ШРИЛА ГУРУДЕВТриданди Свами Бхакти Хридой

Харе Кришна, дорогие друзья! В честь дня явления Шрилы Бхакти Хридой Бон Махараджа мы перевели лекцию, которую наш возлюбленный Шрила Гурудев, аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, дал в бхаджан-кутире Шрилы Бон Махараджа – в Мадана-Мохана-гхере. В том году отмечалось столетие со дня явления Шрилы Махараджа. Позже эта лекция была переведена с хинди Шрипадом Мадхава-прией дасом брахмачари в Шри Кешаваджи Гаудия Матхе в Матхуре.

В надежде служить Хари, Гуру и Вайшнавам,

команда Бхакта-бандхав

 

Тридандисвами Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

К дню явления Шрилы Бхакти Хридой Бон Махараджа

7 июля 2001 года, Вриндаван

 

Сегодня, в этот священный день, собралось так много ученых и святых Враджа! Я не являюсь ни святым, ни ученым, ни оратором, но я очень рад видеть, что это научное собрание выразило почтение нашему шикша-гуру, Шри Шримад Бхакти Хридой Бон Махараджу, предложив его лотосным стопам свои прекрасные подношения. Я счастлив еще и потому, что получил даршан этих великих личностей и обрел прекрасную возможность послушать их. Здесь ученые личности очень красноречиво описали некоторые грани славы Шрилы Бон Махараджа, и я хочу кое-что добавить к сказанному.

Для чего он создал университет во Вриндаване? Почему он проповедовал индийскую культуру в западных странах? Если мы вдумаемся, то поймем, что он был сильно вдохновлен открыть миру, что хотел дать Шри Чайтанья Махапрабху.

Кто такой Шри Чайтанья Махапрабху? Чтобы исполнить три Свои желания, которые остались невыполненными в Его играх, Кришна принял внутреннее настроение и золотой цвет тела Шримати Радхики – так Он нисшел в облике Шачинанданы Шри Чайтаньи Махапрабху. Он никогда не открывал школу, не писал грантхи и не устанавливал отдельную сампрадаю. Он только произнес восемь шлок, известных как «Шри Шикшаштака», и подарил миру любовь Шри Радхики, которая включает в себя стадии снехи, маны, пранайи, раги, анураги, бхавы, махабхавы, моданы и, наконец, маданы.

Никто другой не смог дать то, что по Своей беспричинной милости даровал Шри Чайтанья Махапрабху. Махапрабху пришел один раз в этот день Брахмы и подарил чудесную прему, которую прежде не мог дать даже Кришна. Махапрабху наслаждался этим нектаром, а процесс достижения премы раскрыл Шрила Рупа Госвами.

 

шри чайтанья мано’бхиштам стхапитам йена бхутале

сваям рупа када махьям дадати сва-падантикам

 

Что это за бхава, которую Шри Чайтанья Махапрабху хотел распространить? И почему  Рупа Госвами установил причины явления Махапрабху? Рупа Госвами установил уннатодджвала-бхаву, как объясняется в «Шримад-Бхагаватам» (главах, описывающих раса-лилу). Чтобы объяснить, что означает уннатодджвала-бхава, потребуется несколько часов, но я вкратце скажу кое-что на основе следующей шлоки:

 

анарпита-чарим чират карунаяватирнах калау

самарпайитум уннатодджвала-расам сва-бхакти-шриям

харих пурата-сундара-дьюти-кадамба-сандипитах

сада хридая-кандаре спхурату вах шачи-нанданах

(Чайтанья-чаритамрита, Ади, 1.4)

[Пусть же Верховный Господь, божественный сын Шримати Шачи-деви, Своим явлением озарит самую сокровенную глубину вашего сердца. Сияя, как расплавленное золото, Он по Своей беспричинной милости нисшел на Землю в эпоху Кали, чтобы даровать миру то, что не давалось в течение очень долгого времени, – самый возвышенный и сладостный вкус служения Шримати Радхике как Ее доверенной служанки, манджари-бхаву.]

Бхакти проявляется из Шри Радхи, и именно ее различные бхавы называют бхакти. Такие бхавы Радхики, как модана и мадана, невозможно дать миру, и даже Кришна не может испытать эти бхавы, что говорить о других. Кришна пришел в этот мир с настроением Шри Радхи в облике Шри Чайтаньи Махапрабху, чтобы Самому вкусить нектар Ее возвышенных настроений и даровать манджари-бхаву. В этой уннатодджвала-расе Лалита и Вишакха вынуждены ждать и просить разрешения у Шри Рупы-манджари войти в кунджу Радхики.

Шри Чайтанья Махапрабху низошел в этот мир, чтобы дать эту возвышенную бхаву, и Шрила Рупа Госвами утвердил ее здесь. Вы должны считать Шрилу Бон Махараджа принадлежащим к парампаре, идущей от Шрилы Рупы Госвами, только тогда вы сможете понять его дхарму и деяния. Я не ученый, а потому не хочу сказать ничего более этого.

Я знал его с 1946 года. Он был моим шикша-гуру. Он – один из выдающихся учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады в линии Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Он оставил дом, чтобы предаться лотосным стопам своего Гурудева, и принял от него дикшу. Ему было дано имя Нанда-суну Брахмачари. После посвящения он вместе со своим духовным братом Хаягривой дасом Брахмачари отправился в Каши. Там они встретились с директором санскритского университета, необычайно образованным человеком. Он даже был удостоен награды президентом Индии. Он был родом из Бенгалии, а потому, увидев двух этих брахмачари, спросил их: «Вы приехали из Маяпура? Вы пришли от того, кто свободно дает брахманский шнур и дикша-мантры шудрам, которые совершенно недостойны этого, и делает их брахманами

В то время им было всего двадцать три-двадцать четыре года. Они немедленно встали и ответили: «Да, мы приехали из Маяпура. Наш Гурудев – Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Если вы не возражаете, мы хотим знать, почему вы так критически высказываетесь. Нам бы хотелось узнать значение одной шлоки – мы надеемся, что вы объясните ее. В “Шримад-Бхагаватам” говорится:

ясья ял лакшанам проктам

пурашо варнабхивьяиджакам

яд аньятрапи дришьета

тат тенаива винирдишет

(Шримад-Бхагаватам, 7.11.35)

«Если человек обнаруживает качества брахмана, кшатрия, вайшьи или шудры согласно тому, как было описано выше, то, даже если он родился в другом сословии, его следует относить к определенной варне по признакам, приводимым здесь».

Услышав, как эти юноши блестяще цитируют шлоки на санскрите, и увидев их интеллектуальные способности, тот ученый задрожал от страха. Хотя он был сведущ во всех областях, тем не менее его знаний не хватило, чтобы ответить на их вопрос.

В чем же заключался их вопрос? 

«В шастрах говорится, что разделение варн дано в соответствии с качествами человека, а не в соответствии с его рождением. Такого, что сын брахмана будет брахманом, а сын шудры будет шудрой, нет в шастрах. Если бы это было указано в шастрах, то как Шри Нараде Муни стали бы поклоняться все брахманы, хотя он и родился в семье шудр? Это относится не только к Нараде, но даже и к Вьясе, Раме и Кришне – никто из них не был сыном брахмана, и все же им поклонялись брахманы. Почему это так? Вы можете ответить нам?”

Директор не смог ответить. В конце концов пришла его жена и успокоила юношей, попросив у них прощения. Что мне еще добавить об ученых способностях Шрилы Бон Махараджа?

Когда бы ни происходил какой-либо праздник или особое событие, Шрила Бон Махарадж обычно с большим почтением приглашал меня, и он милостиво окружал меня безграничной заботой – как отец, хотя я не достоин даже быть правнуком Его Божественной Милости. 

Однажды он рассказывал, что люди в основном считают, будто Кришна родился в Матхуре, а позже Его отец Васудева перенес Его в Гокулу. В основном все так и думают, но наши ачарьи, особенно Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, Шрила Джива Госвами и Шрила Санатана Госвами, прекрасно объяснили истинный смысл этой и всех других игр. Тот, кто постарается вникнуть в их комментарии, обнаружит, что, когда Акрура забрал Кришну и Балараму в Матхуру из Враджа, на самом деле это были экспансия Кришны Васудева-Кришна и экспансия Баларамы.

Я упомянул совсем немного из жизни Шрилы Бон Махараджа. То, что он проповедовал по всему миру, соответствует линии, установленной Шрилой Рупой Госвами (в отношении стадии бхаджана Шри Шри Радхе-Кришне, показанного Шри Чайтаньей Махапрабху). Обо всем этом можно рассказать в одной шлоке:

 

арадхьо бхагаван враджеша-танаяс-тад-дхама вриндаванам 

рамья качид-упасана враджа-вадху варгена йа калпита 

шримад-бхагаватам праманам амалам према пумартхо махан 

шри-чайтанья махапрабхор матам идам татрадаро нах парах 

(Чайтанья-манджуша, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур)   

 

[Высшим объектом поклонения является Шри Кришна, сын Нанды Махараджа. Шри Вриндавана-дхама – это Его трансцендентная обитель, столь же почитаемая, как и Сам Господь. Самый лучший способ поклонения Кришне – тот, которым Ему поклонялись девушки-пастушки Враджа, и «Шримад-Бхагаватам» наиболее авторитетно доказывает это. Наивысшей целью жизни является кришна-према. Таково учение Шри Чайтаньи Махапрабху, и нет ничего превыше этого.]

Этими словами я предлагаю пушпанджали его лотосным стопам.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить