К чему приводит критика

Вся слава Шри Шри Гуру и Гауранге!

Дорогие друзья, примите, пожалуйста, наши поклоны. 8 февраля мы будем отмечать день явления великого святого, божественного учителя, нашего возлюбленного Гуру-пада-падмы – нитья-лила-правишта ом вишнупад аштоттара-шата парамахамса паривраджак-ачарья Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа.

Истинные духовные учителя никогда не прославляют себя, поэтому во время присутствия на Земле их слава остается скрытой. Когда чистый духовный учитель приходит в этот мир, он, словно солнце чистой любви, озаряет все вокруг. А когда он возвращается в вечную обитель игр Шри Шри Радхи-Кришны, весь мир погружается во тьму… Но благодаря усилиям искренних учеников слава Шри Гуру-пада-падмы раскрывается с новой силой, согревая своими лучами не только тех, кто пребывает в разлуке с ним, но и тех, кто совсем недавно встал на этот путь.

Настоящий даршан можно получить не глазами, а ушами, внимая повествованиям о славе великих преданных Господа. Пусть же такие фестивали, как день явления и ухода Шрилы Гурудева, станут «пиршеством» хари-катхи о нем. Пусть по всему миру распространяется этот трансцендентный свет – слава уникальных качеств и деяний Шрилы Гурудева!

Шрила Гурудева авирбхава-махотсава ки джай!

В надежде служить Шри Гуру и Вайшнавам,

команда Бхакта-бандхав

D0pLPEfZhSc

Шрипад Премананда Прабху

(к дню явления Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа)

Как-то раз из Навадвипы в Матхуру переехал один брахмачари. Он был против Гурудева. Чтобы впечатлить жителей храма, он держал суровые аскезы, изображая из себя великого садху. Например, он ходил рано утром на Ямуну, предлагая по всему пути дандават-пранамы, а затем, совершив омовение, в мокрой одежде таким же образом возвращался в храм. На Экадаши этот брахмачари  следовал нирджала-врате, а в Картику ел только хавишьянну (кичри без специй). В храме он практически не служил. Однажды после Чатурмасьи он заявил: «Все здесь падшие обманщики, нет ни одного настоящего садху и никто не совершает врату должным образом: не держат нирджал на Экадаши, не читают правильно мантру и пуджу Бхагавану проводят плохо. Они принимают продукты, пожертвованные домохозяевами, и строят из себя садху. Но все они – падшие».

Шрила Гурудев сказал этому человеку: «Нельзя быть таким гордым. Эта аханкара, ложное эго, погубит тебя. Вспомни: ведь Равану погубила именно его гордыня. Бхагаван не потерпит высокомерных. Прекрати так вести себя».

Но юноша продолжал: «Да здесь все падшие! Никто не совершает бхаджан как положено, не следует Чатурмасье строго. А вы…», – в оскорбительном тоне он обратился напрямую к Гурудеву: «Вы вообще следуете Шива-ратри! Ох… Вы прямо здесь устраиваете место для Господа Шивы».

Таким образом, своей критикой он не пощадил даже Шрилу Гурудева.

Однако Шрила Гурудев был очень терпелив, он ничего не сказал, только подумал: «Он мой духовный брат и не понимает, что делает. Я промолчу».

Через несколько дней этот брахмачари решил, что не будет принимать пищу, собранную на бхикше. «Уж лучше пойти работать и жить на честно заработанные деньги, – решил он. – Грешно оббирать враджаваси и есть то, что не заработано трудом. Я поселюсь вне храма и буду служить враджаваси, работая рикшавалой».

Как Шрила Гурудев мог ему помочь? Это был очень упрямый брахмачари, не слушавший ничьих советов. Шрила Гурудев много раз пытался убедить его вернуться в матх, но тот и слышать об этом не хотел. Он жил на берегу Ямуны, а днем возил людей на рикше. При этом он носил шафрановые одежды, из-за чего люди стали критиковать матх. Через какое-то время Шрила Гурудев увидел его на берегу Ямуны в маленькой хижине.

«Как у тебя дела? – спросил Шрила Гурудев. – Приходи в храм хоть на прасад».

«Нет, вы только и делаете, что собираете деньги у других. Это неправильно. Я работаю и ем то, что заработал собственным тяжелым трудом».

Гурудев подумал: «Корова, которая ослепла на один глаз, обязательно заблудится. Долго ли этот человек будет оставаться один?» И действительно, вскоре этот молодой человек подселил к себе женщину, подметавшую улицы. Днем он возил людей на рикше, а она готовила еду. Через какое-то время Шрила Гурудев заметил, что у них появился ребенок. Гурудев спросил: «Кто эта женщина рядом с тобой?»

«Она враджаваси. Своим служением ей я порадую Кришну. Она сильно болела, а я дал ей лекарства и крышу над головой. Теперь она выздоровела, готовит для меня и предлагает еду Тхакурджи, а я работаю рикшавалой. Вместе мы служим жителям Враджа».

Спустя несколько лет у этой женщины было уже несколько детей, а затем бывший брахмачари уехал в Бенгалию. Случилось так, что во время проповеди Шрила Гурудев снова встретил его: тот шел с рыболовной сетью через плечо в сопровождении жены и детей. Гурудев спросил его: «Ох, и это твой бхаджан? Это результат твоей Чатурмасья-враты? Ты всех в матхе называл падшими и говорил, что ты единственный, кто совершает бхаджан. Но что это за бхаджан? Кому ты теперь поклоняешься?»

В мужчине так и не проснулись угрызения совести. Он уверенно ответил:

– О, по милости Кешавадева и Ямуны-деви ко мне пришла эта женщина-враджаваси. Она так болела… Если бы я не служил ей, Кришна остался бы мной недоволен.

– И что эти враджаваси, которых ты собрал, едят? – спросил Гурудев.

– Они питаются пани-пхалой, дарами воды [рыбой – прим. ред.].

Когда Шрила Гурудев вернулся в Матхуру, он объяснил нам, нескольким слушателям, что подобная неудача постигает оскорбителей Гуру и Вайшнавов. Гурудев процитировал шлоку:

кахаре на коре нинда, «кришна, кришна» боле

аджайе чайтанья сеи джинибека хеле

(Ч.-б., Мадхья, 10. 312)

[Тот, кто никого не критикует и повторяет Святое Имя Кришны, с легкостью подчиняет себе непобедимого Господа Шри Чайтанью Махапрабху.]

«Никогда никого не критикуйте. Посвятите все свое время кришна-наме. Не зацикливайтесь на чужих недостатках, иначе они в скором времени перейдут к вам. Даже во сне не надо никого критиковать, – предостерегал Гурудев. – Лучше непрерывно занимайте ум в служении Господу Хари. Всегда помните об этом во время воспевания святого имени, гаятри-мантр и гуру-севы. То место, где это практикуется, является Вайкунтхой или Вриндаваном. Но место, где люди заняты критикой, подобно аду.

йе тиртхе вайшнава наи’, се тиртхете нахи яи,

ки лабха хантия дура-деша

ятхая вайшнава гана, сеи стхана вриндавана,

сеи стхане ананда ашеша

[Не ходи в «святые места», в которых нет Вайшнавов. Какое благо несет посещение таких отдаленных мест? Любое место, в котором присутствует Вайшнав,  есть Вриндаван и обитель безграничной радости.]

Господь Хари пребывает там, где Его бхакты совершают киртан и севу. Такое место несомненно является Вриндаваном. Но там, где людей переполняет гордость, и они мнят себя великими, позволяя себе критиковать Гуру и Вайшнавов, нет ни Кришны, ни Его спутников. Скорее это место чандалини, женщин-собакоедок».

Шрила Гурудев сказал: «Горделивые, суровые аскеты, с пренебрежением относящиеся к другим, не являются йогами. Они бхоги. Если человек держит нирджал в Экадаши, но при этом критикует других, возмущаясь тем, что те едят по два-три раза, отдыхают и не уделяют времени повторению мантр, тогда он на самом деле перенимает те плохие качества, которые видит в других. Эта критика в адрес Вайшнавов станет причиной его падения. Они не принимают воду, или джал, но досыта наедаются пхалой (плодами). Какими плодами? Карма-пхалой, плодами своей греховной деятельности и оскорблений. Кроме того, они забирают чужие грехи.

сеи врата, сеи тапа, сеи мора мантра джапа

сеи мора бхаджана-пуджана

В чем заключается ваша врата и тапа? Каков ваш бхаджан? Критицизм – это и есть ваша врата? Вы думаете: «Только я пощусь всухую, все остальные слабаки». Подобный менталитет принесет одни беды и страдания, и никто, даже Сам Бхагаван, не спасет от них.

С критиканами нужно действовать по-хитрому. Задарите их подарками и отправьте своей дорогой – так они будут держаться от вас на расстоянии. Лучше похвалите их, польстите, чтобы они не беспокоили вас. Не общайтесь с ними, не слушайте их наставления или хари-катху, не пойте с ними киртан. На расстоянии предлагайте им пранамы и молитесь: «О Гуру Махарадж, пожалуйста, защити меня от этого человека! Пусть он не ищет общения со мной, иначе начнет критиковать всех подряд, считая себя возвышенным Вайшнавом, который способен исправлять недостатки других».

Некоторые ученики Парам-гурудева критиковали Шрилу Гурудева прямо в лицо, говоря: «Вы разрушаете наше общество. Вы потворствуете тому, чтобы люди нарушали правила и предписания. Почему вы позволяете своим последователям играть на фисгармонии? И почему разрешаете всем петь “Радхе-Радхе”? Почему вы предоставляете женщинам возможность исполнять киртан на своих лекциях?» Они очень сильно критиковали Гурудева.

Шрила Гурудев отвечал им: «Вы – мои шикша-гуру. Сегодня вы пришли дать мне хорошие наставления, спасибо вам большое. Пожалуйста, скажите, как я могу служить вам и следовать тому, что вы советуете?»

Насколько же неудачливы те люди, которые непочтительно относились к Шриле Гурудеву и в конце концов выгнали его из Гаудия Веданта Самити! Они сами лишили себя шанса когда-либо получить милость Парам-гурудева и Кришны. Мы никогда не должны даже вспоминать о них, иначе не сможем сосредоточиться ни на Шриле Гурудеве, ни на гуру-мантре, ни на нашем поклонении или хари-катхе. Избегайте людей, которые критикуют. Они подобны полыхающему огню, который опалит вас, только вы к нему прикоснетесь. Не думайте о них. Не сгорайте в этом огне.

Шрила Гурудев рассказал нам историю про жену бедного мусульманина, который просил подаяние, чтобы прокормить свою семью. Однажды кто-то дал ей немного молока. Она принесла его домой и начала кипятить. Так как эта женщина была очень бедной, она и в глаза не видела молоко. Как же она удивилась, когда закипавшее молоко стало подниматься все выше и выше. Она воскликнула: «О Аллах, сколько милости! У меня было немного молока, а теперь оно даже не помещается в кастрюльке!» Молоко побежало, и она подбавила огня. Однако, к своему горю, очень скоро она обнаружила, что на дне кастрюли не осталось ни капли. Тогда эта женщина заплакала: «О Аллах! Ты выпил все мое молоко. Что же мне теперь пить?»

Шрила Гурудев говорил: «Критикуя Вайшнавов, вы сжигаете себя в пепел. Поэтому будьте очень осторожны. Никто не может остановить то, чему суждено произойти, поэтому всегда сохраняйте спокойствие. Никогда не позволяйте себе отдалиться от стоп Гуру, Вайшнавов и Бхагавана».

Однажды члены Гаудия Веданта Самити позавидовали Шриле Гурудеву в том, что его окружает команда сильных молодых брахмачари в Матхуре, и попытались разлучить их. Эти люди пытались уговорить юношей уехать из Матхуры, объясняя, что они дикша-ученики Шрилы Ваманы Госвами Махараджа, а не Шрилы Гурудева, поэтому не надо оставаться в Матхуре, несмотря на то, что Шрила Вамана Госвами Махарадж лично посылал их учиться у Шрилы Гурудева. Некоторым они даже угрожали физически. И все равно ни у кого из нас не пошатнулась вера в Шрилу Гурудеву, и мы никогда не жаловались ему, хотя Гурудев, конечно же, все понимал.

Он отвлекал наше внимание от этого и сосредотачивал нас на хари-катхе и писаниях. По его указанию мы должны были изучать шастры и затем цитировать по памяти все, что выучили. «Если вы не можете это процитировать, – говорил он, – тогда вам придется стоять всю лекцию, держась за уши». И он держал свое слово. Тех, кто не выполнял его наставление, он наказывал на глазах у всех. Если кто-то говорил, что ему нужно заглянуть в блокнот, Гурудев отвечал: «Не записывай в блокнот. Пусть это останется в твоем сердце».

Таким образом он тренировал всех.

Гуру-шакти придет только к тем, у кого есть гуру-бхакти.

Вы пришли к Шриле Гурудеву во время его поздних игр. Вы не видели все его деяния в этом мире… Гурудев всегда давал так много милости тем, кто принимал у него прибежище! Он неустанно обучал всему личностей, предавшихся гуру и Вайшнавам.

Храните уважение к Гурудеву и выбросите из головы негодяев, позволяющих себе критику в адрес Вайшнавов. Если они приближаются, просто предлагайте пранамы на расстоянии и старайтесь каким-то образом избежать общения с ними. Никогда не думайте о них. Хотите совершать бхаджан, бхакти и гуру-севу? Распространяйте по всему миру славу Гурудева.

Мы видим, что ИСККОН процветает по сей день. Это все благодаря верности преданных Шриле Бхактиведанте Свами Махараджу. Шрила Прабхупада – их ачарья. Например, в школе есть разные учителя и профессора, но только один директор, под чутким руководством которого школа работает. Так и в ИСККОНе есть много учителей, но директор – Прабхупада.

Таким же образом нужно понимать учение и славу Шрилы Гурудева. Необходимо учить людей, как выражать ему почтение. Тех учителей, которые пытаются украсть положение Гурудева и привести людей к себе, не рассказывая об удивительных качествах Шрилы Гурудева, ждет падение. Университет успешно действует до тех пор, пока авторитет директора непререкаем. Можно быть наставниками, лекторами или профессорами, но уважая при этом директора и принимая его главенствующее положение. Однако если они не следуют этикету или не считаются с директором, то какие из них учителя? Те, кто не приводят других к Шриле Гурудеву и не укрепляют веру в него, не могут быть настоящими гуру. Гуру – это личности, которые учат непоколебимой гуру-бхакти.

Силу обществу ИСККОН дает гуру-бхакти его последователей. Гаудия-матх продолжает процветать, поскольку все признают Шрилу Прабхупаду Сарасвати Тхакура как ачарью-основателя. В нашей рупануга гуру-варге мы все принимаем Шрилу Рупу Госвами и следуем его стопам.

Таким же образом, если мы применим этот принцип в нашей санге – объединимся, поставим Шрилу Гурудева в центр всей нашей деятельности, будем следовать его учению и примеру, тогда мы никогда не погибнем. Более того, мы сможем оказать помощь другим душам, находящимся в духовном поиске. В противном случае нашей санге придет конец.

Некоторые майявади говорят: «нидже холе нараяна, каро каре самарпана – я сам Нараяна. Зачем мне что-то предлагать Нараяне, если я и есть Он?»

Шрила Гурудев учил нас быть очень внимательными.

ависмритих кришна-падаравиндайох

кшинотй абхадрани ча шам таноти

саттвасья шуддхим параматма-бхактим

гьянам ча вигьяна-вирага-юктам

(Ш.-Б., 12.12.55)

[Памятование о лотосных стопах Господа Кришны уничтожает всё неблагоприятное и награждает величайшей удачей. Оно очищает сердце и дарует преданность Высшей Душе, а также знание, обогащенное самореализацией и отречением.]

 

Ависмритих – всегда памятуйте Кришну и Гуру. Ависмритих кришна-падаравиндайох – храните в уме лотосные стопы Кришны и тех, кто находится у Его лотосных стоп: Шри Гуру-пада-падму и Вайшнавов. Гуру-пада-падма – это личность, вручившая нас лотосным стопам Кришны, дающая нам шанс войти в духовную обитель. Несчастья будут градом сыпаться на головы невежд, которые не выказывают должного уважения Шри Гуру.

Никогда не забывайте Шрилу Гурудева. Благодаря памятованию Шри Гуру и Кришны все неблагоприятное уйдет, и тогда саттвасья шуддхим параматма-бхактим – ваше сердце станет кристально чистым, и вы обретете беспримесную преданность Высшей Душе.

Кто привел нас на этот путь и дал нам самбхандху (отношения), абхидею (процесс) и прайоджану (конечную цель жизни), шанс стать служанкой Шримати Радхики? Благодаря постоянному памятованию Шрилы Гурудева мы получим надежную защиту от всего неблагоприятного. Стоит забыть его, и ум тотчас устремится в лабиринты майи, и никто не защитит… Поэтому старайтесь помнить Шрилу Гурудева и его милость, непрерывно молитесь ему. О чем? О том, чтобы всегда была возможность совершать гуру-севу, о том, чтобы не увязнуть в майе и не возгордиться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями!:

Куратор сайта. Блогер

Оцените автора
Бхакта Бандхав Друг Каждого
Добавить комментарий