23 июня 2014 года

 

У каждого Экадаши свое имя, слава и могущество, и сегодня мы узнаем о славе Йогини Экадаши.

Сати-деви была супругой Шивы Тхакура. Близкие семейные отношения иногда приводят к потере уважения. Со временем фамильярность в отношениях со старшим входит в привычку, и человек думает: «Уж точно я значу не меньше, чем он». К чему приведет такое умонастроение? Человек может спросить о чем-то старших, но, получив ответ, не будет следовать услышанному. Такое умонастроение допускать нельзя. Вайшнавизм, так же как и бхакти, всегда характеризуется полным выражением почтения, гаурава-майи-буддхи.

Нужно твердо уяснить для себя, что гуру-варга и Вайшнавы достойны самого высокого почитания. Но вы считаете по-другому: «У меня полно последователей, я знаменит и могущественен. Поэтому я могу пренебрегать Гуру и Вайшнавами». Это очень плохо. Шива – вайшнаванам-ятха-шамбху, величайший из Вайшнавов. Он ади-гуру, девади-дев и махадев. Порой Сати-деви слушала хари-катху и киртан Шивы Тхакура, сидя у него на коленях. Шива Тхакур предоставил ей все возможности практиковать преданное служение. Но со временем Сати возгордилась своим положением супруги Шивы. Она прокляла Читракету Махараджа, а позже даже осмелилась сомневаться, что Рамачандра – это Сам Господь. Хотя Шива Тхакур предложил пранамы Господу Рамачандре и почтительно обошел вокруг Него, у Сати все равно оставались сомнения…

Когда новый преданный приходит в храм, вначале его никто не знает, но спустя какое-то время, благодаря благословениям Вайшнавов, он становится известным. Вскоре после этого он  начинает пренебрежительно относиться ко всем.

Шива Тхакур всегда следует вайшнавизму и правилам бхакти, у него нет отношений с теми, кто лишен бхакти. Поэтому он не простил супруге ее оскорбительное поведение.

«Ты можешь поступать, как пожелаешь, – произнес он. – Если бы ты приняла путь бхакти, я показал бы тебе разницу между плохим и хорошим. Но если я буду давать тебе советы, а ты будешь пропускать их мимо ушей, на твои плечи ляжет груз еще больших оскорблений».

Поэтому представители гуру-варги никогда не дают наставления тем, кто не будет им следовать. Они беспристрастны и не являются чьими-то слугами или рабами. Они с готовностью помогут вам, только если вы начнете серьезно практиковать бхакти и бхаджан.

Махапрабху произнес: «марьяда-лангхана ами на парон сахите – Я не могу терпеть нарушение этикета». Он был очень строг и наказывал любого, кто нарушал вайшнавский этикет. Так и Шива Тхакур не пошел с Сати-деви на компромисс, хотя она была его женой.

«Ты утратила свое положение, – строго сказал он Сати-деви. – Я сказал, что Рама – Верховный Господь, но ты не поверила мне и позволила себе проверять Господа. Ты прокляла Читракету Махараджа и ослушалась, когда я просил тебя не ехать в дом своего отца».

Таков пракрити-буддхи, материалистичный разум. Пренебрегая указаниями Гурудева и Вайшнавов, вы сведете ваше сукрити на нет, и в конце концов потеряете его окончательно. Ваше сердце превратится в камень. «Все вокруг меня полны недостатков, только я безупречен», – будете думать вы и в итоге лишитесь защиты. Наставления преданных утратят для вас свою сладость. Все станет горьким на вкус.

Почему вы не можете выражать почтение каждому и быть смиренным? Причина ваших недостатков заключается в том, что вы пренебрегаете указаниями Вайшнавов. Из-за ложной гордости вы считаете всех ниже себя.

Шива Тхакур сказал Сати-деви: «У меня много последователей: духов, ведьм и гоблинов. Но как я защищаю себя? Я всем выражаю почтение, постоянно повторяю святое имя и служу Господу. Я никогда не отдаляюсь от Него и Его преданных, поэтому у меня нет проблем».

Он отверг Сати-деви, поскольку она не следовала вайшнавскому этикету. В итоге Сати-деви, не выдержав разлуку с Шивой Тхакуром, сожгла себя. Затем она приняла рождение как Парвати, дочь Гималаев. С детства она сильно страдала. Ее сердце было настолько сухим, что она не любила даже своих родителей.

Однажды Нарада Риши, джагад-гуру (гуру всей вселенной), экспансия Господа, пришел к Парвати-деви. В его сердце живет любовь ко всем живым существам, и он никем не пренебрегает. «Ума, Парвати, ты дочь Гималаев, но не гордись этим, не считай себя особенной, – сказал он ей. – Твоя гордость может вырасти до небес, но ты так ничего и не поймешь. Поэтому тебе нужно совершать бхаджан».

Затем Нарада Риши поведал Сати о ее прошлой жизни. Такова обязанность гуру – он всегда защищает учеников и делает все возможное, чтобы занять их в служении Господу. Наша гуру-варга и Вайшнавы лечат обусловленные души, совершая в их сердцах «операцию».

– На самом деле ты не практикуешь бхакти, – произнес Нарада Риши. – Почему? Бхакти находится в сердцах бхакт. Если ты пренебрегаешь бхактами, ты пренебрегаешь и бхакти. Прежде ты не слушала советы бхакт, и потому отдалилась от бхакти.

– Гурудев, пожалуйста, научи меня непрерывно следовать бхакти, бхактам и гуру-варге! Шива Тхакур – мой Гуру, он необычная личность. По своей глупости я нанесла оскорбление его лотосным стопам, – с горечью промолвила Парвати.

– Сосредоточься на служении Шиве Тхакуру и ни с кем больше не заводи отношения. Выражай почтение Вишну и другим, но следуй только Шиве. Он маха-бхагавата Вайшнав и твой муж.

– Как же я смогу быть такой сосредоточенной (йогини) и не свернуть с этого пути? Как мне стать йога-юктой? Как обуздать ум и чувства и перестать действовать по своему желанию? О великий мудрец, пожалуйста, дай мне свои наставления.

Нарада Риши ответил:

– Существует только один способ, с помощью которого ты сможешь защитить себя. Это следование Экадаши, которая является матерью Бхакти-деви.

Мадхава-титхи-бхакти-джанани – Шрила Санатана Госвами в «Хари-бхакти-виласе» и Шрила Гопала Бхатта Госвами утверждают, что Экадаши-деви является матерью бхакти. Она занимает наши чувства в служении Господу и делает сильными. Экадаши-деви организует «лечение» для обусловленных душ и вовлекает в служение Господу Мадхаве, предоставляя для этого все возможности.

Великий мудрец посоветовал Парвати стать йогини. В «Шримад-Бхагаватам» Паурнамаси Йогамайя-деви говорит: «Катьяяни-маха-майи, маха-йогини-адхишвари». Маха-йогини-адхишвари, Шримати Радхарани, дает возможность общения с Нанда-гопа-сутам [Кришной].

Нарада Риши сказал Парвати: «Если ты будешь следовать Маха-йогини, тогда станешь йогини. Йогини Экадаши помогает стать йогини, а не бхогини. Все твои аскезы бесполезны, если ты не связана со сварупа-шакти, Шримати Радхарани. Как же установить с Ней отношения? Только Экадаши-деви, мать бхакти, дарует такую возможность».

Всегда старайтесь думать, как занять свои чувства в служении Мадхаве. Такое настроение присуще только враджа-деви и манджари, тем, кто следует по стопам Шримати Радхарани. Они связаны с Верховной Богиней. Любой, кто следует враджа-деви, обретет вечные отношения с Вайшнавами. Они никогда не нарушат правила этикета, а их сердца не очерствеют.

Выслушав Нараду Риши, Парвати-деви вспомнила: «Ведь Шива Тхакур часто рассказывал мне о славе Шримати Радхарани и враджа-деви! Он с утра до вечера возносил Ей молитвы:

 

макхешвари! крийешвари свадхешвари сурешвами

три-веда-бхаратишвари прамана-шасанешвари

рамешвари! кшамешвари прамода-кананешвари

враджешвари враджадхипе шри-радхике намо ’сту те

 

А у меня не было веры… Но теперь я поняла славу его Богини! – обрадовалась Парвати. – Я обещаю всегда считать его своим гуру. У меня появилась возможность прославлять Шримати Радхарани. Враджешвари враджадхипе шри радхике намо стуте – Я предлагаю пранамы лотосным стопам Шримати Радхарани. Кроме Ее лотосных стоп я не буду предлагать пранамы никому другому».

Бесполезно притворяться, что вы ученик. Можно сколько угодно восклицать: «О Гуру Махарадж! Ты все и вся для меня», но при этом не следовать его указаниям и указаниям Вайшнавов. Как же незавидно положение такого человека!

По этой причине Парвати-деви обратилась с молитвой к Нараде Риши: «Гурудев, пожалуйста, дай мне силу и желание непрерывно предлагать пранамы Шримати Радхарани. Я не хочу кланяться и вручать себя никому другому. Кроме Шримати Радхики у меня нет другой покровительницы, я совсем одна. Она всегда защищает меня. Про себя я думала: “Мне все известно, я такая великая”, однако ты милостиво рассеял мои иллюзии, одарив чистым знанием».

Почему же Парвати в своей предыдущей жизни вызвала гнев Шивы Тхакура и прокляла Читракету Махараджа? Некоторые преданные думают, что они очень великие. Из-за этого они ненавидят других Вайшнавов и относятся к ним непочтительно, не боясь нанести им оскорбление. Однако Господь не терпит критики в адрес Вайшнавов, и бхакты тоже не могут смириться, когда оскорбляют других преданных – они сразу оставляют общество таких людей. Вы должны избегать тех, кто оскорбляет, ругает или ненавидит преданных. Садху-нинда, критика в адрес садху, является первой нама-апарадхой.

Видя садху, который совершает бхаджан, вы должны думать: «Я не покровитель и не судья, чтобы выносить приговор и поправлять его. Я не могу сказать: “Ты не прав, я очищу и изменю тебя”».

Парвати-деви, осознав свою ошибку, стала серьезной и осторожной. Она полностью посвятила себя садхане. День и ночь она была погружена в памятование Шримати Радхарани и повторяла радха-гаятри, сосредоточенно медитируя на свою ишта-деви.

Экадаши-деви является Мадхава-титхи, проявлением тела Кришны. Наши одиннадцать чувств – это подарок Господа, но они всегда готовы действовать только ради собственного наслаждения. Экадаши-деви меняет их, давая шанс практиковать бхакти и устанавливать дружеские отношения с бхактами.

Сегодня Йогини Экадаши. Все враджаваси, враджа-деви, маха-бхагаваты и Вайшнавы следуют Экадаши. Сам Махапрабху следовал Экадаши и просил Свою мать делать то же самое. Строго настрого Он наставлял своих последователей соблюдать Экадаши. Когда кто-либо признавался Махапрабху в своей несостоятельности, Тот милостиво отвечал: «Твои чувства и ум бесполезны. Это они все время толкают тебя на неверный путь. Ты пытаешься следовать бхакти, но они уводят тебя в сторону. Поэтому прими прибежище у лотосных стоп Экадаши-деви и следуй дню ее явления. Она мать бхакти и заботится о душах, словно о своих детях».

Мы много слышали о славе разных Экадаши. Всегда старайтесь помнить это и пересказывать другим. Но слава Экадаши-деви войдет в ваше сердце только при одном условии – если в нем нет гордости. Гуру и Вайшнавы всегда щедро раздают хари-катху, однако как Господь войдет в ваше сердце, если у вас нет любви и привязанности к повествованиям о Нем?

Хари-катха Прабхупады Сарасвати Тхакура, Рупы-Рагхунатхи и всей нашей гуру-варги присутствует в своей безупречной форме и в наши дни, тем не менее не каждый способен принять и усвоить ее.

Экадаши-деви лечит обусловленные души, помогая им исправиться. Следующая шлока дает предоставление, как она это делает.

 

шринватам сва-катхах кришнах

пунья-шравана-киртанах

хридй антах-стхо хй абхадрани

видхуноти сухрит сатам

            (Шримад-Бхагаватам, 1.2.17)

 

«Должное слушание и воспевание славы Шри Кришны обладают огромным могуществом. Кришна, вечный друг преданных, проявляется в сердцах тех, кто любит слушать повествования о Нем, и очищает их сердца от стремления к материальным наслаждениям».

 

Садху присутствуют в хари-катхе, кришна-катхе, а также там, где ее рассказывают, почитают и любят. Ради блага обусловленных душ садху просят Экадаши-деви: «О мать Бхакти-деви, Экадаши-деви, пожалуйста, помоги этим заблудшим душам». Но у обусловленных душ нет ни малейшего желания получить помощь… Они не почитают и не поклоняются Экадаши-деви. Живя в храме, они думают: «Когда же будет манговый коктейль? Если будет много вкусных блюд, значит, сегодня Экадаши удался. Вот бы он был каждый день!»

Вы можете давать вашим чувствам что угодно, но знайте, что без хари-расы, враджа-расы и бхакти-расы они никогда не будут удовлетворены. Вы очистите сердце, только если пойдете к садху и получите трансцендентный нектар, который они раздают. В противном случае ваше сердце превратится в камень: смирение не проникнет в него. Раздувшееся ложное эго заставит вас быть гордым, и тогда вы все потеряете. Поэтому нужно жадно слушать кришна-катху. А как следовать кришна-бхакти? Вы сможете делать это, если предложите себя Экадаши-деви. Молитесь ей и памятуйте ее славу.

Как Махапрабху следовал Экадаши? С самого утра Он начинал киртан в Шриваса-ангане. Обычно Махапрабху закрывал двери и просил Своих спутников: «Наше единственное занятие – это киртан. Пусть он длится весь день и всю ночь. Примите омовение в Ганге и приходите сюда. Мы будем петь без остановки».

«Гопала-Говинда, Гопала-Говинда» – все пели святые имена Господа и танцевали в экстазе. Под влиянием премы Махапрабху каждый чувствовал себя окрыленным. Когда сварупа-шакти Кришны растаяла от сострадания, проявилось исполненное любви божество, Экадаши-деви.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить