоро придет!”
Сидит в печали, на лекции не приходит. Я спрашиваю у него:
– Почему ты не приходишь?
– А я рядом, в комнате сижу.
– Что же ты сидишь там?
Почему это происходит? Из-за сильной привязанности к телу. Болезнь пришла по карме, но если следовать бхакти, все пройдет.
Как долго у Санатаны Госвами все тело гнило? Махапрабху проверял, сколько людей любят его и почитают. В один прекрасный день Он сделал его тело цветом, подобным золоту. Поэтому никогда не оставляйте бхакти, живите по принципу “сделай или умри”. Приходите на арати, киртан, на программу. Сколько еще это тело будет со мной? Все равно однажды его придется оставить, зачем тогда привязываться? Если Кришна, Гурудев захотят, если я буду готов служить, тогда они сделают мое тело совершенным. Карма находится со мной, но как мне от нее избавиться? По их желанию все уйдет в один момент.
Поэтому не будьте слабыми в бхакти. Всегда надо быть сильными и серьезными, тогда никаких вирусов и бактерий не будет.
Джай Гуру Махарадж ки джай!
Гуру-парампара ки джай!
Гаура Премананде! Хари Хари бол!
17 декабря 2014 года