27 февраля 1994 года, Матхура, Индия
Завтра день явления нашего нитья-лила-правишта ом вишнупада аштоттара-шата Шри Шримад Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа. В этот день мой Гуруджи с глубокой верой служил всей гуру-парампаре, начиная со своего духовного учителя.
Поклонение в день Вьяса-пуджи
Когда Шрила Бхактивинода Тхакур жил в Пури, он показал, как нужно проводить вьяса-пуджу. Этот процесс он перенял из сампрадаи Шанкары. В такой вьяса-пудже проводится поклонение гуру-панчаке, кришна-панчаке, вьяса-панчаке, ачарья-панчаке и панча-таттва-панчаке.
Существует семь панчак (групп из пяти личностей), и для каждой из них был дан соответствующий метод поклонения (прим. 1). Вьяса-панчака включает Вьясадеву и четырех его учеников: Паилу, Вайшампаяну, Суманту и Джаймини, а упасья-панчака состоит из пяти таттв: Кришначандраджи, Радхаджи, Гаураджи, Гададхараджи и Гурудева. В панча-таттва панчаке присутствуют Шри Кришна Чайтанья, Прабху Нитьянанда, Шри Адвайта, Гададхара и Шривас.
Для гуру-панчаки выбираются пять гуру нашей линии. Например, если бы Гуруджи проводил поклонение, он бы выбрал Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура Прабхупаду, Шрилу Гауракишору даса Бабаджи, Шрилу Бхактивиноду Тхакура и Шрилу Джаганнатху даса Бабаджи, а в центре поместил бы Шукадеву Госвами или другого гуру из бхагават-парампары Брахмы. Таким образом, мой Гуруджи в этот день поклонялся бы 35 личностям (5 x 7 = 35).
Почему наши ачарьи поклоняются всем этим гуру? Тот, кто принимает только своего гуру, пренебрегая гуру-парампарой, не сможет продвинуться в бхакти. В “Шримад-Бхагаватам” (1.1.3) говорится:
нигама-калпа-тарор галитампхалам
шука-мукхад амрита-драва-самьютам
пибата бхагаватам расам алаям
мухур ахо расика бхуви бхавуках
«О искушенные познаниями люди, вкусите же “Шримад-Бхагаватам” – зрелый плод древа желаний ведической литературы. Он изошел из уст Шри Шукадевы Госвами, отчего стал еще вкуснее, хотя его нектарный сок и прежде приносил наслаждение всем, включая и освобожденные души».
Кришна-према принадлежит не этому миру, а Голоке Вриндаване, и нисходит от Кришны к Брахме, от Брахмы к Нараде и Вьясадеве, от Вьясадевы к Шукадеве Госвами. Таким образом, она ниспадает, словно поток, который льется и по сей день.
Если где-то на пути течения поставить преграду, этот поток остановится. Поэтому мы должны принимать всех наших гуру. Когда вы принимаете одного, но не принимаете другого, то это подобно логике половины курицы (прим. 2): «Я приму только то, что сказал и написал мой Гурудев, но не верю ни в какого другого ачарью. Я полагаюсь только на моего Гурудева: на то, что он написал и что сделал. Я верю в него, а не в гуру-парампару». Что произойдет в таком случае? Все будет испорчено. Прервется связь, идущая от Кришны, и человек, который думает подобным образом, не получит истинного знания.
Рассмотрим, к примеру, родословную в материальном мире. Предположим, мы признаем своего отца, но не признаем деда. Но от кого же появился наш отец? Подобным образом у нас есть гуру в бхаджане, и он является связующим звеном. Кто является моим связующим звеном? Это Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж, который, в свою очередь, устанавливает мои отношения со Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром, Шрилой Гауракишорой дасом Бабаджи Махараджем, Шрилой Бхактивинодой Тхакуром, Шрилой Джаганнатхой дасом Бабаджи Махараджем, Шрилой Баладевой Видьябхушаной Прабху, Вишванатхой Чакраварти Тхакуром, Шьяманандой Прабху, Нароттамой дасом Тхакуром, Шринивасом Ачарьей, Кришнадасом Кавираджей Госвами, Шри Кришной Чайтаньей, Прабху Нитьянандой, Шри Адвайтой, Шри Гададхарой, всеми преданными Махапрабху во главе со Шривасом (шривасади—гаура-бхакта-вринда), Ишварой Пурипадом, Мадхавендрой Пурипадом, Лакшмипати, Мадхвачарьей и его учениками, затем с Вьясой, Нарадой, Брахмой и, в итоге, с Кришной.
Вот так мы достигаем духовной обители. Поэтому гуру в свой день рождения не стремится к тому, чтобы другие поклонялись ему – такая церемония не называлась бы вьяса-пуджей. Вьяса-пуджа означает «поклонение Вьясадеве и его линии преемственности». Тот, кто поступает иначе, не имеет понятия о гуру-парампаре, а если он не знает свою гуру-парампару, то не может совершать бхаджан. Бхаджан того, кто не принимает эту связь, бесполезен.
Обычные люди думают: «Мы можем находиться где угодно и просто повторять Харе Кришна мантру или любую другую мантру, посвященную Кришне, например, шри кришна шарана мама». Такие люди живут независимо и думают: «Есть только мой гуру. Зачем нужна гуру-парампара?» Они считают, что их бхаджан достигнет совершенства, но это не так.
«Сампрадая-вихина йе мантрас те нишпхала матаx – мантра и духовное посвящение бесполезны, если не получены от представителя одной из четырех признанных сампрадай» (Падма-пурана). Почему? Они не будут иметь духовной силы, так же как деньги, которые вы получаете за вашу работу, бесполезны, поскольку на них вы можете купить только материальные вещи. Анартхи не уйдут, они так и останутся с вами.
С другой стороны, в процессе практики настоящего бхаджана вы получите настоящий результат – трансцендентную кришна-прему. Но мы не сможем начать бхаджан, пока не примем парампару. Мы будем просто ссориться и ругаться.
Что делали Шукадева Госвами, Рупа-Санатана и другие? Они полностью оставили все мирское, оно для них ничего не значило. Если у нас есть привязанность к этому, мы будем очень далеки от бхаджана. Поэтому преданные никогда не стремились к мирскому, а тех, у кого были привязанности, они отправляли в парампару Шукрачарьи, ачарьи шукры, или семени, из которого происходят рождение, смерть и т.д. Если хотите, тоже можете пойти туда и оставаться привязанными к материальной жизни. Не нужно тогда приходить сюда. Наш путь гуру-парампары прямолинеен.
Кто такой Вьяса?
Что такое вьяса? Это линия, пересекающая обе стороны окружности и проходящая через ее центр [диаметр]. Вьяса – это тот, кто проповедует по всему миру славу имени, качеств, образов и игр Кришны.
Тот, кто распространяет лила-катху (повествования об играх) Верховного Господа по всему миру, кто рассеивает невежество джив и помогает им достичь премы, является Вьясой. Того, кто принимает на себя роль Вьясы, можно назвать ачарьей. Такой ачарья может сидеть на месте Вьясадевы (вьясасане), и ему можно поклоняться. Поклонение такой личности также является вьяса-пуджей.
Посмотрите, что сделал Вьясадева. До него приходили многие самореализованные мудрецы, такие как Капила и Джаймини. Они тоже давали наставления. Риши по имени Чарвака сказал: «Чару ааг». Чару означает «очаровательный», а ааг – «огонь». Очаровательный, сладостный. Ешь, пей, веселись, наслаждайся отношениями между юношами и девушками, богатством и изобилием, разнообразными сладостями и блюдами, приготовленными с гхи. Ешь, спи и наслаждайся вдоволь. Вот это жизнь! И нет ничего лучше этого.
Большинство людей считают именно так, но эти риши сказали: «О, то есть нам умереть, поступая так? То, что вы принимаете за сладкое, на самом деле неблагоприятно. Вначале оно кажется сладким, но в конце концов оказывается горьким. Все мирские желания – вплоть до достижения сварги, рая, – нехороши». Поэтому они посоветовали: «Практикуйте йогу: яму, нияму, асану, пранаяму, дхарану, дхьяну, самадхи (“Йога-сутра” Патанджали). Таким образом вы сможете достичь атьянта дукха нивритти – избавления от бесконечных материальных страданий».
Однако Шрила Вьясадева пришел и объявил: «Нет! Даже это не принесет истинного блага. Человек получит результаты от этой деятельности в соответствии со своим усилиями. Хотя эти результаты благоприятны, они не являются конечной целью, поскольку джива – чит, четана, то есть духовно сознающая. Она крохотная частичка Бхагавана, Верховного Господа».
Все эти философии йоги в какой-то степени верны, но не в полном объеме. Подобные процессы не устранят материальные страдания, а, наоборот, приведут к еще большим несчастьям.
Вьясадева объяснил, что живое существо (джива) – это частичка Бога (Бхагавана), она пришла в этот мир из-за того, что забыла о Бхагаване. Джива будет поистинне счастлива только в служении к Бхагавану, а это произойдет только тогда, когда она начнет служить гуру.
бхаям двитиябхинивешатах сьяд
ишад апетасья випарьяйо ‘смритих
тан-маяято будха абхаджет там
бхактьяикайешам гуру-девататма
(Ш.-Б., 11.2.37)
«Страх охватывает живое существо из-за ложного отождествления себя с материальным телом и своей погруженности во внешнюю иллюзорную энергию Бхагавана. Когда таким образом живое существо отдаляется от Бхагавана, оно забывает о своем изначальном положении слуги Господа. Это состояние страха и есть следствие влияния иллюзорной энергии, называемой майей. Поэтому разумная личность без колебаний посвящает себя чистому преданному служению Богу под руководством истинного духовного учителя, которого почитает как Божество и саму свою жизнь и душу».
Как джива попадает в этот мир? Она приходит сюда из-за забвения Бхагавана. Забыв Бхагавана, джива утрачивает разум и падает в океан материального бытия. Майя покрывает атму ложным эго, и таким образом джива отдаляется от Кришны, оказываясь в плену двитиябхинивешатах (забывая о своем истинном предназначении). Оставив служение Бхагавану, душа начинает служить самой себе и думает, что будет счастлива. Но если у нее есть хорошие самскары (впечатления в сердце, оставшиеся от благочестивой духовной деятельности в прошлых жизнях), она пойдет к сад-гуру (истинному гуру) и примет у него прибежище.
Кто такой гуру на самом деле?
Многие люди сбиты с толку относительно гуру-таттвы. Особенно в наши дни некоторые не имеют четкого представления о шикша-гуру и дикша-гуру. «Тот гуру, которого я принял в этой жизни, станет ли моим гуру в следующей?» – размышляют некоторые. Эта тема вызвала многочисленные дискуссии, но нет никаких причин для путаницы в этом вопросе, ведь гуру – это сварупа Кришны, не так ли?
гуру кришна-рупа хана шастрера прамане
гуру-рупе кришна крипа карена бхакта-гане
(Ч.-ч., Ади, 1.45)
[Все богооткровенные писания утверждают, что дикша-гуру – это внешнее проявление Верховного Господа Шри Кришны (кришна-рупа), потому что в облике духовного учителя Кришна проливает милость на преданных.]
шикша-гуруке та’ джани кришнера сварупа
антарьями, бхакта-шрештха, — эи дуи рупа
(Ч.-ч., Ади, 1.47)
[Следует знать, что шикша-гуру – это Сам Шри Кришна (кришна-сварупа). В образе Сверхдуши (чайтья-гуру – учителя в сердце) Кришна направляет душу, а в образе возвышенного преданного (бхакта-шрештхи, или ашрая-бхагавана) Он дает Свое общение и наставления (шикшу).]
Поскольку гуру – это рупа и сварупа Кришны (Его облик и внутренняя природа), разве возможно, чтобы в последующих жизнях у нас был другой гуру? Гуру будет тот же самый, но из-за нашего материального восприятия мы не сможем понять это. Люди часто спрашивают: «В следующей жизни у меня будет тот же гуру, что и сейчас, или нет?» Кришна не меняется, а гуру подобен Кришне, поэтому как он может смениться? Конечно, такого не может быть.
Гуру говорит: «Я буду приходить за тобой жизнь за жизнью, пока ты не достигнешь освобождения». Он может прийти в одном облике или в разных, но какую бы форму он ни принимал, мы должны понимать, что он является сварупой Кришны. Поэтому нет причин для беспокойств – нам нужно просто совершать садхану и иметь сильную веру в нашего гуру. Поймите это и правильно совершайте садхану и бхаджан. Тогда вы увидите, что все в порядке.
Кришна Сам приходит как гуру, и этому есть подтверждения. В противном случае Он посылает Своих наделенных полномочиями спутников, или Радхаджи устраивает это. Поэтому мы не должны отклоняться от пути, указанного нашим гуру. Мы должны быть как Рупа-Рагхунатха, совершать бхаджан и оказывать всем почтение. Спорили ли Рупа и Санатана Госвами из-за учеников: «Это мой ученик, а тот – твой»? На самом деле Шесть Госвами едва ли имели учеников…
Мы видим, что у Гопала Бхатты Госвами было несколько учеников, но только потому, что его просили принять их другие Госвами. Локанатха дас Госвами не хотел иметь учеников, и только по просьбе Дживы Госвами он принял одного ученика. В то же время любой может быть его учеником. Если мы живем, следуя их примеру и учению, мы тоже являемся их учениками. Это называется «шикша-гуру». Разве для того, кто находится во Вриндаване в тех местах, где Рупа Госвами совершал бхаджан, постоянно говорит о нем и следует его наставлениям, Рупа Госвами не будет шикша-гуру? Конечно будет. Поэтому говорится:
ванде’хам шри-гурох шри-юта-пада-камалам шри-гурун вайшнавамш ча
шри рупам сагра-джатам саха-гана-рагхунатханвитам там са-дживам
садвайтам савадхутам париджана-сахитам шри кришна-чайтанья девам
шри радха-кришна-падан саха-гана-лалита-шри вишакхавитамш ча
[В глубоком почтении я склоняюсь к лотосным стопам Шри Гурудева (дикша-гуру и бхаджана-шикша-гуру), гуру-варги (всех духовных учителей нашей парампары) и всех вайшнавов, а также к лотосным стопам Шри Рупы Госвами, его старшего брата Шри Санатаны Госвами, Шри Рагхунатхи даса Госвами, Шри Дживы Госвами и всех их последователей. Я приношу почтительные поклоны Шри Адвайте Прабху, Шри Нитьянанде Прабху, Шри Кришне Чайтанье Махапрабху и Его спутникам, и, наконец, я в глубоком почтении склоняюсь к лотосным стопам Шри Шри Радхи-Кришны и Их дорогих сакхи во главе со Шри Лалитой и Шри Вишакхой.]
Гуру, от которого принимают дикшу, называется дикша-гуру, а все другие называются шикша-гуру, но разве все они менее значимы, чем наш дикша-гуру? Нет. Чайтанья Махапрабху – наш шикша-гуру. Разве он менее значим, чем наш дикша-гуру? Поэтому не стремитесь видеть различия – принимайте гуру как акханда-гуру-таттву (проявление единого и неделимого принципа гуру) и совершайте бхаджан.
В «Шри Чайтанья-бхагавате» есть описание вьяса-пуджи: Нитьянанда Прабху провел вьяса-пуджу, украсив цветочной гирляндой Махапрабху. В этой лиле содержится много прекрасных наставлений! Поняв их, мы будем продвигаться дальше.
Вчера я рассказывал о моем Гуруджи, нитья-лила-правишта ом вишнупада аштоттара-шата Шри Шримад Бхакти Прагьяне Кешаве Госвами Махарадже. Мы должны понимать, что история жизни Гурудева и его Гурудева едины. Они тесно связаны. Если мы говорим о Кришне, исключает ли это Радхаджи?
хе кришна! каруна-синдхо!
дина-бандхо! джагат-пате!
гопеша! гопика-канта!
радха-канта! намо’сту те
[Я предлагаю свои бесчисленные пранамы Тебе, о Кришна! Ты – океан милости, друг страждущих, владыка творения, и повелитель пастухов! Ты – гопика-канта, возлюбленный гопи, но что превыше всего, Ты – Радха-канта, возлюбленный Шримати Радхики!]
Какие пранамы Кришне будут самыми лучшими? Те, которые предлагаются Радхаджи. Например:
радхе вриндаванадхише
карунамрита-вахини
крипая ниджа-падабджа
дасьям махьям прадиятам
[О Радхе, царица Вриндавана, Ты – словно полноводная река нектарной милости. Молю, даруй мне служение Твоим лотосным стопам!]
Мы не можем Их разделить. Подобным образом, прославляя моего Гуруджи, мы прославим и Шрилу Прабхупаду Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура, и гуру-парампару.
«Шримад-Бхагаватам» [Десятая Песнь] состоит из описания вечных игр Кришны, но его истинное величие – в описании игр и славы Шримати Радхики и гопи. Они прославляются даже больше, чем Кришна, и только слепые не видят в «Бхагаватам» имя Радхаджи.
В конечном счете, в «Шримад-Бхагаватам» прославляются именно гопи:
ванде нанда-враджа-стринам
пада-ренум абхикшнашах
ясам хари-катходгитам
пунати бхувана-траям
(Ш.-Б., 10.47.63)
[Вновь и вновь я предлагаю молитвы пыли с лотосных стоп девушек из деревни Махараджа Нанды. Эта исполненная чувства разлуки хари-катха, украшающая уста гопи, очищает все три мира.]
асам ахо чарана-рену джушам ахам сьям
вриндаване ким апи гулма-латаушадхинам
йа дустьяджам сва-джанам арья-патхам ча хитва
бхеджур мукунда-падавим шрутибхир вимригьям
(Ш.-Б., 10.47.61)
[Враджа-деви ради лотосных стоп Шри Кришны оставили то, от чего так трудно отказаться: детей, родственников, социальные и религиозные принципы. Этот путь према-бхакти является единственной целью всех Шрути и Упанишад. Я молюсь, чтобы родиться кустиком, лианой или травинкой во Вриндаване – тогда я смогу непрерывно омываться в трансцендентной пыли с лотосных стоп гопи.]
Куда бы мы ни посмотрели, везде прославляются гопи. Кришна не покидает Своих преданных, Свою сварупа-шакти, Радхаджи, гопи и сакхов. Он никогда не бывает один. То же самое можно сказать и о Гуруджи. Как же нам осознать его славу, как она проявится в нашем сердце? Слава гуру – в его слугах.
Тот, кто не служит своему гуру, никогда не сможет сам стать гуру. Тот, кто только считает себя гуру, на самом деле таковым не является. Кто такой гуру? Тот, кто полностью предался своему духовному учителю, служит ему и исполняет его сокровенные желания. Он является гуру-севаком.
Самое главное качество моего Гуруджи заключается в том, что он всего себя посвятил служению гуру. Он даже рисковал своей жизнью! Вот такая у него была ништха, твердая вера в своего гуру. Если бы кто-то даже слегка высказался против его гуру, он никогда не промолчал бы. Некоторые люди стерпели бы, ничего не сделали. В основном мы не должны расстраиваться или гневаться. Но даже в житейской ситуации, если сын слышит клевету в адрес своей матери и при этом молчит, его считают евнухом. Таким же образом, тот, кто, слыша хулу в адрес Бхагавана, бхакт или бхакти, не пытается ответить оскорбителю, подобен евнуху в духовной жизни! Поэтому не будьте нейтральными. Не терпите это. В ваших жилах должна вскипеть кровь в подобных случаях. Вриндаван дас Тхакур написал:
эта парихаре о йе папи нинда каре
табе латхи марон та’ра ширера упаре
(Чайтанья-бхагавата, Ади-кханда, 9.225)
[Я разобью голову тому жалкому грешнику, который пренебрегает славой Господа Нитьянанды и осмеливается критиковать Его.]
Хануман и его спутники приняли решение: «Мы сожгем Ланку дотла». Такая решимость на самом деле – это тринад апи су-ничена (относится к личности, которая смиреннее травинки).
Некоторые из лил Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа
Преданный не должен просто сидеть и слушать, когда кто-то критикует его гуру, вайшнавов или бхакти. Мы много раз видели во время Навадвипа-парикрамы, что смарта-брахманы, кастовые госвами, были против Гуруджи и чинили препятствия преданным. Почему они были против него? «Мы – Госвами в парампаре, – думали они. – На самом деле мы необразованы и ничего не знаем, и тем не менее люди поклоняются нам. Но теперь все будут поклоняться не нам, а этим вайшнавам. Они заявляют, что Махапрабху родился не в Навадвипе, а в Маяпуре. Если люди будут принимать Госвами только по качествам, тогда никто не будет поклоняться нам. Эти вайшнавы говорят:
чатур-варньям майя сриштам гуна-карма-вибхагашах
тасья картарам апи мам виддхи акартарам авьяям
(Б.-г., 4.13)
[В соответствии с тремя гунами материальной природы и связанной с ними деятельностью, Я разделил человеческое общество на четыре сословия. Но знай, что, хотя Я создатель этой системы, Сам Я, будучи неизменным, непричастен к какой-либо деятельности.]
Не принимайте за Госвами тех, у кого нет хороших качеств.
Смарта-брахманы считали: «Эти вайшнавы забирают молодых юношей и девушек из общества и дают им дикшу, тем самым способствуя развитию их бхакти к Бхагавану. Общество очень огорчается из-за этого, ведь они забирают этих прекрасных юношей и портят их, говоря: “Зачем тебе жениться, разрушать свою жизнь и глубоко погружаться в материальную жизнь?” Вместо этого они приводят их к бхакти».
Прабхупада ответил на этот вызов: «Те, кто заблуждается, считают меня своим врагом, но однажды они поймут и тогда изменят свое отношение ко мне». Так и случилось.
Когда смарта-брахманы попытались убить Прабхупаду, Гуруджи отдал ему свою одежду, а сам переоделся в его. Прабхупада не хотел отдавать свою одежду, и поэтому наш гуру отобрал ее силой и «стал» Бхактисиддхантой Сарасвати (они были похожи). Затем он отправил Прабхупаду в Маяпур. Никто не понял, что случилось. Тем временем туда прибыла полиция, но Гуруджи там тоже уже не было.
Однажды, когда я был в Матхуре, кто-то из Нимбарка-сампрадаи написал, что Махапрабху был учеником Кешавы Кашмири. Они заявляли, что Кешава Кашмири победил Махапрабху, после чего дал Ему югала-мантру и, следовательно, возможность поклоняться в мадхурья-расе. Когда я прочитал это Гуруджи, он, задрожав от гнева, произнес: «Принеси сюда ручку!» Когда я принес ручку и бумагу, он велел: «Пиши».
Гурудев продиктовал всего десять-пятнадцать строк на бенгали: «Такого человека, как Нимбарка, никогда не существовало. В нашей сампрадае была одна личность по имени Нимбадитья. Если бы человек по имени Нимбарка действительно был, его имя было бы упомянуто. Такой ученый, как Джива Госвами, или другие ученые из Мадхва-сампрадаи или любой другой сампрадаи упомянули бы его имя. Следовательно, все, что они говорят, является ложью, и противоречит “Чайтанья-чаритамрите”. Был только один человек по имени Нимбадитья, великий сампрадая-ачарья».
Итак, все записанное под диктовку Гуруджи отправил заказным письмом прямо к ним, а также опубликовал в нашем популярном журнале.
Когда эти люди прочитали эту короткую заметку, они очень расстроились и подали иск в суд на сумму в четыре лакха [более восьми тысяч долларов] в защиту своей чести и достоинства. Гуруджи ответил: «Я буду стоять на своем: человека по имени Нимбарка не было. Мы посмотрим, сможете ли вы выиграть ваши четыре лакха или нет». Он написал это им и опубликовал. Один из видных консультантов дал этим людям хороший совет: «Не связывайтесь с этой личностью. Когда мышка ищет земляного червя, она попадает в змеиную нору, где ее съедает черная змея. Лучше сидите в своей комнате и молчите, иначе вам непоздоровится». [Напуганные лидеры Нимбарка-сампрадаи замолчали и сразу прекратили дело.]
Таким же образом, некоторые сахаджия-бабаджи, которые были настроены против Шрилы Прабхупады Бхактисиддханты, утверждали: «Этот человек ничего не знает о расе. Кто-то съедает фрукт и выбрасывает косточку, а он ее подбирает и обсасывает, у него нет связи с расой. Мы обсуждаем Раса-панчадхьяю [5 глав “Бхагаватам”, описывающих раса-лилу Шри Кришны], совершаем раса-лилу и позволяем другим слушать о ней. Мы ученики Бхактивиноды Тхакура, а этот Прабхупада Бхактисиддханта ничего не знает».
Тогда Гуру Махарадж сказал, что ответит бабаджи, написав прабандха-панчакам [5 статей, в которых рассматриваются наиболее известные отклонения от сиддханты]. Таким образом он составил пять статей. Бабаджи вскипели от гнева и подали в суд на Гуруджи. Я сам испугался – в суд подали на пятерых человек: не только на Гуруджи, но и на Нрисимху Махараджа, Ваману Махараджа, Тривикраму Махараджа и меня самого, поскольку мы являлись редакторами журнала. Тогда Гуруджи привез известного юриста из Калькутты и как разьяренный лев прогремел: «Мы подтвердим каждое слово!»
Тогда они испугались. Когда Гуруджи попросили извиниться и не писать больше подобным образом, он ответил: «Я обязан писать, потому что я – санньяси, я не прислушиваюсь к мнению или просьбам обывателей. Мое дело – совершать бхаджан».
Как вы видите, Гуруджи был очень суров, и поэтому Бхакти Шаранга Госвами Махарадж, который был очень дорог Шриле Прабхупаде, дал Гуруджи титул «пашанда-гаджаика-симха» (лев, раздирающий слонов апарадх и апасиддханты). Он действительно был таким!
Он был не только превосходным оратором – его письменные труды (статьи, опубликованные в «Гаудия-патрике») также были удивительными. Гуруджи писал очень красивым языком. Чтобы нам написать немного, пришлось бы использовать в качестве источников по десять книг, а ему не требовались никакие книги. Он написал книгу «Майявада ки дживани», а также много замечательных статей, таких как «Ачинтья-бхеда-абхеда». Все это было его гуру-севой. Подобная гуру-сева не под силу обычным людям, а он сoвершал ее всю свою жизнь.
Сегодня мы празднуем вьяса-пуджу такого Гурудева. Пусть он будет милостив ко всем нам, чтобы мы могли совершать бхаджан с такой гуру-ништхой и помогали другим следовать. В чем заключается пушпанджали (подношение цветов лотосным стопам Шри Гуру)? Пушпанджали означает, что вы внутренне, всем сердцем, принимаете его учение, практикуя его в своей жизни. То есть у вас возникает решимость: «Я буду совершать бхаджан так, как это делал он». Это настоящее пушпанджали его лотосным стопам.
Примечание 1. Сегодня мы видим, что под предлогом проведения вьяса-пуджи так называемые гуру повсюду принимают пушпанджали и арчанджали, предлагаемые их собственным стопам, слушают и принимают прославления в их честь от своих учеников. Однако, те, кто только принимает пушпанджали и арчанджали, предложенные их собственным стопам, и не следует Шри Вьяса-пуджа-паддхати, который составил Шрила Бхактивинода Тхакур и отредактировал и дополнил Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада, на самом деле не совершают вьяса-пуджу. Ачарья в день вьяса-пуджи поклоняется гуру, гуру-парампаре и упасье. В соответствии с данным методом (паддхати) в этот день нужно поклоняться:
1) гуру-панчаке (Шри Гуру, Парам-гуру, Парамештхи-гуру, Паратпара-гуру, Парампаратпара-гуру);
2) ачарья-панчаке (Шри Шукадева, Рамануджа, Мадхва, Вишнусвами, Нимбадитья);
3) вьяса-панчаке (Шри Ведавьяса, Паила, Вайшампаяна, Джаймини и Суманту);
4) санакади-панчаке (Шри Санака, Санат-кумар, Санатана, Санандана и Вишваксена);
5) кришна-панчаке (Шри Кришна, Васудева, Санкаршана, Прадьюмна, Анируддха);
6) упасья-панчаке (Шри Радха, Кришна, Гаура, Гададхара, Шри Гурудев);
7) панча-таттве (Шри Кришна Чайтанья, Прабху Нитьянанда, Шри Адвайта, Гададхара, Шривас).
Высшая обязанность Шри Гаудия Сарасвата Вайшнавов заключается в том, чтобы следовать методу вьяса-пуджи, который использовал Шрила Прабхупада. (Ачарья Кешари Шри Шримад Бхакти Прагьяна Кешава Госвами – Его жизнь и учение, ч. 3).
Примечание 2. В Ведах известна особая логика, которая называется логикой половины курицы. Это самая популярная логика в Кали-югу, согласно которой полезна только та половина курицы, которая несет яйца, а другая половина курицы бесполезна.