15 августа 1996 года, Матхура
Шрила Гурудев: Вчера был тиробхава-титхи (день ухода) нашего Пуджьяпада Шрилы Бхакти Ракшак Шридхара Госвами Махараджа, духовного брата и санньяса-гуру нашего Гурудева. Я предлагаю свои сердечные поклоны его лотосным стопам. Он был одним из ближайших учеников джагат-гуру нитья-лила правишта ом вишнупада Шри Шримад Бхактисиддханты Сарасвами Госвами Тхакура. Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур дал ему титул «Бхакти Ракшак Шридхар Свами».
Порой я объяснял гаятри и говорил, что в слове А-У-М звук «а» указывает на Кришну. Он – расика-шекхара (лучший знаток трансцендентных вкусов) и сарва-шактиман (обладатель всех энергий). Он может все. В Его силах сделать невозможное возможным. Итак, Он – сарва-шактиман. Кришна также необычайно красив. Он – океан расы. Многие Его инкарнации, такие как Гарбходакашайи Вишну, могут за секунду создать этот мир. Кришна не занимается этим напрямую, Он все делает через посредников. Итак, Кришна указывает на этого Парабрахмана.
а-кареночьяте кришнах сарва-локаика-наяках
у-кареночьяте радха ма-каро джива-вачака
В слове А-У-М звук «у» означает Шримати Радхику. Она – сарва-шактимати (главенствующая Богиня всех энергий). Лалита, Вишакха и другие гопи – это Ее непосредственные экспансии, кая-вьюха. Царицы Двараки, как, например, Сатьябхама и Рукмини, являются Ее проявлениями. А в Паравйоме Шримати Радхика проявляет Лакшми и все другие энергии. Итак, Шримати Радхика – это сарва-шактимати.
«М» указывает на джив, которые являются слугами или служанками Кришны. Как же солнце озаряет этот мир? Только когда Шримати Радхика даст ему энергию. Дхимахи означает медитировать. Мы медитируем.
Тат савитур вареньям бхарго девасья. Бхарга подразумевает шакти Шри Кришны. Кто Она? Это Шримати Радхика. Она снабжает солнцу энергией и силой, чтобы оно могло освещать этот мир. Итак, мы медитируем на Шримати Радхику – именно Она должна проявиться в нашем сердце. Джива Госвами дал такое объяснение, и я вкратце пересказываю его.
Когда я приехал в Соединенные Штаты Америки, я услышал, как один из учеников Парама Пуджьяпада Шрилы Шридхара Махараджа цитирует шлоку, написанную самим Шридхаром Махараджем. Та шлока передает то же настроение. Шридхар Махарадж объяснял, что бхарга подразумевает хладини-шакти, Ту, кто озаряет солнце. Именно Она вместе с Кришной должна проявиться в наших сердцах. Я очень обрадовался, услышав, что Шридхар Махарадж Свами объяснил эту шлоку таким образом. Я никогда не слышал, чтобы Вайшнавы толковали ее таким же образом. Счастью моему не было предела.
Наш Гуру Махарадж вначале принял санньясу от Шрилы Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати. Где? В Навадвипе. Вы знаете, как это происходило? Когда бандиты Кулии напали на Шрилу Прабхупаду и его группу парикрамы, наш Гуру Махарадж тут же обменялся с ним одеждами. Шрила Прабхупада облачился в белые одежды нашего Гуру Махараджа, отдав ему свои одежды санньяси и данду. Вот только имя не дал!
[Смех]
Кроме имени Шрила Прабхупада все дал в тот день нашему Гуру Махараджу. Думаю, наш Гурудев принял настоящую санньясу именно в тот день. И Шрила Прабхупада лично просил его принять санньясу.
Трижды являясь ему во сне, Шрила Прабхупада повторял: «Почему ты не принимаешь санньясу? Если ты не сделаешь это, то моя проповедническая миссия не будет успешна. Ты должен немедленно принять санньясу». Когда Шрила Прабхупада явился во сне нашему Гурудеву в третий раз, тот решился сделать это: «Хотя Шрила Прабхупада дал мне санньясу внутренне, теперь мне нужно принять ее внешне». Но от кого ему было принять санньясу? Тогда он подумал: «Шрипад Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж наиболее квалифицирован, чтобы дать санньясу».
Гуру Махарадж и Шридхар Махарадж иногда обменивались мнениями и обсуждали сиддханту (установленные философские истины). Они опровергали аргументы друг друга. Наш Гуру Махарадж побеждал своими аргументами цитаты и доводы Шридхара Махараджа, а когда он устанавливал сиддханту, Шридхар Махарадж разбивал его утверждения. Все наши ученые Гаудия-вайшнавы с большим вниманием слушали их обсуждения.
Я лично был свидетелем многих таких бесед. Я пришел к моему Гурудеву после того, как он уже принял санньясу от Шридхара Махараджа. Пуджьяпад Вамана Махарадж, Пуджьяпад Тривикрама Махарадж и я часто ходили навестить Шридхара Махараджа. Каждый год после Навадвипа-парикрамы наш Гурудев ходил к Шридхару Махараджу, чтобы выразить ему почтение, хотя тот был младше Гуру Махараджа. Он был намного младше. Даже Вамана Махарадж считается старшим по отношению к Пуджьяпаду Шридхару Махараджу, поскольку пришел до него. Однако Вамана Махарадж был еще совсем маленьким мальчиком, когда пришел Шридхар Махарадж.
[Преданная тихо задает вопрос.]
Шрила Гурудев (переспрашивает): Что? Что она говорит?
Преданная: Когда Шрила Вамана Махарадж получил харинаму?
Шрипад Мадхава Махарадж: В 1930 году.
Преданная: Но Шрила Шридхар Махарадж получил инициацию в 1926 году.
Шрила Гурудев: Тогда может быть. Я слышал такое. Но я разузнаю подробнее.
Таким образом, Гуру Махарадж решил получить санньясу у Пуджьяпада Шридхара Махараджа, хотя тот считался младше его. Наш Гуру Махарадж присоединился к Матху Прабхупады в 1916 году и принял от него харинаму. Дикшу от Прабхупады он получил в 1918 году. Всю жизнь он оставался брахмачари. Когда наш Гуру Махарадж пришел в Матх, брахмачари и матхаваси (жителей храма) можно было пересчитать по пальцам. Он присоединился очень рано, в те времена, когда Матхов и в помине не было.
Итак, он твердо решил: «Я приму санньясу только от Пуджьяпада Шридхара Махараджа!» С этим намерением он в итоге решил отправиться в Катву. Гуру Махарадж получил санньясу от Шридхара Махараджа в том самом месте, где получил санньясу Чайтанья Махапрабху. Гуру Махарадж рассказал Пуджьяпаду Шридхару Махараджу о том, что Прабхупада дал ему санньясу во сне.
«Прабхупада нарек меня Бхакти Прагьяна Кешава», – произнес Гуру Махарадж.
«Очень хорошее имя!» – воскликнул Шридхар Махарадж.
Прагьяна означает вигьяна. Прагьяна – это пракришта рупена гьяна, а вигьяна – вишеша рупена гьяна. Это относится к бхакти, кришна-таттве и всей сиддханте. Итак, это имя сохранилось. Шридхар Махарадж часто прославлял нашего Гурудева, когда мы приходили к нему. Он столько рассказывал о нем! Очень много историй о моем Гуру Махарадже я услышал именно от Пуджьяпада Шридхара Махараджа.
Шридхар Махарадж сказал нам: «Как-то раз, придя в Гаудия Матх, я увидел одного юношу. Он сидел на стуле, сложив ноги – закинув левую на правую – на стоявший перед ним стол, и медленно покачивался. Позади него стояла очень хорошая лошадь. В руке у него была добротная трость, да и сам он был одет с иголочки, в шантипури дхоти. Санньяси подходили к нему один за другим и кланялись, а он отвечал на их вопросы и давал указания.
«Кто это?» – подумал я.
Шридхар Махарадж оставил учебу в юридическом колледже. Как-то раз он пришел посмотреть, что такое Гаудия Матх, и увидел нашего Гурудева.
«Кто это?» – спросил он у одного из преданных.
«Это Винод брахмачари. Он здесь всем заведует. Он убрал мусульманское кладбище и преобразил все вокруг».
Место, которое здесь упоминается, находится недалеко от самадхи Прабхупады. Когда мы ходили к Шридхару Махараджу, тот всегда глубоко объяснил бхакти-сиддханту. Он был известен своей обстоятельной сиддханта-вичарой. Те, кто имел какие-либо сомнения в сиддханте, шли к нашему Гурудеву и к Пуджьяпаду Шридхару Махараджу. Среди всех Вайшнавов они в особенности выбирали Пуджьяпада Шридхара Махараджа и нашего Гурудева.
Вчера был день его ухода. Мы хотим предложить наши пушпанджали лотосным стопам Пуджьяпада Шридхара Госвами Махараджа. Пусть он будет доволен! Мы знаем, что он не может умереть. Он был Вайшнавом высочайшего уровня, уттама-адхикари. Никто из Вайшнавов не умирает. Мы молимся о том, чтобы на нас пролилась его милость, ведь он был так милостив! Мы молимся, чтобы по его милости мы могли служить нашему Гурудеву, как наши ачарьи служили своим Гуру.